Архитектура 12 века на Руси [Зодчество, Древнерусская]. 12 века картины


7.3 Искусство Новгорода XI-XV вв. | Искуству.ру

Архитектура

Господин Великий Новгород В 12 веке Новгород освобождается от власти князя и становится феодальной республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом. Возводятся только небольшие крестовокупольные храмы с одной главой. Внутреннее пространство упрощается. Декоративное убранство минимальное: монолитный объем храма нарушают лишь лопатки, создающие строгий ритм; закомары украшены простым профилированным рельефом; верх барабана отмечен лаконичным аркатурным поясом.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге . 1165. Западный фасад. Форма купола – шлемовидная.

Церковь Спаса на Нередице. Близ Новгорода. 1198 . «Эта всемирно известная церковь расположена на невысоком холме за речкой Спасовкой. С холма открывается вид на заливные луга Волхова, на саму реку, на озеро Ильмень. Отсюда прекрасно виден весь Новгород». Купол тяготеет к луковичной форме.

Живопись

«В той же степени, как быт Флоренции или Венеции, весь быт Господина Великого Новгорода был радужно озарен живописью. Живописью, столь же лаконичной в своей графической точности, столь же ясной всем своим внутренним строем, столь же выразительной в каждой детали, как и новгородское зодчество».

Ангел Златые Власы. 12 в. Новгородская школа. ГРМ. Высокая чистота и красота образа. Сильны народные традиции.

Устюжское Благовещение. 12 – нач. 13 в. ГТГ. В прекрасных лицах и фигурах отголоски киевско-византийских мозаик.

Спас Нерукотворный (лицо Христа, изображенное на плате). 12 в. ГТГ. Суровый лик с огромными глазами, написанный в оливково-желтой гамме, оживляется подрумянкой. По-разному изогнутые брови придают лику выразительность, как кривизна линий новгородских храмов сообщает им пластическую выразительность. «Образ иконы – образ триумфатора, энергия и сила которого позволяет нам понять, почему «Спас Нерукотворный» изображался на русских военных хоругвях».

Пророк Аарон. Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199. После ВОВ церковь была восстановлена из руин, но росписи погибли. В образах святых с горящими глазами, грозно внушительных в своей неподвижности дышала некая первозданная мощь. Подлинно народная, даже крестьянская сила.

Фрагмент фрески церкви Спаса на Нередице. 1199.

Выводы

Древнерусская архитектура периода феодальной раздробленности (12 – сер. 13 вв.) имела общие черты и местные особенности. Общерусскими чертами архитектуры стали тенденции, зародившиеся в киевский период и получившие свое полное развитие в 12 – сер. 13 вв. – достижение выразительности через лаконичность и пропорциональную соразмерность простых архитектурных объемов. Различия школ: Владимиро-суздальская школа – вытянутые строгие пропорции и нарядность храмов, благодаря украшению декоративными деталями и каменным рельефом стен. Новгородская школа – монолитный объем одноглавых небольших храмов, минимальное использование простого декора.

Живопись Владимиро-суздальская и ярославская школы – византийская традиция обогащается народными чертами: подчеркнутая декоративность, укрупненность деталей, появляется человечность и простодушие образов. Новгородская школа - образы святых становятся сильными и величественными, графичность и монументальность.

Новгородское искусство 13 – 14 веков

Новгород не знал того ужаса, каким монгольское нашествие явилось для городов Приднепровья, Владимиро-Суздальской земли и Рязанской. Новгород платил дань татаро-монголам. Общая беда, разорение, отразились и на нем. Пока остальная Русь принимала на себя беспощадный удар с востока, Новгород 12:50 07.06.2010противостоял шведам и немецким «псам-рыцарям» (ливонский орден). Конечно, это сковало творческие силы Новгорода, но он остался хранителем русской культурной традиции.

С конца 13 в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества.

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292.

Церковь Федора Стратилата на Ручье (на Ручью) в Новгороде. 1360. В этом храме нашли свое завершение задачи, поставленные при строительстве церкви Николы на Липне: Стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика. Соразмерность главных объемов – самое основное в этом строении. Для решения этих задач появляется новый тип покрытия. Приближение здания церкви к общему характеру городской застройки. Трудно представить большее органическое единство архитектуры храма с исконной новгородской крепостью.

Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице в Новгороде. 1374. В 14 в. зодчие отказываются от строгой лаконичности и делают храмы подчеркнуто нарядными. Покрытие эволюционирует в двускатное на фасадах.

Живопись Новгорода 13 в.

Алексей Петров. Никола Липный. 1294. Приближение к русскому народному мироощущению. Византийская иконография создала аскетичный облик Николая-чудотворца, несгибаемого ревнителя веры, сурового догматика, который вызывал трепет и благоговение у верующих. А икона Алексея Петрова совершенно уникальна: «какой , ласковый вид у святого! Это добродушный дедушка, русский старичок, которому так подходят старые русские описания его образа: «…сед, брада невеличка, кручеват, взрыловат, плешат… в руце евангелие, благословляет». Милостивым и снисходительным представлялся русскому человеку той поры истинный святитель».

Искусство Псковского княжества Зодчество Пскова до 14 века целиком относилось к новгородской школе. В 14 – 15 вв. псковичи значительно чаще строили оборонительные сооружения, чем культовые.

«Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном укреплении своих границ». Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. К 16 веку общее протяжение крепостных стен Пскова достигло девяти километров.

Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства. Церковь Николы на Усохе в Пскове. 15 в. Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага.

Псков. Церковь Вознесения Господня.

Живопись Новгорода

14 - 15 вв. В 70-х годах 14 в. в Новгороде появляется выходец из Константинополя – знаменитый Феофан Грек. Этот гениальный художник «настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его имя в такой же мере неотделимо от последнего, как имена Растрелли, Кваренги и Росси». Восторжествовавшая монашеская реакция, укрепление аскетизма и догматизма в Византии раздавили новый расцвет византийской живописи. Феофан нашел возможность с полнотой осуществить все свои творческие замыслы именно на Руси. Новгородское свободолюбие во всем, даже в религиозных воззрениях создавала наиболее творческую среду. У Феофана творческие поиски выразились в самой живописной манере – мощном и лаконичном художественном языке.

Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине-улице. (1378). Христос – Пантократор.

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1378.

Макарий Египетский. Лица святых написаны размашисто, свободно. Белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона.

В новгородской иконе этого времени нет связей со стилистикой фресок. В 15 в. новгородское творчество развивалось без участия чужеземных мастеров, оно целиком отмечено самой яркой новгородской самобытностью.

Икона Св.Георгий. Кон. 14 в. ГРМ.

Икона Св.Георгий или «Чудо Георгия о змие». нач. 15 в. ГТГ.

Икона битва суздальцев с новгородцами. 2 пол. 15 в. ГТГ.

Живопись Пскова

14 – 15 вв.

Икона Сошествие во ад (Воскресение). 14 в. ГРМ. Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).

Икона Собор Богоматери. Кон. 14 – нач. 15 в. ГТГ. Дерево, темпера. 81 х 61 На сайте ГТГ очень хорошего качества.

Выводы

Искусство Новгорода времени татаро-монгольского ига В архитектуре появляется: - Новое понимание архитектурного силуэта – стремление к цельности. - Новое понимание пространства - решение проблемы ансамбля храма и окружающих городских строений.

Живопись Новгород 13 в. Приближение к русскому народному мироощущению, превалирование народных художественных традиций (декоративность). Новгородская живопись 14 – 15 вв.: Четкие иногда упрощенные формы. Контрастность, декоративность живописи: любовь к ярким локальным цветам. В иконах много красного, часто красный фон.

Псков Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства. Новшеством в древнерусской архитектуре явилось то, что псковские зодчие сооружали на храмовых стенах звонницы, с которых велось наблюдение за продвижением врага. Псковская живопись: Письмо без белил. Коричневые лики, тонко прописанные (краска словно втерта в доску).

iskusstvu.ru

Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.

. Это цитата

Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.

Сергей Архипов

Схватка русских с татарами. XIII век.

1916

 

В 1223 году на реке Калке произошло первое столкновение русских и половецких войск с монголо-татарами. В декабре 1237 года монголо-татары напали на ослабленную междоусобицами князей Русь и завоевали её. На Руси установилось монголо-татарское иго. Для поддержания своей власти и сбора дани ордынские ханы множество раз вторгались на Русскую землю. Но борьба Руси за независимость не прекращалась ни на день. Уже в 1380 году великий князь Дмитрий, внук Александра Невского, прозванный “Донским”, в знаменитой Куликовской битве разгромил и прогнал карательное войско “ордынского царевича”. А с усилением Москвы в XIV столетии татарское иго начало ослабевать.

