10 редких литографий Кустодиева. Фото кустодиев картины


Любимые художники. Борис Кустодиев. - Андрей Савин

Когда я готовил предыдущий пост про Брейгеля, решил, что следующим будет Кустодиев. Самые мои любимые работы у Кустодиева чем-то напоминают мне Брейгеля. Собственно, понятно чем: обилием деталей и подробностей (я люблю, когда картины можно долго разглядывать) городской жизни, многолюдностью, жизнью и действием на каждом сантиметре полотна. Но и время другое, и страна другая, и настроение другое - яркое и праздничное.Борис Михайлович, кстати, в этом году юбиляр - 140 лет. И родился он 23 февраля, правда по старому стилю - т.е. по новому, 7 марта.

Борис Кустодиев (1878 - 1927)

"Масленица" (1916, 89 х 190 см, Русский музей)Маслениц Кустодиев рисовал много. И праздников всевозможных, и ярмарок.

"Ярмарка" (1906, 67 х 89 см, Третьяковка)

Это, кажется, одна из первых его ярмарочно-праздничных картин. Буйство красок. Смотрите, какие все нарядные - это вам не воскресная поездка в "ашан".

В центре два аксакала.Обсуждают что-то. Думаю, что-то типа "эээх, вот раньше были ярмарки... дааа" или "ооох, дорого-то как всё стало... даааа". Один, впрочем, уже затарился валенками. Модными - светлыми.

А вот тётка придирчиво выбирает новые грабли.

Девочка замерла перед кукалми - уже целую охапку набрала, а хочется ещё.

А вот моя любимая из кустодиевских маслениц."Масленица" (1919, 71 х 98 см, музей-квартира И. Бродского в Петербурге)

Не наглядеться.

Вот кавалер катает бырышню на санях. Кавалер пристаёт, а барышня смущается. А упитанное семейство наблюдает - даже отвлеклись по такому случаю от витрины с сыром и икрой.

А вот уже экипаж побогаче - солидное семейство катается.

Ещё два солидных господина. Не иначе купцы про дела толкуют. А рядом, похоже, их жены сплетничают.

Народ ломится в театр посмотреть на чемпиона мира по борьбе Ивана Ступина

Домики, вывески, торговые ряды, церковь, пожарная каланча в самом верху... Каланча похожа на костромскую, а Кустодиев какое-то время жил в тех краях. Не её ли написал?

Ещё несколько многолюдных картин.

"Провинция" (1919, 80 х 97 см, Государственный музей искусств Казахстана)

"Масленица" (1920, 69 х 90, санаторий Академии наук "Узкое", Московская область)

"Троицин день" (1920, 110 х 110 см, Саратовский государственный художественный музей им. радищева)

Кстати, обратите внимание на годы создания. Времена, кажется, не самые праздничные были... Следующая картинка более соответствующая эпохе:

"Большевик" (1920, 101 х 141 см, Третьяковка)

На заре моего увлечения фотографией мне встретилась фотографическая мудрость: "Есть объект - ищи фон, есть фон - ищи объект". Не раз её вспомниал, когда красивый пейзаж в кадре получался скучным, и нужно было поместить какой-нибудь объект на передний план, чтобы его оживить. Вот и Кустодиеву (он, кстати, и фотографировал тоже) вероятно показалось скучноватой одна из очередных его маслениц, и он пририсовал на переднем плане Шаляпина.

"Портрет Шаляпина" (1921, 100 х 81 см, Русский музей)

А если серьёзно, Кустодиев был отменным портретистом - между прочим, был учеником Репина. И в портретах он зачастую (хоть и не всегда) использовал ту же лубочно-праздничную стилистику, помещая портретируемого в круговорот жизни.

Николая II, например, изобразил на фоне Кремля."Его императорское величество государь император Николай Александрович Самодержец Всероссийский" (1915, хромолитография 25 х 25 см, Русский музей)

Купца - за кассой."Купец" (1918, 89 х 70 см, музей-квартира И. Бродского в Петербурге)

А купчиху - за чаем."Купчиха за чаем" (1918, 120 х 120, Русский музей)

Купчихи - ещё одна знаменитая тема Кустодиева.

"Купчиха на балконе" (1920, 46 х 30 см, частная коллекция)

"Купчиха, пьющая чай" (1923, 81 х 99 см, Нижегородский государственный художественный музей)

Красотки, не правда ли? :) Выражение "кустодиевская красавица" стало нарицательным обозначением этого женского типажа - своеобразным русским аналогом "рубенсовской женщины".

"Красавица" (1915, 141 х 185 см, Третьяковка)

И апофеоз - "Русская Венера" (1925-1926, 200 х 175 см, Нижегородский государственный художественный музей)

Венеру, кстати, Кустодиев написал на обороте другой своей, более ранней, картины - вот этой:"На террасе" (1906, 134 х 97 см, Нижегородский государственный художественный музей)

Здесь изображена семья художника: он сам (сидит справа), жена, дети - Ирина и Кирилл, няня и сестра с мужем. В 1925 году художник перевернул холст и написал на обороте свою дочь Ирину в образе Русской Венеры. Мне, правда, попадалась информация, что позировала не Ирина, а некая деревенская девушка - но портретное сходство с Ириной явное. К бане, правда, у меня есть вопросы: дверь нараспашку, пена кругом, пар явно сырой - что же это за баня? Впрочем, к Ирине и художнику - вопросов нет :)

А закончим детским портретом Ирины - он висит у нас, в Самаре."Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой" (1907, 100 х 8- см, Самарский областной художественный музей)

Несмотря на такие яркие и жизнерадостные картины, жизнь художника не баловала: ещё в 1909 у него были обнаружены признаки опухоли в спинном мозге. Несоклько операций принесли лишь кратковременное облегчение. Последние 15 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу.

Помимо живописи, Кустодиев занимался и иллюстрацией для журналов и книг, театральными декорациями, плакатами. Я показал наиболее характерные работы, во многих из которых Кустодиев прибегал к упрощению и даже некоторой стилизации под лубок. Это вообще было характерно для того времени - многие деятели авангарда в поиске новых форм подражали непрофессиональному искусству (примитивизм, наивное искусство). Но у Кустодиева, как мне кажется, немного другое - он пытается приблизить форму к содержанию. Однако, повторюсь, портретистом он был хорошим - есть у него и масса живописных и графических потретов, выполненных в традиционной технике. И мастерски выполненных!

Оставлю ссылку на довольно объёмную подбору его работ: https://www.wikiart.org/ru/boris-kustodiev

Ну а в следующий раз речь пойдёт об одном из тех, кто рисовал натуру не какой она есть, но какой она бывает.

savin-andrey.livejournal.com

10 редких литографий Кустодиева — astpicture.ru

В августе 2015 американский профессор Михаил Шифман подарил астраханской картинной галерее имени Догадина альбом "Шестнадцать автолитографий" Бориса Кустодиева. Это редкое издание тиражом всего лишь около трехсот экземпляров было выпущено в 1921 году, и уже тогда его назвали "вершиной советской графики", "дорогим историческим документом" и "выдающейся редкостью". Многие художники в те времена увлекались техникой литографирования, проще говоря, переносом своих картин с холста на типографскую бумагу в виде графического рисунка. Оттиск создавался художником вручную, то есть картина как бы перерисовывалась заново для того, чтобы быть отлитографированной.   Борис Кустодиев не стал исключением, летом и осенью 1921 года художник создает серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома "Шестнадцать автолитографий". Редакции astpicture.ru удалось сделать фотографии этого замечетального издания. Мы выражаем благодарность директору астраханской картинной галереи Ирине Игоревне Перовой за помощь в проведении съемок. Приятного вам просмотра.  Фото: Максим Коротченко / astpicture.ru 

1. Главный хранитель галереи Татьяна Николаевна Макарова:aDSC_2468_2

  2.aDSC_2476

  3.aDSC_2489

  4.aDSC_2482

  5. aDSC_2490

  6.aDSC_2536

  7. Борис Кустодиев, "Трактир":aDSC_2492

  8. Борис Кустодиев, "Лес осенью":aDSC_2520

  9. Борис Кустодиев, "Весна":aDSC_2516

  10. Борис Кустодиев, "Деревенская ярмарка":aDSC_2512

  11. Борис Кустодиев, "Волга":aDSC_2511

  12. Борис Кустодиев, "Гостиный двор":aDSC_2508

  13. Борис Кустодиев, "Архиерей"aDSC_2506

  14. Борис Кустодиев, "Домик":aDSC_2502

  15. Борис Кустодиев, "Масленица":aDSC_2497

  16. Борис Кустодиев, "Большая дорога":aDSC_2521

  17.aDSC_2524

   18.aDSC_2543

  19.aDSC_2554  

astpicture.ru

Кустодиев, Борис Михайлович

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 гг. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».

1913 — преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).1923 — член Ассоциации художников революционной России.В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 г. прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

fishki.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта