Картина на миллион. Загадки самого «дорогого» художника русского модерна. Картины николая фешина
Николай Фешин картины
Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани. Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. В 1923 году эмигрировал в США. Если в России его считают великим русским художником, то Американцы называют Николая Фешина национальным американским живописцем. Именно поэтому художника называют русско-американским или художником двух континентов.
Его картины находятся в самых известных музеях, как Америки, так и России. Самое большое собрание его полотен вместил Музей изобразительных искусств на его исторической родине — в Татарстане.
Если вы хотите знать больше о художниках, стилях живописи, истории искусства, то на сайте http://knigi-iskusstvo.ru вас ждёт большой выбор книг по искусству. Советская живопись, Рублёв, Японская гравюра и другие замечательные книги на полках виртуальной библиотеки.
Николай Фешин
Беспризорник
Бравый индеец
Дама в черном
Девочка с острова Бали
Зимний пейзаж. Таос
Ия Фешина
Мальчик
Мексиканская бабушка
Осень
Подсолнухи
Портрет В.И.Ленина
Портрет Вари Адоратской
Портрет Ии
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы
Принцесса
Русский дом
Старик в серой шляпе
Старый индеец
Таосский знахарь
Храмовая танцовщица
Хуан. Пеон
Черемисская свадьба
Чернокожая танцовщица
art-assorty.ru
Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
В сообщении, посвященном 148 годовщине со дня рождения Валентина Серова, мы не скупились на эпитеты «известный, талантливый, выдающийся…». Все — справедливо. Серова знают, о нем говорят, им гордятся. Однако, есть художники, которые, обладая большим талантои, остаются для многих и многих неизвестными. К таким художникам относится Николай Фешин.
Фешин Николай Иванович
(1881-1955)
Николай Иванович Фешин родился 9 декабря 1881 года в Казани. Отец художника Иван Александрович Фешин — был владельцем иконостасной мастерской. Мать его — Прасковья Викторовна — была родом из Костромы.
Публичную школу художник закончил в 1895 году. 1900 год ознаменовался получением отзывов в прессе на свои первые работы, выставленные на ученической выставке. В1901 году Фешин закончил отделение живописи художественной школы Казании, имея необходимые рекомендации, поступил в Высшее художественное училище, относящееся к Академии художеств. Там он проучился с 1901 г. по1909 г.Одновременно с обучением в училище Фешин Николай Иванович посещал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1902–1907 гг.).
Мальчик
Мальвы
1923, Миссис Крейг
Портрет Веры Фокиной
Дама с сигаретой
В 1906 г. на Весеннюю выставку, устраиваемую в Академии художеств, цензура не пропустила работу Фешина «Из окна».В1907 г. учитель Фешина И.Е. Репин ушел из Академии. Пятьдесят его учеников (Фешин в том числе) написали Репину письмо, прося его вернуться в Академию художеств.
В 1908 года официальным постановлением Фешина оставили на год в Высшем художественном училище с целью продолжения работы над картиной, которая планировалась на конкурс. За этот период Фешин получил первую премию имени Куинджи за выставленную на Весенней выставке в Академии «Черемисскую свадьбу». Музей Академии Художеств приобрел картину «Портрет неизвестной».Наконец,в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль.
Николай Фешин портреты
Дама в лиловом (Портрет неизвестной)
Капустница
Портрет С.Т. Коненкова
В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год.«Портрет Н.М. Сапожниковой»
В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.
Николай Фешин картины с названиями
Миссис Фешина с дочерью
Ия с дыней. Портрет дочери.
Ия
Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца»(1918). С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна. Дульский же в 1921 году издал первую биографию Фешина, содержащую также анализ его живописи. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП(б), помогли Фешину перебраться в США. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.
С 1923 года художник жил в Нью-Йорке. Он имел большой успех как портретист, в частности, написав Лиллиан Гиш в образе Ромолы — героини Джордж Элиот. В Нью-Йорке у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико),где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственногоисполнения. В 1931 году Фешин получил американское гражданство.
В 1936 году И. Ильф и Е. Петров во времясвоей поездки по США случайно встретились в Таосе с супругой Фешина, беседу с которой они описали в книге «Одноэтажная Америка»:«Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж ее — художник Фешин, довольно известный в свое время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошелся в двадцатьтысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. «
В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября1955 года во сне. Американская печать откликнулась на смерть фразой «умер бог живописи…».
Усилиями его единственной дочери Ии НиколаевныФешиной-Бренхам (1914—2002) в 1976 году прах Н. И. Фешина был перезахоронен в Казани
Обратите внимание
www.na-vasilieva.ru
Картина на миллион. Загадки самого «дорогого» художника русского модерна | КУЛЬТУРА:Персона | КУЛЬТУРА
Почему не ослабевает интерес к полотнам Фешина, и как он стал американским живописцем, «АиФ Казань» рассказала казанский искусствовед Галина Тулузакова.
Чудесное исцеление
В четыре года маленький Коля заболел менингитом. Он провёл в коме две недели и выздоровел после того, как прикоснулся к иконе Тихвинской Богоматери, принесённой домой к больному из церкви. Возможно, это и предопределило его дальнейшую судьбу. Болезненность и замкнутость, а также разрешение не изучать общеобразовательные предметы привели к тому, что искусство стало любимым занятием ребёнка.
Ранний интерес к искусству (Коля рисовал с 6 лет) был связан и с тем, что отец Фешина владел мастерской, где резали и золотили иконостасы для церквей.
Галина Тулузакова - один из ведущих в мире специалистов по творчеству Фешина, автор книг о нём, изданных на русском, английском, французском, китайском языках. Точные адреса, где провел детство будущий художник, неизвестны. Скорее всего, это был район Фёдоровского бугра (сейчас район пл. Свободы, НКЦ «Казань» - Прим.), ведь Фешина крестили в церкви Святой Евдокии. По мере того, как дела отца стали приходить в упадок, семья была вынуждена продать имевшуюся собственность и менять съемные квартиры, где каждая следующая была хуже предыдущей.У Фешина был меценат?
Фешин закончил художественную школу с правом поступления в Императорскую Академию художеств. На экзаменах в Петербурге показал второй результат. Его главным учителем в Академии был Илья Репин.
Николай Фешин Фото: wikipedia.orgЕще не окончив Академию, в 1908 году, Николай Фешин получил предложение преподавать в Казанской художественной школе, где ему выделили мастерскую, чтобы он мог работать над дипломной, конкурсной картиной. Он принял предложение, предполагая, что после написания диплома уедет жить в Петербург, но впоследствии передумал и вернулся в Казань. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Одной из особенных учениц Фешина была Надежда Сапожникова, происходившая из известной казанской купеческой семьи. Очень образованная, талантливая девушка. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Рахматуллина).
Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. Интересное, нестандартное лицо и сама неординарная личность Надежды Сапожниковой, привлекли внимание художника, он попросил ее позировать для портрета. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Пресса назвала эту работу одной из лучших, хотя в выставке участвовали и несколько известных французских импрессионистов. Работа сразу была куплена. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния).
Живя в Казани, Фешин отсылал работы на выставки не только в Петербург и Москву, но и в Мюнхен, Амстердам, Рим, Венецию. Особенно его полюбили в США, где художник ежегодно участвовал в выставках Института Карнеги в Питсбурге (штат Пенсильвания). Это принесло ему не только признание, но и значительную финансовую поддержку. Работы с выставок моментально приобретались.
С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. В их числе и портрет своей племянницы Вари Адоратской, который Фешин писал в мастерской Сапожниковой. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. Повторить спустя восемь лет было невозможно, да и Фешин с его творческим темпераментом никогда бы такой задачи и не поставил. Художник написал два великолепных этюда и два большеформатных портрета-картины Надежды Михайловны Сапожниковой, других, но не менее выдающихся. Ныне они гордость ГМИИ РТ.
Портрет Сапожниковой. Фото: wikipedia.orgПочему уехал в США?
В начале 1950-х годов, в далекой от Казани Калифорнии, Николай Иванович по просьбе дочери написал свои воспоминания о жизни в России. Из них понятно и его отношение к революции. «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменений старого ради незнаемого нового. Вместо того, чтобы выполнять непосредственные обязанности, люди проводили время на бесконечных митингах. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет…». В 1921-1922 годах в Поволжье разразилась катастрофа – голод, невероятный по масштабу и жестоким последствиям.
До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской Казанской художественной школы. Фото: public domainЕще с начала Первой мировой войны Фешин для семьи – жены Александры и дочери Ии, приобрел дачу в модном тогда месте, в Васильево. После революции жизнь в городе потеряла всякий смысл, и семья Фешиных жила в Васильево, где Александра Фешина неплохо наладила хозяйство, и они ни в чем особо не нуждались. Но когда в Казань для помощи голодающим приехали американцы АРА (Американская администрация помощи), появилась возможность через них связаться с американскими коллекционерами и возникла мысль об эмиграции.
"Обливание" Фото: Виртуальный филиал Русского музеяКак писал Фешин в своей автобиографии, главное, что толкало его к принятию такого непростого решения, была невозможность нормальной работы. «Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось лишь в целях пропаганды, - вспоминал он. - Всё делалось в спешке, и добросовестное выполнение работы было невозможным. Все заказы исполнялись такими плохими материалами, что, конечно, живопись быстро портилась. Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моем желании уехать в Америку и просил его о помощи в получении необходимых бумаг на въезд в США».
Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. И потому, что в Казани прошло его детство, и потому, что любовь к отцу он пронес сквозь всю жизнь - даже в Америке по памяти рисовал его портреты, и потому, что он был молод и полон сил, и потому, что в Казанской художественной школе была уникальная атмосфера. И педагоги, и ученики жили только искусством, что давало мощный заряд для творчества, и потому, что в Казани были созданы многие его лучшие произведения. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани.
«Люди не должны покидать своей страны, - писал художник. - Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Чем вызван интерес к Фешину?
Произведения Фешина приобретают коллекционеры в РФ, в США, Китае. Он художник двух континентов, его искусство в равной степени принадлежит и России, и США. Художник обладал уникальной техникой рисунка и живописи, в которой парадоксально сочетались точность построений (анатомических, перспективных, композиционных) с эмоциональной спонтанностью живописного письма или линий угольного рисунка.
«Красочное тесто», из которого он проявляет свои образы, наделяется самостоятельным движением, но растёт, живёт, пульсирует. Картина воспринимается как единый организм, все части которого озникают одномоментно.
Портрет Вари Адоратской. Фото: wikipedia.orgВсего в Государственном музее изобразительных искусств РТ хранится 189 работ, из них 100 экспозиционных. Так что с полным основанием можно говорить, что в Казани хранится не только самая значительная, но и значимая коллекция работ художника в мире.
Казанская музейная коллекция Фешина началась с приобретения музеем трёх работ - по инициативе первого биографа художника Петра Дульского. Какие-то вещи Фешин оставил при отъезде на хранение Центральному музею ТАССР (сейчас Нацмузей). В семейном архиве была найдена расписка, что было оставлено пять скульптурных работ, но сейчас в музее находится только одна из них - «Салаватулла».
В 1940-50-е годы исчез портрет жены 1914 года и пять шкатулок с миниатюрами из музейного собрания – в то время, когда музей ИЗО еще не был самостоятельным. «Портрет Вари Адоратской» и ещё восемь полотен Фешина, ранее бывшие в собрании Н.М. Сапожниковой, попали в музей после смерти Варвары Владимировны Адоратской.
Многие работы (этюды) попадали в музей от учеников художника, но и музейные работники целенаправленно собирали полотна. Большая заслуга в этом Галины Могильниковой.
Коронный цвет Фешина - серый?
Леди в лиловом, портрет неизвестной. Фото: ВикипедияОчень распространено мнение, что Фешин любил серый цвет. Действительно, портрет Вари Адоратской – это исключительно тонкая разработка разных оттенков серого, где он играет и тонами, и фактурами.
Но есть не менее интересные работы, решенные в охристо-коричневых тонах, «Lady in Pink» (портрет Натальи Подбельской) – это целая симфония розового, а в картине «Александра на Волге» превалирует голубой, все зависит от поставленной задачи. Другое дело, как истинный художник модерна, он предпочитал чуть сдерживать яркость, достигая эффекта тонкой благородной сдержанности цвета.
За границей
Один из шедевров, который Фешин создал в США, - это его дом в Таосе (штат Нью-Мексико). Из Нью-Йорка в Таос художнику пришлось переехать в 1927 году из-за открывшегося туберкулеза.
Двухэтажный дом, который художник построил для своей семьи в Таосе, странным образом соединяет приемы традиционных для Нью-Мексико построек «адобе», строительным материалом для которых были глина и солома, с русским модерном. Главное украшение дома - это деревянная резьба в русском стиле, которая покрывает архитектурные элементы, мебель, утварь, вплоть до хлебницы, созданные самим Фешиным. В доме 50 дверей, при этом декор ни одной из них не повторяется.
Дом Николая Фешина в Таосе. Фото: Из личного архива/ Галины ТулузаковойИя Фешина добилась, чтобы дом её отца в Таосе, внесли в Национальный Реестр Исторических Мест (The National Register of Historic Places ). Сейчас он принадлежит частному Музею Искусств Таоса (Taos Art Museum at Fechin House) и работает как музей. В нём экспонируются работы художников, когда-то входивших в Общество художников Таоса (1910-1930-е годы), которые там воспринимаются всё-таки как инородные.
Самые дорогие работы Фешина
«Маленький ковбой» - 11,2 млн долларов (Christie's, Лондон, 2010 г.)
«Портрет мадемуазель Подбельской» - 3,3 млн долларов (Christie's, Лондон, 2012 г.).
«Черемисская свадьба» - 3,3 млн. долларов (Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г.)
www.kazan.aif.ru
Выставка работ Николая Фешина: amsmolich
Пора, пожалуй, подвести итоги сезона. Нет, я ещё собираюсь на Нестерова и Лабаса в корпус Бенуа, но, думаю, что никаких особых открытий и потрясений не предвидится. Открытием года для меня стала выставка Фешина http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2012/nikolaj_feshin_18811955/Никогда раньше не слышала об этом художнике. Затрудняюсь словами описать его манеру письма. Кажется, будто это не законченная картина, а этюд, набросок, выполненный широкими мазками.
Мне понравилось, как выставка была оформлена. Дочь художника, Ия Николаевна, в своё время написала об отце воспоминания, кроме того собрала воспоминания людей, знавших художника. И вот на этикетках к картинам были даны отрывки из этих воспоминаний. У каждой картины есть интересная предыстория. Это создает удивительную атмосферу, как будто сам автор обращается непосредственно к посетителям выставки.
В корпусе Бенуа представлено около восьмидесяти произведений из российских и американских собраний. Но нет крупных работ Фешина из казанского музея и Академии художеств. Хранители объясняют это заботой о сохранности. У Фешина был способ грунтовки полотна, не обеспечивающий прочного сцепления с красочным слоем. Для перемещения картин это опасно.
Самая значительная часть произведений Фешина – около двухсот – хранится в Казани в Музее изобразительных искусств. Большая коллекция находится в музее Старк штата Техас, работы художника есть в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее Академии художеств и других отечественных и американских музейных и частных собраниях.
Ниже несколько картин, которые мне больше всего понравились.Николай Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье резчика икон. Живописи учился в Петербурге в Академии художеств, в мастерской Ильи Репина. В годы Гражданской войны Фешин зарабатывал на жизнь росписью кустарных шкатулок. После революции ему приходилось по заказам советских учреждений писать портреты большевистских лидеров. По фотографии он выполнил портрет Ленина. В 1923, передав свои крупные работы в музей, Фешин с семьей уехал в США.
Портрет дочери:
Ия Николаевна Фешина (1914, Казань – 2002,Таос, США). Она была единственным ребёнком. В первом браке Рудихар, во втором – Брэнем. Балерина, психиатр. Много сделала для популяризации искусства Фешина. После смерти матери в 1983 году, получив в наследство дом Фешиных в Таосе и отреставрировав его, превратила в музей. Ия Николаевна организовала Институт Фешина, который очень активно работал, устраивая многочисленные художественные акции. Она активно участвовала и помогала в публикациях о художнике. Благодаря усилиям дочери художника при первой возможности произошло перезахоронение праха Н.И. Фешина в Казани в 1976 году. Тогда же была проведена первая совместная советско-американская выставка произведений Фешина. Во многом благодаря Ие Николаевне дом Фешина внесен в Национальный реестр исторических мест США. С 2002 года домом Фешина владеет музей искусств Таоса.
Ия в крестьянской рубахе. (1933):
Портрет Натальи Николаевны Кротовой (1923):
Кротова Наталья Николаевна (урожденная Спасская, 1888-1969). Училась в Казанской художественной школе и на высших женских курсах. Работала в школах Казани.Из воспоминаний Н.Н.Кротовой: « Весной 1923 года я узнала, что Николай Иванович уезжает в длительную командировку за границу, в Америку. Мне очень было жалко, что Казань теряет его. Я решила попробовать приобрести у него что-либо. С этой целью я посетила его жену, которая в это время жила в Казани, и попросила ее узнать, возможно ли мне видеть Николая Ивановича. Когда разрешение было получено, я отправилась в село Васильево под Казанью, где у Фешина была собственная дача. Ярким зимним утром я приехала на дачу и была на пороге ее встречена хозяином. Таким образом я познакомилась с Николаем Ивановичем Фешиным. Он провел меня в дом и показал очень немногие вещи, которые висели у него на стенах. В небольшой проходной комнате висел натюрморт, изображающий накрытый стол и на нем черную сковороду с ярко-желтой яичницей -глазуньей. Натюрморт был очень эффектен. Но все же лицо человека привлекало меня более. Однако подходящих вещей не было, портреты же со своей маленькой дочери он не хотел продавать. Вид у меня был, видимо, очень разочарованный. Тогда Николай Иванович предложил мне сесть около белой стены, вероятно, печки, и позировать ему для портрета. Так мы с ним и поработали два часа. Он, вероятно, устал и рекомендовал мне немного погулять около дачи… Когда я вернулась … к своему удивлению увидела накрытый для чая стол и на тарелке вкусную рыбу. Я говорила, смеясь, что первый раз в жизни ем селедку, очищенную руками большого художника… Николай Иванович просил меня приехать ещё…»
[под спойлером крупное изображение]
Зимний пейзаж, Таос. Между 1927-1933. Частная коллекция, США:В 1926 Фешин впервые приехал в Таос (Нью-Мексико). А уже в 1927 году состоялся переезд в Таос. Там Фешин приобрел участок земли. По собственному проекту Фешин построил дом со студией.
Таос – небольшой город на севере штата Нью Мексико, у подножия горной цепи Сангре-де-Кристос (Sangre de Cristos «Кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), за которой находится пустыня, пересекаемая Рио Гранде. «Американский» город Фернандес де Таос вырос между древним поселением индейцев Сан Жеронимо де Таос (Таос Пуэбло) и старой испанской деревней Ранчос де Таос. В 1926 году Таос был деревней с 650 жителями, с грунтовыми дорогами, без электричества и с удобствами на улице.
В первый момент, когда издали увидела этот пейзаж, мне показалось, что это Саврасов. Прямо глазам своим не поверила.
[ крупно ]
Пожалуй, самое сильное впечатление на меня произвела картина слепого таосского знахаря. Из воспоминаний Ии Николаевны:
«… индейцы были очень похожи на татар. В Казани мы жили за городом и должны были ездить на поезде до города. Там не было гор, каньонов, пустыни, но были леса и бескрайняя Волга. Ощущение грандиозности природы рождалось и здесь, в Таосе, и там, в Казани. Возможно, именно для того, чтобы доказать внутреннюю связь этих столь отдаленных уголков земли, мы встретили таосского знахаря, Д-ра Бёрда. Он был слепым и поводырём ему служил его юный внук, и когда он был представлен моему отцу, Фешин попросил позировать для него – запрещенная вещь для старых индейцев. Мои родители по-русски стали обсуждать вопрос, как можно уговорить его позировать. Рядом находились и другие люди, которые что-то говорили по-английски. Внезапно старый человек спросил, что это за язык, на котором говорит этот художник и ему ответили, что это русский. После глубокого молчания, старик сказал, что этот язык очень похож на его родной (язык Tewa) и поэтому позировать безопасно для него. Этот неожиданный инцидент произвел глубокое впечатление на меня и я впоследствии невольно вспоминала о нем, когда встречалась с «знаменитыми» и «особенными»
[крупно]
Первой работой Фешина, принесшей ему успех в Америке, был портрет Давида Бурлюка. С Бурлюком они были знакомы и случайно встретились в нью-йоркском метро через несколько дней после приезда Фешина в США.
Портрет художника Д.Д. Бурлюка (Д.Д. Бурлюк,читающий лекцию) Художественный музей Нью-Мексико, Санта-Фе, штат Нью-Мексико, США
[Читает лекцию с серьгой в ухе и в белых перчатках]
У нас выставка будет до 10 мая, а потом она отправится в Третьяковскую галерею, а затем в Музей русского искусства в Миннеаполисе и Художественный музей Фрай в Сиэтле.
В интернете можно посмотреть работы художника здесь http://en.gallerix.ru/storeroom/2114439537
amsmolich.livejournal.com
Живопись Николая Фешина. - АРТ-ВЕКТОР
Живопись Николая Фешина.
01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".Автопортрет. 1920.1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будут выставлены на продажу не менее трех картин русского художника , скульптора, эмигрировавшего в 1923 году в Америку Николая Фешина.Лоты включают работы из National Cowboy & Western Heritage Museum.Общая оценка всех лотов составляет $ 3,4–5,6 млн., что явно превосходит оценку 130 лотов Александра Бенуа (€1–1,4 млн.)!
Черемисская свадьба. 1908.На аукционе лот представлен как "Bearing away the bride. 1908". Эстимейт - 3,000,000-5,000,000 USDwww.sothebys.com
О непростой жизни и творчестве Николая ФешинаТворчество Николая Ивановича Фешина (1881 - 1955)Ни в России, ни в США имя Николая Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советского Союза явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине. В США работы художника ценились среди коллекционеров, приверженцев реалистических традиций.Беспризорник. 1890-е.Первое упоминание имени Фешина можно найти в отзыве не выставку учеников Казанской художественной школы в 1900 году: "Большую толпу останавливают работы еще молодого ученика Фешина "Христос" и два его пейзажа.
Зимний пейзаж (с плетнем) (1900-е)
Зимний пейзаж (1900-е)
Распутица (1900-е)
Сельский пейзаж. Этюд (1900-е)
За время учебы в Санкт-Петербурге появление работ Фешина на весенних выставках в Академии художеств также обращало на себя внимание критиков. Из воспоминаний художника: "...Моя сверхзанятость искусством поглощала все мое время и не оставляла сил на что-нибудь другое... В Казани мы, учащиеся, варились в собственном соку и не видели ни приличных выставок, ни хорошей живописи. Не трудно представить каким волшебным показался мне Петроград, с его первоклассными музеями, театрами и так далее..."
Выход из катакомб после моления. Этюд (1903)Один из сохранившихся учебных эскизов первого года учебы в репинской мастерской - отмеченный академическим советом первой премией "Выход из катакомб после моления". Эскиз многофигурной композиции должен был отвечать определенным правилам. Расположение фигур Фешин подчиняет W-образной линии. В этом эскизе проявилось качество, впоследствии свойственное всем многофигурным композициям Фешина, - отсутствие главного героя.
Выход с фабрики (1904)Революционные события 1905 года захлестнули и Академию. Фешин не остался в стороне. Художник обращался к социальной тематике еще в 1904 году (Выход с фабрики), наибольшую остроту получили работы о революции 1905 года:1905 год на заводе
Искусство Фешина лежит в русле поиска современников не только идейных основ творчества, но и в области художественной формы. Поиски Фешина в области выразительных средств живописи показвают присущие ему черты: ему присущи высветление палитры, увлечение широким мазком, создающую рельефную, вибрирующую поверхность.
Неудачная шутка (1911)
Обливание (1914)
Фешин становится Фешиным с создания в 1908 году принципиальных в его творчестве произведений - "Черемисская свадьба" и "Дама в лиловом".
Черемисская свадьба. 1908.Привлекательность сюжета картины предопределялась красочностью самого действа. Брачные обряды даже у крещеных черемисов (народа мари) сохранялись языческие. Подругу жизни приобретали большей частью через сватовство, но иногда невеста и похищалась. На картине изображен момент, когда свадебный поезд увозит похищенную невесту на глазах у всей деревни.
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд (1908)На весенней академической выставке "Черемисская свадьба" была удостоена I премии имени Куинджи и вместе с "Дамой в лиловом" была послана на выставку в Мюнхен.
В 1908-09 годах - последних, связанных с Академией художеств и началом преподавания в Казанской художественной школе, - Фешин создает произведения, в которых уже в полной мере проявляется его собственная манера. Такие портреты, как портрет Е.К. Маковской, дочери художника К.Е. Маковского, портрет художника К.М.Лепилова, выполнены уже с большей степенью артистической свободы.
Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)
Портрет архитектора С.О.Овсянникова (1907—1908)
Портрет художника К.М.Лепилова (1909)
С 1909 года Фешин начинает участвовать в международных выставках. "Я начал получать приглашения участвовать в международных выставках повсюду. В этот же год я получил приглашение на выставку в Институт Карнеги (Питсбург) и с этого момента началась моя связь с Америкой".
Портрет жены (1918—1922)
Задачу композиционного портрета художник решает в "Даме в розовом": поза с ее спиралевидным движением вносит внутреннее напряжение.Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской) (1912)
Портрет Вари Адорадской, в котором в полной мере воплотился образ детства - одно из самых гармоничных созданий художника.
Портрет Вари Адоратской (1914)
С началом Первой мировой войны оборвались связи с заграницей, в 1917 году начались, как известно, революционные преобразования. Художник пишет: "Нужно сказать, что я моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции... Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне и попросил своих товарищей проследить, чтобы меня не трогали, и я был под защитой... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать..."Фешину пришлось писать портреты и политических лидеров той эпохи.
Портрет В.И.Ленина (1918)
Портрет Карла Маркса (1918)
Последней большеформатной многофигурной картиной художника стала "Бойня" (1919 год). Фешин выбрал сюжетом совершение акта убоя скота.Бойня (1919)Последние эскизы - "Голод", "Восстание в тылу Колчака", близки по настроению к "Бойне". Тенденция экспрессионизма в творчестве художника достигает в них крайнего предела.
Голод. Эскиз (1921)
Восстание в тылу Колчака. Эскиз (1923)
"...В 1921 году в Казань прибыла А.Р.А. (Американская администрация помощи). На фоне окружавшей нас нищеты и разрушения они произвели на нас ошеломляющее впечатление своими автомобилями, чистой одеждой и сытым видом...". Благодаря А.Р.А. после восьмилетнего перерыва Фешин снова связался со своим покровителем в Питсбурге Уильямом Стиммелом. Благодаря его усилиям были подготовлены все документы для эммиграции Фешина с семьей из большевистской России. 1 августа 1923 года они уже были в Нью-Йорке. Фишин начал писать почти немедленно. В Нью-Йорке он впервые увидел чернокожих людей и пришел в абсолютный восторг, тут же попросив найти ему чернокожую модель.
Портрет "Негритянка с апельсином" стал первой работой Фешина в Америке.Негритянка с апельсином (1923)
В художественную жизнь Нью-Йорка Николай Иванович включился моментально. Буквально через несколько месяцев после переезда Бруклинский музей включает 18 его работ в состав зимней выставки современного русского искусства, в которой участвовали Б. Григорьев, Л. Бакст, В. Кандинский.Лучшие полотна этого времени - "Ия с дыней (1923)", "Лето (1924)", "Мать и дочь (1923)".
Моя дочь Ия (Ия с дыней) (1923)
Ия (1923—1926)
Портрет Ии (1923)
Портрет Веры Фокиной (1923—1926)
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы (1925)Нью-йоркский период, несмотря на краткость, был одним из самых плодотворных. Но открывшийся туберкулез вынудил Фешина искать другое место. С лета 1926 года семья переехала в Таос - небольшой город на севере штата Нью-Мексико.
Ранчито (1927—1933)
Таос (1927—1933)
Первый снег (1927—1933)Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. В 1936 году он шесть месяцев пробыл в Мексике, в 1938 году он был в Бали.Девочка с острова Бали (1938)
Храмовая танцовщица (1938)На аукционе лот представлен как "Temple Dancer. 1938". Эстимейт - 200,000-300,000 USD.
Высшими достижениями в рисунке Фешина являются штудии обнаженной натуры, в которых он раскрывается как один из самых интересных мастеров своего времени, творчески развивавшим академические традиции.Более подробно об этой стороне творчества Николая Фешина: art-tourism.livejournal.com
Текст по книге Г.П. Тулузакова. Николай Фешин. "Золотой век". Санкт-Петербург. 2007 г.
lilia-ok.livejournal.com