Описание картины Михаила Врубеля «Воскресение». Воскресение картина


Икона "Христово Воскресение": описание, значение, фото

Основным догматом христианской веры является учение о воскресении Христа Спасителя на третий день после крестной смерти. Праздник Пасхи считается центральным торжеством годового богослужебного круга. Неизменным атрибутом любого события, прославляемого церковью, является его живописный образ. Благодаря возможностям полиграфического производства, икона “Христово Воскресение” в наши дни одна из самых распространенных. Однако появление популярного ныне образа было сопряжено со многовековой историей гимнографии и догматического творчества отцов Церкви. Сложность формирования живописного сюжета заключается не только в насыщенности композиции многочисленными фигурами, но и в том, что описаний этого события у евангелистов нет. По-другому и быть не может: ученики-апостолы не присутствовали при этом, да и само чудо непостижимо для человеческого разума. Образ Воскресения считается неизобразимым, поэтому в живописи отображают события, напрямую связанные с ним. В чине Литургии Иоанна Златоуста есть такие слова: “во гробе плотью, в аду с душою, как Бог, в раю с разбойником”. Текст в некоторой мере описывает события, предшествовавшие воскресению. Оставили свой след и апокрифические писания.

Первые образы

Живописные образы первых трех веков были иносказательными и символическими. На зарождающееся церковное искусство налагали отпечаток жестокие гонения со стороны язычников. В этих условиях святыни следовало тщательно оберегать от осквернения. Важнейшее событие христианской церкви изображалось в виде ветхозаветных прообразов. Самым распространенным был образ пророка Ионы во чреве левиафана. Подобно тому, как Иона три дня находился в утробе кита, а затем был извергнут на белый свет, и Христос три дня был во гробе, а затем воскрес. Это событие воспевается в пасхальных песнопениях.

Иконографические типы

Сам момент воскрешения плоти изобразить невозможно потому, что человеческое сознание не в силах даже умозрительно представить этот процесс, тем более выразить его графически. В христианской иконографии существует ограниченное количество сюжетных линий, воплощающих для верующих величие события. Образ классического ортодоксального происхождения именуется не икона “Христово Воскресение”, а “Сошествие Христа Спасителя во ад”. Западная традиция привнесла в богослужебный обиход два более понятных сознанию обывателя распространенных ныне живописных образа: “Воскресший Христос у гроба” и “Явление воскресшего Спасителя женам-мироносицам”. Существуют вариации на эти основные темы, например, икона "Воскресение Христово с праздниками".

икона христово воскресение

Уникальный факт

Всякое действо в церкви должно быть согласовано с уставом и оправдано догматически. Современные богословы церковное учение сравнивают с черепахой, имеющей прочный панцирь для защиты. Панцирь этот выработался в борьбе со многими ересями и лжеучениями на протяжении многих столетий. Строго регламентируется и деятельность в сфере искусства. На иконе каждый мазок кисти должен быть обоснован. А вот икона “Христово Воскресение” основана на не вполне канонических источниках информации. А именно на текстах источника V века, так называемого евангелия от Никодима, отвергнутого канонической мыслью церкви.

Икона “Воскресение Христово”. Значение

Живописный образ повествует о великих и непостижимых событиях. Именно евангелие от Никодима является, пожалуй, единственным древним рукописным источником, повествующим о том, что было со Христом от момента погребения до восстания из гроба. В этом апокрифе довольно подробно описывается диалог между дьяволом и преисподней и последующие за тем события. Ад, предчувствуя свой крах, приказывает нечистым духам наглухо “запереть врата медные и запоры железные”. Но Небесный Царь сокрушает врата, связывает сатану и предает его во власть ада, повелевая содержать его в узах до второго пришествия. После этого Христос призывает всех праведников последовать за Ним. По прошествии веков догматисты облекли неканонические тексты в ортодоксальное учение. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам.

Сербская фреска

В мужской обители Милешева (Сербия) находится древний храм Вознесения XIII века. Одним из образов средневекового ансамбля настенной росписи является икона “Христово Воскресение”. На фреске изображен ангел в сияющих одеждах, что соответствует описанию этих событий у евангелиста Матфея. Небесный вестник сидит на отваленном от дверей пещеры камне. Около гроба лежат погребальные пелены Спасителя. Рядом с ангелом помещены женщины, принесшие на гроб сосуды с миром. Этот извод у православных иконописцев особого распространения не получил, а вот западная реалистическая живопись его охотно использует. Интересно, что в этом случае событие изображается без его главного участника -Христа.

икона воскресение христово

Древнейшее каноническое изображение

В 1081 году в предместье Константинополя была построена церковь. По месту своего расположения получила она название храм Христа Спасителя в Полях. По-гречески “в полях” - ἐν τῃ Χώρᾳ (эн ти хора). Так, храм и построенный позже монастырь доныне и именуют “Хора”. В начале XVI века в храме было устроено новое мозаичное покрытие интерьера. Среди сохранившихся до наших дней - икона “Воскресение Христово, сошествие во ад”. Композиция изображает Спасителя, стоящего на сорванных вратах ада. Христа окружает миндалевидный нимб. За руки Он держит встающих из гробов Адама и Еву. Позади прародителей рода человеческого праведники Ветхого Завета. Этот извод получил наибольшее распространение в иконографии.

икона воскресение христово с праздниками

Что изображено на иконе?

Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов.

икона воскресение христово описание

Икона “Воскресение Христово”. Описание

Образ, имеющий западное происхождение, представляет собой не символическую композицию, а живописное отображение евангельских событий. Как правило, изображается открытый пещера-гроб, ангел восседает на камне или находится рядом с саркофагом, в нижней части композиции поверженные римские воины и, конечно, Христос в сияющих одеждах со знамением победы над смертью в руках. На хоругви помещается крест красного цвета. На руках и ногах изображаются раны от вбитых в плоть гвоздей при распятии на кресте. Хотя икона “Воскресение Христово” и заимствована в XVII веке из католической реалистической традиции, но, облеченная в ортодоксальные канонические формы, является довольно популярной у верующих. Никаких богословских толкований она не требует.

икона воскресение христово фото

Праздников праздник

Святое Христово Воскресение церковным уставом считается не просто праздником, но особым торжеством, прославление которого продолжается в течение сорока дней. Более того, торжество самой Пасхи длится семь дней как один день. Такое возвышенное отношение верующих к восстанию Спасителя из гроба отразилось и в церковном искусстве. Самобытной линией развития живописной традиции является икона “Воскресение Христово, сошествие во ад с двунадесятыми праздниками”. Этот образ содержит в центре изображение главного события в жизни церкви, а по периметру в клеймах сюжеты двенадцати самых важных праздников, связанных с земной жизнью Христа и Богородицы. Среди подобных святынь встречаются и весьма уникальные экземпляры. Также изображаются и события страстной седмицы. Практически, икона “Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками” – это краткое изложение евангельских событий и годового круга богослужений. На событийных образах сошествие во ад изображается со многими подробностями. Композиция включает фигуры праведников, целую вереницу которых Христос выводит из преисподней.

икона воскресение христово значение

Икона на аналое

В центре храма расположена тумба с наклонной доской, именуемая аналой. На нее полагают образ святого или праздника, которому посвящена служба в этот день. Икона “Воскресение Христово” на аналое находится чаще всего: в течение сорока дней празднования Пасхи и в конце каждой недели. Ведь название выходного дня имеет христианское происхождение, последние сутки недели посвящены прославлению победы Христа над смертью.

Самые выдающиеся храмы в честь Воскресения

Одним из грандиознейших храмов России является Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, возведенный в 1694 году. Этим сооружением патриарх Никон желал воспроизвести храм Воскресения в Святом Граде и подчеркнуть главенствующее положение русской церкви в православном мире. Для этого в Москву были доставлены чертежи и модель иерусалимской святыни. Другим, хотя и менее масштабным, но не уступающим по монументальности, является храм Спаса–на–Крови в Санкт-Петербурге.

икона воскресение христово с двунадесятыми праздниками

Строительство было начато в 1883 году в память о покушении на императора Александра II. Уникальность этого собора в том, что внутренний декор выполнен из мозаики. Мозаичная коллекция - одна из крупнейших в Европе. Она уникальна по качеству исполнения. В ясные солнечные дни переливающиеся разноцветные плитки создают неповторимое ощущение торжества и причастности к духовному миру. В самом храме имеется удивительной красоты образ. Снаружи, над одним из входных порталов, также размещается икона “Воскресение Христово”. Фото, конечно, не может передать всю полноту ощущений, но создает полное представление о пышности убранства.

fb.ru

Христос Воскрес! | Милосердие.ru

Пасха – значит переход: из тьмы в свет, от зла и смерти — в жизнь, радость, мир с Богом. Радуйся, постившийся и непостившийся, праведный и грешный! Пасхальной радости на всех хватит!

Воскресение Христово, Схождение во ад. Фреска. Монастырь Хора, Каппадокия, 11 век.

Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век

Сошествие во ад, Воскресение Христово. Миниатюра из Евангелия и Апостолом; Византия, Афон, 11 век

Явление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

00125

Воскресение Христово. Наплечник Андрея Боголюбского, эмаль; 12 век

4

Воскресение Христово. Мозаика храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург). Рубеж 19 — 20 веков

3

Ангелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г

2

Воскресение Христово. Изображение Суздальских златых врат. XII век

1

Воскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

6

Воскресение Христово. Мозаика храма монастыря преподобного Луки в Фокиде (Осиос Лукас). XI век

Harrowing_of_hell_from_Vasilyevskiy_chin_(1408,_Tretyakov_gallery)

Воскресение Христово, Сошествие во ад; икона кисти Андрея Рублёва (?), 1408 — 1410 гг

c6be03f653a70437b31daada1403392b

Воскресение Христово. Дионисий Ферапонтовский со ученики; икона 1502-1503 гг

8

Воскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

8

Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века

9

Воскресение Христово. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

99

Схождение во ад. Мозаика кафедрального собора Венеции – базилики Святого Марка. Венеция. 11 век. Христос попирает аллегорическую фигуру Ада – этот мотив часто встречается в иконографии

02

Сошествия в ад, Воскресение Христово. Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце из церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция; сер. 14 века

10

Уверение Фомы. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

12

Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

13

Явление Христа женам мироносицам и Воскресение. Фрагмент диптиха из слоновой кости. Константинополь. X век

ANGELICO_Resurrection

Воскресение Христа и жены у гроба; икона авторства Фра Анджелико, 1440-1441 гг

r_CASTAGNO_Resurrection

Воскресение Христа. Фреска кисти Андреа дель Кастаньо; церковь Сан-Аполлониа, Флоренция 1447 год

r_BASSANO_Resurrection

Воскресение Христа. Франческо Бассано, 1584-1588 гг

r_BELLINI_Resurrection

Воскресение Христа. Джованни Беллини, 1475-1479 гг

120340

Воскресение Христово. Русский Север, икона начало 18 века

14

Явление Христа Женам-Мироносицам (Богоматери и Марии Магдалине) после Воскресения. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Resurrection

Воскресение Христа. Пьеро делла Франческа, ок. 1460 года

Resurreccion_Prado

«Воскресение», картина Эль Греко; 1595 — 1600 гг

685960798

Воскресение Христа. Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 года

16

Явление Христа Марии Магдалине. Картина А. Иванова. 1835 г

730bcc840b40a60d62d9f39eac62b08b

Воскресение Христово. Икона кисти первой японской иконописици Рин Ямасита, подаренная наследнику российского престола Николаю Александровичу в 1891 году во время его посещения Японии

Ris._4

Сошествие Христа во ад. Икона кисти М. В. Нестерова для иконостаса собора Воскресения (Спаса на Крови), Санкт-Петербург; рубеж 19 — 20 веков

15209

Воскресение Христово. М.В.Нестеров, скиз мозаики храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), Санкт-Петербург; 1895 год

Ris._5

Сошествие Христа во ад. Икона кисти В. М. Васнецова для иконостаса собора Воскресения (Спаса на Крови), Санкт-Петербург; нач. 20 века

img-2016-04-22-11-05-20

Воскресение Христово. Современная греческая икона

voskresenie-hristovo-3

Воскресение Христово. Икона из Дворцовой церкви святых апостолов Петра и Павла (Петергоф) иконописца Д. Хомякова; академический стиль (барокко), 2010 год

www.miloserdie.ru

Описание картины Михаила Врубеля «Воскресение»

Описание картины Михаила Врубеля «Воскресение»Описание картины Михаила Врубеля «Воскресение»

«Воскресение» Врубеля представляет собой эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве.

Михаил Александрович Врубель – великий русский художник, скульптор и рисовальщик, который был пионером модернизма с оригинальным видением. Новатор по своей природе, Врубель отверг традицию, но он был не в ногу со своими временами. Некоторые современники его неправильно поняли, и жизнь Врубеля закончилась трагически. Тем не мене, практически все художники начала ХХ века считают его если не основателем, то уж точно заложившим основы русского авангарда.

Первоначально Врубель следовал по стопам отца, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, а затем сразу же поступил в Академию художеств. Его учителем был Павел Чистяков, виртуозный художник, оказавший на Врубеля огромное влияние. От него Врубель приобрел острое восприятие формы и ее компонентов. Даже в самых своих ранних картинах, он уже проявил поразительный талант в живописи и своеобразное мировоззрение. Все еще наслаждаясь академической монументальностью, затем в его работах появилась склонность к фрагментарной композиции и «незавершенному прикосновению».

С 1884 по 1889 год Врубель жил в Киеве, где он учился и работал занимался восстановлением икон и фресок Кирильской церкви (XII век), а также рисовал серию росписей и икон. Именно тогда и появилось «Воскресение». По словам многих искусствоведов, при характеристике произведений религиозной тематики того периода и, в частности, работ в Кирильской церкви, «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие радужную игру из драгоценных камней».

opisanie-kartin.com

Страстная неделя в картинах русских художников

Семирадский Генрих Ипполитович. Грешница25 апреля 2016 - Великий ПонедельникВ Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.Мф 21, 18-22

Нестеров Михаил Васильевич. Христос у Марии и Марфы

26 апреля 2016 - Великий ВторникВ Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25, 1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.

Липгарт Эрнст Карлович. Притча о мудрых и неразумных девах

27 апреля 2016 - Великая СредаВ Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды.Мф 26, 6-16

Бронников Фёдор Андреевич. Иуда

Ге Николай Николаевич. Иуда. Совесть

28 апреля 2016 - Великий Четверг. Тайная ВечеряВ Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения).

Бакалович Степан Владиславович. Омовение ног

Журавлев Фирс Сергеевич. Омовение ног (мозаика)

Живаго Семен Афанасьевич. Тайная Вечеря

Шебуев Василий Козьмич. Тайная Вечеря

Ге Николай Николаевич. Тайная Вечеря

Бейдеман Александр. Тайная Вечеря. (Эскиз росписи церкви в Ливадии)

Бейдеман Александр. Тайная Вечеря. (Эскиз росписи церкви в Ливадии)

29 апреля 2016 - Великая Пятница. Распятие ХристаВ Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.

Ге Николай Николаевич. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад

Нестеров Михаил Васильевич. Моление о чаше

Перов Василий Григорьевич. Христос в Гефсиманском саду

Куинджи Архип Иванович. Христос в Гефсиманском саду

Репин Илья Ефимович. Взятие Христа стражею

Ге Николай Николаевич. Суд синедриона

Ге Николай Николаевич. Что есть истина?

Егоров Алексей Егорович. Истязание Спасителя

Крамской Иван Николаевич. Хохот. "Радуйся, Царю Иудейский". Левый и правый фрагменты

Нестеров Михаил Васильевич. Несение креста

Моллер Федор Антонович. Несение креста

Боткин Михаил Петрович. Жены, издали смотрящие на Голгофу

Голынский Василий Андреевич. Распятие Иисуса Христа

Васнецов Виктор Михайлович. Распятый Иисус Христос

Нестеренко Василий. Распятие

Ге Николай Николаевич. Распятие

Верещагин Василий Петрович. Ночь на Голгофе

Боткин Михаил Петрович. Скорбящая Богоматерь

Кошелев Николай Андреевич. Снятие с Креста

Васнецов Виктор Михайлович. Положение во гроб

Ге Николай Николаевич. Возвращение с погребения Христа

30 апреля 2016 - Великая Суббота. Сошествие Христа во адВеликая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.

Боровиковский Владимир Лукич. Христос во гробе

1 мая 2016 -Воскресение Христово. ПасхаПасха значит "переход", "избавление". С Воскресением Христа празднуется избавление человеческого рода от власти греха и смерти.

Ге Николай Николаевич. Вестники Воскресения

Поленов Василий Дмитриевич. Возвестила радость плачущим

Нестеров Михаил Васильевич. Воскресение Господне

galik-123.livejournal.com

Тициан: Воскресение Христово - Православный журнал "Фома"

 Полиптих «Воскресение Христово» в истории живописи и в жизни Тициана

— Здравствуйте, это радио «Фома». Праздник Воскресения Христова — центральное событие в жизни каждого человека, который называет себя христианином. И нет ничего удивительного, что оно нашло отражение в совершенно разных сферах человеческой жизни, в том числе в искусстве. Нет, наверное, ни одного более-менее значимого художника, который бы Воскресение Христово как сюжет в своей живописи не затронул. Есть при этом полотна, которые считаются поворотными для истории искусства. Вот, например, полиптих «Воскресение Христово» в исполнении Тициана. Это 20-е годы XVI века. Действительно очень красивая работа, на которую, если смотришь, то первое, что бросается в глаза, — телесность. Это относится и к Спасителю, и к святому Севастиану, и к Пресвятой Богородице, и к Архангелу Гавриилу. Так Тициан увидел.

Почему именно это полотно стало одним из основных в истории живописи? Какую роль сыграло оно в жизни самого Тициана? Что собой представлял этот художник? Вот об этом сегодня будем говорить. У нас в гостях Тимофей Китнис, историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

— Здравствуйте!

— С чего начнем? Может быть, с самого Тициана? Что собой представлял этот человек?

— Думаю, да. Чтобы понять, что это за полиптих, а «Воскресение Христово» является в каком-то смысле ключевым и для самого Тициана, необходимо вспомнить его формирование как художника. Тициан родился, согласно одному из его биографов, Людовику Дольче, в 1488 году. Очевидно, это наиболее верная дата. Уже с девяти лет он стал обучаться живописи. Причем его талант был замечен очень известным художником Беллини. По характеру Тициан был немного замкнутым, неторопливым, рассудительным. Долгое время он находился в тени другого венецианского художника – Джордоне. Известный пример – когда они расписывали фресками Немецкое подворье в Венеции. К сожалению, их работы до нас не дошли из-за венецианского климата…

— Сырость, море, соль…

— Да-да. Через 20-30 лет от фресок уже ничего не осталось. Тем не менее, о них много писали. Джордоне дали расписывать фасад. А Тициан в буквальном смысле слова находился в тени, потому что он расписывал тыльную часть. Вообще этот момент – когда их сравнивали, ругали, сопоставляли, момент внутреннего соперничества – был для Тициана непростым. Надо сказать, по оценкам Вазари…

— Вазари – это биограф?

— Да, это биограф. Вазари не очень высоко ценил венецианскую школу. Он считал, что в Венеции очень мало живых образцов античности. Поэтому школу того же Беллини он считал сухой, вялой, ему не нравился их рисунок… Вообще, когда Вазари приехал в Венецию, его встретили очень холодно…

— Что вполне понятно после таких отзывов.

— Да, и уехал он оттуда чуть ли не под аплодисменты. Что же касается Тициана, то в его жизни перелом намечается, на мой взгляд, в 1510 году, когда он оставляет Венецию. К этому моменту он известный художник, но пока только в Венеции. И это время, когда страшная чума поразила город. Она унесла жизнь его друга и соперника Джордоне, вообще очень многих людей. Тициан и уехал-то из опасения за свою жизнь. Но его формирование как отчасти даже религиозного мыслителя началось в это время.

Тициан: Воскресение Христово

Вообще Тициан был прекрасно образован. Он был утонченным эстетом, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании. Отсюда – тонкость и психологическая точность его сюжетов, та самая глубина христианского содержания, которое наполняет прекрасную античную форму. Этим характеризуется эпоха Возрождения. Но у Тициана все это сочетается на совершенно уникальном уровне.

В 1510 году он расписывает в Падуе храм святого Антония, знаменитого покровителя города. Там же Тициан рассматривает известную часовню Скровеньи, расписанную Джотто, и в каком-то смысле даже полемизирует с ним, идет дальше в своей живописи. Именно там впервые появляется очень характерный для Тициана момент – повествовательность сюжета. Он не просто фиксирует какой-то момент, он рассказывает, разворачивает, приглашает зрителя к сопереживанию. Через пару лет он возвращается в Венецию уже совершенно другим человеком. Единодушно все искусствоведы признают именно эти годы началом его расцвета.

К 1520 году Тициан написал уже ряд очень известных работ. В том числе, «Распятие», где видно, что Христос – абсолютно один. Вот это одиночество умершего Бога просто потрясает. Сама природа противится этому: Источник жизни умирает. Вот эта удивительная работа имеет прямую параллель с той картиной, о которой мы с вами хотим поговорить.

— 1520 год, «Воскресение Христово», золотой век эпохи Возрождения…

— В это время Тициан уже действительно маэстро, мастер, который известен повсюду, Его знают императоры…

— А сколько ему лет в это время? Около сорока?

— Ему 32 года. Он приступает к этой работе, которая для него очень важна. Он, хорошо знакомый с образцами античности, с прекрасными скульптурами Микеланджело, с Флорентийской школой, пишет «Воскресение Христово». Здесь Христос изображен парящим. Если соотнести с «Распятием», где Господь совершенно один между небом и землей, то мы явно увидим параллель. На той работе природа протестует против этого ужаса, скорбит…

— «Колеблется земли уклад», как у Пастернака сказано…

— Совершенно верно. И в «Воскресении» Христос также между небом и землей, но креста уже нет. В Его руках развевается белый флаг, на котором изображен крест. И это уже не орудие ужасной казни, а символ победы жизни над смертью. Тело Христа прекрасно, совершенно. Мы помним, что в эпоху Возрождения всячески подчеркивается мысль, что будет воскресение всех не только душ, но и телес. Тициан пишет совершенное тело. Оно одухотворено победой над смертью, оно уже преодолело всё земное. Христос здесь ликует. И мы видим вдалеке природу, которая уже не скорбит. Это потрясающий пейзаж, восходящее солнце. В этом тоже проявляется повествовательность работ Тициана. И мы ощущаем, что вот еще немного – и будет рассвет, и остатки тьмы, ночи, сумерек, которые еще есть на картине, — они рассеются. Свет победит тьму.

Тициан очень ответственно подходил к своим работам. Про него рассказывали, что он, когда на него сходило вдохновение, начинал делать наброски, наносил первые мазки, а потом разворачивал полотно и какое-то время к нему не подходил. А потом разворачивал обратно и продолжал.

— Работа должна «настояться»…

— Да. В полиптих «Воскресение Христово» также помещен сюжет Благовещения, и это не случайно. Ведь Благовещение – это начало нашего спасения. И еще здесь есть очень почитаемый лично Тицианом святой мученик Севастиан.

— Кстати, почему его так особо выделяют?

— Дело в том, что житие святого Севастиана вообще очень глубоко переживается в западной традиции.

— Это тот святой, которого расстреляли стрелами, который после этого остался жив, его исцелили, и он после этого снова открыто исповедал себя христианином, и тогда его казнили, кажется, усекновением мечом, так?

— Да. Со святым Савастианом связан интересный момент. Вполне возможно, что этого человека лично знал император Константин. Ведь Севастиан возглавлял личную охрану императора Диоклетиана, был очень известным человеком. Он не просто римский легионер, он фактически начальник службы безопасности первого лица государства. И конечно, когда узнали, что такой человек – христианин, был большой скандал. Константин же, когда стал императором, лично распорядился, чтобы над могилой Севастиана возвели церковь. Знаменитые катакомбы Севастиана под Римом и храм, который над его мощами возведен, — все это благодаря Константину.

Святого Севастиана почитают и у нас, но на Западе сложилась какая-то особая традиция почитания. Очень многие художники писали сюжет о его мученичестве. Параллель понятная: Воскресение Христово порождает христианство, эта религия находит огромное количество последователей, люди готовы отдать за нее жизнь. Один из ярчайших примеров мученичества – святой Севастиан. Тициан считал этот сюжет одной из своих лучших работ. Причем есть предположение… У Микеланджело есть скульптурная работа, которая называется «Раб», где изображен человек со связанными руками. И некоторые искусствоведы считают, что Тициан взял ее за образец, когда писал Севастиана. Поза, фигура – действительно похожи.

Вообще, в чем революционность живописи Тициана? Мы уже говорили о повествовательности. Можно также отметить монументальность…

Тициан: Воскресение Христово. Полиптих.

— А что это такое?

— У Тициана была мысль о том, что живопись – это королева всех искусств. Живопись может выражать свои мысли даже, так сказать, скульптурно. Вот творчество Тициана как раз очень скульптурно. Он часто берет то или иное скульптурное произведение и переносит его на картину.

Еще, конечно, все признают за Тицианом потрясающее чувство красок. Одна из самых известных его работ находится все в той же Венеции, в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Там изображена Божия Матерь, Которая возносится к Своему Сыну.

— И Она там в пурпурном облачении, совершенно не традиционном для Богородицы, ведь Ее цвета – синий, голубой.

— Да. Но вся эта картина настолько залита светом, настолько завораживает, когда на нее смотришь… Это действительно одна из вершин в живописи. И вопросов особо не возникает, почему облачения пурпурные: этот цвет очень логично вытекает из атмосферы полотна. Конечно, картину надо смотреть, а не словами описывать… Но вот эта игра света и тени для Тициана – принципиально важная вещь. Его работы буквально залиты светом, в отличие, как говорят, от «сумрачного» Тинторетто, другого великого венецианца.

Некоторые считают, что Тициан прожил более ста лет. Это была очень насыщенная, потрясающая жизнь. У Тициана сложились дружеские отношения с императором Карлом V. Он написал несколько его портретов. Один портрет, кстати, пропал на итальянской почте, представляете? Послали подарок императору, и он сгинул где-то.

Тициан много путешествовал. Был в Болонье на коронации императора, был в Риме, прожил там целый год и очень основательно изучил все, что связано с его наследием. Его пригласил туда знакомый венецианец, который был секретарем у папы Льва Х. То есть жизнь Тициана действительно была очень интересной. И надо сказать, что писал он почти до смертного часа. Говорят даже, что он умер во время работы, и у него из рук выпала кисть. Возможно, это легенда, но она как-то вполне соответствует его жизни. Логично предположить, что человек умирает так, как он жил. Тициан жил работой, своим творчеством прославляя Бога.

foma.ru

Воскресение Христово: иконы, фрески, мозаики

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция «Сошествие Христа во ад», либо «Мироносицы и ангел у Гроба»

На православных иконах изображение Спасителя, встающего из гроба, вокруг которого лежат спящие воины, появилось поздно. Традиционно Воскресение Христово передают либо композиция «Сошествие Христа во ад», либо «Мироносицы и ангел у Гроба».

Воскресение Христово. Мозаика храма монастыря преподобного Луки в Фокиде (Осиос Лукас). XI век

Схождение во ад. Мозаика кафедрального собора Венеции — базилики Святого Марка. Венеция. 11 век. Христос попирает аллегорическую фигуру Ада – этот мотив часто встречается в иконографии

Пасха или Воскресение Христово — это не просто праздник. Это событие, факт, с которого началось Христианство. Слово «пасха» значит переход: от небытия — к бытию, из ада — в рай, от греха и смерти — к жизни и бессмертию.

Воскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Главный факт Воскресения Христа – неоспоримый: Христианству более 2000 лет. Несмотря на гонения древние и новые. Несмотря на теорию эволюции, полеты в космос, обещания показать последнего попа в 80-х годах 20 века. Потрясенные событием небывалым – воскресением своего умершего на Кресте Учителя, апостолы не могли молчать и разошлись с вестью по многим странам. Весть о воскресшем Христе апостолы записали в книгу «Евангелие» (с греч. – Благая весть).

Воскресение Христово. Изображение Суздальских златых врат. XII век

Явление Христа женам мироносицам и Воскресение. Фрагмент диптиха из слоновой кости. Константинополь. X век

Воскресение Христово. Миниатюра рукописи из афонского монастыря Ивирон. XIII век

Ангелы на Гробе Господнем, Явление Христа Марии Магдалине. Фреска Джотто в Ассизи. Ок. 1320 г

Воскресение Христово. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на Афоне. Конец XIII века

Явление Ангела Женам-Мироносицам. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Воскресение Христово. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века

Воскресение Христово. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Явление Ангела Женам-Мироносицам после Воскресения Христова. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Явление Христа Женам-Мироносицам (Богоматери и Марии Магдалине) после Воскресения. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Уверение Фомы. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский

Но даже апостолы не все сразу поверили в то, что Христос воскрес из мертвых. А один, Фома, прозванный потом неверующим, даже попросил Христа потрогать руками раны на Его теле. Воскресший Бог ему это позволил. И ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:28-29). Господь это сказал всем тем, кто не видел исторического Христа, но кому дается сердечное, опытное общение с воскресшим Христом в таинстве Причастия.

Воскресение Христово и Сошествие во ад ( в двух разных сценах) со сценами Шествия праведных в Рай, Чудесного улова рыбы апостолами и Благоразумного разбойника в Лоне Авраамовом. Русская икона второй половины XIX века

Явление Христа Марии Магдалине. Картина А. Иванова. 1835 г

Воскресение Христово. Палехская икона рубежа XIX-XX веков

Воскресение Христово. Мозаика храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург). Рубеж XIX-XX веков

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь, и вера наша тщетна», — пишет апостол Павел. Есть люди, которые верят во Христа, но не верят в Его воскресение. Такая вера действительно тщетна, пуста. Христос и Воскресение – неразделимы. Именно Своим воскресением Христос победил зло и смерть. И только веруя в Воскресшего Господа, мы приобщаемся этой победе. Вот почему Воскресение Христа — это ядро православной веры, которое выражается в пасхальном приветствии: «Христос воскрес – воистину воскрес!».

www.miloserdie.ru

Творчество Карраччи «Воскресение Христа» | Философия Жизни — FiloLi.ru

Ноябрь 15, 2012

«Появление картины «Воскресение Христа» современники Карраччи расценили как выдающееся событие в истории живописи — настолько их поразило мастерство, с которым автор объединил множество мотивов в единое целое» Андре Шастель

Творчество Карраччи

Воскресение Христа

1593; 217х160 смЛувр, Париж

Картины «Воскресение Христа» и «Подаяние святого Роха» были написаны в конце болонского периода творчества Карраччи. «Воскресение» предназначалось для капеллы дворца Люкини в Болонье, а вторую работу художник передал братству святого Роха незадолго до своего отъезда в Рим. Обе картины являются ярким свидетельством стилистического синтеза, к которому, в конце концов, привели живописца его долгие творческие поиски и художественные эксперименты.

Карраччи всегда был уверен в том, что выработать стиль, объединяющий в себе наиболее ценные черты искусства мастеров прошлого — всего лишь дело времени. И это время пришло. Представленные здесь картины свидетельствуют о бесконечном восхищении болонским мастером живописью венецианцев и Корреджо. Кроме того, в них явно нетрудно обнаружить черты позднего стиля Рафаэля, который Аннибале мог изучать по многочисленным живописным копиям и гравюрам. «Синтез Карраччи» означает стиль, объединяющий тенденции перехода к барокко с принципами искусства Высокого Возрождения. Однако речь идет вовсе не об искусственном компромиссе между барочной вычурностью и классической умеренностью. Каррачи идет намного дальше и достигает именно синтеза — гармонического соединения различных элементов в единой системе.

«Воскресение Христа» является работой, типичной для искусства в преддверии эпохи барокко. На это указывают как экспрессивность поз и жестов персонажей, так и мощный композиционный динамизм, в основе которого лежит тщательно продуманная игра диагоналей. С другой стороны, вполне можно утверждать, что эта симметричная, уравновешенная и предельно ясная композиция выполнена в строгом соответствии с классической традицией

В картине «Подаяние святого Роха» мы находим все тот же «динамичный синтез», о котором говорит Фридберг. Нагромождение фигур и театральность поз персонажей — родом из барокко, а точно выстроенная композиция имеет классические корни. Фридберг тонко подметил, что «все жесты и действия персонажей устремлены к одной точке (руке святого) — так железная стружка притягивается магнитом. «Дающая» рука святого Роха действительно является не только оптическим, но и смысловым центром картины ».

(1560—1609) Аннибале Карраччи

Творчество Карраччи

Карраччи: «Бобовая похлебка»Бобовая похлебкаКарраччи: «Пьета»ПьетаКарраччи: «Охота»ОхотаКарраччи: «Венера и Адонис»Венера и Адонис

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта