Николай Фешин «Портрет В.С.Богатырева». Николая фешина картины
Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской». Описание картины
Чистая, наполненная светом и воздухом комната. Большой, накрытый белой скатертью стол усыпан детскими игрушками, сладостями, фруктами. И прямо на столе, посреди разбросанных в художественном беспорядке предметов, сидит девочка лет девяти. В белоснежном батистовом платье, с зеленовато-голубым бантом, двумя косичками золотисто-русых волос, она сама выглядит ожившей игрушкой – выдает ее только серьезный взгляд больших карих глаз. Это маленькая Варя Адоратская.
«Портрет Вари Адоратской» - одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина. Написана она была в 1914 году по заказу ученицы художница, мецената Н. М. Сапожниковой, которой Варя приходилась племянницей.
Начав работу над портретом, художник несколько раз изменял композиционное построение картины. Варю усаживали в плетеное кресло у стола, переодевали несколько раз, прежде чем Фешин добился появления нужного образа и колорита. Но девочка безропотно слушала мастера и терпеливо позировала, несмотря на неудобное положение, в котором у нее то и дело затекали и немели ноги. Спорить с художником было невозможно – именно в такой позе, по его мнению, можно было передать естественную грациозность фигуры ребенка.
В «Портрете…» Фешину удалось применить новый, несколько экстравагантный композиционный прием – фигура девочки располагается не по центру полотна, а немного смещена от центральной оси. Передний план картины занимает проработанный в деталях натюрморт. Но при этом художнику, несмотря на асимметрию композиции, удалось создать одно из самых гармоничных своих полотен.
Гармония и равновесие, трогательный и беззаботный, открытый детский образ, нежная цветовая гамма роднят произведение Фешина с картиной В. Серова «Девочка с персиками». Их начали сравнивать сразу же, после первых появлений «Портрета…» на выставках. Действительно, картины схожи по настроению, выразительным средствам, образам и атмосферой счастья, присущей детству.
В совершенной форме воплощающий образ детства, «Портрет Вари Адоратской» занимает достойное место среди шедевров портретной живописи.
1914 г. Национальная художественная галерея «Хазинэ», Казань, Россия.
Картины Николая Фешина:
www.avangardism.ru
Николай Фешин «Черемисская свадьба». Описание картины
На протяжении всей творческой жизни Николай Фешин проявлял большой интерес к этнографии. Художника интересовали языческие обычаи и первозданные народные обряды, служившие человеку духовной памятью, которая связывала его со своими корнями и своим прошлым. Неслучайно поэтому, обращаясь к жанровым работам, выбирал для их воплощения на холсте сцены народных гуляний, торжеств, народных и семейных праздников. Одну из таких сцен – обряд увоза невесты из родительского дома – Николай Фешин изобразил в картине «Черемисская свадьба», написанной им в 1908 году.
На фоне незатейливого сельского пейзажа, деревянных домов и тонких молодых берез взору открывается впечатляющее церемониальное действо, участниками которого стали все жители деревни, от мала до велика. В центре картины – невеста. На ней – традиционные белые одежды, лицо закрыто, хрупкие руки держат икону. По правую сторону от девушки стоит сваха, а за ней – многочисленные зрители, родственники и музыканты. Слева от невесты – телега с сидящим на козлах женихом, готовым увезти свою молодую супругу. Грузный располневший мужчина сдерживает лошадь. Ему это едва удается – ведь он сильно пьян, впрочем, как и подавляющее большинство собравшихся.
Главного персонажа в картине выделить невозможно. Как и во многих других жанровых работах, в «Черемисской свадьбе» каждый персонаж представлен не как самостоятельный образ, а как неотделимая часть общего действа.
В отличие от своего наставника И. Репина, Фешин не возлагает на сюжет остросоциальной нагрузки. Для него важна не «мораль» происходящего, важно – запечатлеть момент, поймать мгновение, показать определенный типаж. И работа «Черемисская свадьба» еще раз служит тому подтверждением.
Картина была представлена художником в 1909 году на весенней Академической выставке, где завоевала I премию им. А. Куинджи. Впоследствии было принято решение о демонстрации работы на Мюнхенской выставке. Здесь картине не удалось повторить первого успеха – отзывы критиков были негативными, не приняла полотно и простая публика.
Но в итоге судьба картины оказалась счастливой. В 1910 гна выставке в Институте Карнеги ее выкупил финансист У. Стиммел. «Черемисская свадьба» стала первой работой русского художника, коллекционирование полотен которого впоследствии станет главным увлечением Стиммела.
Картины Николая Фешина:
www.avangardism.ru
Николай Фешин «Портрет В.С.Богатырева»
Картины Николая Фешина:
www.avangardism.ru