Иисус христос икона Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Иисус картина
Картинки иисус христос икона, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения иисус христос икона
magdalena.paluchowska
3390 x 4543
curaphotography
2826 x 1884
Wavebreakmedia
5760 x 3840
leporiniumberto
4416 x 3312
blackboard1965G
3744 x 5616
ru.depositphotos.com
Страсти Христовы в живописи: iskusstvo
"Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным."Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Я. Бассано. Тайная вечеря
Симон Вуэ. Тайная вечеря
Н. Ге. В Гефсиманском саду
Ф. Бруни. Моление о чаше
К. Блох. Иисус в Гефсиманском саду
Караваджо. Арест Христа
Антонис ва Дейк. Поцелуй Иуды
Н. Ге. "Что есть Истина?"
Караваджо. Увенчание терновым венцом
Антонис ван Дейк. Коронование терновым венцом
А. Егоров. Истязание Спасителя
К. Брюллов. Спаситель в темнице в терновом венце
Караваджо. Бичевание Христа
Караваджо. Бичевание Христа
У. Бугро. Бичевание Иисуса
Дитрих (Дитрици) Христиан Вильгельм Эрнст. Христос перед народом
И. Крамской. Хохот. ("Радуйся, Царь Иудейский")
М. Мункачи. Се Человек.
Антонелло да Мессина. Ecce Homo.
К. Брюллов. Голова Христа в терновом венце.
Эль Греко. Христос с крестом.
Ф. Моллер. Несение креста.
А. Егоров. Голгофа.
Альтдорфер Альбрех. Голгофа.
Альтдорфер Альбрех. Распятие. Христос на кресте, Мария и Иоанн.
Антонелло да Мессина. Распятие.
Антонелло да Мессина. Распятие, Мария и Иоанн.
В. Васнецов. Распятие.
В. Верещагин. Ночь на Голгофе.
Паоло Веронезе. Голгофа.
М. Мункачи. Голгофа.
Сальвадор Дали. Христос на кресте.
Тициан. Распятие.
А. Дюрер. Оплакивание Христа.
Антонис ван Дейк. Оплакивание Христа.
Витторе Карпаччо. Оплакивание Христа.
Лука Джордано. Оплакивание Христа.
Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа.
Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа.
Фра Бартоломео. Снятие с креста.
В. Боровиковский. Бог Отец, созерцающий мертвого Христа.
Дитрих (Дитрици) Христиан Вильгельм Эрнст. Положение во гроб.
Слава Страстем Твоим, Господи!
iskusstvo.livejournal.com
Страстная неделя в картинах русских художников
Семирадский Генрих Ипполитович. Грешница25 апреля 2016 - Великий ПонедельникВ Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.Мф 21, 18-22Нестеров Михаил Васильевич. Христос у Марии и Марфы
26 апреля 2016 - Великий ВторникВ Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25, 1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.
Липгарт Эрнст Карлович. Притча о мудрых и неразумных девах
27 апреля 2016 - Великая СредаВ Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды.Мф 26, 6-16
Бронников Фёдор Андреевич. Иуда
Ге Николай Николаевич. Иуда. Совесть
28 апреля 2016 - Великий Четверг. Тайная ВечеряВ Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения).
Бакалович Степан Владиславович. Омовение ног
Журавлев Фирс Сергеевич. Омовение ног (мозаика)
Живаго Семен Афанасьевич. Тайная Вечеря
Шебуев Василий Козьмич. Тайная Вечеря
Ге Николай Николаевич. Тайная Вечеря
Бейдеман Александр. Тайная Вечеря. (Эскиз росписи церкви в Ливадии)
Бейдеман Александр. Тайная Вечеря. (Эскиз росписи церкви в Ливадии)
29 апреля 2016 - Великая Пятница. Распятие ХристаВ Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
Ге Николай Николаевич. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад
Нестеров Михаил Васильевич. Моление о чаше
Перов Василий Григорьевич. Христос в Гефсиманском саду
Куинджи Архип Иванович. Христос в Гефсиманском саду
Репин Илья Ефимович. Взятие Христа стражею
Ге Николай Николаевич. Суд синедриона
Ге Николай Николаевич. Что есть истина?
Егоров Алексей Егорович. Истязание Спасителя
Крамской Иван Николаевич. Хохот. "Радуйся, Царю Иудейский". Левый и правый фрагменты
Нестеров Михаил Васильевич. Несение креста
Моллер Федор Антонович. Несение креста
Боткин Михаил Петрович. Жены, издали смотрящие на Голгофу
Голынский Василий Андреевич. Распятие Иисуса Христа
Васнецов Виктор Михайлович. Распятый Иисус Христос
Нестеренко Василий. Распятие
Ге Николай Николаевич. Распятие
Верещагин Василий Петрович. Ночь на Голгофе
Боткин Михаил Петрович. Скорбящая Богоматерь
Кошелев Николай Андреевич. Снятие с Креста
Васнецов Виктор Михайлович. Положение во гроб
Ге Николай Николаевич. Возвращение с погребения Христа
30 апреля 2016 - Великая Суббота. Сошествие Христа во адВеликая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.
Боровиковский Владимир Лукич. Христос во гробе
1 мая 2016 -Воскресение Христово. ПасхаПасха значит "переход", "избавление". С Воскресением Христа празднуется избавление человеческого рода от власти греха и смерти.
Ге Николай Николаевич. Вестники Воскресения
Поленов Василий Дмитриевич. Возвестила радость плачущим
Нестеров Михаил Васильевич. Воскресение Господне
bellezza-storia.livejournal.com
Плач в Гефсиманском саду.
42
После Тайной Вечери Христос поднялся на гору Елеон в Гефсиманском саду, чтобы молиться своему Отцу.
С ним были его ученики Петр, Иаков и Иоанн. Он просил их не спать, но они трижды засыпали и он оставался в одиночестве. Иисус Христос молился Отцу: «Минуй меня чаша сия… Но да будет все как ты хочешь». Он молил Бога Отца избавить (=спасти) его от страшной смерти – икона «Моление о чаше» (см. также картины Перова «Плач в Гефсиманском саду», «Иисус Христос у житейского моря» Николая Ге).
Моление о чаше
Образ Иисуса Христа в русской живописи 19-го века
В русской живописи 19-го века активно разрабатывается образ Иисуса Христа, но не как Сына Бога, а как человека (Се человек). Художников волнует тема одиночества и страданий Иисуса Христа как человека.
В евангельских картинах русских художников скрыт и богословский контекст: все грехи мира может взять на себя только сам Бог, приняв на себя наказание за них, поэтому Он отождествляет себя со слабым человеком в образе Сына и подвергает Его казни на кресте. Иисус Христос проходит через всю глубину человеческих страданий, сближаясь с самыми слабыми, униженными, несчастными.
Исторический контекст христологических картин русских художников состоит в стремлении показать личность, готовую к самопожертвованию ради лучшей жизни своего народа – так воспринимались взгляды и действия разночинцев-демократов, а затем и социал-демократов, прогрессивно настроенными деятелями русской культуры 19-го века (Николай Ге, В. Поленов, Иван Крамской, Александр Иванов, Василий Перов и др.).
Николай Ге.
Николай Ге. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад. 1889.Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Лунный свет, дом, где только что происходила тайная вечеря, на которой он рассказал ученикам о приближении того, зачем он пришел на землю – о распятии. И теперь апостолы в скорби уходят. И хотя самый юный из них Иоанн еще задержался возле учителя, Христос уже не с ними.
Сын божий один, отвергнутый миром, который он пришел спасти. Впечатлениеодиночества Христав картине усиливается холодным мерцанием луны. Н. Ге изображает Спасителя в последние часы его земного бытия, когда он, своей земной природой, как смертный человек, осознал весь ужас предстоящих ему мучений: распятие, казнь, самую мучительную и самую позорную. На его лице тоска. Обратив взор свой к черному звездному небу, к своему Отцу, он весь уходит в молитву. Н. Ге удается передать атмосферу трагедии, глубинучеловеческого страданияИисуса Христа, его одиночества.
Николай Ге. Христос в Гефсиманском саду
Тёмные краски как предчувствие страданий Иисуса, его скорбь. Лицо освещено неземным светом – Отец с ним.
Василий Перов: Христос в Гефсиманском саду. 1878 Холст, масло. 151. 5x238 гтг(Государственная Третьяковская галерея)
Произведение, наверное, единственное в своем роде, так как в нем нет изображения лика Христа. Для В. Перова это имело принципиальное значение, и, следовательно, главным для него было сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа. Тем самым Перов, сам того не подозревая, выступил очень серьезным оппонентом Иванову и всей пошедшей от него традиции, показав невозможность реалистического изображения Богочеловека.
В.Д.Поленов (1844 – 1927 гг.).
Христос в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5×98,5.
Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки сюжета «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую — прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34).
Знаменитый немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен написал музыку – Ораторию №85, посвящённую плачу Иисуса Христа в Гефсиманском саду («Плач на Масличной горе»).
studfiles.net
Найден первый истинный портрет ИИСУСА?
Историк утверждает, что эта монета первого века нашей эры является единственным реалистичным изображением Христа
Британский ученый - библейский историк Ральф Эллис утверждает, Христос и King Ману, правитель Эдессы, на самом деле один и тот же человекЭллис назвал монету: «одно из самых важных открытий в современной истории».Недоброжелатели утверждают, что существует противоречие, и его взгляд весьма спорный.В течение многих столетий историки не соглашались с тем, что Иисуса изображают похоже, но древняя монета с изображением бородатого человека может дать ответ…
Это крохотная бронзовая монета 24мм. Считалось, что на ней отчеканено лицо короля Ману, правителя месопотамского царства Эдессе, (в настоящее время юго-восток Турции).
Историки уже давно разбиты на лагеря, которые спорят, как Иисус на самом деле выглядел, но Ральф Эллис считает, что монета может помочь разгадать тайну
Историк изучил перекрестные ссылки всех писаний и считает, что поразительное сходство между ними не может быть совпадением.Он убежден, «вне всякого разумного сомнения», что тот же человек посмертно упоминается под двумя названиями - «King Izas Manu», и '(King) Иисус Эммануил.Если он прав, образ на монете является единственным и точным портретом Христа.
Самое раннее известное изображение Иисуса Христа, Коптский музей в Каире, Египет
Историк изучил перекрестные ссылки всех писаний и считает, что поразительное сходство между ними не может быть совпадением.
Он убежден, «вне всякого разумного сомнения», что тот же человек посмертно упоминается под двумя названиями - «King Izas Manu», и '(King) Иисус Эммануил.
Если он прав, образ на монете является единственным и точным портретом Христа.
Хотя Иисус самая воспроизводимая фигура всего западного искусства, нет никакого описания его физического облика в Библии.
«Иисус - самая важная фигура в истории западной культуры - заслуживает того, чтобы быть выведенным из библейских теней на исторический солнечный свет».
Многие современные историки согласны с тем, что Иисус Назаретянин, - также известный как «Иисус Эммануэль» - на самом деле существовал и был казнен римлянами.
Знакомый образ Иисуса с длинными, ниспадающими волосами и белым одеянием - позднее изобретение, он начал появляться с шестого века н.э.
Эллис считает, что он был одним из трех еврейских лидеров, которые были распяты римлянами. Эта версия событий имеет поразительные параллели со смертью Иисуса, когда его привели к кресту вместе с двумя другими, на нем был терновый венец и пурпурный плащ.«Тот факт, что Иисус был единственным арестантом в терновом венце, указывает, что он мог быть королем.
«Пурпурный плащ - символ власти и его мог носить только римский император - ослушание каралось смертью».
«И корона и плащ были явно политическими заявлениями от дальнейших восстаний против Рима».
Мозаика с изображением Иисуса Христа в базилике Сант-Нуово в Равенне, Италия
Эллис уже несколько лет находится под огнем критики тех, кого он называет «религиозными фундаменталистами», поскольку его книга была впервые опубликована в Америке в 2012 году.Критики по-видимому, высветили недостатки в теории и, в частности, некоторые несоответствия в сроках жизней Эммануэля и Иисуса.
Монета третьего века, изображен король Abgarus XI
Недоброжелатели отмечают, что сирийская монета, с надписью «король Ману» на арамейском, по-видимому, чеканилась при Ману VIII, который, как известно, жил около 70 лет после того, как царствовал Izas Ману VI. Но Эллис считает, что монета старше.
Эллис добавил: «Связь между Хесус Эммануэль и Иисусом является спорной, но сходство просто слишком велико, чтобы быть простым совпадением».
«Все, что противоречит ортодоксальной истории Иисуса, который стал центральной фигурой в церковных верованиях на протяжении более 1500 лет, вероятно, привлечет много критики».
Он сказал: «вероятно…» Сомневался, значит, его теория кажется ему бесспорной. Вот такое исследование британского ученого. Есть ли в нем истина?
источник
tanjand.livejournal.com
Иисус Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#31137462 - Jesus with crown of thorns with head down over old wall
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33002953 - Baby doll acting as Jesus in a Christmas Nativity scene
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#32631467 - Christian Christmas scene with birth of Jesus and shining star..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48933816 - Holiday background with Holy FamilyВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37248481 - Empty tomb with three crosses on a hill side.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31622844 - Jesus pouring water from a jug (with copyspace for text)
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47687912 - Silhouette of Jesus with Cross over sunset concept for religion,..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#71918510 - Empty Tomb With Shroud And Crucifixion At Sunrise - Resurrection..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37395203 - Easter Jesus Christ vector illustration hand drawn paintedВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
Христос в пустыне. Лучшая картина
«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Лк (4:1-2)На шотландском фоне
Уильям Дайс. Ок. 1860В 1860 году в Лондоне на выставке в Королевской Академии художник Уильям Дайс среди прочих работ выставил небольшую картину «Муж скорбей».
Низко склонив голову, Христос погрузился в размышления. Его руки, сомкнутые в замок, расслабленно опущены на колени, а глаза прикрыты, как будто бы Он уснул. Заря. Легкие облака проплавают над фигурой Спасителя. Вокруг холмы, редкая растительность, камни покрыты лишайниками и мхами. «Нет в Нем ни вида, ни величия… Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53:2-3)
Христос был изображен художником на фоне знакомого британцам шотландского пейзажа, прописанного с большой тщательностью. Многих современников отчасти это удивило: «почему же не Святая земля?». В 1859 году Дайс специально ездил на пленэры (открытый воздух – ред.) в Шотландию, на остров Арран. Там он сделал десятки набросков и этюдов, которые включил впоследствии в свои работы, и в том числе в «Мужа скорбей». Это отвечало его идее сделать Спасителя близким зрителю с помощью понятного и знакомого ландшафта.
«Современный Христос» здесь, рядом, сейчас. В этом смысле пятидесятилетний художник разделял идеи символического натурализма «Братства прерафаэлитов». С союзом молодых английских художников он познакомился незадолго до написания картины.
Прерафаэлиты и «изобразительное богохульство»
Уильям Холман Хант. Светоч мира. 1854
Англия. 1848 год. В Лондоне — центре мировой экономики, столице британской империи — возникает «Братство прерафаэлитов». Это было объединение художников, идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант. Три студента Королевской Академии художеств объединились в братство, чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты. Они выступили против академических традиций, против подражания старым мастерам, ратовали за обновление национального стиля и в целом искусства, которое со времен Ренессанса, как они считали, не только замкнулось на себе самом, но стало вторичным. Так как в своих художественных поисках они ориентировалась на дорафаэлевскую эпоху, на искусство Раннего Возрождения и фламандцев, то и название себе дали соответствующее. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Ведь они жили в эпоху индустриализации, научно-технического прогресса и социальных революций, которые не могли не касаться талантливых и мыслящих художников. Но куда интереснее то, что братство, просуществовавшее всего пять лет (в 1853 году оно распалось), дало начало целому течению в искусстве викторианской Англии, радикальному и реформистскому, которое быстро нашло понимание среди многих и многих европейских художников.
Внутри элитарного клуба, которым было «братство», постоянно шел обмен мнениями, обсуждения, которые позволили выработать единый подход к искусству и в целом идеологию стиля. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным. Искусство, должно непосредственно участвовать в жизни и касаться всех ее сфер, считали прерафаэлиты. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Прерафаэлиты предпочли второе.
Внимательность, тщательность, с которой выписывается все на холстах, стало формой соперничества с новым жанром дагерротипии, с той лишь разницей, что реализм прерафаэлитов носил символический характер. Он не был буквальным копированием действительности. В этом они выигрывали.
Джон Эверетт Милле. Христос в родительском доме. 1850Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Дело в том, что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, вместе с тем уничтожил религиозное искусство в Европе. В 20-30 годы XIX века в Британии в среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи, христианского искусства и религиозного сюжета. Прерафаэлиты были в авангарде и здесь, ведь они сделали религиозный сюжет важной темой своей живописи и художественной стратегией. Но создавали их совсем не для церкви, как было в эпоху Возрождения, а для частного пространства. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти»; Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Мастерская плотника»; Форд Мэдокс Браун — «Ииисус омывающий ноги Петру». Правда, за попытки исторической реконструкции, за наполнение полотен достоверными подробностями, а героев земной телесностью, они терпели жесткую критику. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством».
Форд Мэдокс Браун. Иисус, омывающий ноги Петру. 1852-1856В каком-то смысле критики были правы. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. Их увлекала Библия в качестве источника драматических сюжетов, человеческих судеб и исторических перипетий. Сюжеты в равной степени они черпали из литературы художественной, обращаясь к Шекспиру и Данте. Новаторством было вписать исторические образы в современный контекст, максимально приблизить их к настоящему времени. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты».
Впрочем, критика им была и не страшна. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи. Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. Публичные и передвижные выставки, гравюрные копии лучших произведений содействовали популяризации их идей.
Как художник Крамской артель создал
Иван Крамской. Автопортрет. 1867
Россия. Санкт-Петербург. 1857 год. Иван Крамской, учащийся Императорской Академии художеств, получил за свой рисунок малую серебряную медаль. Он отметил это событие с товарищами в своей съемной квартире и так положил начало регулярным четверговым встречам после вечерних занятий. Вокруг Крамского быстро сложился круг молодых художников, которые на своих встречах вместе рисовали, читали вслух, обсуждали работы друг друга и происходящее в искусстве. Постепенно в этом кругу начало проявляться охлаждение и даже разочарование и к Академии, и к преподаванию в ней, и к профессуре. Среди молодых художников зрело понимание необходимости обновления отечественного искусства, бессодержательного и не отвечающего запросам.
Шестью годами позже, в ноябре 1863 года, в конференц-зал, где собрался Совет Академии, явилось пятнадцать лучших выпускников. Все они претендовали на получение большой золотой медали, которая обеспечивала победителю поездку в Италию на шесть лет за счет Академии. Академия готовилась к своему столетию, в связи с чем руководство изменило условия соискания. Это возмутило студентов. Несколько раз они подавали коллективные письма, которые игнорировались. Поэтому, когда в день экзамена торжественно была объявлена тема конкурса (после этого художником на ее реализацию давались сутки в запертом помещении), четырнадцать человек объявили Совету об отказе в нем участвовать. Демонстративно они положили на стол делопроизводителю свои прошения о выдаче им дипломов на звание художника. Это был скандал невиданный. Он вынудил императора Александра II даже установить полицейский надзор за бунтарями. Иван Крамской, много позже, в письме к своему ученику Илье Репину вспоминал этот день, как лучшее, что с ним произошло: «Проснувшись, надо было взяться за искусство. Ведь я люблю его, да как еще люблю, если бы вы знали!»
За «бунтом» последовало появление первой в России, очень успешной с точки зрения экономики, Артели художников (трудовой коммуны, мастерской, занимавшейся частными заказами и частным же преподаванием живописи и скульптуры). Правда просуществовала Артель недолго и распалась из-за внутренних разногласий.
Идейный вдохновитель бунта и артели Иван Крамской к этому времени окончательно сложился как художник и мыслитель. Он постоянно размышлял над путями развития самобытности отечественного искусства и неотступно искал единомышленников. Нашел их в Москве.
В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). Целей товарищество видело как минимум три: просветить, то есть дать познакомиться зрителям с русским искусством; привить обществу любовь к искусству и продать произведения, то есть сделать доступными их для всех. Крамской, Ге, Мясоедов, Перов, Поленов, Суриков, Шишкин, Брюллов, Репин — вот неполный список тех, кто вошел в Товарищество. Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания». «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», — говорил Крамской. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией.
Крамской. «Христос в пустыне»
Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872В 1872 году в Петербурге открылась Вторая передвижная выставка. Крамской представил здесь своего «Христа в пустыне». Пять лет художник работал над картиной.
Буквально перед этим в 1869 году Крамской был заграницей: в Германии, Франции, Италии. Он поехал, чтобы изучить все, что делали на эту тему до него. В письмах друзьям Иван Николаевич хвалил итальянских живописцев, отмечал их талант и оговаривался, что Христос у итальянцев «божественен, но чужой нашему времени, страшно сказать… по-моему он профанирован», «у него взгляд итальянского аристократа.. сухого сердцем, который не мог принадлежать человеку любви всеобъемлющей».
Крамской ездил в Крым, был на пленэрах в Бахчисарае и Чуфуй-кале. Встречал рассветы, провожали закаты, но не потому, что хотел сделать этюды с натуры в напоминающей Палестину местности, а потому, что хотел угадать чувство, которое может испытать человек, оказавшийся один на один со своими раздумьями среди гор и каменистой пустыни.
У картины на выставке развернулись споры, настоящие дебаты, вынудившие Всеволода Гаршина написать в 1878 году безымянное письмо Крамскому с просьбой разрешить его сомнения и рассказать, кого же он изобразил: Гамлета, Дон-Кихота, самого Христа и какой момент запечатлен — поста или дьявольского искушения…
Крамской ответил мгновенно. Он написал целую статью о своих сомнениях и страхах, мучительном поиске образа и о том, кто для него самого Христос: «…Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?»
Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль? Что сделать, чтобы быть понятным? Вопросы тревожили художника и однажды он увидел: «На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями; руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена… Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы запеклись, глаза не замечают предметов… Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. А вокруг нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока… И он всё думает, думает, страшно становится… Сколько раз плакал я перед этой фигурой!? Что ж после этого? Разве можно это написать? И Вы спрашиваете себя, и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа? Нет, не могу, и не мог написать, а всё-таки писал, и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, — словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать…».
«Христос в пустыне» — это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью…,- продолжает художник, — она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». И еще писал в Ялту другу и ученику Федору Васильеву: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал… Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить…».
На выставке к Крамскому подошел Павел Михайлович Третьяков. Спросил о цене. Художник объявил цену шесть тысяч рублей. Третьяков помялся, пытался торговаться, но сразу купил. Много позже, говоря о картинах из собственной коллекции, которые ему очень нравились, назвал «Спасителя» Крамского: «По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время».
Для передвижников интерес к религиозному сюжету был не менее значим, чем в Англии для прерафаэлитов. Конечно, мы не можем утверждать, что передвижники, которые как и «братство» объявили о вторичности академического искусства, о его упадке, об утрате актуальности, подняли бунт и объединились, что они заимствовали свои идеи или находились под влиянием прерафаэлитов.
Все-таки внешнеполитические события (Крымская война) не способствовали этому. Картины прерафаэлитов были плохо известны в России вплоть до конца XIX века. Хотя в периодической печати регулярно появлялись статьи о «Картинах английских живописцев», демонстрирующие определенный интерес художественной общественности. Однако очевидно, что тенденция пересмотра и значения искусства, и места художника были общими. Другое дело, что служение очень по-разному понималось в Англии и России.
foma.ru