Выставка произведений Юрия Шишкова «МОЯ РОССИЯ» 04/05/2016. Шишков картины
Выставка произведений Юрия Шишкова «МОЯ РОССИЯ»
17 мая 2016 года в 16.00 в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, дом 21 открывается выставка произведений известного московского живописца, заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Шишкова Юрия Алексеевича – « Моя Россия».
На выставке представлено более 150 живописных и графических работ из мастерской художника, созданных за последние десятилетия.
Ю.А. Шишков родился в Москве в 1940 году. В 1979 году окончил МГАХИ им В. И. Сурикова. С 1980 года – член Союза художников СССР, член Правления МСХ. После окончания института работал на комбинате монументально-декоративного искусства, где принимал участие в художественном оформлении многих крупных объектов в Москве, среди которых – Институт военных юристов, агентство «Роспечать» (в технике римской мозаики) в соавторстве с Ю. Родиным и др. В 1989 и 1991 годах совместно с Н. Андроновым и Ю. Родиным выполнял мозаичные работы на станциях московского метрополитена «Савеловская» и «Крестьянская застава», руководил бригадой художников по выполнению росписей в павильоне «Советская культура» на ВДНХ и др. Высокий профессионализм, оригинальные композиционные и колористические решения отличают монументальные произведения художника, мастерски владеющего различными техниками. Много внимания Ю.А. Шишков уделяет занятию станковой живописью, совершает творческие поездки по стране, принимает активное участие в проведении художественных выставок. С 1992 года преподает в МГАХИ им. В. И. Сурикова, с 2000 г. является доцентом кафедры живописи и композиции.
На формирование творческих принципов художника большое влияние оказало обращение к опыту таких ярких и талантливых представителей «сурового стиля» как В. Попков и Н. Андронов. По сравнению Н. Андроновым, на тематику и стилистику которого Ю. Шишков опирается в своем творчестве, для него характерна более суровая образность и целостность живописной манеры. Результатом творческих поездок по северным областям нашей страны стало создание художником собирательного, поэтического образа русской деревни, где освященная верой жизнь человека, которая складывалась веками в соответствии с природными ритмами, обретала устойчивые, гармоничные формы. В его работах предстает образ стародавней России, отмеченный светлой печалью и скорбью по уходящим родным деревенским мотивам, утратам в жизни деревни, провинции, где ещё сохранилось ощущение незыблемости родной земли и уклада быта её обитателей. Творчество Ю. Шишкова – это не столько изображение действительности, сколько выражение духовного опыта художника, его чувства и переживания, его представления о мире. В экспозиции представлено немало работ, посвященных уникальным архитектурным ансамблям – «Новодевичий монастырь», храмам, их особой роли в формировании Российского государства, их гармония с природой и неторопливый жизненный уклад, хранящий традиции русской провинции: «Ферапонтово», «Суздаль», «Северная деревня», «Белая церковь» и др.
Ю.А. Шишков. Новодевичий монастырь
Мироощущению Ю.А. Шишкова свойственно осознание драматизма, не зависящего от временных или социальных факторов, будь – то противостояние судьбе творческой личности, трагическая ситуация, связанная с уходом человека из жизни, или одиночество старого человека. Именно одиночество, понимаемое автором как утрата современными людьми представления о своем месте в мире, о конечной цели и смысле бытия, становится основным источником драматизма в его работах. Герои Ю.А. Шишкова погружены в свой внутренний мир, ищут в себе ответы на поставленные вопросы. Художник сопереживает своим героям и размышляет над нравственной стороной этой проблемы, пытается найти опору в приобщении к духовному опыту прошлого и сопоставить этот опыт с реалиями современной жизни.
По мнению автора, с особой остротой одиночество проявляется в жизни большого города, где люди, оторванные от своей почвы и утратившие традиционные связи, даже существуя рядом, по сути разъединены, и далеко не всегда несчастье объединяет близких людей. Обращает на себя внимание существенное различие в формально-образном строе работ деревенского и городского циклов. Это касается и выбора сюжетов, и степени условности самого живописного языка. Если мир городской жизни в будничных проявлениях всегда более конкретен в деталях, реален в пластической осязаемости, а образы героев не лишены психологизма, остросовременны и даже гротескны, то деревенские работы художника в большей степени тяготеют к монументальности, их образность строится на выразительности обобщенных силуэтов и гармонии колористических отношений.
В целом, проблематика поисков художника намного шире. Тем не менее, в его творчестве несовместимость идеального, но уже уходящего мира старой русской деревни и полного противоречий, но реального в своей конкретности и жизнеспособности современного города – по своему отражает трагический разрыв между прошлым и настоящим, остро переживаемый нашим обществом. Через всё творчество Ю.А. Шишкова проходят работы, посвященные памяти Н. Андронова, В. Попкова и других талантливых художников «сурового стиля», причем на этих полотнах Н. Андронов нередко являет собой печальный образ не только художника, но и человека времени несбывшихся надежд. Творческие усилия Ю.А. Шишкова постоянно направлены на преодоление этого разрыва путем освоения духовного опыта своих предшественников ради продолжения преемственности жизни и отечественной культуры.
За большие заслуги в отечественном изобразительном искусстве и многолетнюю педагогическую деятельность творчество Ю.А. Шишкова неоднократно было отмечено наградами, дипломами и премиями.
Работы художника находятся в собраниях художественных музеев нашей страны и в зарубежных частных коллекциях.
Выставка продлится по 5 июня 2016 года
gallerix.ru
Владимир Леонидович Шишков, ксилограф, живописец: estamp
8 сентября 2010 года Коптевский райсуд Москвы вынес решение о восстановлении на работе доцента МГУПечати (Полиграфа) художника Владимира Леонидовича Шишкова. Для многих это событие неприметное, но для двух-трех сотен человек студентов и бывших учеников Шишкова оно значило очень многое.Этот суд стал следствием долгой и жестокой войны, которую ведет администрация МГУП со своими сотрудниками и студентами.Избитая фраза — широко известный в узких кругах — это про Шишкова. Художник не любит быть на виду, но мощно влияет на учеников, которые поголовно становятся его почитателями.
Родился в Москве 24 мая 1953 года. Окончил Московский полиграфический институт в 1985 году. С 1985 года по 1990 и с 1992 по настоящее время работает на кафедре "Рисунок живопись и композиция" Московского государственного университета печати. Должность-доцент. Член Союза художников СССР с 1989 года.
Учился в Полиграфе у Андрея Васнецова. По словам Шишкова, уже во время учебы испытывал большое влияние русской иконы, Кузнецова, Сарьяна. Конечно, многому он научился у Васнецова, но уже тогда его живопись была непохожа на живопись верных учеников Васнецова.
Большое значение имела атмосфера Полиграфа, школы ВХУТЕМАСА. Влияние школы Фаворского, которое сказалось не во внешнем сходстве, а в глубоком понимании принципов построения пространства, законов восприятия и изобразительной плоскости.
Важно то, что Шишков и график и живописец. Как он говорит: гравюра проверяется живописью, а живопись гравюрой. Условность цвета цветной гравюры отражается в живописи и наоборот.
Второй момент: Шишков "реалистичный абстракционист", его поздняя абстрактная живопись органично выливается из натурной работы. Все эти вещи пространственны, сюжеты найденные в работе с натуры свободно переходят в абстрактную живопись и гравюру. Само слово "абстракция" Шишков употребляет с иронией: "что может быть реальнее треугольника?"
В графике Шишкова имеет огромное значение белое, как основа изображение. При этом он не страдает полиграфской боязнью "черных рисунков", как не страдает и боязнью черной краски, открытого цвета и пр.
Еще в 80-е Шишков снискал известность в кругу московских художников как создатель монументальных гравюр на фанере. Он первым из московских художников освоил уникальную технику акварельной печати, основанной на восточной традиции гравюры. Стремление к монументальности изображения вообще свойственно Шишкову. Живописные серии обьединяются в многометровые пространственные композиции — какую-то живописную архитектуру.
Шишков, как преподаватель: желчный, ядовито-остроумный, безжалостно высмеивающий лень и ограниченность. Радикально изменяет представление о жизни и искусстве. Обожаем учениками.
В связке "Ливанов-Шишков" последний играл роль злого следователя, Ливанов — доброго. Все хвалимые Ливановым работы Шишков разносил в пух. Активно удерживал студентов от слепого подражания Ливанову. Всегда предупреждал об опасности любимых ливановских приемов: блика и рефлекса. Осаживал увлекшихся мнимой легкостью работы "на приёме". Пожалуй это было серьёзней бугаковской непримиримой борьбы с ливановскими "бликами и пальчиками". Тут было понимание того, что эти приемы хороши как момент остроты, увиденности, а не как рутинные способы построения приемлемой картинки.
Хочу здесь разместить некоторые его работы:
80-е годы, цветная ксилография, печать акварелью
Гравюры В. Л. Шишкова, 80-е годы
Гравюры В. Л. Шишкова, 90-е годы
Информация о процессе и картинки из Коптевского суда на сайте "Рисуем Суд"
История конфликта в Полиграфе
Об увольнении Шишкова
ВЫПИСКА из Решения по делу Шишкова
В сети:
http://www.shagina.ru/artbank/59.html#
http://www.saatchi-gallery.co.uk/yourgallery/artist_profile/Vladimir+Shishkov/105807.html
ЖЖ Шишкова: http://v-l-sh.livejournal.com/
estamp.livejournal.com
Вячеслав Шишков: биография, произведения. Вячеслав Яковлевич Шишков: романы «Ватага», «Угрюм-река»
Алтай. Здесь, на берегу реки Катуни, возвышается памятник великому русскому, советскому писателю В. Я. Шишкову. Выбор места не случаен. Жители Алтайского края благодарны автору, воспевавшему Сибирь, не только за его огромный вклад в русскую литературу, но и за разработку проекта Чуйского тракта.
Шишков Вячеслав Яковлевич – литератор и инженер. О нём и пойдет сегодня речь в данной статье.
Рождение и детство
В 1873 году, третьего октября, в маленьком городе Бежецке, в купеческой семье рождается мальчик Вячеслав Шишков, которого впоследствии все в доме будут называть не иначе как Вестенька. Неизвестно, от кого ему передался талант писателя, но несомненно одно: любовь к искусству и ко всему прекрасному ему привил отец - Яков Дмитриевич Шишков, который, несмотря на род занятий, слыл человеком тонкой художественной натуры и страстно любил театр и оперу. Именно в такой атмосфере провёл всё детство Вячеслав Шишков.
Юность
В 1887 году в родном городе он оканчивает шестой, последний класс и поступает в техническое училище в городе Вышний Волочек, который находится в той же Тверской губернии. Однако после четырёх лет обучения пришло время покинуть родные пенаты и отправиться в Новгородскую, а затем и в Вологодскую губернию для прохождения обязательной двухгодичной практики.
Молодому человеку исполнилось тогда всего девятнадцать лет. В это же время юный Вячеслав Шишков совершает непростое двухнедельное путешествие по реке Пинеге вместе с Иоанном Кронштадтским, которое не могло не оставить яркого следа в его душе.
Работа
В 1894 году пришёл конец практики. Наступает пора для более серьёзных начинаний, и Вячеслав Шишков, не раздумывая, отправляется в Томск, в управление округа железных дорог, чтобы сначала попробовать себя в роли рядового техника. У него все получается на «отлично». Но на этом он не останавливается и успешно сдаёт экзамен, дающий ему право в дальнейшем заниматься проведением собственных изыскательных работ.
Сибирь и первые публикации
С 1894 по 1915 год Шишков Вячеслав Яковлевич возглавляет множество экспедиций по Сибири. Он исколесил эту необъятную территорию России вдоль и поперёк, по суше и воде, вдоль Пинеги, Енисея, Лены, Северной Двины, Вычегды, Сухоны. В этот же плодотворный период он разрабатывает проект знаменитого Чуйского тракта. Нельзя сказать, что такие длительные путешествия не были опасными. Тайга величественна, прекрасна и сурова одновременно. Столкнулся с её непростым характером и инженер Вячеслав Шишков. Однажды он и члены его экспедиции чуть не замерзли в непроходимых лесах. Спасли их кочевники-тунгусы.
Помимо изучения и открытия новых сухопутных и водных путей, наблюдательный молодой человек изучал быт и культуру местных жителей – якутов, киргизов, иртышских казаков, интересовался жизнью золотоискателей, политических ссыльных и простых бродяг. И всё это на фоне царственной природы. Переполненный впечатлениями от услышанного и увиденного, он начинает писать. Пишет много, на протяжении семи лет, но не решается открыться миру, полагая, что еще крылья не выросли. Только в 1908 году впервые публикуется в периодических изданиях «Молодая Сибирь» и «Сибирская жизнь».
Знакомство с М. Горьким
Первые незначительные, но все-таки успешные литературные шаги толкают тридцативосьмилетнего исследователя и инженера В. Шишкова обратиться к Максиму Горькому за помощью и советом. Он пишет ему письмо со слабой надеждой на ответ, в котором просит прочесть два его рассказа – «Краля» и «Ваня Хлюст», и дать свою оценку.
Горький просто не мог остаться равнодушным к таланту молодого писателя, к его интересной личности, которая в свои годы уже испытала многое. Он решается помочь ему и выводит, как писал сам Шишков, на «Божий свет», а именно – в новый журнал «Заветы», его многочисленные произведения. Также благодаря своему «всесильному» покровителю будущий автор романа «Угрюм-река» знакомится с такими видными деятелями того времени, как Михаил Пришвин, В. Миролюбов, А. Ремизов, Р. Иванов-Разумник, М. Аверьянов, которые активно помогают ему в становлении.
Переезд
В 1915 году Томск, Сибирь, а вместе с ними и вся прежняя жизнь, и работа остаются далеко позади. Вячеслав Шишков, биография которого не престает удивлять и поражать, переезжает в Петербург, чтобы посвятить свою жизнь литературе. Здесь же его и застают последовавшие через два года трагические события – революция и гражданская война, которые он горячо приветствует.
С 1918 года один за одним выходят циклы его рассказов и очерков: «С котомкой», «К угоднику», «Таёжный волк», «Свежий ветер» и многие другие. Непростой, а порой и противоречивый сибирский характер – вот главный герой всех его произведений. Здесь, куда не кинься, всюду загадки, непроходимые дебри и самобытная красота. Хоть век исследуй, а конца и края не видать, словно по тайге бродишь.
Вячеслав Шишков: произведения послевоенных лет
Судьба писателя действительно удивляет. Он пережил крушение царской России, революцию, сложные годы гражданской войны, голод, разруху, становление новой Советской России, Великую Отечественную войну. Конечно, все эти события нашли своё отражение в творчестве писателя.
В 1923 году выходит роман (Вячеслав Шишков) «Ватага», в котором, по словам критиков, автор пытается понять душу не одного человека, а целого народа, массы людей, которая в какой-то момент лишается руководства. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. На смену былому устройству приходит новое – анархия, которую в любом случае должен кто-то возглавить. И вот на сцене появляется новое действующее лицо – анархист Зыков, который начинает строить новое общество, естественно, на крови и отрицании всего сущего. «Ватага» – это, можно сказать, книга-предупреждение.
В 1928 году на свет появляется главное произведение Вячеслава Шишкова – «Угрюм-река», состоящее из двух частей. Правда, второй том выходит чуть позже – в 1933 году. В центре романа – Прохор Громов, который мечтает не просто построить свою капиталистическую империю в самом сердце Сибири, но и покорить этот огромный край, не разрушить его, а слиться с ним воедино, чтобы почувствовать, впитать в себя всю его необъятность и красоту. Однако эта земля так просто не сдается. Она испытывает его, предлагая дружбу, преданность, честь, любовь обменять на золото, признание и славу. Испытание главный герой не проходит. Как только он соглашается на, как ему кажется, выгодные условия, тут же приходит неминуемый конец: болезнь, сумасшествие и окончательная гибель. В произведении присутствует очень много описаний природы, буйного нрава Угрюм-реки, сибирского быта, тунгусских легенд и преданий.
Последним значительным произведением Вячеслава Шишкова является исторический роман-эпопея «Емельян Пугачев». Писал он его, начиная с 1938-го и вплоть до 1945 года. Не прервал он свою работу даже в период блокады Ленинграда, во время которой продолжал выступать с патриотическими статьями и небольшими рассказами на страницах газет.
fb.ru
Художник Владимир Леонидович Шишков - [блог о композиции]
8 сентября 2010 года Коптевский райсуд Москвы вынес решение о восстановлении на работе доцента МГУПечати (Полиграфа) художника Владимира Леонидовича Шишкова. Для многих это событие неприметное, но для двух-трех сотен человек студентов и бывших учеников Шишкова оно значило очень многое.Этот суд стал следствием долгой и жестокой войны, которую ведет администрация МГУП со своими сотрудниками и студентами.Избитая фраза — широко известный в узких кругах — это про Шишкова. Художник не любит быть на виду, но мощно влияет на учеников, которые поголовно становятся его почитателями.
Родился в Москве 24 мая 1953 года. Окончил Московский полиграфический институт в 1985 году. С 1985 года по 1990 и с 1992 по настоящее время работает на кафедре "Рисунок живопись и композиция" Московского государственного университета печати. Должность-доцент. Член Союза художников СССР с 1989 года.
Учился в Полиграфе у Андрея Васнецова. По словам Шишкова, уже во время учебы испытывал большое влияние русской иконы, Кузнецова, Сарьяна. Конечно, многому он научился у Васнецова, но уже тогда его живопись была непохожа на живопись верных учеников Васнецова.
Большое значение имела атмосфера Полиграфа, школы ВХУТЕМАСА. Влияние школы Фаворского, которое сказалось не во внешнем сходстве, а в глубоком понимании принципов построения пространства, законов восприятия и изобразительной плоскости.
Важно то, что Шишков и график и живописец. Как он говорит: гравюра проверяется живописью, а живопись гравюрой. Условность цвета цветной гравюры отражается в живописи и наоборот.
Второй момент: Шишков "реалистичный абстракционист", его поздняя абстрактная живопись органично выливается из натурной работы. Все эти вещи пространственны, сюжеты найденные в работе с натуры свободно переходят в абстрактную живопись и гравюру. Само слово "абстракция" Шишков употребляет с иронией: "что может быть реальнее треугольника?"
В графике Шишкова имеет огромное значение белое, как основа изображение. При этом он не страдает полиграфской боязнью "черных рисунков", как не страдает и боязнью черной краски, открытого цвета и пр.
Еще в 80-е Шишков снискал известность в кругу московских художников как создатель монументальных гравюр на фанере. Он первым из московских художников освоил уникальную технику акварельной печати, основанной на восточной традиции гравюры. Стремление к монументальности изображения вообще свойственно Шишкову. Живописные серии обьединяются в многометровые пространственные композиции — какую-то живописную архитектуру.
Шишков, как преподаватель: желчный, ядовито-остроумный, безжалостно высмеивающий лень и ограниченность. Радикально изменяет представление о жизни и искусстве. Обожаем учениками.
В связке "Ливанов-Шишков" последний играл роль злого следователя, Ливанов — доброго. Все хвалимые Ливановым работы Шишков разносил в пух. Активно удерживал студентов от слепого подражания Ливанову. Всегда предупреждал об опасности любимых ливановских приемов: блика и рефлекса. Осаживал увлекшихся мнимой легкостью работы "на приёме". Пожалуй это было серьёзней бугаковской непримиримой борьбы с ливановскими "бликами и пальчиками". Тут было понимание того, что эти приемы хороши как момент остроты, увиденности, а не как рутинные способы построения приемлемой картинки.
Хочу здесь разместить некоторые его работы:
Гравюры В. Л. Шишкова, 80-е годы
Гравюры В. Л. Шишкова, 90-е годы
Информация о процессе и картинки из Коптевского суда на сайте "Рисуем Суд"
История конфликта в Полиграфе
Об увольнении Шишкова
ВЫПИСКА из Решения по делу Шишкова
В сети:
http://www.shagina.ru/artbank/59.html#
http://www.saatchi-gallery.co.uk/yourgallery/artist_profile/Vladimir+Shishkov/105807.html
ЖЖ Шишкова: http://v-l-sh.livejournal.com/
ru-composition.livejournal.com
Юрий Шишков Моя Россия выставка в Российской Академии Художеств
Открыть доступДо 05.06.2016 в Галерее Российской Академии Художеств.
На выставке представлено более 150 живописных и графических работ известного московского живописца, заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств Юрия Алексеевича Шишкова, созданных им за последние десятилетия.
Ю.А.Шишков родился в Москве в 1940 году. В 1979 году окончил МГАХИ им В.И.Сурикова. С 1980 года – член Союза художников СССР, член Правления МСХ.
После окончания института работал на комбинате монументально-декоративного искусства, где принимал участие в художественном оформлении многих крупных объектов в Москве.
В 1989 и 1991 годах совместно с Н.Андроновым и Ю.Родиным выполнял мозаичные работы на станциях московского метрополитена «Савеловская» и «Крестьянская застава», руководил бригадой художников по выполнению росписей в павильоне «Советская культура» на ВДНХ и др.
Высокий профессионализм, оригинальные композиционные и колористические решения отличают монументальные произведения художника, мастерски владеющего различными техниками.
Много внимания Ю.А.Шишков уделяет занятию станковой живописью, совершает творческие поездки по стране, принимает активное участие в проведении художественных выставок. С 1992 года преподает в МГАХИ им. В.И.Сурикова, с 2000 г. является доцентом кафедры живописи и композиции.
На формирование творческих принципов художника большое влияние оказало обращение к опыту таких ярких и талантливых представителей «сурового стиля» как В.Попков и Н. Андронов.
Результатом творческих поездок по северным областям нашей страны стало создание художником собирательного, поэтического образа русской деревни, где освященная верой жизнь человека, которая складывалась веками в соответствии с природными ритмами, обретала устойчивые, гармоничные формы.
В его работах предстает образ стародавней России, отмеченный светлой печалью и скорбью по уходящим родным деревенским мотивам, утратам в жизни деревни, провинции, где еще сохранилось ощущение незыблемости родной земли и уклада быта её обитателей.
Творчество Ю.Шишкова – это не столько изображение действительности, сколько выражение духовного опыта художника, его чувства и переживания, его представления о мире.
В экспозиции представлено немало работ, посвященных уникальным архитектурным ансамблям — «Новодевичий монастырь», храмам, их особой роли в формировании Российского государства, их гармония с природой и неторопливый жизненный уклад, хранящий традиции русской провинции: «Ферапонтово», «Суздаль», «Северная деревня», «Белая церковь» и др.
Мироощущению Ю.А.Шишкова свойственно осознание драматизма, не зависящего от временных или социальных факторов, будь — то противостояние судьбе творческой личности, трагическая ситуация, связанная с уходом человека из жизни, или одиночество старого человека.
По мнению автора, с особой остротой одиночество проявляется в жизни большого города, где люди, оторванные от своей почвы и утратившие традиционные связи, даже существуя рядом, по сути разъединены, и далеко не всегда несчастье объединяет близких людей.
Творческие усилия Ю.А.Шишкова постоянно направлены на преодоление этого разъединения путем освоения духовного опыта своих предшественников ради продолжения преемственности жизни и отечественной культуры.
За большие заслуги в отечественном изобразительном искусстве и многолетнюю педагогическую деятельность творчество Ю.А.Шишкова неоднократно было отмечено наградами, дипломами и премиями.
Работы художника находятся в собраниях художественных музеев нашей страны и в зарубежных частных коллекциях.
Информация (на 17.05.2016):
Галерея Российской Академии Художеств.
Адрес: улица Пречистенка, дом 21 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры»)
Время работы: вторник с 12:00 до 22:00, со среды по субботу с 12:00 до 20:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость входных билетов – 100 рублей.
cultobzor.ru