Алексей Максимов

Враг под стенами

 

В 1238 году монголы подошли к стенам города Владимира, который был столицей Владимиро-Суздальского княжества.

Когда татары явились под стены Владимира, народ с ужасом взирал на них.Посланцы Батыя, подъехав с конным отрядом к Золотым воротам, спрашивали, где находится великий князь Юрий Всеволодович. Пущенные стрелы были им ответом. Но уже скоро стрельба прекратилась, и жители Владимира увидели под стенами города юного княжича Владимира Юрьевича, пленённого Батыем. “Узнаёте ли вашего князя?” – спрашивали татары.

Через несколько дней, захватив Суздаль, ордынцы изготовились к штурму Владимира. Зная, что Батый милует только рабов, княжеская семья, бояре и вельможи предпочли смерть бесчестью. Запершись в Успенском соборе, они погибли в огне пожара и от мечей неприятеля, когда татары ворвались в святой храм.

Сергей Иванов

Баскаки 

1908

 

Баскак – представитель монгольского хана – сидит на коне в золотистом халате, а перед ним стоит… дань. Тут люди, которые по бедности, за неуплату дани уводятся в рабство: среди них женщины, в том числе и девочки; мужик (он слева), который с ненавистью смотрит на монгола, сжимающего в руке плеть. Повсюду разъезжают чужеземные всадники, предупреждая недовольство русского населения. Но все стоят с опущенными головами. Люди знают: ордынцы скоры на кровавую расправу.

Как ни унизительна была эта данническая зависимость, участь Руси была легче, чем других стран: не было в наших землях постоянного монгольского войска. Имелись лишь отряды при баскаках, которые помогали в сборе дани.

Монгольская администрация на Руси подчинялась великим ханам в Каракоруме лишь до начала 60-х годов XIII века, затем зависела непосредственно от Золотой Орды. А уже в начале XIV века, после череды “вечевых” восстаний, ханы были вынуждены прекратить посылать на Русь баскаков, передав сбор дани русским князьям.

История всё поставила на свои места: Орды нет и в помине, а русский народ живёт в самой большой стране в мире и уверенно смотрит в будущее.

Пётр Шамшин

Боярин перед походом

1871

 

На картине Петра Шамшина изображён святой благоверный князь Александр Невский во время молитвы перед походом. В историю Отечества он вошёл как бесстрашный и умелый полководец, мудрый правитель и ревнитель православной веры. Ратными подвигами он обезопасил западные границы Руси, истощённой ордынским нашествием с Востока. За короткое время он пресёк шведский и немецкий походы на Русь, уничтожив и полонив большую часть захватчиков. А затем ненёс поражение литовским отрядам, решившим похозяйничать на наших землях, и снова победил шведов.

Александр Ярославич проявил себя и как умелый политик, стратег и дипломат. Продолжая укреплять северо-западные границы отчизны, он установил первые дипломатические отношения с Норвегией, заключив первый русско-норвежский договор. Отвергая попытки папской курии развязать войну между Русью и Золотой Ордой, он неоднократно посещал Орду, ослабляя тяготы монголо-татарского ига.

Василий Шебуев

Святой Александр Невский

 

На картине Василия Шебуева святой князь Александр Невский изображён в великокняжеской мантии, подбитой горностаями, во время молитвы. Благоверный князь всегда находил время для обращения к Богу, будь он в храме или в походной палатке. Его постоянным моленным образом была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери.

Эту икону, по преданию, написанную евангелистом Лукой, князь получил от Ярослава Всеволодовича, благословив ею в день венчания Александра с полоцкой княжной Брячиславой.

Феодоровская икона Божией Матери – один из древнейших чудотворных образов, сохранившихся до наших дней. Она помогала русским людям на протяжении веков. К ней обращался Александр Ярославич Невский накануне решающих для Отечества сражений. Являя чудеса, она помогала и его младшему брату Василию в борьбе против татар. Со времён Василия Ярославича икона постоянно хранится в Костроме, долгое время она пребывала в Успенском соборе. В 1613 этой иконой был благословлён на царство Михаил Фёдорович Романов.

Сейчас святыня хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы.

Фёдор Моллер

Александр Невский побеждает Ярла Биргера на реке Ижоре

Фёдор Моллер

Въезд Александра Невского во Псков после битвы на Чудском озере

 

Здесь изображены две самые знаменитые битвы Александра Ярославича – Невская битва и Ледовое побоище на Чудском озере. Первая из них произошла на берегу реки Невы, в устье реки Ижоры, 15 июля 1240 года. Руководил отрядом захватчиков будущий правитель Швеции Биргер. Он направил князю Александру Ярославичу письмо с вызовом. Князь ответил нападением на лагерь врагов, шведы были разбиты и бежали. Сам Биргер был ранен в лицо Александром.

За это сражение князь Александр Ярославич получил прозвание “Невский”. А шведы надолго запомнили преподанный им урок. Но этот урок ещё предстояло усвоить немецким рыцарям из Ливонского ордена.

В 1242 году Александр Невский освободил захваченный рыцарями русский город Псков, а потом дал врагам сражение на льду Чудского озера. Битва произошла ранней весной, 5 апреля, когда озеро было ещё сковано льдом. Подтаявший весенний лёд не выдержал тяжести закованных в латы конных рыцарей и стал под ними трескаться. Многие из них упали в ледяную воду и пошли ко дну. Поэтому сражение и получило название “Ледовое побоище”.

Фёдор Моллер

Александр Невский и папские легаты

Фёдор Моллер

Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту.

 

На картине в голубой одежде изображён князь Александр Невский, за ним стоят русские воины, а перед князем – посланники папы римского. Один из них протягивает князю письмо, но Александр Невский отстраняется. Что же хотели католики от православного князя? Если не получилось силой завоевать новгородские земли, то, может, попробовать обратить русичей в свою, католическую, веру и таким образом, без крови и сражений, подчинить их себе? 

Некануне Невской битвы Александр получил чудесное предзнаменование: видение святых православных мучеников Бориса и Глеба. Православная икона всегда сопровождала его в походах. Вот поэтому князь вежливо, но решительно указал посланникам папы римского на дверь: вот Бог – в красном углу икона, а вот – порог, и ступайте себе подобру-поздорову, откуда пришли.

Благоверный князь был непоколебим в отстаивании веры предков. На другой картине мы видим приезд Александра Невского в Орду к хану Батыю. Каждый, кто посещал Орду, перед тем, как быть допущенным к хану, должен был под страхом смерти поклониться идолам, огню и кусту. Но Александр Невский, не желая проходить языческие обряды, ответил твёрдым отказом, несказанно поразив ордынцев своей смелостью.

Миниатюра

Ледовое побоище с изображением небесного войска и молящихся перед иконой Святой Софии русских святых князей Бориса и Глеба.

XVI век

 

Миниатюра изображает судьбоносное для нашей отчизны событие – Ледовое побоище, спор веры и правды. Небесное войско (оно изображено в верхней части миниатюры слева) не может принять сторону тех, за кем правды нет. Святые князья-мученики Борис и Глеб (их изображение – в верхней части миниатюры справа) молятся перед иконой Святой Софии.

Молился перед ней и сам Александр, когда зять шведского короля Биргер заявил ему через послов: “Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей”. После молитвы князь сказал своей малочисленной дружине: “Бог не в силе, а в правде!” А накануне битвы со шведами, 15 июля 1240 года, давшей Александру прозвание “Невского”, ему было ниспослано чудесное видение ладьи с плывущими в ней мучениками Борисом и Глебом. Ободрённый видением, не дожидаясь помощи, он с молитвой на устах нанёс шведам внезапный и сокрушающий удар.

Менее чем через два года князь дал решающее сражение немецким крестоносцам, разгромив 5 апреля 1242 на льду Чудского озера рыцарей Ливонского ордена.

Григорий Угрюмов

Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами

1793

 

На картине Григория Угрюмова изображён торжественный въезд Александра Ярославича Невского после сокрушительной победы над крестоносцами Ливонского ордена на Чудском озере. Весь Псков вышел навстречу своему избавителю.

Освобождение Пскова произошло непосредственно перед решающим сражением – Ледовым побоищем. В немецких источниках говорится, что при взятии Пскова погибли 70 рыцарей, много простых ратников и всего шесть крестоносцев были взяты в плен.

По свидетельству русского летописца, во время сражения льда на Чудском озере было совсем не видно: всё покрылось кровью. Задействовав в нужный момент резервный полк, Невский решил исход битвы. Русские гнали немцев по льду семь вёрст, убили 400 немцев, “а чуди бессчётно”, 50 рыцарей были захвачены в плен.

На картине мы видим, как рыцарей ведут подле их коней – они позади триумфатора. “Немцы, - продолжает летописец, - хвалились: возьмём Александра голыми руками, а теперь их самих Бог предал ему в руки”

Василий Смирнов

Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя

1883

 

Князь Михаил Всеволодович отказался принять чужую веру, за что и был убит в ставке Батыя. Произошло это в 1246 году.

Гордый и несломленный, он прижал к груди крест – в знак того, что за свою веру он готов отдать жизнь. Над князем уже занёс руку с ножом Доман Путивлец – предатель, принявший иноземную веру. Старик в балахоне с капюшоном показывает князю, какому богу надо поклониться. В левом углу картины спиной к зрителю – Елдига, сотник хана Батыя. Он ждёт, что ответит русский князь. Именно он отдаст команду забить его насмерть, а потом и отсечь ему голову.

За спиной князя Михаила – седобородый человек. Это боярин Фёдор, близкий друг и советник князя. В летописи записано, что он сказал Михаилу: “Помни, благочестивый князь, как обещался ты Христу положить за Него свою душу”. Он, как и князь, готов умереть за православную веру.

В правом нижнем углу картины – 16-летний сын князя Михаила. Уж ему-то известен нрав отца: от своего слова он и под страхом смерти не отступит. Юноша закрыл глаза, чтобы не видеть, как будут убивать отца.

Князь Михаил, растерзанный монголами, обрёл вечную жизнь в своих потомках и в благодарной памяти всего русского народа.

Пимен Орлов

Напутствие великого князя Михаила Тверского

1847

Пимен Орлов

Смерть великого князя Михаила Тверского

1847

 

На этих двух картинах изображены последние минуты жизни святого благоверного князя Михаила Тверского (1271-1318).

Тогда Московский князь Юрий Данилович делал всё, чтобы свергнуть Михаила Ярославича. Проиграв Михаилу битву у Бортенева, он оклеветал его в отравлении своей жены – сестры хана Золотой Орды. И вот Тверского вызвали для суда в Орду. Русский князь ни минуты не сомневался, кто был его обвинителем. Не было у него сомнения и в том, что в Орде его убьют. И тем не менее он отправился на неправый суд.

Он отстоял заутреню, открыл Псалтырь и прочитал там такие слова: “Сердце моё смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя”. Это было написано как будто о нём – князь стоял на пороге неминуемой смерти. Как быть? И вновь он нашёл ответ в словах Псалтыри: “Возверзи на Господа печаль твою. Кто даст ми криле яко голубине? И полещу и почию”. Легко стало на душе у князя, ведь с ним Господь, который примет его душу.

Князь попращался с сыном Константином и велел передать матери и братьям, чтобы после его смерти они не переставали заботиться о подданных. А в его шатёр уже ломились убийцы, подосланные Юрием и его другом Кавгадыем. Они вырезали у Михаила сердце. Этим злодеянием убийцы опозорили себя навеки, а Михаил Тверской был причислен к лику православных святых.

Аполлинарий Васнецов

Московский Кремль при Иване Калите

1921

 

Об Иване Калите, внуке Александра Невского, порой отзывались как о корыстном человеке. Но его прозвание, которое означает поясную суму для денег, скорее, говорит не о скупости, а о щедрости: из кошелька-калиты князь доставал деньги, жертвуя их нищим и убогим.

Характеризует Ивана Даниловича и его умение ладить с людьми, быть твёрдым и последовательным в достижении целей. А для этого ему приходилось часто ездить в Орду, сражаться с противниками на поле боя. Главной целью разумного князя было возвышение нынешней российской столицы, Москвы, приумножение её земель. 

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор, собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника. Но построенный им Успенский собор не сохранился. Старейший храм Московского Кремля – Спас на Бору – снесён большевиками в 1933 году. Не дожили до наших дней и первоначальный Архангельский собор, и храм Иоанна Лествичника.

Но так или иначе, а Москва при князе Иване Даниловиче обрела громкую славу и стала главным русским городом, а его самого называли “великим князем Московским”.

Яков Капков

Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы, жены Чанибека, хана Золотой Орды. Эскиз.

 

Однажды митрополит Алексий исцелил жену хана Орды Джанибека (великого Узбека – на картине – Чанибека) – Тайдулу. Ещё в детстве Алексию было предсказано, что он станет спасать души людей. Пришло время, и он стал митрополитом Московским. В середине XIV века ханом Золотой Орды был Джанибек. У хана случилась беда: ослепла ханша Тайдула. К каким только знахарям ни обращался хан, но никто не мог ей помочь. И вот приснился Тайдуле сон, что помочь ей сможет только Алексий из Московии. Послы тут же были посланы на Русь.

Не хотел Алексий ехать в Орду, но великий князь убедил его. Говорил, если не уважить хана, он может войной пойти на Русь. Тогда митрополит вошёл в храм и начал молиться. Вдруг у гроба чудотворца Петра сама собой загорелась свеча. Понял Алексий – это знак Божий. Взял он воск от этой свечи и отправился в путь.

А Тайдула увидела сон, как русские священники подъезжают к столице Орды. Сказала она Джанибеку, чтобы он с честью встретил Алексия и привёл его к ней. Пришёл митрополит к постели Тайдулы, зажёг свечу, прочитал молитву – и вдруг женщина вскрикнула от радости: “Я снова вижу!”

В благодарность хан подарил Алексию земельный надел в Кремле, который ему принадлежал. Там и был построен Чудов монастырь.

Клавдий Лебедев

Проповедь христианства

1908

 

Святителями в православии называют епископов, которые способствовали распространению христианской веры и были причислены к лику святых. Одним из них был Стефан Пермский (ок. 1340-1396), просветитель народа коми. Вот он, седобородый, стоит в центре картины с крестом в руке и проповедует святое учение перед зырянами (так раньше называли коми). Заметно, что его слушают с недоверием. Но всё же слушают, ведь епископ Стефан хорошо знал их язык. Он же дал этому народу письменность, создал несколько икон и крестов с надписями на коми-зырянском языке.

За Стефаном стоят ещё один служитель церкви и князь, за князем – дружинники. Они охраняют жизнь епископа.

Ещё дальше виден местный шаман, который бьёт в бубен, стараясь перекричать проповедника. А на высоком берегу реки под деревом, на ветвях которого висят ленточки с молитвами, стоит языческий идол.

Забегая вперёд, скажем, что миссионерская деятельность Стефана Пермского увенчалась успехом: нард коми принял православную веру.

Сам святитель умер в Москве и был похоронен в одном из пределов кремлёвской церкви Спаса на Бору. В 1933 году большевики снесли эту церковь. Зато 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование “Гора святителя Стефана Пермского”.

Михаил Нестеров

Видение отроку Варфоломею

1889-1890

 

Этот эпизод описан в “Житии преподобного Сергия”.

Варфоломей пас скот и вдруг увидел старца. Он встал рядом и ждал молча, пока тот закончит молиться. Седобородый монах заметил мальчика и спросил у него: “Что ты ищешь и чего хочешь?” Мальчик пожаловался на то, что учение даётся ему с трудом. Монах вынул из-за пазухи ковчежец (ящичек, в котором хранятся религиозные реликвии), достал оттуда частичку просфоры и сказал, что надо съесть её. Он объяснил, что хлебец даст Варфоломею Божью благодать и он начнёт понимать Священное Писание. “О грамоте, чадо, не скорби, - произнёс монах, - знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников”. Тут старец хотел уйти, но Варфоломей упросил его зайти в гости к родным.

Отец и мать Варфоломея были рады святому человеку, накормили его обедом и стали рассказывать, какой у них необыкновенный сын. Монах кивал головой, соглашаясь с рассказом, а потом молвил: “После моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе предсказание – отрок будет велик пред Богом и людьми за добродетельную жизнь”. Этот отрок впоследствии стал Сергием Радонежским.

Михаил Нестеров

Юность преподобного Сергия

1892-1897

 

М.В. Нестеров изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. Ему была интересна духовная жизнь человека, и он создал цикл полотен, изображающих жизнь Сергия Радонежского. Одна из картин называется “Видение отроку Варфоломею” Встречей со старцем Сергию было предопределено: он избранник Божий.

“Юность преподобного Сергия” посвящена “пустынножительству” святого. Тогда тот жил в лесу – вдали от мира. “Звери приближахуся и окружаху его И от них един зверь, медведь…” На картине – у ног Сергия лежит медведь.

В цикл вошло несколько картин, в числе которых были “Сергий Радонежский”, “Старец в пути (На Руси)” и другие.

М.В. Нестеров в своих “Воспоминаниях” о временах, когда он писал картины о святом старце, отмечал: “Я был полон своей картиной. В ней, в её атмосфере, атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда”.

Михаил Нестеров

Труды преподобного Сергия

1896-1897

 

Художник Михаил Васильевич Нестеров не один раз запечатлевал на своих полотнах жизнь великого русского святого Сергия Радонежского. Он запечатлел отрока, а вот он уже монах, который не гнушается никакой работы. Он носит воду, пилит брёвна, строит кельи для братьев – именно так и создавалась Троице-Сергиева лавра. Написал Нестеров Сергия и на склоне лет – он, как и в юности, любуется бесконечным разнообразием русской природы, этим совершенным творением Господа.

Один русский философ как-то заметил, что от образа Сергия “пахнет стружкой”. И это очень точное замечание: настоятель монастыря был тружеником и понуждал к труду других.

Существует предание о том, что спустя много лет после его кончины, когда Троицкий монастырь осаждали враги, Сергий вернулся к своей обители. Он указывал, где именно поляки делают подкоп под монастырскими стенами и где стоит их ждать, чтобы отразить атаку. Может, именно благодаря вмешательству основателя Трице-Сергиевой лавры, несмотря на все старания поляков, монастырь так и не удалось захватить.

Ну а Сергий, любимый святой всех православных, всегда приходит на помощь по молитвам ему.

Эрнст Лисснер

Троице-Сергиева лавра

 

На картине изображён один из важнейших эпизодов русской истории: преподобный Сергий Радонежский, настоятель Троицкого монастыря, благословляет на битву князя Дмитрия Донского. Это сражение было выиграно русскими воинами.

События на картине происходят в монастыре, который позже получил статус лавры, а в наши дни стал духовным центром православной России. Здесь ещё нет величественных каменных храмов, только деревянная церковь Троицы, за ней звонница и кельи монахов, похожие на маленькие избушки. Настоятель монастыря поднял крест над головой ставшего на колено великого князя. За спиной стоят монахи Пересвет и Ослябля: их Сергий Радонежский благословит на битву с врагами. Оба они с честью сложат свои головы.

Несколько слов о том, что такое лавра. В переводе с греческого – это, буквально, многолюдная улица, а точнее – многолюдный монастырь. Первые лавры представляли собой крепости с высокими стенами для защиты от кочевников. Так выглядели основанная Евфимием Великим в V веке лавра в Палестине и основанный веком позже монастырь Феодосия Великого неподалёку от Иерусалима. В России самой большой является Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге и Печерская лавра в Псковской области уступают ей в размерах.

Виктор Васнецов

Поединок Пересвета с Челубеем

 

По обычаю, перед началом Куликовской битвы сразились два героя-богатыря. С русской стороны выехал монах Пересвет. Противостоял ему тюркский силач Челубей.

Кто же они такие, эти воины? По преданию, Александр Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином; участвовал в ряде походов. Монахом стал вместе со своим братом Осляблей в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье. Позже Пересвет и Ослябля ушли в Троице-Сергиев монастырь.

Когда князь Дмитрий Донской прибыл в Троице-Сергиев монастырь за благословением Сергия Радонежского, он дал князю в спутники двух своих монахов, Пересвета и Осляблю. После пострижения в монахи они получили другие имена – Александр и Родион. Оба они перед боем стали схимниками – полностью отрешились от мира ради одной победы над врагом.

Челубей – богатырь из войска Мамая. Он был печенегом, ордынцы его воспитали специально для поединков перед боем. Смертельно раненый длинным копьём Челубея, Пересвет убил врага, смог развернуть коня и доехать до своих. Только тут он упал замертво.

Пересвет и Ослябля похоронены рядом в храме Рождества Богородицы в Старом Симоновом монастыре. Их могила находится там и по сей день.

Николай Некрасов

Куликовская битва

1904

 

Битва на Куликовом поле, или Мамаево побоище, которое произошло в 1380 году, - один из важнейших эпизодов в русской истории. Наши предки шли сражаться, чтобы их дети жили свободно: и дети детей, и правнуки правнуков. 8 сентября – это день обретения свободы.

Утром в этот день поднялся сильный туман. Воевать в таких условиях было невозможно. Развиднелось только к полудню. Вот тогда и начался поединок Пересвета с Челубеем. Погибли оба богатыря.

Это был знак к началу сражения. Вперёд рванулась ордынская конница. Три часа она атаковала центр и правое крыло русского войска. Когда Мамай понял, что исход сражения этим не был решён, он направил главный удар своих сил на левый фланг русской рати. Ордынцам удалось прорваться, и они зашли в тыл русских. Но здесь по ним ударил полк Боброка-Волынского, который ждал своего часа. Стремительный удар засадного полка решил исход сражения – враги бежали.

Потери с обеих сторон были очень большие. Повсюду лежали погибшие воины. Едва удалось разыскать и самого князя, который, в отличие от Мамая, сражался в первых рядах рати как простой воин. Князь был контужен, но быстро пришёл в себя.

Победа была за русскими воинами.

Аполлинарий Васнецов

Московский Кремль при Дмитрии Донском

1922

 

На картине – Москва времён князя Дмитрия Ивановича Донского. За каменными стенами видны деревянные дома и белокаменная церковь. К берегу одна за другой пристают лодки с товаром.

До Москвы столицей Русского государства был город Владимир. Там и должен был находиться правитель Руси – великий князь. Такой порядок был установлен сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого, Андреем Боголюбским. И даже Дмитрий Донской, который жил в Москве, ещё носил титул великого князя Владимирского.

Князь Дмитрий многое сделал для возвышения Москвы. Один за другим он присоединял города к Московскому княжеству. В 1367 году возвёл из белого камня крепость – Московский Кремль. Именно такую, какой мы её видим на картине.

Начали строиться монастыри: Чудов, Андроников и Симонов. Появляется много церквей. Растёт грамотность. Москва становится центром распостранения книг.

Широко велась торговля как с Востоком, так и с Западом.

Оставалось только провозгласить Москву столицей Руси.

Сын Дмитрия Донского, Василий I, уже именовался великим князем Московским, а это означало, что центр государства теперь находится в Москве.

 

Аполлинарий Васнецов

Оборона города

1852

 

Помимо Золотой Орды, была ещё Орда Белая, в которой правил хан Тохтамыш. Когда-то он разбил войска Мамая и стал править в его владениях. Но потомок Чингисхана мечтал завоевать Русь и получать с неё дань.

Воспользовавшись тем, что войско Дмитрия Донского было ослаблено после Мамаева побоища, он напал на русские земли. Пришлось князю Дмитрию собирать ополчение в Костроме и других городах. За Москву князь не боялся: она была защищена крепкими белокаменными стенами, и Тохтамыш понимал: Московского Кремля ему не взять.

Тогда он решил взять город хитростью. Он передал послание москвичам, что пришёл с миром и надеется, что встретят его дарами.

Москвичи поверили коварному завоевателю – и простодушно отворили ворота города. И начались страшная резня и разбой, запылали дома и храмы…

Так Тохтамыш и оказался победителем Руси, которая вновь стала зависеть от Орды.

Пострадали и другие города: Владимир, Переславль, Звенигород, Можайск…

Андрей Рублёв

Троица

1422-1427

 

Андрей Рублёв, судя по скудным сведениям, оставшимся в истории, родился в семье кожевенника. Об этом говорит и фамилия Рублёв: “рубелем” называли инструмент для выделки кожи. Возможно, родился он в 1360 году. Дожил до старости – до “честных седин”. Глубоко переживал ордынскую неволю, радовался победе над Мамаем в Куликовской битве, надеялся, что наступит время – и Русь станет свободной.

Он много слышал о великом праведнике Сергии Радонежском и однажды отправился в Троицкую обитель, где, по одной из версий, стал монахом, чтобы служить Богу. Работал он в иконописной мастерской. О самом мастере Сергий Радонежский со временем скажет: “Анндрей, иконописец преизрядный и всех превосходящ в мудрости зелне…”

Позднее Андрей жил и писал иконы в Спасо-Андрониковском монастыре, став одним из создателей Московской школы живописи.

В разные времена сюжет иконы “Троица” объясняли по-разному. Самое распространённое толкование: Авраам встретил воплощённую Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, принявших вид ангелов. К великому творению, “Троице”, вполне применимы слова святого Сергия: “Дабы взирая на Святую Триоцу побеждался страх ненавистной розни мира”.

Эта икона, написанная в XV веке, - самый известный шедевр русского иконописца Андрея Рублёва. “Троица” хранится в Третьяковской галерее.

Павел Чистяков

Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому

1861

 

На свадьбе великого князя Московского Василия II Васильевича пожилой боярин опознал на госте, Звенигородском князе Василии Юрьевиче Косом, золотой пояс Дмитрия Донского, деда жениха. Желая вернуть украденную давным-давно ценность своей семьи, великая княгиня Софья Витовтовна, мать жениха, вырвала пояс у гостя прямо во время свадебного пира.

Пояс этот был некогда отдан Дмитрию Донскому Суздальским князем Дмитрием Константиновичем в качестве приданого для своей дочери Евдокии. После свадьбы пояс был подменён, а настоящий, поистине княжеский, украшенный драгоценными каменьями, исчез.

Шли годы, и с пропажей почти смирились. Лишь позже узнали, что подменил пояса московский тысяцкий Вельяминов, отдав настоящий своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии.

Золотой пояс Дмитрия Донского был вновь утрачен во времена Лжедмитрия I, но это уже совсем другая история…

*******************

 

http://ucrazy.ru/foto/1460146996-russkaya-istoriya...om-i-zapadom-xiii-xv-veka.html

Серия сообщений "***Россия 2":Часть 1 - Русская история в картинках.Часть 1.Русь легендарная.Часть 2 - Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.Часть 3 - Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.Часть 4 - Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века. ExpandЧасть 5 - Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год....Часть 8 - Русская история в картинах. Часть 8. “Женский” век. 1725-1796 годы.Часть 9 - Русская история в картинах. Часть 9. Павел I и Александр I. 1796-1825 годы.Часть 10 - Русская история в картинах. Часть 10. Николай I. 1825-1855 годы. Серия сообщений "***Русские художники 3":Часть 1 - Русская история в картинках.Часть 1.Русь легендарная.Часть 2 - Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.Часть 3 - Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века. ExpandЧасть 4 - Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год....Часть 7 - Русская история в картинах. Часть 8. “Женский” век. 1725-1796 годы.Часть 8 - Русская история в картинах. Часть 9. Павел I и Александр I. 1796-1825 годы.Часть 9 - Русская история в картинах. Часть 10. Николай I. 1825-1855 годы.

kolybanov.livejournal.com

Искусство древнего Новгорода. Живопись. Иконопись. Архитектура Древнего Новгорода.

Новгород - один из древнейших центров культуры. Здесь при Софийском Соборе в ХI веке впервые возникло русское летописание. Более половины письменных памятников древней Руси XI-XVII веков находится в Новгороде.

Здесь образовалась собственная, выделявшаяся своей самобытностью школа иконописи, многие шедевры которой сохранились и до наших дней.

Среди сложившихся к XII-XIII векам художественных центров Новгород занимает ведущее место, являясь хранителем традиций древнерусской культуры предшествующих столетий.

Условная, как и все древнерусское искусство, новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.

Произведений древнейшего времени сохранилось сравнительно мало, и определить их принадлежность к новгородской иконописи в большинстве случаев затруднительно, так как самые ранние иконы испытывали на себе сильное влияние византийской живописи. В Новгороде той поры было много Византийских икон, там жили и творили греческие художники. новгородская иконопись

К числу древнейших (конец XII начало XIII веков), возможно написанных в Новгороде, могут быть отнесены иконы "Святой Георгий" и двухсторонняя икона, на одной стороне которой был изображен "Спас", а на другой - "Прославление Креста". Судя по стилю, сторона, изображающая "Прославление креста", была написана позднее и другим мастером. На написание ее в Новгороде указывает ее схожесть с росписью новгородской церкви Спаса Нередицы.

Новгородская иконопись - наиболее яркая школа древнерусской монументальной живописи, сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности.

Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе ее становления - в новгородской архитектуре и живописи периода Киевской Руси. Во 2-й пол. 12 в. на смену монументальным, соборам предшествующей эпохи (Софийский собор в Новгороде, Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие, 1-главые, 4-столпные церкви (Георгия в Старой Ладоге; Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92; Спаса на Нередице).

Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Ст. Ладоге, около 1167. Благовещения в Аркажах, 1189, Спаса на Нередице, 1199), Связью с народным творчеством, обобщЕнным рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон 13-начала 14 вв. ("Евангелист Георгий и Власий").

В поисках выразительности архитектурных форм с конца 13 в. зодчие новгородской школы, переходят к 3-лопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, 1292, Успения на Волотовом поле), широко используют разнообразные декоративные элементы (Федора Стратилата церковь. Спаса на Ильине церковь). Фрески церквей Спаса на Ильине (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата (1370-80-е гг.), Успения на Волотовом поле (ок, 1390) выделяются одухотворенной патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. Линейно-графические, близкие к иконописи приемы, статичные композиции свойственны росписям церквей Спаса на Ковалеве (1380) и Рождества на кладбище (1380-90-е гг.)

В иконах конца 14-15 вв., замечательных своей артистической выразительностью, лаконичностью силуэтов изысканным колоритом отразились народные представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва новгородцев с суздальцами"- обе иконы в Государственной Третьяковской Галерее). Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство новгородской школы, ярко выразившие своеобразие новгородской художественной культуры. После включения Новгорода в состав Русского централизованного государства (1478) его искусство развивалось в общем русле древнерусской культуры.

В Великом Новгороде сосредоточены сохранившиеся до сих пор выдающиеся памятники средневековой архитектуры и живописи. Среди них древнейший в России храм - Софийский собор, сооруженный в середине XI в., и древнейший в России - Юрьев монастырь, основанный в начале ХIIв. Многие памятники архитектуры сохранили фресковую живопись (к сожалению, фрагментарно) ХII, ХIV, ХV, ХVIII вв.

В Великом Новгороде работали лучшие иконописцы своего времени, создавшие школу новгородской иконописи. Сохранившиеся до наших дней иконы ХII - ХVIII вв. хранятся в Новгородском музее, в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт - Петербурге. В 1478 году в результате острейшей политической борьбы между Великим Новгородом и великокняжеской Москвой, а также внутри самого новгородского боярства Новгород со всеми его владениями был присоединен к Московскому государству, что послужило основой образования в XV в. Русского централизованного государства.

Монументальная живопись Новгорода.

Самым ранним памятником новгородской монументальной живописи является совершенно уникальный по своему стилю фрагмент росписи, сохранившийся в южной галерее собора св. Софии в Новгороде. Этот собор был построен между 1045 и 1050 годами и оставался нерасписанным до 1108 года. По-видимому, до этого времени ин- терьер украшали лишь отдельные изображения святых, размещенные на столбах и выполнявшие роль своеобразных монументальных икон. К их числу и относится фрагмент южной галереи, на котором представлены свв. Константин и Елена в рост. В лицах отсутствует малейший намек на моделировку. Изящные, графически точные линии проведены уверенной опытной рукой, искушенной во всех тонкостях каллиграфии. Светлые, нежные краски (преобладают воздушные голубые, белоснежные и розовато-оранжевые цвета) подкупают своей прозрачностью и какой-то особой легкостью. Стиль фрагмента настолько своеобразен, что ему трудно найти сколько-нибудь близкую аналогию среди памятников восточно-христианской и византийской живописи.

От росписи 1108 года, когда, по свидетельству I Новгородской летописи, начали украшать фресками Софийский собор, дошли только семь фигур пророков в барабане, фигуры свв. Анатолия, Карпа, Поликарпа Смирнского и патриарха константинопольского Германа в световых проемах над проходами из главной апсиды в боковые и найденные под новым полом незначительные фрагменты фресок, сбитых со стен при варварской реставрации 1893 года. По отчетам об этой реставрации можно составить представление об общей системе росписи. В апсиде были изображены Богоматерь-Оранта, евхаристия и святительский чин, по сторонам от триумфальной арки — благовещение, на арках — погрудные фигуры святых в медальонах, на сводах — евангельские сцены, на стенах — фигуры и полуфигуры святых в прямоугольных обрамлениях. Если присовокупить сюда еще Пантократора в куполе, окруженного четырьмя архангелами, то мы получим иконографическую систему, весьма близкую к киевским храмам.

Если бы не свидетельство I Новгородской летописи и не палеография надписей, указывающая на XII столетие, фрески барабана Софии Новгородской легко можно было бы принять за произведение XI века, настолько они еще связаны с ранними традициями. Во всяком случае, эти росписи дают известные основания к тому, чтобы подвергнуть сомнению позднее и мало достоверное свидетельство III Новгородской летописи, выводящей расписывавших Софию Новгородскую «иконных писцев из Царяграда». Два других памятника новгородской монументальной живописи раннего XII века —росписи Николо-Дворищенского собора и собора Антониева монастыря — говорят о том, что в это время в Новгороде наблюдалось большое разнообразие стилистических направлений. Возможно, это было связано с деятельностью различных артелей живописцев, часть из которых могла быть и пришлой.

Фрагменты фресок княжеского дворцового Николо-Дворищенского собора, возведенного в 1113 году, относятся ко второму десятилетию XII века. Они были открыты в юго-западной части подцерковья (остатки монументальной композиции «Страшный суд» и редко встречающейся сцены «Иов на гноище») и в центральной апсиде (нижние части трех фигур святителей). Стройная пропорциональная фигура жены Иова, с тонким, строгим лицом (илл. 180) восходит к киевским традициям. Вполне возможно, что это работа заезжего киевского мастера, либо прошедшего киевскую выучку новгородского художника.

Из иной школы вышли росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, исполненные, согласно свидетельству I Новгородской летописи, в 1125 году. В алтаре и башне собора было расчищено между 1923 и 1971 годами довольно много фресок: фигуры и головы святых, медальоны с полуфигурами святителей, остатки «Сретения» в жертвеннике, две сцены из житийного цикла Иоанна Крестителя в диаконике («Обретение главы Иоанна Крестителя» и «Поднесение главы Иоанна Крестителя Иродиаде»), фрагменты «Поклонения волхвов» и «Успения» на стенах. Фрески повреждены насечками, сделанными для того, чтобы лучше держался новый грунт, по которому были написаны новые фрески, долгое время закрывавшие старые росписи. Массивные головы с крупными мясистыми чертами лица выделяются своим не чисто византийским типом. Лица очерчены энергичными красновато-коричневыми линиями, поверх охряного тона карнации положены зеленые притенения и румянец, от времени потемневший и потому резко выступающий в виде темных пятен. Фактура широкая. Графическая стилизация светов, столь характерная для памятников XII века, почти отсутствует, намеки на нее имеются лишь в одном изображении — бородатого старца в центральной апсиде. К росписям первой половины XII века примыкают недавно расчищенные фрески башни Георгиевского собора Юрьева монастыря (фигуры святителей, великомученика Георгия и поясное изображение Одигитрии между окнами барабана). Эти сильно попорченные фрески вряд ли относятся ко времени постройки собора (1119), но они были выполнены не позднее середины XII века. В волевых, мужественных лицах с крупными чертами уже так много новгородского, что это не оставляет сомнений в принадлежности фресок местным мастерам. Среди чистых красок преобладают золотисто-желтые, зеленые и голубые цвета, волосы стариков имеют голубоватый оттенок.

Новгородские фрески первой половины XII века лишены стилистического единства. По-видимому, в это время в Новгороде работали различные артели живописцев, часть которых могла быть приглашена из других городов. Если исходить из фрагментов росписи княжеского Николо-Дворищенского собора, то можно предполагать, что княжеский двор ориентировался на блестящее искусство Киева. Фрески световых проемов собора св. Софии, а также собора Рождества Богородицы Антониева монастыря выполняли другие художники, связанные с более архаическими традициями (в частности, с романскими). Параллельно начала складываться и своя местная школа живописи (фрагмент XI века в южной галерее собора св. Софии, росписи башни Георгиевского собора), которая стала играть господствующую роль со второй половины XII века. Весьма показательно, что во всех перечисленных выше памятниках, в отличие от памятников Киева и Владимира, уже не встречаются греческие надписи.

Среди новгородских росписей конца XII века самыми ранними являются фрески церкви Успения (теперь Благовещения) у деревни Аркажи (в трех километрах к югу от Новгорода). Так как церковь была освящена новгородским архиепископом Гавриилом 4 июня 1189 года134, то около этого времени были исполнены и украшающие ее фрески. Долгое время они были скрыты под сплошной побелкой и записями, пока их не начали раскрывать в 1930 году. Эта работа была продолжена в 1966—1969 годах. В диаконике представлены сцены из жизни Иоанна Крестителя и фигуры святых, в жертвеннике — восходящий к апокрифическим источникам богородичный цикл, в арках, ведущих из средней апсиды в боковые, — изображения святых и святых воинов, в центральной апсиде — фигуры святителей, фигура архидиакона; в конхе размещена необычная для византийских росписей композиция — Христос во славе посреди приближающихся к нему с обеих сторон святителей, которые держат развернутые свитки. Эта композиция восходит к романским источникам. Среди новгородских фресок XII века аркажские обнаруживают наибольшее сходство с романскими памятниками. Все фрески написаны в той широкой и смелой манере, которую так любили новгородцы.

 

Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня - шифера, сланца, известняка - выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы. Нагрудные каменные иконки ХI - ХIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.

Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия ХIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам колончатые надписи. На другой стороне - святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря, позволяют датировать иконку первой третью ХIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце ХIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.

Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце ХIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13x13x7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В ХV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.

Художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко. Среди них встречаются фигурные рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое другое.

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Иконка с рельефным изображением Богоматери Одигитрии

Амулет

Крест нательный

Крест нательный

Носик водолея в виде головы животного

Свистулька - птичка

Изразец с изображением гусляра и человека с посохом и птицей

Тигель для изготовления красителей

Тигель - льячка для изготовления красителей

Золотоордынская поливная чаша

Сосуд в форме горшка

Светильник

Лицевая и оборотная стороны литейной формы

Лицевая и оборотная стороны литейной формы

Свечи восковые, круг воска

 

Грамоты берестяные - письма и записки на березовой коре. Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. На сегодняшний день в Новгороде найдено 753 грамоты. Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционным кругом письменных источников, дав возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным самими жителями изучаемых в процессе раскопок древних усадеб. Многие из этих усадеб утратили, казалось бы, неизбежную анонимность и обрели своих былых владельцев, порой хорошо известных по летописным сообщениям. Древнейшая из обнаруженных в Новгороде берестяных грамот относится к первой половине ХI века, самая поздняя к середине ХV века, когда на смену бересте пришла широко распространившаяся бумага. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента - "стилоса" (по-древнерусски "писало"), изготовленного из железа, бронзы или кости. Противоположный острию конец писала оформлялся для писания по воску на деревянных дощечках - церах (лопаточкой стирали написанное по воску). На восковых дощечках маленькие новгородцы выполняли и первые уроки овладения грамотой. Широкое распространение берестяное письмо получает с ХII века. В числе найденных берестяных грамот письма-распоряжения феодалов зависимым от них людям, крестьянские жалобы, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, школярская шутка, частные письма разнообразного бытового содержания, ученические упражнения, судебные документы. Разнообразие почерков берестяных грамот, частная переписка, эмоциональный характер многих писем, надписи на различных предметах, сделанные с целью их узнавания, многочисленные писала, дощечки (церы) для обучения письму свидетельствуют, что кроме профессиональных книжников и писцов, грамоте обучались почти все слои населения.

В 1973 - 1982 годах была исследована усадьба и мастерская художника Олисея Гречина, жившего и работавшего на рубеже ХII-ХIII веков. Среди берестяных грамот этой усадьбы около двух десятков заказов на изготовление икон. Летописные свидетельства характеризуют Гречина и как художника-фрескиста. Анализ его берестяных автографов в сопоставлении с надписями фресок церкви Спаса на Нередице позволил сформулировать гипотезу о его руководящем участии в создании этого прославленного ансамбля новгородской фресковой живописи. Важнейшая особенность берестяных грамот - их древность и подлинность. Подлинных памятников письменности XI - XII вв., кроме церковных, практически не сохранилось. До наших дней дошли лишь две грамоты, написанные на пергаменте - Мстислава грамота около 1130 г. и Варлаамова грамота конца XII - начала XIII в. (обе хранятся в Новгороде).

Берестяных грамот, датированных XI в. и рубежом XI - XII в. найдено уже 27 и число их ежегодно увеличивается.

Бытовое содержание писем на бересте отразилось и на особенностях их языка - он близок к живой разговорной речи. Благодаря этому они открыли ученым новые слова, выражения, мысли и способы их высказывать. Лингвистический анализ берестяных грамот из Новгорода (особенно раннего периода) выявил существование древненовгородского диалекта, характерной чертой которого является наличие многих признаков, связывающих его с западнославянскими языками (преимущественно с севернолихитскими). Это открытие заставило историков по-новому рассмотреть проблему происхождения Древнерусского государства, а лингвистов - историю русского языка.

Грамота N 558. Конец XII в.

Грамота N 363. Конец XIV в.

Писало. XI в.

Писало. Середина XI в.

Писало. XII в.

Писало. Середина XIV в.

gorodnaneve.com

Искусство Древней Руси 10-12 веков

 

Христианство способствовало развитию русского искусства. Не зря русские послы, направленные Владимиром в другие страны для изучения религий, главным аргументом истинности веры объявляют ее красоту. Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья – христиане с таким усердием обустраивают свои города, возводят в них центральные храмы.

Христианский храм – это образ Мира. Христианская архитектура проходит длительный путь в поисках наиболее адекватного выражения представлений христиан о Вселенной. Первые христианские храмы были прямоугольными, продолговатыми, «подобными кораблю», этот тип храма назывался базиликальным. Базилика более всего функционально подходила для нового служебного обряда, ибо главной особенностью нового мировоззрения был историзм, пришедший на смену античному циклизму. Историческое понимание времени требовало линейно-пространственного развития культового действия, что и было удобно осуществлять в базилике. Линейно-пространственная базилика представляла путь от Ветхого Завета к новому, в соответствии с чем и располагались в сакрально-иерархическом порядке, с запада на восток, ее части: нартекс для оглашенных, наос для верных и алтарная часть для священнослужителей. Но базилика не имела купола, а для христианской архитектуры это было необходимо, так как более наглядного символа неба трудно придумать. Выходом из создавшегося положения стало соединение базилики с куполом, что и нашло воплощение в знаменитой Софии Константинопольской, которая стала новой моделью мироздания. Купол Софии ассоциировался со сводом небесным на земле. Храм все более понимается как «небо на земле», потому изменяется и его конструкция. Вместо грандиозного и всеобъемлющего купола возводятся небольшие купола на барабанах, поддерживаемых системой столбов и сводов, эта конструкция получает название крестово-купольной. Идея креста, распятия, крестной жертвы в соединении с символом небесного купола воплощает единство земного и небесного. Каковы конструктивные особенности крестово-купольного храма? Крестово-купольный храм в плане прямоугольный, четырьмя или более столбами его интерьер делится на продольные части – нефы. Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест.

В восточной части храма размещаются алтарные помещения – апсиды. Здесь совершается богослужение и находится престол, на котором и осуществляется главное таинство – евхаристия. Поперечное пространство в западной части называется нартексом, или притвором. Храм символизирует единство божественного, небесного и земного, отсюда и наиболее распространенное деление храма на алтарь, центральную часть и притвор.

Пространство в православном храме мыслится не обезличенно – космически, а личностно организованным, то есть антропофизированным, что наполняет пространство храма коллективной духовностью.

Такие конструктивные особенности были присущи и первым русским храмом, которые предусматривали посещение храма большим количеством людей. Д.С. Лихачев называл стиль русской архитектуры X-XI вв. монументальным историзмом.

С постройкой грандиозного Софийского собора связывают установление в Киеве митрополии. София была монументальным сооружением с тринадцатью куполами. Несомненно, Киевскую Софию строили греческие мастера, но замысел постройки был продиктован Ярославом Мудрым. При этом необычный замысел при техническом его осуществлении невольно привел к своеобразным особенностям, позволяющим говорить о становлении «русской школы» архитектуры. Большое внутреннее пространство хорошо отвечало потребностям митрополичьего богослужения, в котором участвовал князь.

Киевская София стала началом целой программы храмового строительства. Пятинефные Софийские соборы создаются в Новгороде (1045 – 1052) и в Полоцке (1044 - 1066). Кроме того, инициативе Ярослава Мудрого принадлежит строительство еще двух пятинефных соборов в Киеве – Георгиевского и Ирининского (1037). Монументальные соборы связывались князем с представлением о своем общерусском могуществе. Выражением этой идеи и был стиль монументального историзма.

Новые веяния в архитектуре связаны с периодами феодальной раздробленности. Теперь на арене русской истории действовали внуки Ярослава Мудрого, среди которых только Владимир Мономах пекся о русской земле. Монументальный историзм, постепенно сдавал свои позиции. Соперничающие князья сохраняли любовь к крупномасштабным формам, строя такие соборы, как пятиглавый Никольский собор в Новгороде (1113) , трехглавый Успенский в Чернигове.

Но процесс обособления делал свое дело, каждый князь стремился устроить в своем стольном граде епископскую кафедру. В архитектуре излюбленным становится одноглавый храм. Одноглавыми строились не только небольшие храмы, но и значительные шестинефные, такие, как Иван на Опоках, Успенская церковь на Торгу в Новгороде.

Наиболее бурно в период феодальной раздробленности развивается придворно-княжеский жанр. Один за другим во всех княжествах наряду с большими шестистолпными соборами строятся более компактные («кубические») четырехстолпные храмы, увенчанные одной главой. Эти храмы строились на княжеских дворах, их основная функция придворная.

Придворно-княжеский храм рассчитан на сравнительно ограниченное число прихожан: княжескую семью и дворовую челядь. В рамках этого стиля созданы Спас во Владимире и Галиче, Борисоглебская церковь в Кидекше, Георгиевский храм в Юрьеве-Подольском и во Владимире.

Четырехстолпные одноглавые храмы с галереями пользовались популярностью у смоленских князей (храм Петра и Павла, Иоанна Богослова), Владимирских князей (Дмитровский храм, Покрова на Нерли, церкви Рождественского и Успенского монастырей).

Выражением нового мировоззрения становится и живопись. Характер изобразительного искусства XI века, его связь с новым представлением о мире четко просматриваются в росписи Софии Киевской. Многоцветные мозаики заполняют купол собора, паруса, подпружные арки и апсиды, вся остальная часть собора заполнена фресками. Росписи Софиевского собора содержат сотни изображений человеческих фигур, Часть из которых носит заметно индивидуализированный характер. В. Н. Лазарев пишет об этом: «В совершенстве владея линией, мозаичисты и фрескисты храма Софии умели не только очертить фигуру и придать силуэту внушительную монументальность; они умели … убедительно обрисовать черты лица, извлекая из них совершено особого рода выразительность. Они преувеличивают размер глаз, удлиняют нос, несколько вытягивают лицо. Тем самым они достигают большей одухотворенности. С тонким проникновением характеризуют они мужа «бодрого», «дерзкого», «ратного», «красного лицом»; это мужи «брани» и «храбоборствующие». Но еще лучше удаются характеристики стариков, убеленных сединой; это «мужи думающие» и «мужи совета»; «старейшие», «добрые» и «честные» (то есть почетные)».

Конечно, тон в росписях собора задавали греческие художники, но быстрота, с которой новое искусство освоили русские мастера, поразительно. Уже в XII веке славился Алимпий, кисти которого приписывают большую икону «Богоматерь великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Монументальный стиль проявляется не только в очень крупных размерах фигур (в Киевской Софии до 5,5 м), но и в самом характере живописи, ее изобразительных средствах, предполагающих восприятие с большого расстояния.

Развитие живописи XII века знаменовало плодотворное развитие многих местных художественных центров. Вновь строящиеся храмы необходимо расписывать, что и выполняли многочисленные артели, в которые входили и русские, и греки, и болгары, и выходцы из западного романского мира.

В живописи XII века можно выделить две линии: «грекофильствующую» и собственно русскую. Первая представлена великолепной росписью Дмитриевского собора во Владимире. В росписи «Страшный суд» образы апостолов масштабны, что дало художникам возможность психологической индивидуализации лиц. Среди живописцев, работающих на Руси, были и иконописцы. Видимо, кисти византийского мастера принадлежит и икона «Дмитрий Солунский», изображающая сидящего на троне с мечом святого воина. Помимо этой иконы во второй половине XII века было создано немало икон столь же высокого стиля, таких, как «Спас Нерукотворный» (из Успенского собора Кремля), «Никола» (из Новодевичьего монастыря), «Ангел Златые власы», «Устюжское благовещение» (из Новгорода), «Георгий-воин» (из Успенского собора Кремля).

В то же время набирает силу живопись с явными чертами «русификации». Речь идет о живописи, в которой строгий византийский стиль как бы наполняется более конкретными, более земными чертами. Лики святых заметно «славянизируются». К этому стилю следует отнести такие иконы, как «Никола» из Духовного монастыря, икона «Знамение».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Архитектура 12 века на Руси [Зодчество, Древнерусская]

Основные статьи: Архитектура Киевской Руси, Культура Руси 12 века

Содержание (план)

Архитектура Владимиро-суздальского княжества 12 века

«Мы, русские, по преимуществу народ зод­чих», — говорил известный искусствовед Игорь Грабарь. Архитек­турный гений наших далёких предков с особой силой проявился в несравненных по красоте белокаменных храмах Владимиро-Суздальского княжества.

До сих пор остаётся загадкой, что заставило строителей Севе­ро-Восточной Руси отказаться от обычного для построек Киевской Руси материала — широкого плоского кирпича и перейти к более сложному в обработке белому камню — известняку. Полагают, что первыми учителями для северян были строители из Галича.

Занятый борьбой на юге, Юрий Долгорукий не мог уделять много времени и сил владимиро-суздальскому зодчеству. Иное дело — Андрей Боголюбский. Желая уподобиться библейскому царю Соломону, он строил много и охотно, не жалея средств для пышного убранства своих сооружений. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. На смену простым и суровым храмам Долгорукого приходят утончённые, изысканные церкви Боголюбского. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Здесь и волнами бегущие по сте­нам лёгкие арки, и стройные колонки с капителями в виде диковин­ных животных и птиц, и таинственные женские маски.

В источниках есть сведения, что Андрей приглашал зодчих «из немец». Действительно, многие элементы владимиро-суздаль­ского зодчества находят параллели в романской архитектуре Ита­лии и Германии.

Стремясь хотя бы отчасти достичь бессмертия, выдающие­ся правители всех времён воздвигали в память о себе огромные сооружения. Не был исключением и Всеволод Большое Гнездо. Среди прочих построек Всеволода во Владимире следует упомя­нуть высокую белокаменную стену вокруг центра города (детинец), собор Рождественского монастыря (1192-1196) и собор Успенского Княгинина монастыря (1200-1202). К сожалению, все эти сооруже­ния не сохранились до наших дней.

Владимирский успенский собор

Юрий Долгорукий в 1150 г. выдал свою дочь Ольгу замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла. Примерно в эти же годы в Галиче был построен белокаменный Успенский собор. По распоряжению Всеволода Большое Гнездо в 1185-1189 гг. осуществлялась грандиоз­ная перестройка владимирского Успенского собора, в результате которой храм был сильно расширен и увенчан пятью главами вме­сто одной.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

В 1152-1157 первый белокаменный храм — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — сооружался во владениях Юрия Долгорукого. Этот древний храм хорошо сохранился до нашего времени. Он сложен из аккуратных квадров белого известняка, который до­ставляли сюда водным путём из каменоломен возле городка Стари­ца на Волге.

Стройный силуэт собора возвышался над теснившимися вокруг чёрными избами. Казалось, огромный лебедь опустился из заоблач­ной выси на древнюю вечевую площадь Переславля. Ещё миг — и он снова взлетит туда, где кружит, ожидая его, белоснежная стая...

Золотые ворота

Андрей Боголюбский начал строить ещё одну линию город­ских укреплений своей новой столицы — Владимира. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164). (В перестроенном виде они сохранились до наших дней.) Это была огромная камен­ная башня с аркой для проезда и стройной одноглавой церковью на вершине. По бокам к ней примыкали высокие земляные валы, по гребню которых стояли деревянные крепостные стены. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой. Попасть в город можно было только через узкий подвесной мост, который в случае опасности немедленно поднимался.

Золотые ворота имели не только оборонительное значение. Створки ворот были обиты позолоченной медью и сверкали на солн­це. Глядя на них, каждый приезжий должен был подумать о том, в какой богатый и могущественный город он прибыл.

Своими многочисленными каменными постройками князь Андрей стремился представить Владимир как новую столицу Руси. В этом от­ношении его Золотые ворота не только достойно оформляли главный въезд в город, но и напоминали о Золотых воротах Царьграда и Киева.

Собор Успения Божией Матери

Главным храмом Владимира стал построенный Андреем Бого­любским в 1158-1160 гг. собор Успения Божией Матери. (Он тоже дошёл до нас в сильно перестроенном виде.) Поставленный на са­мой кромке высокого берега Клязьмы, Успенский собор был виден издалека. Его фасады украшали фигуры из позолоченной меди и красочные фрески. В ясную погоду собор сверкал на солнце как ги­гантская золотая корона, усыпанная драгоценными камнями.

Резиденция Боголюбово

Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея — Боголюбово. Здесь было несколько каменных зданий: двухэтажный княжеский дворец, придворный храм Рождества Бо­городицы, церковь Святого Леонтия Ростовского, высокие стены и величественные ворота, над которыми помещалась небольшая цер­ковь во имя апостола Андрея Первозванного. Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Так, дворцовая церковь имела сверкающие как зеркало полы из красной меди, рас­писанные под мрамор круглые колонны с позолоченными капителя­ми, покрытые цветной глазурью керамические плитки, устилавшие полы на хорах, и множество драгоценной утвари. Гордясь творени­ем, Андрей порою лично приводил в храм своих гостей и наслаж­дался их неподдельным восхищением красотой убранства.

В настоящее время от былого великолепия Боголюбова сохра­нился лишь один драгоценный фрагмент: двухъярусная белокамен­ная галерея, соединявшая дворец с собором, и лестничная башня, возле которой был убит заговорщиками князь Андрей. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Церковь Покрова на Нерли

Подобно музыке, архитектура обладает способностью рассеивать мрачные мысли, переплавлять их в светлую и тихую печаль. В этом ещё раз убеждаешься, когда, покинув Боголюбово, уходишь по про­сёлочной дороге через поле к одиноко стоящему на небольшой возвы­шенности стройному белокаменному храму. Это знаменитая церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского око­ло 1165 г. Историки искусства считают её высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

Дмитриев­ский собор

Придворный Дмитриев­ский собор, сооружённый в 1194-1197 гг., стал одним из памятников Всеволоду Большое Гнездо. Его отличает спокойная гармония архитектурных форм, а также многочисленные и разно­образные резные композиции на фасадах. Здесь и библейские персо­нажи, и христианские святые, и фантастические животные, и даже скульптурный портрет самого князя Всеволода с сыновьями.

Архитектура Новгородской республики 12 века

Архитектура Новгорода в XII в. совсем не похожа на владимирскую. Вместо тщательно обработанных со­оружений из белого камня здесь строят небольшие храмы из грубо отёсанных плит местного серого известняка, чередующихся с ряда­ми кирпичной кладки. В результате поверхность стены выглядит неровной, слегка округлой, а сам храм становится чем-то похожим на гигантский белый гриб.

Такие постройки соответствовали вкусам и возможностям нов­городских бояр. Стремясь расширить круг своих заказчиков, зодчие ищут способы дальнейшего удешевления храмов. Они уменьшают размеры апсид и сокращают их количество, опускают углы основ­ного четверика.

Картинки (фото, рисунки)

  • Дмитриевский собор во Владимире. XII в.
  • Храм Покрова на Нерли. XII в.
  • Золотые ворота Владимира. Реконструкция первоначального вида. XII в.
  • Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. XII в.
На этой странице материал по темам:
  • Русское зодчество 12 13 века

  • Соборы до 12 века сочинения

  • Архитектура руси с xll-xlll веках

  • Деревянное зодчество на руси 12-13 века

  • Храмы с 10 по 12 век

Вопросы к этой статье:
  • Сравните особенности архитектуры 12 века Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской земли.

wikiwhat.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта