Нино Чакветадзе. Метафора недетских переживаний. Чакветадзе картины
Нино Чакветадзе: картины с названиями
Нино Чакветадзе (1971) родилась и живет в Тбилиси. Она окончила Тбилисскую академию художеств. С 1997 года – член союза художников Грузии. Ее творчество глубоко личное. Однако оно затрагивает чувства любого человека, который смотрит работы Нино Чакветадзе, картины которой рассказывают о доброте и детстве.
Неизбывная нежность
Лишь в 2011 году Нино Чакветадзе нашла свою тему. Она стала писать то, что ближе всего ее душе: мальчиков и девочек, дедушек и бабушек, которые по-своему тоже дети, ибо они беспомощны без нас, сильных и ласковых. Нино Чакветадзе картины пишет сердцем и душой, поэтому они неизменно вызывают ностальгические чувства, желание защитить и уберечь малыша и старика от невзгод, обогреть и приласкать, увидеть улыбку на печальном лице. Мудрые старые лица дедушки и бабушки смотрят на младенца, который безмятежно спит. Он-то не знает, сколько жизненных бурь придется ему перенести, а старая пара, которая вместе прошла не одно житейское испытание, знает, что его судьба может сложиться как угодно, и потому они так печальны. Невольно ждешь, что сейчас войдут молодые родители, подхватят малыша и зацелуют стариков, и на лицах у всех будут играть улыбки. А пока – все тона приглушенные, тихие, немного сонные. Бархат платья старушки, нежнейший кружевной воротничок, белоснежные волосы и огромные глаза пожилых супругов приковывают все внимание зрителя, а умиротворенность малыша – к нежной и печальной сосредоточенности на нем двух старичков.
И дождь, и снег
Как мало солнца пишет Нино Чакветадзе, картины которой наполнены мглой, туманом, моросящим дождем, крупными снежинками. Все под черными зонтиками, что еще больше усиливает чувство скорби, которое светится в глазах одинокого среди идущих людей ребенка или щенка. На полотне непогода. Льет дождь. Все затянуто болотно-лиловыми глухими тонами. Вдали уходящая, расположенная к зрителю спиной фигура доброго, согнутого временем и годами старичка. Он, безусловно, добр, умеет сопереживать и помогать еще более беспомощным, чем он сам. Что изобразила здесь Нино Чакветадзе? Картины отзывчивости и бескорыстия, заботливого отношения к брошенным на произвол злой судьбы: ее герой отдал свой зонтик беспомощному беленькому щеночку, а сам ушел мокнуть под дождем. Малыш хоть немного укрыт от проливного дождя и не может осмыслить своего счастья. Он пребывает в состоянии неведения. На мордочке написано недоумение. Он с таким отношением никогда не сталкивался. Кто из людей сможет повторить такой поступок?
Автопортрет на дереве
В детстве, как рассказывает сама Нино, она любила забираться на деревья. Картины грузинской художницы Нино Чакветадзе часто показывают детей в таком положении. У нее рядом с домом росло инжирное дерево. Она любила сидеть на его ветках. Весь мир становился равным ей: маленьким, уютным. Картины Нино Чакветадзе (фото, представленное здесь – одна из самых любимых работ, которая висит у нее дома) - в какой-то степени это портрет ее детства. Девочка, сидящая на толстой ветке – это она сама. Маленькая Нино печально прощается с летом. На дереве осталось несколько последних рыжих листочков, скоро зима. Вообще же, картины художника Чакветадзе Нино – это обобщения.
О работе художника
Герои Нино – очаровательные дети и милые старички. Все с огромными глазами, по которым можно определить, какой перед нами человек. В Грузии варят варенье из орехов. Когда ребенок имеет большие темные глазки, то ему всегда говорят, что они у него похожи на ореховое варенье. Дети с такими глазами всегда славные и очень приятные. Рука художницы узнаваема, и среди подражаний, а их теперь много, сразу узнаешь ее работу. Искренность, доброта, легкая грусть – все это характеризует Нино Чакветадзе, картины которой – ностальгия по счастливому детству, которое у нее было. Оно навсегда оставило чудесный след в ее жизни. Все больше отдаляясь от него с возрастом, Нино Чакветадзе картины пишет, мечтая вернуть невозможное. Ей не хочется уходить из него. В круг ее искренних счастливых сказочных чувств попадает зритель. Правда для художницы состоит в доброте и радости общения с близкими людьми. Зачастую люди в ее задумчивых персонажах на картинах узнают самих себя и пишут ей об этом. Вдохновляют на новые работы дети, случаи на улице и необыкновенно красивые старинные тбилисские двери. На работах Нино часто идет дождь или снег, потому что она сама их любит, как и романтическую нотку, которую они приносят с собой на полотно. Картины часто пишутся под тихую музыку Шопена или Гии Канчели. Музыка и тишина создают особое творческое настроение, которое может поменять ранее задуманное произведение.
Как назвать новую работу
В зависимости от изображения мир углубленного в себя детства и чистых переживаний открывает нам заново Нино Чакветадзе. Картины с названиями говорят правду: «Шарик», «Вечером», «Бабушка», «Прятки», «На утреннике», «Друзья», «Грусть», «Ангелы», «Артист», «Настоящие друзья», «Спрятались», «Дружная прогулка», «На улице», «Приключения», «Уснул», «Каникулы», «Первая любовь», «Сказка на ночь», «Осенний день», «Ожидание».
«Шарик»
На краешке пригорка, покрытом цветами и травкой, находятся три милых героя: девчушка, мальчуган и щеночек. Они стоят на фоне синего неба, которое занимает две трети полотна.
Нино Чакветадзе, картины: ангелы
Откуда ангелы пришли на картины Нино Чакветадзе? Они спустились с новогодних ёлок, да так и задержались среди нас? А может быть, пришли из снов? К тому же надо помнить, что у каждого из нас на плече сидит свой ангел и печалится, когда мы делаем что-то неправильно, и радуется, когда творим добрые дела, в особенности помогаем кому-нибудь. Ее ангелы – просто детишки с прикрепленными крылышками. Им также хочется поиграть вместе со всеми в снежки, покататься на санках, повозиться со щенками, но они всегда одни и потому печальны. Они умеют радоваться чужой радости и печалиться чужой грусти. Их Нино наградила способностью сопереживать, отзывчивостью и бескорыстием. Глядя на них, зритель радуется возможности помогать другим людям, ощущая полноту бытия.
Трогательность и наивность – это подарок Нино зрителю, который уже несколько очерствел. Она лечит добротой и скрытым в ее произведениях ласковым и дружеским расположением.
fb.ru
Нино Чакветадзе и ее картины
Нино Чакветадзе родилась в Тбилиси в 1971 году.
С 1986 по 1990 годы училась художественном институте.
С 1990 по 1996 в Тбилисской государственной академии художеств на факультете живопись.
С 1997 года член союза художников Грузии.
Картины современной грузинской художницы Нино Чакветадзе возвращают нас в детство. Они трогательны и немного наивны. Дети - главные герои нарисованные историй.
Сама иллюстратор говорит: «Все мы вышли из детства, и этот факт заставляет меня снова и снова рисовать то, что пережила сама, что оставило след в моей душе».
Когда смотришь на картины Нино Чакветадзе, то иногда не сразу понимаешь, где заканчивается грусть и начинается радость. Не знаешь, смеяться или плакать, говорить или молчать. Но ровным счетом всегда ты осознаешь, что тебе это близко, что в ее полотнах – есть частичка каждого из нас, нашей души или мечты. И даже не всегда важно: было ли это на самом деле, или все это вам когда-то приснилось. Может, все это долгий и сладкий сон, который приснился вам когда-то давно, в далеком и беззаботном детстве.
Картины Нино Чакветадзе - Zefirka
Zefirka > Картинки и фото > Картины Нино Чакветадзе
Картины современной грузинской художницы Нино Чакветадзе возвращают нас в детство. Главные герои нарисованные историй — дети.Нино Чакветадзе родилась в Тбилиси в 1971 году.С 1986 по 1990 годы училась художественном институте, а с 1990 по 1996 в Тбилисской государственной академии художеств на факультете живопись. С 1997 года член союза художников Грузии.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Картинки и фото Декабрь 24, 2014 1 758 просмотров
zefirka.net
Маленькая страна Нино Чакветадзе | Artifex.ru
Не за горами уже Новый год, а это значит, что совсем скоро зажгутся огоньки гирлянд, в домах запахнет хвоей и мандаринами, а со снежных горок с визгом полетит ребятня, не обращая внимания на замерзшие красные щеки и носики-кнопочки. В детстве ощущение сказки не покидает нас ни на секунду, но спустя годы вера в чудо постепенно исчезает. Только не у грузинской художницы Нино Чакветадзе, картины которой способны вернуть в беззаботное детство даже самого серьезного взрослого.
Сюжеты собственных полотен художница «подсматривает» из жизни детей, в том числе и своей младшей дочери. Внимательная мама не «забыла» случай, когда в свой день рождения ее малышка съела торт, не дождавшись гостей. А в будущем художница хочет изобразить трогательную историю, которую однажды наблюдала на улице. Девчушка бежала впереди брата и случайно упала, а подрастающий джентльмен помог сестре подняться и маленькими ручонками старательно отряхнул пыль с ее одежды.
Художница скучает по Тбилиси, когда находится вдали от родного города. Ведь это в лабиринте его узких улочек она когда-то начала колдовать художественной кистью. Маленькая Нино подолгу сидела на ветвях инжирного дерева и изучала старинные двери. Такой художница изобразила себя через несколько лет, а еще позднее открыла галерею там, где еще сохранилась атмосфера ее детства. Теперь первый этаж семейного дома, в котором Нино проводила время в большом кругу родственников, полностью оборудован для выставок своей повзрослевшей хозяйки.
Разговаривая со зрителем трогательным языком детства, художница точно знает, что ее работы найдут отклик в сердцах зрелого поколения. Однажды Нино написал мужчина, благодаривший мастера за картины, которые лишили его нескольких часов сна, заставив о многом подумать. Волшебство, притягивающее взгляды взрослых людей, заключено в приглушенной цветовой гамме, которую так любит Нино Чакветадзе. Ей нравится, когда идет дождь, потому что у нее он вызывает не столько грусть, сколько ностальгию. Художнице важно подарить людям возможность задуматься над тем, на что часто не хватает времени.
В еще больший восторг Нино приходит, если ее работы сумели не просто отвлечь внимание, но и вылечить измученную терзаниями детскую душу. Поэтому специально для московских психологов художница подготовила набор метафорических карт, в основу которых частично легла серия полотен «Детство».
Но картины на заказ Нино пока не пишет: эту работу она отодвинула на второй план и сейчас рисует только для близких людей, чтобы не расставаться с полюбившимися персонажами.
Сегодня художница посвятила себя дому, где живет ее огромная семья, а чудесное время, проведенное в ней, не нарисуешь даже волшебными красками. И, кстати, приближающийся Новый год Нино Чакветадзе будет праздновать по семейным грузинским традициям и с национальными вкусностями. А ты?☺
artifex.ru
Грузинская художница Нино Чакветадзе: не отпуская детства
Нино Чакветадзе создает не полотна, а стопроцентные воплощения ласки. Ее картины – это олицетворение всепоглощающей нежности и того маленького "я" — моего, вашего и других — которое сидит внутри нас, принимает взрослые решения, переносит стрессы, порой безмолвно плачет. И безудержно мечтает вернуться в прошлое, в самые первые переживания, в детство, туда, где все только начиналось…
В тбилисской галерее Нино Чакветадзе невероятно уютно, как на странице вашей любимой зачитанной детской книжки.
Кругом шкафчики, сундучки, аксессуары из ее картин. А на стенах картины, которые умиляют, не могут не тронуть или оставить кого-то равнодушным.
© photo: Sputnik /
Картины Нино Чакветадзе
- Нино, вы рисуете в основном детство. Вас совсем не интересует взрослая, реальная жизнь?..
— Думаю, что я просто осталась далеко в детстве. В принципе, мне там так хорошо, удобно… Многие, конечно, замечают, что в моих картинах или дети, или старые люди. К примеру, один мой друг сказал недавно: "Я догадался в чем дело! Ты рисуешь картины для взрослых: на полотнах дети и старики, а взрослые на все это смотрят извне". И мне очень понравился такая трактовка.
- То есть детские картины для взрослых…
— Да. Но они, разумеется, нравятся и детям. Кто-то даже говорит, что это детское искусство. Но я не считаю это выражение верным.
- Ваши картины очень трогают людей. Кстати, именно словом "трогательные картины" чаще всего и называют ваши работы. Когда вы создаете их, вы преследуете цель – тронуть сердца людей?
— Сказать, чтобы я специально думала, чтобы найти искусство, которое будет трогать всех за душу, не могу. Это получается у меня естественно. Я делаю то, что мне нравится! А рисовать детей и детство — мне почему-то всегда очень нравилось. Даже в моей дипломной работе в Академии художеств я рисовала детей. Помню, нарисовала пять детских портретов. А потом оказалось, что мое творчество трогает многих людей. Как вышло, детство — это дефицит для многих.
- Вы часто рисуете ангелов. Вы верите в них?
— Я верю в добро. И считаю, что ангелы – это доброта. Иногда, если хорошо присмотреться к моим картинам, то вы можете увидеть, что ангелы – это на самом деле просто дети с прикрепленным к их спинам крыльями. Так я и считаю: ангелы – это дети.
Когда смотришь на картины Нино Чакветадзе, то иногда не сразу понимаешь, где заканчивается грусть и начинается радость. Не знаешь, смеяться или плакать, говорить или молчать. Но ровным счетом всегда ты осознаешь, что тебе это близко, что в ее полотнах – есть частичка каждого из нас, нашей души или мечты. И даже не всегда важно: было ли это на самом деле, или все это вам когда-то приснилось. Может, все это долгий и сладкий сон, который приснился вам когда-то давно, в далеком и беззаботном детстве.
© photo: Sputnik /
Нино Чакветадзе
- Нино, а у вас было хорошее детство?
— Да, очень хорошее! Мама, папа, дедушки, бабушки… В принципе, можно сказать, безоблачное детство. Но я не думаю, что у детей даже в хорошем детстве не бывает сильных переживаний. Потому что я помню — в моем детстве многое меня беспокоило, многое волновало. Так что, если вы видите печаль в моих картинах – это не значит, что я пережила что-то тяжелое в жизни. Или наоборот.
Картины Нино – как исцеление
Однажды к грузинской художнице обратились московские психологи с просьбой использовать картины Нино в изготовлении метафорических карт, которые практикуются в работе с пациентами. Это карты с изображениями эмоций и ситуаций, которые способны вызвать в людях определенные ассоциации и чувства, возвращаясь к которым можно многое что понять и даже решить.
Грузинский живописец с радостью согласилась и даже нарисовала для психологов недостающие элементы для карт. Например, "Ревность" — именно эту карту я нашла в колоде из 60-ти карт. Грустная девочка играет с куклой, а на заднем плане кормит младенца ее мать. Ассоциация не заставила себя ждать, "сундук прошлого" пробурчал и выдал проблему. Такие карты Нино Чакветадзе под названием "Метафора детских переживаний" продаются во многих психологических отделах книжных магазинов России.
- Что вы никогда бы не нарисовали или рисовать не любите?
— Я не люблю рисовать какие-то технические вещи. Но я детский иллюстратор, и мне иногда приходится рисовать, на пример, машину. Но это – не мое!
© photo: Sputnik /
Картины Нино Чакветадзе
- Кто ваш кумир в живописи?
— Вы знаете, времена меняются, и с ними меняются мои симпатии к художникам. Но постоянный и любимый мой художник – это грузинский живописец Ираклий Парджиани.
- Между прочим, у вас просматривается некая связь с его творчеством. Он тоже рисовал ангелов.
— Да. Было время, когда я себя искала, то даже немного ему подражала. Это бывает у художников. Но потом я нашла свою нишу. И это, скажу, счастье для художника – найти себя.
- Наверное! Но в ваших картинах есть что-то и от Ладо Тевдорадзе. Просто он рисует взрослую жизнь…
— Да, Ладо Тевдорадзе, между прочим, один год преподавал мне в училище. У него прекрасные картины, немного с юмором.
- Творчество каких современных художников вам близко?
— Мне нравится работы одной моей подруги – очень интересной художницы Бубы Арабули. Давид Попиашвили — тоже мне нравится. Из взрослого поколения — Тенгиз Марр: он рисует очень своеобразные натюрморты гуашью.
- Вы не устаете рисовать?
— Знаете, физически, может, и устаю. Но эта усталость какая-то приятная…
© photo: Sputnik /
Картины Нино Чакветадзе
Зачем говорить, когда говорят картины?
Нино Чакветадзе иллюстрирует много детских художественных книг. Сейчас художница работает над оформлением грузинского перевода книги "Папа, мама, восемь детей и грузовик" детской норвежской писательницы Анне-Катарина Вестли, которую часто называют норвежской Астрид Линдрен.
Кроме Грузии, картины Нино Чакветадзе находятся в частных коллекциях США, Германии, Франции, Украины и России.
Вам не трудно расставаться со своими картинами?
— Очень тяжело расставаться, конечно. И не со всеми картинами я расстаюсь. Когда чувствую, что что-то очень мое, что-то очень нравится, я не продаю. Но это моя работа, этим надо жить, и по-другому не получается, к сожалению…
- В интернете про вас очень мало информации. Есть много картин, но пишут о вас мало. Это ваша природная скромность или просто нежелание публичности?
— Самой заниматься тем, чтобы обо мне было больше информации в сети — это мне не интересно.
- И кроме Грузии вы еще нигде не выставлялись. Хотя о вашем творчестве знают далеко за пределами родины.
— Да, моих выставок не было нигде. К этому тоже я как-то не очень стремлюсь.
- Знаю, вы планировали выставку в Украине…
— Да, хотела, но не получилось, из-за моей вечной занятости. Но посмотрим, если разные интересные предложения! И ведь надо же когда-нибудь выставиться за границей.
Пока я разговариваю с художницей, в ее галерее прямо из-под носа покупают ее картины. Средняя цена полотен Нино Чакветадзе – 600-800 долларов. По ее словам, продаются холсты молниеносно. Она только успевает рисовать новые, как их уносят.
— У меня всегда дефицит картин, — говорит Нино, скромно улыбаясь.
- Но как вы успеваете рисовать работы в таком большом количестве, с таким глубоким содержанием, и при этом оставаться успешной хозяйкой семейного очага?
— Тяжело немного. Мне бы хотелось рисовать больше, потому что без этого мне самой очень трудно.
Нино тихо перекидывается несколькими словами с красавицей-дочкой, которая помогает ей в галерее.
— Между прочим, у меня были паузы большие в живописи, — продолжает художница. — Когда у меня были маленькие дети, две девочки. И я в основном посвятила свое время и всю себя им. А сейчас они подросли, и я уже могу спокойно заниматься творчеством. Тем более я рисую дома, у меня нет отдельной мастерской, чтобы уйти, закрыть двери и рисовать. И для меня как для матери это очень удобно. Рядом дети: и ими занимаешься, и параллельно работаешь. Так что я хорошо устроилась!
- Правда, что вы хотите создать книгу без слов?
— Да, это есть у меня в планах. И я обязательно это сделаю, потому что очень хорошо вижу все это в образах.
- Вы говорили, что это будет живописное путешествие маленькой девочки. Вы вложите в нее автобиографические черты?
— Не думаю! (улыбается) Но, возможно, там будут какие-то моменты – воспоминания из моего детства.
© photo: Sputnik /
Нино Чакветадзе
Счастье Нино
Дети, животные, природа, праздничная и не очень Грузия… Кажется, художницей выдано уже столько прожитых моментов, столько прочувствованных переживаний, столько вырванных из сердца страниц жизни.
- Откуда вы черпаете вдохновение? Если вы почти все время проводите дома и работаете в том числе. Вы путешествуете?
— Я не очень много путешествую. Но всегда наблюдаю, особенно за детьми. Летом отдыхаем на даче, там ситуации какие-то… Наверное, все это вместе собирается. Но главное вдохновение – это, конечно, ностальгия, воспоминания из детства. Но есть и другие какие-то мотивы. Я очень много думаю…
- Кто ваш главный критик?
— Мой супруг.
- Он разбирается в искусстве?
— Разбирается. Он не художник, он совсем другой специальности. Но у него есть очень тонкое чувство вкуса. Он романтик и хорошо все понимает. А его замечания всегда оказываются очень правильными. И я всегда к нему прислушиваюсь.
- В чем для вас счастье как для женщины?
— Семья. Обязательно.
sputnik-georgia.ru
Трогательные картины Нино Чакветадзе о детстве
Нино Чакветадзе — одна из самых известных современных грузинских художниц. И даже если вы никогда не были в ее маленькой галерее на улице Зандукели в Тбилиси, то скорее всего, видели ее работы в интернете. Главные герои её нарисованных историй — дети и их внутренний мир: здесь девочки и мальчики, бабушки и дедушки, прятки, прогулки, утренники, шарфики, зонтики, щенки, шалости, игрушки, ботинки. Часто попадаются ангелы, впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается что и они обычные дети.
Почему она так популярна? Да просто мы уже забыли как это восхитительно – прятаться в шкафу или стащить из буфета варенье. Или как бывает одиноко дожидаться запаздывающую маму. Или как страшно стоять у доски, когда не знаешь урок. Мы забыли, а Нино помнит. И все это рисует. И тысячи взрослых людей благодарны ей за эти напоминания.
О ее картинах пишут – трогательные, душевные, ностальгические, уютные. Те, кто посещают галерею, стараются унести с собой если не картину, то хотя бы открытку. Хозяйка галереи говорит, что не ожидала такой славы, когда пять лет назад стала заниматься тем, что ей нравится больше всего – рисовать детство.
«Я закончила Академию художеств, была иллюстратором детских книг, потом был период, когда растила детей, живопись почти забросила и это мне очень не нравилось, чего-то не хватало. Когда бралась рисовать, у меня все время получались детские лица. Мне даже говорили: «Ну нарисуй уже что-нибудь серьезное». А потом я нарисовала картину в подарок близкому другу – ангела с детским лицом. И поняла, что нашла свой стиль».
Нино беседует с посетителями галереи очень доброжелательно. Хотя я подозреваю, что она уже в сотый раз выслушивает все эти: «Ой, со мной в детстве тоже так было», «У меня была точно такая же бабушка» и «Как это похоже на моих детей». Она даже рада этим признаниям – это подтверждает ее теорию о том, что «детство у всех одинаковое».
Иногда ее картины называют печальными. Но если присмотреться, понимаешь, что они не печальные, а серьезные. Потому что детство бывает беззаботным только с точки зрения взрослых. А вы спросите у детей. Или посмотрите на картины Нино Чакветадзе.
Ее работы раскупают быстро и галерея часто требует обновления. В этот раз на Новый год ее заполнили игрушечные медведи.
«В этом году я выбрала мишек – попросила принести игрушки знакомых, искала в интернете. Все началось с медведя, которого подарили в детстве моему мужу сослуживцы его отца из Венгрии. Этому мишке в форме пилота уже 40 лет, такая вот семейная реликвия». Тут есть мишки, которым и 60 лет, и 20, есть и совсем новые — каждому нашлось свое место. Мишки есть и на всех тридцати картинах, которые Нино нарисовала специально к рождественской выставке. Увидеть все это ретро-мишечное великолепие можно до 15 января – потом Нино вернет все одолженные игрушки, а картины отправятся к новым владельцам – они все уже раскуплены.
А потом наступит весна и Нино Чакветадзе нарисует много цветов и сделает новую выставку. Она будет как всегда, про детей. То есть, про всех нас.
Использованы материалы сайта Новости-Грузия
Художник Нино Чакветадзе родилась в Тбилиси в 1971 году.С 1986 по 1990 г. училась художественном институте, а с 1990 по 1996 в Тбилисской государственной академии художеств на факультете живописи. С 1997 года член союза художников Грузии.
Нино Чакветадзе: «Все мы вышли из детства, и этот факт заставляет меня снова и снова рисовать то, что пережила сама, что оставило след в моей душе. Мне очень повезло в жизни: я родилась в семье, где высоко ценились родственные узы, где почитались старшие, где все домочадцы с большим уважением относились друг к другу. Детям, как и взрослым, важно знать правду о себе
sib-catholic.ru
Нино Чакветадзе. Метафора недетских переживаний
Самое часто употребляемое слово к картинам Чакветадзе — трогательные. Ее картины, действительно, трогательные и трогают за душу всех, потому что у всех было детство. У всех разное, но оно было или есть до сих пор. Дети — главные герои ее нарисованных историй.
Удивительны не только сами картины, но и сама художница. Удивительна ее скромность. Вот как тонко и сдержанно она сама говорит о своих невероятных по силе эмоционального воздействия работах:
Все мы вышли из детства, и этот факт заставляет меня снова и снова рисовать то, что пережила сама, что оставило след в моей душе. Мне очень повезло в жизни: я родилась в семье, где высоко ценились родственные узы, где почитались старшие, где все домочадцы с большим уважением относились друг к другу. Детям, как и взрослым, важно знать правду о себе.
Эта невероятная женщина могла бы раздать кучу интервью, но их нет. Видимо, для нее есть нечто более важное, чем слова, и за нее говорят ее картины. В интернете о ней совсем немного информации, и есть всего несколько ее фотографий.
Нино Чакветадзе родилась в Тбилиси в 1971 году. С 1986 по 1990 годы училась в художественном институте, а с 1990 по 1996 в Тбилисской государственной академии художеств на факультете живописи. С 1997 года — член союза художников Грузии.
Феномен ее работ скорей всего в том, что они проявляют в нас то, что было всегда. Порой они даже не трогательны, они почти невыносимы в душевном смысле, потому что взятые художницей такие высокие ноты почти невозможно выдержать. От них, действительно, щемит сердце, и через это достигается катарсис. В этих картинах есть возведенная в абсолют наивность, но есть и определенная жесткость, которая проявляется в нежелании художницы уходить в слащавое сюсюканье, которым грешат большинство художником «пишущих детство». Просто поумиляться этим картинам не получится, ее картина рассчитаны не только на созерцание, но и на труд души. Картины этого требуют. Через мир детства художница дает широчайшую палитру переживаний. Здесь и первое радостное ожидание, восторг, грусть, мечта, первая еще детская любовь, первые обиды и слезы. Все, как и во взрослой жизни, только более острое, потому что первое.
Если говорить о работах Нино Чакветадзе, то трудно сказать, где кончается грусть и начинается счастье, в ее картинах все вместе. Слишком по-настоящему, слишком по-живому, слишком не так, как сейчас принято в мире. Преемственность поколений, старики любят детей, внуки стариков, дети родителей. Ничто не кануло в лету. И эти милые щенки, первый хлопьями снег, первые уроки музыки, первая детская любовь. Даже самого большого скептика сегодняшней жизни эти картины заставят понять: не все потеряно, есть реальные семейные ценности, которые по-прежнему за нас и с нами. В ее картинах есть уют, чистота, невинность. От них веет добротой и правильным воспитанием. Именно правильным, когда то, что хорошо — это хорошо, а то, что плохо — плохо. Здесь все понятно, и от этого они еще прекрасней.
Об истинном профессионализме художницы говорит и множество точно подмеченных деталей в ее картинах, без них ничего бы не получилось, не создалось бы ощущения реальности происходящего. Кто из нас, например, не испытывал трепет у школьной доски или, например, не носил варежки на резиночках, чтобы варежки не потерялись. Нино Чакветадзе чувствует детство, и поэтому пишет для каждого. Она умеет это передать через форму и цвет. Например, у ребенка, сидящего на скамейке глаза невероятно синие, а они ведь только у детей могут быть такими, невероятно синими, или, например, когда ты маленький, то все кажется большим. Точно подмеченные художницей детали, увеличенные многократно, передают ощущение детства, которое не спутаешь ни с чем.
Как и всякое подлинное искусство, картины Чакветадзе обладают целительной силой. В них есть та самая радость узнавания, которую испытывают смотрящие. И благодаря этому на основе ее картин были созданы метафорические карты как пособие для психологов. Карты используются в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Несмотря на то, что на картинах изображены дети, эти карты предназначены прежде всего для работы со взрослыми. Они призваны помочь всем, и психологам, и их клиентам, поговорить о детстве, воскресить в памяти его картинки, ощутить его запахи и звуки.
Создатели карт (каждая карта — миниатюра картины Нино Чакветадзе) понимают, что разговор о детстве поможет найти и выявить те проблемы, с которыми живет взрослый человек. Ведь мы впитываем идеалы и способы решения проблем с молоком матери, и через эти карты человек сможет рассказать о своих проблемах. Эти карты помогут ему рассказать о том, что останавливало и поддерживало его в детстве, а что убивало радужные фантазии и мешает до сих пор. Многие, очень многие люди черпают вдохновение в своем детстве. Это и писатели такие, как Агата Кристи, которая «хотела запустить руку» в свое детство и «выудить оттуда пригоршню воспоминаний», и обычные люди, водители троллейбусов и мойщики стекол. Создатели этих карт считают, что девизом этой колоды можно поставить слова Юн Джан, китайской писательницы, сказавшей: «Я расколдовала свое прошлое и больше не хочу все забыть». А, может быть, расколдовать свое прошлое нужно каждому человеку вне зависимости от того, каким оно было, радостным или тревожным, счастливым или не очень? Картины Нино Чакветадзе — это попытка встречи с самим собой, скрытым за пластами одежды взрослости.
Ее картины — это проводник к самому себе, пусть даже через отрицание. Ведь есть и такие, которые считают, что картины Чакветадзе слишком мрачные, но тогда им стоит подумать, а что бы нарисовали они, и тогда человек сам себе расскажет о том, о чем, может быть, он даже не подозревал. И это встреча с собой исцелит его. В этом и будет заключаться внутренняя победа над своими страхами, так часто связанными с детством или идущими от него. Очень часто бывает, что подлинное искусство подталкивает нас творить свои победы, даже если мы его отрицаем.
Как и любое настоящее искусство, картины Чакветадзе способны дать каждому столько, сколько он способен унести. Они просто не могут оставить равнодушными никого, ведь все мы родом… да именно так…
www.cablook.com