Пан — 1899 Михаил Врубель. Пан картина


греческий Сатир или русский Леший?

Михаил Врубель был одним из самых талантливых и самобытных русских художников. Каждая его картина отличается эмоциональной глубиной и уникальным видением героев. Никто и представить себе не мог демона и сатира настолько прекрасными и сложными, как их видел Врубель. Его Фауст спокоен и умиротворен, Маргарита величава и прекрасна, а Мефистофель почти заботлив. Врубель не просто интерпретировал существующее, он создавал новые миры, в которых ничто не подчиняется предрассудкам и сложившемуся мнению.

Картина Врубеля «Пан» совершенно по-иному представляет зрителю древнегреческого полубога, бунтаря, дебошира и сладострастника Сатира.

картина врубеля пан

Наследие художника

Михаил Врубель – русский художник-живописец, обладавший уникальным даром не только изображения реальности, а создания новых миров на холсте. Врубель прожил удивительно богатую, но в то же время беспокойную жизнь.

Его карьера видела немало взлетов и падений – критики попеременно называли его картины «ужасной мазней» и «гениальной симфонией цветов и форм», Академия Художеств неоднократно лишала его своего покровительства, только чтобы позже снова взять его под свое крыло. Весь свой сложный творческий путь Врубель прошел один – он никогда не был частью профессиональных товариществ, больших совместных проектов и определенных движений и направлений в живописи.

Сегодня творчество Михаила Врубеля является неотъемлемой частью русского искусства и представляет собой яркую, самобытную страницу в его истории. Многие искусствоведы прослеживают в картинах Врубеля влияние Высокого Возрождения, ранней византийской живописи, модернистских и импрессионистских веяний. Однако, как и при жизни художника, творчество Врубеля не только не имеет себе подобных, но и не может быть четко определено существующей в современном искусстве терминологией.

врубель пан описание картины

История Картины

Картина М. Врубеля «Пан» принадлежит к серии картин, которые критики называют сказочными или фольклорными ноктюрнами. Эти полотна изображают персонажей на фоне ночного пейзажа: например, такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Сирень», «Лебедь» и другие.

Многие из сюжетов своих полотен Врубель находил в театральных и балетных постановках, в путешествиях и рассказах о них, но самым богатым кладезем вдохновения для художника была литература. Картина Врубеля «Пан» создавалась под влиянием рассказа нобелевского лауреата Анатоля Франса «Святой Сатир». Рассказ настолько впечатлил Врубеля, что он написал картину за несколько дней - поверх неоконченного портрета своей супруги.

картина м врубеля пан

Картина Врубеля «Пан»: анализ

Полотна Врубеля не похожи ни на какие другие. Все в них – мотивы, тональная палитра, персонажи и даже отдельные мазки – уникальны и неповторимы. Предпочитая тусклые и непримечательные пейзажи, темные тона и глубокие сюжеты, Врубель сумел создать самых ярких персонажей русской живописи, среди которых Демон, Царевна-Лебедь и Пан. Картина Врубеля «Пан» по праву считается вершиной его «сказочной сюиты».

Кроме уникальности, самобытность художника заключается в том, что Врубель – исконно русский художник, влюбленный в свой фольклор, родные пейзажи и богатую культуру. Даже заимствованные у других культур сюжеты выходили из-под кисти мастера немного «обрусевшими».

Ни в одной картине эта тенденция не прослеживается так ярко, как в полотне «Пан». Описание картины Михаила Врубель «Пан» говорит лишь о «русском духе» - как в картине, так и в ее главном герое. На картине изображен полубог из древнегреческих мифов, однако совершенно ничего греческого в сюжете и композиции нет.

Михаил Врубель, «Пан»: описание картины

На фоне русского ночного пейзажа сидит, призадумавшись, персонаж, невероятно похожий на лешего; его принадлежность к эгейским мифам выдает лишь копыто. Именно оно говорит нам о том, что старик присел не на пенек, а на свои козлиные ноги, а посему не наш он леший. На этом отличия заканчиваются.

Даже козлиные копыта и название картины «Пан» не мешает зрителю видеть в сидящем сатире персонажа родного фольклора. Врубель заменил в своем Пане беззаботность на безмятежность, буйство на спокойствие, постоянную музыку на короткий момент тишины. Нет на картине и яркого разнообразия яств и вин, не носятся вокруг сатира прекрасные нимфы и дриады.

описание картины михаила врубель пан

Пан спокоен и немного грустен, его яркие голубые глаза сияют в ночи светом несказанных историй, нехоженых троп и прошедших дней. Нарядных смеющихся дриад ему заменяют тонкие белые березки, не менее прекрасные в своей тишине.

В целом и герой картины, и пейзаж, и цветовая палитра наполнены таинственными символами пленительного мира художника. Символизм Врубеля подчеркивается его интересом к двойственной природе сказочных существ. Во многих своих произведениях Врубель объединяет мистическое и человеческое, создавая единый неразделимый образ. Именно поэтому его «Пан», несмотря на безмятежность, спокойствие и добрый взгляд, все же олицетворяет силу и неизведанную мощь закулисного, волшебного мира.

fb.ru

Пан (картина) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.

«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].

Сюжет

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].

Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].

История создания

Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].

Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].

Источники

Литература

  • Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014. — 480 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1458). — ISBN 978-5-235-03676-5.

Ссылки

wikiredia.ru

Врубель — «Пан» | Великие художники

Октябрь 24, 2012

картина врубеля: пан

Пан

1899; 124х106,3 см; холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея

Под влиянием идей мамонтовского кружка Врубель обращается к образам русских сказок. Поиски национальной души интересовали его не сами по себе: в национальном художник видел лишь форму — русское выражение общих мировых идей.

Картина «Пан» была написана в имении меценатки княгини Марии Тенишевой — селе Хотылево Орловской губернии. Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, но счистил почти законченный портрет и быстро написал на этом холсте новую картину.

Она возникла под впечатлением рассказа Анатолия Франса «Святой сатир» из цикла «Источник святой Клары», где собраны рассказы о художниках итальянского Возрождения, монахах и легенды средневековья. Врубеля поразил тот рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах.

Но «Пан» — это не античное божество, а русский леший. От греческого бога художник взял «козлоногость», рога на лысом лбу и свирель; голова с седой курчавой зарослью волос, усов, бороды, добрый чистый взгляд синих глаз превращают Пана в персонажа русских сказок. Порожденный врубелевской фантазией, он изображен на фоне вполне реального, написанного с натуры пейзажа, открывающегося с террасы хотылевского дома.

Врубель тонко подметил, что этот типичный русский пейзаж с лесной болотистой поляной, искривленными березами приобретает особенную таинственность в сумерки, когда над зарослями всходит огромный оранжево-желтый полумесяц. «Пан» был написан очень быстро, за два-три дня. Это объясняется тем, что Врубель приступил к окончательному воплощению замысла лишь тогда, когда все малейшие детали уже ясно сложились в его воображении.

Врубель — «Натурщица»

В Академии Врубель подружился с Валентином Серовым и Владимиром Дервизом, обнаружив много общего с ними в творческих интересах, особенно в работе акварелью. Однажды друзья уговорили Врубеля нанять натурщицу и написать ее в обстановке Ренессанса. Они были рады самому мотиву: простонародная натура — и классическая, ренессансная обстановка.

картина врубеля: натурщица

Натурщица в обстановке Ренессанса

1883; 35,5х24,4 см;бумага на картоне, акварель, белила, лакКиевский музей русского искусства

Работа над «Натурщицей» увлекла Врубеля больше, чем его друзей. Он с гордостью писал в письме: «Акварель, если будет так идти, как идет, то будет действительно вроде дорогой работы Фортуни, кличка которого все более за мной утверждается в Академии». В это время Врубель сильно увлечен виртуозной акварельной техникой испанского художника Мариано Фортуни (1838-1874), культ которого царит в мастерской Чистякова.

Цель этой акварели для Врубеля заключалась не в передаче характера, а в изучении форм предметов. Она радует глаз разнообразием узора и цвета роскошных драпировок, орнаментального фона. В ней очевидна жажда постижения красоты окружающего предметного мира. Стремление усилить звучание цвета толкало Врубеля на самые разнообразные технические приемы.

Он часто пренебрегал технологией материалов, бесцеремонно смешивал масло, акварель, гуашь, пастель, полагая, что для достижения определенных цветовых задач все средства позволительны: «Натурщица в обстановке Ренессанса» была покрыта гуммиарабиком (древесной смолой), который усиливал звучность цветов, придавал фактуре блеск. Гуммиарабик со временем растрескивается, губит работу, поэтому при реставрации в 1926 году он был снят.

(1856-1910) Михаил Врубель

Творчество Врубеля

Врубель: «Девочка на фоне персидского ковра»Девочка на фоне персидского ковраВрубель: «Орхидея»Орхидеяврубель: «ангел с кадилом и свечой»Ангел с кадилом и свечойврубель: «надгробный плач»Надгробный плачврубель: «тамара и Демон»Тамара и ДемонВрубель: «Демон (сидящий)»Демон (сидящий)врубель: «гадалка»Гадалкаврубель: «принцесса греза»Принцесса Грезаврубель: «царевна-лебедь»
Царевна-Лебедь

Поделиться ссылкой в социальных сетях

www.filoli.ru

Пан (картина Врубеля) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.

«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].

Сюжет[ | код]

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].

Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].

История создания[ | код]

Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].

Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].

Источники[ | код]

ru-wiki.ru

Пан Врубель Картина

Живопись русских художников Картина Михаила Врубеля «Пан». Холст, масло.

«Пан» единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты. Результат художественного труда часто непредсказуем и неожидан. Бывает, что художник месяцы, даже годы отдает взлелеянному замыслу, тщательно готовится, обдумывает, пишет и переписывает, но вещь так и не получается. А иногда великие произведения создаются внезапно, как бы экспромтом. «Пана» Врубель написал за два-три дня, взяв, со свойственной ему нетерпеливостью, холст с начатым портретом жены.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». И свою картину художник назвал сначала «Сатир». Эллинский козлоногий бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше в ней от лешего — и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?

Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали; во всяком случае, никто не позировал для него художнику и не было никаких поисков типажа. Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня — неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали и кого Врубель встретить никак не мог,— доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок.

Леший — и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, бесконечно далекое от той мучительной рефлексии, которая сводит судорогой могучие мускулы Демона.Далее →

smallbay.ru

Пан (картина Врубеля) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.

«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].

Сюжет

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].

Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].

История создания

Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].

Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].

Источники

Литература

  • Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014. — 480 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1458). — ISBN 978-5-235-03676-5.

Ссылки

wikiredia.ru

Пан (картина Врубеля) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.

«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].

Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].

Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].

Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].

  • Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014. — 480 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1458). — ISBN 978-5-235-03676-5.

ru.wikiyy.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта