Исаакиевский собор в живописи – 12. Картина собор исаакиевский
Живопись Исаакиевского собора | Санкт-Петербург Центр
Современный собор преподобного Исаакия Далматского, более известный в Санкт-Петербурге как Исаакиевский собор, строился 40 лет. Автор — придворный архитектор Огюст де Монферран "положил на его алтарь" почти всю свою зрелую жизнь.
В итоге, было воздвигнуто величественное и изумительное здание, приведено в удивительный и красивый вид внешнее и внутреннее убранство, создана богатая и восхитительная коллекция живописи. Живописными работами руководил ректор Императорской Академии художеств Василий Шебуев. Зодчих курировали Николай I и Святейший Синод.
Как возникли росписи
Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:
- готовили эскиз картины;
- если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
- лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.
При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:
- главенство одного героя;
- уравновешенная композиция;
- традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.
При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам - мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.
Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор - эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.
О чем молчат стены
Купол собора, или плафон, площадью 816 квадратных метров, по большей части, расписан знаменитым Карлом Брюлловым. Эскиз Богоматери в окружении святых, серия “Страсти Христовы” были закончены живописцем к 1848 году. Он почти расписал огромный купол, когда сырость и холод подорвали здоровье. Взяв освобождение от работ, художник уехал в Италию на лечение.
Дело Брюллова заканчивал товарищ по академии Петр Басин. По мнению искусствоведов, роспись Брюллова доминирует в декоративном ансамбле собора. Она лучше других перенесла Великую Отечественную войну и сырость. Утрата составила лишь 15 % верхнего слоя. И была восстановлена за три месяца - после войны.
Петр Басин - чиновник, променявший карьеру на рисовальные курсы и ставший академиком. Очень плотно был вовлечен в роспись храма. Создал не менее 40 религиозных картин. Ключевые – “Нагорная проповедь” над южными дверями и “Несение креста” в центральном аттике; роспись приделов Александра Невского и Екатерины Великой.
Позже “Несение креста”, “Тайную вечерю” Семена Живаго над главным иконостасом, иконы первого яруса, созданные Неффом, росписи парусов главного купола и пилонов заменили на панно из мозаики по эскизам художников. Этот способ сохранил их от уничтожения.
Изначально для росписи аттика, сводов, куполов использовали технологию французов Арсе - Тенора. Писали маслом по штукатурке, загрунтованной оригинальным раствором: воск, масло, свинцовая окись. Грунт накладывали горячим, затирали, покрывали белилами на масле. Техника не оправдала себя. Не прошло и 15 лет, как краска стала отслаиваться и потребовалась реставрация.
Триумф русских иконописцев
Семен Живаго – сын купца из Рязани, самоучка. Втроем с Тимофеем Неффом и Федором Брюлловым они создали главный иконостас Исаакиевского собора. 30 ликов святых, 12 из них кисти Живаго, смотрятся единым духом.
Выделяются скульптурный образ “Христос во славе”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше” над алтарем работы Живаго, а также Царские врата в обрамлении “Христа-Спасителя” и “Богородицы с младенцем” Неффа. За роспись Исаакия Нефф, незаконнорожденный сын гувернантки, был пожалован чином профессора.
Свои 25 картонов Федор Бруни создал в Италии. Ныне хранятся в Русском музее. Вместе с учениками он перенес 12 сюжетов на своды аттика и плафоны. Все им созданное проникнуто подлинным чувством, бьет по нерву. “Шестидневное сотворение мира” перетекает в трагический “Всемирный потоп” и обнадеживающее “Жертвоприношение Ноя после потопа”.
Любопытно, что “Страшный суд” мэстро итальянского происхождения помещен в восточной части собора, отданной под Новый Завет, где алтарь и иконостас. Тогда как должен бы, по традиции, быть в западной, среди ветхозаветных историй… К сожалению, произведения Бруни пострадали с течением времени больше других.
Что дошло до потомков
За свои полтора века Исаакиевский собор много раз пользовался услугами реставраторов. Самый горький, местами смертельный урон нанесли ему холод, сырость и война. В 40-х годах прошлого века стены и своды были исковерканы осколками бомб и снарядов. Стекла выбиты. В кровле зияли дыры. Великолепные интерьеры заметал снег, мочил дождь, живопись съедали мороз, грязь и сырость. Нашествие варваров фрагментами уничтожило “Страшный суд”.
Пять послевоенных лет ушло на ремонт инженерных сетей и кровли, остекление и очистку куполов от защитной краски, консервацию живописи. Только в 1954 году нашлись средства и силы на возрождение утраченной иконописи. За восемь лет живопись собора преподобного Исаакия Далматского была восстановлена. Управлял сложным процессом легендарный Яков Казаков. Художник-фронтовик, коренной ленинградец, благодаря которому засиял в полном блеске не только собор и Екатерининский дворец Царского Села, но была заново создана уничтоженная итальянская живопись XVIII века в Петергофе, Гатчине, Ораниенбауме, Павловске.
peterburg.center
Санкт - Петербургский Исаакиевский собор внутри
Этот пост призван показать красоту петербургского Исаакиевского собора внутри.
Это главный собор Российской империи. Исаакиевский собор снаружи
О церквях которые стояли до него можно прочитать под ссылками.
Первая в Петербурге Исаакиевская церковьВторой Исаакиевский соборТретий Исаакиевский собор
И о том как он строился я уже писал.Строительство существующего Исаакиевского собораВнутри обор впечатляем прострором.
В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, И. Д. Бурухин, В. К. Шебуев, Ф. Н. Рисс) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт, Н. С. Пименов).
Для отделки использовалось 14 сортов мрамора.
В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном.
Работы проводились под контролем императора и Синода.
Первоначально, росписи должны были выполняться в технике энкаустики. Однако эта техника живописи оказалась непригодна для климатических условий Петербурга. Поэтому было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа — маслом на бронзовых досках.
Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100—120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики. Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины.
Голубь... вид снизу
Голубь очень большой...
Под самым куполом (там где голубь ) есть внутренняя смотровая площадка куда туристов не пускают. Но ссылочка на это место подробнее, ниже будет.
А под голубем еще одна уже больше. Это вид сверху вниз.
Посмотрите другие фото с этой площадки и на купола собора изнутри можно в посте под ссылкойКупол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутри
Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику.
Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств. При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели).
Поднимаются зомби мертвые...но боятся не надо, это не кино, никто не пострадает кроме грешников...
Сотворение мира... Богом - отцом.
А это уже его сын вершит суд....
Убитая смерть лежит у сломанной косы... (простите за каламбур)... не знал что смерть можно убить...
Роспись купола.
Тайная вечеря.
Собор имеет уникальный витраж площадью 28,5 квадратных метров. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене.
К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.
Есть легенда, что Николай I спросил, вам не кажется что ноги длинноваты (икона Николай Долматский?)?Да, Вы правы. Обязательно укорочу, но под одеждой.
Это историческая кафедра.
Верующие могут пройти на службу бесплатно, не смотря на то что тут музей, службы проводятся регулярно.
В октябре этого года, в ходе реставрационных работ, в алтаре Исаакиевского собора был найден потайной сейф.Его вскрыли и нашли документы, связанные с деятельностью музея в 1936-1939 годы. В настоящее время произведена внешняя опись документов, историкам еще предстоит их изучение. Фото (С) сайт музея.
Внутри находится музей.
В музее сстоит бюст создателя собора Монферрана.
Виртуально прогуляться по собору можно ЗДЕСЬ
Другие посты про Исаакиевский собор:
Туристическая колоннада Исаакиевского собораАнгельская балюстрада Колоннада для инвалидовПрогулка по крыше Исаакиевского собораПрогулка между куполами Купол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутриЧердак Исаакиевского собораПодвалы Исаакиевского собора
Основа инфы (С) Википедия и сайт 4-х музеев. Ряд фото (С) интернет.
pantv.livejournal.com
Исаакиевский собор.
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.
Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) расположен на Исаакиевской площади и имеет статус музея.
Собор построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора.
Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.
Собор был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.
1 — западный портик2 — северный портик3 — восточный портик4 — южный портик5 — алтарь6 — придел Святой Екатерины7 — придел Святого Александра Невского8 — главный иконостас9 — Царские врата10 — подкупольные пилоны
Высота Исаакиевского собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров, внутренняя площадь — более 4 000 метров квадратных. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт).
При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).
Центральный барабан собора, на фото видно лестницу, буквально "пронизывающую" его снизу вверх.
А вот и сама лестница.
Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.
Северный фасад
Фраза, помещённая над северным портиком, — "Господи, силою твоею возвеселится царь",— может считаться выражением идеи всего сооружения. Рельеф фронтона северного портика — это "Воскресение Христа". В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов благоговейно поддерживают их.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Апостол Пётр изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже "сеть прорывалась", и "ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб"; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.
Апостол Павел изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре императоре Нероне, ему отрубили голову.
Евангелист Иоанн изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Скульптуры в нишах — "Несение креста" в левой нише и "Положение в гроб" — в правой.
Двери: в самом верху — "Вход в Иерусалим", ниже — "Се человек" и "Бичевание Христа", ещё ниже — Св. Николай Чудотворец и Преподобный Исаакий Далматский, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.
Западный фасад
Сюжетом барельефа западного фасада стала "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием". Союз царской и духовной власти (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода) — таков идейный замысел барельефа. Римский император Феодосий, опытный полководец, правивший в VI веке нашей эры, был приверженцем и охранителем христианской религии в борьбе с еретиками и язычниками. В центре барельефа — Исаакий Далматский жестом правой руки словно благословляет Феодосия (с лицом императора Александра I), держа в левой руке крест. В правой части — коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (с лицом Елизаветы Алексеевны, жены Александра I), а за ней две фигуры. В первой из них можно уловить портретные черты президента академии художеств — А. Н. Оленина, во второй — министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского (придворные Александра I и Николая I). Наконец, в левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках. При внимательном рассмотрении мы узнаём портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана, по замыслу которого и создавалась вся скульптура здания.
Апостол Фома изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию, и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Апостол Варфоломей изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.
Дверь: в самом верху — "Нагорная проповедь", ниже — "Воскрешение Лазаря" и "Исцеление расслабленного", ещё ниже — Апостол Пётр и Апостол Павел, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.
Южный фасад
На южном фронтоне портика при входе в музей помещён барельеф на тему священного писания — "Поклонение волхвов". Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне — Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей — месопотамского и эфиопского. Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки. Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.
Апостол Андрей проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре 1 был учреждён Андреевский флаг, а также орден.
Апостол Филипп — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.
Евангелист Матфей изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.
Левая ниша — "Благовещение".
Правая ниша — "Избиение младенцев".
Двери: в самом верху — "Сретение", ниже — "Бегство в Египет" и "Христос объясняет св. писание в храме", ещё ниже — Александр Невский и Архангел Михаил, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: "Исаакий Далматский останавливает императора Валента". В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: "На господа уповахом, да не посрамимся во веки".
Апостол Иаков — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Апостол Симон — брат Андрея, изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Евангелист Лука изображён с тельцом, символизирующим святость завета, и иконой Пресвятой Богородицы. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другому преданию, принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.
Внутреннее убранство собора.
В соборе три алтаря. Иконостас центрального алтаря украшают мозаичные иконы выполненные по эскизам Тимофея Неффа и Федора Брюллова.Общий вид центрального алтаря.
Рядом с Царскими вратами мозаики по эскизам Т.А. Неффа. "Богородица с младенцем"
и "Христос Спаситель".
За царскими вратами находится один из самых больших цветных витражей в Европе площадью 28,5 кв.м - Воскресший Господь, изготовленный по специальному заказу на мюнхенской витражной фабрике по эскизу художника Г. М. фон Гесса.
Левая часть центрального иконостаса. Сверху мозаики по эскизам Ф.П. Брюллова "Мария Магдалина и Царица Александра" и "Святой Николай новгородский". Внизу - "Св. Екатерина" и "Св. Александр Невский" Т.А. Неффа.
Правая часть центрального иконостаса. Сверху-" Архистратиг Михаил" и "Праведные Анна и Елизавета" Ф.П. Брюллова. В нижней части - мозаики "Исаакий Далматский", святой покровитель собора с его изображением в руках и "Исаакий Мирликийский" по эскизам Т.А. Неффа.
Над центральным иконостасом мозаика по эскизу С.А. Живаго "Тайная вечеря" и выше его же роспись "Моление о чаше".
Роспись Ф.А. Бруни "Страшный суд" в плафоне над центральным алтарем.
Малый южный алтарь собора, посвященный великомученице Екатерине.
Малый северный алтарь посвящен благоверному Александру Невскому.
Роспись главного купола собора Богоматерь во славе выполнена Карлом Брюлловым. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола завершил академик П.В.Басин по картонам Брюллова.
Западный свод центрального нефа расписан Ф.А. Бруни. Сверху Видение пророка Иезекиля, ниже Солнце Луна и Звезды с ангелами и Творец благословляет свое творение.
Мозаики установленные на полу.По эскизам Т.А. Нефф - "Рождество богородицы",
"Вознесение Господне",
"Святой Петр".
"Тайная вечеря".По оригиналу Н.А.Майкова
Икона Тихвинской Божией Матери
Гравюры на северной двери собора.
Гравюры на южной двери собора.
Гравюры на западной двери собора.
Модель лесов для установки колонн портиков в 1/16 натуральной величины.Д.Биллинг,В. и П.Михайловы 1826.Дерево,металл. http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post225406214/ http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post225406050/
art.mirtesen.ru
Исаакиевский собор: фото, картинки, описание
Исаакиевский собор: прошлое и настоящее
Дата рождения основателя Санкт-Петербурга Петра I - 30 мая. В этот же день родился святой Исаакий Долматский, которому посвящен Исаакиевский собор. В 1710 году на месте стоящего в настоящее время собора была построена деревянная Исаакиевская церковь. За это время храм перестраивался три раза. Каждый вновь пришедший к власти царь считал, что предшествующий вариант негармоничен, и переделывал собор на свой вкус.
Сейчас храм представляет собой монументальное строение с позолоченным куполом. Оно было спроектировано архитектором из Франции Огюстом Монферраном. По ссылке смотрите фото архитектурных сооружений Монферрана. Возведение памятника архитектуры закончилось в 1848 г. Исаакиевский собор является последним примером русского классицизма в городе на Неве.Монферран
Жители и гости Санкт-Петербурга неоднозначно воспринимали строительство нового собора. Посетивший город французский художественный критик Т. Готье был восхищен Исаакиевским собором, но были и те, кто считал строение несуразным и непропорциональным.
Архитектура
Внешне храм отличается от остальных православных храмов. Это сооружение является самым большим среди купольных зданий во всем мире и занимает 2 место по высоте среди всех сооружений архитектуры Санкт-Петербурга. Плафон купола Исаакиевского собора был расписан Карлом Брюловым.
Окружающие собор колонны из монолитного гранита возводили на место с помощью специально спроектированной Монферраном системы. Посмотреть ее образец можно в самом соборе.
Внутренней интерьер собора поражает роскошью и утонченностью. Выдающиеся работы из мозайки, скульптуры и рельефы, произведения живописи известных художников – все это можно увидеть, зайдя внутрь храма. Пол, как и стены облицованы мрамором разного цвета. Дубовые двери, украшены бронзой и барельефами из Библии.
Основной алтарь декорирован большим витражом, на котором изображен Христос Спаситель. В отделке внутреннего оформления храма был использован удивительный красоты камень – шокшинский порфир.
Собор в настоящее время
В храме проходят постоянные экскурсии с опытными экскурсоводами, благодаря которым появится возможность узнать много интересных фактов об этом величественном сооружении. По винтовой лестнице из храма можно подняться на колоннаду под куполом храма, а оттуда полюбоваться захватывающим видом на Санкт-Петербург.Основные цифры:1. Высота сооружения составляет 101, 5 м.2. Площадь витража, украшающего главный алтарь, составляет 28 кв.м.3. Диаметр главного купола – 22 м.4. На позолоту главного купола было затрачено 100 кг золота.5. Площадь плафона купола составляет 800 кв. м.6. Снаружи храм окружают 112 колонн, имеющих высоту 17 м.7. Более полтонны золота потребовалось для отделки интерьера.8. Около 1000 т бронзы использовано во внутренней отделке.
Исаакиевский собор - самый главный храм Санкт-Петербурга, не уступающий своим оформлением величайшим соборам мира. Это монументальное здание имеет богатую историю, являющейся частью истории города. И для того чтобы лучше понять и прочувствовать город, нужно обязательно посетить этот важнейший памятник архитектуры.
Галерея фото Исаакиевского собора
Comments:
Следующая > |
www.pavelin.ru
Исаакиевский собор в живописи – 12: the_morning_spb
►ГАНЗЕН Алексей Васильевич (1876-1937) «Вид с Невы. Санкт-Петербург».Картон, масло. 30,5 x 40,8 см.Частное собрание.► Де Ланьи, Жермен. Кнут и Русские; или Московская Империя, Царь, и Его Народ. – Нью-Йорк: Харпер&Бразерс, 1854.► Работа экспонировалась на выставке современных петербургских художников «Идентификация музыки» в КВЗ «Смольный собор» в 2006 г.Буду признательна, если подскажете автора.
► Неизвестный художник. «Александр III. Пасхальный день в Петербурге».
► БЕНДИНГЕР Владимир Адольфович (1924-2012) «Стрелка Васильевского острова». 1960-е гг.Цветная линогравюра. 19 х 24,5 см.
► ВАСИЛЬЕВ Фёдор Александрович (1850-1873) «Иллюминация в Петербурге». 1869 г.Холст, масло. 35 x 37 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва.
►ГАЛАТОВ Юрий (р. 1963) «Большая Подьяческая улица».
► ЛАЗУТКИНА Любовь Юрьевна «Летний город»
►КОВАЛЁВ Сергей Анатольевич (р. 1963) «Он оглянулся посмотреть не оглянулась ли она».Холст, авторская техника. 40 х 50 см.
► КОТИНОВА Галина
► ЦЫЦИН Никита Викторович (р. 1961) «Ветреный день». 2011 г.Холст, масло. 60 х 75 см.
► РОМОДАНОВСКАЯ Антонина Алексеевна (1906-1985) «Исаакиевский собор».
► РОМАНОВ Егор Юрьевич «Пейзаж». 2008 г.Бумага, акварель. 6,5 x 25 см.
► МИФ Роберт (р. 1966) «Красные крыши Петербурга». 2010 г.Холст, масло. 30 x 40 см.
► МИФ Роберт (р. 1966) «Пасмурно». 2012 г.Холст, масло. 30 x 40 см.
► БИРУЛЯ Ирина Михайловна (р. 1944) триптих «Белые ночи».
► АЛЕКСАНДРИНА Ирина Геннадьевна (р. 1965) «Вид с Университетской набережной на Исаакий. Набережная Больной Невы. Зимний Петербург».
► КРИШТАН Геннадий Витальевич (р. 1964) «Поцелуев мост».Холст, масло. 40 x 50см.
► БРИТАНИШСКИЙ Лев Романович (1897-1971)
► ЗАВЬЯЛОВА (Пятакова) Наталья Валентиновна «Поцелуев мост». 2014 г.Холст, масло. 60 x 80 см.
► КУЛИКОВ Владимир Александрович (р. 1970) «Петербург в декабре».
► КУЛИКОВ Владимир Александрович (р. 1970) «Исаакиевская площадь».
► КУЛИКОВ Владимир Александрович (р. 1970) «Петербург в ноябре».
► ЛАШКЕВИЧ Алексей (р. 1964) «Памятник Петру I».
► КУЗЕМА Константин Станиславович (р. 1962) «Семь Холмов Петербурга».Бумага, акварель. 56 x 76 см.
► КУЗЕМА Константин Станиславович (р. 1962) «Прощание с Петербургом (импровизация)». 2015 г.Бумага, акварель. 56 х 76 см.
the-morning-spb.livejournal.com
Живопись
Исаакиевский собор
Живопись
Росписи Исаакиевского собора – уникальный пример синтеза архитектуры и живописи. Их объединяет гармония общего замысла и совершенство исполнения. Только здесь сохранилась до нашего времени коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 – 1850 годов.
103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, Н.М. Алексеев, П.В. Басин, Ф.П. Брюллов, Т.А. Нефф, К.А. Молдавский, Ч. Муссини и другие.
Иконографическая программа Исаакиевского собора уникальна, авторами ее идейного замысла были представители Святейшего Синода, Николай I, архитектор Монферран. Своеобразной была техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой грунтом по системе французских химиков Д’Арсе и Тенора. Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев.
Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками К.Б. Венигом, П.Ф. Плешановым и И.С. Ксенофонтовым, в том числе «Страшный суд», «Видение пророка Изекииля», «Всемирный потоп», «Солнце, Луна и звезды с группами ангелов», «Творец, благословляющий свое творение» и «Сотворение мира».
Грандиозен по своим размерам (816 квадратных метров) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь во славе». Учитывая размеры и сферическую поверхность купола, Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода.
Важнейшее место в живописном цикле храма занимают «Чудесное насыщение пятью хлебами» Э. Плюшара и «Нагорная проповедь» кисти П.В. Басина, близкие по цветовой гамме локальных тонов, согласующихся с плафоном главного купола.
В аттиках и на своде главного алтаря – росписи Ф.А. Бруни «Неверие Фомы», «Святой Дух, окруженный Ангелами», «Явление Христа апостолам по Воскресении» и «Омовение ног». В аттике над Царскими вратами находится роспись Т.А. Неффа «Спас Нерукотворный», ортодоксальная по композиции и утонченная по рисунку.
www.cathedral.ru
Исаакиевский собор в живописи - 7 : the_morning_spb
► ЦВЕТКОВ Виктор Александрович (р. 1920) «Финиш пробега в Ленинграде, посвящённого борьбе за мир». 1946-52 гг. Дипломная работа.Холст, масло. 100 х 163 см.Частная коллекция.► ЗУЕВ Алексей Владимирович (р. 1982) «Гладь петербургских вод». 2011 г.Бумага, тушь. 40 x 50см.► ЕМЕЛИН Валерий Викторович (р. 1967) «Рыбак на Неве». 2011 г.Картон, масло. 28 x 35 см.
►ШИЛОВ Виктор Викторович (р. 1964) «Санкт-Петербург. Сфинксы». 1989 г.Холст, масло. 80 х 100 см.
► АСТАПОВ Иван Степанович (1905-1982) «У Эрмитажа». 1944 г.Литография. 64 х 48 см.
► АНДРЕЕВ Алексей (р. 1972)
► БИРУЛЯ Ирина Михайловна (р. 1944) «Тишина».
► СОЛОВЬЕВ Алексей Сергеевич (р. 1972) «Поцелуев мост. Гроза прошла». 2014 г.Холст, масло. 40 x 50 см.
► МИФ Роберт (р. 1966) «Крыши. Петербург». 2013 г.Холст, масло. 60 x 75 см.
► КАНЕЕВ Михаил Александрович (1923-1983) «Ленинград. Река Мойка». 1969 г.
► ЗАВЬЯЛОВА (Пятакова) Наталья Валентиновна «Атланты». 2014 г.Холст, масло. 30 x 40 см.
► ЕСЬКОВ Павел Васильевич (р. 1981) «Улица Якубовича». 2010 г.Холст, масло. 50 х 70 см.
► БЕНУА Альберт Николаевич (1852-1936) Рисунок на адресе Санкт-Петербургской городской Думы Великому князю Николаю Александровичу в связи с его совершеннолетием. 1884 г.Картон, акварель, тушь, лак. 44,5 х 31,5 см.Государственный архив Российской Федерации, Москва.
► БЕНДИНГЕР Владимир Адольфович (1924-2012) «Туманное утро». 1960-е гг.Цветная автолитография. 20 х 27 см.
► КОПАЛЛИК Франц (1860-1931) «Исаакиевский кафедральный собор».Бумага, акварель, гуашь, тушь и карандаш. 56 x 75 см.Частное собрание.
НИКИТИНА Надежда► «Дама с собачкой». Холст, масло. 40 х 30 см.► «Зимняя прогулка». Холст, масло. 30 х 24 см.
► Творческое объединение художников Artemis (осн. 2008) «Стрелка Васильевского острова». 2015 г.Холст, масло. 60 х 100 см.
► СУХОПЛЮЕВ Константин Сергеевич «В тумане». 2015 г.Холст, масло. 60 x 80 см.
► РЫЧКОВ Алексей Викторович (р. 1968) «Парадный Петербург». 2012 г.Холст, масло. 60 х 80 см.
► ЛАПОВОК Владимир Абрамович (р. 1933) «Петербург. Невская пристань». 1976 г.Бумага, акварель. 36 x 48 см.
► БЕГГРОВ Александр Карлович (1841-1914) «Петербург зимой». 1898 г.Холст, масло. 39 x 64 см.Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
► ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА Анна Петровна (1871-1955) «Первый снег». 1917 г.Картон, масло. 44 x 63 см.Частное собрание.
► БОРЦОВ Сергей Игоревич (р. 1962) «Мартовские вибрации». 2015 г.Холст, масло. 45 x 60 см.
► ЛУКАШ Анатолий Иванович (р. 1956) «Нева. Ветреный день». 2012 г.Холст, масло. 70 x 90 см.
► МОТОРИНА Екатерина «Белые ночи. Исаакий».Холст, масло. 60 x 50 см.
► ПИЯШЕВА Наталья «Петербургские фонари».Холст, масло. 50 x 60 см.
► СЕРОВ Владимир Александрович (1910-1968) «Штурм Зимнего дворца». 1940 г.Холст, масло.
► ПАНЦЫРЕВ Юрий Николаевич (р. 1950) «Ночь в Петербурге. Исаакиевский собор». 2016 г.Холст, масло. 70 х 100 см.
the-morning-spb.livejournal.com