Китайская живопись «хуа–няо». Хуа няо картины


Хуа няо: carabaas

Был на выставке "Цветы и птицы" в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Хуа няо - традиционный жанр в искусстве Китая. Изображение цветов и птиц, растений, плодов, насекомых, свободно и живописно размещенных на ширмах, веерах, шёлковых тканях, в росписи фарфора, на изделиях из лака и эмалей. Изображения сопровождаются каллиграфическими надписями — поэтическими строфами, придающими им аллегорический смысл. Жанр хуа няо отражает древнейшие представления китайцев о единстве мира и гармонии природы.

Этот жанр обозначился в конце эпохи династии Тан (618-907) и окончательно выделился при Сун (960-1127), дав несколько содержательных и стилистических вариантов. Один из них - анималистический по своей сути жанр, в котором воспроизводятся развернутые сценки окружающей действительности.

Значительно чаще картины в этом жанре носят локальный характер, сводясь к единичным или двух-трехчастным изображениям: отдельный цветок, ветка дерева, цветы и бабочки, пара птиц и т.д. Они могут быть выполнены как в декоративной манере гунби, отличаясь статичностью и подчеркнутой стилизованностью, так и в условно-импрессионистском стиле сеи, а также в полихромной, монохромной и смешанной технике - тушь с легкой акварельной подцветкой.

Жанр "цветы и птицы" первым из китайских живописных жанров перешел с шелка на бумагу, реализуясь в альбомных листах. В 19-нач. 20 в. он послужил одним из истоков художественного стиля гохуа.

К чиновнику прилетел Феникс. Не к каждому чиновнику прилетает.

Мартышки решили разворошить осиное гнездо. Как люди...

Кролики и пионы

Интересно рассматривать детали

А это котик.

Народу собралось на открытии немного.  

Узнал что музей получил более 350 свитков китайской живописи от вдовы французского дипломата Андре Жаспара Таисии Павловны, собранных ее супругом. Он 20 лет служил в Китае. Там познакомился с юной Таисией, бежавшей с семьей от большевиков. После смерти месье Жаспара в 1950-е годы она вернулась в Советский Союз, поселилась в Киеве. Вышла здесь вторично замуж за своего коллегу художника. Половину из 350 китайских свитков Таисия Павловна подарила музею, а вторую продала.

История эта меня весьма заинтересовала.

Дома я, порывшись в сети, узнал, что Андре Жаспар был кузеном Шарля де Голля. Об Андре в своих мемуарах вспоминают и Судоплатов, и Колпакиди, и Гуревич. Судя по всему Таисия Павловна Жаспар-Филлипови была не только художницей и поэтессой, но и советской разведчицей. Но прямо об этом не пишут нигде...

А это телевидение берет интервью у китайского студента. Он учится в нашей консерватории. Неплохо поет. Мне понравилось. Хотя все было по-китайски, но мне кажется, что я понял несколько слов))

На выставке представлена и вышивка и фарфор. Веера, какие-то штучки из нефрита...

Вот специалист по китайской поэзии рассматривает картину на которой изображен генерал-каллиграф, который очень любил гусей. Он вдохновлялся их изгибами при написании иероглифов. И готов был отдать за них все свои работы. Очень популярный сюжет.

Интересно, что живописью и стихосложением увлекались и военные, и чиновники. Даже философы уделяли время этому занятию.

Вот девушка фотографирует на расческу картину на которой изображены две утки-мандаринки и большая зеленая муха, которая при рассмотрении оказалась цикадой. 

Вот утки. Они символизируют счастье в супружестве. Или гармонию в семье. Кому как угодно.

А это цикада. Похожа на муху.

Лотосы.

Цапли и еще какая-то птичка. Похоже они смотрят в разные стороны.

Здесь в разные стороны смотрят девять цапель. Полную картину происходящего можно увидать только рассмотрев ее внимательно под разными углами. С разных точек зрения. 

Если я правильно понял специалистов...))

Вот куратор выставки рассказывает посетителям о Фениксе. Спасибо ей...

[Бонус - еще несколько картинок. Фрагменты и детали.]А это вышивка. Элемент одежды.

Это маки. Не сразу узнал.

carabaas.livejournal.com

Китайская живопись «хуа–няо»

Поиск Лекций

 

Средневековая культура Китая обладает такой же яркой самобытностью, как и культура Индии и Японии. Её отличают многие, только ей присущие особенности. Средневековое китайское искусство выглядит более сдержанным и строгим. В нём ощутима некая поэтическая задумчивость. Живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией прозрачных красок.

Китайская живописная форма – свитки – показывала мир во всём его разнообразии. Как и в Японии, они были вертикальными и горизонтальными; как и в Японии, живописные изображения перемежались каллиграфическими текстовыми вставками, раскрывающими и дополняющими смысл изображённого; как и в Японии, свитки не были постоянным украшением комнаты - они хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях.

Уже в VIII в. наряду с водяными минеральными красками китайские живописцы стали применять богатую оттенками чёрную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма. Китайские картины никогда не писались с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы. Мастера выработали многочисленные теоретические правила написания картин. Часто эти трактаты были написаны в поэтической форме.

Не все китайские картины, где изображена природа, можно назвать пейзажем. Рядом с классической формой пейзажа под названием «шань–шуй» - «горы–воды» - величественным, необъятным, построенным по законам параллельной перспективы и асимметрии, показывающем нам идеализированную картину мира, полную созерцательной отстранённости, сложились и другие формы, изображающие фрагменты природы или её частные проявления. К ним принадлежит и популярный в Китае жанр живописи «хуа–няо», т.е. «цветы–птицы». В основе практики живописи «хуа–няо», как и в пейзаже «шань–шуй», лежат разработанные даосизмом положения о взаимодействии дуальных сил инь и ян, а также доктрина пантеизма, которые составляют гармонию жизни Вселенной. В произведениях хуа-няо нашла своё отражение философская идея «великого в малом», выражающая буддийско-даосское представление о том, что в каждой, даже ничтожной и неприметной части природы, заключена душа Вселенной.

От классического величественного пейзажа «горы–воды» хуа-няо отличала большая камерность, интимность и конкретизация изобразительных мотивов. Именно здесь китайские художники позволяли себе пристально, словно через увеличительное стекло, рассматривать каждое движение животного или раскрывающегося цветка, бесконечно приближая их к зрителю.

Жанр «цветы–птицы» строился по условным законам: фрагменты природы, показанные на фоне нейтрального, ничем не окрашенного свитка, читались, прежде всего, как символы и являлись обобщением, а человеческая фигура никогда не вводилась в композицию. Произведения этого жанра писались не только на свитках, но и на круглых и овальных веерах, на лоскутах шёлка, наклеенных на твёрдую основу, на квадратных листах бумаги, из которых потом составлялись ширмы и альбомы. Для каждой картины придумывались поэтические названия, зачастую её дополняли стихи знаменитых поэтов. В любую, казалось бы, случайную сценку, художники старались вложить такие же глубокие и возвышенные чувства, как и в создание монументальных пейзажей. Огромный мир символов и народных верований, пожеланий счастья, добра и богатства связывался с древних времён в Китае с образами растений, птиц, деревьев, плодов.

За образами птиц, изображённых на речном берегу, обычно подразумевались фигуры любящих, верных и добродетельных супругов, а бамбук с его гибким стволом олицетворял образ мудрого учёного, умеющего противостоять невзгодам жизни. Расцветающая холодной зимой слива мэйхуа выражала идею долголетия. Не меньшим вниманием пользовалась ива, её гибкость и нежность сопоставлялись с женской красотой. Пышный, многолепестковый пион символизировал богатство и знатность, гранат с его множеством зёрен был знаком многодетности, осенняя хризантема служила знаком чистоты и благородства.

Жанр «цветы–птицы» обозначился уже в Танский период, а в н. X в. он обрел самостоятельность и в течение последующих веков продолжал играть не менее важную роль, чем пейзаж. На протяжении X-XII вв. живопись хуа-няо пережила этап необычайно бурного развития и сложения основных стилистических направлений. Традиция считает, что начало двум важнейшим из них, противостоящим друг другу, положили два современника-антипода, жившие в X в., - Сюй Си и Хуан Цюань. Они были представителями не только разных географических районов Китая, но и разных технических приёмов и художественных концепций. Оба они строили свои картины по принципу микропейзажа, основанного на фрагментировании увиденных с близкого расстояния деталей. Но Сюй Си писал широкими мазками, в приглушённой цветовой гамме, включая свои мотивы в воздушную среду. Он придерживался свободной, эскизной манеры. Отшельник, предпочитавший безыскусную свободу официальной службе, он был образцом дао-поэта и дао-художника. Хуан Цюань - напротив был знатным и богатым мастером, служившим при императорском дворе и сделавшем блестящую карьеру чиновника. Он создавал яркие, плотно насыщенные цветом декоративные композиции, применяя минеральные краски вместо туши, чёткие линии, плоские силуэты вместо пятен и размывок.

Во времена династии Сун (960-1279 гг.) произведения, созданные южанином Чжао Чанем, который работал в к. X – н. XI вв., были столь же поэтичны, как и картины Сюй Си. По словам летописцев, он ранним утром обходил сад, осторожно брал в руки головки цветов, чтобы ощутить их осязательную прелесть. И в самом деле, даже немногие приписываемые ему картины, где показана цветущая ветка дикой яблони или душистый жасмин, поражают зрителя любовным отношением к ней поэта-художника.

В сунской академической живописи произошла дифференциация уже внутри жанра хуа-няо. Выделились тематические разновидности и группы, которые специализировались на изображении отдельных растений, отдельных животных. Сосредоточенность на одной теме способствовала виртуозной отработанности приёмов и достижения особой музыкальности ритмов. Самым значительным стилистико-тематическим направлением является «бамбуковый стиль», в котором воспроизводились исключительно изображения бамбука – от целого растения до нескольких ветвей или листьев. Основоположником и одновременно непревзойдённым мастером этого стиля признан сановный художник Вэнь Тун (2-я пол. X в.). Он, по словам критиков, умел передавать «тонкость красоты бамбука» и изображать его так, что «кажется, он вот-вот затрепещет от дуновения ветра». Популярность и авторитет «бамбукового стиля» были обусловлены, во-первых, философско-эстетическим осмыслением самого растения, во-вторых, сложностью его живописного исполнения, которое считалось вершиной мастерства художника, и, в-третьих, в живописи бамбука должны были использоваться все известные в Китае каллиграфические стили. Начиная с Вэнь Туна, утвердилось исполнение «бамбукового стиля» только в монохромной гамме. Образ бамбука наделялся особой духовностью, а его процесс его изображения мыслился неким эзотерическим действом, которое совершалось в моменты наивысшего духовного напряжения человека.

Некоторые из тематических групп хуа-няо тяготели к объединению с анималистическим жанром. Выразительнее всего это направление представлено творчеством Цуй Бо, придворным живописцем второй половины XII в. Сообщается, что он досконально знал повадки животных и птиц, что позволяло ему творить в «необузданно-свободной манере». Сохранилось более 10 его работ, одна из которых - «Две сороки, бранящие зайца» - воспроизводит камерную, полную юмора сценку. Главная отличительная особенность картин Цуй Бо – изображение птиц и животных на относительно развёрнутом пейзажном фоне, что само по себе является «пограничным» жанром.

Золотым веком сунской живописи стал период правления императора Хуэй-цзуна (1101-1129 гг.). При дворе, в Кайфыне, была основана Академия живописи, где сам император выступал как художник и коллекционер. Им была собрана величайшая коллекция древнекитайских картин, в которой насчитывало 1,5 тысячи произведений. Придворная Академия не была учебным заведением, в ней художники, привлечённые из разных мест, выполняли заказы двора. Император сам разрабатывал символико-поэтические темы для картин, устанавливал эстетические нормативы, определял вопросы техники и мастерства.

Для своих чиновников он установил интересное обязательное требование: помимо своих повседневных обязанностей они должны были заниматься живописью. Одна легенда повествует нам о том, что однажды Хуэй-цзун в качестве темы для экзамена на получение звания при дворе предложил такой отрывок из древней поэмы, смысл которого невозможно было передать в картине прямолинейно. Взятая им цитата гласила: «Копыта лошади стали ароматными после того, как она прошла по упавшим цветам». Все изобразили разнообразные цветы, но первенство завоевал тот, который для того, чтобы передать мысль императора, изобразил несколько бабочек, порхающих над лошадью.

Сам император Хуэй-цзун как художник работал в жанре «цветы-птицы». В своих художественных пристрастиях он склонялся к декоративной звучности танской живописи, чем к поэтической сдержанности сунских мастеров. В картине «Пятицветный попугай на цветущем абрикосовом дереве» император значительное место уделил пустому пространству свитка, будто наполненному светом и воздухом, а также пространству, заполненному ажурными изящными знаками стихотворных иероглифов.

В 1127 г. после падения Кайфына под ударами северных кочевников и смены императорской династии политическая и художественная жизнь переместилась на юг, в живописный город Ханчжоу. Наступила эпоха Южной Сун. Изменение претерпел и стиль картин. Исчезло космическое видение мира. Природа и человек стали ближе друг другу. Главной особенностью южносунских художников стала передача настроений природы. Пейзажные картины шань-шуй и картины хуа-няо заметно сблизились друг с другом. Это хорошо можно видеть на альбомных листах одного из самых прославленных мастеров того времени Ма Юаня, которые интимны по своим интонациям.

Слитность человека и природы особенно ощутима в картинах живописцев-монахов буддийской секты Чань (японская Дзен). Возникшая на китайской почве ещё в VI в., секта Чань соединила в себе буддийские и даосские воззрения. Её учение сводилось к тому, что молитвы и поклонение иконам бессильны открыть людям истину. К её постижению ведёт только один путь – созерцание, способствующее достижению внезапного духовного прозрения и слияния человека с мирозданием, поэтому они считали отшельническую непритязательную жизнь средством обретения внутренней гармонии и достижения истины. Художники XIII в. – Му Ци и Лянь Кай старались уловить настроение, увидеть то, что открывается взору внезапно, поражает своей неповторимостью. Их свободная импровизационная манера живописи создала устойчивую традицию. Отсюда условность и каллиграфизм образов, ощущение загадочности, зашифрованности предметов, таящей за внешней формой некий внутренний подтекст.

В эпоху Юань (1279-1368), эпоху монгольской династии, небывалые размеры и значение приобрели в картинах подписи. Они сопутствовали изображению традиционных мотивов, но приобрели новый, иносказательный смысл и особую изощрённость в его передаче, зачастую доступных лишь кругу посвящённых. Ван Мэн (1287-1359), поэт и художник, жил в горах, вдали от столичной суеты, посвятив своё творчество изображению цветущей сливы мэйхуа. Изящные силуэты тонких ветвей особенно очаровательны, благодаря окутывающему их кружеву нежных белых цветов. Этот лаконичный и ёмкий образ дополнен столь же лёгкой и изящной надписью. Красные печати вносят яркие акценты в аскетически строгую композицию.

В последующие века линия, разделяющая живопись на праздничный многоцветный стиль и стиль лаконичной чёрной туши, выразилась с ещё большей очевидностью. Следующий исторический период – эпоха Мин (1368-1644) старалась сохранить завоевания прошлых веков и следовать исконным традициям. На подражание прошлому ориентировала художников и вновь открывшаяся Академия живописи. Предметом творчества минских мастеров стал не внешний мир и не личный опыт, а комментирование того, как мир был увиден знаменитыми мастерами прошлых веков. Каралось мельчайшее нарушение в трактовке и композиционных приёмах. Жанр хуа-няо наполнился многими деталями, усложнился и стал очень повествовательным.

Работы Чэнь Хуншоу на веерах и альбомных листах насыщены множеством разнородных цветов и насекомых, декоративных и ритмически сбалансированных.

В XVII-XIX вв., после воцарения маньчжурской династии Цин (1644-1911) продолжал усиливаться традиционализм средневековой китайской культуры, который выражался, прежде всего, в стремлении соблюдать привычные схемы. Было создано огромное количество руководств по живописи. Например: «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», «Альбом живописи из мастерской десяти бамбуков». Тексты этих сочинений, изложенные в изящной поэтической форме, давали указания, чему должен следовать и чего должен избегать начинающий художник; детально описывали правила изображения цветов, распускающихся или вянущих листьев, диких трав…

Юнь Шоупин (1633-1690) соединил в своём творчестве яркую красочность, любовь к детальности стиля гунби и живописность стиля сеи. Он использовал бесконтурную манеру письма, пятном подчёркивая массу предмета, а цветовыми нюансами усиливая ощущение пространства.

Традиции жанра хуа-няо нашли продолжение в новое и новейшее время в самобытном искусстве таких корифеев живописи, как Сюй Бэйхун или Ци Байши, например. Эти художники были первыми, кто сумел внести оживление в застывшую систему символов-благопожеланий. Творчество Ци Байши (1863-1957) целиком воспитано на национальной традиции, но имело глубокие связи и с народным искусством. Свою долгую, почти столетнюю жизнь этот художник посвятил жанру цветы-птицы. Он обладал умением одухотворять все формы видимого мира и придавать значительность ничем не примечательным на первый взгляд предметам и явлениям. Благодаря ему, в жанр хуа-няо вошёл целый ряд вещей, дотоле считавшихся низменными, не заслуживающими внимания художника. Это обыденные овощи: картофель, тыква; а также незамысловатые предметы крестьянского труда – вилы, грабли, корзины. Смелый и свободный почерк Ци Байши вызывал постоянные нападки ортодоксальных критиков, которые говорили, что его работы грубы и что в них нет корня традиции. Он же отвечал, что не связывает себя определённой живописной школой, а видит источник творчества в диалектическом единстве двух начал – сеи и гунби и в единстве двух методов – юфа (владение традицией) и уфа (свобода от неё).

Сюй Бэйхун (1895-1953) - живописец и график, работавший в пограничном жанре, объединив хуа-няо и анималистику, как Цуй Бо. Один из первых китайских художников XX века, который сочетал национальные художественные традиции с достижениями уже европейской живописи. Учился живописи в Шанхае и Париже, став в 1928 г. профессором в институте Нанкина, выступал за реформу художественного преподавания, за введение в учебный курс западно-европейской техники живописи. В его произведениях мягкая лепка формы сочетается с силой и чёткостью линий.

 

Список литературы:

1. Виноградова, Н. «Цветы-птицы» в живописи Китая. – М.: Белый город

2. Кравцова, М. История искусства Китая. – СПб.: Лань, 2004

3. Глухарёва, О. Сюй Бэйхун. – М.: Искусство, 1957

4. Завадская, Е.В. Ци Байши. – М.: Искусство, 1982



poisk-ru.ru

Жанры в китайском искусстве

Жень у хуа жанр портрета

Жень у хуа (в переводе с кит. человек и цветы) - жанр китайской живописи, изображающий портрет человека или людей на фоне природы. Изображение человека можно считать первым жанром в живописи Китая. Фоном для него часто служила окружающая человека природа.

Постепенно из жанра жень у хуа выделился в самостоятельный жанр пейзаж, который занял ведущее значение в китайской живописи.

Шидафу-хуа жанр портрета сановников Шидафу-хуа - живопись сановников и аристократов.
 

Чунь хуа (в переводе с кит. весенняя / любовная / страстная картина) - эротические изображения от представляющих полуобнаженную и обнаженную натуру до откровенной порнографии.

Шань шуй горы и вода

Шань-шуй (в переводе с кит. горы и вода) - жанр китайской живописи, изображающий горы и водопады. Горы и вода в сознании китайцев воплощали важнейшие силы Вселенной - энергию и покой, активность и пассивность. Раннее появление пейзажа в китайском искусстве связано с особым отношением человека к природе. В традиционной китайской живописи природа это предмет изучения и созерцания. Художник обращается к натуре, но никогда ее не копирует. Он создает гармонию мира, которая складывается из единства воды, воздуха, камня. С высоты птичьего полета, с разворачивающимся по вертикали, или по горизонтали условным пространством и высоким горизонтом видны могучие горы, по которым стекают реки, или которые утопают в полупрозрачной дымке тумана. Человек мал и ничтожен, но он неразрывно связан с природой и в произведениях можно увидеть маленькую фигурку или человеческие жилища. Современное китайское искусствоведение делит жанр пейзажа на бэйфан-шаньшуй-хуапай (северное пейзажное направление), наньфан-шаньшуй-хуапай (южное пейзажное направление) и цзяннань-шаньшуй-хуапай (цзяннаньское пейзажное направление).

Хуа-няо птицы и цветы

Хуа-няо (в переводе с кит. цветы и птицы) - жанр китайской живописи, изображающий птицы и цветы. Для жанра цветы и птицы характерны темы из жизни растений, птиц, насекомых. Художники данного направления в своих картинах передавали свои ощущения и восприятие мира, не только с помощью специфических художественных решений, но и через символические значения различных представителей флоры и фауны. Так, особенное место в этом жанре занимало изображение "четырех совершенных" (дикой сливы мэйхуа, бамбука, сосны и хризантемы), которое символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. Хризантема - символ возвышенного одиночества. Сосна олицетворяет конфуцианскую сдержанность и стойкость, долголетие; лотос - символ внутренней чистоты и т.д. Таким образом, картины жанра цветы и птицы почти всегда были наполнены скрытым символическим смыслом.

Мо-чжу живопись бамбука

Мо-чжу (в переводе с кит. живопись бамбука) - жанр китайской живописи, изображающий бамбук (от целого растения до нескольких ветвей или листьев). Мо-чжу одно из самых значительных стилистико-тематических направлений жанра цветы и птицы.Бамбук на китайских картинах - символ несгибаемости и стойкости, человека высоких моральных качеств. Достоверная история живописи бамбука прослеживается с творчества Вэнь Туна (1018-1079). Обращение к живописи бамбука являлось свидетельством достижения вершин живописного мастерства, т.к. в рисунке должны были использоваться все известные в китайской живописи и каллиграфии способы работы с кистью. Ствол бамбука надлежало исполнять в стиле чжуаньшу (печатный стиль), коленца ствола - штрихами, выполненными в лишу (официальный стиль), ветви - в скорописи цаошу, листья - в кайшу. В XV-XVII вв. для живописи бамбука была разработана еще более сложная графическая система, учитывающая сорта растения и варианты его изображения в зависимости от сезона, времени суток и освещенности. Так, рисунок ствола, помимо собственно каллиграфических линий, должен был складываться из штрихов, моделирующих узлы сочленений, и сложных, соединяющихся между собой, точек-узелков, предназначенных для передачи округлости ствола и динамики роста растения.

Мо-мэй. Цветущая слива

Мо-мэй (в переводе с кит. живопись цветущей сливы) - жанр китайской живописи, изображающий цветущую сливу. Мо-мэй одно из самых значительных стилистико-тематических направлений жанра цветы и птицы. Начальный этап формирования живописи сливы в качестве отдельного направления живописи соотносится с эпохой Пяти династий (907-960). Ветка с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость.

Мудань-хуа живопись пионов Мудань-хуа (в переводе с кит. живопись пионов) - жанр китайской живописи, изображающий пионы. Мудань-хуа одно из самых значительных стилистико-тематических направлений жанра цветы и птицы.Пион - символ человеческой красоты, богатства, изобилия, почести и пышности.
Лянь-хуа живопись лотоса Лянь-хуа (в переводе с кит. живопись лотоса) - жанр китайской живописи, изображающий лотос.
Лань-хуа живопись орхидей Лань-хуа (в переводе с кит. живопись орхидей) - жанр китайской живописи, изображающий орхидею. Воплощением простоты, чистоты и скрытого благородства являлась орхидея.
Гуа-го. Плоды и ягоды

Гуа-го (в переводе с кит. плоды и ягоды ) - жанр китайской живописи, изображающий плоды и ягоды - одно из направлений жанра цветы и птицы.

Хуа-хуй цветы и растения

Хуа-хуй (в переводе с кит. цветы и растения) - жанр китайской живописи, изображающий цветы и растения - одно из направлений жанра цветы и птицы.

Линг-мао пернатые и пушистые

Линг-мао (в переводе с кит. пернатые и пушистые) - жанр китайской живописи, изображающий птиц и животных - одно из направлений жанра цветы и птицы.

Лев являлся символом мощи и благородства; тигр - защитник от злых духов; черепаха - символы долголетия; летучая мышь, две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле - символы супружеского счастья; карпы кои - символ пожелания счастья и успехов. Дракон символизирует могущество, мудрость и доброту. Иногда дракона изображают держащим волшебную жемчужину мудрости, что олицетворяет величие, мудрость и бессмертие. В Китае дракон с жемчужиной считался символом императора, его божественным покровителем. Птица феникс - символ человеколюбия, мира и процветания, а также символ императрицы.

Таким образом, картины жанра пернатые и пушистые почти всегда были наполнены скрытым символическим смыслом.

Цинь-няо пернатые

Цинь-няо (в переводе с кит. пернатые) - жанр китайской живописи, изображающий птиц - одно из направлений жанра цветы и птицы.

журавль - символ долголетия; сорока - символы счастливой вести; селезень с уткой - символ супружеского счастья; петух олицетворяет красоту, широкую известность и добрую славу.

Чун-юй. Насекомые и рыбы

Чун-юй (в переводе с кит. насекомые и рыбы) - жанр китайской живописи, изображающий насекомых и рыб - одно из направлений жанра цветы и птицы.

www.art-spb.ru

Жанры и стили в китайской живописи

 

Традиционную китайскую живопись обычно называют «гохуа».

Она выполняется при помощи кисти тушью и красками на бумаге или шелке.

В гохуа различают два стиля письма: «се-и» — «передача идеи» и «гунби» — «прилежная кисть».

gynbi 224x300 Жанры и стили в китайской живописиДля картин в стиле «гунби» характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали. Иногда этот стиль так и называют «стилем четких линий». Сделав абрис, художник  закрашивает рисунок минеральными красками. Такие краски весьма долговечны, картины  выглядят очень декоративно.

 

 

 

siu Жанры и стили в китайской живописи«Се-и» — свободная манера письма. Художники этого стиля стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, в чем и заключается главная цель мастера.

В картинах написанных в стиле «се-и», как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета.

Художник больше заботиться о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.

Стиль «се-и» называют также стилем «грубой кисти». Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация.

Именно в стиле «се-и» работали художники, писавшие экспромтом, п наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Картины в стиле «се-и» трудно поддаются копированию и имитированию.

В большинстве случаев художники писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле «гунби», но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. В более зрелый период китайской живописи картины в силе «се-и» заняли доминирующее положение.

Эти два стиля уже издавна широко распространены в Китае и взаимно дополняют друг друга.

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры:

Пейзаж- «шань-шуй» (горы и воды)

gora Жанры и стили в китайской живописиРаботы, представленные в этом жанре, монохромны, экспрессивны. Художник использует здесь приемы рассеянной перспективы. С высоты птичьего полета мы обозреваем высокие с крутыми склонами горы, на которых уютно расположены домики, башни или деревья. Пейзаж наполнен глубоким философским смыслом.

Следуя старым мастерам, художники не работают с натуры, хотя наблюдения за природой было ежедневным, так же как и многочисленные зарисовки. Именно эта тренировка помогает при создании композиции отбросить все случайное и сосредоточить внимание на главном.

Живопись  «хуа-няо» (цветы и птицы)

flower Жанры и стили в китайской живописиВ нем нашло свое отражение поэтически образное толкование природы, а также воплощение философски-поэтическое идеи «великого в малом». В этом малом и на первый взгляд ничтожным, по представлению китайцев заключается безграничная красота окружающего мира.

Жанр «цвета-птицы» подразумевает более широкое включение изображаемых объектов: насекомых, рыб, лягушек, креветок.

Портрет»жэнь-у хуа»  и анималистический жанр (изображение животного мира)

portret Жанры и стили в китайской живописиХудожники часто обращаются к изображению людей. Серия работ «Красавицы Востока» восхищает красотой, гармонией и мастерством исполнения.

Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». Иные, специализируясь на портрете или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое.  Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок мэйхуа или бамбук.

Видео «Как рисовать пион»

 

 

Похожие записи

way-art.ru

Хуа няо китайская живопись, изображаются птицы и цветы

Хуа няо

Хуа Няо (в переводе с кит. птицы и цветы) - жанр китайской живописи, посвященный изображению только птиц и цветов.

Известные мастера Хуа Няо - Лю Кан, Чэнь Цзунжуй, Чэнь Вэньси, Чжун Сыбинь и другие.

№ 01 № 01

№ 01, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа ..

№ 02 № 02

№ 02, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2008 ..

№ 03 № 03

№ 03, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2007 ..

№ 05 № 05

№ 05, 35х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа ..

№ 07 № 07

№ 07, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..

№ 10 № 10

№ 10, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2011 ..

№ 11 № 11

№ 11, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..

№ 12 № 12

№ 12, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..

№ 16 № 16

№ 16, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2010 ..

№ 17 № 17

№ 17, 25х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2011 ..

№ 18 № 18

№ 18, 35х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2013 ..

№ 20 № 20

№ 20, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2005 ..

№ 21 № 21

№ 21, 35х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2011 ..

№ 22 № 22

№ 22, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..

№ 23 № 23

№ 23, 35х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2010 ..

№ 26 № 26

№ 26, 25х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..

№ 27 № 27

№ 27, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2010 ..

№ 28 № 28

№ 28, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2013 ..

№ 29 № 29

№ 29, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2013 ..

№ 30 № 30

№ 30, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2013 ..

№ 31 № 31

№ 31, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..

№ 32 № 32

№ 32, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2010 ..

№ 34 № 34

№ 34, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2013 ..

art-cc.com

«Цветы-птицы» Сун | "Бесконечная ци"

«Цветы-птицы» Сун

В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы».В X веке  он приобрел особое значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций. Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями.

Три мастера — Хуан Цюань (903-965), его сын Хуан Киу-Цай (Huang Jucai) (933-993) и Сюй Си (886-975)- являются наиболее известными представителями популярного жанра «цветы–птицы», и их влияние на художников династии Сун и мастеров более поздних периода велико.Хуан Киу-Цай (Huang_Zhucai).Гора, сороки и воробьиХуан Киу-Цай (Huang_Zhucai).Гора, сороки и воробьи

Сюй Си (Xu Xi 徐熙 937- 937) работал во время Пяти династий (907-960)Он — один из величайших мастеров жанра «цветы и птицы». Мастер писал многочисленные мотивы вольной природы: водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения, включая свои изображения в воздушную среду. Покрывая светлыми прозрачными красками, нанесенные тушью контуры, акцентированные красной подсветкой по краям, он придерживался свободной манеры.

У Бин, уроженец провинции Цзянсу, был придворным художником в эпоху Южная Сун. Этот лист из альбома «Изысканных жемчужин известных картин (名 繪 集 珍)» изображает растение риса с изящными листьями, несущими тяжелые побеги зерна и поникшие под их тяжестью. Над ними летают две изящные бабочки. Видны и оводы. Стрекоза также ползет по одному из листьев риса. Растения и насекомые предоставлены с исключительной четкостью и натурализмом.

Ву Бин Растения риса и насекомыеВу Бин Растения риса и насекомыеВу Бин Ветка бамбука с кузнечикомВу Бин Ветка бамбука с кузнечиком

Чжоу Чан (Zhao Chang) был придворным художником. О его жизни известно очень мало. Работал в конце X — начале XI веков. Следовал стилю «сешэн» (буквально — «писать жизнь»). По утрам он выходил в сад и внимательно рассматривал цветы стараясь запомнить все особенности их вида и строения.

Чжао Чан. Желтые розы и пчелы, розовые розы и осыЧжао Чан. Желтые розы и пчелы, розовые розы и осыМетрополитэн МузейЧжао Чан. «Эскиз бабочек»Чжао Чан. «Эскиз бабочек»

Пекинский Национальный дворец-музейЧжао Чан Бамбук и бабочкиЧжао Чан Бамбук и бабочкиЧжао Чан Бамбук и бабочки. Дыня.ФрагментЧжао Чан Бамбук и бабочки. Дыня.ФрагментЧжао Чан Бамбук и бабочки.фрагмент2Чжао Чан Бамбук и бабочки.фрагмент2

Токийский национальный музейЧжао Чжан Бабочки и бамбук.ФрагментЧжао Чжан Бабочки и бамбук.Фрагмент

Цуй Бо (1050 — 1074 ) — один из ведущих китайских художников династии Северная Сун. Цуй Бо вошел в историю китайской живописи как выдающийся мастер «хуа няо» в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые»(цинь — няо) и «живопись бамбука » ( чжу ) . Любимыми объектами внимания художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры — ива и бамбук, хотя он обращался также к другим подобным образам. Цуй Бо, досконально знал привычки многих живых существ, что позволяло ему творить в «необузданно — свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем его предшественники.

На свитке «Заяц и две сойки» и изображены две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над испуганным зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви.Ли Ди-(1100 – после 1197) один из известнейших художников-анималистов работал во второй половине века.Ли Ди служил придворным художником у императоров династии Южная Сун в 1174—1197 годах. Член императорской академии в Кайфыне; один из 26 живописцев — членов Юхуа юань, императорской академии искусств в Ханчжоу.Небольшие сценки из жизни животных у него лиричны и трогательны. Он так же маcтер жанра «цветы-птицы».В этой работе на берегу водоема, покрытом ивами и тростником, два пастуха спасаясь от ливня подталкивают волов, что бы те шли домой. Вся сцена окутана туманом, видны темные дождевые облака.

Ли Ди - Красные и белые хлопковые розыЛи Ди — Красные и белые хлопковые розыХудожник Лю Кай создал одно из самых лучших изображений рыб, плавающих на фоне опадающих (около 1075).рыба3 liu-caiРыбы, плавающие среди опадающих цветов. Лю Кай

Хуэй-цзун (кит. 宋徽宗, 7 июня 1082 — 4 июня 1135) — восьмой император династии Сун, художник, каллиграф, музыкант, мастер чайной церемонии. Увлечение искусствами привело его к небрежению государственными делами и катастрофе: империя потеряла свои северные владения, Кайфэн, одна из величайших столиц мира, был разграблен. Пленение императорского дома положило конец истории Северной Сун.

Чжао Мэнцзян (???, 1199 -1264) — китайский художник, государственный служащий времен периода династии Южная Сун. Происходил из императорской семьи Чжао, которая и была правящей династией Сун. В 1226 году успешно сдаал императорский экзамен и получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала служил в администрации Хучжоу. Впоследствии был назначен судьей области Яньчжоу, которая охватывала сегодняшние территории районов Цзяньдэ, Чуньань и Тунлу провинции Чжэцзян. На этой должности он оставался почти до концажизни. Умер в 1264 году.

Он был специалистом в изображении цветов нарциссов, слив, орхидей, бамбука и скал, но нарциссы удавались ему лучше. Его относят к группе художников, изображающих так называемых «Трех друзей зимы» — художников и поэтов, которые изображали художественные композиции сливы, бамбука и сосны в зимний период. Все картины-свитки написанымонохромной технике с использованием черной туши. Сосна может расти на бедной, каменистой почве и оставаться зеленой даже суровой зимой. Она символизирует выживание в трудных обстоятельствах. Слива цветет зимой и ее нежные белые цветы говорят о чистоте, а также красоте даже при сложных обстоятельствах. Слива, бамбук и сосна вместе напоминают о конфуцианской добродетели поддержания своей целостности даже в самых неблагоприятных условиях.

Чжао Мэнцзян. Три друга зимыЧжао Мэнцзян. Три друга зимы

Живопись эпохи сун

Неизвестный художник Цветы

Ли Сун родом из Ханчжоу( провинция Чжэцзян) художник работавший в период Южной Сун. Он был хорош в живописи цветов и изображения обычной жизни в сельской местности и городах. В работе «Цветочная корзина» цветы изображены мелкими, тонкими мазками в богатой цветовой гамме. Здесь и осенние подсолнухи, и жасмин,и лилии, и магнолии, и гранаты, и пионы и другие цветы. Цвета великолепны, картина излучает веселье. Это блестящий натюрморт в стиле «цветы-птицы».

Ма Син Цзу Птица на лотосеНеизвестный автор. Утенок. Неизвестный автор. Утенок.eight=»382″ /> Ма Син Цзу Птица на лотосе[/caption]

Ли Ди ( род. ок. 1100 г. Хэян — ум. после 1197 г.) писал в жанре «цветы и птицы».Ли Ди. Сорокопут зимой на дереве.Ли Ди. Сорокопут зимой на дереве.

В жанре хуа няо работал выдающийся мастер Южной сун Ма Юань и его сын Ма Линь.Ма Линь.Ма Линь.

Ма ЛмньМа Линь

 Неизвестный автор. Птицы, цапли, камни, цветущие растения и деревоНеизвестный автор. Птицы, цапли, камни, цветущие растения и деревоДинастии Сун. Художественный музей Уолтерса.

Цянь Сюань (1235-1305) художник из Ху Чжоу (湖州) (нынешний район Усин в провинции Чжэцзян ), работавшийРасцвет творчества Ван Юаня приходится на 1341-1367 годы.Работал в различных жанрах и стилях — в пейзаже, подражая манере Го Си, в жанровой живописи, следуя стилистике мастеров эпохи Тан . Высочайшего мастерства он достиг в жанре «цветы и птицы». Сочетая детали, выполненные в стиле Хуан Цюаня , с живописью бамбука в духе «художников-литераторов» (веньжень хуа), Ван Юань умел добиваться особого декоративного эффекта, используя исключительно тушь. Это хорошо заметно на свитке «чжуши цзяоциньту» ( «Бамбук, камни и стая встревоженных птиц», 137,7х95, 5 см, бумага, тушь. Шанхайский художественный музей).

Ван Юань Фазан, персик и бамбукВан Юань Фазан, персик и бамбукВан Юань. Сто цветовВан Юань. Сто цветов

Автор: Наталья

В течение жизни мне довелось много учиться и постоянно работать с новой информацией. Я участвовала в экспедициях на Тюменский Север для сбора материалов по языкам народов Севера их культуре и верованиям. Так же неоднократно участвовала в научных семинарах в Новосибирске (по языкам народов Севера), Томске, Новокузнецке, Москве. Много лет занималась преподавательской и лекционной деятельностью. Переводила стихи с английского языка. Есть публикации. Прошла стажировку по латинскому языку и антиковедению при МГУ. Преподавали в Омском государственном университете. Посещала тренировки Тай Цзицюань в начале 90-х годов. в 1993-1994 годах была членом Транснациональной радикальной партии (ТРП) (The Transnational Radical Party (TRP), whose official name is Nonviolent Radical Party, Transnational and Transparty (NRPTT)).В рамках ООН, партия провела громкие сражения по нескольким вопросам: мораторий на смертной казни, а также предложение о его полной отмене, справедливое правосудие и другие. Я участвовала в сборе подписей под петициями о запрете смертной казни в России. Посмотреть все записи автора Наталья

turisheva.ru

Живопись хуа-няо | Файловый клуб FilesClub.net

Китайская живопись «хуа–няо»

Средневековая культура Китая обладает такой же яркой самобытностью, как и культура Индии и Японии. Её отличают многие, только ей присущие особенности. Средневековое китайское искусство выглядит более сдержанным и строгим. В нём ощутима некая поэтическая задумчивость. Живопись отмечена лиризмом, тональной гармонией прозрачных красок.Китайская живописная форма – свитки – показывала мир во всём его разнообразии. Как и в Японии, они были вертикальными и горизонтальными; как и в Японии, живописные изображения перемежались каллиграфическими текстовыми вставками, раскрывающими и дополняющими смысл изображённого; как и в Японии, свитки не были постоянным украшением комнаты - они хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях. Уже в VIII в. наряду с водяными минеральными красками китайские живописцы стали применять богатую оттенками чёрную тушь. Тогда же сложились и разные манеры письма. Китайские картины никогда не писались с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы. Мастера выработали многочисленные теоретические правила написания картин. Часто эти трактаты были написаны в поэтической форме. Не все китайские картины, где изображена природа, можно назвать пейзажем. Рядом с классической формой пейзажа под названием «шань–шуй» - «горы–воды» - величественным, необъятным, построенным по законам параллельной перспективы и асимметрии, показывающем нам идеализированную картину мира, полную созерцательной отстранённости, сложились и другие формы, изображающие фрагменты природы или её частные проявления. К ним принадлежит и популярный в Китае жанр живописи «хуа–няо», т.е. «цветы–птицы». В основе практики живописи «хуа–няо», как и в пейзаже «шань–шуй», лежат разработанные даосизмом положения о взаимодействии дуальных сил инь и ян, а также доктрина пантеизма, которые составляют гармонию жизни Вселенной. В произведениях хуа-няо нашла своё отражение философская идея «великого в малом», выражающая буддийско-даосское представление о том, что в каждой, даже ничтожной и неприметной части природы, заключена душа Вселенной. От классического величественного пейзажа «горы–воды» хуа-няо отличала большая камерность, интимность и конкретизация изобразительных мотивов. Именно здесь китайские художники позволяли себе пристально, словно через увеличительное стекло, рассматривать каждое движение животного или раскрывающегося цветка, бесконечно приближая их к зрителю.Жанр «цветы–птицы» строился по условным законам: фрагменты природы, показанные на фоне нейтрального, ничем не окрашенного свитка, читались, прежде всего, как символы и являлись обобщением, а человеческая фигура никогда не вводилась в композицию. Произведения этого жанра писались не только на свитках, но и на круглых и овальных веерах, на лоскутах шёлка, наклеенных на твёрдую основу, на квадратных листах бумаги, из которых потом составлялись ширмы и ал

filesclub.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта