Ад и Рай в живописи | X-XXe | Hell and Paradise in painting. Ад картина
Ад и Рай в живописи | X-XXe
- Ад и Рай в живописи X-XX веков -— Enfers et Paradis dans la Peinture des X-XX siecles — — Hell and Paradise in painting of the X-XX-th centuries -
----------------------<cut>----------------------
212 jpg | 980 ~ 5567 pix | 300 dri | 414,85 mb
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыАд (картина Вийральта) Википедия
«Ад» (эст. Põrgu) — офорт, выполненных эстонским художником-графиком Эдуардом Вийральтом в 1930 году[2]. Размер произведения составляет 39,4 × 46,8 см, оно выполнено в технике гравюры резцом[2]. Картина находится в коллекции Эстонского художественного музея в Таллине.
С 1925 года художник Эдуард Вийральт (1898—1954) жил в Париже. Офорт «Ад» стал одним из ярких произведений парижского периода творчества художника[3].
Произведение «Ад» выглядит как беспорядочное нагромождение разнообразных монстров. Формы людей здесь переплетаются с животными, растениями и механизмами. Так, из глаз человека вырастают ветви деревьев, на кончиках пальцев — птичьи головы, на лицах проглядывают формы обнажённых тел, из открытых черепных коробок вылезают другие головы, различные механизмы и оружие складываются в лица и т. п. Это причудливая композиция странных и уродливых персонажей напоминает о принципах сюрреализма. Хорошо виден стиль художника, чьё скульптурное образование помогло ему передать объём, внутреннюю конструкцию и рельеф[2].
Однако сходство произведения Вийральта с работами сюрреалистов чисто внешнее, ведь в ряд образов офорта «Ад» автор вложил вполне конкретный смысл. Например, антропоморфные существа, составленные из механизмов, броневых плит, оружия, с крестами на груди и узкой черепной коробкой — это олицетворение милитаризма. Легко расшифровывается и образ в правой части картины: взрывающаяся готова, над которой взлетают монеты и корона[2].
По словам искусствоведа Бориса Бернштейна, «сама алогичность композиции представляется аналогом хаотичности, бессмысленности общества, в котором торжествуют зло, насилие, нравственное уродство»[2]. Искусствовед Хилья Ляти в 1950-х годах писал, что произведение «представляет собой конгломерат мыслей художника об отрицательных сторонах жизни большого города с его подонками. Художник стремится показать тупик, в который зашло буржуазное общество»[3].
В схожем стиле было создано другое произведение Вийральта «Кабаре» (1931)[2].
Примечания
wikiredia.ru
Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления | Блог UNV
Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли, иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поначалу даже не понял, что там изображено — детали слишком мелкие, а сохранность оригинала недостаточна.
Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Большинство схем есть лишь на иностранных языках (оно и понятно — ведь это католический ад). Я отобрал из них англоязычные.
Чтобы лучше понимать изображённое, напомню структуру ада по Данте. Это воронка в земле, уходящая концентрическими уступами вглубь аж до центра Земли, где находится Дьявол. Боттичелли изобразил её в виде, напоминающем глубокий карьер, каждый из уступов которого представляет собой соответствующий круг ада. Чем глубже, тем менее материальные и более сознательные грехи караются: * Преддверие — где томятся души нерешительных людей, не грешивших и не совершавших добродетелей (это те же самые, которых «Пуговичник» из ибсеновского «Пера Гюнта» лишал бессмертия души — расплавляя в общую массу и отливая в новую форму). * 1-й круг — безбольная скорбь для некрещёных младенцев и добродетельных нехристиан. * 2-й — 5-й круги — карают невоздержанность (похоть, чревоугодие, скупость, гнев). * 6-й круг — стены города Дита, подле которых караются еретики. * 7-й круг — карает сознательных вершителей зла (против ближних — тиранов и разбойников, против себя — самоубийц, игроков и мотов, против естества — содомитов, против естества и искусства — лихоимцев). * 8-й круг — карает обманувших не доверившихся (сводников, обольстителей, льстецов, воров, прорицателей, фальшивомонетчиков и т.п.). * 9-й круг — карает обманувших доверившихся им (предателей родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого; последних терзает в трёх пастях сам Люцифер).
Иллюстрация "Dante's Inferno" (автор — Линдсей Маккаллох) воспроизводит картину Боттичелли в схематичном виде, с подписями:
В процессе поиска я также наткнулся на замечательную инфографику Райана Флинна, графически соединяющую воедино номера песен поэмы, путь героя, местность, названия грехов и логику их группировки, описания казней и список встреченных героем именитых грешников:
Вообще вариантов схемы Дантова ада существует множество (и в сети немало подборок, можете ознакомиться сами). Некоторые из них воспроизводят картину Боттичелли, другие используют свои подходы к описанию.
Мне же хотелось затронуть схемы на русском языке. Я нашёл две — и они занятны тем, что оформлены в виде несерьёзных дизайнерских иллюстраций, чего (несерьёзности и дизайнерства напоказ) в иноязычных схемах почти не наблюдается.
Есть пиксельная иллюстрация «Круги ада по Данте» (авторы — Люся Дурасова, Надежда Авдеева, Антония Гапотченко):
Сами авторы называют данную иллюстрацию инфографикой. Но на фоне плотности информации действительно хорошей инфографики Райана Флинна пиксельная шутливость и запутанные выноски данной работы выглядят достаточно слабо.
Ещё есть иллюстрация из «Аргументов и Фактов», «9 кругов Ада "Божественной комедии" Данте Алигьери» (авторы — Елена Слободян, Юлия Осинцева):
Наши западники опираются на западную культуру, имеющую католические и протестантские корни (а также более глубокие — и в «Божественной комедии» видно переплетение христианской и дохристианской культуры, даже проводником героя является римский поэт Вергилий, автор «Энеиды»).
Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели — и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет).
Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). А живя по его правилам и не веря в жизнь после смерти, наши либералы-западники видят, что порок отнюдь не карается по Данте, а вполне себе процветает. Да и существование ледяного озера Коцит в центре Земли не соответствует современному пониманию о температуре земного ядра. Отсюда несерьёзная и даже глумливая форма иллюстраций при сравнительно аутентичном содержании.
Будучи сам светским человеком, замечу, что отсутствие веры в бога не означает отказа от различения добра и зла и понимания о каре за грехи (которая свершится на земле — или при жизни грешника, или после его смерти, в людской памяти). Потому описание ада по Данте, будучи продуктом представлений своего времени (и своей культуры, находящейся в непростых отношениях с русской культурой), всё равно любопытно не только с исторической точки зрения.
Источник: http://unv.livejournal.com/958...
×cont.ws