Владимир Маяковский: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана». Художник маяковский картины


Владимир Маяковский: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана»

19 июля День Рождения Владимира Маяковского. Мы знаем его как автора остроумных стихов, когда его талант художника незаслуженно остается на заднем плане.

Маяковский в первую очередь — автор хлестких, остроумных стихов, яркая, “громкая” и неординарная личность. О Маяковском говорят много как о настоящем мужчине, поистине великом поэте, человеке, который мог и умел искренне и горячо любить, о том, что он, как никто другой, осознавал значение слов “гражданский долг” и относился к нему со всей серьезностью и ответственностью, но мы забываем о том, что он был на редкость одаренным художником.

Зачастую талантливый человек проявляет свои способности во многих отраслях искусства. Не был исключением и русский поэт Владимир Маяковский. Картины его мало известны широкой публике (знают в основном лишь только о его творчестве в РОСТе). Но именно талант художника стал проявляться у Маяковского еще с детских лет. Исходя из этого можно сделать вывод, что тяга к живописи появилась у него ранее всех последующих.

Маяковский. К "Облаку в штанах"

Маяковский. К «Облаку в штанах»

Семья Маяковского отличалась любовью к художественной культуре. Рисовали буквально все: отец, мать и обе его сестры. Одна из которых собиралась поступать в Строгановское училище. Как раз-таки она и показала учителю рисунки брата. О результатах В.Маяковский писал так:

«Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром».

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе. Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе — революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин -политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали. Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования:

«Нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Портрет И.И. Морчадзе работы Маяковского, 1908 г.

Портрет И.И. Морчадзе работы Маяковского, 1908 г.

Художник П.И. Келин вспоминал:

“Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Женщина в синем. Работа В. Маяковского. 1912–1913

Женщина в синем. Работа В. Маяковского. 1912–1913

Осенью 1911 года Маяковский второй раз пытался сдать экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.

– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи сам поэт оставил такие воспоминания:

«Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо».

Портрет Вадима Баяна работы Маяковского

Портрет Вадима Баяна работы Маяковского

Окна РОСТА

Признаться честно, многие из нас знают только о плакатном творчестве Маяковского по его хлестким строчкам на советских плакатах «Окна РОСТА» (Российское Телеграфное агентство). Спасибо школьной программе и Третьяковской галереи.

Плакат Маяковского в Окно РОСТА

Плакат Маяковского в Окно РОСТА

Однако советская пропаганда умалчивала о том, что первые плакаты Маяковский начал делать с 1914 года, причем, в сотрудничестве с Казимиром Малевичем. Вполне ожидаемо, что произошло это на волне начала Первой Мировой войны, и поэтому тематика текстов и рисунков «ура-патриотическая», была направлена на высмеивание Германской и Австро-Венгерской армии. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны:

«Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные».

Александр Дейнека. "Владимир Маяковский в РОСТА"

Александр Дейнека. «Владимир Маяковский в РОСТА»

Картины того самого Маяковского

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что является бесценным обладателем полотна того самого Маяковского, а не его однофамильца.

Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях Шерлока Холмса, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства: библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Владимира Маяковского.

_3056163

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»). Картины Маяковского 1912-1915 годов: «Женский портрет», «Натурщица», «Железка» и некоторые другие.

Релетка

Релетка

Использовались различные техники: акварель, тушь, карандаш, уголь. Когда не было материалов, поэт мог обходиться подручными средствами. В ход шли обгорелые спички, окурки, смоченные в чернилах.

Натурщица. Работа В. Маяковского. 1912–1913

Натурщица. Работа В. Маяковского. 1912–1913

Поэт любил изображать жирафов, собак, зебр, крокодилов. А любимым его занятием было рисовать дружеские шаржи на некоторых знакомых (Репина и Чуковского, например).zhiraf

И все эти работы означают лишь одно, то что Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Портрет Лили Брик работы Маяковского

Портрет Лили Брик работы Маяковского

Текст: Дарья Краснова

365mag.ru

Маяковский Владимир Владимирович, поэт и художник, Россия, Москва

МАЯКОВСКИЙ—ХУДОЖНИК

        Партийная работа, аресты, тюрьма, тяжелое материальное положе­ние не давали Маяковскому возможности систематически учиться и только после последнего ареста, после одиннадцатимесячного сиденья в Бутырках, выпущенный на свободу под надзор полиции и под родитель­скую ответственность, он решил поступить в какое-нибудь учебное заве­дение, научиться какому-нибудь ремеслу. Единственное училище, куда ему удалось поступить, было Училище живописи, ваяния и зодчества.

       Маяковский рисовал с малых лет. Когда после смерти отца семья Маяковских переехала в Москву, Маяковский использовал свои рисо­вальные способности, чтобы материально поддерживать мать и сестер. В своей автобиографии он вспоминает: «денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца — круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10—15 коп. С тех пор бесконечно ненавижу Бем’ов, русский стиль и кустарщину».

        Маяковский стал учиться живописи. Первое время он добросовестно копировал головы, торсы и натюрморты, но инстинктом, по его выра­жению, «ревинстинктоль», поглядывал в сторону дерзких новаторов — Ларионова, Машкова. Окончательно вывел Маяковского из училищной рутины Давид Бурлюк. Маяковский вспоминает об этом так: «В учи­лище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнет. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Благородное собрание. Концерты. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались. Расхохотались друг в друга. Вышли вместе шляться.

        Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную. От училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера. У меня — пафос социалиста, знающего неизбеж­ность крушения старого. Родился российский футуризм».

        В группу футуристов, в которую вошел Маяковский, входили худож­ники-новаторы: Ларионов, Гончарова, Кульбин, Бурлюк, Розанова и др., и вполне вероятно, что к этим художникам прибавился бы еще один художник-новатор — Владимир Маяковский, если, бы не обнаружилось одно неожиданное обстоятельство. Об этом обстоятельстве Маяковский рассказывает так: «днем у меня вышло стихотворение, вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатанные. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю стихи Бурлюку. Прибавляю: это один мой знакомый. Давид остановился, осмотрел меня, рявкнул: «Да это ж Вы сами написали, да Вы ж гениаль­ный поэт». Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом».

        С этой ночи Маяковский перестал учиться на живописца, но худож­нических навыков не бросал. Во-первых, потому, что ему нравилось рисо­вать, и рисовал он хорошо, а во-вторых, потому, что это был его един­ственный заработок. Футуристические стихи, естественно, денег не да­вали. Он любил рисовать портреты, рисовал их быстро пером, каранда­шом, окурком. Рисовал всех своих знакомых, просто так, из любви к искусству, а для заработка рисовал карикатуры в юмористических жур­налах. Во время войны изготовлял военные лубки с собственными стихо­творными подписями.

        После революции Маяковский стал рисовать обложки, плакаты, театральные костюмы и декорации для своих книг и пьес. Он сделал обложку к сборнику футуристов «Ржаное слово», к первому изданию «Мистерии Буфф». Сделал плакаты и эскизы костюмов к первой поста­новке «Мистерии Буфф» и плакаты к кинокартинам «Закованная фильмой» и «Не для денег родившийся», поставленные по его сценариям и с его участием.

        Все эти живописные работы были как бы иллюстративным допол­нением к его поэтическому творчеству, но, конечно, во многом уступают в мастерстве и в новаторстве. Но, во всяком случае, в них не было ни капли академизма, и их можно было отличить среди сотни других.

        Работа в РОСТА сыграла огромную роль во всем творчестве Мая­ковского, и для его живописной работы она сыграла роль не меньшую. Из футуриста он превратился в агитработника, переменилась установка, переменились приемы.

        Маяковский назвал сборник своих ростовских работ «Грозный смех». Название, удачно выражающее своеобразный характер ростовских «Окон сатиры». Это был смех, но не веселый смех и даже не смех сатири­ческий, а смех с угрозой. Мишенью этого грозного смеха были Врангель, белогвардейцы, белополяки, лодыри и им подобные враги советской власти. Над ними мало было посмеяться. Надо было поднять «ярость масс» на борьбу с ними. Вот это-то соединение сатирического смеха и рево­люционного воззвания и создало своеобразие «Окон сатиры РОСТА». Со стороны поэтической, со стороны текстовой, Маяковскому нетрудно было найти соответствующий тон и форму. «Грозный смех» был органиче­ским свойством его поэтического таланта. Оставалось найти соответствую­щий стиль и прием для плаката.

        Рассматривая теперь, через 10 лет, тогдашние плакаты «Окон са­тиры» видишь, что плакаты таких опытных художников, как Черемных, Малютин, совершеннее плакатов Маяковского с точки зрения графиче­ского и живописного мастерства. Но вместе с этим они менее плакатны, менее выразительны. В них больше от журнала, чем от улицы. Плакаты Маяковского замечательны своей примитивностью, лаконичностью, от­сутствием лишних подробностей и деталей. Это почти идеограммы, поня­тия, выраженные не словами, а рисунками. Любопытно, что в ходе работы Маяковский, действительно, выработал в себе нечто, вроде идеографиче­ского словаря. Так, напр., огромное количество плакатов включало в себя фразу «что же делать?» И дальше шел ответ. Вот этот-то вопрос — что же делать — идеографически изображался Маяковским всегда одним и тем же рисунком: голова рабочего в профиль смотрит на большой вопроситель­ный знак.

        «Окна сатиры РОСТА» сыграли огромную не только агитационную, но и художественно-политическую роль. Эти сатирические плакаты поста­вили вопрос об участии художников в политической жизни страны. Стало ясно, что участвовать в пролетарской революции, — не значит сюжетно ею вдохновляться, а это значит реально своей работой помогать ей бо­роться с врагами и строить социализм.

        «Окна сатиры» раскололи художественный мирок на две резко про­тивоположные группы: «чистовиков» и «производственников». Чисто­вики были те художники, которые, пытались протащить в революцию старые индивидуалистические художнические навыки, наскоро приспо­собить тематику своих станковых картин к революционным событиям. Производственниками были те, которые, забросив свои холсты и палитры, взялись за плакаты, за вывески, за госрекламу и не в ателье, а на улице развешивали свои произведения. К этому призывал Маяковский в своем стихотворении «Приказ по армии искусств».

Довольно грошевых истин!

Из сердца старое вытри!

Улицы наши — кисти,

Площади наши — палитры.

    Как ни странно, но нашлись люди, которые относились подозрительно и недоброжелательно к производственной живописи Маяковского, особенно, когда он стал усиленно работать на моссельпромовскую рекламу. Эти люди упустили из виду, что реклама госторговли в то время была делом политичес­ким, а не коммерческим. Реклама Моссельпрома и реклама частного торгов­ца — вещи несоизмеримые. Знаменитые строчки Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме», ставшие чуть ли не советской пословицей, перефра­зированной на тысячу ладов, создали известность Моссельпрому не только в России, но и на Западе.

     Странно недооценивать политическое значение этого обстоятельства. Моссельпромовские рекламы Маяковского интересны как стилевое зна­чение стиха и плаката. Дело в том, что большинство плакатов Моссель- прома, сделанные художниками Родченко, Лавинским и Левиным, сде­ланы были по эскизам Маяковского. Этот эскиз компоновался одновре­менно с текстом, совпадая с ним тематической и стилевой установкой. В дальнейшем Маяковский таким же методом осуществил ряд плакатов на производственные, профсоюзные, санитарные и прочие темы.

             К чистой живописи Маяковский уже никогда больше не возвращался.

      Путь Маяковского-художника тот же, что и путь его как поэта. Неуклонная борьба с академизмом, эстетическим трафаретом, с буржуаз­ной красивостью, за искусство активное, за искусство агитационное, за искусство пролетарской классовой борьбы. И сейчас, когда ликвиди­руются последние остатки буржуазной эстетической теории и практики, работа Маяковского приобретает особое значение своим принципиальным радикализмом и политической заостренностью.

 О. М. Брик

folkacademy.umi.ru

биография, фотографии, фильмы, музеи, личная жизнь поэта.

Владимир Маяковский не сразу начал писать стихи — сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.

Родился российский футуризм

Родился российский футуризм

Владимир Маяковский с сестрой Людмилой . Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Родился российский футуризм

Владимир Маяковский с семьей. Фотография: vladimir-mayakovsky.ru

Родился российский футуризм

Владимир Маяковский в детстве. Фотография: rewizor.ru

Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский — еще ребенком — впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных».

В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец — от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.

После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами — «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, — отобрали охранники.

В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи — сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже — с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы — «Пощечина общественному вкусу».

У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм.

Читайте подробнее о футуризме

Футуристы выступали на собраниях — читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.

Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи — и потому сквозь бутады Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками.По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад.

Актер, художник и автор «народных спектаклей»

Пьесы Маяковского

Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Дмитрий Шостакович на репетиции спектакля «Клоп».1929. Фотография: subscribe.ru

Пьесы Маяковского

Владимир Маяковский и Лиля Брик в фильме «Закованная фильмой». 1918. Фотография: geometria.by

Пьесы Маяковского

Владимир Маяковский (третий слева) и Всеволод Мейерхольд (второй слева) на репетиции спектакля «Баня». 1930. Фотография: bse.sci-lib.com

Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом — начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники — Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие — рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.

В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» — оба в главных ролях.

Знакомьтесь с другими творческими работами Маяковского — картинами, плакатами, сценариями

В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер». «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.

Актер, художник и автор «народных спектаклей»

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1930-е. Фотография: artchive.ru

Актер, художник и автор «народных спектаклей»

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1948. Фотография: novom.ru

Актер, художник и автор «народных спектаклей»

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламный плакат. 1923. Фотография: artchive.ru

Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты — их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.

В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, оберток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах... Он не любил чертить и вымерять, а делал все от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведет тушью и раскрашивает. Видно было, что дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь. Ярко воскресают в памяти часы, проведенные вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот одна из записок того времени: «Родченко. Приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. В. Маяковский».

В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.

В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь — Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.

«Лучший поэт советской эпохи»

«Лучший поэт советской эпохи»

Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com

«Лучший поэт советской эпохи»

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru

«Лучший поэт советской эпохи»

Владимир Маяковский. Фотография: piter.my

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой «Бани» он совсем извелся. Все время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани». Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссером (он много работал с актерами над текстом), а и маляром и плотником, так как он сам что-то подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции.

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили — до 1953 года.

А вы знаете, какое произведение Маяковский впервые написал лесенкой? Ответ ищите в материале по ссылке

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет.

Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор.

Замуж за Маяковского. Список тех, кто отказался

Вспоминаем муз поэта.

Немой поэт

Для вас кино – зрелище. Для меня – почти миросозерцание.

www.culture.ru

«Маяковский — художник». - halloART

На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник»

«Маяковский — художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку

«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013 года

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

Вернисаж выставки «Маяковский — художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в Международный день музеев, который совпал с московской акцией «Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.

Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.

В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя – Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе – Е.А Тихомировой.

Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской

Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :

«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 – «Автопортрет».

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» – серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».

Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности – интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него – к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую – входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши».Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,Лицо вытянулось, как у груши. <...>

К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».

Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский — художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...

После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.

С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа–октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»

Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник» вы сможете ознакомиться  на сайте halloART.ru

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник»Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, www.halloART.ru___________________________________

halloart-ru.livejournal.com

Владимир Маяковский как художник. Профессионал живописи, плаката, лубка, театральной декорации, книжной графики

Художник

         ВЛАДИМИР

      МАЯКОВСКИЙ

Этот альбом назван «Маяковский-художник».Да, Маяковский был художником, то есть профессионалом живописи, плаката, лубка, театральной декорации, книжной графики.   Художество было его работой, одним из главных его занятий, прошедшим через всю его жизнь.

Рисовали многие русские поэты. Некоторые рисовали прекрасно.  Наброски Пушкина далеко обогнали свое время и кажутся сделанными сегодня. Недаром Н. В. Кузьмин иллюстрировал пушкинский роман в манере рисунков Пушкина.

И тем не менее, перо Пушкина рисовало, как он сам говорил, «забывшись». Для Пушкина рисование было отдыхом, развлечением, бивуаком между поэтическими битвами. И оружие Пушкин – художник применял подручное, то самое, которое стояло на столе Пушкина – поэта, - перо, редко – карандаш. Пушкин – художник был любителем, правда, удивительно талантливым. А Маяковский был художником – профессионалом, действовавшим во всеоружии.

Вот выдержка из письма к сестре, писанного из тюрьмы ( куда Маяковский угодил за свою третью, после поэзии и живописи, профессию – за политику, большевистскую политику).

«… На полученные деньги купи акварельных красок в училище, обязательно с коробкой, затем папку для рисования, но только, пожалуйста, отрывную, блокнотом, такую, какая у меня была раньше, средних размеров ( в 1 р. 25 к. – 1 р. 75 к. ), ее ты можешь достать на Петровке  в писчебумажном магазине, кажется, Гринблата, две резины, три карандаша… Если найдешь                     ( постарайся ), то принеси Гнедича Историю искусств и Мутера Историю живописи в 19 столетии, если есть, то принеси от         кого – нибудь другого, а если нет, то в крайнем случае те, которые лежат у меня в сундучке, только оберни в бумагу.                    Сейчас говорил со смотрителем, разрешил принести краски и рисовать, только чтобы все принадлежности были небольших размеров, а то неудобно. Да, принеси еще две кисточки».

Какой список! Какая обстоятельность! Добавим к этому окурки, которыми писаны многие портреты, и обмакнутые в чернила и тушь обгорелые спички – ими рисованы многие карикатуры. И большие кисти, которыми писались «Окна РОСТА» И полтора десятка флаконов разноцветной туши, стоявших на столе Маяковского в день его смерти.

Это не оружие, а именно всеоружие художника – профессионала. И мы предлагаем вниманию читателя собрания произведений мастера, имеющего свое место в истории русского изобразительного искусства.

Правда, этот художник был поэтом, притом гениальным. Он был и политиком – профессионалом, работником подпольного МК партии, а потом профессиональным агитатором за коммунизм. Он был крупным драматургом, пьесы которого репертуарны и сейчас во всем мире. Он был сильным теоретиком искусства. Был одним из лучших русских журналистов и редакторов.  Был                          « киношником » - актером и сценаристом. Был, пожалуй, лучшим профессиональным чтецом своего времени.

Скажу несколько слов об одной ( конечно, не самой главной ) профессии Маяковского – о Маяковском – художнике.

Этот его талант обнаружился раньше всех прочих. В автобиографии « Я сам» на первых страницах, среди самых ранних воспоминаний отмечено : « Красивый длинный студент – Б. П. Глушковский. Рисует. Кожаная тетрадища. Блестящая бумага. На бумаге длинный человек без штанов ( а может быть, в обтяжку ) перед зеркалом. Человека зовут « Евгенионегиным ».

Это воспоминание относится к шестилетнему возрасту. А о девятилетнем в « Я сам » сказано: «Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром »

Людмила Владимировна Маяковская вспоминает: « В это время он рисовал уже довольно хорошо, преимущественно по памяти. Срисовывал и увеличивал крейсеры, иллюстрировал прочитанное, рисовал карикатуры на наш домашний быт… Я стала брать уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию художеств. Рассказывала ему о Володе, о его талантливости и любви к рисованию, показала его рисунки. Краснуха попросил привести брата, сказав, что будет заниматься с ним бесплатно. Володя был несказанно рад… Учитель  засиживался с ним, не считая времени, увлекаясь вместе с нами. Он рассказывал нам о русской и западной живописи, об отдельных художниках… Уроки проходили оживленно и интересно. Володя быстро почти догнал меня в рисовании…Мы стали привыкать к мысли, что Володя будет художником…»

В сентябре 1904 года тринадцатилетний Маяковский пишет сестре Людмиле: «Я рисую и, слава богу, у нас теперь хороший учитель рисования…»

Художество во всех его видах испещряет страницы всех воспоминаний о Маяковском – мальчике, о Маяковском – подростке, о Маяковском-юноше. Итак,  отметим, что этот талант проявился у Маяковского раньше, чем все другие.

Маяковский получил профессиональную подготовку. Кстати говоря, это - единственное специальное образование, которое он получил.

Было это очень нелегко. В царской России Маяковского считали, причем с полным основанием, политически неблагонадежным. В Академию художеств его не допустили. Долгие месяцы ушли на учебу в частных художественных студиях. Сначала- у С. Жуковского.

«Вместе с каким - то дамочками  писал серебренькие  сервизики».   («Я сам»). После четырех месяцев ученья Маяковский, уже тогда ненавидевший эстетизм, переходит в студию П. Келина.

«Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся. Требование – мастерство. Гольбейн. Терпеть не могущий красивенькое» ( « Я сам » ).

Так вспоминал о Келине Маяковский.

Потом – более двух лет в Школе живописи, ваяния и зодчества. Учились с ним вместе К. Лихачев, В. Чекрыгин, Л. Шехтель. Часто виделись с ним – Удальцова, Лентулов. Во множество записанных, опубликованных и неопубликованных воспоминаний все то же – упорнейшая учеба, постижение всего хорошего, что было создано раньше, упорнейшее нежелание подражать, следовать, решимость найти свою дорогу…  Был Маяковский в те годы очень беден,         « ботинки у него были в таком состоянии, что даже пальцы были

vunivere.ru

картины Гитлера - Маяковский

Хочется давно высказать мнение по поводу картин Гитлера...

Ах, да. Если кто все еще не знает, то Адольф старался быть художником, и чего-то там рисовал. Еще до того как стал известным :)

Так вот - как по мне, это ярчайший пример пиара. Когда за блеском звезды не различают ее истинного размера. "Ах! Гитлер рисовал! Надо же!..." - и под этот тост идет любая закуска. Это же Сам!..

Некоторые вот удивляются, почему такой талантливый человек и не смог поступить в Венскую академию живописи. Некоторые просто нахваливают картины (действительно - каждый раз когда я попадал на очередное открытие каким-нибуть человеком Гитлера-художника, это был восторг - "вау! посмотри!").

Но давайте все же - мухи отдельно, картины отдельно. Гитлер как художник не состоялся. Картины его - беспомощны.

Они слабы, неуверенны, и почти всегда без чувства кисти, цвета, и т.д. Дрожащие линии, боязливые мазки.Всегда - без идеи, желания что-то показать. Это как турист идет по городу и щелкает все подряд, не заботясь о композиции и вообще нужности снимка.

От ряда его картин (кстати, я сомневаюсь что все заявленные Hitler's paintings - настоящие) создается впечатление поступающего на первый курс забитого ученика, который вроде как думает про себя, что умеет рисовать, но боится это показать остальным. А нарисовав одну линию, уже боится испортить.

Для сравнения - нам за такие "картины" во время обучения ставили тройбаны, при этом я учился далеко не в лучшем учебном заведении и далеко не в высшем :) За "уровень Гитлера" можно было бы отхватить максимум четверку, и то - скорее за усидчивость.

Поэтому лично меня совершенно не удивляет непризнанность мастера современниками. Как не удивляют, вообще-то, и восторги по поводу его творчества в наши дни ;)

__________________________________________

апдейт.

Не все, конечно же, учились рисовать, и картины Гитлера кажутся вроде как и неплохими работами. Поэтому я приведу примеры другой акварели, каждая из которых намного лучше адольфовских. При этом - так чтобы вы понимали - степень деталировки, прорисованности в акварели, да и в живописи, не главное. Ценится не вымученность, а живость, легкость. Передать что-то одним мазком - это мастерство. А сидеть долго вырисовывать детальки - занудство :)

Ну например. Посмотрите какой легкий и шикарный этюд:

довольно простая, но качественная:

буйство красок

довольно детальная, но легкая и не вымученная:

вот по типу гитлеровских "книжных иллюстраций", деталировка, все красивенько, но не правда ли - скушновато? Хотя уровнем выше чем у Адольфа.

здания? их есть у нас:

а вот какой прелестный этюд. Посмотрите на эти жирные, мягкие волны - они написаны буквально мазком, но ощущение глубокой воды есть :)

Ну а вообще, в акварели ценится чувство. Поэтому живопись, как правило, получается лучше у девочек :)

majakovskij.livejournal.com

«Маяковский — художник» - Афиша арт событий и не только..

chernov_vlad01:01 pm - «Маяковский — художник» На экскурсии Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник»

«Маяковский — художник». Краткий рассказ о том, как Владимир Владимирович хотел, да так и не стал профессиональным живописцем

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Департамент культуры г. Москвы, Государственный музей В. В. Маяковского представляют выставку

«Маяковский — художник»18 мая — 23 июля 2013 года

Адрес: Выставочный зал «Домик Чехова», Москва, ул . Малая Дмитровка, дом 29 стр.4 (проезд до станции Пушкинская, Чеховская, выход к театру Ленком, троллейбус 3, ехать две остановки, или пешком до «Домика Чехова»)

Вернисаж выставки «Маяковский — художник» Государственного музея В. В. Маяковского в "Домике Чехова" на Малой Дмитровке состоялся 18 мая 2013 года, в Международный день музеев, который совпал с московской акцией «Ночь в музее». Поэтому для гостей музея была подготовлена большая культурная программа, безусловным гвоздём которой оказалось выступление известного режиссера Юрия Норштейна, читавшего стихи Владимира Маяковского.

Настоящими подарком для любителей искусства оказалась экскурсия Евгении Иньшаковой, куратора выставки «Маяковский — художник» и автора вступительной статьи к каталогу выставки. Эмоциональный рассказ о жизни и творчестве Владимира Маяковского раскрыл новые грани человека, которого со школьных времен мы привыкли считать гениальным поэтом. Оказывается, Маяковский с детства рисовал, и даже брал бесплатные уроки рисования у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, окончившего Академию Художеств.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх султан сидел бы в Порте", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой.

В 1906 году умер от заражения крови отец В.В. Маяковского, Владимир Константинович. Мать поэта, Александра Алексеевна, решила переехать с детьми в Москву. О жизни после приезда в Москву поэт вспоминал так: «Денег в семье нет. Пришлось выжигать и рисовать. Особенно запомнились пасхальные яйца. Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10–15 копеек. С тех пор бесконечно ненавижу Бемов, русский стиль и кустарщину» .

Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе (С. Коридзе). Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе (подпольное имя – Сергей Коридзе), революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали на квартире жены Морчадзе – Е.А Тихомировой.

Владимир Маяковский. С.С.Морчадзе (И.И.Коридзе), 1908. Б., кар. 32,5 х 23. В ГММ с 1950 от Л.В.Маяковской

Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования :

«Вышел взбудораженный. <…> Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. <…> Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».

Художник П.И. Келин вспоминал: «Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…

Осенью 1911 года Маяковский второй раз держал экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .

О московском Училище живописи, ваяния и зодчества и своем судьбоносном времяпрепровождении в его стенах сам поэт оставил такие воспоминания: «Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо.».

В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»), а в 1918 – «Автопортрет».

Владимир Маяковский. "Chemin de fer", 1915. Х., м., 90,0 х 70,5. Справа внизу подпись:Маяковский. В ГММ с 1939 от П.В. Кузнецова

К периоду учебы в училище относится и так называемая «Жирафья серия» – серия графических работ, в которой нашла отражение смена имиджа поэта. Именно к этому «периоду желтой кофты» относятся находящиеся в Государственном музее В.В. Маяковского рисунки поэта из альбома В.Ф. Шехтель. Незаурядная женщина, дочь знаменитого архитектора, она познакомилась с Маяковским в марте 1913 года. Дело в том, что ее брат Л.Ф. Жегин (Шехтель) учился вместе с поэтом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В своих воспоминаниях она писала: «Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов...»).деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».

Владимир Маяковский. "К.И.Чуковский", 1915. К., тушь, гуашь. 36,2 х 25,1. В левом верхнем углу подпись В. Маяковский 15 июнь. По левому краю строки из стихотворения Саши Чёрного «Колыбельная» «Спи мой кролик, спи мой чиж, мать уехала в Париж», « С нами скушно так то брат», написанные рукой В. Маяковского. В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

Действительно, в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, что позволило назвать эту серию графических работ «Жирафьей». При дальнейшем знакомстве с «Жирафьей серией» возникает вопрос о странном выборе сюжета: почему для молодого русского художника предметом изображения стало столь экзотическое животное, как жираф? Ответ на этот вопрос находится как бы на двух уровнях. На поверхности – интерес авангардистов десятых годов ХХ века к кубизму, а через него – к Африке и африканскому искусству. Но это только часть ответа. В другую – входит желтая (а она была не чисто желтая, а желтая с черными манжетами и воротником) кофта, рост (около двух метров) поэта и воспоминания В.Ф. Шехтель, которая писала о том, что друзья звали Маяковского «жираф». И тогда перед нами предстает закодированная, игровая, автобиографическая линия этой серии рисунков.

Владимир Маяковский. "Жираф и пальмы", 1913. Б., паст., ит. кар., 25,7 х 42,5. В ГММ с 1950 от В.Ф. Шехтель

Все «жирафьи» листы можно условно разделить на три группы. Первая иллюстрирует тот интерес к Африке, о котором говорилось выше. Ко второй группе можно отнести рисунки, так или иначе отражающие реалии жизни поэта: «Жираф на приеме у зубного врача», «Жираф в парикмахерской». О первом из этих рисунков так вспоминала В.Ф. Шехтель: «У Маяковского болели зубы – рисовался «рвач» (так он сам звал зубных врачей), дергающий жирафу зуб» . Что же касается второго рисунка, то его иллюстрацией может служить стихотворение «Ничего не понимают» (1913 г.) :

Вошел к парикмахеру, сказал – спокойный:«Будьте добры, причешите мне уши».Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,Лицо вытянулось, как у груши. <...>

К третьей группе можно отнести рисунки, включающие изображение, хотя и карикатурное, их автора. Это «Маяковский в погоне за жирафами» и «Маяковский верхом на жирафе».

Все вышесказанное позволяет нам с уверенностью считать «Жирафью серию» Маяковского не только интересным памятником русского авангарда, но и некой биографической вехой, иллюстрирующей переход от образа «байроновского поэта-корсара» к образу «крикогубого Заратустры» в желтой кофте.

Владимир Маяковский. Лубок "Эх ты немец, при да при же", 1914. Хромолитография. 39 х 52. В ГММ с 1949 от С.Г. Городецкой

В отличие от агитационного лубка времен Первой мировой войны и революционных плакатов РОСТА, живопись великого советского поэта очень слабо знакома широкой публике. На экскурсии Евгения Иньшакова рассказала о том, что достоверно известно всего пять живописных полотен, нарисованных Вл. Маяковским. Важно отметить, что на выставке «Маяковский — художник» посетители "Домика Чехова" на Малой Дмитровке смогут увидеть четыре картины из пяти.

Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что обладает бесценным полотном того самого Маяковского, а не его однофамильца. Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях сыщика, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства : библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Вл. Маяковского. Этакий российский Индиана Джонс с лицензией ФСБ ...

После окончания московского Училища Маяковский перестал заниматься живописью, ограничив свою работу в области изобразительного искусства агитационным лубком и революционными плакатами РОСТА.

С объявлением о начале Первой мировой войны Маяковский начинает сотрудничество в издательстве «Сегодняшний лубок», которое опубликовало серию хромолитографий, рассказывающих о событиях августа–октября 1914 года. Рисунки для лубков и лубочных открыток делали художники В. Чекрыгин, К. Малевич, А. Лентулов, И. Горский (псевдоним И. Машкова), Д. Бурлюк, В. Маяковский. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные»

Владимир Маяковский. РОСТА "Если не хотите воевать больше, идите войной против панской Польши", 1920. Хромолитография, 71 х 53. В ГММ с 1952 от Н.Д. Виноградова

Стоит ли сейчас сожалеть о том, что Маяковский не стал известным художником, завершив живописные штудии вместе с окончанием Училища живописи, ваяния и зодчества? Кто знает, хватило бы в таком случае времени на поэзию... Одно становится ясно - Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.

Владимир Маяковский. "Репин И.Е.", 1915. Б., кар. 28,3 х 22,2. В правом верхнем углу надпись: "Рисовал В. Маяковский 1915 год в Куокалле". В ГММ с 1952 от К.И. Чуковского

С полным текстом вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник» вы сможете ознакомиться  на сайте halloART.ru

ссылка по теме: Подробнее о выставке «Маяковский — художник» смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

В тексте использованы материалы вступительной статьи Е.Ю. Иньшаковой к каталогу выставки «Маяковский — художник»Фотографии, репродукции картин : Черномашенцев Владимир, www.halloART.ru___________________________________

art-events.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта