Анализ стихотворения Маяковского “Исчерпывающая картина весны”. Исчерпывающая картина весны


Лингвистический анализ стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны"

Разделы: Литература

В статье рассматривается актуальный вопрос организации лингвистического анализа текста на уроках литературы в основной школе.

Одна из самых актуальных задач современных курсов русского языка и литературы – обеспечить ученика достаточно разнообразным набором средств для свободного выражения мыслей и чувств в устной или письменной форме. Но разве эта задача нова? Возникла сегодня или вчера? Разве не всегда традиционно для российской школы учитель русского языка и литературы должен был обладать знаниями, владеть методиками, необходимыми для того чтобы он мог научить детей не только читать или владеть родным языком практически, но и объяснять языковые явления?

Рассуждая о гармонии мысли и слова, В.О.Ключевский в XIX веке замечал: «Иногда (не слишком ли часто?) бедненькую и худенькую мысль мы облачаем в такую пышную одежду, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки, и до нее трудно добраться, а иногда здоровую свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву». [1]

Так и современный школьник, умея читать, к сожалению, чем далее тем хуже, представляет классическое произведение как образец для подражания, развивающий его собственные  возможности, а воспринимает его как некую материю. Содержание ее доступно далеко не всем – лишь тем, кто, читая, осмысливает текст. Форма же остается загадкой для большинства. Тем важнее требование федерального государственного образовательного стандарта восстановить в системе уроков литературы и, частично, русского языка лингвистический анализ текста как прозаического, так и поэтического. Необходимость системной работы в этом направлении подчеркивал в свое время Л.В. Щерба. По его убеждению, эта трудная для словесника работа «научивала» бы школьника «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русских писателей  вообще и русских поэтов в частности» и подталкивала бы его к «совершенствованию собственной речи». [2]

Анализ текста художественного произведения как целостного произведения искусства, которое существует в диалектическом единстве плана содержания и плана выражения, включает исследование основной мысли (идейного содержания) текста и его основной организации. «Все элементы художественного произведения находятся во взаимодействии друг с другом, –  определяет Д.Н. Шмелев, –  и зависят от того содержания, выражению которого они служат. Поэтому они, естественно, должны изучаться как элементы сложного целого». [3]

Справедливо и актуально, в свете модернизации содержания гуманитарного образования, давнее замечание Ю.М. Лотмана, что «методика рассмотрения отдельно “идейного содержания, а отдельно ”художественных особенностей” с гипертрофированным вниманием “идейному содержанию” зиждется на непонимании основ искусства и вредна, ибо прививает ложное представление о литературе как о способе длинно и украшено излагать те же самые мысли, которые можно сказать просто и кратко”. [4]

Объект  лингвистического анализа – текст. Чтобы изучить смысловое и эстетическое содержание произведения, описать его художественные особенности, необходимо понимать это произведение. Однако, по утверждению Н.М. Шанского, текст может содержать в своем составе такие «слова и выражения, такие формы и категории», которые не соотносятся с «обычным языковым стандартом». [5] А практика работы с современным массовым «читателем» в общеобразовательной школе показывает, что для него не соотносится «с обычным языковым стандартом»  если не все, то многое.

Поэтому лингвистический анализ, по сути, становится для ученика ключом к пониманию текста. Характер анализа будет определяться в зависимости от речевой практики писателя, времени написания произведения, его жанра, индивидуальных особенностей создателя и многих других компонентов. Решение проблемы понимания текста, следовательно, существенно определяется чистотой лингвистического анализа, лексикографического описания, а также глубины проникновения в авторский замысел, в систему его творчества.

Попробуем доказать эффективность такой работы на примере анализа стихотворения В.Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913, альманах «Дохлая луна») в седьмом классе.

Листочки.После строчек  лис-Точки.

Стихотворение было предъявлено юным исследователям как иллюстрация важности лингвистического анализа для понимания художественного текста перед изучением другого стихотворения, хрестоматийного, –  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Учащиеся знают, что первые стихи Маяковского появились в печати в конце 1912 – начале 1913 года. Молодой поэт презентует себя в сборниках и на литературных вечерах в группе, которая получила название «футуристы». Он занят поисками новых форм, которые соответствуют его представлениям о «времени перемен».

Первое и наиболее часто высказываемое учащимися утверждение по поводу стихотворения обобщенно формулируется так: «стихотворение лишь форма, потому что в этот период В.Маяковский именно поискам формы уделяет внимание. Содержания в стихотворении нет». В полемике дети забывают основной постулат предмета, повторяемый с пятого класса ежегодно: «Литература – искусство слова. Единство формы и содержания». Приходится напоминать слова В.Г.Белинского: «Если отделить форму от содержания – значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы – значит уничтожить форму”.

Обращаемся к анализу, чтобы подтвердить или опровергнуть детские утверждения.

Бросается  в глаза несоответствие объема заглавия стихотворения и маленького текста: три слова – заглавие, пять – собственно текст. Случайность? Авторский расчет? Мастерство? Что помогает читателю определять тему и замысел автора? Как правило, заглавие: тема – весна, тип повествования – описание, «картинка», масштаб авторского замысла – глобальный, «исчерпывающая картина весны». Итак, становится ясно, о чем хочет разговаривать с читателем автор: о весне, представленной в виде художественной картины – не будем забывать о том, что Маяковский какое-то время учился в Строгановском промышленно-художественном училище, а начало его футуристических увлечений связано с Московским  училищем живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил осенью 1911 года.

Цель автора – передать замысел необычно, по-новому, максимально скупыми языковыми средствами. Он использует из знаменательных слов только имена существительные. По статистике З.С. Хакимовой, [6] существительные – наиболее частотная часть речи в творчестве В. Маяковского. Это часть речи, с помощью которой поэт имеет возможность лаконично, но емко передать информацию, что крайне важно для мини-текста. Но можно ли только с помощью слов одной части речи создать картину?

Листочки. Нераспространенное назывное номинативное предложение, задача которого предельно проста – сообщить информацию. Смысловая неполнота обращает на себя внимание незамедлительно, так как предложение равно слову. Однако школьники, опираясь на заглавие и интуицию, легко восстанавливают смысл: ранняя весна. Появляются маленькие – обращаем внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс -очк- листочки, очевидно, еще клейкие, нежные, ярко-зеленые. Образная функция осуществляется через суффикс (метафоризация отсутствует) и подтекст.

После. Предлог употребленный в основном значении «спустя некоторое время, потом». Строчек. Значение этого слова определяется лишь в опоре на последующее слово. Лис. мн.ч. род. пад. от «лиса» (животное, хищное млекопитающее из семейства собачьих).

После строчек лис. Текстовое, первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол отсутствует и в этом предложении. Снова наблюдается неполнота. Подтекстовое понимание более глубокое и более скрытое от читателя, нежели в первой строке предложения. Оно, это подтекстовое значение, образное, метафорическое. Чтобы определить образное значение, необходимо принять во внимание последующий контекст – после строчек лис-точки, а также семантические ассоциации с прямым значением существительного строчки.

Строчка – «ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию». Строчки лис – мелкие, частые, ровные следы, которые оставляют эти животные. Строчки лис могли бы быть на белом снегу. Но текст четко определяет, что земля влажная и черная – точки – следующее слово: после строчек лис – точки. В опоре на предыдущую метафору и существительное точки метафоризуются. Строчка, точка – слова одного лексико-семантического ряда и, что важно, одной тематической группы. Поэтому значение метафорического существительного точки осознается через образ прямого значения. «Точка» – знак препинания (.), определяющий законченное предложение.

Точки – темные устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лап животных. Земля обнажилась. Весна стала полновластной хозяйкой.

Следует обратить внимание на типичный для раннего творчества В. Маяковского словесный эксперимент,  присутствующий и в этом стихотворении: разложение отдельных слов на созвучные омонимичные части. Такой прием позволяет автору подчеркнуть не только соотнесенность слов, но и взаимосвязь описываемых явлений: листочки – лис точки.

Таким образом, для понимания стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» лингвистический анализ текста, проводимый с учетом возрастного уровня знаний учащихся, оказался необходимым. С помощью лингвистического анализа мы получили возможность правильно интерпретировать текст и подтекст, находить мысли, вербально не выраженные.

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты определенно требует от учителей русского языка и литературы в качестве одного из личностных результатов освоения выпускниками программ по предметам русский язык и литература – осознание эстетической ценности родного языка; в качестве метапредметных результатов – способность извлекать информацию из разных источников, уметь ее анализировать, сопоставлять, сравнивать.  Решению этих задач во многом способствует применение лингвистического анализа текста на уроках. Все это последовательно отражалось в программах по русскому языку и литературе в 60-80-е годы прошлого века.

Следовательно, мы наблюдаем разумное возвращение в недавнее прошлое российской (советской) школы, обнаружив в ней эффективно работающее методическое действие, которое прививало любовь к осознанному чтению. Поиск новых технологий преподавания предметов школьной программы, возвращение хорошо зарекомендовавших себя методик организации изучения программного материала еще способны вернуть уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Ощутить потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной  культуры. Обратиться к великим мастерам русской литературы и, читая классические произведения, понимать их смысл, и красоту, и глубину.

Литература

  1. Ключевский В.О. Разрозненные афоризмы 1889 – 1899 гг. – В  кн.: Ключевский В.О. Сочинения. В 9т. Т. IX . – М., 1990.
  2. Щерба Л.В. Опыты лингвистического токования стихотворений. – В кн. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
  3. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1996
  4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Тарту, 2001.
  5. Шанский Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста. – В кн.: Анализ художественного текста. Сб. статей. М., 1975, вып. 1.
  6. Хакимова З.С. Опыт изучения речевых структур В.Маяковского. Н.Новгород, 1998.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исчерпывающая картина весны — вский — Поэты и писатели

«Исчерпывающая картина весны» Владимир Маяковский

После строчек лис —

Анализ стихотворения Маяковсого «Исчерпывающая картина весны»

«Исчерпывающая картина весны» относится к ранней лирике Маяковского. Впервые стихотворение было напечатано под названием «Весна» и в несколько измененном виде в футуристическом альманахе «Дохлая луна», изданном осенью 1913 года. На первый взгляд кажется, что произведение — классический пример преобладания формы над содержанием, что в нем центральное место занимает игра слов, а не смысловая наполненность. В действительности это не так. Конечно, для Владимира Владимировича было чрезвычайно важно использовать рифму, подразумевающую рассечение слова и образование из него двух новых. Но это не значит, что произведение создавалась исключительно для демонстрации новаторства в области стихосложения.

Заглавие рассматриваемого текста состоит из трех слов, каждое из которых играет значительную роль. Поэт обозначает тему произведения – весна. Представлять ее читателю он собирается в виде картины. Здесь стоит вспомнить о том, что Маяковский имел непосредственное отношение к живописи. В 1911 году Владимир Владимирович, вдохновленный богемной художницей Евгенией Ланг, начал рисовать. Сначала он посещал подготовительный класс Строгановского училища, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время обучения там Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком и увлекся идеями футуризма. Впрочем, вернемся к стихотворению «Исчерпывающая картина весны». Первое слово в названии обозначает масштаб рассмотрения явления, на который замахнулся автор. Понятно, что мыслит он глобально и собирается в полной мере раскрыть взятую тему.

В произведении, состоящем из пяти слов, преобладают существительные. Их диктат характерен для всего творчества Маяковского. С их помощью Владимир Владимирович передает информацию емко и лаконично. Первое предложение анализируемого текста включает в себя одно слово. При этом легко дорисовать картину, которую хотел представить читателям поэт. В центре повествования – ранняя весна. Природа только начала оживать, деревья покрываются первыми маленькими листочками. Во втором предложении появляются лисы. Их маленькие лапки оставляют на земле следы, похожие на точки. Значит, снег еще лежит, но его уже мало, постепенно весна становится полноправной хозяйкой.

Приведенное выше толкование стихотворения «Исчерпывающая картина весны» — далеко не единственное, хотя и наиболее распространенное в литературоведческой среде. Многие поклонники Маяковского, филологи высказывали собственные версии. Рассмотрим еще одну, как весьма жизнеспособную. Согласно ей, под упомянутыми в самом начале листочками имеются в виду листки бумаги. Владимир Владимирович всегда с собой носил небольшие блокноты, в которых постоянно делал заметки. Поэт не слишком полагался на память, записывая удачные шутки и рифмы, темы для грядущих произведений. Также в блокнотах Маяковского нередко встречаются зарисовки, карикатуры. Если в первом предложении речь идет о бумажных листках, то логично предположить, что далее поэт говорит о рукописных строчках, которые бегут по бумаге словно лисички по земле. В таком случае упомянутые в финале точки – это многоточия. Причем здесь весна? Вероятно, она вынесена в заглавие как время, когда поэт особенно подвержен вдохновению, ведь все вокруг пробуждается, преображается, будто начинает заново жить. В некотором смысле не слишком важно, какое из толкований считать верным. Главное понимать, что «Исчерпывающая картина весны» — настоящее произведение искусства, ведь оно дает читателям практически бесконечный простор для интерпретаций.

rus-poetry.ru

Исчерпывающая картина весны — Поэзия

«Исчерпывающая картина весны» относится к ранней лирике Маяковского. Впервые стихотворение было напечатано под названием «Весна» и в несколько измененном виде в футуристическом альманахе «Дохлая луна», изданном осенью 1913 года. На первый взгляд кажется, что произведение — классический пример преобладания формы над содержанием, что в нем центральное место занимает игра слов, а не смысловая наполненность. В действительности это не так. Конечно, для Владимира Владимировича было чрезвычайно важно использовать рифму, подразумевающую рассечение слова и образование из него двух новых. Но это не значит, что произведение создавалась исключительно для демонстрации новаторства в области стихосложения.

Заглавие рассматриваемого текста состоит из трех слов, каждое из которых играет значительную роль. Поэт обозначает тему произведения – весна. Представлять ее читателю он собирается в виде картины. Здесь стоит вспомнить о том, что Маяковский имел непосредственное отношение к живописи. В 1911 году Владимир Владимирович, вдохновленный богемной художницей Евгенией Ланг, начал рисовать. Сначала он посещал подготовительный класс Строгановского училища, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время обучения там Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком и увлекся идеями футуризма. Впрочем, вернемся к стихотворению «Исчерпывающая картина весны». Первое слово в названии обозначает масштаб рассмотрения явления, на который замахнулся автор. Понятно, что мыслит он глобально и собирается в полной мере раскрыть взятую тему.

В произведении, состоящем из пяти слов, преобладают существительные. Их диктат характерен для всего творчества Маяковского. С их помощью Владимир Владимирович передает информацию емко и лаконично. Первое предложение анализируемого текста включает в себя одно слово. При этом легко дорисовать картину, которую хотел представить читателям поэт. В центре повествования – ранняя весна. Природа только начала оживать, деревья покрываются первыми маленькими листочками. Во втором предложении появляются лисы. Их маленькие лапки оставляют на земле следы, похожие на точки. Значит, снег еще лежит, но его уже мало, постепенно весна становится полноправной хозяйкой.

Приведенное выше толкование стихотворения «Исчерпывающая картина весны» — далеко не единственное, хотя и наиболее распространенное в литературоведческой среде. Многие поклонники Маяковского, филологи высказывали собственные версии. Рассмотрим еще одну, как весьма жизнеспособную. Согласно ей, под упомянутыми в самом начале листочками имеются в виду листки бумаги. Владимир Владимирович всегда с собой носил небольшие блокноты, в которых постоянно делал заметки. Поэт не слишком полагался на память, записывая удачные шутки и рифмы, темы для грядущих произведений. Также в блокнотах Маяковского нередко встречаются зарисовки, карикатуры. Если в первом предложении речь идет о бумажных листках, то логично предположить, что далее поэт говорит о рукописных строчках, которые бегут по бумаге словно лисички по земле. В таком случае упомянутые в финале точки – это многоточия. Причем здесь весна? Вероятно, она вынесена в заглавие как время, когда поэт особенно подвержен вдохновению, ведь все вокруг пробуждается, преображается, будто начинает заново жить. В некотором смысле не слишком важно, какое из толкований считать верным. Главное понимать, что «Исчерпывающая картина весны» — настоящее произведение искусства, ведь оно дает читателям практически бесконечный простор для интерпретаций.

poesy.site

Исчерпывающая картина весны - Александр Колбин

  • Утро. Маяковский. Хорошо

    УТРО Угрюмый дождь скосил глаза. А за решеткой четкой железной мысли проводов - перина. И на неё встающих звёзд 10 легко оперлись…

  • Хабаровск - город у дачи

    Фрагмент письма хабаровского поэта, критикующего недавно утвержденный гимн города Источник Текст официального гимна Хабаровска…

  • Пожар

    В городе был конец апреля; снег на улицах стаял, земля во дворах и скверах просохла. Чувствовалось, что вот-вот начнется... По ночам голые ветки…

  • Магги

    Вплоть до ночи он ел неумело и жадно, Клал сардинки на мяса сухого ломоть, Как пилюли проглатывал кубики магги, И в абсент добавлять отказался воды.…

  • Школьные произведения

    Отрывок из произведения школьной программы. Глядишь, чинуши и до него скоро доберутся лишь бы «спасти» детей. ... Вновь ожил он; и…

  • Гимн Хабаровска

    В 2012 году в преддверии юбилея у Хабаровска появился официальный гимн. Listen or download Владимир Девятов Гимн Хабаровска for free on…

  • FPG — Сердце

    Очень актуальная песня. Я выхожу в холод улицы, А мог бы остаться там, где теплее. Я не дрожу — пламя надежды В сердце горит и душу мне греет.…

  • МИСТЕРИЯ ХИППИ

    1 августа 2011 Мы рвем — и не найти концов. Не выдаст черт — не съест свинья. Мы — сыновья своих отцов, Но блудные мы сыновья. Приспичило…

  • ПОЭТ И ГРАЖДАНИН

    Телеканал ДОЖДЬ представляет. « Поэт и Гражданин» с Дмитрием Быковым и Михаилом Ефремовым при участии Михаила Лермонтова читают стих об арабских…

  • kolbasin.livejournal.com

    «Исчерпывающая картина весны». Дэмьен Шазелл "Ла-Ла Ленд" » Lustra

    Дэмьен Шазелл «Ла-Ла Ленд»

    «Исчерпывающая картина весны»Листочки.После строчек лис –точки.

    1913 г.

    В.Маяковский

    Высшая задача Мюзикла – оставаться самим собой в рамках созданного мелодраматического Пространства и с прямой возможностью краткой художественной поступи, либо пульсирующей культурной аритмии (если хотите), нести Себя в мифологическую колею Настоящего…Себя и свой Танец…Свинг – или что-то Большее…Культурные ассоциации (сиречь параллели) не выпирают из Ленты, что уже отчасти даёт эффект Благосклонности.Совершенно другим представляется Вопрос о возможности правильно распорядиться данной нам Благосклонностью.Герметизированный мир Мюзикла вполне себе уместен – и лоялен к его Населению.Неожиданно лента обнажается и становится совершенно изолированной (локальной) по отношению к самой Себе.И тут впору поговорить о проблемах Топологии.Не обошлось и без решительных, жирных Минусов.Огромная, зияющая Дыра в середине повествования практически на корню рубит размеренное и правильное начало Ленты.С этого момента всё и не задаётся.Дальше – вместо стремительного и головокружительного па – банальное прихрамывание.Свело Мышцы.Ни Силы, ни Энергии.Режиссёр порадует Нас после этого только единожды.В Конце картины.Как и все хорошие Ремесленники, пустив нас (Зрителей) по кругу собственных же (организованных самостоятельно) схем собственной же системы ассоциаций, — где мы (также индивидуально) сможем связать Судьбы Героев, уложив всё же окончательные рельсы Финала, в концепцию собственных предпочтений, услышанных внутри Себя с помощью внутреннего камертона, — режиссёр Шазелл как будто бы лепит основание для Открытого Финала…Именно это качество вполне позволит определить картину как «настоящий Субботний фильм для Мегаполиса».А таких сейчас (при всём внешнем изобилии) как чёрных Клавиш на Рояле…Диезы…Бемоли…

    Дэмьен Шазелл "Ла-Ла Ленд"Дэмьен Шазелл "Ла-Ла Ленд" Дэмьен Шазелл "Ла-Ла Ленд"Дэмьен Шазелл "Ла-Ла Ленд"

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Просмотры: 444

    lustra-magazine.com

    Анализ стихотворения Маяковсого “Исчерпывающая картина весны”

    “Исчерпывающая картина весны” относится к ранней лирике Маяковского. Впервые стихотворение было напечатано под названием “Весна” и в несколько измененном виде в футуристическом альманахе “Дохлая луна”, изданном осенью 1913 года. На первый взгляд кажется, что произведение – классический пример преобладания формы над содержанием, что в нем центральное место занимает игра слов, а не смысловая наполненность. В действительности это не так. Конечно, для Владимира Владимировича было чрезвычайно важно использовать рифму, подразумевающую рассечение слова и образование из него двух новых. Но это не значит, что произведение создавалась исключительно для демонстрации новаторства в области стихосложения.

    Заглавие рассматриваемого текста состоит из трех слов, каждое из которых играет значительную роль. Поэт обозначает тему произведения – весна. Представлять ее читателю он собирается в виде картины. Здесь стоит вспомнить о том, что Маяковский имел непосредственное отношение к живописи. В 1911 году Владимир Владимирович, вдохновленный богемной художницей Евгенией Ланг, начал рисовать. Сначала он посещал подготовительный класс Строгановского училища, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время обучения там Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком и увлекся идеями футуризма. Впрочем, вернемся к

    стихотворению “Исчерпывающая картина весны”. Первое слово в названии обозначает масштаб рассмотрения явления, на который замахнулся автор. Понятно, что мыслит он глобально и собирается в полной мере раскрыть взятую тему.

    В произведении, состоящем из пяти слов, преобладают существительные. Их диктат характерен для всего творчества Маяковского. С их помощью Владимир Владимирович передает информацию емко и лаконично. Первое предложение анализируемого текста включает в себя одно слово. При этом легко дорисовать картину, которую хотел представить читателям поэт. В центре повествования – ранняя весна. Природа только начала оживать, деревья покрываются первыми маленькими листочками. Во втором предложении появляются лисы. Их маленькие лапки оставляют на земле следы, похожие на точки. Значит, снег еще лежит, но его уже мало, постепенно весна становится полноправной хозяйкой.

    Приведенное выше толкование стихотворения “Исчерпывающая картина весны” – далеко не единственное, хотя и наиболее распространенное в литературоведческой среде. Многие поклонники Маяковского, филологи высказывали собственные версии. Рассмотрим еще одну, как весьма жизнеспособную. Согласно ей, под упомянутыми в самом начале листочками имеются в виду листки бумаги. Владимир Владимирович всегда с собой носил небольшие блокноты, в которых постоянно делал заметки. Поэт не слишком полагался на память, записывая удачные шутки и рифмы, темы для грядущих произведений. Также в блокнотах Маяковского нередко встречаются зарисовки, карикатуры. Если в первом предложении речь идет о бумажных листках, то логично предположить, что далее поэт говорит о рукописных строчках, которые бегут по бумаге словно лисички по земле. В таком случае упомянутые в финале точки – это многоточия. Причем здесь весна? Вероятно, она вынесена в заглавие как время, когда поэт особенно подвержен вдохновению, ведь все вокруг пробуждается, преображается, будто начинает заново жить. В некотором смысле не слишком важно, какое из толкований считать верным. Главное понимать, что “Исчерпывающая картина весны” – настоящее произведение искусства, ведь оно дает читателям практически бесконечный простор для интерпретаций.

    .

    ege-essay.ru

    Анализ стихотворения Маяковского “Исчерпывающая картина весны”

    “Исчерпывающая картина весны” относится к ранней лирике Маяковского. Впервые стихотворение было напечатано под названием “Весна” и в несколько измененном виде в футуристическом альманахе “Дохлая луна”, изданном осенью 1913 года. На первый взгляд кажется, что произведение – классический пример преобладания формы над содержанием, что в нем центральное место занимает игра слов, а не смысловая наполненность. В действительности это не так. Конечно, для Владимира Владимировича было чрезвычайно важно использовать рифму, подразумевающую рассечение слова и образование из него двух новых. Но это не значит, что произведение создавалась исключительно для демонстрации новаторства в области стихосложения.

    Заглавие рассматриваемого текста состоит из трех слов, каждое из которых играет значительную роль. Поэт обозначает тему произведения – весна. Представлять ее читателю он собирается в виде картины. Здесь стоит вспомнить о том, что Маяковский имел непосредственное отношение к живописи. В 1911 году Владимир Владимирович, вдохновленный богемной художницей Евгенией Ланг, начал рисовать. Сначала он посещал подготовительный класс Строгановского училища, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время обучения там Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком и увлекся идеями футуризма. Впрочем, вернемся к стихотворению “Исчерпывающая картина весны”. Первое слово в названии обозначает масштаб рассмотрения явления, на который замахнулся автор. Понятно, что мыслит он глобально и собирается в полной мере раскрыть взятую тему.

    В произведении, состоящем из пяти слов, преобладают существительные. Их диктат характерен для всего творчества Маяковского. С их помощью Владимир Владимирович передает информацию емко и лаконично. Первое предложение анализируемого...

    текста включает в себя одно слово. При этом легко дорисовать картину, которую хотел представить читателям поэт. В центре повествования – ранняя весна. Природа только начала оживать, деревья покрываются первыми маленькими листочками. Во втором предложении появляются лисы. Их маленькие лапки оставляют на земле следы, похожие на точки. Значит, снег еще лежит, но его уже мало, постепенно весна становится полноправной хозяйкой.

    Приведенное выше толкование стихотворения “Исчерпывающая картина весны” – далеко не единственное, хотя и наиболее распространенное в литературоведческой среде. Многие поклонники Маяковского, филологи высказывали собственные версии. Рассмотрим еще одну, как весьма жизнеспособную. Согласно ей, под упомянутыми в самом начале листочками имеются в виду листки бумаги. Владимир Владимирович всегда с собой носил небольшие блокноты, в которых постоянно делал заметки. Поэт не слишком полагался на память, записывая удачные шутки и рифмы, темы для грядущих произведений. Также в блокнотах Маяковского нередко встречаются зарисовки, карикатуры. Если в первом предложении речь идет о бумажных листках, то логично предположить, что далее поэт говорит о рукописных строчках, которые бегут по бумаге словно лисички по земле. В таком случае упомянутые в финале точки – это многоточия. Причем здесь весна? Вероятно, она вынесена в заглавие как время, когда поэт особенно подвержен вдохновению, ведь все вокруг пробуждается, преображается, будто начинает заново жить. В некотором смысле не слишком важно, какое из толкований считать верным. Главное понимать, что “Исчерпывающая картина весны” – настоящее произведение искусства, ведь оно дает читателям практически бесконечный простор для интерпретаций.

    schoolessay.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта