ngasanova. Картина ад
Ад (продолжение) - Вспомнить, подумать...
Ад в изобразительном искусстве - 2
В эпоху Возрождения картины ада начинают обогащаться античными образами и персонажами.
Сандро Боттичелли. Сутенер и проститутки бегут от чертей в аду.
Доменико Беккафуми. Ад.
В это время адская пасть постепенно уступает место образу зияющего пролома, подобному тому, через который Эней, ведомый кумской Сивиллой, спустился у Авернского озера в подземное царство. Более сложными по композиции являются картины, представляющие ад как гору с террасами, соответствующие семи последовательным ступеням осуждения на вечные муки.
Дирк Бутс. Ад.
В своей знаменитой фреске в Сикстинской капелле Микеланджело решительно порывает с традицией. Горнило ада Микеланджело изобразил прямо над алтарем. Это служило напоминанием, что священник, будь он даже самим папой, пребывает в той же смертельной опасности, чтои весь человеческий род. Вместе с тем на самой фреске это горнило ада отделено от тойчасти берега, куда Харон из своего челна веслом изгоняет души грешников (правда, не касаясь материальным предметом нематериальных душ), — мотив, заимствованный Микеланджело у Данте.
Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент. Прибытие грешников в Ад.
В период барокко ад, не более как формальный плод (Gestaltungen) художественной фантазии,он лишь удобный повод для разворачивания величественной динамики.В девятнадцатом веке тема ада получает новое дыхание.Целый ряд работ на эту тему принадлежит французскому гравёру, иллюстратору и живописцу Гюставу Доре. В частности иллюстрации к «Божественной комедии» Данте и цикл гравюр«Апокалипсис».
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте.
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте.
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте.
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте.
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте.
«Божественная комедия» Данте послужила источником вдохновения и для другого французскогохудожника — Адольфа Вильяма Бугро, написавшего картину «Данте и Вергилий в аду» (1850 г.).
Адольф Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду.
«Божественная комедия» Данте стала сюжетной основой скульптурной композиции Огюста Родена «Врата ада».
Огюст Роден. Врата Ада.
В XX веке Сальвадор Дали обращается к босховским мотивам адского в картине «Искушение св. Антония».
Сальвадор Дали. Искушение святого Антония.
А вот как выглядит ад на полотне «Визит в ад» мексиканского художника Маурицио Гарсиа Вега.
Маурицио Гарсиа Вега. Визит в ад.
Китайский художник Цзян Ицзы в 2003 году написал «Картины ада». Высота полотна картины шестьдесят шесть метров, а длина — шестьдесят метров.
Цзян Ицзы. Картины ада.
Цзян Ицзы. Картины ада.
Цзян Ицзы. Картины ада.
Идув аду.Дороги -в берлоги,топи, ущельямзды, отмщенья.Врыты в трясиныпо шеи в терцинах,губы резинно раздвинув,одни умирают от жажды,кровью опившись однажды.Ужасны порезы, раны, увечья,в трещинах жижица человечья.Кричат, окалечась, увечные тени:уймите, зажмите нам кровотеченье,мы тонем, вопим, в ущельях теснимся,к вам, на земле, мы приходим и снимся.Выше, спирально тела их, стеная, несутся,моля передышки, напрасно, нет, не спасутся.Огненный ветер любовников кружит и вертит,по двое слипшись, тщетно они просят о смерти.За ними! Бросаюсь к их болью пронзенному кругу,надеясь свою среди них дорогую заметить подругу.Мелькнула. Она ли? Одна ли? Ее ли полузакрытые веки?И с кем она, мучась, сплелась и, любя, слепилась навеки?
Франческа? Она? Да Римини? Теперь я узнал: обманула!К другому, тоскуя, она поцелуем болящим прильнула.Я вспомнил: он был моим другом, надежным слугою,он шлейф с кружевами, как паж, носил за тобою.Я вижу: мы двое в постели, а тайно он между.Убить? Мы в аду. Оставьте у входа надежду!О, пытки моей беспощадная ежедневность!Слежу, осужденный на вечную ревность.Ревную, лететь обреченный вплотную,вдыхать их духи, внимать поцелую.Безжалостный к грешнику ветерза ними волчком меня вертити тащит к их темному ложу,и трет меня об их кожу,прикосновенья — ожоги!Нет обратной дорогив кружащемся рое.Ревнуй! Эти двоенаказаны тоже.Больно, боже!Мука, мука!Где ходназад?Вотад.Семен Кирсанов Ад
Ганс Тома. Ад.
Джон Мартин. Падшие ангелы в аду. 1841 г.
Источник: enc.vkarp.com
ngasanova.livejournal.com
Ад (продолжение) - Вспомнить, подумать...
Ад в изобразительном искусстве - 1
Древнейшие изображения ада мы находим уже в изобразительном искусстве древнего Египта и Междуречья. В искусстве древних греков Аид частая тема росписей погребальных ваз.
Персефона наблюдает за Сизифом в Тартаре.Афинская чернофигурная амфора, ок. 530 до н. э.
В китайском искусстве впервые «Картины ада» были написаны в виде настенных рисунков вмонастыре Юн в древней китайской столице Чанъань в эпоху расцвета династии Тан одним Даосом по имени Шен У.
«Картины ада». Первый уровень — место, куда помещают самоубийц.
В европейской традиции изображения сцен ада имели своим источником новозаветные тексты,апокрифы, сочинения «отцов церкви» и трактаты теологов.Древнейшие в европейском искусстве сохранившиеся памятники с изображениями ада относятся к VIII-XV векам в иллюстрациях Страшного Суда к «Апокалипсису» и комментариям к нему. В иллюстрациях к «Апокалипсису» чаще всего ад изображается как огненное море с телами грешников.Около XII века в западноевропейском искусстве возникает образ входа в ад как всепожирающейразверстой пасти (глотки) Сатаны, Левиафана или дракона, в которую входят демоны и падшиедуши. Адский огонь также нередко представляется в виде огненной печи или с котлом, стоящим в центре адского пламени. Всё более детализированным и изощрённым становится изображениеадских мук, дьявола и его слуг.
Ад в виде пасти дьявола. Миниатюра к псалтырю Анри де Блуа.Середина двенадцатого века.
В византийском искусстве ад изображается как бездна, огненный поток. Иногда олицетворениемада является Сатана или Аид. Зачастую адские муки олицетворяла женская фигура в пламени со змеей на груди. Позднее в ряде сцен возникают такие образы как драконоподобный червь,пожирающий грешников, или Сатана с ребенком (душою грешника) на лоне.
Ад. Деталь из фрески в средневековой церкви Св. Николая в Радуил, Болгарии.
В XIV-XVI веках на формирование живописной концепции ада огромное влияние оказала «Божественная комедия» Данте. Первой попыткой изобразить ад «по Данте» была фреска Нардо ди Чионе в капелле Строцци церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Это влияниеощущается, в частности, у Синьорелли, когда художник преднамеренно изображает ад в виде кругов — их у него, как и у Данте, девять. Примечательно, что на одной из четырехфресок орвьетского «Светопреставления» — «Дела (проповедь) Антихриста» — художник изобразил не только себя и своего предшественника по росписям этой капеллы Фра Анджеликоно портрет Данте. К теме ада и адских мук обращаются и такие художники как — Джотто,С. Лохнер, X. Мемлинг.
Джотто. Страшный Суд.
Л. Синьорелли. Фреска из цикла «Страшный суд» в соборе г. Орвието. 1499-1503 гг.
Фра Беато Анжелико. Страшный суд. Фрагмент. 1431 г.
Андреа ди Бонайуто да Фиренце. Сошествие во ад.
Фрагмент. 1365-1368 гг. Стефан Лохнер. Страшный суд.
Маркс Рейхлих. Страшный суд.
В древнерусской иконописи встречаются те же мотивы. Например, в псковских иконах «Сошествиево ад». Известно пять икон этого извода относящиеся к XV-XVI векам. Несмотря на то, что иконы создавались в разное время, их композиция практически неизменна. Все пять произведения принадлежат к так называемому классическому периоду иконописи Пскова.
Икона «Сошествие во ад». XIV-XV вв.
Возможно, к самым известным изображениям ада относится произведения средневекового голландского художника Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» и «Алтарь св. Антония».
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1510 гг.
Абсолютно новым у Босха оказывается то, что его адский мир обладает собственным порождающимпринципом, своей собственной структурой и своими формальными законами. Уже сам облик адскихсуществ у Босха совершенно нов. В «Алтаре св. Антония» адские существа - самостоятельныеи неведомые живые существа, соединение всех мыслимых природных видов и разновидностей: плоды соития колдунов и ведьм, птицы и рыбы, уроды и друды, ночницы и альрауны. Таков и адский пейзаж Босха. Характерная для босховского ада местность — черные ущелья и пустые,оставленные Богом земля и море, отчаянная тоска обезлюдевших городов, скверных мест, где«произрастают» виселицы и приспособления для колесования, где повсюду — трясина и болото.
Иероним Босх. Алтарь св. Антония.Триптих, центральная часть. Искушение св. Антония.
Именно начиная с Босха, обретает существование адская картина мира. Но если Босх предлагаетсвоего рода зримую картину ада, то в творчестве Питера Брейгеля Старшего ад отождествляетсяс миром сумасшествия как, например, на картине «Безумная Грета». Ад — это и бездна, затворенная воротами, и некое страшное существо. Брейгель изобразил его чудовищем,наделенным зубастой пастью, глазами и волосами. Но Брейгель допускает в свой «адский мир»и элементы комического (гравюра «Христос в преисподней»).
Питер Брейгель Старший. Безумная Грета. 1562 г.
Источник: enc.vkarp.com
ngasanova.livejournal.com
Дьявол в искусстве: gorbutovich
71 иллюстрация из книги Art of the Devil by Arturo Graf. - Parkstone, 2009: http://www.amazon.com/Devil-Temporis-Collection-Arturo-Graf/dp/1844846466. На Amazonе можно заглянуть в книгу.Картинки в оригинальном размере откроются при переходе по ссылке на изображении.Я позволила себе внести корректировку верстки в оригинальный пост автора
Оригинал взят у philologist в Образ дьявола в искусстве
Из книги: Arturo Graf. Art of the Devil. - Parkstone, 2009.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
gorbutovich.livejournal.com