Милосердный самарянин из Нового Завета: смысл притчи. Картина милосердный самарянин
Притча о фарисее и мытаре
Текст притчи приводится только в Евангелии от Луки (Лк.18:9-14). 9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Фарисей и мытарь.Валериан Крюковhttp://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Притча о добром самаритянине
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Лк.10:25-37
Притча о милосердном самарянинеВ. Сазонов (1789-1870). 1843–1854 гг.Масляная живопись по сухой штукатурке.Роспись аттика юго-восточной части Исаакиевского собора http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1136
Добрый самаритянин.Степан Владиславович Бакалович (1857 — 1947). Бумага, карандаш.www.artsait.ru
Милосердный самаритянин.Василий Иванович Суриков (1848 ?1916). 1874 г. 140x210.Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск
Милосердный самаритянин.Валериан Крюковhttp://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Притча о богаче и Лазаре
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. Лк.16:19-31
Притча о Лазаре.Федор Андреевич Бронников. 1886 г. Холст, масло, 127x84.5 смТверская областная картинная галерея
Притча о десяти девах
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий. Мф.25:1-13
Образ брачного пира был понятен современникам Иисуса. По древнему восточному обычаю жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.
Притча о девах.Боровиковский Владимир Лукич (1757 — 1825). Холст, масло.Тверская областная картинная галерея
Притча о мудрых и неразумных девах.Липгарт Эрнест Карлович. 1886 г.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Притча о званых на брачный пир
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1-14).
Притча о званых на брачный пир.А. П. Никитин. 1848 г.Масляная живопись по сухой штукатурке. 355x470 смРоспись аттика в северо-восточной части Исаакиевского собора.http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1124
www.ippo.ru
В Красноярске «живут» картины знаменитых художников | КУЛЬТУРА:Искусство | КУЛЬТУРА
Красноярск, 1 июля — «АиФ на Енисее». Увидеть картины, написанные знаменитыми на весь мир художниками, можно не только в Третьяковской галерее или Эрмитаже.
Настоящие шедевры хранятся и в региональных музеях. Одна из самых больших коллекций - в Красноярске. В Художественном музее хранится первая и последняя из больших работ Сурикова и уникальные работы художников русского авангарда.
Василий Суриков, «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова«Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1870
Жанр: городской пейзаж
Стиль: Реализм
Это первая большая картина, написанная Василием Суриковым в Петербурге в 1869-1870 гг., через год после приезда в столицу. Он представил её на ежегодной выставке в Академии художеств. Именно она принесла ему известность. Впоследствии картину выкупил меценат Пётр Кузнецов, который, собственно, и дал деньги на обучение талантливого земляка. Кстати, эту картину Василий Иванович писал дважды. Повторение картины было сделано зимой 1870 года. Художник немного изменил композицию: цвет (цвет луны стал более холодным, голубоватым, свет от фонарей - тёплым, желтоватым), точка зрения - выше и дальше от памятника. Второй вариант картины сегодня хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Милосердный самарянин»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1874
Стиль: Реализм, Academicism
Жанр: религиозная живопись
Над этой картиной Василий Суриков трудился семь напряжённых месяцев. Он был так занят, что всё это время даже не писал родным. Работа была завершена в ноябре 1874 года. Тогда же в журнале «Всемирная иллюстрация» был напечатан «Обзор всего выставленного теперь в Императорской Академии художеств», в котором Сурикова величают «героем…академического года в смысле научной и практической подготовки». Сам Василий Иванович называет этот обзор «статьёй о себе» не случайно: он почти полностью посвящён его работам «Милосердный самарянин» и «Пир Валтасара». Отличный студент Академии, Суриков неоднократно получал за учебные работы денежные премии. За «Милосердного самарянина» он получил малую золотую медаль. Тогда же он преподнёс её своему «милосердному самарянину» - меценату Петру Ивановичу Кузнецову.
«Импровизация 209»
Художник: Василий Кандинский
Дата завершения: 1917
Стиль: Абстракционизм
Жанр: жанровая живопись
Работы художников русского авангарда, в том числе две картины: Василия Кандинского - «Импровизация 209» и Казимира Малевича - «Дама у рояля». Эти произведения поступили в художественный музей из краевого краеведческого музея. А туда попали в 30-е годы ХХ века по распределению. На всех этих работах есть печать народного комиссариата просвещения.
«Дама у рояля»
Художник: Казимир Малевич
Дата завершения: 1913
Стиль: Кубофутуризм
Дело в том, что в начале ХХ века все работы художников, отвечающие новой советской эстетике, распределяли по регионам, чтобы и их приобщить к новой культуре. Сегодня эти художники известны не только в России, но и во всём мире, русский авангард сейчас на пике популярности. А работы пользуются большим спросом. Они постоянно выставляются, в том числе и за пределами России. Например, в момент подготовки публикации работа Василия Кандинского находилась в Италии. Работа Малевича объехала всю Европу.
Василий Суриков, «Благовещенье». Фото предоставлено Красноярским музеем им. СуриковаХудожник: Василий Суриков
Дата завершения: 1914
Стиль: Импрессионизм, Реализм
Жанр: религиозная живопись
«Благовещенье» - последняя большая работа Василия Сурикова, которая датируется 1914 годом. Правда, современники, которые впервые увидели картину на выставке в Академии художеств, не оценили её. По версии искусствоведов, она не имела большого успеха, так как Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен.
Владимир Лебедев, «Портрет Тамары Макаровой». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова«Портрет Тамары Макаровой»
Художник: Лебедев Владимир
Дата завершения: 1943 г.
Стиль: Импрессионизм
Портрет Тамары Макаровой, написанный народным художником Владимиром Лебедевым. Народная артистка Советского Союза Тамара Макарова была кумиром своего поколения. Один из фильмов - «Метель», в котором она сыграла Нину, вышел на экраны в 1941 году. Тамара Макарова вместе с мужем, знаменитым режиссёром Сергеем Герасимовым, участвовала в обороне Ленинграда. Она работала инструктором политуправления фронта, дружинницей, медсестрой. И только в 1943 году супруги вместе отправилась в тыл - в Ташкент. Именно тогда и был написан портрет. Примечательно, что он не несёт в себе отпечаток военного времени. Поэтичный, романтичный, воздушный, лёгкий образ.
Иван Айвазовский, «Пейзаж с Везувием». Фото предоставлено Красноярским музеем им. Сурикова«Пейзаж с Везувием»
Художник: Иван Айвазовский
Дата завершения: 1896
Стиль: Романтизм
«Пейзаж с Везувием», - одна из шести тысяч работ, написанных повелителем морской стихии. Все работы достаточно поздние, написанные зрелым мастером, известным на весь мир художником. В музей они попали из частных коллекций.
Натюрморт «Жизнь и смерть» - автор этой картины не известен широкому кругу искусствоведов. Но знаком красноярцам. Дело в том, что написал её купец Пётр Гадалов. Музей располагается в особняке, который когда-то принадлежал Гадаловым, и потому эта весьма необычная картина занимает в галерее особое место.
В фондах музея хранится почти 14 тыс. работ. А начиналась коллекция с малого: 634 предмета поступили из краевого краеведческого музея в 1958 году. Это были произведения живописи, графики и несколько скульптур. Кстати, посетители видят только 0,3% коллекции, остальное находится в специально оборудованных хранилищах.
КСТАТИ
Конечно, учитывая значение этих художников для мирового художественного искусства, можно смело утверждать, что все перечисленные картины бесценны. И всё же. В начале декабря 2011 года на русских торгах в Лондоне были установлены новые ценовые рекорды и составлен список самых дорогостоящих работ художников России по результатам аукционных продаж. Лидер этого списка - Казимир Малевич. На втором месте - Василий Кандинский. Айвазовский (хотя прежде его не раз называли самым дорогим русским художником) - на 14-м месте.
Смотрите также:
www.krsk.aif.ru
Пример милосердного самарянина: теория и практика
Притча о Милосердном самарянине одна из самых выразительных и трогательных. Здесь описана весьма жизненная ситуация. Город Иерихон был важным и последним перевалочным пунктом из Галилеи в Иерусалим, и все паломники, несомненно, проходили через него и оставались на ночлег, чтобы после достигнуть святого города. Расстояние от Иерусалима до Иерихона – примерно 30 км.
«…Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…» (Лк., гл. 10, 31-34).
Конечно, можно упрекнуть священника или левита, прошедших мимо забитого до полусмерти путника, в обрядоверии или черствости… Но не все так просто выходит, если смотреть на эту дорогу в непосредственной близости.
Только лишь в начале пути от Иерусалима в Иерихон или обратно можно найти хоть какую-то тень, укрывшись под оливковыми деревьями или пальмами. Большая же часть дороги представляет такой вот суровый пустынный пейзаж.
Фото: свящ. Филипп Парфенов
Быть избитым и ограбленным где-то посреди этой дороги, оставшись под палящим солнцем и без всяких источников воды – заведомо быть обреченным на мучительную смерть!
И вот идут по этой дороге священник и левит… Интересная деталь: самарянин все-таки ехал на осле и мог таким образом помочь этому израненному путнику, тогда как священник и левит шли сами по себе, пешком! Ну и как тогда они могли помочь этому распростертому на дороге страдальцу!? И как бы поступил любой из нас, оказавшись в их положении, если б шел сам по себе пешком? Пройти 10, 15 км, ну даже 5, да хоть всего один километр, волоча на себе бесчувственного человека под палящим солнцем, – физически возможно ли!? И не останешься ли в таком случае вместе с этим несчастным, чтобы разделить его же участь?
Если же эта притча все-таки предполагает, что священник, левит и самарянин изначально были в равном положении по отношению к жертве (могли же и они иметь подобные транспортные средства), а все эти детали второстепенны и несущественны, то поступок самарянина еще больше возвышается. В конце концов, назвать любого иудея самарянином считалось величайшим оскорблением. «Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в тебе?» (Ин. 8, 48) – с нескрываемой досадой и яростью бросали Христу враждовавшие с Ним иудеи. Самаряне отвечали ненавистью за ненависть. Кровавые стычки между ними и иудеями были явлением нередким, и в самом лучшем случае Христа просто не приняли в одном самарянском селении, т.к. «Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 53).
И вот тут-то некий самарянин, видя на дороге между Иерусалимом и Иерихоном бездыханного, израненного, потенциального своего врага, не оставляет его на верную смерть, но спасает ему жизнь!
Но почему же два других единоплеменника этого путника, еще раньше заметившие его, притом служители истинной веры, священник и левит, по очевидности должные быть ему ближними, проходят мимо? Только ли дело в их предполагаемом равнодушии и бессердечии?
Конечно, нет: они могли быть вполне порядочными служителями, не хуже многих современных. Есть несколько предполагаемых ответов на эти вопросы.
– Можно легко убедить себя, что лежащий человек пьян, если не осмотреть его внимательно. Или просто быть искренне уверенным в этом… А что с пьяного возьмешь? Проспится и сам пойдет дальше – ему, как говорится, «море по колено».
– Священник и левит могли спешить на службу. Но здесь упускается одна деталь, незаметная в русском переводе. Священник не просто “шел” и “прошел мимо”, а κατέβαινεν, то есть «спускался». Значит, шел из Иерусалима в Иерихон, а не наоборот, поскольку Иерихон находится в низине, а Иерусалим, наоборот, на возвышенности. И значит, вовсе не по служебным делам.
– Священник и левит боялись оскверниться и стать «нечистыми», поскольку прикосновение к мертвецу или к кровоточащему раненому автоматически объявляло «нечистым» каждого. Тем более ритуальную чистоту по закону должен был строго соблюдать священнослужитель того времени.
– Неимение попросту собственной достаточной физической силы, если осла или верблюда у служителей не было, как и отсутствие поблизости дополнительной помощи.
По единодушному толкованию святых отцов, как и по содержанию многочисленных богослужебных текстов, милосердный самарянин в этой притче прообразует Самого Христа. Впадший же «в разбойники» путник символизирует страдающую душу грешника, «израненную» многочисленными грехами и одолеваемую «разбойническими помыслами». Ни священник, ни левит, служители Закона, не способны исцелить или даже сколько-нибудь смягчить боль от ран страждущего путника – их врачует Сам Христос, Своею благодатью.
Особенно часто милосердный самарянин вспоминается Церковью на 5-й седмице Великого поста, когда повторно читается Великий канон преп. Андрея Критского. Не только потому, что мы силимся открыть перед Христом наши душевные язвы, чтоб Он возлил на них от Своего вина и елея. Но можно к концу поста задать себе вопрос: насколько пост мой прошел угодным Богу, и не успел ли я в очередной раз вместе с тем священником и левитом из притчи пройти мимо кого-то, кто немедленно нуждался в моей помощи?
Моими помышлении в разбойники впад, пленен бых окаянный умом, и люте уязвихся, всю душу мою ураних, и отнюд лежу наг добродетелей на житейстем пути. Священник же видев мя ранами боляща безисцельна, презрев не воззре на мя: левитянин же паки не терпя душетленныя болезни, и той видев мя, мимо иде. Ты же благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость
Русский перевод:
Моими помыслами впав в руки разбойников, стал я пленником умом и люто уязвленным, всю мою душу изранив, и с тех пор лежу обнаженным от добродетелей на жизненном пути. Священник же, увидев меня, неизлечимо больного от ран, возгнушавшись, не обратил ко мне взор; потом и левит, увидев меня и не стерпев растлевающую душу болезнь, прошел мимо. Ты же, Христе Боже, благоволивший придти не от Самарии, но от Марии воплотиться, человеколюбием Твоим подай мне исцеление, изливая на меня великую Твою милость!
(стихира на «Господи, воззвах» в среду вечера 5-й седмицы)
Но разве дух законничества и мертвой буквы так уж исчез за последующие две тысячи лет христианства?
«Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев, – говорил Христос самарянке у колодца Иаковлева. – Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 22-23).
Ищет… но не всегда находит: нивы побелели, но «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37), причем по-прежнему мало, и вряд ли больше стало. И если те, кого Он избрал, кого «поставил блюстителями, пасти Церковь…, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28), оказываются не на высоте и подпадают под влияние духа «века сего» и духа законничества, Бог открывается и действует в мире уже не только и не столько через Своих основных избранников, сколько помимо них. И это касалось не только ветхозаветного Израиля, но происходит всю нашу христианскую историю.
Божественная истина не может быть отделима от Божьей любви и ее практического земного воплощения. Поэтому когда утверждают, что «Православие хранит истину», «Церковь знает истину», то тут, вслед за Понтием Пилатом, задавшим вопрос «Что есть истина?», поневоле нужно договориться о термине. Если истина в духовном значении не «ЧТО» (не безличный абстрактный набор теорий, утверждений и идей), а «КТО» (то есть личностная, живая, динамичная в общении и явленная во Христе как воплощенном Слове), тогда основная истина Евангелия нам открыта не в теоретических постулатах, а в практическом действии. Не столько нам открыто, как мыслить и рассуждать, сколько как действовать и жить.
В этом плане притча о Милосердном самарянине (Лк. 10, 2-37) – это отдельное малое Евангелие в большом. Оно показывает, что еретик по образу мысли может на самом деле быть куда ближе к истине-Христу по существу. А правоверные по образу мысли священник или левит, соответственно, оказываются практическими еретиками по жизни, при этом будучи убежденными, что поступают правильно и по закону.
В христианской истории этот момент был легко забыт, скорее всего, по причине общего упадка горения живой веры и одновременно усиления немощей слабой и греховной человеческой природы. Люди, склонные к интеллектуальной философской деятельности, но подверженные эмоциональным и прочим страстям, возможно, стремились оправдать себя тем, что они спасутся уже потому, что рассуждают и мыслят о Боге правильно, так, как до них рассуждали и веровали авторитетные святые отцы.
Спору нет: о Боге и Христе можно насочинять много разных беспочвенных фантазий, и, следовательно, есть определенные пределы разным мнениям в христианстве. Поэтому – “стойте и держите предание”, как призывает апостол Павел.
С другой стороны, с течением времени соборное церковное мировоззрение, взращенное на рациональной эллинистической почве, неуклонно уточнялось и детализировалось до такой степени, что коридор разномыслий, в первые века достаточно широкий, неуклонно сужался. Вплоть до того, что сами православные, уже и оторвавшиеся от прежней почвы, начали делиться и воевать между собой по поводу совсем уже второстепенных теоретических вопросов, нисколько не касавшихся практической духовной жизни.
Так ортодоксия выродилась либо в идеологию, либо в лучшем случае в представление о готовом мире идей, вроде платоновского, изначально всегда существовавшем и впоследствии или лишь спущенном с неба во всей своей готовой полноте при возникновении на земле Церкви, или постепенно раскрывающемся в истории.
К Евангелию, где истина неотделима от практического действия, от исполнения заповедей, это имеет весьма отдаленное отношение. Грош цена теоретическому правильному исповеданию (ортодоксии), если оно не подкрепляется практической любовью в делах (ортопраксией). Ортодоксия невозможна без ортопраксии. А вот ортопраксия без ортодоксии?
Выходит дело, иногда возможна, и пример тому – в притче о милосердном самарянине. И не только в притче, а и в реальной истории, когда после исцеления 10 прокаженных только самарянин возвратился, чтобы воздать славу и благодарность Христу (см. 18-ю гл. от Луки). И здесь ортопраксия может даже перерасти в ортодоксию.
В конце концов, через людей доброй воли действует Сам Христос и им открывается, когда уже не находит среди малого стада людей правой веры тех, кого бы Он мог избрать для жатвы. Церковь как собрание людей Христовых теряет свою силу и соль, если довольствуется только теоретическими рассуждениями или ритуалами. Тогда она рискует превратиться даже в свою противоположность, в «церковь лукавнующих», о которой сказано в одном из псалмов: «Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25, 5).
Эта притча обличает нас, православных вообще и священников в особенности, нестерпимо глубоко, если вдуматься, хотя обличение это, как и в любых других притчах, незаметное и ненавязчивое.
Быть может, оно сродни тому взгляду Христа, который поймал апостол Петр после троекратного своего отречения, и тут же горько заплакал? И не этот ли глубокий и кроткий взгляд будет для нас нестерпимым, невыносимым на будущем Суде?
Мы-то, священники, сколько раз могли отрекаться от Христа – не явными словами, но прикровенно, в жизни, и сколько раз проходили мимо ждущих от нас слова любви, мира, доброго совета? Господи! Помяни нас, священников негодных, егда приидеши во Царствии Твоем!
Читайте также:
Путь самарянина Митрополит Сурожский Антоний Три человека, один за другим, шли этой дорогой. Все трое побывали там, где живет Бог, все трое были в месте служения Богу, поклонения Ему, в месте молитвы. |
О милосердном самарянине Протоиерей Валериан Кречетов “Человек некий схождаше от Иерусалима в Иерихон, и в разбойники впаде, иже совлекше его и язвы возложше, отыдоша, оставльше еле жива суща”.Кто такой человек некий? Почему именно из Иерусалима в Иерихон? Ведь дорога одна и та же, мог бы идти и в обратном направлении, из Иерихона в Иерусалим. |
«Кто мой ближний?». О милосердном самарянине. Неделя 25-я по Пятидесятнице Митрополит Иларион (Алфеев) Когда панихида закончилась, хлынул ливень. Я спросил, не сможет ли кто-нибудь из них подвезти нас до ближайшего населенного пункта. Но они один за другим стали вежливо отказываться, говоря, что к сожалению, очень заняты, что в ресторане их ждет поминальный обед, что они едут в противоположную сторону. |
www.pravmir.ru
Милосердный самарянин из Нового Завета: смысл притчи
В притчах Иисуса – мудрость Господа, которую он даёт человеку не открыто, а призывает думать, рассуждать и видеть смысл, заложенный в них. Притча о милосердном самарянине – призыв к подражанию? Несомненно. Но это и приглашение к размышлению о смысле жизни, о её перипетиях.
Что такое притча
Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча – это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.
Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.
Притча как источник мудрости
Одним достаточно приведённого примера - их большинство. Так, например, в притче о милосердном самарянине даётся прямое указание, как должен поступать человек. Другие начинают думать и, к своему удивлению, видят путь к истине. Чем больше размышляют, тем он яснее и многограннее. Идёт духовное развитие, и человеку хочется знать, а что думают по этому поводу другие. Идёт процесс познания, внутреннего изменения человека. Именно к духовному совершенствованию призывает Бог, к стремлению к истине, безопасности, так как «…щит и ограждение – истина Его» (псалом 90).
Более двух тысяч лет люди читают Евангелие и находят в нём светлый источник духовного развития. Мудрость Господа постигается постепенно. Перечитывая его в десятый раз, будете как и в первый открывать для себя новый смысл, удивляясь и восхищаясь провидением непостижимой силы святого Духа, заложенной в простых словах.
Притча о самарянине
Притча из Нового Завета о милосердном самарянине - простой рассказ о том, кого считать своим ближним. Для иудеев ближним является иудей. Для еврея Иисуса ближними были все люди, за грехи которых он был распят. Его цель - научить людей быть милосердными к страданиям другого человека, Иисус говорит притчу, вкратце которую можно свести к следующему:
Один иудейский книжник решил испытать Иисуса, задавая ему вопрос о том, как можно войти в царствие небесное. Иисус спросил его: «А что об этом написано в законе?». Книжник, который хорошо его знает, отвечает: «Возлюби благословенного Бога всем твоим сердцем, а ближнего – как самого себя». Ответ Иисуса был, что нужно соблюдать это, тогда и будет тебе царство небесное. Книжник спросил: «А кто такой ближний?». Ответом Иисуса была притча о милосердном самарянине. Приведём её вкратце.
По пути из Иерусалима в Иерихон шёл один простой человек, еврей. В пути на него напали разбойники, избив его, отобрали все вещи и убежали, оставив лежать на земле. Мимо проходил еврейский священник, который, увидев его, пошёл своим путём дальше. Человек продолжал лежать на земле, когда мимо проходил левит (служитель еврейского храма). Он тоже прошёл мимо, не приняв участия.
Самарянин, проходящий мимо, не остался равнодушным, сжалился над евреем, омыл ему раны вином и смазал их маслом. Посадив на своего осла, милосердный самарянин довёз пострадавшего в гостиницу, где заботился о нём. На следующий день, уезжая, дал хозяину два динария, наказав продолжать лечить и кормить человека, а если денег не хватит, то на обратном пути обещал ему доплатить.
Закончив притчу, Иисус обратился к задавшему вопрос: "Кто, по его мнению, является ближним?" На что он ответил: «Оказавший милость». На это Иисус посоветовал ему идти и поступать так же.
Уточнения
События, описанные в этой притче, проходили более двух тысяч лет назад. Чтобы их понять, необходимы некоторые уточнения. Прежде всего, священник и левит – это служители в иудейском храме. Существует традиция (Закон), которая предписывает всех иудеев считать близкими людьми, обязанными помогать друг другу. Священник и левит – это люди, занимающие определённые должности в иудейском храме, досконально знающие закон и традиции, но они не помогают пострадавшему еврею.
Самаряне – это для иудеев еретики, которых они считали врагами. Не случайно в притче приведён милосердный самарянин, помогающий пострадавшему иудею, так как и они для самарян были врагами. Но для Иисуса все люди – это создания божьи, которые равны между собой. Хотя своего особого отношения к иудеям он не скрывал.
Кто такие самаряне?
В Х веке до рождества Христова на восточном побережье Средиземного моря, которое омывает юго-западную часть Азии, находилось царство Израильское. В те времена страною правили царь Давид и после – его сын Соломон. В период их царствования страна процветала.
Взошедший на престол сын Соломона Ровоам, отличался редкой жестокостью и тиранством. Не выдержав его издевательств, десять колен Израильских (всего их 12) не признали его власть и под предводительством Иеровоама, соратника царя Соломона, образовали новое государство Израильское со столицей Самария. По названию столицы жители стали называться самарянами.
Два колена, Вениаминово и Иудино, остались верны Ровоаму. Их государство стало называться Иудеей. Столицей царства стал город Иерусалим. Как мы видим, иудеи и самаряне – это одна нация. Говорят они на одном языке – иврите.
Это один народ, разделённый на две части и исповедавший одну религию, правда, с некоторыми различиями. Длительная вражда сделала их непримиримыми врагами. Иисус не зря включает в притчу милосердного самарянина. Смысл этого в том, что все народы должны жить в мире, и особенно родственные.
Библейское толкование
Важным моментом этой притчи является выяснение истинного смысла слова «ближний», которое вызывает недопонимание у книжника. Он трактует его буквально. Ближний – это родственник, единоверец, соплеменник. По мнению Иисуса, ближний – это совершивший милость, в нашем случае милосердный самарянин из Нового Завета. Смысл притчи состоит в том, чтобы дать понять, что любой человек является ближним - и тот, кто попал в беду, и тот, который делает добро.
У самарянина с собой были масло и вино, которые использовались при священном жертвоприношении Господу. Символичны слова Иисуса о том, что не жертвы он ждёт, а милости. Обрабатывая вином и маслом раны, предназначенные для проведения ритуала, самарянин символически приносит милость - жертву Господу.
Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)
Толкований этой притчи священнослужителями много. Хочется немного остановиться на статье митрополита Иллариона «Кто мой ближний?» (Православие и мир). Это настоящая проповедь о милосердном самарянине. Поражает простота и доступность объяснения притчи, её основная цель.
Митрополит Илларион считает, что не зря вопрос задаёт книжник, который хорошо знаком с Законом. Зная его содержание, ему самому не всё понятно в нём. Мало того, что знаешь Закон, нужно ещё его и соблюдать. Хорошо знать заповеди Бога, но нужно их и воплощать в жизнь. Поэтому книжник, не понимающий значение, спрашивает: «А кто ближний?»
Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны. Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют.
Возлюби ближнего своего
Много людей иной веры или те, которые довольно далеки от веры в истинного Бога, обладают сердцами, в которых живёт любовь к ближнему. Сами того не ведая, они исполняют заповеди Божьи. Это могут быть люди любой христианской веры, мусульмане, иудеи, атеисты.
Как мы видим, толкований притчи о милосердном самарянине много. Это собирательный, наглядный пример, учащий жить по подобию Иисуса Христа, который любил всех людей и желал их спасения. Ради них он пошёл на муки, чтобы очистить их от грехов. Всех, а не только последователей своих или людей определённой национальности. Разве только иудеи отвергают иноверцев? Нет. Вспомните крестовые походы или современный мусульманский экстремизм.
Иисус – самарянин?
Есть ещё одна интересная толкование трактовка. Хочется сказать, что каждый человек, читая притчу о милосердном самарянине, смысл в ней видит по-разному. А Господь не даёт никаких пояснений, призывая тем самым человека к осмыслению притчи.
Человек, шедший из Иерихона в Иерусалим – это Адам, который представляет всё человечество. Иерусалим, куда он идёт – царствие небесное. Иерихон – земная жизнь, полная грехов, слёз и плача. Разбойники, напавшие на путника – тёмные сатанинские силы. Священник и левит – это Ветхий Завет, в котором священник – Закон Моисея, левит – это пророки.
Два врача, направленные Богом – Закон Моисея в виде священника, и пророки в виде левита, прошли один за другим мимо. Закон Моисея только приблизился, пророки подошли и посмотрели, но лечить не стали, а прошли мимо. И тут появляется добрый самарянин – это Иисус Христос, который обвязывает раны, смазывая их маслом, доставляет в гостиницу и просит присмотреть за больным.
Почему Господь сам себя назвал самарянином? Иисус показывает нам, что не всегда нужно иметь высокие звания, положения и саны, не всегда нужно много денег, чтобы делать добро, быть милосердным. Для этого необходима лишь добрая душа, желание помогать другим. Ну а если сам Господь под видом презираемого евреями самарянина выступает в качестве спасителя, то почему бы нам, простым смертным, не последовать его примеру?
Послесловие
Множество людей на вопрос, который задавал Иисусу левит: «А кто ближний?», не задумываясь, станут называть родственников, единоверцев и так далее. Но родство – это не только кровь, но и милосердие. Беда одного человека делает его одиноким, и только милосердие другого роднит их на века. Кровь братьев в большинстве случаев не делает их близкими, а только родными. Господь даёт нам понимание этой простой истины, и не только её, но и многих других.
fb.ru
Автор: митрополит Антоний Сурожский Я хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего Евангелия. Василий Иванович Суриков. Милосердный самаритянинНам говорится, что человек шел из Иерусалима в Иерихон. В Ветхом Завете Иерусалим был местом, где жил Бог; это было место поклонения Богу, место молитвы. И теперь человек шел обратно, в долину: с горы созерцания туда, где течет человеческая жизнь. И на пути на него напали разбойники, сорвали с него одежды, изранили и бросили при дороге. И три человека прошли, один после другого, следуя тем же путем. Все трое возвращались оттуда, где живет Бог, где они Ему молились, Ему поклонялись, предстояли в Его Присутствии. И двое из них прошли мимо. Текст Евангелия так ярко говорит, что священник просто прошел мимо; даже не сказано, что он взглянул на него. Он был "духовенством", человеческие нужды его не касались - по крайней мере, он так думал; он ничему не научился от молитвы Богу, Который есть Сама Любовь. И другой человек пришел, левит, человек начитанный, умудренный в знании Священного Писания - но не в знании Бога. Левит подошел, постоял над человеком израненным и умирающим - и пошел дальше своим путем. Его ум парил в материях более выспренних, чем человеческая жизнь, чем человеческое страдание, - так, по крайней мере, он думал. А потом пришел человек, который в глазах иудеев был презренным просто из-за того, чем он был; не за его личные или нравственные недостатки, а потому что он был самарянин: отверженник, то, что индусы называют пария. Он склонился над раненым, ибо знал, что значит быть брошенным, он знал, каково быть нежеланным, когда другие обходят тебя с презрением, а то и с ненавистью. И он склонился над раненым, он сделал все, что мог, чтобы облегчить и исцелить его раны, он привел его в место покоя. И все это он сделал ценой ущерба для себя: он не только заплатил хозяину гостиницы за заботу о раненом, но он отдал свое время, он отдал все свое внимание, он отдал свое сердце. Он заплатил полную цену, которую мы можем дать ради внимания к окружающим нас людям. И вот сейчас мы провели все утро в Божием собственном присутствии, в месте, где Он живет; мы слышали Его голос, говорящий нам о любви; мы провозглашали свою собственную веру в этого Бога, Который есть Сама Любовь, в Бога, Который отдал Своего Единородного Сына, чтобы каждый из нас - не просто все мы коллективно, но каждый из нас лично был спасен. И теперь мы пойдем из церкви; в течение недели, или до того момента, когда мы снова придем в церковь, мы встретим не только одного, а многих людей. Будем ли мы, как священник или как левит, размышлять о том, что мы узнали здесь, хранить в сердце изумление и радость - и проходить мимо других, потому что забота о вещах мелких может нарушить наш мир душевный, отвлечь ум и сердце от этого чувства дивности встречи с Богом, пребывания в Его присутствии? Если так, то мы мало - если вообще что-либо - поняли о Евангелии, о Христе, о Боге. И если мы спросим, как юноша или как законник: Но кто наш ближний? Кто тот, ради которого я должен отвлечься от глубочайших переживаний сердца, от высших интересов ума, от всего лучшего, что я переживаю? - то ответ Христов прямой и простой: Всякий! Всякий, кто в нужде, на любом уровне; на самом простом уровне пищи и крова, нежности и сердечности, внимания и дружбы. И если когда-то - этого может никогда не случиться, но может и случиться в любое мгновение - от нас потребуется большее, тогда мы должны быть готовы любить нашего ближнего так, как Христос научил нас: с готовностью положить нашу жизнь за него. Речь не о том, чтобы так отдать жизнь, чтобы быть убитыми; речь о том, чтобы изо дня в день отдавать всю нашу заботу всем, которые нуждаются в ней: те, кто в горе, нуждаются в утешении; те, кто потерял почву под ногами, нуждаются в укреплении и в поддержке; которые голодны, нуждаются в пище; те, кто в материальной нужде, могут нуждаться в одежде; и те, кто находится в духовной растерянности, могут нуждаться в слове, которое ключом бьет из той самой веры, которую мы получаем здесь и которая есть наша жизнь. Пойдем поэтому сейчас из храма, помня об этой притче не как об одном из самых прекрасных слов, сказанных Христом, но как о конкретном пути, конкретном примере того, как Он нас зовет жить, действовать и относиться друг ко другу; и будем смотреть вокруг себя зорким, внимательным взглядом, помня, что иногда малая капля сердечности, одно теплое слово, один внимательный жест могут преобразить жизнь человека, который иначе должен был - или должна была - справляться со своей жизнью в одиночку. Да поможет нам Бог быть подобными милосердному самарянину на всех уровнях жизни и с каждым человеком. Аминь! 29 ноября 1987 г.Из книги митр. Сурожского Антония "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"Клин, "Христианская жизнь", 2010 Что значит "любить ближнего"?Автор: Ирина Филиппова"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга", - обычно люди воспринимают эти слова Спасителя буквально, связывая их с любовью между супругами, родительской или сыновней любовью. Часто даже влюбленность принимают за любовь и поют ей оды. Но о такой ли любви говорил Иисус Христос, когда давал людям эту, пожалуй, главную заповедь?Об этом и многом другом пойдет речь в выпуске телепередачи "Дорога к храму". "Царство Божие внутри вас" (из записок сестры милосердия)Автор: Наталия ГусеваСкоро Новый год – время веселое, разгульное. А у православных – Рождественский пост, период подготовки к встрече Спасителя.Мы приходим в больницу и в преддверии Нового года очень часто слышим вопросы: «А как вы его отмечаете? И отмечаете ли вообще? И можно ли его отмечать?» Мне кажется, что самый лучший ответ можно найти в Евангелии, которое очень четко говорит: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Понимаете, нет ничего плохого вне человека. Всё плохое – внутри и изнутри человека, оно может изливаться, заражая все кругом. А может быть и наоборот, когда изливается из человека дивный свет Царства Божия, очищая все вокруг Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации. |
www.pravklin.ru
Милосердный самарянин - Сокрытое Сокровище
В своем учении Иисус Христос всегда стремился наглядно раскрыть для слушателей суть истинной религии. Он показывал, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте.
Однажды, когда Христос учил народ, один законник встал и, искушая Его, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Священники и раввины, надеясь уловить Христа, поручили законнику задать этот вопрос. Но Спаситель не стал вступать в спор. Он потребовал ответа от самого вопрошающего: «В законе что написано? – сказал Он, – как читаешь?». Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал: «Правильно ты отвечал, так поступай и будешь жить». Ответ законника, одобренный Христом, поставил Спасителя в преимущественное положение перед раввинами, которые не могли осудить Его за то, что Он подтвердил сказанное толкователем закона. Слова Спасителя показали: книжнику не было нужды задавать этот вопрос, потому что он знал ответ на него. Но, тем не менее, законник решился еще на один вопрос: «А кто мой ближний?».
Среди иудеев этот вопрос вызывал бесконечные споры. Они нисколько не сомневались, что язычники и самаряне были не ближними им, а их врагами. Но им хотелось провести разделение и среди своего народа, среди различных групп общества.
И вновь Иисус отказался вступить в спор, а простыми словами нарисовал перед Своими слушателями картину несравненной небесной любви, которая тронула сердца всех присутствующих и заставила законника признать истину.
«Некоторый человек, – сказал Иисус, – шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо».
Этот эпизод не был придуман – Иисус взял его из жизни. Направлявшемуся из Иерусалима в Иерихон путнику предстояло пройти опасные места по дикому каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут-то и напали на этого человека, у него отобрали все ценное и израненного, избитого, бросили его у дороги полуживым. Он лежал беспомощный, а мимо проходил священник. Но лишь мельком он взглянул в сторону раненого. Затем появился левит. Заинтересовавшись случившимся, он остановился, разглядывая страдальца. Тот нуждался в помощи – это было очевидно, но левиту казалось неприятным возиться с истекавшим кровью человеком. Он постарался убедить себя, что это дело его не касается. Оба прохожих были священнослужителями и считали себя толкователями Писания. Они принадлежали к классу людей, избранных быть представителями Бога перед народом. Они должны были «снисходить невежествующим и заблуждающим» (Евреям 5:2). И таким образом приводить людей к пониманию великой любви Бога к человечеству. Однако в их поступке, описанном Христом, законник не усмотрел ничего противоречащего распространенным толкованиям предписаний закона. И тогда ему был предложен другой сюжет.
Один самарянин, путешествуя, пришел на то место, где был страдалец. Увидев его, он сжалился и не стал задаваться вопросом, кто этот незнакомец – еврей или язычник. Перед ним был страдающий и нуждающийся в помощи человек. Он снял с себя одежду и укрыл его. Елей и вино, припасенные в дорогу, он использовал для врачевания и подкрепления сил раненого. Он подсадил его на своего осла и медленно, размеренным шагом, чтобы не причинить раненому дополнительных страданий, двинулся вперед.
Добравшись до гостиницы, он всю ночь заботился о больном. А утром, когда раненый пришел в себя, самарянин решил продолжить свой путь. Но прежде, чем отправиться в дорогу, он передал его на попечение хозяина гостиницы, заплатил за ночлег и еще за несколько дней вперед; затем, на случай непредвиденных расходов, он пообещал хозяину: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Закончив свой рассказ, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник, не желая и после этого произнести слово «самарянин», ответил: «Оказавший ему милость». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Так на вопрос: «Кто мой ближний?» – был дан ответ на вечные времена! Христос показал, что наш ближний – не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или вере. Ничего не значат ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний – это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашими ближними являются все люди, так как все они принадлежат Богу.
Евангелие от Луки, 10:25-37
Подготовила И. Беднякова
Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» февраль 2004 г.
sokrsokr.net
Милосердный самарянин
На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте.
Когда Христос учил народ, один законник встал и, искушая Его, сказал: “Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Затаив дыхание, огромное собрание ожидало ответа. Священники и раввины, надеясь уловить Христа, поручили законнику задать этот вопрос. Но Спаситель не стал вступать в спор. Он потребовал ответа от самого вопрошающего: “В законе что написано? — сказал Он, — как читаешь?” Иудеи все еще обвиняли Иисуса в том, что Он легкомысленно относится к закону, данному на Синае. Но Иисус поставил вопрос о спасении в прямую зависимость от соблюдения заповедей.
Законник ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”. Иисус сказал: “Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить”.
Этот законник не был удовлетворен учением и делами фарисеев. Он самостоятельно изучал Писания, желая познать их истинный смысл. Его действительно интересовала эта проблема, и он искренне спрашивал: “Что мне делать?” Отвечая на вопрос о требованиях закона, он опустил множество церемониальных и обрядовых предписаний. Законник не признал за ними никакой ценности, он привел два великих принципа, на которых основывается весь закон и пророки. И его ответ, одобренный Христом, поставил Спасителя в преимущественное положение перед раввинами, которые не могли осудить Его за то, что Он подтвердил сказанное толкователем закона.
“Так поступай, и будешь жить”, — сказал Иисус. Он представил людям закон как нечто, обладающее Божественной целостностью, Своим ответом утверждая невозможность соблюдать одну заповедь и нарушать другую, потому что в основе всех заповедей лежит один общий принцип. Участь человека в вечности будет определена его повиновением всему закону. Высочайшая любовь к Богу и нелицеприятная любовь к человеку — вот принципы, которые должны осуществляться в жизни.
Законник обнаружил, что он сам является нарушителем закона. Испытующие слова Христа обличали его. Претендуя на понимание праведности по закону, он не жил праведно. Он не питал любви к людям. Ему было необходимо покаяться, но вместо этого он попытался оправдать себя. Вместо того чтобы признать истину, он стремился показать, насколько трудно выполнить эту заповедь. Тем самым он надеялся успокоить свою совесть и оправдать себя в глазах народа. Слова Спасителя показали: книжнику не было нужды задавать этот вопрос, потому что он знал ответ на него. Но тем не менее законник задал еще один вопрос: “А кто мой ближний?”
Среди иудеев этот вопрос вызывал бесконечные споры. Они нисколько не сомневались, что язычники и самаряне были их врагами. Но как провести разделение среди своего народа, среди различных групп общества? Кого — священник, кого — раввин, а кого — старейшина должен считать своим ближним? Вся их жизнь была сплошным обрядом очищения. Они учили, что соприкосновение с невежественной и беззаботной толпой приводит к осквернению, от которого можно очиститься лишь ценой неимоверных усилий. И этих нечистых они должны считать своими ближними?
И вновь Иисус отказался вступить в спор. Он не стал разоблачать фанатизм тех, кто стремился осудить Его, а простыми словами нарисовал перед Своими слушателями картину несравненной небесной любви, которая тронула сердца всех присутствующих и заставила законника признать истину.
Чтобы рассеялась тьма, нужно принять свет. Наилучший способ избавить человека от заблуждения — предложить истину. Именно откровение Божественной любви выявляет уродство и греховность сердца, сосредоточенного только на самом себе.
“Некоторый человек, — сказал Иисус, — шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо”. Этот эпизод не был придуман — Иисус взял его из жизни. Священник и левит, которые обошли пострадавшего стороной, находились среди слушателей Христа.
Направлявшемуся из Иерусалима в Иерихон путнику предстояло идти через Иудейскую пустыню. Дорога пролегала по дикому каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут-то и напали на этого человека: у него отобрали все ценное и, израненного, избитого, бросили его у дороги полуживым. Он лежал беспомощный, а мимо проходил священник. Но лишь мельком он взглянул в сторону раненого. Затем появился левит. Заинтересовавшись случившимся, он остановился, разглядывая страдальца. Тот нуждался в помощи — это было очевидно, но левиту казалось неприятным возиться с истекавшим кровью человеком, он даже пожалел, что пошел этим путем и увидел раненого. Он постарался убедить себя, что это дело его не касается.
Оба прохожих были священнослужителями и толкователями Писания. Они принадлежали к классу людей, избранных быть представителями Бога перед народом. Они должны были “снисходить невежествующим и заблуждающим” (Евр. 5:2) и таким образом приводить людей к пониманию великой любви Бога к человечеству. Они были призваны к той же работе, которую выполнял Иисус, как видно из Его слов: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу” (Лк. 4:18).
Ангелы небесные, видя скорби Божьей семьи на земле, готовы помогать людям, облегчая участь угнетенных и страдающих. Божьим промыслом священник и левит оказались именно на той дороге, где лежал раненый страдалец, чтобы увидеть: он нуждается в милосердии и помощи. Все Небо наблюдало за ними — не отзовутся ли сердца этих людей сочувствием к человеку в беде.
Именно Спаситель и был Тем, Кто наставлял в свое время евреев в пустыне. Из столпа облачного и огненного Он учил совсем не тому, чему теперь учили народ священники и учители. Милосердные предписания Его закона касались даже самых слабых животных, которые не могли выразить словами свою нужду и страдания. По этому поводу Моисею даны были особые указания для детей Израиля: “Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним” (Исх. 23:4, 5). Но, рассказывая о человеке, израненном разбойниками, Иисус фактически говорил о страдающем брате! Насколько сильнее их сердца должны были быть тронуты жалостью к этому человеку, чем к вьючному животному! Ведь сказано через Моисея, что Господь Бог их — “Бог великий, сильный и страшный... Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца”. Поэтому Господь и повелел: “Любите и вы пришельца”, “люби его, как себя” (Втор. 10:17—19; Лев. 19:34).
Иов говорил о себе: “Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему” (Иов 31:32). И когда два ангела в облике человеческом пришли в Содом, Лот поклонился им до земли и сказал: “Государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте” (Быт. 19:2). Все это было известно священнику и левиту. Но в своей повседневной жизни они были далеки от того, чтобы следовать подобным примерам. Прошедшие школу национального фанатизма, они стали себялюбивыми, ограниченными и нетерпимыми. Принадлежал ли раненый к их народу или нет, они не могли определить. Подумав, что он, наверно, из самарян, они отвернулись от него.
Однако в их поступке, описанном Христом, законник не усмотрел ничего противоречащего распространенным толкованиям предписаний закона. И тогда ему был предложен другой сюжет.
Один самарянин, путешествуя, пришел на то место, где был страдалец. Увидев его, он сжалился и не стал задаваться вопросом, кто этот незнакомец — еврей или язычник. Допустим, это был еврей — самарянин прекрасно знал: поменяйся они местами, этот человек плюнул бы ему в лицо и с презрением ушел бы прочь. Но самарянин не стал долго раздумывать над этим. Он не посчитался с тем, что и сам подвергался опасности, оставаясь на этом месте. Перед ним был страдающий и нуждающийся в помощи человек. Он снял с себя одежду и укрыл его. Елей и вино, припасенные в дорогу, он использовал для исцеления и подкрепления сил раненого. Он подсадил его на своего осла и медленно, размеренным шагом, чтобы не причинять раненому дополнительных страданий, двинулся вперед.
Добравшись до гостиницы, он всю ночь заботился о больном, с нежностью ухаживая за ним. А утром, когда раненый пришел в себя, самарянин решил продолжить свой путь. Но прежде чем отправиться в дорогу, он передал его на попечение хозяина гостиницы, заплатил за ночлег и еще за несколько дней вперед; затем, не довольствуясь сделанным, на случай непредвиденных расходов он пообещал хозяину: “Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”.
Закончив свой рассказ, Иисус пристально посмотрел на законника: казалось, Он читал в его сердце. Затем Он спросил: “Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?” (Лк. 10:36).
Законник, не желая и после этого произнести слово “самарянин”, ответил: “Оказавший ему милость”. Иисус сказал ему: “Иди, и ты поступай так же”.
Так на вопрос “Кто мой ближний?” был дан ответ на все времена. Христос показал, что наш ближний — не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или исповедует нашу веру. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний — это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, которые принадлежат Богу.
В повествовании о милосердном самарянине Иисус изобразил Самого Себя и Свою миссию. Сатана обманул, изувечил, ограбил, сокрушил человека и бросил его погибать. Но Спаситель был тронут нашими страданиями. Он оставил Свою славу и пришел к нам на помощь. Мы были при смерти, но Он пришел спасти нас. Он исцелил наши раны. Он одел нас в одежду Своей праведности. Он предоставил нам безопасное убежище и Сам полностью обеспечил нас всем необходимым. Он умер для того, чтобы искупить нас, и, приводя Себя в пример, Он говорит Своим последователям: “Сие заповедую вам, да любите друг друга”, “как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин. 13:34, 15:17).
Законник спросил Иисуса: “Что мне делать?” И Иисус, признавая любовь к Богу и человеку сутью праведности, сказал: “Так поступай, и будешь жить”. Самарянин повиновался побуждениям доброго и любящего сердца и этим показал, что чтит закон. Христос повелел законнику: “Иди, и ты поступай так же”. Поступки, а не одни только слова ожидаются от детей Божьих. “Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Ин. 2:6).
И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили душевные качества, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа. Пока мы на деле не будем жертвовать собой ради блага других в семье, среди соседей, в церкви, везде и всюду, — как бы мы себя ни называли, мы христианами не являемся.
Христос воспринял интересы человечества как Свои и призывает соединиться с Ним и стать одно с Ним ради спасения человечества. “Даром получили, — говорит Он, — даром давайте” (Мф. 10:8). Грех — величайшее зло из всех зол, и мы должны жалеть грешника и помогать ему. Многие из тех, кто сбился с пути, сознают свой позор и безрассудство. Они изголодались по словам ободрения. У них перед глазами только их ошибки и заблуждения, они на грани полного отчаяния. Мы не должны пренебрегать этими душами. Если мы — христиане, то не можем проходить мимо, держась подальше от тех, кто больше всего нуждается в нашей помощи сейчас. Когда мы видим человеческое горе, вызванное грехом или страданиями, мы никогда не должны говорить: “Это не мое дело”.
“Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости” (Гал. 6:1). Верой и молитвой противостаньте силе врага. Говорите слова веры и ободрения, которые будут целительным бальзамом для раненых и сокрушенных сердец. В великой жизненной борьбе очень многие устали и потеряли надежду, в то время как одно задушевное слово могло бы подкрепить их и помочь преодолеть невзгоды. Мы не должны проходить мимо страждущих, лишая их утешения, которым Бог утешил нас самих.
Только такая жизнь является исполнением главного принципа закона, принципа, наглядно представленного в истории о милосердном самарянине и проявленного в жизни Иисуса. Спаситель Своим отношением к людям открывает подлинный смысл закона и показывает, что значит “любить ближнего своего, как самого себя”. И когда дети Божьи проявляют милосердие, доброту и любовь ко всем людям, они тем самым свидетельствуют, что их характер соответствует принципам Неба. Они провозглашают: “Закон Господа совершен, укрепляет душу” (Пс. 18:8). А тот, кто не проявляет такой любви, нарушает закон, соблюдением которого он гордится. Потому что дух наших отношений с ближними показывает дух наших отношений с Богом. Любовь к Богу в сердце — это единственный источник любви к людям. “Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” “Возлюбленные... если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас” (1 Ин. 4:11, 12, 20).
chto-est-istina.ru