Образ Мадонны в мировом искусстве (стр. 1 из 6). Картина мадонны
Картины «Мадонна в скалах» — Artrue
Версия из Лувра.Дата создания: 1483–1486 годы.Тип: масло на панели (позже перенесена на холст).Габариты: 199*122 см.
Полотно из Лувра.Версия из лондонской галереи.Дата создания: 1495–1508 годы.Тип: масло на панели.Габариты 189,5*120 см.
Синопсис
«Мадонна в скалах» — имя пары похожих картин, авторства да Винчи, демонстрирующие одну и ту же композицию и персонажей и отличающиеся лишь несколькими деталями, например различиями в цвете, освещении или растительности. Изначально, обе работы создавались на деревянной панели, но в Лувре более раннюю версию перенесли на холст. Обе панели изображают Мадонну с младенцем Иисусом, Иоанном Крестителем и ангелом на фоне скалистого пейзажа, откуда работы и берут свое название.
Мадонна в скалах
Версия Лувра
Большинство исследователей полностью приписывают авторство работы Леонардо. Принято считать, что панель создавалась в Милане. Существует несколько гипотез, объясняющих существование двух картин, например, теория о продаже первой версии частному лицу и создание второй версии для сдачи заказа. Эта работа считается потрясающим примером техники сфумато, разработанной Леонардо.
Версия Лондона
Недавняя реставрация показала, что большая часть работы была сделана рукой Леонардо. Произведение создавалось для церкви Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан). В национальной галерее этот труд оказался в 1880 году.
Ангелы
Считается, что два изображения ангелов, играющих на музыкальных инструментах, являлись частью композиции в алтаре. В настоящее время они также хранятся в Лондоне, а их авторами считаются Амброджо де Предис и Франческо Наполетано.
Оплата
Вероятно, в мае 1483 года, Леонардо сделали первый взнос в объеме 100 лир. Затем, каждый месяц с июля 1483 по февраль 1485, мастеру выплачивали 40 лир в месяц, что в итоге составило около 800 лир. Окончательная оплата должна была состояться по завершению работы, но заказчики в лице братства Непорочного Зачатия не смогли предложить столько, сколько требовал дуэт Леонардо и Амброджо, в результате чего работа была завершена последним за 200 лир.
Сюжет
Небиблейский сюжет, изображающий Богоматерь с сыном и Иоанном Крестителем, был распространен в искусстве Флоренции эпохи ренессанса. Появление Иоанна тут связанно с тем, что он являлся покровителем Флоренции. Среди мастеров, обращавшихся к этому сюжету, были Рафаэль, Филиппо Липпи и Микеланджело.
Анализ
В июне 2005 года, когда лондонская версия была рассмотрена под инфракрасной рефлектограммой, выяснилось, что под ней скрыто изображение женщины, вероятно стоящей на коленях. Ее правая рука была протянута вперед, а левая лежала на груди. Некоторые исследователи предполагают, что первоначально Леонардо планировал изобразить Мадонну, склонившуюся над младенцем Иисусом. В 2010 году были изложены все результаты последней реставрации и данные о ее исследовании.
artrue.ru
Образ Мадонны в мировом искусстве
Министерство образования Республики Беларусь
Фрунзенский районный отдел образования
Средняя школа № 176
Экзаменационный реферат по Мировой художественной культуре
Тема: «Образ Мадонны в мировом искусстве».
Выполнила ученица 11 «Б» класса
Гракун Анастасия
Учитель: Курышев В.А.
МИНСК, 2002
Содержание
Стр.
I. Введение ………………………………………………….. 2
II. Основная часть. …………………………………………... 3
1. Образ женщины в искусстве Возрождения………….. 3
а) Леонардо да Винчи. …………………………...… 3
б) Рафаэль. ………………………………………….. 7
2. Образ Мадонны в немецкой и нидерландской
живописи Возрождения……………………………………… 12
а) Лукас Кранах Старший. .……………..……….… 12
б) Антонис ван Дейк. …………………………..… . 13
в) Робер Кампен ……………………………………. 13
г) Рогир ван дер Вейден. ……………………………14
3. Образ Мадонны в современной живописи. ……………17
а) Творчество Алексея Кузьмича. ……………….… 17
б) Михаил Савицкий …………………………….…. 22
III. Заключение …. …………………………………………. 24
IV. Приложение …………………………………………….25-39
V. Список иллюстраций ……………………………………40
VI. Список используемой литературы... …………………... 41
Введение.
“...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.”,- именно так в 1 главе Евангелия от Луки говорится о Богоматери. Ее имя всегда неразрывно связывается с чистотой, праведностью и кротостью. А образ Марии- Мадонны- это образ Матери- доброй, всепонимающей и всепрощающей. К ней во все времена обращали свои молитвы верующие, надеясь на помощь и сострадание. Именно поэтому сохранилось множество изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец вкладывал в ее образ что-то свое, сообразно своим мыслям и чувствам. И, конечно, огромное значение имела эпоха, в которую творили мастера.
II. Основная часть
1. «Образ женщины в искусстве Возрождения».
Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножия Альбанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.
Величественен пейзаж в тех местах, где протекало его детство: темные уступы гор, буйная зелень виноградников и туманные дали. Далеко за горами - море, которого не видно из Анкиано. Затерянное местечко. Но рядом и просторы, и высь.
Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который сам был внуком и правнуком нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился о его воспитании.
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо.
Уже в ранних работах Леонардо обнаруживаются черты, каких не было в искусстве кватроченто. Вот маленькая картина - “Мадонна Бенуа”, но как много она в себе несет! Мария с младенцем-Иисусом на руках до Леонардо изображались многократно, и тема прошла долгий путь гуманизации: Мария у художников XV в. уже не восседает на троне, с ее головы исчезает корона, нимбы лишь угадываются - богоматерь и богочеловек утратили большую часть божественности, превратились в человеческую мать с ребенком. Однако почти всегда сохранялась репрезентативность: Мария показывает божьего сына людям, да и сама позирует перед ними. Таковы “Мадонны” и у крупнейших художников кватроченто, таких как Андреа Мантенья, Пьетро Перуджино, Джованни Беллини.
Совсем не то у Леонардо. Ни мать, ни младенец не развернуты к зрителю, на него они не смотрят. Они заняты своим делом: перед нами живая сцена игры юной матери, простой девушки, почти девочки, с ее первенцем. Игра полностью захватила обоих. Мать весело улыбается, даже смеется, восхищаясь своим малышом; в первой радости этой игры раскрывается ее бесхитростная душа, ее внутренняя свобода, ее юная материнская любовь. Священный смысл фактически полностью устранен.
Никогда еще художник до такой степени не сосредоточивал внимания на самой трудной для изображения стороне натуры - на внутренней жизни человека, на его душевных движениях. И это - одно из важнейших новшеств, какие принесло в ренессансное искусство Высокое Возрождение. “Задача художника, - писал Леонардо, - изобразить то, что граничит почти с недостижимым: показать внутренний, духовный мир человека”. Вот важнейшее программное требование к качественно новому состоянию гуманистического искусства, одна из определяющих черт Высокого Возрождения.
«Дама с горностаем» (рис. 1)
Портрет «Дама с горностаем», который Леонардо рисовал с любовницы Лодовика Цецими Галлерани, был написан, очевидно, в 1484 году. «Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которыми эта женщина, по свидетельствам современников, обладала: выражение её интеллигентного лица проницательное и сосредоточенное, пальцы у неё длинные и чувствительные – такие бывают у музыкантов. Задний фон переписан, возможно, не слишком опытным миланским художником Аиброджо да Предисан, с которым Леонардо сотрудничал; в результате лицо резко контрастирует с чёрным фоном без всякого сфумато или светотени Леонардо. Однако моделировка лица и особенно горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изображены только Леонардо. Величина горностая и близость его острой , недоброй мордочки к шее дамы вызывают чувство тревоги. Возможно, Леонардо проводит параллель между характерами дамы и жевотного – лицо дамы и мордочки горностая и их одинокие холодные глаза обращены в одну сторону. Не вызывает сомнений, почему он изобразил именно это животное на картине. В одной старинной книге горностай описан как невероятно чистоплотное животное. Сфорца сделал горностая своим символом.
«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия
Галлерани. Дочь xv века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками.
Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств.
Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.
«Мадонна Литта» (рис. 2)
Немного раньше этой работы Леонардо начал писать ещё одну картину – “Мадонну Литта” (1478-1784гг).
Картина, написанная составом красок, близким к традиционной темпере, и сейчас, несмотря на неудачные реставрации, производит сильное впечатление.
На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо её, несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той лёгкой, почти неуловимой светотенью, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет несколько таинственная полуусмешка, которая делается с этого времени обязательной для большинства образов художника, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой.
Это необыкновенно лирический, волнующий материнский образ. Идеальная красота! Между тем, вооружившись лупой, вы обнаружите, что у прекрасной мадонны… обгрызенные ногти (обгрызенные или обломанные ногти встречаются и у некоторых других итальянских мадонн той же эпохи, когда маникюр был, вероятно, распространен лишь в аристократическом кругу).
Почему же художник передал такую подробность, несколько неожиданную, в созданном им образе? Очевидно, такие ногти были у натурщицы, позировавшей ему для мадонны. А то, что он их воспроизвел, подтверждает некий закон, при котором даже в самом вольном своем творчестве художник какими-то нитями всегда остается связан с объективной реальностью.
“Джоконда” (рис. 3)
Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека.
Вот уже без малого пятьвеков как миллионы людей любуются этим шедевром мирового искусства.
Живая… Это подтверждается фантастическим контрастом между сияющим ликом Джоконды, стерео- скопически объемным, ярким и призрачным отражениями фигур зрителей, проходящих в очереди.
Джоконда - эта добродетельная, в скромной одежде дама - скрывает за улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий.
Невозможно описать словами состояние, которое придал Моне Лизе Леонардо: настолько неуловимы, зашифрованы трепетные движения её души. Мы не знаем, что будет через миг с Моной Лизой - рассмеется она или заплачет, разгневается или будет продолжать улыбаться.
mirznanii.com
Картинные галереи и художники - Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения
18 декабря 2014 г. в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открылась выставка «Пьеро Дела Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения».В экспозиции представлены пять работ выдающихся итальянских живописцев второй половины XV века из художественных собраний знаменитых картинных галерей Италии – венецианской Галереи Академии (Gallerie dell'Accademia), Национальной картинной галерей Марке (Galleria Nazionale delle Marche), Галереи Академии Каррара (Galleria dell'Accademia Carrara).Общим для картин является сюжет: на всех изображены Мадонна и Младенец.Выставка продлится до 22 февраля 2015 г.
«Мадонна ди Сенигаллия». (Madonna of Senigallia, 1472)
Автор: Пьеро делла Франческо (Piero della Francesca, 1415-1492)«Мадонна ди Сенигаллия» или «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами»Galleria Nazionale delle Marche |
«Мадонна с Младенцем». Андреа Мантенья
Автор: Андреа Мантенья (Andrea Mantegna, 1431-1506)«Мадонна с Младенцем» (Madonna and Child)1489-1490Galleria dell'Accademia Carrara |
«Мадонна с красными херувимами» («Madonna with heruvimami»)
Автор: Джованни Беллини (Giovanni Bellini, 1430-1526)«Мадонна с красными херувимами» (Madonna with heruvimami)ок.1490Gallerie dell'Accademia |
«Мадонна с Младенцем» (Madonna and Child)
Автор: Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1430/1435-1495)«Мадонна с Младенцем» (Madonna and Child)1480-1486Pinacoteca Civica |
Мадонна со спящим Младенцем» (Madonna with Sleeping Child
Автор: Козимо Тура (Cosimo Tours, 1430-1495)«Мадонна со спящим Младенцем» или «Мадонна Зодиака» (Madonna with Sleeping Child/Madonna of the Zodiac, 1480-1486Gallerie dell'Accademia Carrara |
gallart.by