Исаакиевский собор. Внутреннее убранство. Картина исаакиевский собор


Исаакиевский Собор.

Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.

100 лет в лесах

Фото Alex Florstein Fedorov_Wikimedia Commons_CC-BY-SA-4.0

В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.

Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.

Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.

Внутреннее убранство

В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.

Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квад­ратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

Святыни

В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

XX век

С 1858 по 1924 год собор был главным, кафед­ральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

Фото маятника: Михаил Блохин и Николай Науменков /Фотохроника ТАСС

В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.

Как проехать:

Санкт-Петербург, м. Невский проспект

Подготовил Кирилл Баглай

myhistori.ru

Исаакиевский собор. Внутреннее убранство | Санкт-Петербург Центр

Исаакиевский собор сравнивают с другими мировыми шедеврами архитектуры по площади и высоте, но по величию и святости, а также по изыску и роскоши внутреннего убранства с ним не может сравниться никакой памятник скульптурного искусства. Внутри он похож на изящную малахитовую шкатулку. При строительстве и в его отделке было использовано небывалое количество видов камня. Тут можно встретить мрамор различных оттенков. Его добывали по всей России, а также закупали за границей. Тивдийский розовый, сиенский желтый, красный из Франции. Из российских каменоломен привозили белый, темно-красный, лимонный.

В убранстве использовали также яшму, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит. Франция, Италия, Афганистан, Карелия – вот лишь неполный перечень мест, откуда завозили самоцветы. На украшение храма ушло свыше 400 кг золота и более тысячи тонн бронзы. Нигде и никогда больше в мире не возводилось храмов с использованием такого количества отделочного камня. Облицовка стен внутри храма поражает мастерством и изяществом. Каждая деталь выполнена с удивительной точностью.

Великолепие отделки

Внутренне убранство Исаакиевского собора поражает красотой, размахом и необычностью. Основная идея отделки внутренних помещений сохранилась еще со времен Петра Великого. В первом соборе невозможно было установить высокий алтарь с несколькими ярусами. И тогда зодчие установили в иконостас лишь главные иконы нижнего ряда. А изображения двунадесятых праздников разместили по стенам храма. Этой идеи придерживались и при последующих перестройках. Хотя в современном соборе высота иконостаса позволяла обустроить много ярусов, но этого делать не стали. Иконы, не вошедшие в иконостас, размещены в нишах, в резных мраморных рамах. Под ними размещены филенки из бордового мрамора, на которых золочеными буквами написаны поясняющие надписи.

Витраж

За Царскими вратами главного престола можно увидеть витраж, на котором изображено Воскресение Христа. Такие изображения не были в традиции православных церквей. Но идею поддержали представители Синода, которые ревностно следили за ходом строительства и за соблюдением всех церковных канонов. После Исаакия размещать витражи стали во многих храмах. Созданием этого шедевра руководил немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Площадь витража 28,5 квадратных метров. Он является одним из главных памятников витражного искусства России.

Холсты и мозаика

К оформлению внутреннего убранства храма были привлечены двадцать два известных художника того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие. В храме работает музей, в котором можно увидеть коллекцию религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. В нее входят 103 стенные росписи и 52 картины, выполненные на холсте.

Во время работы оформители понимали, что полотна невозможно будет сохранить в условиях сырого петербургского климата. Художникам приходилось по несколько раз переделывать свои шедевры из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был найден стойкий состав красителей, который мог выдержать такие условия.

Но уже в 1851 году начались работы по переводу живописных полотен в мозаичные произведения. Эта кропотливая работа продолжалась вплоть до 1917 года. Сейчас в соборе 62 мозаичных полотна, общая площадь которых превышает 600 квадратных метров. Для придания живости и яркости произведениям было использовано свыше двенадцати тысяч оттенков смальты. Исследователи подсчитали, что на выполнение 1 квадратного метра мозаичной картины уходило около года напряженной работы.

На выставке в Лондоне в 1862–ом году были представлены мозаичные работы из Исаакия. Они получили наивысшую оценку. Весь мир признал, что изготовление смальты доведено в России до совершенства.

Купол

Главный купол храма привлекает внимание изумленной публики. Его свод украшает роспись Брюллова "Богоматерь во славе", где изображена Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и святых покровителей царской семьи. К сожалению, художнику не удалось закончить работу в связи с ухудшением здоровья. Фон и фигуры апостолов по его картонам завершил другой живописец – Басин.

Барабан купола украшают фигуры двенадцати ангелов, которые взирают с высоты на пришедших в храм людей. Венцом композиции является посеребренная фигура голубя, парящего на 80-метровой высоте. Полутораметровая птица является символом Святого духа.

Все в этом удивительном храме восхищает и поражает. Все выполнено с мастерством и изяществом. Несмотря на обилие ярких элементов, здесь нет ничего лишнего. Описать великолепие храма словами невозможно – это нужно увидеть.

peterburg.center

Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть), Санкт-Петербург - Не знающий своего прошлого

Исаакиевский собор - самый известный и величественный храм Санкт-Петербурга, памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции главный храм Петербурга. Собор св. Исаакия Далматского - единственный памятник архитектуры, в отделке которого в таких огромных масштабах применялись различные виды природного цветного камня. Все камнерезные работы выполнены с исключительным совершенством, они демонстрируют высочайшее мастерство русских умельцев, их технические и художественные достижения.Начало здесь: Исаакиевский собор, внешнее убранствоФото кликабельны, с привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

Стоимость посещения Исаакиевского собора - 250 руб (с собой нужен паспорт), детям - 50 р.Посещение колоннады оплачивается отдельно.В Исаакиевском соборе проводятся экскурсии (включено в стоимость билета), примерно каждые 15-20 мин группу собирает гид и водит по собору. Экскурсия обзорная, поэтому откровений ждать от неё не следует, но там подробно рассказывают о материалах (камнях), примененных при строительстве собора и разное другое интересное. Продолжительность экскурсии не помню, но ориентировочно пол часа или чуть более. В любом случае, лучше послушать экскурсовода, чем болтаться по собору.

Двери в Исаакиевском собореДвери в Исаакиевском соборе (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Схема Исаакиевского собораСхема Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Воскресение Христа. 1841—1843, витраж главного алтаря Исаакиевского собораВ интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России.Воскресение Христа. 1841—1843, витраж главного алтаря Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Святой Петр, мозаика, мозаичная мастерская Академии художеств, с оригинала П.В.Басина, начало 20 векаСвятой Петр, мозаика в Исаакиевском соборе (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Пол Исаакиевского собораПол Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Пол Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверяхГорельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам БрюлловаБогоматерь в окружении святых, Брюллов, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратамиИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами и главный куполИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и Царские врата с колоннами из бадахшанского лазуритаГлавный иконостас и Царские врата, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и царские врата с колоннами из бадахшанского лазуритаГлавный иконостас и царские врата, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонны из зеленого малахитаКолонны из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонны из зеленого малахитаКолонны из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонны из зеленого малахитаКолонны из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонна из зеленого малахита. На фото видны малахитовые пластины.Облицовка колонн велась методом "русской мозаики", применявшимся из-за хрупкости этого камня при изготовлении крупных изделий из малахита. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.Колонна из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонна из бадахшанского лазурита у Царских вратОбрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом. Эти работы, а также мелкие декоративные детали из лазурита выполняли мастера Петергофской гранильной фабрики. Бадахшанский лазурит по качеству считается лучшим в мире. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина - краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн - около 5 м, диаметр - 0,5 м.Колонна из бадахшанского лазурита у Царских врат, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Ворота в предел Святого Александра Невского с колоннами из зеленого малахитаВорота в предел Святого Александра Невского, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Облицовка стен Исаакиевского собораОблицовка внутри Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Видение пророком Иезекиилем сухих костей, Федор БруниИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Арка над Царскими вратамиИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Страшный суд, Ф.А. БруниИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Облицовка стенИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Облицовка стенИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Макеты Исаакиевского собора в разные годы постройкиМакеты Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Макеты Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Модель лесов, применявшихся для подъёма колонн Исаакиевского собораМодель лесов, применявшихся для подъёма колонн Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Двери на выходИсаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Начало статьи здесь: Исаакиевский собор, внешнее убранство

Про породы декоративных камней, использованные при строительстве Исаакиевского соборо можно почитать здесь... UPD: О реставрации Исаакиевского собора смотрите документальный фильм "И не дышать над вашим чудом, Монферран... Исаакиевский собор"

Ещё Питер:Ночной зимний ПитерВагон Санкт-Петербургской "Конки"

Все статьи в этом журнале про Санкт-Петербург...

trof-av.livejournal.com

Виды Исаакиевского собора снаружи и внутри

Вероятно, одним из самых выдающихся храмов Санкт-Петербурга является Исаакиевский собор. Это так же и самая высокая церковь города (101,5 метра). Именно по этой причине собор почти не пострадал во время Великой Отечественной войны, так как являлся ориентиром для вражеских орудий.

Исаакиевский собор

Image 1: Мистика Исаакиевского собора.

Существует легенда о судьбе Огюста Монферрана. В мистическом пророчестве говорилось, что он должен погибнуть после завершения строительства. С этими слухами и связывают долгострой храма — 40 лет от проекта до освящения. Будто бы архитектор хотел отсрочить неизбежное и намеренно затягивал строительство. Удивительно, но пророчество сбылось. Почти через месяц (28 июня 1858 года) после торжественного освящения (30 мая 1858 года) Монферан скончался от неизвестной болезни.

Исаакиевский собор

Интересно, сколько существует фотографий Исаакиевского собора, кажется, что снято уже всё, что сложно не повториться.

Исаакиевский собор

Image 3: Собор преподобного Исаакия Далматского — православный храм, имеет статус музея. С 1991 года по особым праздникам здесь совершаются богослужения.

Исаакиевский собор

Image 4: Вид на купол Исаакиевского собора из-за заснеженных ветвей деревьев.

Исаакиевский собор

Image 5: Исаакиевский собор зимой, он всегда разный. Уже несколько раз менялась наружная подсветка храма.

Исаакиевский собор

Image 6: Исаакиевский собор в синем свете.

Исаакиевский собор

Image 7: Исаакиевский собор в чёрно-белых тонах.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Image 9: Угловая скульптура на аттике Исаакиевского собора — два ангела композиционно связанные светильником с гирляндами цветов. Скульптурные композиции изготовлены из разнородных материалов: меди листовой и гальванической, а так же чугуна и железа.

Исаакиевский собор

Image 10: Рельефы дубовых наружных дверей Исаакиевского собора выполнены из бронзы скульптором И. П. Витали с учениками в 1841—1846 годах.

Исаакиевский собор

Image 11: Деревянный макет Исаакиевского собора.

Исаакиевский собор

Image 12: Мрамор и золото внутреннего убранства храма. Зелёный уральский малахит и синий афганский лазурит обрамлены золочёной бронзой.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Image 16: Вид с высоты 43 метра.

Исаакиевский собор

Image 17: Тюльпаны на площади перед Исаакиевским собором.

Источник: www.photo-revue.ru

Нашли интересный материал! - поделитесь с друзьями из социальных сетей.

Tweet

Теги: пейзаж, фотографии Санкт-Петербурга, храмы и соборы.

Похожие записи

www.photo-revue.ru

Росписи и картины Исаакиевского собора

Создание цикла картин, икон и росписей для Исаакиевского собора не могло не стать значительным событием в художественной жизни России. Официального конкурса не было. Но тот факт, что создателями этого живописного комплекса являются выдающиеся художники, представители русской академической школы — В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, Н. М. Алексеев, П. В. Басин, А. Т. Марков, - безусловно говорит о строгом отборе живописцев. Наряду с известными мастерами к работе были привлечены и менее известные молодые художники.

Общий проект расположения картин с указанием сюжетов, в соответствии с требованиями Синода, был составлен Монферраном. Император и Синод определяли не только сюжет, композицию, но и типаж.

К. П. Брюллов рассказывал: «Как-то раз я возвратился домой очень поздно и нашел на столе бумагу от министра двора, приказание явиться на другой день утром в Аничков дворец. Я нашел там Бруни, Басина, Неффа. Государь повел нас в свой кабинет, показал голову Христа Гверчино, без меры хвалил ее, говорил, что не видел лучшей… и хочет, чтобы русские xyдожники приняли ее за тип». Так тип Христа Гверчино был признан, как эталон для всех росписей собора.

В случае необходимости внести изменение в картину художник должен был сначала уведомить об этом комиссию, комиссия — Синод. Следовал обмен бумагами после чего предложение художника принималось или отвергалось. Устанавливалась строгая последовательность работы: художники были обязаны в четыре месяца сделать эскизы, составить подготовительные картоны в натуральную величину и только после этого приступить к написанию картин. Эскизы оценивались Монферраном, Синодом, советом Академии художеств и императором.

Для художников имело большое значение то, что всеми живописными работами в соборе руководил человек с общепризнанным авторитетом, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев — видный представитель русской академической школы XIX века. Широкую известность ему принесла роспись зала совета Академии художеств.

Для Исаакиевского собора Шебуев создал четыре картины в аттике. Лучшая из них — «Исцеление сына вдовы Наинской». При приеме этой картины члены совета Академии художеств обнажили головы, выражая восхищение мастерством художника.

Картина служит примером подчиненности тона и цвета единому оптическому и композиционному центру: вся сила тоновых и цветовых контрастов сосредоточена в центре картины - там, где находятся главные действующие лица — исцеленный мальчик и его мать. Справа - Христос с учениками, слева -другие свидетели события. Группы уравновешивают композицию. Жесты персонажей торжественны. Колорит росписи, размещение действующих лиц, мастерский рисунок подтверждают справедливость оценки современников, называвших Шебуева «профессором профессоров».

www.ilovepetersburg.ru

Исаакиевский собор. История, виды с колоннады, интерьеры: zydog

  Сегодня расскажу про одно из самых популярных туристических развлечений - посещение внутренностей и колоннады Исаакиевского собора (официально - собора преподобного Исаакия Далматского). Ну и кратко по истории пройдусь, пока сам изучал, узнал для себя много нового!

  Итак, начинаем. Снимков самого собора сегодня не будет (но будут рисунки, гравюры и картины!), их было предостаточно в предыдущих постах, да и погода подвела. Поэтому поднимаемся на колоннаду, это примерно 50 метров высоты, начинаем глядеть по сторонам... Если смотреть на северовосток, а поле зрения попадают сразу три знаменитых шпиля - Адмиралтейство, Петропавловский собор и телебашня. По последней можно определить примерную высоту облачности. В тот день в "воздушный кисель" упиралась только самая верхушка, а значит тучи нависли над Петербургом на высоте чуть больше 320 метров.

1. Перемещаемся по колоннаде по часовой стрелке. Зимний дворец и Дворцовая совсем не притягивают туристов в такую погодку... Зимний постоянно ремонтируют-реставрируют, летом что-то делали с фасадом, обращенным на площадь, сейчас в лесах колокольня Придворного собора Спаса Нерукотворного (вмонтированного в дворец :-).

2. Над пестрыми крышами доминирует Спас-на-Крови. А дальше над городом возвышаются церковь Михайловского замка и Смольный собор.

3. Вид почти строго на юг. Слева знаменитая гостиница "Астория", прямо по курсу Мариинский дворец, обложенный стройкой со всех сторон. Слева от него в еще один отель "перестраивают" дом А.Н. Якунчиковой. История этого дома началась со скандала, здание ухитрились построить на нескольо метров выше заявленной первоначально высоты. Ну выше и выше, чего такого? А дело в том, что такое самоуправство оказалось, по сути пощечиной императору Николаю I и его дочери Марии Николаевне, чей дворец и находится по соседству. Закончилось все тем, что проморгавшие строительство начальники получили по строгому выговору, а трое архитекторов так и вовсе отправились на гаупвахту на две недели. Главного в этой троице, Робена, так и вообще потом выслали из страны.  4. Идем дальше по колоннаде, смотрим на северо-запад. Тут под новым углом видно все те же достопримечательности, о которых рассказывал недавно: здание Сената и Синода, через Неву  - Меншиковский дворец, дворец Петра II, кусочек здания двенадцати коллегий. А за ними можно разглядеть церковь Святой Екатерины.

  5. Посмотрим повнимательнее, может еще чего интересного в глаза бросится? Да, Кое-что можно разглядеть... За дворцом Петра II возвышается мрачное кирпичное здание с вытянутыми окнами. Это, по сути, первый в России крытый спортивный зал, "корпус для игры в мяч". Построен в 1793 году.  Между дворцами притаилось здание манежа кадетского корпуса, обращенное к набережной своей парадной стороной. Прямо перед ним можно увидеть спуск к воде, 150 лет назад это был спуск к первому в городе наплавному мосту.

  6. Мост в свое время выглядел примерно вот так. На "снимке" Санкт-Петербург образца 1803 года, автор - Бенжамен Патерсен. А теперь обратите внимание на детали! С этой картины до наших дней в более-менее таком же виде дошли только Нева и Медный Всадник, большинству зданий предстоит быть снесенными или серьезно переделанными в грядущее столетие. Перестройка Исаакиевского собора начнется через 15 лет, в 1818 году. Но обо всем по порядку...Paterssen_Benjamin-ZZZ-View_of_St_Petersburg_on_the_Day_of_the_100th_Anniversary

  7. Признаюсь честно, для меня стало открытием (что, в общем-то, неудивительно, история города была моим самым нелюбимым предметом в школе) то, что в том или ином виде собор существовал на своем месте почти с самого основания города. Я почему-то  наивно думал, что раньше на площади был пустырь, и только потом, ВНЕЗАПНО, в 1818 году решили построить здоровенный храм :-)  Исаакиевскую (названную во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого; император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю) церковь для многочисленных работников Адмиралтейства по приказу Петра I открыли уже в 1707 году, переоборудовав под эти целей один из сараев чертежный амбар. Получилось так себе, внутри постоянно было холодно и сыро, да и внешний вид оставлял желать лучшего, и церковь уже в 1709 году начали "реставрировать". Через несколько лет, в 1712 году, ней же прошло венчание Петра и Екатерины Алексеевны.

  8. В суровом питереском климате деревянная церковь все быстро ветшала, и в 1717 году началось строительство уже каменного храма. Закончили стройку в 1727 году, церковь находилась на месте нынешнего Медного Всадника. Построенное здание было очень похоже на Петропавловский собор.

  9. Место для церкви оказалось очень неудачным, из-за близости Невы ее регулярно подтапливало, так же постепенно оседал грунт. А в 1735 году в нее шарахнула молния, и очень долго в храме вообще не проводились службы, из-за пожара он очень сильно пострадал. Его потом восстановили, но во время ремонта обнаружили, что с фундаментом все весьма печально, и здание нужно переносить. Или вообще сносить, и строить новое. В итоге, пришли ко второму варианту, с 1761 года начали думать, как и где строить новый собор. Думать пришлось в итоге архитектору Антонио Ринальди (автору недавно упоминавшегося Князь-Владимирского собора). Торжественная закладка свершилась в августе 1768 года, построить собирались примерно вот это:050-vid-isaakievskogo-sobora-pri-imperatrice-ekaterine-ii_proekt-rinaldi_risunok-monferrana

  10. Но завершить свою работу над проектом Ринальди не смог, уехал заграницу. Доделывал собор уже Винченцо Бренна, от первоначального замысла ему пришлось отказаться, в итоге вышло, что на роскошном основании, облицованном мрамором появилась относительно скромная кирпичная колокольня, причем одна, а не четыре. Нелепость нового храма подмечали многие. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:   Се памятник двух царств,   Обоим столь приличный   На мраморном низу   Воздвигнут верх кирпичный.  Записку с этим тесктом он попытался прицепить на собор, но был схвачен. Поплатился очень сильно за свое остроумие, ему отрезали язык и отправили в Сибирь. Верх потом все же переделали, но хохмить в народе меньше не стали:  Сей храм трёх царствований изображение:  Гранит, кирпич и разрушение.

  11. Даже будучи приведенным, пусть и не полностью, к первоначальному замыслу, храм все равно плохо вписывался в архитектурный облик города. И 1809 году был объявлен новый конкурс, победил в котором архитектор нынешнего собора Огюст Монферран. Первый проект был принят в 1818 году, тогда же и начались работы по "усовершенствованию" собора. Дело в том, что Александр I был категорически против полного сноса собора и постройки нового, обязательным условием было сохранить алтари. В объявленном конкурсе так и говорилось: "Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность". Кроме задачи сохранения алтарей, Монферрану пришлось искать решения более приземленных проблем. Например, совместить старый фундамент с новым, только на это ушло 5 лет (а в работах принимало участие около 120 000 человек!).  А тем временем в проект 1818 года были внесены дополнительные коррективы, и в 1825 году он был принят окончательно, по нему и построили собор. Строительство завершили через каких-то 28 лет, торжественное открытие прошло в мае 1858 года.

  12. Последний ретро-рисунок, и заходим внутрь!

  13. А внутри - красота! Это вид на восточную часть храма и алтарь.  Обратите внимание, в храме есть нетипичная деталь, витраж (это элемент убранства католических церквей). Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I.

  14. А это уже западная часть.

  15. Купол. Кажется, у живописи в этой части храма есть свое особое название. Плафон?

  16. Алтарь и приделы. Один из них действующий, в то время как сам храм официально является музеем. Поэтому, кстати, за посещение берут деньги, учтите это, если захотите попасть вовнутрь!

  17. Пойдем потихоньку к выходу. Это не он. Но дверь красивая, столько деталей! Знатоки с легкостью распознают изображенные религиозные сюжеты, но я к ним не отношусь :-).

На этом заканчиваем осмотр храма. Внутри много не снимал, все равно это надо своими глазами смотреть! Даже самый хорошие фотографии не передают особой атмосферы внутри...  Небольшая справка (часы работы, они меняются в зависимости от сезона + иногда музей/колоннада закрыты) для желающих посетить - http://www.cathedral.ru/raspisanie.

Очень рекомендую ознакомится со статьей в Википедии, особенно с разделом про строительство храма. Это сейчас кажется, что запросто построить можно все что угодно, а в XIX веке многое сделать было не так-то просто!

zydog.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта