Захаров Петр ЗахаровичКартины и биография. Картины захарова
Захаров Петр Захарович Картины биография Zaharov Petr
Захаров Петр Захарович — живописец-портретист. Родился предположительно в 1816 году. Во время Кавказской войны русские солдаты в 1819 году нашли мертвую женщину и умирающего трехлетнего ребенка в чеченском ауле Дади-юрт, ранее разгромленном русскими войсками. Главнокомандующий Алексей Петрович Ермолов приказал армейским медикам сделать все возможное, чтоб спасти ребенка. Мальчик выжил и был отдан на воспитание казаку Захару Недоносову, у которого рос до семи лет.
Портрет Алексея Петровича Ермолова, 1842, музей Тропинина и московских художников, Москва Портрет историка ТимофеяНиколаевича Грановского, 1845От имени казака мальчик получил свою фамилию и отчество. Затем его взял на воспитание генерал Петр Николаевич Ермолов, двоюродный брат знаменитого Алексея Петровича. Уйдя в отставку и переехав с семьей в Москву, Ермолов отдал своего приемного сына на обучение к художнику-портретисту Льву Волкову.
В 1833 году Петра Захарова зачислили вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. В 1836 году Петр Захаров окончил Академию художеств, получил аттестат, право почетного потомственного гражданина и звание свободного художника. Чтобы отличаться от других художников Захаровых, Петр стал добавлять слово "Чеченец" к своей фамилии. Подписывал свои картины "Захаров из чеченцев" или "Захаров-Чеченец". За портрет Алексея Петровича Ермолова художник получил в 1843 году звание академика Императорской Академии художеств.
Из прочих картин Захарова известны писаные масляными красками портреты доктора медицины Федора Ивановича Иноземцева (1844), профессора историка Тимофея Николаевича Грановского (1845) и госпожи Постниковой (1845) и рисованные карандашом портреты семейства врача Постникова Нестора Васильевича, доктора Матушенкова, композитора Петра Петровича Булахова, автопортрет самого художника и другие работы. Многие произведения Петра Захарова находятся в Третьяковской галерее в Москве, а также в других музейных и частных собраниях. В конце 1846 года художник преждевременно ушел из жизни, скончался от чахотки. По материалам статей из Русского биографического словаря А.А. Половцова, из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. и свободных источников.
smallbay.ru
Чудесные картины Евгения Захарова - Журнал обо всём
Автор - Fridrix. Это цитата этого сообщенияЧудесные картины Евгения ЗахароваУроженец г. Реутов (Московская область), художник Евгений Захаров родился в 1958 году. Художественное образование Евгений получил в 25 лет, окончив в 1983 году Московское художественное училище. И уже в 32 года мастер стал членом Международного союза художников ЮНЕСКО. Не одно десятилетие формировался индивидуальный авторский стиль.
Сейчас Евгений работает в технике лессировочного письма, воплощая свои фантазии при помощи холста и масла. Лессировка позволяет автору создавать самые разнообразные оттенки и насыщенные цвета, что делает его картины неповторимыми и притягательными для самой взыскательной публики. Работы Евгения Захарова оценили не только на родине, но и за рубежом. Выставка работ Евгения Захарова была организованна в галерее Санта-Фе (США).
Необычные сюжеты картин для каждого раскрываются по-своему и даже одному и тому же человеку каждый раз они являются по-новому. Чувственно и оригинально, свежо и ярко, неожиданно и легко картины будят фантазию и возвышают дух зрителя. Эстетическое удовольствие - неизменный спутник всех творений Захарова. Например, картина "Поцелуй" - необычный портрет, выполненный в характерной авторской технике, написанный холодными тонами и открывающий перед зрителем эфемерный и чувственный мир романтики.
Очаровательная картина "Молодость" наполнена теплом и сочной яркостью. Её обильная цветовая гамма открывает перед нами богатство и разнообразие возможностей, лёгкость юности. Картины художника неповторимы и оригинальны, а индивидуальность ненавязчива и естественна. Поэтому неудивительна популярность художника: картины открывают сказочный мир и превращают обыденность в мечтательную феерию. И вряд ли кто-то другой сможет так полно выразить всё это на холсте!
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
kolybanov.livejournal.com
ЗАХАРОВ АНДРЕЙАндрей Захаров - одаренный живописец, обладающий смелой манерой письма, выступает с лирическими пейзажами, наполненными мимолетным настроением, очаровывающим зрителей не только красотой родной природы, но и большими раздумьями о широком понятии «Родина».
Его первый учитель - известный ростовский эмальер А.Г. Алексеев, который помог ему расти не только как художнику, но и как личности. Большую роль в его становлении сыграл также профессор Московского художественного института им. Сурикова В.Н. Забелин. Увидев его рисунки, Забелин настоял на поступлении в художественное училище, а позднее брал с собой на этюды.
Еще будучи студентом старших курсов, в 1985 году А. Захаров принимает участие в Ярославской областной художественной выставке с работой «Портал церкви Воскресения в Ростове Великом», а в 1990 году его «Зимний день в Плесе» и «Зима в Макарьеве» демонстрировались на VII региональной выставке «Художники центральных областей России» во Владимире. В его ранних полотнах чувствуется влияние характерной школы декоративной живописи, поиск лаконичного видения цвета и строгой композиции.
Высокая культура и интеллектуальная тонкость восприятия поэзии природы сближают его творчество с мастерами старшего поколения: В. Ф. Сидоровым, Ю. П. Кугачем, А. П. и С. П. Ткачевыми. Которые были его наставниками на Академической даче им. И. Е. Репина.
Творчество Андрея Аркадьевича Захарова принадлежит к ярким достижениям современной пейзажной живописи. Его полотна воплощают богатейшее многообразие родной природы, выразительность и красоту образов окружающего нас созидательного мира.
Его трудно застать в мастерской, художник ведет активную жизнь, много ездит по стране, бывает за рубежом. Свои картины-пейзажи, как и этюды, пишет только с натуры.
Андрей Аркадьевич в своих работах умеет «остановить мгновенье», очаровать зрителей поэзией красоты многогранных явлений жизни, и это подтверждает его талант вдумчивого и проникновенного мастера пейзажа.
Милые сердцу края Верхневолжской полосы вошли в его полотна, наполненные поэзией света солнца, отражающие нежные и тонкие чувства в русской душе.
Творческие поездки на север, в Карелию, к берегам Белого моря, в Новгород и Волхов воплотились в серии живописных работ «Поморские этюды» и «Рыбацкие соймы». Воды Онежского и Ильменьского озер в давние времена бороздили рыболовецкие суда «Соймы», сохранившиеся до наших дней. В пейзажах «Осень Великого Новгорода (2002), «На Волхове. В ожидании большой воды» (2005), «Соймы в снегу» (2005) автор показывает красивые места, раскрывает непосредственное проявление жизни рыбацких поселков.
На его живописных полотнах соймы «отдыхают» на заснеженном берегу в суровые зимние морозы, легко скользят навстречу солнцу, скрываясь за горизонтом, порхают по свободной глади озера — «Соймы. Невесомость» (2004). В каждом холсте найден свой неповторимый колорит, выразительное настроение покоя или бурной стихии природы. Ему чужда подробная натуралистическая живопись, он пишет по своей воле и желанию, достигая пленяющей, пластической выразительности.
Эпические пейзажи-картины «Ипатий. Последний луч» (1998), «После грозы» (2000), «Масленица. Кострома» (2006) созвучны нашему времени, в них зритель встречается с памятниками истории и архитектуры, размышляет о нашей действительности, понятиями «Родина», «национальные традиции», «духовность».
Так, в полотне «После грозы» (2000), лучи солнца, пробившиеся сквозь окно расступившихся темных туч, высветили белокаменную величественную колокольню Казанского монастыря в Вышнем Волочке. Гроза уходит, а на чистом, голубом небе нависла разноцветная радуга-дуга. Омытые и напоенные майским ливнем тонкие березы и луговые травы, влажный прозрачный воздух – все это радостное обновление природы как бы ассоциируются с нашим днем. Идут перемены в общественной жизни, возрождаются монастыри, восстанавливаются храмы, оживает духовная культура народа. Именно эти мысли звучат в картине. Луч солнца на старых стенах разрушенного монастыря указывает верный путь единения отечественной духовной и светской культуры
Андрей Аркадьевич был участником 20 международных пленэров в Греции, Италии, Франции, Польше, Германии. Возвращаясь на Родину, он устраивал отчетные выставки.
В прессе о нем писали: «Андрей Захаров в своем творчестве использует навыки достижений французского импрессионизма, но они развиваются в его творчестве на русской почве, и рождается интересный сплав нового направления русской школы импрессионизма».
Поездки в страны Европы. Встречи с шедеврами мировой живописи в Лувре, музеях Ватикана, Варшавы, знакомство на плэнере с Афинским Акрополем, руинами Римского форума, творческая работа с молодыми живописцами разных зарубежных школ и направлений – все это расширяет его мировоззрение. Укрепляет критический взгляд на манерность и модернизм, убеждает в выборе верного творческого пути русской реалистической школы.
Персональные художественные выставки А. Захарова прошли в Рыбинске, Шуе, Костроме. Произведения мастера находятся в Костромском государственном объединенном художественном музее, в Белгородском художественном музее, в Вышне-Волоцком краеведческом музее, в Народной галерее п. Солнечный, а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Пейзажи А. Захарова нашли широкое признание соотечественников. Художник устремлен к дальнейшему поиску неизведанных живописных уголков страны, созданию нового цикла полотен, раскрывающих земную красоту, способствующих воспитанию у зрителей благородных чувств и патриотизма.
А. Бузин, профессор, заслуженный деятель искусств России, искусствовед
"Мажорный март". 50х70. х.м. 2015
"Серебристый день". 70х50. х.м. 2015
"Март в Ипатьевской слободе". 50х70. х.м. 2014
"Вечер перед Рождеством". 70х50. х.м. 2015
"Натюрморт с лисичками". 50х80. х.м. 2015
"Рябиновый год", 100х80. х.м. 2016
"Волжский мотив". 40х50. х.м. 2016
"Лето". 50х40. х.м. 2016
"В уральском селе". 80х100. х.м. 2015
"На пруду". 41х51. х.м. 2016
"На Улейме". 70х50. х.м. 2015
"Ипатий после дождя". 38х74. х.м.
Картины:
www.artfund.ru
ЗАХАРОВ СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ - РУССКИЙ, СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК.: kovlam
Выдающийся акварелист.Всеобщее признание получили натюрморты художника, выполненные в технике акварельной заливки.
Писал также жанровые композиции, пейзажи, портреты, работал в технике акварели и темперы, занимался монументальной живописью и дизайном интерьеров.
Акварель С. Е. Захарова — абсолютно уникальное явление живописи, дающее зрителю возможность, при всей легкости и воздушности техники, ощутить пластику, ритм и объемность цвета как средства художественного воздействия.
kovlam.livejournal.com
Захаров Андрей -Художники
Дата и место рождения: 28 февраля 1967, Ростов Великий, Ярославская область
Образование: В 1981 году поступил в Федоскинскую школу миниатюрной живописи
1987 г. - Ярославское художественное училище
2016 г. - Санкт-Петербургский Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (факультет теории и истории искусств)
Наибольшее влияние на творчество Андрея Аркадьевича, по словам самого художника, оказали несколько человек: его первый преподаватель, мастер по эмали Александр Геннадьевич Алексеев, а также Вячеслав Николаевич Забелин — профессор Московского художественного института В. И. Сурикова.
Член Союза Художников России. Член Творческого Союза художников России, Член Международного художественного фонда.
Награждён «Серебряной и Золотой медалью» Российской академии художеств, медалью "Достойному", «Золотой медалью» Творческого союза художников России. Участник художественных выставок и пленэров в России и за рубежом: в Польше, Венгрии, Черногории, Италии, Греции, Франции, Германии и Китае.
Андрей Аркадьевич участник благотворительных аукционов «Сотбис» и «Кристис». Его работы находятся в собраниях государственных художественных музеях Костромы, Белгорода, Воронежа, Ханты-Мансийска, Волочка, Ростова Великого, «Константиновский дворец» Санкт – Петербурга, а также в художественном музее китайской провинции Шаньдун.
Вот что говорит об Андрее Захарове А. Бузин, профессор, заслуженный деятель искусств России, искусствовед:
«…Высокая культура и интеллектуальная тонкость восприятия поэзии природы сближают его творчество с мастерами старшего поколения: В. Ф. Сидоровым, Ю. П. Кугачем, А. П. и С. П. Ткачевыми. Которые были его наставниками на Академической даче им. И. Е. Репина.
Творчество Андрея Аркадьевича Захарова принадлежит к ярким достижениям современной пейзажной живописи. Его полотна воплощают богатейшее многообразие родной природы, выразительность и красоту образов окружающего нас созидательного мира.
Его трудно застать в мастерской, художник ведет активную жизнь, много ездит по стране, бывает за рубежом. Свои картины-пейзажи, как и этюды, пишет только с натуры.
Андрей Аркадьевич в своих работах умеет «остановить мгновенье», очаровать зрителей поэзией красоты многогранных явлений жизни, и это подтверждает его талант вдумчивого и проникновенного мастера пейзажа…».
Творчество Андрея Захарова, прежде всего, поражает цельностью мировосприятия художника. Круг вкусов, пристрастий, интересов очень определён и ясно прослеживается в его работах. Мастер влюблён в пейзаж, который тонко чувствует и понимает. (по материалам сайта http://zaharovart.ru/)
Мы очень рады, что Андрей Захаров присоединился к нашему пленэрному движению и стал участником и соратником пленэров и других наших проектов, а его замечательные работы пополнили коллекцию картин, которые можно будет посмотреть в нашей галерее «Русские сезоны», а также на выставках Ярославского пленэрного центра.
Участвовал в пленэрах:
plenyar.ru
Художник Петр Захаров-Чеченец: amsmolich
«Однажды русский генералИз гор к Тифлису проезжал;Ребенка пленного он вез.Тот занемог, не перенесТрудов далекого пути;Он был, казалось, лет шести,Как серна гор, пуглив и дикИ слаб и гибок, как тростник.Но в нем мучительный недугРазвил тогда могучий духЕго отцов».
В жизни Петра Захаровича Захарова (1816-1846) счастливые стечения обстоятельств неотделимы от трагических. Свои работы он подписывал «Захаров-Чеченец», «Захаров-Дадаюртский». Во время войны на Кавказе в 1819 году он остался сиротой. После боя у селения Дады-Юрт трехлетнего мальчика подобрали солдаты, которыми командовал А.П. Ермолов. Мальчика окрестили Петром, а отчество и фамилию он получил по имени солдата Захара Недоносова, который его выходил. Позже Петра отдали на воспитание П.Н. Ермолову, двоюродному брату знаменитого генерала. Заметили, что мальчик имеет способности к рисованию. П.Н. Ермолов, желая дать ему соответствующее образование, пытался устроить его к В.А. Тропинину, с которым они жили по соседству, но тот учеников не брал. Тогда мальчика определили к живописцу П.А. Дубровину. Ермолов хлопотал об устройстве в Академию художеств. Наконец, с помощью Общества поощрения художников и его председателя П.А. Кикина, Петр Захаров стал учеником академии. Общество поощрения художников приняло его на содержание. Соучениками Захарова были С. Зарянко, М. Скотти, Ф. Моллер. К сожалению, ученические работы Захарова, портреты, исполненные в Петербурге, не сохранились. Получив звание художника в 1836 году, Захаров остался в Петербурге, в Москве у Ермолова бывал наездами. «Теперь занимаюсь портретами, даю уроки рисования, надеюсь, скоро, может быть, поправятся мои обстоятельства…». Семья Ермоловых помогла ему расширить круг заказчиков. Происхождение, обстоятельства воспитания вызывали к нему особый интерес. Писатель-путешественник А.Н. Муравьев пожелал писать у него свой портрет, он же рассказал о Захарове М.Ю. Лермонтову. Эпизоды жизни художника напоминают судьбу героя поэмы «Мцыри». За портрет А.П. Ермолова 27-летний художник получил звание академика.
До сих пор неизвестно кто изображен на портрете «Неизвестного в бурке с ружьем». Портрет вызывает желание видеть в нем автопортрет Захарова. Но, как считают знатоки военного костюма, портретируемый изображен в военной форме воевавшего на Кавказе Нижегородского драгунского полка. Ружье прятали в меховой чехол для защиты от сырости. Бурка и меховая шапка – обязательные принадлежности в кавказских суровых условиях (например, известный портрет Лермонтова в бурке). Бурка служила как бы знаком принадлежности к особому кругу людей, «кавказцам».
После Академии П.Захаров жил в Петербурге. Надеялся получить возможность поехать за границу пенсионером Академии или Общества поощрения художников, но безуспешно. Из письма П.Н. Ермолову: «… здесь в Петербурге, как вам известно, я не имею никого, подобного Вам, который принял бы во мне равное участие. Только один был добрейший для художников Петр Андреевич [Кикин], который мог сделать многое … Что касается до чужих краев, то скажу, что если и чувствовал бы себя достойным быть посланным за границу, то и тогда зависит не от меня…»
У Захарова началась болезнь легких. Он вынужден покидать Петербург, жить на даче в Парголове, летом в Москве у Ермоловых. Пробовал служить в Военном министерстве – делать рисунки для трудов по истории военного костюма. Болезнь прогрессировала, поэтому покинул службу. В 1842 году переехал жить в Москву к Ермолову: «Надеюсь найти у Вас в Москве кусок хлеба да покой, хоть стыдно в мои лета думать о покое, да здоровье то изменило …»Портрет детей П.Н. Ермолова на фоне пейзажа:
В Москве Захаров лечился у известного врача И.П. Постникова. После смерти П.Н. Ермолова в семье Постниковых он нашел поддержку и дружеское расположение. Благодаря Постниковым Захаров познакомился с знаменитыми людьми Москвы: врачом И.Ф. Иноземцевым, историком, профессором Московского университета Т.Н. Грановским. Портрет Грановского – лучшая из работ Захарова:
Эту работу принято считать автопортретом (1844-1845 (?)):
Весной 1846 году П.Захаров обвенчался с А.П. Постниковой, которая уже страдала чахоткой, и к лету её уже не стало. Сам художник не дожил до осени. О его кончине сообщили петербургские газеты. Поэтому можно предположить, что он умер и похоронен был в Петербурге.В 1963 году работы «Чеченец в бурке», «Портрет неизвестного» и три рисунка были переданы в Музей изобразительных искусств в Грозном. На данный момент все они считаются пропавшими. В Третьяковской галерее хранится семь живописных полотен и девять рисунков, в Русском музее – два произведения, в Эрмитаже – пять.
amsmolich.livejournal.com
ПЕТР ЗАХАРОВ. ПОРТРЕТЫ ЧЕЧЕНСКОГО МЦЫРИ
Густые усы, бурка, пастушья горская шапка, ружье через плечо… Он мог бы прожить такую жизнь, но не прожил: история с размаху кинула его в свой кипящий котел. Он не утонул, а вынырнул – с новой судьбой и далеко от родных мест. В цивильном сюртуке и с ремеслом портретиста – немыслимом для человека его происхождения. Два портрета – одна жизнь. Художник Петр Захаров. Из чеченцев.
МЦЫРИ И АКАДЕМИК…
….И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Исповедь Мцыри Лермонтов не выдумал. Он ее слышал. Когда позировал Петру Захарову для портрета, который современники считали самым схожим, "хоть он на нем и очень польщен". Невероятная судьба художника причудливым манером отразилась в лермонтовских строчках – даром, что Захаров-чеченец ни минуты не провел в монастыре.
Он был вполне светским человеком – таким, как изобразил себя на юношеском автопортрете. И великолепным художником – в этом единодушны все критики и исследователи. С этим согласился и совет Академии художеств, который в 1843 году присвоил Петру Захаровичу Захарову звание академика. Чтобы получить это звание, Захаров написал портрет Алексея Петровича Ермолова, крупного полководца героя Бородина. Властного и жестокого Ермолова, который сначала рассыпал в прах его собственный мирный дом, а потом спас будущего художника от смерти и словно волшебник сотворил вокруг него другой мир.
Рабом и сиротой, как Мцыри, Захаров в земле чужой не умер. Хотя Отчизну, дом, друзей, родных видел, на самом деле, у других, и милых могил – чистую правду писал великий русский поэт! – у себя не находил.
КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК И РУССКИЙ ГЕНЕРАЛ…
…Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил…
Портрет А.П.Ермолова. Худ. Пётр Захаров-Чеченец. |
На захаровском портрете Ермолов стоит в рост на фоне Кавказа. Того Кавказа, где родился и некогда жил Петр Захаров, хотя его по-настоящему звали иначе, причем никто не знает как. Того Кавказа, который командир Отдельного Грузинского корпуса и управляющий гражданской частью в Грузии, Астраханской и Кавказской губерниях Ермолов столь жестоко усмирял.
Именно его решением "в тени рассыпанный аул" Дады-Юрт в 1819 году стерли с карты. "Желая наказать чеченцев, беспрерывно производящих разбой, в особенности деревни, называемые Качкалыковскими жителями, коими отогнаны у нас лошади, предположил выгнать их с земель Аксаевских, которые занимали они", – чистосердечно признался Алексей Петрович в собственноручных "Записках".
Предложение добровольно оставить родные места чеченцы отвергли, а защитить детей и жен не смогли.
"Со стороны неприятеля все, бывшие с оружием, истреблены, и число оных не менее могло быть четырехсот человек. Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования"…
Из ста сорока этих пленных, упомянутых в честном генеральском отчете, 46 девушек бросились при переправе в Терек, чтобы не достаться врагу (и в память их подвига, заметим в скобках, в республике в 2009 году учредили День чеченской женщины, отмечаемый в сентябре). А один крошечный пленник чем-то тронул солдат.
Трехлетнего на вид пацаненка, что истекал кровью возле мертвой матери, пожалели: завернули в шинель и отвезли в ставку командующего. "Вылечить!" – гаркнул суровый генерал, – "Взыщу!" Взыскивать не пришлось: армейские врачи постарались, и казак из станицы бороздиновской Захар Недоносов с генеральским поручением справился.
Найденыша крестили Петром, а отчество и фамилию соорудили из имени Недоносова. Так что все правда у Лермонтова: и русский генерал, и Тифлис, и пленный ребенок. Только дядька-казак вместо старца-монаха.
«СТРАННЫЙ ПЕТРУША» И СТУДЕНТ АКАДЕМИИ…
Портрет Петра Ермолова, брата Алексея Ермолова, приемного отца художника. Худ. Пётр Захаров-Чеченец. |
К семи годам в судьбе Пети Захарова возникает другой русский генерал. Генерал-майор, командующий 3-ей бригадой 21 пехотной дивизии тоже носил фамилию Ермолов, но звали его Петром Николаевичем. Архивы сохранили бесценную бумагу: "Свидетельство № 3610 от 25 августа 1823 года о передаче А. П. Ермоловым в Тифлисе взятого в плен мальчика, из чеченцев, Петра Захарова, на воспитание господину генерал-майору П. Н. Ермолову...".
Еще через несколько лет многодетный кузен "проконсула Кавказа" вышел в отставку и забрал своего "странного Петрушу" в Москву. Отчего же странного? Так посудите сами, ведь "кроме обучения грамоте, – писал Петр Николаевич своей матушке, – он рисует все, что попадает под руку. Видимо, будет художник, и не плохой".
Художник, и не плохой – из Петра Захарова получился. Случилось невозможное – из чеченца вышел Апеллес, как о том писал Петр Николаевич Ермолов другу. Останься он "между крутых и темных скал", и мы б не узнали замечательного портретиста Захарова: ислам запрещает рисовать людей.
Сперва приемный отец попробовал отдать десятилетнего Петрушу в Академию художеств в Петербурге, но получил вежливый отказ: ребенок мал, наймите частного учителя. Его обнаружили по соседству: заурядный портретист Лев Волков обучил мальчика азам мастерства.
Потом Захаров еще навестит учителя и напишет портрет его дочери Глаши. Портрет выдаст влюбленность художника в модель, и, упасая от кавказца, девушку отправят … на Кавказ, к сестре, где выдадут замуж за француза.
Но это случится уже потом. После того, как упорный соискатель пробьется-таки в Академию художеств, хотя бы и "посторонним учеником": инородцев и крепостных в Императорскую Академию не принимали. И крестный отец, Алексей Петрович Ермолов ничем помочь не мог: с 1827 он был отставлен от дел и находился в опале. Но Общество поощрения художников заметило "значительные успехи" и яркий талант и назначило Захарову стипендию.
Он не подведет – за картину «Старуха, гадающая в карты» Захарова удостоили малой серебряной медали. А из самого первого заработка – целых семидесяти рублей за копию с картины Ван-Дейка! – часть он отослал приемному отцу. А на другую - вроде бы съездил на родину.
ЛЕГЕНДА И БЫЛИ…
…Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Документальных свидетельств – нет. Приходится верить легенде, а она гласит, что старшая сестра Захарова была в числе тех 140 плененных жителей Дады-Юрта. Она выросла, собралась замуж и поставила жениху условие: отыскать потерянного брата. Горец условие выполнил, и брата в столице сыскал. Нашлось и доказательство, что это брат: в детстве сестра уронила малыша на острую косу, и на спине остался шрам. Шрам у Петра будто бы обнаружили. После той горской свадьбы, уверяет легенда, художник стал указывать на картинах: "Захаров из чеченцев".
В 1836 году Петр Захаров-Чеченец получил аттестат и звание "неклассного" или свободного художника и право почетного потомственного гражданина. Для Захарова (из чеченцев) и его (так и не случившегося) потомства это означало свободу – от рекрутской службы, от телесных наказаний, в выборе поля деятельности.
В Италию для совершенствования мастерства художник так и не попал – рассказывают, что лично царь вычеркнул инородца из списка. А вольный итальянский воздух был бы куда как полезен Захарову – теплолюбивый сын Кавказа страдал в Петербурге "грудью". Вместо Италии он ездил в Парголово – на кумыс.
"Какой же у нас Петруша красавец и модник", – радовался приемный отец, глядя на автопортрет Захарова. Истинный красавец и щеголь работал между тем, как бурлак, исполняя заказы и зарабатывая себе на хлеб.
Трудно поверить, но это так: именно он, красавец-щеголь исповедовался Михаилу Лермонтову, пока писал его парадный портрет.
Бабушке Елизавете Арсеньевне страсть как захотелось запечатлеть новоиспеченного корнета, выпущенного в лейб-гвардии Гусарский полк из Школы гвардейских подпрапорщиков. Портрет бабушка получила – лучший, как считается из четырнадцати лермонтовских портретов, написанных разными художниками.
В 1944-м, в год депортации чеченцев, этнической чистке подвергли и чеченца-художника, умершего век назад: портрет приписали кисти Филиппа Будкина. Но позже художника вместе с народом реабилитировали.
| |
Портрет Михаила Лермонтова. Худ. Пётр Захаров-Чеченец. |
НЕДОЛГОЕ СЧАСТЬЕ И ДОЛГАЯ ПАМЯТЬ…
Дети Петра Ермолова. Худ. Пётр Захаров-Чеченец. |
"...Я уже не свободный художник, а служащий в департаменте военных поселений Военного министерства. Потеряв здоровье и притом надежду быть отправленным за границу, я, покорный судьбе, решил избрать хоть немного, но верный кусок хлеба…"
На вожделенную Италию деньги все не собирались, а здоровье продолжало ухудшаться: сырой Санкт-Петербург медленно убивал художника. Обеспокоенный болезнью горячо любимого приёмыша Петр Николаевич Ермолов настаивает на возвращении в Москву – проживем, будут заказы!
И возвращение оказывается счастливым: там семья, к которой Петр Захаров так душевно привязан. С нескрываемой нежностью написан "Портрет детей П.Н. Ермолова" и портрет самого названного отца.
В Москве – дружеская семья Постниковых, в ней бывает весь медицинский мир, цвет московской интеллигенции, поэты, писатели, Гоголь захаживает, Языков, Петр Киреевский. А еще там красавица Сашенька, тайная любовь…
С избытка чувств подряд пишутся лучшие портреты: писателя А.Н Муравьева, историка Т.Н. Грановского, красавицы Александры Алябьевой – Захаров тонко передал ее блеск, воспетый Пушкиным, хирурга Ф.И. Иноземцева, врача И.П. Постникова, брата ненаглядной Саши. А еще композитора П.И. Булахова – он тоже бывал у Постниковых, здесь впервые исполнял свои знаменитые романсы "Тройка", "Вот на пути село большое". А романс "Гори, гори, моя звезда" будто бы о самом художнике написан, о его нескрываемом чувстве, что заметно было всем друзьям.
Парадный Ермоловский портрет принес Захарову не только звание академика, но и новые официальные заказы. Петр Захарович пишет Максимилиана Лейхтенбергского, президента Академии художеств и царского зятя. И собственную будущую тещу тоже: портрет Н.А. Постниковой ныне числят среди самых сильных его работ.
Да, да, это случилось, 14 января 1846 года в церкви Покрова Богородицы в Кудрине, точно там, где нынче стоит одна из московских высоток, бледный от волнения Петр Захарович стоял об руку с Александрой Петровной. А шафером – сам генерал Алексей Петрович Ермолов, крестный отец! Счастья оставалось ровно на пять месяцев: 15 июня в той же Покровской церкви рабу божию Александру отпели. Скоротечная чахотка, бич времени, что поделаешь…
Могучего барса – чахотку - Захаров тоже не одолел: еще до Рождества лег на Ваганьковском кладбище рядом с супругой. Судьба отмерила ему ровно тридцать лет. "...Захаров, чеченец по происхождению, известен как отличившийся и необыкновенно обещавший в сем же роде живописи..." – скорбела по поводу его кончины Императорская Академия художеств. Работы второго, по мнению Карла Брюллова, портретиста России (первым, конечно, был сам Брюллов) украсили Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей.
Пётр Захаров-Чеченец. Автопортреты художника. | Первый портрет написан в1833—1834 гг., второй - в 1842 г. |
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь...
На родину Петр Захаров тоже вернулся: автопортретом. Тот самый "Воинственный автопортрет в бурке и с ружьем" и еще несколько его работ хранились в республиканском художественном музее в Грозном. Сейчас их восстанавливают в Москве – картины пострадали в чеченскую войну. Точно как их автор когда-то.
Автор: Александр Беленький.
Читайте также:
gorets-media.ru