Пан (картина Врубеля). Картина пан
Врубель Михаил "Пан" описание картины, анализ
Знаменитый русский художник Михаил Александрович Врубель написал полотно «Пан» в 1899 году в имении известной в то время меценатки Марии Клавдиевны Тенишевой в Орловской губернии.
Что же за существо изображено на картине? Это Пан — древнее создание родом из древнегреческих мифов, пастух, следящий за стадами священных коз и баранов. В руке он сжимает свой непременный атрибут — пан-флейту, с помощью которой призывает животных, которые отбились от стада.
Зорко глядят его голубые, добрые, немного с хитрецой глаза. Видно, что Пан не злой персонаж, но строго следит он за порядком в лесах и на болотах. Растрепанная борода, косматая голова, рога, торчащие на лбу, сильные руки с кривыми пальцами, козлиные ноги — странно видеть такое существо, особенно в окружении русского пейзажа.
Яркая луна освещает таинственный лес, оттеняя четкие тонкие стволы деревьев и очертания редкой травы у кромки воды. Идея этого полотна пришла к художнику после прочтения рассказа французского писателя Анатоля Франца «Святой Сатир». Это произведение настолько впечатлил Врубеля, что он написал «Пана» всего за несколько дней. В то время художник часто обращается к сказочным сюжетам и, кроме картины «Пан», пишет цикл картин, в числе которых полотна «Сирень» и «Царевна Лебедь».
Год написания картины: 1899.
Размеры картины: 124 x 106,3 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: мифологическая живопись.
Стиль: символизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Другие картины художника:
opisanie-kartin.ru
Пан (картина Врубеля) — WiKi
У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].
На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].
Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].
Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].
Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].
ru-wiki.org
Пан (картина Врубеля) — википедия фото
У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].
На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].
Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].
Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].
Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].
org-wikipediya.ru
Пан. Описание картины Врубеля
Создавая свою картину, Михаил Врубель был вдохновлен древнегреческой мифологией в рассказе Анатоля Франса «Святой Сатир» и ее воображение захватил главный персонаж этой истории.
В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте, и составляли свиту Диониса.
Дикие, страстные и необузданные. Тем не менее, воображение Врубеля создало свой неповторимый образ эллинического существа, придав ему традиционно русские черты характера и внешности.
Современники гениального живописца усмотрели в его Сатире несколько другую сущность и эта знаменитая картина русского живописца, принадлежащая к «Сказочному циклу» творчества, была переименована в «Пан».
На полотне изображен могучий, полный жизненных сил, задора и энергии, морщинистый лысоватый старик, держащий в пан флейтой в руке.
Этот персонаж древнегреческой мифологии похож на описание Сатира лишь отдаленно — небольшие рожки на голове, нижняя часть тела, покрытая черной шерстью и еле видные козьи копыта, спрятанные в траве.
Его пронзительно голубы, но добрые и немного лукавые глаза смотрят на зрителя покровительственно и с большой долей любопытства.
Нечесаная кучерявая борода, седые кудри на голове, морщинистое доброе лицо и узловатые пальцы не вызывают ощущение, что это — страшный и всемогущий бог из древнегреческой мифологии, который может причинить много бед человеку.
Скорее он похож на знакомого из российских народных сказок дедушку-лешего – хозяина просторов природы, что живет в лесной чаще, покровительствует лесным зверям и птицам и охраняет земные богатства.
К осознание Пана как родного русского персонажа подталкивает и пейзаж, на фоне которого изображен Пан – типично северно-русский пейзаж с зеленой равниной, кривыми бережками, блестящей при лунном свете речкой и небольшим лесом.
Над лесом встает луна и своим светом озаряет далекий лесок, гладь озера, три тонких деревца за спиной Пана и его самого. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино.
Еще более заметна энергетическая связь сказочного персонажа с окружающим его пейзажем из-за того, что нижняя часть его тела настолько сливается с землей и похожа на пень дерева.
Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Вечерняя природа, сумрачная, таинственная, могущественная и немного жутковатая также передает особый колорит этого мистического существа, подчеркивая его темную природу и его силу, которую он черпает из окружающих его просторов.
Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. В образе Пана, больше напоминающего русского Лешего, художник пытался уловить национальные черты мифического существа и создал свой собственный, неповторимый и колоритный персонаж.
Автор сочинения: Ирина Шастова
Похожие записи
design-kmv.ru
Пан (картина) Вики
У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].
Сюжет[ | код]
На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].
Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].
История создания[ | код]
Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].
Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].
Источники[ | код]
Литература[ | код]
- Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014. — 480 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1458). — ISBN 978-5-235-03676-5.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Пан (картина Врубеля) — Википедия РУ
У этого термина существуют и другие значения, см. Пан.«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].
На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].
Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].
Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].
Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].
http-wikipediya.ru
Пан (картина Врубеля) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Пан. К:Картины 1899 года«Пан» — картина российского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» (в который входят также картины «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина») и считается его вершиной[1][2].
Сюжет
На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего[3]. Над горизонтом встаёт старый Месяц, что позволяет говорить о том, что действие происходит в утренних сумерках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами; он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут — флейту Пана. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля[1]. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»[3].
Голова напоминает голову на золотой монете из Пантикапея (350—320-е годы до н. э.), а в позе есть сходство с «Демоном сидящим» того же автора, однако тут взгляд обращён к зрителю[4].
История создания
Картина была написана в 1899 году во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния)[5]. Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину[6]. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»)[6][7].
Сам художник называл данную картину именно «Сатир»[5]. Согласно замечанию И. Репина, на картине «плечо сатира смято»[5].
Источники
- ↑ 1 2 Видеркер В. В. [lib.nspu.ru/umk/69b8e0dea1048288/t6/ch2.html Концепция символизма в творчестве М. А. Врубеля.] (рус.). История и типология отечественного искусства XIX века. nspu.ru. Проверено 20 января 2015.
- ↑ [www.tanais.info/art/vrubel12more.html Михаил Врубель. «Пан».] (рус.). tanais.info. Проверено 20 января 2015.
- ↑ 1 2 [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/254 «Пан» в базе данных Третьяковской галереи] (рус.). tretyakovgallery.ru. Проверено 20 января 2015.
- ↑ Порожнякова Н. Е. [www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/S_myst_2007_4_25.pdf Образы низшей славянской мифологии в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX вв. (На примере произведений В. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха, Е. Кульчицкой)] // Сучасне мистецтво. — 2007. — Вып. 4. — С. 310-311..
- ↑ 1 2 3 Армен Апресян. [cult.mos.ru/reviews/neizvestnye-istorii-znamenitykh-kartin/ Неизвестные истории знаменитых картин.] (рус.). cult.mos.ru. Проверено 20 января 2015.
- ↑ 1 2 [www.filoli.ru/artists/077-wrobel/pan.php «Пан» — 1899. Михаил Врубель.] (рус.). filoli.ru. Проверено 20 января 2015.
- ↑ Домитеева, 2014, с. 346.
Напишите отзыв о статье "Пан (картина Врубеля)"
Литература
- Домитеева, В. М. Врубель. — М.: Молодая Гвардия, 2014. — 480 с. — (Жизнь замечательных людей, вып. 1458). — ISBN 978-5-235-03676-5.
Ссылки
- [www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/254 Картина «Пан»] в базе данных Третьяковской галереи (Проверено 20 января 2015)
- [opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-vrubel-pan/ Описание картины Михаила Врубеля «Пан»] (Проверено 20 января 2015)
Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)
– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона. – Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям. – Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни. «Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. – Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь. Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови. Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал. – Ну что стали, подходи! Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его. – Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки. – Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту. – В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков. – Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик. – Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу. – Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки. Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.wiki-org.ru