Николай Фешин «Портрет В.С.Богатырева». Николая фешина картины


Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской». Описание картины

Чистая, наполненная светом и воздухом комната. Большой, накрытый белой скатертью стол усыпан детскими игрушками, сладостями, фруктами. И прямо на столе, посреди разбросанных в художественном беспорядке предметов, сидит девочка лет девяти. В белоснежном батистовом платье, с зеленовато-голубым бантом, двумя косичками золотисто-русых волос, она сама выглядит ожившей игрушкой – выдает ее только серьезный взгляд больших карих глаз. Это маленькая Варя Адоратская.

«Портрет Вари Адоратской» - одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина. Написана она была в 1914 году по заказу ученицы художница, мецената Н. М. Сапожниковой, которой Варя приходилась племянницей.

Начав работу над портретом, художник несколько раз изменял композиционное построение картины. Варю усаживали в плетеное кресло у стола, переодевали несколько раз, прежде чем Фешин добился появления нужного образа и колорита. Но девочка безропотно слушала мастера и терпеливо позировала, несмотря на неудобное положение, в котором у нее то и дело затекали и немели ноги. Спорить с художником было невозможно – именно в такой позе, по его мнению, можно было передать естественную грациозность фигуры ребенка.

В «Портрете…» Фешину удалось применить новый, несколько экстравагантный композиционный прием – фигура девочки располагается не по центру полотна, а немного смещена от центральной оси. Передний план картины занимает проработанный в деталях натюрморт. Но при этом художнику, несмотря на асимметрию композиции, удалось создать одно из самых гармоничных своих полотен.

Гармония и равновесие, трогательный и беззаботный, открытый детский образ, нежная цветовая гамма роднят произведение Фешина с картиной В. Серова «Девочка с персиками». Их начали сравнивать сразу же, после первых появлений «Портрета…» на выставках. Действительно, картины схожи по настроению, выразительным средствам, образам и атмосферой счастья, присущей детству.

В совершенной форме воплощающий образ детства, «Портрет Вари Адоратской» занимает достойное место среди шедевров портретной живописи. 

Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской»

1914 г. Национальная художественная галерея «Хазинэ», Казань, Россия. 

Картины Николая Фешина: 

www.avangardism.ru

Николай Фешин «Черемисская свадьба». Описание картины

На протяжении всей творческой жизни Николай Фешин проявлял большой интерес к этнографии. Художника интересовали языческие обычаи и первозданные народные обряды, служившие человеку духовной памятью, которая связывала его со своими корнями и своим прошлым. Неслучайно поэтому, обращаясь к жанровым работам, выбирал для их воплощения на холсте сцены народных гуляний, торжеств, народных и семейных праздников. Одну из таких сцен – обряд увоза невесты из родительского дома – Николай Фешин изобразил в картине «Черемисская свадьба», написанной им в 1908 году. 

На фоне незатейливого сельского пейзажа, деревянных домов и тонких молодых берез взору открывается впечатляющее церемониальное действо, участниками которого стали все жители деревни, от мала до велика. В центре картины – невеста. На ней – традиционные белые одежды, лицо закрыто, хрупкие руки держат икону. По правую сторону от девушки стоит сваха, а за ней – многочисленные зрители, родственники и музыканты. Слева от невесты – телега с сидящим на козлах женихом, готовым увезти свою молодую супругу. Грузный располневший мужчина сдерживает лошадь. Ему это едва удается – ведь он сильно пьян, впрочем, как и подавляющее большинство собравшихся.

Главного персонажа в картине выделить невозможно. Как и во многих других жанровых работах, в «Черемисской свадьбе» каждый персонаж представлен не как самостоятельный образ, а как неотделимая часть общего действа.

В отличие от своего наставника И. Репина, Фешин не возлагает на сюжет остросоциальной нагрузки. Для него важна не «мораль» происходящего, важно – запечатлеть момент, поймать мгновение, показать определенный типаж. И работа «Черемисская свадьба» еще раз служит тому подтверждением.

Картина была представлена художником в 1909 году на весенней Академической выставке, где завоевала I премию им. А. Куинджи. Впоследствии было принято решение о демонстрации работы на Мюнхенской выставке. Здесь картине не удалось повторить первого успеха – отзывы критиков были негативными, не приняла полотно и простая публика.

Но в итоге судьба картины оказалась счастливой. В 1910 гна выставке в Институте Карнеги ее выкупил финансист У. Стиммел. «Черемисская свадьба» стала первой работой русского художника, коллекционирование полотен которого впоследствии станет главным увлечением Стиммела.

Николай Фешин «Черемисская свадьба»

Картины Николая Фешина: 

www.avangardism.ru

Николай Фешин «Портрет В.С.Богатырева»

Николай Фешин «Портрет В.С.Богатырева»

Картины Николая Фешина: 

Пред. стр.: Художник Николай Иванович Фешин. Биография и картины След. стр.: Художник Павел Филонов. Картины и биография.

www.avangardism.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта