Что мы знаем о самых знаменитых песнях Егора Летова? Часть 2. Картины летова


10 лет без Егора Летова. Обложки сибирского подполья.

1

Сегодня мы с вами поглядим обложки Егора Летова. Тем более тут есть, на что бросить взор. Заглавная фотография это самый первый альбом группы «Гражданская Оборона» «Поганая молодёжь». А ниже соответственно второй альбом. Всё это архивные записи 1984-88 годов. Именно с такими картинками в 90-х я и держал в руках кассеты. Как я понимаю, оформлял эти издания собственноручно Игорь Фёдорович вместе с Кузей.

2

Уже в нулевых альбом «Оптимизм» зачем-то был переиздан с новой обложкой. Работа называется «Потоп». Художник Бруно Эппле. Искренне не понимаю, зачем было что-то менять.

3

«Игра в бисер» 1986 года это не полноценный альбом, а скорее акустическая версия песен позже вошедших в «Красный Альбом».

4

«Мышеловка» открывает серию альбомов 1987 года. Оформление Егора Летова. Судя по всему коллаж. Одна из первых кассет, что я приобрел в далёком 1997 году. Подумать только. Время так быстро летит. 20 лет прошло. А с момента записи и вовсе минуло уже больше 30 лет.

5

«Некрофилия». Здесь использована малая часть картины Рафаэля «Мадонна в кресле».

6

«Тоталитаризм». Еда взята из «Книги о вкусной и здоровой пище». Замечательная к слову книга. У моей бабушки была точно такая же. Поверх же сыров наложен кадр из фильма «Арсенал». Актёр Амвросий Бучма в роли немецкого солдата.

7

«Хорошо!!» имеет бледную обложку.

8

Позже альбом был выпущен с коллажем Сальвадора Дали «Феномен Экстази». Да, я знаю какое там оформление внутри. Не надо мне в комментариях выкладывать порнографию.

9

«Красный альбом» изначально был с такой обложкой.

10

Позже был выпущен с картиной «Кошка мать спасает своего детёныша» художника С. Базиленко на обложке.

11

Альбомам 1988 года повезло сильно меньше чем серии 1987 года. Впервые официально они были порезаны и вышли на пластинке. Знаменитый снимок за колючей проволокой сделан Андреем Кудрявцевым. Как по мне это лучший фотограф из тех, что работали с Летовым.

12

Собственно выше я показал оформление пластинки «Всё идёт по плану». Так же на кассетах в 90-х компиляция песен под такой же вывеской ходила с правым изображением. Это снимок 1935 года за авторством Дмитрия Дебабова. Снимок же слева я не знаю откуда. Но именно с такой обложкой позже и выходил этот альбом.

13

Интересно, что в конечном итоге «Всё идёт по плану» был выпущен еще и с таким оформлением. Картина называется «Ночь». Автор Макс Бекман.

14

Фотографа запечатлевшего эту сцену, к сожалению, я не знаю. Но снимок яркий. Лютое сочетание картинки и названия альбома «Так закалялась сталь». При этом мы же понимаем, что про сталь отсылка к замечательному писателю.

15

Опять же это не единственное издание альбома. Выходил он и с оформлением, где использовался снимок Андре-Адольфа Юджин Дисерди. Это фотография 1871 года. Коммунары в их гробах.

16

Не менее любопытное оформление было у альбома «Боевой Стимул». Справа снимок предположительно 1929 года из журнала «Советское фото». Снимок был сделан для антиалкогольного конкурса. Слева же в оформлении использован тракторист. Снимок сделан до 1939 года в Калмыцкой АССР.

17

«Тошнота». В 80-х и 90-х такого альбома не существовало. Это компиляция из материала 1988 года. Единственное отличие это наложенный поверх вокал. Сделал это Летов в 1989 году. Ну и в нулевых уже собрал, свёл и выпустил. Честно не понимаю, зачем было плодить очередные версии тех же самых песен, что можно выявить на предыдущей трилогии. Собственно в 1988 году были записаны «Всё идёт по плану», «Боевой стимул» и «Так закалялась сталь». Но неугомонный Игорь Фёдорович любил устраивать путаницу не только в обложках, но и в самой дискографии.

18

В первоначальном оформлении были использованы работы художника Питера Брейгеля старшего. Картины «Пчеловоды» и «Лето».

19

А позже «Тошнота» выпускалась с картиной «Я и город» художника Людвига Мейднера. Правда, в оригинале картина совсем не синяя.

20

Конечно, отдельного внимания заслуживают и внутренности альбомов, и шрифт, и экспрессивные фотографии самой группы.

21

Вот, к примеру, на одном из разворотов великолепный снимок 1929 года. Фотограф Аркадий Шайхет. Снимок называется «Руки бойца». Взят он, из всё того же журнала «Советское фото».

22

Сам Летов в молодости тоже неплох.

23

Но подробно останавливаться на внутренностях оформления не выйдет. Уж больно много там пластов и подробностей. По всему этому делу можно смело писать диссертацию.

Посему переходим дальше. А дальше у нас снова странный сборник под названием «Поезд ушёл». Записи 1989 года собранные в единое целое в начале нулевых. К сожалению, не знаю кто автор картины. Может быть, кто-то из читающих эти строки в курсе?

24

«Песни радости и счастья» это не альбом. А очередной сборник, но сыгранный живьём в 1989 году на точке у группы «АукцЫон». В оформлении использована картина неизвестного художника «Повесился в Австралии» с выставки произведений пациентов психиатрических клиник «Мы тоже творим». 1990 год.

25

«Война» это альбом из серии 1989 года. Естественно он тоже выходил в нескольких вариантах. На этой обложке снимок с Курской дуги. Правда, кто-то добавил в правый угол коллаж. В оригинале никакой руки нет.

26

Это очередное переиздание. Здесь имеется Отто Дихс. Картина «Световые сигналы».

27

Ну а в 90-х «Война» ходила не как альбом, а как сборник всяких других записей «Г.О.». В оформлении была использована фотография из фотохроники ВОВ. «Партизаны учатся стрелять». Про правое изображение же я написал выше.

28

«Здорово и вечно». На обложке зафиксирован вид левого берега реки Омь. Снимок сделан в районе Октябрьского моста. Теплотрасса существует и сегодня. На мой взгляд, это интересный прецедент, что Летов увековечил свой родной город на обложке. Вид естественно соответствует творчеству. Тяжёлый, промышленный и грозный.

29

Впрочем, и тут на переиздание обложка была изменена. Ганс Гигер. Картина называется «Пейзаж ХХIХ». К слову Ганс интересный человек. Его авторству принадлежит микрофонная стойка вокалиста группы «КоЯn». И обложки еще десятка групп. Там и «Danzig» и «Carcass» и Дебора Харри в послужном списке. Любопытно в курсе ли он, что в России использовали его картину для оформления?

30

«Армагеддон-Попс». Третий альбом в серии записей 1989 года. Снимок на обложке сделан на Курской дуге. Автор снимка Виктор Кинеловский. Он запечатлел немецкого военнопленного у разбитого орудия. Очень пронзительное фото.

31

Интересно как в целом оформлен был диск. Снимок слева сделан в мае 1945 года в окрестностях Данцига. Автор Марк Марков-Гринберг.

32

Ну и четвертый альбом в серии 1989 года это «Русское поле экспериментов». Автор снимка Кудрявцев.

33

Сборник записей группы «Посев». Это компиляция из разного раннего материала. В основном заново записанного в 1989 году. Автор снимка Летов, но кто на нём изображен, не знаю.

34

В 1990 году «Гражданская оборона» записала всего лишь один альбом. Да и то не своих песен. «Инструкция по выживанию». Выходил он в двух вариантах. И там и там автор картин Георг Гросс.

35

36

Начиная с 90-х количество альбомов резко сократилось. В оформлении использовались коллажи Летова и компании. «Прыг-Скок». 1990 год.

37

«Сто лет одиночества». 1993 год.

38

«Психоделия Tomorrow». Это компиляция разных треков записанных в 90-х. По сути, не альбом, а сборник. Весьма специфический надо сказать. Опять же два разных оформления. Один с авторским коллажем, второй с работой эквадорского художника.

39

40

Альбом «Солнцеворот» увидел свет в 1997 году. На обложке картина А. Фефелова.

41

Позже он был пересведен и вышел под вывеской «Лунный переворот». Тут уже художником выступил Маттиас Грюневальд.

42

«Невыносимая лёгкость бытия». Первоначально обложка была такой. Босх.

43

Позже он так же был пересведен и выпущен под названием «Сносная тяжесть небытия». Снова Отто Дикс. Его, судя по всему Летов весьма любил.

44

«Звездопад». Первый вариант обложки. Художник Михай Даскалу.

45

Второй вариант оформления. Художник Иван Генералич.

46

Очень хорошая обложка к альбому «Долгая счастливая жизнь». Иван Веченей. «Заброшенное кладбище». Возможно, с переводом названия картины я и напутал.

47

Альбом «Реанимация». На мой взгляд, крайне неудачное оформление. Судя по всему коллаж Летова и Чумаковой.

48

Последний альбом Летова. «Зачем снятся сны?». Картина Эдварда Хикса «Ноев ковчег».

49

Еще стоит отметить сборник «Попс» издававшийся на пластинке. Это компиляция с серии альбомов 1987 года. У меня была такая пластинка. Чудесное оформление.

50

51

После смерти Летова было выпущено несколько сборников, концертов, но наибольшего внимания заслуживает запись 1985 года. «Psychedelia Today». Один из первых альбомов вышел лишь в 2017 году. Коллажи и графика Летова. Естественно сразу два варианта обложек. Вся эта путаница в итоге стала фишкой группы.

52

53

Отдельного внимания заслуживают обложки группы «Коммунизм». Много интересного было в оформлении альбомов и Янки, и Кузи и еще ряда проектов, где принимал участие Игорь Фёдорович. Но в рамках ЖЖ рассмотреть подробно все эти чудеса не выйдет. Уж больно простор тут широк.

Сегодня про Летова снимают документальные фильмы, его концерты показывают в кинотеатрах и по телевизору. Часть публики естественно плюется и рассуждает о коммерции. Мне эта позиция не близка. 10 лет уже как Игорь Фёдоровича нет на этой земле. Еще при жизни его начали крутить по «Нашему радио». Так чего ж удивляться, что сегодня на него обратили внимание люди с телевидения? Он давно уже стал частью нашей культуры. И уж точно трансляции его концертов полезнее, чем демонстрации вещей типа «шансон года».

Всю информацию я черпал с сайта «Гроб хроники». И их сообщества в контакте. Ребята на голом энтузиазме совершили невозможное. Рассортировали, осмыслили и собрали в одном месте наследие Летова и компании. Говорят, что пластмассовый мир победил. А я думаю, нет. Всегда были одиночки, которые делают что-то за ради идеи, и надеюсь, будут впредь. Во всяком случае, среди поклонников творчества Летова такие люди пока что точно есть. Он сумел посеять в людях доброе, разумное и вечное. Покойся с миром.   

soullaway.livejournal.com

Алфавит Егора Летова

В воскресенье, 19 февраля, исполняется девять лет со дня смерти Егора Летова. В преддверии годовщины «Горький» составил алфавит лидера «Гражданской Обороны»: мы собрали высказывания Летова об анархии, бунте, войне, революции, коммунизме и других важных для него явлениях.

А — Анархия

Анархия — это такое мироустройство, которое лишь на одного. Двое — это уже слишком, безобразно много. Анархия — лишь на одного. И, судя по всему… все кругом испокон печально доказывают то, что и на одного-то — это уже слишком жирно.

***

Я, наверное, как был, так и остался панком, анархистом и т.п. (и мне по-прежнему близок этот мир, но стал шире). Это задача такая — становиться шире, пока мы здесь, насколько можно. Для этого есть и практики, и средства, а главное — внутренняя потребность. За последние лет 10 я поимел такой колоссальный опыт (в том числе и трансперсональный), который перевернул многие мои глупости и сделал меня таким, каков я есть. Скажем так: если раньше я был панком-анархистом местечково-политического характера (с экзистенциалистским уклоном), то теперь стал эко-анархистом, или «духо»-анархистом, и меня занимают вселенские проблемы.

***

Анархия для меня — это явление сугубо политически-экономическое. Нечто из области того, что пытался в свое время воплотить в реальность Нестор Махно в Гуляйполе. Этакое «вольное самоопределение», существующее за счет свободного обмена товарами и пр. Это большая и длинная тема из области по большей части экономики. Не хотелось бы в нее углубляться. Разработками и исследованиями этой системы в настоящее время весьма успешно занимаются антиглобалисты.

Б — Бунт

Все, что я делаю, — это призыв на тотальный и чудовищный бунт против Всеобщего Закона и Порядка, против всех сил, богов и прочих «властей». Да, нас несомненно ******** [уничтожат — прим. ред.] — как и всегда. Это бой, заранее обреченный на полный провал. Однако в этом — наша дикая, крамольная, неописуемая победа — наша свобода не смириться со своим жребием. Свобода — проиграть вам в рожу!

***

Бунт — это единственная свобода. Единственная Радость. А свобода, она лишь одна — быть против. Как это у Брэдбери: «Если тебе дали линованную бумагу — пиши поперек».

***

Меня интересовало все, что связано с иррациональными, аномальными состояниями сознания. То, что делает «ГО», — это иррациональный бунт!

***

Мы как были, так и остаемся бунтарской, сверхбунтарской группой. Просто линия фронта сдвигается все глубже и дальше, теперь она за пределами политики, идеологии, религии.

В — Война

Война — главная ось этого мира, главная созидательная сила. Война — это прогресс, преодоление косности, инерции. Война — это, прежде всего, война с самим собой, чтобы преодолеть какой-нибудь недостаток или комплекс свой.

***

Я считаю, что идеальное состояние общества — это война. Война в глобальном смысле, в бердяевском, состоит в преодолении: в искусстве, в идеологии, в личности, социальном, каком угодно. Творчество — это война. Жизнь — это война.

***

Жизнь — это преодоление постоянного дискомфорта, это поле, на котором каждый обязан прийти через определенное испытание. Я называю это войной. В этой войне я лейтенант. Наверное, есть более высокие духовные силы, как солнышко или как ветер, они велят, куда надо идти и за что воевать.

Г — Гражданская Оборона

Началось все в 1982 году. Когда я приехал из Москвы и решил собирать свою команду. Мыслил я следующим образом: предпосылка творчества — это наполнение некоего резервуара, скажем, стакана. Первую половину жизни человек наполняет себя чужой информацией. Но приходит момент, когда она должна хлынуть через край. Вот и я до 1983 года занимался тем, что собирал информацию. Много читал, смотрел фильмы, слушал музыку, изучал философию, разные духовные практики. Но творчество начинается тогда, когда вокруг тебя, вне тебя нет того, что бы ты хотел увидеть или услышать. Я постепенно пришел к тому, что хотел услышать определенную музыку и определенные тексты. Но так как их в реальности не нашлось, я был обязан создать их сам. Не было в то время группы, которая бы меня удовлетворяла, и поэтому я сам сделал группу, которая меня удовлетворяла.

***

Это название возникло и случайно, и неслучайно. Мы перебирали кучу самых эпатажных названий, считая, что сейчас работает только то, что «через край», что носит самый радикальный характер, не вписывается ни в какие рамки. У меня по случайности висел на стене плакат с надписью «Гражданская Оборона». Вот я и предложил в некий момент это название. Все тут же заорали, захлопали. Это название можно объяснить и логически, как-то еще, но оно отражает суть того, чем мы являемся и до сих пор.

Д — Детство

В детстве я сильно болел непонятно чем — болезнь так и не установили. Возникали приступы, сопровождавшиеся потерей сознания и ацетономической рвотой. После последней клинической смерти в 12 лет она прошла. В одном из состояний смерти или близком к нему я имел определенный опыт, но рассказывать об этом никогда не буду.

***

Все, что я несу, — это очень детская, если можно так выразиться, философия. Я все еще дитя в какой-то бесценной степени, и я сияю и горжусь тем, что до сих пор среди всей этой вашей замысловатой гомозни я окончательно еще не потерял детского, наивного, чистого восприятия, и до сих пор безоглядно отношусь к жизни, к тому, что со мной происходит, как к игре. Значит, я все еще молод. И, стало быть, жив.

***

Мы все — родом из детства.

Е — Евангелие

Новый Завет знаю хорошо, в свое время столь часто изучал, что можно не перечитывать. Хотя наравне с каноническими евангелиями почитаю и гностические, особенно Евангелие от Фомы.

Ж — Жизнь

Жизнь — это единственное чудо, которое на Земле существует вообще, совершенно необъяснимое и непонятное, то, что совершенно не вписывается ни в какие ни в религии там — ни в буддийские, ни в иудейские, ни в христианские.

З — Земля

Мне, например, было важнее — то ли я родился таким, то ли я вообще какой-то нечеловек, — но запах земли у меня столько рождал всегда… Или когда солнце садится. Когда я по лесу ходил. Это было для меня всегда гораздо важнее, чем какие-то человеческие общения, чем всякая вот эта гомозня вокруг меня, городская.

***

У нас другая дорога — горькая, преступная, страшная и все же веселая, полная ******* [тумаков — прим. ред.], сострадания, любви и ностальгии. А главное — жизни. Ибо никто из вас не знает и знать не может, что такое настоящая жизнь — любовь и смерть и страх и радость и ненависть. Никто из вас не понимает — чем же пахнет земля.

И — Иисус

Я считаю, что Христос — это и есть нечто нечеловеческое. То, что он внес на Землю, имеет очень малое отношение к человеческому. Это не человеческие истины, но сути. Это доказано историей. Человек, он не может… Т. е. Христос нес любовь, по сути, с точки зрения современного христианства, Христос был Сатаной, потому что был в первую очередь — антихрист, т.е. человек, который нес полную свободу выбора, т.е. то, что религия никогда не давала и сейчас не дает. А он нес именно свободу выбора: либо ты ждешь, либо нет. Каждый — свое Я. Сам поступал — Возлюби ближнего своего, как самого себя, говорит о том, что нужно сначала возлюбить себя. По настоящему возлюбить, т.е. не самого себя, не личность, а Бога в себе самом. Мне кажется, что он нес такие истины, которые просто несопоставимы с человеческим образом сознания. Вообще с «Я». Т.е. если человек личность, он мыслит через какую-то призму своей личности, он не может ни в каком виде следовать за Христом.

К — Коммунизм 

Идеи коммунизма для меня были самоочевидны с детства как понятия добра, справедливости, равенства, братства. Мне говорил о них мой отец, участник Великой Отечественной войны, майор, военный, сейчас секретарь райкома Компартии Российской Федерации. Сам я сын рабочего класса: начинал трудовой путь штукатуром на стройке, работал на Омском шинном заводе, заводе имени Баранова. Первое творчество было оформление наглядной агитации… Люблю советскую песню, воспитался на ней и теперь хочу ее исполнять — «Товарищ», «На дальней станции сойду». Первого мая на смотровой площадке на Ленинских горах, у МГУ, я пел «И вновь продолжается бой» Пахмутовой, люблю Таривердиева.

***

Я — советский националист, и об этом я уже неоднократно заявлял. За 70 лет правления советской власти возник удивительный, ранее небывалый народ, — советский. Но он является потомком, естественным наследником великого русского народа, который — первый и единственный в мире — путем революции героически воплотил в реальность идеал, мечту, надежду всего человечества — построение Царствия Божьего на земле. Отказавшись от изможденной, пережившей себя религии, он возвел на вселенский престол не раба божьего — но человека, труженика. Хозяина собственной судьбы.

***

В 1988 году на фестивале в Новосибирске мы заявили, что являемся истинными русскими коммунистами, народными коммунистами. Вся наша борьба против совдепа до перестроечного периода заключалась в том, что мы были против фальшивого коммунистического воплощения в последние годы брежневского правления. Но мы и против системы сатанинской, потому что в ней происходит нивелировка всех человеческих и культурных ценностей. Слово только тогда стоит чего-то, когда за него можно поплатиться, когда за него можно получить пулю. Я сейчас поддерживаю все соборные идеологии, не разъединяющие, а объединяющие народ. Идеально мне соответствует идеология красных бригад.

Л — Литература

— В последних ответах ты перечислил свои любимейшие альбомы. Не мог бы ты назвать книги, которые произвели на тебя наибольшее впечатление?— Генри Миллер, Андрей Платонов, Оскар Уайльд, Гофман, Кэндзабуро Оэ, Ганс Эрих Носсак, Голдинг («Наследники»), Маркес-Борхес-Кортасар, Б. Савинков, Варлам Шаламов, Федор Сологуб («Мелкий бес»), А. Скалдин («Странствия и приключения Никодима Старшего»!!!), Юрий Олеша, О’Брайен во всех его ипостасях, Касарес, Виан, Кобо Абэ, Мирча Элиаде, Даниэль Пеннак, Кундера, Рэй Брэдбери, Акутагава, Дилан Томас, Георг Тракль, Станислав Лем, Ирвин Уэлш, Блейк, Джон Фанте, Сэлинджер, Пристли, Герберт Уэллс, Ежи Жулавски, Хантер Томпсон, Керуак, Бруно Шульц, Борис Акунин, Мураками Рю и Харуки, Достоевский, Стругацкие, Гоголь, Эдгар По, Деблин («Берлин, Александерплац»), Хармс, Введенский, Ильф и Петров, Леонид Андреев, Тадеуш Ружевич, Андрей Битов, Зданевич, Терентьев, Крученых, Тимур Зульфикаров, Шекли, Саймак, Хайнлайн («Чужак в чужой стране»), Пол Андерсон, Генри Каттнер, Кафка. А всем отдельно и настоятельно рекомендую «Штурмуя небеса» Джея Стивенса и «Измененное сознание» Мэттью Коллина и Джона Годфри.

М — Музыка

— Егор, перечисли, пожалуйста, 10 своих любимых пластинок/дисков/альбомов...— Вообще-то я бы сразу назвал штук 100… Все первые Love. Kim Fowley «Outrageous», Butthole Surfers «Hairway to Steven», USA первый и единственный, Stranglers «No More Heroes», Ramones первый и «Too Tough to Die», Cassiber «Man or Monkey», Beatles «Revolver» и «Magical Mystery Tour», The Who «Magic Bus», Bee Gees «1st», Undertones «Positive Touch», Patti Smith Group «Radio Ethiopia», MC5 «Kick out the Jams», Stranglers «Black&White», Kaleidoscope «Side Trips», английский Kaleidoscope «Tangerine Dream», Golden Dawn «Power Plant», Genesis «To Revelation», «Trespass», «Selling England», Stooges «Fun House», Devo первый, Robert Wyatt «Rock Bottom», Specials первый, Elvis Costello 78—80, The Left Banke оба, Donovan до 68-го включительно, Iron Butterfly первые два, Paul Revere & The Raiders «Spirit of 67», все ранние — Association, Strawberry Alarm Clock «New Colony Six», Byrds, Hollies, Troggs, Electric Prunes, Chocolate Watch Band, всяческий Neil Young, Beach Boys «Pet Sounds» и «Friends», Husker Du до 87-го, первые два Psychedelic Furs, Echo & the Bunnymen «Ocean Rains», Tomorrow первый и единственный и много, много другого.

Н — Надежда

Каждый раз, как закончу очередную какую-нибудь вещь — альбом ли, песню ли… — кажется, все. Дальше некуда. И ничего. И каждый раз вновь, по прошествии времени, напрягаешься и прешь, и прешь… Вот Тарковский в каком-то интервью своем говорил о том, что ему больше остальных-прочих близки люди, осознающие свою ответственность и имеющие надежду. Может быть, это и есть — надежда. Она и вытягивает каждый раз, заставляя вновь «шаг за шагом наутек». А иногда мне кажется, что самое сильное и настоящее — если отказаться и от надежды. Вот тогда-то, может быть, все и начнется!.. И все-таки, не знаю — слабость это или сила — надежда. Дело в том, что я всю жизнь верил — верил — в то, что я делал. Я не понимаю, как без веры и надежды можно что-либо вообще делать — хотя бы и гвозди забивать!

О — Одиночество

Идти вперед — значит неизбежно рвать мирские связи. Это — путь в Вечности через вселенское одиночество, по меньшей мере. Если ты выбрал движение, значит ты сам Бог, Творец, Демиург, Созидатель собственной нравственности, собственного закона, мира, бытия.

***

...относительно рока: он, в общем-то, умер, сделал все, что было надо. Сейчас остались только одиночки, которые у нас часто даже не знают друг друга, но они опаснее для социума, чем целое движение. И общество борется с этими одиночками...

***

В некий момент я понял, что либо идти с массой людей, то есть жить в этом комплекте людского общения, быть человеком, собственно говоря. Либо ты от этого уходишь — и тогда добиваешься того, сего. Это просто правила такие. Но ты платишь за это определенным… одиночеством. Лет по десять так.

П — Психушка

В конце 1985 года грохнул взрыв. Тогда-то нас всех и повязали. Кузьму забрали на два года в армию, хотя он в армию идти не должен был, у него сердечная недостаточность. Меня же отправили в психушку. Пока не началась перестройка, меня оттуда выпускать не хотели. Там я провел три месяца.

Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня стали накачивать сверхсильными дозами нейролептиков, неолептилом, — после огромной дозы неолептила в один момент я даже временно ослеп, — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это «лечение» нейролептиками везде одинаково — что у нас, что в Америке. Все начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галаперидола человеку приходится мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок: он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не наступало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полет над гнездом кукушки».

В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял; писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер» Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал.

В один прекрасный день я понял, что-либо сейчас сойду с ума, сломаюсь, либо мне надо бежать отсюда. Например, когда выносят бачки, мусор, приоткрывают двери. Но бежать только для того, чтобы добраться до девятиэтажки, которая стояла поблизости и броситься оттуда вниз. В основном так поступали пациентки из женского отделения, которые повторяли этот суицидальный маршрут почти ежедневно. Они ускользали из отделения, добегали до девятиэтажки и бросались. Дальше убежать было невозможно. Сибирь, Омск, морозы страшные.

Когда я до конца понял, что смерть рядом, это и дало мне силы выдержать. Во мне произошло некоторое расслоение. Я понял, что мое «Я» — это не сознание, это нечто большее. Я увидел в некоторый момент свое тело как бы со стороны, тело, которое не только болит, но на части рвется. А при этом мое «Я» было светящейся спокойной единицей, которая находится где-то рядом с телом, но не то что вплотную с ним не связано, а вообще вечно, и сделать с ним никто уже ничего не может. В этот момент я получил самый глобальный опыт в этой жизни.

После этого я начал писать новые песни. Выйдя из психушки, я начал работать, получив твердое основание для всей дальнейшей деятельности. Возник цикл: «Лед под ногами майора», «Тоталитаризм», «Некрофилия».

В отношении моего опыта в психушке я бы использовал афоризм Ницше: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее». Если это меня не убило, оно сделало меня сильнее. На невиданное количество каких-то единиц измерения «силы души».

После этого я понял, что я солдат. Причем солдат хороший. Понял я также, что отныне я себе больше не принадлежу. И впредь я должен действовать не так, как я хочу, а так, как кто-то трансцендентный хочет. Этот кто-то может быть «народ», «силы», «веселая наука дорогого бытия».

Р — Революция

Я верю, верую во Всемирную, Вселенскую революцию и готов воевать за нее и словом, и делом, как это делали мои доблестные предшественники, учителя и соратники, от Достоевского до Маяковского, все те, кто всегда был против лжи, равнодушия, упадка, смерти. В 1917 году наша страна сделала первый шаг на пути к истине — не бывать ему последним!

***

Только пламя революции поможет миру родиться заново, сотворит мир новый.

***

Мне всегда была близка революционная эстетика: взрыв пассинарности, огненно-революционные ценности, наибольший накал ее я вижу в 1917-20-х годах. Мне кажется, что потом все несколько угасало, с каждым последующим периодом система умирает без огненного стержня… Искры революции — это искренность, утверждение ценностей от сердца.

С — Смерть 

Смерть для меня — это когда из очень ограниченного состояния попадаешь в очень расширенное состояние.

***

Я наглядно понял, что нечто, что являет собой человек, — это как аквариум с рыбками, который находится внутри океана. А при смерти он ломается. Он все равно там остается, но у него уже нет рамок. После этого — когда неожиданно такие вещи понимаешь — становишься немного другим человеком. То есть ты уже не живой, не мертвый, а какой-то вечный, что ли.

Т — Тоталитаризм

— Твое отношение к власти?— Весьма плохое.— Почему?— Потому что все, что я делаю, это борьба с тоталитаризмом во всех его проявлениях. А власть представляет собой самое худшее проявление государственности, стало быть тоталитаризма, стало быть фашизма, если говорить конкретно. А я очень ярый антифашист. И потому я считаю, что весь панк, вообще все, что я смогу сделать своими песнями, — давать отпор тоталитаризму.— А что ты стремишься разрушить?— Любой тоталитаризм, как в мышлении, так и в отношении каких-то человеческих связей, тем более в государственных отношениях, из которых состоит весь цивилизованный Вавилон.

***

Мне всегда было, по большому счету, на все насрать глубоко, на все эти политические реалии, на все, что творится. Просто они олицетворяли собой определенный, как бы это сказать, тоталитаризм — причем не человеческий, а вообще жизненный. Потому что то, что из себя представляет жизнь, — это, собственно говоря, самое страшное и есть.

У — Уход

Человек — независимо, какой он изначально был, — идейный или безыдейный, доходит до предела крутизны, где в некой точке происходит момент выбора. Оставаться здесь, в этой реальности, либо идти дальше. Если человек идет дальше, то он отсюда уходит, как Ян Кертис или Джим Моррисон, скажем. И необязательно смерть, он может просто с ума сойти или в горы податься. Он может просто на заводе до конца жизни проработать. Со стороны это будет непонятно... Либо человек остается в реальности, выходит как на неком этаже из лифта, а лифт уходит. И он на этом этаже начинает озлобляться, ожесточаться, цинично и злобно торговать собой. Это самое опасное.

***

Бердяев, судя по всему, прав оказался — действительно, настал катакомбный период для носителей, хранителей культуры. Все превратилось в слизь и грязь. Стало быть, надо уходить отселе пока не поздно — незачем свои святыни на всеобщее осмеяние выставлять.

***

Наша цивилизация — это определенное мироустройство, которое питается определенными энергиями — страха, боли, зависти, разрушения, — список может быть бесконечным. Если взять всем нормальным людям, просто взять и выйти из него, как из зоопарка, и жить по принципу самодостаточности, самосвободы — не воюя с ним, и вообще даже не контача, создавая по принципу «do it yourself» свои сквоты, системы, лейблы, музыку, творчество… — весь этот остальной мир сам по себе сдохнет.

Ф — Философия

Маркузе очень нравится. Но он странный человек: писал, писал, а потом в последней работе вдруг сказал: все, что я раньше писал, это ******* [ерунда — прим. ред.] все. Философ, что сделаешь… Наверное, столкнулся с маем 68-го и испугался.

***

Камю и Сартр в молодости оказали на меня сильное влияние, произвели ярчайшее впечатление, как вспышка какая-то. Экзистенциализм вообще, как философия, как жизненная позиция.

***

Что касается экзистенциализма, то ярко выраженными его проявлениями можно назвать только два альбома — «НЛБ» и «Солнцеворот». Причем немецкий экзистенциализм мне даже ближе. Например, Носсак. Во «Вселенской большой любви» желающие могут обнаружить некоторые параллели.

***

— А были люди, ко мнению которых ты прислушивался?— Прислушиваться я, конечно, прислушиваюсь. Я могу много назвать людей, кого я уважаю, но мнение всегда сугубо свое. Мне очень нравится Александр Зиновьев.

***

— В одном из интервью вы сказали «Лучшая свобода — это отказ от нее». Но все ваше творчество, во всяком случае раннее, лично у меня ассоциируется именно с тягой к свободе, к борьбе за нее. А что на самом деле?— Ответ кроется в самой его постановке. Бердяева почитайте, лучше него никто на эту тему не рассуждал.

***

Любое творчество — творчество от сердца — это чудо. А если его нема, то и цена всему — кусок говна, тогда и земля — прах, и солнце — медная посудина, как справедливо заметил писатель Розанов.

***

Если Ницше на меня каким-то образом и влиял, то когда мне было лет 14-15, когда я бродил по улицам самовлюбленным сопляком и вообще ничего не понимал. Слава богу, это жестоко и скоропалительно прошло.

***

— Интересуетесь ли Вы, как человек гуманитарно образованный, с одной стороны, и интересовавшийся политикой, с другой, новинками в социологической и философской мысли. В частности, как относитесь к М. Фуко, П. Бурдье? Вам интересны выводы «профессиональных вскрывателей» социальной реальности?— Уже нет. Сейчас у меня другие приоритеты.

Х — Художник 

Художник — это человек, воспринимающий все через кровь, через сердце, через себя…

***

Я серьезно занимался графикой и экспрессионистской живописью очень давно, в те времена, когда работал художником-оформителем на разных заводах. Тогда были бесплатные кисти, краски, то-се, потом этого не стало, вот и все. Последнее серьезное художественное дело — это картина «Домой!» для Янкиного альбома, которую я и осуществил с помощью попертых из какой-то конторы, в которой я временно служил, средств, а также графический разворот к альбому «Попс», который мы совершенно фанатическим образом в течение суток создали вместе с Кузьмой в состоянии необычайного вдохновения. В дальнейшем я перешел к коллажной технике, которой придерживаюсь и сейчас.

***

Работал я художником не потому, что надо было каким-то образом зарабатывать (зарабатывал я другим образом — обменом и торговлей пластинками), а потому что имел место жестокий закон о тунеядстве, по которому меня неоднократно привлекали. Поэтому необходимо было через каждые три месяца свободного существования устраиваться куда-то на официальную работу, все равно куда. А работа художника — это был лучший вариант из существующих в то время.

***

— А есть у вас какие-либо пристрастия в живописи?— Есть — примитивизм, экспрессионизм. А также Грюневальд.

***

Мне вообще нравится примитивизм. Собираем все, что можно, где только можно. А югославская наивная живопись — это вообще нечто особенное.

Ц — Ценности

Если человек себя как-то назвал — значит, дурак. Если в какой-то одной схеме ценностей находишься — все, обречен! Ты заточен в определенной системе и уже больше ничего не увидишь. Все, что мы делали в этой жизни, — мы ломали любые схемы, мы и сейчас их ломаем, и дальше будем ломать.

***

То, что мы делаем, — это акт выстаивания относительно огромного нагромождения всей этой грязи, мерзости, которая на нас валится. Это можно назвать как угодно — цивилизация, система ценностей, система бесценностей...

***

Свобода с точки зрения политики сейчас — это нивелирование всех ценностей, которые имели значимость доселе.

***

Все мои песни, все мое творчество всегда были направлены против той пресыщенной, алчной, лакейской прослойки граждан, учиняющей ныне беспримерно циничный, чудовищный раздор и поругание нашей отчизны, оглушительно ратуя за некие «общечеловеческие ценности», сводящиеся к идее собственного ожирения и удушения ближнего своего.

Ч — Чудо

Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду. Раздирающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаявшийся, каждый недобитый, каждый маленький. Я вот где-то читал про одного самурая, который перед тем, как сделать себе харакири, написал: «Уничтожу весь мир». Так вот, я свято и закоченело верю и знаю, что он его этот весь мир и уничтожил, ********* [окончательно уничтожил — прим. ред.], величественно, безвозвратно и однозначно. Введенский правильно пишет, что чудо — остановка времени, возможная лишь в момент смерти. Сытый индивидуум, существующий в липкой протяженности будней, надежд, желаний, ожиданий и т.д. и т.п., не сотворит чуда, не остановит мир. На это способен лишь тот, кому нечего терять. Это тот сокрушительный залп, когда уже кончились патроны. Пусть в глазах всего мира это разгромное поражение, зато для тебя и для твоего мира это полный и окончательный мат, триумф и торжество!

Ш — Шум

Был период, когда слушал только noise и industrial — Test Dept, Throbbing Gristle, SPK, Young Gods и т.п. Это совпало с моими собственными изысками в подобной сфере — альбомы Г. О. «Армагеддон Попс» и т. д., Янкины электрические альбомы, группа Сатанизм, «Игра в самолетики» и «Народоведение» Коммунизма.

***

Основная часть альбома, можно сказать его суть, была записана за два ярких майских дня (13 и 17) 1989 года на промышленных и бытовых свалках и в лесах неподалеку от моего жилья. Почти все остальное записано в промежутке между этими датами, а также в начале мая в процессе работы над несостоявшимся сольным проектом Кузьмы Рябинова. Центральной затеей явилось произведение и запись технического и музыкального, «индустриального» шума (использование в качестве инструментов металлических конструкций, объектов и отходов разного свойства, в том числе стеклянных), что носило спонтанный характер, зачастую в форме хэппенингов (про «Игру в самолетики под кроватью»).

***

Это высший пик брутальной звуковой дерзости, агрессии на тот момент, попытка достижения максимальной некомфортности, неудобоваримости для среднего слушателя. С одной стороны, это был риск потерять публику, с другой — возможность наконец обрести своего. Настоящего, подлинного, идейного, врубающегося. Исходя из вышеописанной концепции, запись производилась с максимальными нарушениями норм звучания: прямое разделение каналов, голос, записанный с нарочитым перегрузом, утопленные, «размазанные» ударные, свистящие гитары, всяческий атональный шум и грохот (про «Здорово и вечно»).

***

Без лишней скромности заявляю, что это — квинтэссенция непопсовости и непривычности звучания панк-музыки, какую я могу себе позволить, представить и воплотить. Я очень доволен. Здесь я, наконец-то, вдрызг и брызг насрал на всяческие очевидные нормы звучания и записи. Суровая противофаза, чудовищный перегруз, сплошной пердежный и ревущий среднечастотный вал. Именно то, что надо. Кроме того, все сыграно крайне живо, спонтанно и вдохновенно. Мы использовали *********** (огромный — прим.ред.) арсенал немыслимых всевозможных шумелок, инструментов, примочек, дорожек, всего, что было способно вокруг нас звучать, всего, что было у нас под руками, а также — идей и приемов (про «Войну»).

Э — Энергия

Энергия — это вообще по сути позитивная штука, а агрессия возникает только тогда, когда возникает препятствие для ее выхода.

***

Русский рок, как и все русское искусство, — мессианский. Из этого мессианства, как из колодца, черпается энергия творческая, гигантского масштаба...

***

Я хочу видеть на концертах таких же слушателей, как мы сами. Пусть люди с помощью той энергии, которая приходит к ним, по-другому посмотрят на мир, пусть они почувствуют себя вечно живыми, огненно-живыми, смогут контролировать себя и постараются трансформировать эту энергию в творчество.

***

Мне кажется, что конец света — это то, что сейчас и происходит. Конец наступает тогда, когда уничтожается живая энергия творчества.

Ю — Юность

Лет в шестнадцать у меня были такие вещи — я их называю озарения. Со мной постоянно происходили какие-то депрессии, всплески какой-то радости. Я находился внутри себя — как бы в большой зеркальной комнате, где были только одни мои личные отражения. Это сопровождалось время от времени чудовищными упадками духа и попытками все это разрушить, вернуться обратно: самоубийство или просто забыться — словом, вернуться в первоначальное какое-то состояние. И когда я реально дошел до этого состояния, со мной случилась очень странная вещь. Я однажды посмотрел на себя несколько со стороны. И понял, что я — это огромное количество очень конкретных частных представлений о том, как оно все есть. Они выглядят как ворох грязного тряпья, какой-то одежды, каких-то салфеток, разноцветные тряпочки, разноцветные стеклышки… И я взял все это внутри себя, поднял, вышел на кухню, посмотрел — а у меня стол такой голубой, как небо, — и я взял в голове весь этот ворох и швырнул куда-то в синеву. И в этот момент со мной произошло нечто. Я был совершенно трезвый, я никогда в то время не пил ничего, не употреблял. У меня открылся внутри душераздирающий глобальный поток. Впечатление было такое, что я стал не личностью, а стал всем миром. И сквозь меня, сквозь то, что я представлял как живой человек во времени, — а это такой отрезок маленькой трубы, — пытается прорваться со страшным напряжением, представляешь, весь мир. Огромный поток, а я его торможу. Меня разрывало на части, я вышел на улицу, там плакал просто. Я видел, как лист с дерева падает очень долго, как муравьи ползают, как дети копошатся, как качели скрипят, как там дедушка на велосипеде едет. Я одновременно видел это все. И видел в этом всем не просто закономерность, а глобальную какую-то картинку. И было совершенно явственно, что именно так все и должно быть. Не просто должно, а это движение, какая-то глобальная космическая… не то что игра… какие-то шахматы. Не знаю, у меня нет слов для этого. И не может быть слов на человеческом языке. Время остановилось, это очень напоминает элэсдэшное состояние или смерть. Оно сжималось, сжималось, в некий момент почти остановилось. Не знаю, как это объяснить. Было одновременно чудовищное мучение и состояние экстаза глобального. Я понимал все. Я шел — и был какой-то частью всего в целом. И одновременно был каждой частью, на что я обращал внимание. Потом это прекратилось, но очень долго во мне оставалось. Такие состояния были еще и еще какое-то время, но все меньше. Я понял, в какую сторону двигаться после этого. И что я делаю, собственно говоря, здесь. Вот с тех пор я это все и делаю.

Я…

Трагедия моей жизни заключается сугубо в том, что я человек очень обычный, обыденный, который всю жизнь хотел находиться в центре поля, быть каким-то полузащитником типа Смертина, делать свое дело и находиться в окружении каких-то красивых людей. Мне больше нравится более комфортно жить и быть потребителем, нежели производящим, творцом. Но всю мою жизнь получается так, что приходится забивать голы, быть на острие атаки, что-то делать, ворошить, придумывать, создавать новые мифологии, новые системы ценностей. Ведь никто ничего делать не хочет.

gorky.media

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

Официальные фотки группы, платил в свое время за них денежку.

Егор Летов,Гражданская оборонаЕгор Летов,Гражданская оборонаБелорусский журнал Парус, июнь 1990 года.Игорь ЛЕТОВ. «Гражданская оборона» (г. Омск) Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА,Егор Летов,Гражданская оборонаЖурнал АОР, Архив Омского Рока, № 1, 1990 год, принимал некоторое участие в его выпуске.

Перепечатана статья из Вечернего Омска за 1986 год. 

их.откровений - они звучат как заученно цита~| ты, как перепевы .с чужого голоса. КУМИРЫ И ЦЕНИТЕЛИ Для того, чтобы представить обиталище одного' из наших героев / фамилии по редакционным соображением мы изменили. - С.В./, понадобится все ваше воображение, читатель. Попробуйте увидеть•комнатуЗаметка из тульской газеты Иванов, 1990 год. Фото по этическим соображениям опускаю.~7 V --- -------------------------------- Г Л ражданская ОБОРОНА ☆☆☆ ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА появилась в г. Омске в период записи Егором «Джа» Летовым своего первого альбома «Поганая молодежь». Альбом вызвал интерес со стороны «компетентных органов», в результате чего • следователь Мешков стал

Журнал Контркультура, № 3 за 1991 год. Материала много, считая со статьей о похоронах Янки на 30 страниц.

Интервью с Летовым

200 ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА (Интервью с Егором Летовым) "Как захочешь, так и было" (Леха "Плюха!') "И тихо взяв мешалку в руки, Он мудро кашу помешал, -Так он урок живой науки Душе несчастной преподал." (Н. Заболоцкий ".Незрелости') "В цырке все смешно Клоуны смеются Люди все смеются Звери тожеОбзор деятельности ГрОб - студии.ЕГОР ЛЕТОВ ГРОБ-ХРОНИКИ Ой, зори бирюзовые, закаты — анилин! Пошли мои кирзовые на город на Берлин. Грома гремят басовые на линии огня, Идут мои кирзовые, да только без меня. (А. Галич) Что собой представляет "фирма" ГрОб-Records и ГрОб-студия, на которой с 84-го по 90-й неумолимо,Полная дискография группы.I. ОФФИЦИАЛЬНАЯ АЛЬБОМОГРАФИЯ ГРОБ-RECORDS ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: 1. ПОГАНАЯ МОЛОДЕЖЬ (1985) Частично реконструированный и реставрированный причудливый материал, записанный и наигранный мною и Кузей У о в разных местах и в разное время —• с марта 85 по май 89. Возник в данном варианте, претерпевИ чуть от себя.

Видел Летова два раза.

Первый раз в автобусе. Я жил недалеко от него, тоже в Чкаловском, только он на Осминина, а я на 50 лет ВЛКСМ.

Стоит на задней площадке какой-то мелкий хрен патлатый и подмигивает, типа узнал?

Я про Гражданскую Оборону уже слышал, но понятия не имел, как он выглядит (это был год 1989)

Посмотрел я на него, как на придурка и вышел.

Где-то через год пошел я со своим товарищем Серегой Синицыным на концерт Звуки Му. 

А Серега с Егором много общались (он был художником и нарисовал ему обложку Поганая Молодежь).

Он и говорит - Смотри, Летов идет.

Я - Так это ж тот хмырь с автобуса!

Сели они вдвоем на ступеньках в проходе да так весь концерт и просидели. Я пытался поснимать, да где там - темно.

Сергей мне потом эти фотки и втюхивал. Просил я его сделать с автографом, Нет, говорит, Летов сразу послал.

В ноябре 2006, когда жил в Калининграде, имел на руках билеты на концерт Обороны в Вагонке. 

Но выходные были длинные, решил сгонять в Вильнюс, а билеты отдал знакомой девке. 

Она и сама, дура, не сходила, и билетов как память у меня не осталось.

Да, темные очки, что у Егора на фото - это сварочные довоенные очки. 

Держал их в руках, они легкие, но через них ни хрена не видно.

Высматриваю на блошинке, может, попадутся похожие.

joyreactor.cc

биография, фото и интересные факты :: SYL.ru

Жизнь Егора Летова отличается от жизни многих советских исполнителей, его талант и природный нигилизм принесли ему огромную популярность. Всю свою жизнь музыкант и создатель легендарной группы "Гражданская оборона" посвятил своему любимому делу - написанию и исполнению песен.

Детство и юношество музыканта

Настоящее имя артиста – Летов Игорь Федорович. Родился исполнитель в городе Омске 10 сентября 1964 года. Еще при рождении Егору Летову пришлось бороться за свое существование, так как роды были очень тяжелыми, что ставило под угрозу его жизнь. Рос Летов очень сообразительным мальчиком, и уже с двух лет очень хорошо разговаривал, рано освоил чтение, очень любил географию. Уже в шесть лет будущий музыкант по памяти мог рассказать всю карту мира. Летов Егор очень любил коллекционировать и изучать разные вещи, которые хотя бы чуть-чуть могли его заинтересовать. Мама Егора была врачом, а отец долгое время занимал военный пост, впоследствии стал исполнять обязанности секретаря городского райкома КПРФ.егор летов

В школе Егор Летов учился с переменным успехом и обладал искусным мастерством обводить вокруг пальца своих преподавателей. Играть на гитаре он начал еще со школьной скамьи, шесть лет занимался с преподавателями. Будучи подростком, Летов взялся сочинять тексты песен вместе с товарищами. После этого музыка стала для Егора не просто увлечением - он погрузился в нее с головой.

В семье Летовых Егор был не единственным музыкантом, с детства у мальчика была привита любовь к музыке благодаря старшему брату Сергею. Сергей Летов – известный музыкант, саксофонист, импровизатор. В 1982 году Егор окончил школу и переехал к брату в Подмосковье, поступил в ПТУ на строителя, но после года обучения был отчислен за неуспеваемость. После чего, вернувшись обратно в Омск, Егор начал трудиться на двух промышленных заводах Омска в должности художника-оформителя. Позже Летов Егор подрабатывал штукатуром и дворником. Летов Егор

Музыка Егора Летова

В 1982 году, перед поступлением в ПТУ, Летов начал трудиться над созданием музыкального проекта «Посев». По возвращению в Омск будущий «патриарх сибирского рока» продолжил активно заниматься музыкой и развитием своего музыкального проекта.

Свои первые песни участники группы «Посев» записывали на магнитоальбомы. Этот процесс происходил в домашних условиях без использования профессионального оборудования. Звук получался очень глухим, а иногда и нечетким. В будущем, когда у коллектива появилась возможность записывать свои песни на качественном звукозаписывающем оборудовании, в песнях все равно присутствовало дребезжание звука. В своих интервью Летов Егор не раз отмечал, что осознано отказывался от чистоты звука, для того чтобы создать в своих песнях ощущение «гаражной атмосферы», что стало его фирменным стилем исполнения.

Создание легендарной группы «Гражданская оборона»

В 1984 году музыкальный проект «Посев» завершил свое существование, после чего сразу образовалась легендарная группа «Гражданская оборона», именуемая также «Гроб» или «Г.О.». Летов получал удовольствие от своего занятия и был полностью погружен в написание песен, которые так и продолжал исполнять в любимом «гаражном» стиле.Егор Летов песни

Когда деятельность группы начала приносить деньги, Летов с друзьями открыл независимую звукозаписывающую студию, которая носила название «Гроб-рекордс», на ней же и записывались популярные по сегодняшний день альбомы группы. Была расположена студия в обыкновеной квартире, и Егор давал возможность также и другим сибирским рок-музыкантам записывать в ней свои песни.

Советская молодежь моментально оценила «Гражданскую оборону» за уникальный стиль исполнения и очень откровенные для того времени песни. Магнитоальбомы с записями группы передавались из рук в руки, а концерты организовывались подпольно. Этот дух авантюризма очень любил Егор Летов. Песни становились все популярнее с каждым днем и полюбились слушателям благодаря глубокому смыслу, оригинальному звучанию и запоминающемуся ритму.

Природный нигилизм Летова и его вечное «против» воодушевляли молодежь, а врожденный талант и высокий авторитет мог повести за собой любого. Доказательство этой авторитетности - множество русских панк-групп, которые по сегодняшний день стараются быть похожими на «Гражданскую оборону».

Специальные службы и психиатрическая больница

В пик популярности «Гражданской обороны» Егором Летовым заинтересовались спецслужбы. Летов был противником устоявшегося строя и коммунизма, но при этом не возражал против советской власти. В его песнях присутствовал политически-философский подтекст, который было не спрятать за панковским безразличием.

Летов неоднократно подвергался встречам с сотрудниками Комитета государственной безопасности СССР, они требовали прекращения деятельности «Гражданской обороны». В 1985 году, после того как Летов Егор ответил отказом, его поместили в психиатрический диспансер. Насильственным путем к нему была применена терапия сильнодействующими нейролептиками, которые обладают свойством менять психику пациента. После сам Летов сравнивал эти методы с лоботомией.Егор летов тексты

Спустя четыре месяца Егора выписали благодаря старшему брату, который пригрозил опубликовать в западных средствах массовой информации историю о том, как Советская власть борется с неугодными музыкантами.

Творчество Летова после выписки из психиатрической больницы

С 1987 по 1988 год Летов продолжил заниматься проектом «Гражданская оборона» и записывает свои популярные альбомы, такие как «Все идет по плану» и «Мышеловка». В этот же период написал Егор Летов тексты, которые в будущем покорили сердца любителей рока. В этот момент музыкант стал самостоятельным исполнителем своих песен, звукорежиссером и продюсером. В 1989 году он начал работать с Яной Дягилевой. В 1990 году Летов закрыл проект «Гражданская оборона», но уже в 1993-м воссоздал его заново. Последний концерт группа «Гражданская оборона» дала незадолго смерти музыканта – 9 февраля 2008 года.

Личная жизнь

В неофициальном браке Летов состоял со своей коллегой по музыкальной деятельности Янкой Дягилевой. Пара вместе играла на концертах и проводила вместе большую часть времени. Янка была его подругой, музой и практически родным человеком. К сожалению, в 1991 году Яна Дягилева загадочно и трагически умерла.Егор Летов аккорды

В 1997 году Летов официально вступил в брак с Натальей Чумаковой.

Смерть музыканта

Умер музыкант в 2008 году, 19 февраля. По официальной версии причиной смерти была сердечная недостаточность, но через некоторое время причину сменили на дыхательную недостаточность вследствие отравления этанолом. Похоронен Егор Летов в Омске, возле могилы своей матери.

Отец Егора в своем интервью после смерти сына подчеркивает, что в последнее время Егор очень много пил, и это сказалось на его здоровье.

Всю свою жизнь Егор посвятил музыке, но, к сожалению, не все его идеи были реализованы. В своей жизни и в творчестве очень многого добился Егор Летов. Аккорды его песен даже сегодня звучат во дворах многих городов, а сам Егор живет в сердцах своих поклонников.

www.syl.ru

Картины художника Геннадия Летова

Картины художника Геннадия Летова

Читатели обсуждают

Архив материалов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

www.marpravda.ru

Летов Егор: биография и дискография. Фото

Тот факт, что Летов Егор скончался на 44-м году жизни, не вызовет большого удивления. Его жизнь была эталоном для человека, существовавшего в музыкальном и социальном андеграунде. Преследования коммунистических властей также не добавили ему здоровья. И тем не менее за свою сравнительно недолгую жизнь этот человек успел многое оставить после себя.

Место рождения и настоящее имя

С чем в первую очередь связан Летов Егор? Конечно, с Омском – городом, где он родился, вырос и начал свою творческую деятельность. Уже спустя несколько десятилетий в музыкальной журналистике сформировался такой термин, как «сибирский андеграунд» - совокупность множества композиторов и исполнителей, которые играли совершенно неформатные по советским нормам вещи.

Именно в Омске это движение получило толчок к развитию. В 1964 году здесь родился Игорь Летов, имя Егор он возьмет себе позже. Как и многие его друзья, он выбрал себе псевдоним. Именно под ним и запомнился поклонникам и просто неравнодушным людям Летов Егор, настоящее имя которого осталось в детстве советского ребенка периода брежневского застоя.

летов егор

"Посев"

В 1982 году Летов заканчивает учебу в школе и тогда же вместе со своими товарищами создает свою первую музыкальную группу. Она получила название «Посев». Так назывался известный в среде политической эмиграции журнал, который активно критиковал советскую власть. Таким образом, с первых своих шагов в творчестве Летов Егор обозначил нетерпимость и бескомпромиссность к существующему строю. Политическая тематика останется одной из основных на протяжении всей его деятельности в качестве музыканта. Хотя сам Егор в своих интервью отвергал такое определение. Он считал, что его песни не о политике, а только имеют множество ярких образов.

 летов егор фото

Первой гитарой Егора был бас марки «Орфей», который он купил в Петербурге в том же 1982 году. За время существования группы было сделано 11 записей в формате альбомов. Конечно, такая самодеятельность существовала в самых кустарных условиях. Сделать качественную запись было физически невозможно. Однако сам Летов приноровился к такой среде и даже с приходом популярности не стал вкладывать деньги в затратные студии. Низкокачественный звук, который еще называют гаражным, станет фирменной карточкой всех его проектов. Оригинальные записи «Посева» по большей части так и не сохранились. Однако некоторые песни были ремастированы на различных компиляциях уже в более зрелом возрасте Егора.

Начало "Гражданской обороны" и преследования КГБ

«Посев» стал предтечей другого более зрелого проекта, которому суждено было стать главным делом жизни Летова. Два года спустя, в 1984-м, Егор и его друг Константин Рябинов собрали новую группу. Она получила название «Гражданская оборона». Со временем в фанатской среде сложились свои фирменные аббревиатуры: "ГрОб" и "ГО".

Сначала группа выступала на подпольных площадках, где собиралась неформальная молодежь. Коллектив быстро стал популярным, и его деятельностью заинтересовались в КГБ, который кроме всего прочего отвечал за идеологические вопросы.

Молодым людям быстро поставили ультиматум, в том числе угрожали уголовным делом по статьям о антисоветской организации и террористическом акте. Рябинова под шумок забрали в армию, в закрытую зону Байконура, несмотря на то что у него были проблемы с сердцем.

егор летов редкие фото

Конфликт с чекистами стал вдохновением для таких песен, как «Мы – лед под ногами майора» и «Тоталитаризм». Летова месяц водили по допросам, где угрожали накачкой наркотиками, после чего на три месяца отправили в психлечебницу. Знакомые и друзья Егора дали подписку о том, что не будут вести с ним никакой совместной деятельности. Казалось, что история группы закончилась, не успев начаться.

Первые альбомы

И тем не менее Летов Егор продолжил играть сразу после того, как оказался дома. Первые альбомы были созданы под влиянием панк-рока, пост-панка и нойза. Это такие записи, как «Поганая молодежь» и «Оптимизм».

Другой значимый альбом тех лет – «Красный смех». Он был записан с помощью акустических инструментов и в основном содержал старые песни в других аранжировках. Его название было отсылкой к известному рассказу писателя Серебряного века Леонида Андреева.

летов егор биография

Альбомы распространялись самиздатным способом на низкокачественных магнитных кассетах. Многие вещи записывались полулегально в местных ДК. В 1988 году Летов Егор создал собственный лейбл "ГрОб-рекордс" и провел ремастеринг своих первых опусов.

1987-й

В этом году группа играет на первом своем крупном фестивале, который проводился в Новосибирске. К тому времени вовсю шла перестройка со своими лозунгами о гласности – выступать стало легче. В тот же год записано сразу пять альбомов («Некрофилия», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Хорошо!!» и электрическая версия «Красного смеха»). На некоторых песнях появляется влияние психоделии и экспериментальных поисков. Эти изменения черпались из творчества западных коллективов 60-х годов.

Тогда же Егор знакомится с Янкой Дягилевой. Их творческий тандем остается культовым в российском рок-андеграунде. Янка участвовала в записях "Гражданской обороны" и некоторых других проектов Егора. Пропала и трагически погибла в 1991-м.

"Все идет по плану"

В 1988 году появляется самая известная песня, которую написал Летов Егор. Дискография всего его творчества мало известна широкому слушателю, но песня «Все идет по плану» знакома практически любому человеку, заставшему перестройку. Она стала ее своеобразным символом.

 летов егор причина смерти

Как объясняет сам Летов Егор, биография которого представлена в статье, текст был создан во время просмотра советского телевидения. Музыкант просто переложил на музыку сюжеты одного выпуска новостей. Получился очень символичный поток сознания со знакомыми всем образами. Существует несколько версий песни. В одной из них мат завуалирован и заменен нейтральными выражениями.

Пик популярности. Русское поле экспериментов

В конце 80-х годов "Гражданская оборона" отличалась самой большой плодовитостью за историю своего существования. Последний альбом того периода перед остановкой в деятельности коллектива получил название «Русское поле экспериментов». Он считается эталонным, а сам Егор называл одноименную песню вершиной своего творчества.

Запись отличает быстрый и яростный темп. Звук намеренно искажен перегруженной аппаратурой и кажется «грязным». Заключающее «Русское поле» - это 14-минутная композиция, в которой использовано огромное количество образов отечественной культуры, и особенно литературы.

Тогда же появляются новые идеи, которыми увлекается Егор Летов. Редкие фото запечатлели его в качестве фронтмена «Коммунизма» - концептуального музыкального проекта, созданного многочисленным сообществом сибирского андеграунда.

летов егор дискография

Психоделическая музыка и политика

В начале 90-х Егор объявил о роспуске "Обороны" и занялся психоделическими проектами, которые несколько отличались от прежней стилистики музыканта. Два альбома того периода - «Прыг-скок» и «Сто лет одиночества» - остались отдельными явлениями в дискографии Летова. Ключевыми песнями начала 90-х можно назвать «Вечную весну» и «Про дурачка».

В те же годы в стране начинается бурная политическая жизнь, в которую вовлекается Летов Егор. Фотографии того времени запечатлели его с такими неоднозначными фигурами, как Эдуард Лимонов и Александр Дугин. Вместе с ними музыкант поддерживает партию национал-большевиков.

Последние альбомы "Гражданской обороны"

Первой записью, выпущенной после значительного периода застоя, стал «Солнцеворот», появившийся в 1997 году. В музыкальном плане здесь отчетливо проявилось влияние жанра шугейз. Из последующих альбомов особенно выделяется «Звездопад», который включил в себя перезаписанные версии популярных песен советских лет, созданных другими композиторами.

летов егор настоящее имя

Последняя пластинка Егора «Зачем снятся сны?» была выпущена в 2007 году. Летов Егор, биография которого ознаменована десятками записей, скончался уже через год.

Смерть и влияние

Музыкант продолжал жить в Омске. Там же и скончался Летов Егор. Причина смерти заключалась в скоропостижной остановке сердца. Музыканту было 43 года. На похоронах состоялась гражданская панихида из неравнодушных к творчеству "ГрОба" людей. Это развевало сомнения в том, оставался ли популярным Летов Егор. Причина смерти стала поводом для многочисленных слухов, однако ни один из них так и не подтвердился.

После ухода музыканта осталось большое наследие и архив. На его основе в 2014 году был выпущен документальный фильм «Здорово и вечно», название которого является отсылкой к одной из самых популярных песен "Гражданской обороны". В хронику включены также и интервью, которые давал во время своих гастролей Летов Егор. Фото и видео прошлых лет, представленные в фильме, эксклюзивны и дают повод по-новому взглянуть на уникальное явление в российской и постсоветской культуре.

fb.ru

Что мы знаем о самых знаменитых песнях Егора Летова? Часть 2 | Культура

Каждый, кто впервые ставил на магнитофон запись альбома «Прыг-Скок», испытывал чувство приятной ошарашенности. Вместо ожидаемого лязга, грохота и рёва нас встречала песня «Про Дурачка», спетая… а-капелла. Как водится, Летов исполнил все вокальные партии сам, правда, вместо запланированных 18 партий удалось записать только четыре.

Обложка альбома "Прыг-Скок" По воспоминаниям Летова, текст был написан в полубессознательном состоянии во время энцефалитной горячки, после которой Егор почти полностью лишился своего длинного хаера. Народная напевность была стимулирована рефреном «Ходит дурачок по лесу / Ищет дурачок глупее себя», истоки которого лежали в древнерусском заклинании «Ходит покойничек по кругу, / Ищет покойничек мертвее себя». Вплелись в текст и другие аллюзии — например, на повесть Акутагавы «Зубчатые колеса», афоризм У. Каммингса «В окопах нет атеистов» и известный любому советскому человеку лозунг «Ленин — всегда живой». В одном из интервью Летов говорил, что если бы он снимал клип на эту песню, то сделал бы это во время Венецианского карнавала.

В том же 1990-м году был задуман и электрический вариант песни «Про дурачка», воплощенный лишь спустя семь лет в альбоме «Солнцеворот». Но, по моему мнению, ему так и не удалось превзойти акапелльную версию.

Если не считать чудовищный опус «Прыг-Скок», весь альбом звучал очень мягко, проникновенно и даже трогательно. Матерщина и рёв были сведены к минимуму. Звук, конечно, не стал приглаженней, просто Летов двинулся в сторону излюбленного им психоделического направления рока 1960-х годов.

Офелия

Появившись из «небытия» в 1993 году, в своем новом альбоме «Сто Лет Одиночества» Летов доводит свою любовь к «психоделии» до логического конца. Впервые за долгие годы лидер ГО уделил столько внимания именно звуку альбома, поэтому писался он нехарактерно долго — целых два года, и еще год сводился. Помню, с каким изумлением я слушал эти грустные «запредельные» песни с длительными проигрышами, странными звуками, шумами и шепотом. Летов назвал все это дело «психоделическим панком» и посвятил «1960-м годам». Вот только битловская «Люси в небе с алмазами» превратилась у него в сомнамбулическую Офелию, которая грохнулась с неба в реку и поплыла в свой «апельсиновый рай»:

Д. Э. Миллес "Офелия"«Влюбленная Офелия плыла себе вдаль,Сияла ночь, звенела земля,Стремительно спешили, никого не таясь, Часы в свою нелепую смешную страну.Послушная Офелия плыла на восток,Чудесный плен, гранитный восторг,Лимонная тропинка в апельсиновый лес, Невидимый лифт на запредельный этаж».

Когда я слушал эту песню, перед моими глазами просто-таки возникла одноименная картина Д. Миллеса. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что именно эта картина вдохновила и Летова. А сам текст внезапно написался во время работы над другим стихотворением — «В блокадном Ленинграде не спешат часы».

Надо сказать, что впервые я услышал эту песню до выхода альбома и, где бы вы думали? — по радио «Маяк». Там муссировались слухи про смерть подруги Летова — певицы Янки Дягилевой (она утопилась — по другим версиям, была утоплена — в реке). Многие тогда высказывали дурацкие гипотезы, что именно суицидальное влияние Егора на Янку привело к трагедии. А так как женские образы в песнях Летова можно перечесть по пальцам, то и смерть Янки проиллюстрировали этой песней.

Всё это, конечно, домыслы. Янке у Летова и так есть посвящение — «Песня про мишутку». А что до «Офелии» — вышла очень красивая и по-хорошему запредельная песня, явно просящиеся в хиты, если бы ГО хоть кто-нибудь тогда крутил на радио или ТВ.

«Родина», «Победа»

После выхода «Ста Лет одиночества» к эстетическим метаморфозам Летова добавились и политические. Восхищенный примером защитников «Белого дома» в октябре 1993 г. и ужаснувшийся их жестокому расстрелу со стороны сорвавших маску «демократов», Егор резко отказывается от своих антисоветских взглядов (и даже некоторых песен), выступает на стороне патриотических сил (сперва — НБП Лимонова, затем Компартии) и начинает проповедовать революционные «солнечные» ценности.

Какой это вызвало шок у большинства интеллигентской тусовки, трудно передать. Это сейчас «демократический» мусор немного выветривается из головы интеллигенции. А тогда всех так пугали ГУЛАГАМи и советской цензурой, что даже та жуть, в которую погрузилось постсоветское общество, не могла выбить дурь о «процветании», которое подарят нам свободные выборы и свободная пресса.

Но Летов, вопреки всем своим прежним политическим убеждениям, почувствовал, что творящееся сегодня намного хуже прежнего, что, продолжая петь о ГУЛАГах, он вольется в ту самую подлую продажную струю, против которой боролся до этого.

В итоге Летов с присущей ему резкостью объявляет себя «Советским националистом», организует движение «Русский прорыв» и записывает два совершенно оригинальных альбома «Солнцеворот» и «Невыносимая Легкость бытия». Не стоит забывать, что Летов был большим поклонником советской эстрады 1960-х годов, а Таривердиева считал одним из величайших композиторов. Всё это в ёрнической форме проклёвывалось на старом проекте КОММУНИЗМ и в полной мере аукнулось в альбомах 1997-го года.

Говорят, что развитие по спирали неизменно возвращает человека к пройденному уже повороту, но только на более высоком уровне и на основе всех предыдущих достижений. Начав с футуристического эпатажа, через «диссидентский» панк и «психоделию» Летов вновь возвращается к политике, а его песни приобретают черты ясной высокой классики! Кто бы мог подумать, что, создавая (казалось бы, программные) песни для новых революционеров, Егору удастся по-настоящему оживить героический дух времен Гражданской войны — как в мелодике, так и текстах.

Именно этот дух звучит в песне «Победа», посвященной защитникам Белого дома и утверждающей, что победа бывает не только фактической, но и моральной.

Обложка альбома "Солнцеворот"«Стать бы во весь рост — да нету больше ног.Сжать ладонь в кулак — да нечего сжимать.Нету больше слов, нету больше нас,Лишь одно осталось на свете — Победа…Наша Победа…»

В подобном настроении создавалась и песня «Родина» — жизнеутверждающая и в меру плакатная, как и положено быть гимну.

Е. Летов:Это одна из самых трагических песен, которые я сочинил. Песня про то, как поднимается с колен родина, которой, собственно говоря, и нет, которая не то что поднимается с колен, а увязает в невиданной жопе все глубже, и туже, и безысходнее. И при этом петь о том, как родина подымается, — это очень мощно. Эти альбомы — «Солнцеворот», «Невыносимая легкость бытия», — они сочинены после событий 1993 года, октября, когда, собственно говоря, реально восторжествовал… не то что восторжествовал — а, я считаю, было на весь мир показано, что такое есть вот наш, русский экзистенциализм. Когда горстка отстреливалась, по ним там били из танков, а все думали, что победим. Альбомы, собственно говоря, про это: когда человек полностью проиграл — и он поет, как он победил, и побеждает. Народ, как мне кажется, так до сих пор и не понимает ничего.

«Сияние»

Жестокое разочарование в политических игрищах, ощущение того, что крики о Советской Родине уже никого не пугают (на них просто не обращают внимания), Летов в начале нового века вновь отстраняется. Хотя и не столь радикально, как в начале 1990-х — активно гастролирует, выпускает альбом каверов на советские песни «Звездопад», а в 2004-м наконец-то начинает выпускать и собственные новые альбомы. Дух отстранения и усталости явно сквозит и в «Долгой и Счастливой Жизни», и в «Реанимации». Тексты становятся почти безукоризненны, звук чище, но Летов перестает удивлять. Он просто синтезирует и развивает всё наработанное им до этого — панковский нонконформизм сочетается с психоделическим побегом, мизантропическая наблюдательность с теплотой и душевностью лучших советских песен.

Предсмертный альбом «Зачем снятся сны» неожиданно стал достаточно символичным итогом всего Летовского творчества. Особенно светло и проникновенно звучит на этом альбоме песня «Сияние» — повествующая о той самой силе, которой жил и которую стяжал Егор Летов.

Обложка альбома "Зачем снятся сны".Е. Летов:В декабре 2005, как обычно, гулял по лесу и песня сама собой заиграла в голове. Причем с готовым рефреном «Но Сиянье обрушится вниз Станет…» — много чем. Оставался лишь технический момент — выбрать из бесчисленных вариантов, чем же станет Сияние, верные, и дописать куплетную часть, которая изначально понималась как колыбельная.

«Спят зверьки и растенияНебеса и сомненияНо сиянье обрушится внизСтанет твоей землёйНо сиянье обрушится внизСтанет самим тобой».

shkolazhizni.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта