Ведьмы и инквизицияИстория охоты на ведьм. Картина инквизиция
Инквизиция - мифы и реальность
Иллюстрация -- Убийство инквизитора Педро де Арбуэса
Кого сожгли на площади Цветов?
Кто не знает о Джордане Бруно... Ну конечно же, молодой ученый, которого инквизиция сожгла на костре за распространение учения Коперника. Что здесь не так? Кроме факта казни его в Риме в 1600 году – все. Джордано Бруно а) не был молодым, б) не был ученым, в) его казнили вовсе не за распространение учения Коперника.
А как же все было на самом деле?
Миф 1: молодой
Джордано Бруно родился в 1548 году, в 1600 году ему было 52 года. Даже сегодня такого мужчину никто не назовет молодым, а в Европе XVI века 50-летний мужчина с полным основанием считался пожилым. По меркам того времени Джордано Бруно прожил долгую жизнь. И она была бурной.
Он родился недалеко от Неаполя в семье военного. Семья была бедной, отец получал 60 дукатов в год (чиновник средней руки – 200-300). Филиппо (так звали мальчика) окончил школу в Неаполе и мечтал продолжить образование, но на обучение в университете в семье не было денег. И Филиппо пошел в монастырь, потому что в монастырской школе учили бесплатно. В 1565 году он постригся в монахи и стал братом Джордано, а в 1575 году пустился в странствия.
За 25 лет Бруно исходил всю Европу, преподавал в каждом крупном европейском университете. Защитил 2 докторские диссертации, писал и издавал труды. Обладал феноменальной памятью.
Он был не просто известен, он был европейской знаменитостью, встречался с царствующими особами, жил при дворе французского короля Генриха III, встречался с английской королевой Елизаветой I и папой Римским.
Мало этот умудренный жизнью ученый муж напоминает молодого человека, глядящего на нас со страниц учебника!
Миф 2: ученый
В XIII веке Бруно несомненно считался бы ученым. Но в конце XVI века все гипотезы и предположения уже необходимо было подтверждать математическими выкладками. У Бруно в его трудах нет никаких расчетов, ни одной цифры.
Он был философ. В своих трудах (а их он оставил более 30), Бруно отрицал наличие небесных сфер, писал о безграничности Вселенной, о том, что звезды – далекие солнца, вокруг которых вращаются планеты. В Англии он издал свой главный труд «О бесконечности, Вселенной и мирах», в котором отстаивал идею существования иных обитаемых миров.
Его идеи воспринимали одни с восторгом, другие с негодованием. Бруно зазывали к себе крупнейшие университеты Европы, чтобы затем со скандалом изгнать. В Женевском университете его признали оскорбителем веры, выставили у позорного столба и две недели продержали в тюрьме. Бруно в ответ не стеснялся открыто называть своих оппонентов недоумками, глупцами, ослами как устно, так и в своих сочинениях. Он был талантливым литератором (автором комедий, сонетов, поэм) и писал издевательские стихи о своих противниках, чем только плодил своих врагов.
Просто удивительно, что с таким характером и таким мировоззрением Джордано Бруно дожил до 50 с лишним лет.
Казнь на площади Цветов
В 1591 году Бруно приехал в Венецию по приглашению аристократа Джованни Мочениго. Наслышанный о невероятной способности Джордано Бруно запоминать огромные объемы информации, сеньор Мочениго воспылал желанием овладеть мнемоникой (искусством памяти). В то время многие ученые подрабатывали репетиторством, Бруно не был исключением. Между учителем и учеником установились доверительные отношения, и 23 мая 1592 года Мочениго, как истинный сын католической церкви, написал на учителя донос в инквизицию.
Почти год Бруно отбыл в подвалах венецианской инквизиции. В феврале 1593 года философ был перевезен в Рим. В течение 7 лет от Бруно требовали отречься от своих взглядов. 9 февраля 1600 года он был признан инквизиционным судом «нераскаявшимся упорным и непреклонным еретиком». Его лишили сана и отлучили от церкви и передали светской власти с рекомендацией казнить «без пролития крови», т.е. сжечь живым.
Миф 3: казнь за научные взгляды
Джордано Бруно казнили вовсе не за его взгляды на устройство Вселенной и не за пропаганду учения Коперника. Гелиоцентрическая система мира, при которой в центре находилось Солнце, а не Земля, церковью в конце XVI века пусть не поддерживалась, но и не отрицалась, сторонников учения Коперника не преследовали и на костер их не тащили.
Только в 1616 году, когда Бруно уже 16 лет как был сожжен, папа Павел V объявил модель мира по Копернику противоречащей Писанию и труд астронома был внесен в т.н. «Индекс запрещенных книг».
Не было для церкви откровением и мысль о наличие множества миров во Вселенной. «Мир, который нас окружает, и в котором мы живем, не является единственно возможным миром и не является лучшим из миров. Он лишь один из бесконечного множества возможных миров. Он является совершенным настолько, насколько в нем некоторым образом отражается Бог». Это не Джордано Бруно, это Фома Аквинский (1225-1274), признанный авторитет католической церкви, основоположник теологии, канонизированный в 1323 году.
Да и труды самого Бруно были объявлены еретическими только спустя три года после окончания процесса, в 1603 году! Тогда за что он был объявлен еретиком и отправлен на костер?
Тайна приговора
По сути, за что философа Бруно объявили еретиком и отправили на костер, неизвестно. В дошедшем до нас приговоре сказано, что ему ставили в вину 8 пунктов, но каких – не указано. Что же за грехи числились за Бруно, что инквизиция даже побоялась их огласить перед казнью?
Из доноса Джованни Мочениго: «Доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом». Это не просто ересь, это уже нечто вообще за пределами христианства.
Умный, образованный, вне всякого сомнения верующий в Бога (нет, не был он атеистом), известный в богословских и светских кругах Джордано Бруно на основе своей картины видения мира создавал новое философское учение, которое грозило подорвать основы христианства. Почти 8 лет святые отцы пытались склонить его к отречению от своих натурфилософских и метафизических убеждений и не смогли. Сложно сказать, насколько обоснованы были их опасения, и стал бы брат Джордано основателем новой религии, но выпускать несломленного Бруно на волю они сочли опасным.
Миф 4, последний: оправдан церковью
В прессе часто можно прочесть, что церковь признала свою ошибку и реабилитировала Бруно и даже признала его святым. Это не так. До сих пор Джордано Бруно в глазах католической церкви остается отступником от веры и еретиком.
Владимир Арнольд, академик РАН и почетный член десятка иностранных академий, один из крупнейших математиков XX века при встрече с папой Иоанном Павлом II спросил, почему до сих пор не реабилитирован Бруно? Папа ответил: «Вот когда найдете инопланетян, тогда и поговорим».
Ну а то, что на площади Цветов, там, где 17 февраля 1600 года вспыхнул костер, в 1889 году был поставлен памятник Джордано Бруно, вовсе не означает, что римская церковь этому памятнику рада.
Klim Podkova
(С некоторыми сокращениями.)
Другие мнения о приговоре Дж.Бруно:
М. Дынник, исследователь наследия Джордано Бруно, утверждает, что основной причиной казни были не столько философские взгляды Бруно, сатирический характер его критики религии, или его выступления против попов, монахов и самого римского первосвященника, сколько его требование конфискации монастырских доходов.
В энциклопедии Н. Гарда «Самые знаменитые геи в истории человечества » (Нью-Йорк, Издательский Дом Логана, 1964) Джордано Бруно среди обвиненных в содомии.
----------------
Необходимо опровержение расхожих мифов об инквизиции, которые привели, увы, к дискредитации веры в глазах многих. К тому же, православная церковь в какой-то мере поддерживала эти мифы за их анти-католическую направленность.
Вот что пишет сайт Суверенного Рыцарского Ордена Иерусалимского Креста:
(Этот же текст встречается в других источниках.)
Мифы об инквизиции.
1. Инквизиция была в средневековье.
Инквизиция начиналась в средневековье. А расцвета своего достигла в прославляемую гуманистами эпоху Возрождения и благополучно процветала в период, называемый отечественными историками Новым Временем. Сожжения ведьм на кострах происходили во времена Вольтера и Дидро, в эпоху "просвещения" (конец 18 века). А последнее сожжение на костре еретика (еврея) по приговору "суда веры" состоялось в 1826 году (В это время Пушкин писал "Евгения Онегина"…)
2. Инквизиция — именно и только инквизиция занималась охотой на ведьм.
Неправда. Ведьмовство никогда не считалось почтенным занятием. До 16 века это преступление находилось в ведении светских судов. А после Реформации, когда в Германии никакой инквизиции и быть не могло — костры, на которых сжигали ведьм, полыхали не с меньшей силой, чем в католической Испании. Ну и вспомним, наконец, печально знаменитый Салемский процесс. Дело происходило в Америке. Где никакой инквизиции вообще никогда не было.
3. Инквизиторы пытали несчастных узников с нечеловеческой жестокостью.
Конечно, нам описания орудий пыток кажутся чудовищными. Но напрасно эти вещи ассоциируются у нас только и именно с инквизицией. Вряд ли инквизиторы выдумали хотя бы одну пытку — все это существовало задолго до образования инквизиции. Применение пыток в ходе судебного следствия было нормальной и обычной практикой того времени. Вопреки распространенным представлениям, у инквизиции достаточно редко были свои тюрьмы, палачи и застенки. Обычно инквизиторы пользовались услугами местных "муниципальных" или сеньорских тюремщиков и палачей и вряд ли последние для отцов-инквизиторов старались больше, чем для светских судей.
4. От рук инквизиции погибло неимоверное количество человек.
Бывает просто ложь, наглая ложь и статистика. Приведенная в некоторых атеистических книжках "статистика" жертв инквизиции выглядит впечатляюще. Пока не сравнивать эти цифры с другими. Количество казнимых по инквизиционным приговорам было на порядок меньше, чем казнимых по приговорам светских судов. А, к примеру, количество людей, за несколько лет павших жертвами "революционного террора" во время Французской революции превышает количество жертв французской инквизиции за все время ее существования.
5. Все, кто имел несчастье обратить на себя внимание инквизиторов, кончали жизнь на костре.
Нет. Самым распространенным приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.
6. "Молот Ведьм" — это книга, в которой с чувством и смаком описаны ужасные пытки и казни, которые инквизиторам следовало применять к несчастным жертвам.
Эта байка пошла с легкой руки братьев Стругацких. На самом деле книга эта посвящена в основном теологическим и правовым аспектам работы инквизитора. Пытки там конечно упоминаются, поскольку они были неотъемлемой частью следственного процесса, но никаких сладострастных подробных описаний процесса пыток вы там не найдете.
7. Инквизиторы сжигали грешников на кострах, чтобы спасти их души.
Сама по себе казнь душу казнимого никоим образом не спасает, даже с точки зрения инквизитора. Да, практика инквизиционных судов имела целью "раскаяние через устрашение", но собственно казнь применялась обычно к нераскаянным еретикам или повторно впавшим в ересь и была не более чем наказанием.
8. Инквизиция преследовала ученых и устраивала гонения на науку.
Нет. Инквизиция благополучно существовала бок о бок с университетами. Жупел антирелигиозной пропаганды Джордано Бруно был казнен вовсе не за занятия наукой. Потому что наукой в строгом смысле слова он практически не занимался. Строго говоря, он был скорее не ученым, а оккультистом. Вряд ли учение о переселении душ можно назвать научной теорией. Подобные рассуждения, в сочетании с церковным саном (да, Бруно сам был монахом доминиканского ордена) и некоторыми другими обстоятельствами, сложившимися неблагоприятно для него, и привели к столь трагическому концу. Кстати именно после процесса Джордано Бруно инквизиторы стали с подозрением относиться к теории Коперника — уж больно хорошо Бруно увязал ее с разнообразным антирелигиозным оккультизмом. Самого Коперника, напомню, никто на костер не тащил и отрекаться от своей теории не заставлял. Так что, кроме Галилея, ни одного другого примера преследования ученых за научные открытия и теории не известно.
9. Учение о том, что земля плоская и не вертится, было религиозной доктриной и думать иначе считалось грехом.
Нет. Автор геоцентрической космогонии Птолемей, (в отличие от вышепомяноутого Джордано Бруно) был ученым. Например, его исследования в области геометрии сферы актуальны до сих пор и несколько теорем из плоской и сферической геометрии и сейчас носит его имя. Космогония Птолемея была научной теорией своего времени. Да, она получила широкое распространение и стала общепринятой. Но вовсе не потому, что опиралась на какие-то религиозные доктрины. Если кто не знает — в Библии ни слова не сказано ни о форме земли, ни о траекториях движения планет.
------
Историческая справка:
1 ноября 1478 г., по просьбе испанских монархов, папа римский Сикст IV издал буллу, разрешавшую организовать в Испании чрезвычайный трибунал, инквизицию. Важную роль в принятии решения об организации инквизиции сыграл Т. Торквемада (1420-98гг.), духовник и советник королевы Изабеллы. В 1480 г. был издан указ короля Фердинанда об организации инквизиции. 27 сентября 1480 г. были назначены два инквизитора. В феврале 1482 г. были назначены еще семь инквизиторов. 17 октября 1483 г. был образован совет («Супрема») — высшая инстанция инквизиции. Первым генеральным инквизитором был назначен Торквемада.
1 апреля 1484 г. король Фердинанд представил кортесам в Арагоне Торквемаду и тот назначил двух инквизиторов: Педро Арбуэса и Гаспара Хуглара. К 1492 г. трибуналы инквизиции действовали в 8 городах Испании. После завоевания Гранады (1492 г.) там также была введена инквизиция. В 1510 г. Фердинанд отправил инквизиторов в Неаполь, присоединенный им к своим владениям.
Основной задачей инквизиции являлась борьба с новообращенными иудеями («новохристианами», «маранами»), продолжавшими тайно придерживаться иудаизма. Хотя суду инквизиции подлежали также еретики, двоеженцы, содомиты.
Указ короля встретил резкое сопротивление. Инквизиторы и сотрудничавшие с ними лица подвергались со стороны ростовщической мафии запугиваниям, угрозам, шантажу. Летом 1485 г. был отравлен инквизитор Арагона Гаспар Хуглар. Его коллега, доктор Педро Арбуэс, опасаясь покушения, постоянно носил под одеждой железную кольчугу, остерегался ядов. Тогда иудейская община Арагона провела сбор добровольных пожертвований для найма убийц. Руководить убийством взялся Хуан де ла Абадиа, арагонский дворянин, полукровка. 17 сентября 1485 г. Педро Арбуэс был убит.
------------
А вот что пишет об инквизиции сайт pravda.ru
Неверные представления зачастую складываются из комплекса причин. Пропагандистская шумиха, предвзятость по отношению к недругам, скудость источников, ограниченный кругозор, желание оправдаться и другое — все они помогают сотворению мифов и порождают многочисленные заблуждения. Распространено мнение, что инквизиция была царством произвола. И мало кто знает — современная процедура охраны свидетелей берет свое начало в практике инквизиции. Главное — не обвинить или оправдать. Главное — попытаться понять, что в реальности представлял собой трибунал инквизиции.
Протестантские теологи придали мрачный смысл словам "инквизиция" и "инквизитор", которые в европейских языках стали синонимами мучения, пытки и изощренных садистов. Примерно то же ранее проделали отцы католической церкви, закрепив за племенем вандалов репутацию разрушителей культурных ценностей. Давно исчезли с лица земли вандалы, прошло время инквизиции, а слова-ярлыки прилипли к нашему языку, мешая объективному восприятию исторических явлений.
Инквизиция происходит от латинского слова inquisitio, что означает "розыск" или "расследование". Первоначально это было временное учреждение, подобие комиссии, созываемой по конкретным поводам — чаще всего для борьбы с восстаниями еретиков. Однако ничего не бывает более постоянного, чем временное. С XIII столетия инквизиция превратилась в постоянный трибунал со значительными полномочиями. Инквизиция была основана в 1231 году буллой Excommunicamus ("Отлучаем"), которую папа Григорий IX выпустил против еретиков. Отменена последняя — испанская инквизиция — в 1834 году.
Истоки создания религиозной полиции мы находим еще в древней Палестине. Иудейский закон, следуя предписаниям Второзакония, назначал смертную казнь за ересь и богохульство. Ессеи (религиозная секта, которая, как считается, имела некоторые черты будущего христианства -- прим.ред.schutz-brett), в этом случае оказывались большими либералами. Они лишь изгоняли виновного из своей общины. Император Константин Великий и Феодосий Первый, одержимые идеей цезарепапизма, приравнивали ересь к такому преступлению, как измена. Первым в списке казненных еретиков значится испанский епископ Присциллиан. Его обезглавили в 386 году. Еретиков казнили на протяжении XI-XII столетий.
Историк Жан Севилья, которого цитирует писатель и переводчик Сергей Нечаев в своей биографии "Торквемады", сообщает, что "борьба с еретиками была официально делегирована тем, кто имел в этом опыт: нищенствующим орденам. Главным образом доминиканцам и францисканцам. После 1240 года инквизиция распространилась по всей Европе, исключая Англию". Однако костры с еретиками горели не только по всей католической Европе, то есть ассоциировать их исключительно с деятельностью инквизиции было бы несправедливо. (Например, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в ворожбе было сожжено 12 женщин, хотя никакой инквизиции в то время на Руси не было.)
Интересно, что исходя из статистических данных, сожженных за колдовство и ворожбу (четыре пятых приговоренных — женщины), можно сказать, что Святая инквизиция представляла собой некий орган женоненавистничества. Правда следует заметить, что делами о колдовстве инквизиторы занимались крайне редко (в основном это делали светские, а не церковные суды) и большинство приговоров по этим делам со стороны инквизиторов были оправдательными. Так, например, на одном из процессов XIV века в Испании инквизиторы из 15 человек, подозреваемых в колдовстве, оправдали 13, а еще одному заменили смертную казнь длительным сроком заключения. Последнего приговоренного все-таки отправили на аутодафе, однако перед началом казни инквизиторы упросили местное начальство помиловать осужденного. В итоге ни один из колдунов не пострадал!
Специалист по данному вопросу Жан Севиллья указывает, что прибывший для расследования в ту или иную местность инквизитор публиковал два указа. В соответствии с указом веры, каждый верующий обязан был доносить на еретиков и их сообщников. Второй — указ милости — давал еретику срок от 15 до 30 дней для отречения, после чего его прощали. После истечения срока упорствующего еретика передавали в руки трибунала инквизиции.
"Вот тут-то историческая реальность переворачивается с ног на голову и наполняется всевозможными клише, — замечает Жан Севиллья. — Картина инквизиции так негативна, что создается впечатление, что это было царство произвола. На самом деле все было с точностью до наоборот: инквизиция была правосудием методичным, формалистичным и полным бумажной волокиты, часто значительно более умеренным, чем гражданское правосудие".
Для защиты обвиняемый приглашал свидетелей и имел право на отвод состава суда и даже самого инквизитора. На первых допросах присутствовали уважаемые люди — говоря по-нынешнему, старейшины или аксакалы. Имена доносчиков держались в тайне (защита свидетелей), но в случае лжесвидетельствования лжеца ждало суровое наказание. У инквизиции не было права приговаривать к смертной казни, а только к различным видам епитимьи (к временному или пожизненному заключению, к штрафам, к изгнанию, к отлучению от Церкви и т. п.). Разрешение применять пытку было получено много позже, и, как отмечает Сергей Нечаев, "на пытки существовало множество ограничений (по некоторым данным, только два процента арестованных испанской инквизицией подвергалось пыткам и те не длились более 15 минут)".
Те, кто внимательно читал классический труд Генри Чарлза Ли "История инквизиции в Средние века", помнят его вывод: "Во фрагментах инквизиторских процессов, попавших к нам в руки, упоминания пыток встречаются редко". Для осуществления казни жертву передавали светским властям, которые практиковали костры. И еще очередной миф — жертву сжигали не живьем, а сначала удушали.
В Испании действия трибуналов инквизиции отличаются от Германии и Франции. В этих странах репрессиям подвергались в основном секты, тяготеющие к Реформации. Жан Севиллья добавляет: "Во Франции конец инквизиции был связан со становлением государства. В Испании все было наоборот".
Тристан Аннаньель заканчивает статью об инквизиции такими словами: "Несмотря на суровость испанской инквизиции, сегодня среди историков преобладает мнение, что она не была ни самой свирепой, ни самой кровавой в Европе".
Для своего времени (а если вспомнить современные российские реалии, то и не только для своего) инквизиция была очень гуманным судом. Обвиняемому предоставлялся адвокат, при допросах присутствовал врач, анонимные доносы не рассматривались, а что касается ложных доносов, то, согласно "Указаниям" великого инквизитора Торквемады, "инквизиция должна сурово и публично наказывать всех лжесвидетелей".
Очень важным штрихом в деятельности инквизиции, выгодно отличавшем ее от светских судов того времени, был акцент на выяснение мотива, а не на доказательство вины. Для светского суда было важно, нарушил обвиняемый закон или нет; для суда инквизиции — почему человек совершил то или иное действие, например, колдовство: сознательно служа злу, или просто по глупости? Для выяснения мотива пытка не годилась — ведь человек готов сознаться в чем угодно, лишь бы прекратились страдания, и инквизиторы это понимали. Отцы-дознаватели старались "разговорить" обвиняемого, чтобы понять его мотивы, и уже в зависимости от этого назначить то или иное наказание или же вообще отпустить.
Любопытная деталь: зачастую в Испании задержанные за вполне светские правонарушения начинали громко богохульствовать, провоцируя тем самым перевод в "застенки инквизиции". Это как-то плохо вяжется с распространенным представлением о массовом народном страхе перед этой организацией.
Другим моментом, способным здорово обескуражить современного человека, является тот факт, что инквизиция спасла гораздо больше людей, чем погубила. Нет, речь идет не о "спасении души" — об этом судить, конечно, никому не дано. Речь идет о вполне земном спасении — от расправы перепуганной толпы. Человек, к сожалению, слаб, а когда много слабых людей начинает кого-то бояться — то расправа неотвратима.
Церковь очень долго своим веским словом сдерживала страх людей перед магией, колдовством, порчей, сглазом и т. п. Человек твердо знал: благодать Церкви, ее Таинства, молитвенное заступничество святых гораздо сильнее любых колдунов. Но к XV веку ситуация стала меняться, поскольку повсеместно в Европе поднимали голову разного рода оккультные общества, магия стала входить в моду в среде знати, а в народных массах начал расти страх перед ведьмами, которые сами не очень-то скрывались. В этих условиях жертвами толпы могли стать любые необычные, не похожие на других люди, огульно обвиненные в ворожбе. К сожалению, история знает массу примеров, когда именно так и происходило.
Но в Испании, и во многих других странах Европы, доверие к инквизиции было очень велико. Именно это доверие не давало совершиться самосуду, именно в отцах-инквизиторах люди видели гарант своей безопасности от разномастных колдунов и ведьм. Произволу толпы инквизиция противопоставила четкую систему дознания.
Аналогично дела обстояли и с еврейскими погромами. С 1451 года Папа Николай V передал следствие по подобным делам в компетенцию инквизиции, причем речь шла не только о наказании виновных в погромах, но и о предотвращении подобных эксцессов. Доверие народа к испанской инквизиции не было слепым. Перед "святым трибуналом" представали даже католические епископы, которым потом приходилось спасаться у Папы Римского! Даже близкий родственник короля Фердинанда оказался в застенках инквизиции. Народ видел это и понимал, что в кои-то веки на земле появился суд, для которого мало значат деньги, происхождение и даже близость к королю и Папе.
Ссылки:
1. http://nethistory.su/blog/43921318622/Vsya-nepravda-o-Dzhordane-Bruno
2. http://calvaryguard.com/ru/statut/
3. www.pravda.ru
schutz-brett.org
Ведьмы и инквизиция. История охоты на ведьм
Начало охоты на ведьм. Катары и вальденсы.
В XII — XIII веках в Верхней Италии, Южной Франции, на Рейне и в других местах стали появляться секты, распространению которых могущественная в ту пору римско-католическая Церковь смогла помешать лишь с помощью силы. Во время этой войны за чистоту веры у ее ревнителей, сражавшихся с еретиками, зародилось ужасное подозрение: сектанты, вершившие теперь свои бесчинства повсюду, были не простыми вероотступниками, как долгое время принято было считать, а участниками великого заговора. Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. Предводителем этого заговора - и немало обвиненных под пытками уже сознались в этом - был сам Дьявол, наделявший своих адептов для борьбы с Богом и Церковью особой волшебной силой и подбивавший их на дела неописуемо мерзкие. Христианские богословы, объявившие непререкаемой истиной сделку между человеком и Дьяволом, плотскую связь с бесами, оборотничество, полеты по небу, и многое другое, помогали церковным властям, преследовавшим еретиков, укрепиться в этом безумии. Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм».
Преследованием ведьм в Англиипрофессорами ОксфордаНемного истории. В древние века, в эпоху Средневековья и даже в начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чем же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали темным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, дьяволам и демонам, призракам и неупокоенным душам, обитавшим в небе, под землей или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть.
Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. За ней таилось представление людей о том, что должны существовать такие способы и средства, которые позволили бы вступить в контакт с миром демонов, определяющих наши судьбы. В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто. Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. Это было уделом немногих. Но эти немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить себе, добиваясь с их помощью необычайной власти - власти колдовской.
Шабаш ведьмСредневековая гравюраКонечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. Поэтому колдунов и колдуний встречали с благоговейным трепетом, а порой и с нескрываемым страхом. Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Напротив! Во всех древних культурах они пользовались славой жрецов, пророков, целителей или чародеев, изгоняющих злых духов. С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Там, где человеческих сил было недостаточно, могли пригодиться сверхъестественные возможности этих людей. Даже в разгар охоты на ведьм при дворах многих европейских государей жили знаменитые маги и чернокнижники, занимавшиеся своим таинственным ремеслом по велению сиятельных особ. Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим могуществом. Случись неподалеку погибнуть скоту, разыграться непогоде или вспыхнуть пожару, как начинали ползти слухи: что-то здесь нечисто, не так ли? Верно, не обошлось без черной магии? Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой.
В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Так же поступали германцы и кельты. У этих народов колдуны, обвиненные в нанесении порчи имуществу, должны были возместить ущерб. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его, их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Но подобные обвинения были делом редким.
Портрет отца Церкви АвгустинаБлаженного, епископа Гиппонского(354-430 годы) кисти итальянскогохудожника Сандро Боттичелли.Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354-430 годы), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними. Собственно говоря, Августин был основоположником христианской демонологии. Для него колдуны были людьми, заключившими с силами ада своего рода договор. С помощью Дьявола они добивались власти над людьми и вещами. Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды. Чтобы заставить древних богов служить себе, они, как и прежде, прибегали к помощи старинных языческих заклинаний, пользовались святилищами, оставшимися от языческих времен.
Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Она предостерегала верующих от идолопоклонничества и в случае неповиновения грозила отлучением. Епископы и проповедники также порицали глупость и легковерие людей, принимавших за чистую монету любую вздорную ворожбу. Прославленный правовед Бурхард, епископ Вормсский, резко нападал на колдуний, утверждавших, что по ночам они якобы летают на зверях в свите римской богини Дианы. Обязанность святых отцов, по мнению Бурхарда, убеждать свою паству в неразумии подобных фантазий и не верить лгуньям-колдуньям.
Таким образом, на раннем этапе отношение христианской Церкви к колдовству было двойственным. С одной стороны, она видела в нем скрытое язычество, с которым энергично боролась, а с другой, колдовство все еще считалось пустой выдумкой и обманом. Церковникам приходилось быть настороже, но повода для преследования колдунов они пока не находили. Однако вскоре этому суждено было измениться.
Карта городов и крепостейсекты катаров во ФранцииВ XII — XIII веках на христианском Западе появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (то есть «чистых»; отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» - еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Их появление во многом предопределило отношение Церкви к колдовству и послужило толчком к началу охоты на ведьм. Хотя взгляды катаров и вальденсов по отдельным вопросам веры не совпадали, в одном они были единодушны: обе секты сомневались в правильности господствующих церковных догм и осуждали стяжательство и безнравственность епископов, священников и монахов, проповедовавших жизнь, отличную от той, которую вели они сами: жизнь в святости, простоте и любви к ближним. Это подкупало многих, и число приверженцев этих сект постоянно росло, прежде всего в Южной Франции и Северной Италии.
Суд над пленными еретикамиИллюстрации Акилле ПиккоНа рубеже XII — XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее. Попытка вернуть утраченный авторитет с помощью широкой проповеднической кампании потерпела неудачу. И тогда папа прибег к последнему средству - силе. Французские рыцари, подстрекаемые сопровождавшими их папскими легатами, превратили область на юге Франции, где жили катары, в пустыню. Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год. Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. После кровавого крестового похода против катаров (1209-1229 годы) еретики укрылись за мощными стенами крепости Монсегюр, расположенной на высокой скале. Однако весной 1244 года, после осады, длившейся несколько месяцев, крепость пала. Суд над пленными еретиками был безжалостен: все, не пожелавшие отречься от своих убеждений, а таковых оставалось около 200 человек, были заживо сожжены у подножия крепости.
Покоренным провинциям пришлось подчиниться королю Франции, а Церковь задумалась о причинах катастрофы. Как же могло случиться, что она оказалась в таком бедственном положении?
Ответ на этот вопрос, найденный папой и его советниками, был роковым: не Церковь повинна в этом и не слуги ее, нет, во всем, что произошло здесь, на мятежном французском Юге, замешан сам Дьявол. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими.
Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Вот тут-то и пришлись кстати все эти маги, колдуны, прорицатели, гадатели и прочие мастера темных дел. И если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была решительнее, чем прежде, повести борьбу против Дьявола и его приспешников. Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны.
Картины тематики «Ведьмы и инквизиция»
smallbay.ru
Инквизиция — Викитропы
« | Отчего наш взгляд такой сердитыйИ такой подозрительный?Оттого, что брат наш инквизиторБыть обязан бдительным. | » |
— Филигон — «Гимн инквизиторов» |
« | Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius [1] | » |
— цистерцианец Арно Амори |
« | Хименес: НИКТО не ждал Испанскую инквизицию! Наше оружие включает такие разнообразные элементы, как: страх, внезапность, безжалостная эффективность, почти фанатичная преданность Папе и милая красная униформа | » |
— Суть от Монти Пайтон |
« | Жители Тира привели с собой евреев и палестинцев, которые с той поры расселились по всем странам, где только можно нажиться. Эти палестинцы, ссужая в рост из пятидесяти на сто, сосредоточили в своих руках почти все богатства страны. Тогда жители Испании решили, что палестинцы — колдуны; те, кого обвинили в колдовстве, были безжалостно сожжены бандой друидов, именуемых «разыскателями», или «антропокайями» (буквально «человекосжигатели»). Сии священнослужители сперва облачали приговорённых в маскарадные одеяния и присваивали их имущество, а потом набожно читали молитвы этих самых палестинцев, сжигая их на медленном огне роr l'amor de Dios | » |
— во имя любви к Богу Вольтер, «Царевна Вавилонская» |
Инквизиция — исторически, институт католической церкви, занимавшийся расследованиями должностных преступлений в среде священников и исполнявший обязанности Госбезопасности. В массовой культуре же так называется каждая вторая церковная служба безопасности, причём в фэнтези полномочия Инквизиции обычно намного шире исторического образца.
Стоит отметить, что само по себе слово «Inquisitio» означает «розыск», «исследование». В юридическом смысле это было синонимом следствия и дознания — то есть выяснения обстоятельств преступления. Данный термин использовался задолго до того, как появилась, собственно, Инквизиция.
Как ни парадоксально, но первой идея Инквизиции пришла в голову не священникам, а светским правителям. Император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса убедил Папу Луция III создать систему расследований религиозных преступлений. Идея заключалась в том, что прибывающие на новое место епископы должны были организовывать штат осведомителей, которые бы доносили обо всех отклонениях от генеральной линии Рима. Вызвано это было как общим обострением религиозного фанатизма в среде европейской правящей элиты (для справки, император Фридрих лично возглавил Крестовый Поход), так и сугубо прагматическими причинами: ереси угрожали доминированию Католической Церкви, а следовательно, стабильности мощной системы монастырской экономики и сбора десятины, приносившей Папам баснословные суммы.
Впервые название Инквизиция ввёл Папа Иннокентий III, личность весьма неоднозначная. Он создал в Риме особый церковный суд, который должен был установить, виновен ли человек в ереси. Шансы попасть на данный процесс были в основном у высокопоставленных священников и римской курии. Папа активно пользовался данным трибуналом для подавления недовольных им епископов и кардиналов. Идею Иннокентия развил Григорий IX, объединив проекты Луция и Иннокентия. Инквизиция соединяла в себе отныне функции и суда, и тайной полиции. Наконец, в 1483 году Изабелла и Филипп, королева и король Испании, с позволения Сикста IV учредили Испанскую Инквизицию во главе с Томасом Торквемадой.
Вместе с тем, единой Инквизиции не существовало до 1542 года. Локальные инквизиции, такие как испанская и французская, действовали независимо друг от друга и зачастую даже действовали по-разному, пока Папа Павел III не переименовал Великую римскую инквизицию в Канцелярию священной конгрегации, которая объединила под одним крылом все инквизиции.
Цели и методы[править]
Вопреки распространённому мнению, на ведьм Инквизиции было совершенно плевать. Католическая церковь вообще не верила в их существование, и только в XV веке Рим начал использовать обвинения в колдовстве в качестве дополнительных отягчающих обстоятельств для еретиков. 90 % приговоров и знаменитых сожжений ведьм были осуществлены светскими властями и протестантами, в чём особенно отметились кальвинисты. Основной задачей Инквизиции было обеспечение идеологического единства внутри церкви, а потому её основными жертвами становились священники, чаще всего известные и популярные, которые выражали своё несогласие с политикой Папства или канонами католицизма. Кроме того, одной из задач Инквизиции было расследование и предотвращение еврейских погромов. Евреи были важными кредиторами как Папства, так и светских властей, и еврейские погромы, мягко говоря, властями не одобрялись (по крайней мере, в тех случаях, когда не власти их организовывали).
В культуре устоялся образ инквизитора как охотника на ведьм в плаще и широкополой шляпе или фанатика в рясе. На самом же деле, это были скорее обыкновенные судебные клерки, не страдавшие ни отвагой, ни фанатизмом.
Самым жёстким периодом Инквизиции можно назвать Альбигойские Войны. Массовое распространение учения катаров привело в конечном итоге к Крестовому Походу на Лангедок. Инквизиционные суды вызвали массовые народные восстания в Нарбонне и Авиньоне. Вскоре инквизиция встретила противодействие и со стороны французской церкви и короны, которым было не по нраву вмешательство Доминиканского Ордена, который стал костяком Инквизиции. Французские кардиналы исторически считали себя больше подотчётными Парижу, нежели Риму, а французские короли были недовольны обострением ситуации на юге Франции из-за инквизиционных чисток.
В Италии, самом сердце папской власти, Инквизиция действовала куда более решительно и оставила по себе весьма дурную память. К примеру, название ордена Доминиканцев привело к известному каламбуру. Domimni canes в переводе с латыни означает «Псы Господни». Что характерно, придумали данное прозвище не еретики, а сами католики, весьма негативно относившиеся к доминиканцам. Впрочем, сами доминиканцы не унывали и с гордостью приняли новое прозвище. Любви им это, понятное дело, не прибавило. Вместе с тем, в Неаполе и Венеции Инквизиция никогда не пользовалась особым авторитетом. Венецианцы пошли даже дальше и превратили инквизиторов в свою собственную тайную полицию для расследования сугубо политических заговоров.
Но самый большой провал Инквизиция потерпела в Германии. Здесь инквизиторов без зазрения совести вешали прямо на деревьях как восставшие против них крестьяне, так и германские феодалы. Уровень «любви» к Инквизиции был таков, что даже в церковных летописях её называли «гнусным и богопротивным судом». В Англии влияние Инквизиции было настолько ничтожно, что история даже не сохранила каких-либо свидетельств её деятельности. В Польше она существовала крайне недолго. В целом, по-настоящему Инквизиция имела какое-либо значение только в Испании и Португалии, отчасти — во Франции, но лишь в период борьбы с альбигойцами (даже Жанна д’Арк была казнена не инквизицией — местный инквизитор умыл руки и самоустранился от процесса — а судом епископа, что несколько иное).
Испанская Инквизиция с самого начала была вещью в себе. Преследования еретиков её не занимало, равно как и религиозные вопросы вообще. Основной заботой Торквемады было наполнение королевской казны еврейским и маврским золотом. После восьми столетий Реконкисты на Пиренейском Полуострове выросли целые поколения мусульман и иудеев, что сильно не нравилось католическим монархам. Именно мавры и евреи были самыми состоятельными группами населения, чем вызывали зависть соседей. Торквемада обязал всех мусульман и иудеев креститься по христианскому образцу, заплатив в казну энную сумму, а в противном случае принять смерть. Большинство предпочло креститься и внести свой откуп в королевский карман, примерно 8 000 человек предпочли смерть и их конфискованное имущество опять-таки наполнило казну.
В результате из Испании были изгнаны примерно 3 миллиона мавров и евреев. С одной стороны, это позволило наполнить пустую казну и окончательно объединить Испанию, а с другой королевство потеряло самую трудолюбивую, образованную и богатую часть населения, что повлекло за собой фактическую гибель испанского ремесла, земледелия и торговли. Тем не менее, вскоре Испания открыла для себя неисчерпаемый источник золота — американские колонии и на какое-то время стала сильнейшей державой Европы. Это, однако, вышло для неё боком, когда сперва Голландия, а затем и Великобритания перехватили контроль над атлантической торговлей, а золото обесценилось вследствии чудовищного переизбытка. Виноват ли в этом Торквемада и Инквизиция — вопрос сложный, слишком много было факторов помимо него.
Тропы и штампы в культуре[править]
- Связь с огнём и конкретно Аутодафе. С португальского и испанского (но в испанском произносится чуть по-другому) переводится как «акт веры». Обычно вызывает ассоциации с сожжением на костре. На самом деле, так называется весь ритуал, который мог включать покаяние и прощение, а в случае отсутствия таковых — различные казни. На костре часто сжигали задушенную жертву, а иногда и вовсе обходились уничтожением неугодных сочинений. Но образ инквизиторского огня крайне живуч: всё-таки сгореть заживо — один из самых глубинных и сильных страхов человека. В техногенных вселенных Инквизиция может использовать для очищения пламенем соответствующие эпохе средства вроде напалма. Сама Инквизиция, разумеется, никого не сжигала. Монахам запрещено было проливать кровь (исключением были духовно-рыцарские ордена). Инквизционный суд выносил приговор, а исполняли их светские власти. Значительное количество аутодафе так и не состоялось из-за разногласий между судов и исполнителями.
- Пытки. Естественно, существовали. Щипцы, дыба, плётка, колья, раскалённые предметы… Инструменты, правда, брали у светских властей. Особенно известны испанский сапог[2] (зажим для ног, иногда шипованный) и железная дева (клетка с шипами внутрь, слегка напоминающая очертаниями женщину; вообще фольклорный образ, использовалась ли в реальности — вопрос спорный). Пытки, как правило, проводятся в застенке — мрачном и сыром подземелье.
- Борьба против ведьм. Излюбленная тема юных и не очень творцов. В консервативном сеттинге будут крючконосые злодейки-мегеры, в секулярном — безвинные девы в беде. В идеале ведьма должна быть рыжей. И симпатичной. Тут будет где разгуляться эротоману с пером/клавиатурой… На самом деле, борьба ведьмами (и колдунами) для исторической Инквизиции — занятие третьестепенное. Целью испанской были в первую очередь иудеи и мусульмане. Ну а девушки? А девушки потом! Более того, у женщины шансов попасть на инквизиционный суд практически не было, поскольку все священники были мужчинами, а в женские монастыри других орденов доминиканцы лезть побаивались. С началом Реформации инквизиторы переключились на последователей Лютера. А вот сами протестанты в Британии и Англии как раз на сабже и специализировались (иногда без санкции местной церкви, как реальный исторический персонаж и герой эротического хоррора Мэтью Хопкинс[3]).
- Молот Ведьм. Карманное пособие, как правильно готовить жареных ведьм. Книга на слуху у всех, но мало кто назовёт авторство. Труд не был одобрен Католической Церковью (признан слишком радикальным и содержащим теологические ошибки), а товарищи Крамер (Инсисторис) и Шпренгер вообще были «уволены из Гестапо за садизм». Зато данный пасквиль неведомым образом полюбился протестантам. К слову, классический образ инквизитора в шляпе и плаще пошёл от… английских пуритан.
- Инквизиция сжигала учёных. В частности, Коперника[4]. «Религия против науки» — популярный троп и не безосновательный, конечно. Но Инквизиция за занятия наукой (которые часто проходили в монастырях при неграмотности населения вокруг) не казнила. Другое дело, что интеллектуальные поиски у вольнодумцев часто были сопряжены с духовными, а это уже приводило к ересям. Вне зависимости от личного отношения, «состав преступления» иной. Бывали даже случаи, когда подозреваемый в ереси избегал казни, указав, что он атеист (!)[5] Строго говоря, случаев, когда учёный пострадал бы от церковников только и исключительно за научную деятельность — практически нет[6] Серьёзные противоречия научного и религиозного мировоззрения начались позднее, когда Инквизиция была уже больше легендой старых жутких времён, чем реальной силой..
- Инквизиция как спецслужбы своего времени. И да, и нет. Томас Торквемада, например, помогал королевской чете Фердинанда и Изабеллы объединять Испанию и ликвидировать политических противников, в России XV—XVI веков церковные фундаменталисты часто конфликтовали с княжьей/царской властью. В массовой культуре больше смотрят на форму — поэтому иногда могут появляться типажи типа смеси эсесовца, чекиста и представителя, собственно, этой статьи. Иногда — довольно талантливо выписанные типажи.
- Характерная одежда: высокая шляпа с пряжкой, длинный френч. Также атрибут охотников на нечисть в целом. Стереотип, как уже было указано, пошёл от одежды пуритан (радикальных протестантов).
Примеры в культуре[править]
Литература[править]
- Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы». Точнее, повесть внутри повести — «Легенда о Великом Инквизиторе». Иисус Христос внезапно спускается проведать Землю второй раз ещё до Апокалипсиса. А конкретно — приходит в Испанию XV века. Где его отправляет на казнь сам Томас Торквемада! Явление Христа к католикам, да ещё и внеплановое[7], за авторством православно-консервативного писателя, вызвало немало диспутов… Но это всё же фанон от Ивана Карамазова, хотя считается, что Достоевский его посылу сочувствовал.
- Песнь Льда и Пламени: в этой роли выступает радикальная часть культа Семерых в столице — Его Воробейшество с подручными-Воробьями.
- Вселенная Ника Перумова: Святая Инквизиция мира Эвиал. Стереотипные мрачные фанатики, но более-менее ценимые народом, пока борются против нечисти. Хотя некроманты в этом ремесле намного более эффективны — но об этом не принято говорить, потому что некромансер-то, он же страшный, не то, что батюшка из церкви!
- Похожие функции исполняет Радуга в мире Мельин — охотится за юзерами нелегальной магии в противовес официальным, то есть своей организации. При этом эти ребята совершенно секулярные магики, которые просто убирают конкурентов.
- Инквизиция из «Дозоров» С. Лукьяненко к христианству относится только названием, но функции выполняет похожие — спецслужба в обществе иных.
- Ведьмак. Эту роль исполняет более ревностная часть культа Вечного Огня (само название как бы намекает, что тепло тут не только для сугрева).
- «Сага о Рейневане» А. Сапковского — показана реальная Инквизиция в Польше и Силезии времён Гуситских войн (середина XV в.). Демонстрируется конфликт между папской и епископской Инквизициями, да и гуситы не дураки посжигать «проклятых папистов» и еретиков-адамитов. Один из католических инквизиторов — Гжегож Гейнче — положительный персонаж и в конце даже помогает гуситам уничтожить замок главного приспешника епископа Кондрата — потому что Гжегож фанатик своей веры, а Кондрат — коррупционер и сволочь, якшающаяся с тёмными силами.
- Цикл «Конгрегация» Н. Поповой. Подробнее — по ссылке, статья воистину детальная!
- «Анафем» — у учёных-монахов есть своя Инквизиция, служба по надзору в сфере научной этики.
- Умберто Эко, «Имя Розы» — учёный монах Вильгельм Баскервильский в прошлом был инквизитором, да и в период действия книги вынужден вспомнить кое-что из старого опыта и начать расследование странных смертей в далёком монастыре.
Видеоигры[править]
- Warcraft: Алый монастырь, храмовники, истребляющие нежить в северном Лордероне, а попутно — и всех неверных, кто под руку попадётся. На самом деле — марионетки демона Бальназзара.
- Есть ещё организация Алый Натиск, которая задружилась с Альянсом и Ордой в ходе наступления на Плеть.
- Одно название — тип демонов Легиона Инквизитор. Точнее, функция сходна — дознавать и мучить, но к культу Света, само собой, отношения не имеет ровно никакого.
- Disciples — один из юнитов Империи, которая здесь далеко не сказочно-лыцарская. Является бойцом ближнего боя с двуручной булавой и иммунитетом к воздействиям на разум, получается при прокачке оруженосца не в рыцаря, а в охотника на ведьм.
- Dragon Age
- Dishonored: эту роль исполняет Аббатство Обывателей и конкретнее — орден Смотрителей. Некая смесь пуританской[8] церкви и гражданской религии в полицейском государстве. Достаточно сказать, что в качестве заповедей там — не наставления, как жить, а Семь Запретов. Борются против хтонически-ведьминских культов, среди представителей которых, вопреки первому впечатлению о «невинно угнетаемых», далеко не всё чисто…
- Аллоды Онлайн: Inquisitor — в английской локализации жрец расы Хадаганцев. А по-русски (и в оригинале, соответственно) — внезапно, Политрук.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40 000, конечно же! Колоритнейшая организация по защите Империума от ксеносов, еретиков и демонов. Делятся на две основные ветви — пуритане (консерваторы) и радикалы (использующие силы врага для борьбы с ним), у каждой ещё по несколько ветвей. Храмовники высшего порядка, но столь харизматичны, что стали одним из кодификаторов в современной культуре, а мемами про Инквизицию из «Вахи-сороковника» сеть просто пестрит.
- Целые серии посвящены отдельным представителям: Гидеону Рейвенору и Грегору Эйзенхорну, плюс Эмберли Вейл из цикла о Комиссаре Каине.
- И отсылка к самому Достоевскому: суровейший Фёдор Карамазов, запытавший Звёздное Дитя - тот ещё намёк!
- В Warhammer Fantasy Инквизиция травояднее — тут и сам мир ближе к чёрно-белому, где Империя — добро. И даром что там хрустальная культура основана на типично европейском пантеоне. Мелькающие по сети картинки инквизитор в стильных чёрных плащах с воротом и высоких шляпах — чаще всего оттуда.
- Familiars RPG — а здесь инквизиторы являются адептами Церкви Чистого Мышления. Они стремятся лишить людей веры в магию, чтобы сверхъестественные силы исчезли из этого мира.
- World of Darkness — тут Инквизиция состоит из вампиров Шабаша и ловит вампиров-мраккультистов, поклоняющихся демонам.
- те же кто охотятся на вампиров и смахивают на нормальную смертную инквизицию, называются не инквизицией, а Обществом Леопольда
- Emperor of the Fading Suns — Инквизиция фактически является элитными войсками на службе Церкви, и занимаются тем, что высадившись на планете уничтожают научные постройки лорда осмелившегося нарушить запрет на изучение определённых научных технологий.
Музыка[править]
- См. эпиграфы.
- Король и шут, «Инквизитор», процесс над ведьмой упоминается в «Невесте палача», сожжение колдуна — в «Возвращении колдуна».
- КняZz, «Чернокнижник». От лица инквизитора повестствуется о борьбе против злого мага.
- Кое-что из творчества метал группы Wahaeb, поющей на основе сеттинга Warhammer 40 000.
- «Пикник» — «Инквизитор».
- ↑ Убивайте всех! Бог узнает своих.
- ↑ Осторожно! Если пишете средневековое фэнтези, не забудьте переименовать, чтобы не облажаться!
- ↑ Кстати, не «традиционалист за веру и царя», а сторонник О. Кромвеля.
- ↑ Каждый желающий может посмотреть биографию означенного деятеля, чтобы понять соль уточнения.
- ↑ Например, именно так «отмазался» от обвинения Томас Херриот: его покровитель Уолтер Рэли, фаворит королевы Елизаветы I, поинтересовался у суда, можно ли считать еретиком, сатанистом и чернокнижником атеиста, который в Бога не верит вообще — и потому не имеет оснований Его хулить. Суд откровенно «завис». В итоге Херриоту пришлось искать другого патрона — зато он остался жив. Аналогичные случаи имел место и в других частях Европы.
- ↑ К примеру, Гипатию Александрийскую убили из политических соображений по неустановленным соображениям (личность нападавших так и осталась загадкой), плюс ещё тлели конфликты между христианами и неоплатониками, что сами были не дураки погромчик устроить. Тогдашний епископ Александрии Кирилл счёл убийство Гипатии позором и лично для себя, и для христианской общины, а позднее её образ слился со святой мученицей Екатериной.
- ↑ По канону, единственный, кто придёт в виде Христа до Страшного Суда — это Антихрист.
- ↑ Неудивительно, Культурный шаблон Британии ведь.
wikitropes.ru
комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.
Ох, ебал Я эти теги.
Грел Я как-то руки... ну да, это опять Я. Если чё - сделано на подставке для клавиатуры (которую Я тоже сделал сам). А теперь крупным планом. Вблизи выглядит куда более противно.Я как-то не задавался вопросом раньше и вдруг обнаружил, что у Нургла нет своего девиза. Я ошибаюсь или это действительно так?
7Меняться и меняться, пока меняется наш господин, ибо ни бог, ни смертный не смогут обмануть то, что не имеет формы.
Больше крови Богу крови, черепа для трона черепов.
У Слаанеш, кстати, тоже, похоже, нет девиза? Хотя он (-а) самая молодая, так что не удивительно.
Мне не совсем понятно, какой из символов - символ эльдар (этот или следующий)? И что тогда значит тогда другой.
Одно слово: "ВААААААААААГХ!"
Ох уж этот символ тупоголовых рабов трупа на троне. Да, там кусок левого крыла не влез.
Ох уж эти грёбаные еретики, разорили половину империи и хотят ещё.
wh.reactor.cc
Inquisition Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#91381725 - Judge gavel and medical stethoscope near law textbook in library..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#85245379 - Colored Cartooned Hand Signing ContractВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#65553691 - Caucasian boy with a straw hat and a spiderman mask on his face..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#62334649 - Build Goals Representing Improve Desires 3d Rendering
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#98528523 - Female hands holding personal organizer with Plans and Goals..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#81834304 - Beautiful leopard with spotted fur walking in South Africa
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#80711613 - Colored outline of a flying dog isolatedВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#103376747 - Word writing text 2018 Goals 1. 2. 3.. Business concept for Resolution..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#81471236 - Asian woman with traditional clothing playing musical instrument..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#71203239 - Plan a stamp. Grunge design with dust scratches. Effects can..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#81058626 - Asian woman with traditional clothing playing musical instrument..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#81835304 - Male Great spotted woodpecker sits on a lichen covered branch
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#61931600 - Seamless texture - random network of fractures. Irregular cracks...Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#75537114 - Resolution Center rubber stamp
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#95687907 - Unethical rubber stamp. Grunge design with dust scratches. Effects..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#85287033 - Thinking word cloud collage, creative business concept backgroundВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#98886295 - Pop art Red haired girl with a white flag. Woman abandoned her..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#73903123 - Grey partridge on burnt land
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#99364434 - Hairdresser holding client hair strand
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
что это было на самом деле
26 июля 1826 года в Валенсии казнен учитель Каэтано Риполь - последняя жертва инквизиции. Неверные представления зачастую складываются из комплекса причин. Пропагандистская шумиха, предвзятость по отношению к недругам, скудость источников, ограниченный кругозор, желание оправдаться и другое - все они помогают сотворению мифов и порождают многочисленные заблуждения.
Распространено мнение, что инквизиция была царством произвола. И мало кто знает - современная процедура охраны свидетелей берет свое начало в практике инквизиции. Главное - не обвинить или оправдать. Главное - попытаться понять, что в реальности представлял собой трибунал инквизиции.
Ни в одном из архивных документов, начиная от архивов инквизиции, писем Галилео Галилея и заканчивая другими современными ему письменными источниками, великий ученый не произносил свой самый известный афоризм "А все-таки она вертится!...". Впервые это "крылатое выражение" появилось в печально известных своими неточностями "Литературных источниках" аббата Ирелли, который, похоже, сам его и придумал.
Протестантские теологи придали мрачный смысл словам "инквизиция" и "инквизитор", которые в европейских языках стали синонимами мучения, пытки и изощренных садистов. Примерно то же ранее проделали отцы католической церкви, закрепив за племенем вандалов репутацию разрушителей культурных ценностей. Давно исчезли с лица земли вандалы, прошло время инквизиции, а слова-ярлыки прилипли к нашему языку, мешая объективному восприятию исторических явлений.
Инквизиция происходит от латинского слова inquisitio, что означает "розыск" или "расследование". Первоначально это было временное учреждение, подобие комиссии, созываемой по конкретным поводам - чаще всего для борьбы с восстаниями еретиков. Однако ничего не бывает более постоянного, чем временное. С XIII столетия инквизиция превратилась в постоянный трибунал со значительными полномочиями. Инквизиция была основана в 1231 году буллой Excommunicamus ("Отлучаем"), которую папа Григорий IX выпустил против еретиков. Отменена последняя - испанская инквизиция - в 1834 году.
Истоки создания религиозной полиции мы находим еще в древней Палестине. Иудейский закон, следуя предписаниям Второзакония, назначал смертную казнь за ересь и богохульство. Ессеи в этом случае оказывались большими либералами. Они лишь изгоняли виновного из своей общины. Император Константин Великий и Феодосий Первый, одержимые идеей цезарепапизма, приравнивали ересь к такому преступлению, как измена. Первым в списке казненных еретиков значится испанский епископ Присциллиан. Его обезглавили в 386 году. Еретиков казнили на протяжении XI-XII столетий.
Изданная в 1992 году французская энциклопедия Les controverses du christianisme (русский перевод: Тристан Аннаньель, "Христианство: догмы и ереси") информирует о современном взгляде на этот вопрос: "Протестанты выступали против инквизиции, но в лоне католицизма она почти не вызывала протестов".
Историк Жан Севилья, которого цитирует писатель и переводчик Сергей Нечаев в своей биографии "Торквемады", сообщает, что "борьба с еретиками была официально делегирована тем, кто имел в этом опыт: нищенствующим орденам. Главным образом доминиканцам и францисканцам. После 1240 года инквизиция распространилась по всей Европе, исключая Англию". Однако костры с еретиками горели не только по всей католической Европе, то есть ассоциировать их исключительно с деятельностью инквизиции было бы несправедливо. (Например, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в ворожбе было сожжено 12 женщин, хотя никакой инквизиции в то время на Руси не было.)
Интересно, что исходя из статистических данных сожженных за колдовство и ворожбу (четыре пятых приговоренных - женщины), можно сказать, что Святая инквизиция представляла собой некий орган женоненавистничества. Правда следует заметить, что делами о колдовстве инквизиторы занимались крайне редко (в основном это делали светские, а не церковные суды) и большинство приговоров по этим делам со стороны инквизиторов были оправдательными. Так, например, на одном из процессов XIV века в Испании инквизиторы из 15 человек, подозреваемых в колдовстве, оправдали 13, а еще одному заменили смертную казнь длительным сроком заключения. Последнего приговоренного все-таки отправили на аутодафе, однако перед началом казни инквизиторы упросили местное начальство помиловать осужденного. В итоге ни один из колдунов не пострадал!
"Нет одной инквизиции, но есть три инквизиции: средневековая инквизиция, испанская инквизиция и римская инквизиция. С исторической точки зрения их смешение лишено смысла", - продолжает Жан Севиллья. Сергей Нечаев подхватывает и расширяет тему: "Юридически независимая, параллельная гражданскому правосудию средневековая инквизиция была церковным институтом, и ее служители зависели только от папы. При этом булла Excommunicamus не устанавливала четкой процедуры ее деятельности. Правила устанавливались эмпирически, разные на разных территориях".
Специалист по данному вопросу Жан Севиллья указывает, что прибывший для расследования в ту или иную местность инквизитор публиковал два указа. В соответствии с указом веры, каждый верующий обязан был доносить на еретиков и их сообщников. Второй - указ милости - давал еретику срок от 15 до 30 дней для отречения, после чего его прощали. После истечения срока упорствующего еретика передавали в руки трибунала инквизиции.
"Вот тут-то историческая реальность переворачивается с ног на голову и наполняется всевозможными клише, - замечает Жан Севиллья. - Картина инквизиции так негативна, что создается впечатление, что это было царство произвола. На самом деле все было с точностью до наоборот: инквизиция была правосудием методичным, формалистичным и полным бумажной волокиты, часто значительно более умеренным, чем гражданское правосудие".
Для защиты обвиняемый приглашал свидетелей и имел право на отвод состава суда и даже самого инквизитора. На первых допросах присутствовали уважаемые люди - говоря по-нынешнему, старейшины или аксакалы. Имена доносчиков держались в тайне (защита свидетелей), но в случае лжесвидетельствования лжеца ждало суровое наказание. У инквизиции не было права приговаривать к смертной казни, а только к различным видам епитимьи (к временному или пожизненному заключению, к штрафам, к изгнанию, к отлучению от Церкви и т. п.). Разрешение применять пытку было получено много позже, и, как отмечает Сергей Нечаев, "на пытки существовало множество ограничений (по некоторым данным, только два процента арестованных испанской инквизицией подвергалось пыткам и те не длились более 15 минут)".
Те, кто внимательно читал классический труд Генри Чарлза Ли "История инквизиции в Средние века", помнят его вывод: "Во фрагментах инквизиторских процессов, попавших к нам в руки, упоминания пыток встречаются редко". Для осуществления казни жертву передавали светским властям, которые практиковали костры. И еще очередной миф - жертву сжигали не живьем, а сначала удушали.
Кроме временных, имеются еще и географические отличия инквизиционных трибуналов. В Италии инквизиция почти незаметна. Крайне жестокие гонения на юге Франции и в Германии (XIII-XV века).
В Испании действия трибуналов инквизиции отличаются от Германии и Франции. В этих странах репрессиям подвергались в основном секты, тяготеющие к Реформации. Жан Севиллья добавляет: "Во Франции конец инквизиции был связан со становлением государства. В Испании все было наоборот".
В самой Испании преследуют так называемых conversos - евреев и мавров, перешедших в христианство. В Испании и Португалии термин "конверсо" означал не только крещеных евреев, но и их потомков. В подчиненных же испанской короне Нидерландах гонения коснулись главным образом протестантов. Тристан Аннаньель заканчивает статью об инквизиции такими словами: "Несмотря на суровость испанской инквизиции, сегодня среди историков преобладает мнение, что она не была ни самой свирепой, ни самой кровавой в Европе".
Источник
Читайте также:
Охота на ведьм оказалась страшнее чумы
Обнаружены секретные протоколы инквизиции
Основатели учений в реальности: Лойола
www.rusday.com
Создание инквизиции. Церковь о шабаше ведьм и соитии с дьяволом
Сразу же после жестокого подавления катаров в 1231 - 1232 годах папа Григорий IX создал главную церковную комиссию для защиты истинной веры - папскую инквизицию. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Подразумевалось, что ревнители веры, посланные папой, не должны дожидаться, пока заслуживающие доверия свидетели обвинят кого-либо в ереси.
Французская миниатюра, XV векЭта французская миниатюра середины XV столетия - старейший документ периода охоты на ведьм. На ней изображена группа еретиков, поклоняющихся Дьяволу в обличье козла, в то время как другие, оседлав зверей или помело, пролетают мимо на сатанинский шабаш. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить церковной комиссии по защите истинной веры о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре.
В 1252 году папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки. Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви к колдовству, ибо на вопрос о том, не занимались ли еретики среди прочих деяний также и колдовством, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с дьявольскими демонами, отреклись от христианского учения и с помощью Дьявола причинили немало вреда.
Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что Дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое.
Злонамеренный колдовской поджогИллюстрация Джузеппе ЧичиоПредставление людей во времена Средневековья о злонамеренном поджоге. Ведьма в окружении других колдуний стоит перед огненным котлом и, бормоча заклинания, бросает в него змей и кротов до тех пор, пока из под крыш не вырвется пламя.
Отныне незыблемой становилась формула: «еретик = колдун», «колдун = еретик». Поистине неоценимую помощь в борьбе с колдовством оказали инквизиции великие схоласты -так называют христианских богословов, которые в XIII-XIV веках предприняли попытку научной систематизации христианского мировоззрения.
К числу вопросов, которыми в то время занимались схоласты, относился и вопрос о природе колдовства. Размышляя об этом, они исходили из посылки, выдвинутой отцом Церкви Августином Блаженным, который учил, что любой из видов колдовства по сути своей есть договор между колдуном и дьявольскими демонами. Так называемая «сделка с Дьяволом» глубоко оскорбительна для Бога. Поэтому все колдуны суть предатели христианской веры и должны быть наказаны как еретики.
Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов. Ибо даже самое невинное колдовство, по словам знаменитого богослова Фомы Аквинского (1225-1274), есть та самая «сделка с Дьяволом», о которой говорил Августин. И даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную «молчаливую сделку с Дьяволом» и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно.
Кроме того, схоласты пришли к выводу, что многие из представлений, распространенных в народе, являются не пустым суеверием, а истинной правдой. Так, верно, что демоны способны принимать обличье женщин и в виде так называемых суккубов вступать в связь с колдунами, или же являться в образе мужском, в виде инкубов, и соединяться с колдуньями. Кроме того, с помощью демонов колдуны умеют создавать новые тела путем сочетания разнообразных элементов, например, из ила порождать лягушек, змей и червей. Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град. Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться». Так с помощью богословской премудрости плодились безумные бредни о происках Дьявола, его демонов и приспешников-колдунов. Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV века. Ареной для проведения подобных процессов стали Южная Франция, Северная Италия и Юго-Западная Швейцария.
Черная месса и колдовствоСредневековая гравюраНачало гонениям положил папа Иоанн XXII (1316-1334). Сразу же после своего вступления в должность этот одержимый ведовством старец приказал сжечь на костре епископа своего родного города Кагора, поскольку тот якобы околдовал его. Спустя три года (в 1320 году) он послал инквизиторов в южнофранцузские епархии Тулузу и Каркассон, дабы «изгнать из дома Господня» всех колдунов, приказание, которое в 1326 году он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви. Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в «еретическом колдовстве». Так было в 1321 году в южнофранцузском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в Комо. Вальденсы, которых после истребления катаров преследовали с особенным рвением, бежали от пылающих костров в долины Швейцарских и Итальянских Альп, но сыщики инквизиции упорно шли по их следу.
В конце концов, около 1400 года процессы против еретиков и колдунов докатились и до Швейцарии. После того как преемники папы Иоанна XXII ужесточили его указы о преследовании колдунов, в актах церковной комиссии по защите истинной веры замелькали показания обвиняемых, признавшихся под пытками в самых невероятных преступлениях. Подобные «признания», внушенные жертвам и выбитые из них под пытками, укрепляли обвинителей в их одержимости ведовством. И чем дольше и настойчивее они допрашивали, истязали и допрашивали вновь, тем яснее вырисовывалась в их помутившихся от суеверия умах картина демонического мира, где день за днем и ночь за ночью десятки тысяч женщин, мужчин и детей вступали в союз с Дьяволом и его приспешниками, чтобы развратничать и совершать преступления.
Ведьма над городомСредневековая гравюраОднако фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви. Сатанинские цели и коварные методы этой секты инквизиторы разоблачали в так называемых трактатах о ведьмах, число которых множилось с поразительной быстротой. Авторы этих трудов, опираясь на показания, полученные под пытками у обвиненных в колдовстве, а также на фантазии ученых-схоластов, создавали новую демонологию.
Первый значительный труд такого рода, «Муравейник» («Formicarius»), созданный в 1437 году доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 года завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах. В этой книге объединены отдельные элементы зарождавшейся одержимости ведовством: ведьмы и колдуны входят в ведовскую секту, летают по воздуху, принимают звериное обличье, убивают младенцев во чреве матери, приготовляют колдовскую мазь из детских трупов, совокупляются с суккубами и инкубами, сеют ненависть и раздор, распаляют похоть и совершают немало других злодеяний. «Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 годы), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью. Влияние этой книги было огромно. В 1437 году, когда она появилась, и вновь три года спустя папа призвал всех инквизиторов Западной Европы разыскивать разоблаченные ведовские секты и безжалостно их уничтожать. На протяжении XV века представление о «дьявольских ведовских сектах», изложенное Иоганном Нидером в «Муравейнике», пополнилось рядом других трактатов о ведьмах. Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы: итальянцы, французы, испанцы, немцы, как, например, Никола Жаке, чье полемическое сочинение «Бич еретиков», вышедшее в 1458 году, стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством. Другие авторы, в основном ученые-клирики, подобно Нидеру, поддерживали тесные контакты с судьями, выступавшими на ведовских процессах, и, соответственно, переносили в свои книги опыт этих судилищ, происходивших все чаще и чаще.
Средневековый приворот. Картинафламандского художника Тенирса.Трактаты о ведьмах XV века порой разнились между собой в деталях. Но в целом вырисовывался сходный образ «проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний». Современная историческая наука выделяет пять ключевых понятий, каждое из которых будет рассмотрено нами отдельно: сделка с Дьяволом, соитие с Дьяволом, полет ведьмы, шабаш и нанесение порчи колдовством. Заключение сделки с Дьяволом наши предки представляли себе так: стоило женщине, сокрушенной трудностями или по иным причинам, разочароваться в своей жизни, как в час уединения перед ней представал Сатана. Являлся он всегда в самом привлекательном обличье: как прекрасный юноша, охотник, солдат или благородный господин, в черной, зеленой или пестрой одежде. Непременно притворялся ее искренним другом. Голодным ставил на стол угощенье, бедным сулил деньги, гонимым обещал защиту, несчастных утешал, падких же до земных радостей манил обещаниями веселой жизни. И стоило только женщине довериться искусителю или не сдержать свою алчность, как незнакомец называл цену за предложенные услуги: отречение от Бога и святых, вступление в ведовскую секту и плотскую преданность ему, великодушному утешителю и помощнику. Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Ведь Сатана немедленно скреплял сделку: неистово наступая на нерешительную, тысячами уловок и льстивых посулов принуждал ее стать его возлюбленной. Когда же соглашение с Сатаной заканчивалось подобным образом, он скреплял его еще и письменным документом. Для этого он расцарапывал руку соблазненной им женщины и заставлял ее подписать приготовленный заранее договор собственной кровью. И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» - маленькое темное пятно, которое было совершенно бесчувственным. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом.
Дьявол в облике женщинысоблазняет спящегоИлл. Джузеппе Чичио«Соитие с дьяволом», как называли связь между людьми и нечистой силой, на протяжении столетий занимало умы христианских богословов, инквизиторов и простых обывателей. Никто не сомневался в том, что адские духи могли соединяться с представителями обоих полов, принимая по своему усмотрению облик женщины или мужчины.
С особенным интересом изучали судьи Дьявола в мужском обличье. Считалось, что он обладал очень большим и холодным как лед детородным органом. Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным. Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным. Согласно дошедшим до нас актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим Дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш. Еще в 1000 году Церковь считала полеты людей по небу языческими байками, однако, спустя 250 лет признала их возможными.
Картины тематики «Ведьмы и инквизиция»
smallbay.ru