Александр Александрович Зиновьев. Картины александр зиновьев


Открыта выставка картин Александра Зиновьева на философском факультете МГУ

Выступление Ольги Зиновьевой на вернисаже картин А.А. Зиновьева на философском факультете МГУ

РИСУЮЩИЙ МЫСЛИТЕЛЬ

 

Еще одна грань! 

«Наш философский факультет МГУ, празднующий 70-летие своего воссоздания,  принял решение открыть небольшую экспозицию копий отдельных работ маслом А.А.Зиновьева, датируемых 1972 – 2004 годами.

Зиновьев, иронизируя, всегда отмахивался от звания «художник», что, как ни странно, вызывает заинтересованную реакцию как у профессионалов-критиков, так и у его поклонников… Мне же важно одно: удалось (хотя и частично) сохранить претворённую в рисунках и графике ещё одну интересную грань щедрого таланта Александра Александровича.

Первая крупная авторская работа – «Художник и модель» (1972)  во время  пересылки на Запад в 1978 году была разделена на две части, как и судьба русского мыслителя Александра Зиновьева, высланного за пределы Родины. Мы решили не реставрировать картину, а оставить  нетронутым «шрам» – знак судьбы – в том виде, как мы её получили обратно, уже находясь в эмиграции»

Ольга Зиновьева, руководитель Российско-Баварского исследовательского центр имени А.А.Зиновьева (РГТЭУ и университет г.Аугсбурга), главный редактор журнала «ЗИНОВЬЕВ»

  

Профессиональным художником я никогда не был и таковым себя не считаю… 

«…я рисовал карикатуры на соучеников в школе, на сослуживцев в армии, на студентов и преподавателей своего факультета в МГУ, на коллег по работе… Карикатур я нарисовал многие тысячи… Позднее стал рисовать портреты знакомых и бытовые сцены… Лишь несколько сотен рисунков и картин сохранилось в частных коллекциях в Москве…

Несмотря на мое сопротивление, моя жена Ольга решила собирать мои рисунки и картины. Ей удалось собрать несколько десятков моих работ, которые потом ей удалось переслать на Запад…»

Александр Зиновьев, «Феномен – 80», 2002

  

Рисующий писатель 

«Многогранное творчество Зиновьева – это синтез карикатурной повествовательности и пластической мощи, логической истины и эмоциональной выразительности… Сходство достигалось лаконичными средствами: тугой обобщённой линией контура, обводящей силуэт и намечающей наиболее выразительные в облике персонажа детали. Получалась как бы формула человека, его, что называется, «инвариант»…»

Тамара Зиновьева, искусствовед, художник

 

«Его первая выставка состоялась в Лозанне, уже после того, как Зиновьев был выслан в 1978 году из Советского Союза. За Лозанной последовали Женева, Париж, Авиньон, Милан, Мюнхен. Первая выставка в Москве состоялась 29 октября 2000 года»

Олег Назаров, проф., д.и.н., газета «Солидарность», 2000

 

Палитра мыслителя 

«…уродливое и искалеченное общество… что-то гротескное в его сардонической, беспощадной сатире на события, которые в равной степени могли бы произойти где угодно – в тех же США или во Франции. В его сатирическом изображении чернобыльской катастрофы вынесен приговор, но и поставлен вопрос о правомерности неконтролируемых научных экспериментов где бы то ни было.

…палитра скупа, лишена цветных излишеств, нередко брутальна и даже вульгарна, но только так и можно изобразить абсурдность и сумасшествие закрытого мира… …противопоставление интенсивного красного и голубого усиливает впечатление тотального подавления человека в том пенитенциарном мире, где пессимизм сосуществует со смутными надеждами и мрачным юмором. С любой точки зрения – это мощные, полные глубокого символизма работы, которые заставляют человека думать» 

Клод Кеттерер, искусствовед 

 

Художник Александр Зиновьев: от сатиры к гротескному реализму 

«… это удивительное восхождение, подобие которому трудно найти в живописи – Александр Зиновьев, которого мы знаем как философа, социолога, логика, писателя, теперь мы открываем как художника…

Техника самовыражения в картинах наводит на параллель с его писательскими работами, работами образованного человека, ученого-логика: неподкупный, почти фотографический реализм, в сочетании с комбинацией невидимых, нереальных элементов приводит к фантастизму, являющемуся скорее фантастическим реализмом, чем сюрреализмом.

…Сатира без карикатурного смеха, меланхолия без черного флера кошмарной безысходности, – суммируются в напряженнейшую атмосферу, захватывающую наблюдателя и не отпускающую его: это и составляет особенность воздействия работ Александра Зиновьева…

… Что преодолевает Зиновьев в его живописном мире? Так же, как и в его литературных произведениях, охватывающих советскую действительность, преломленной через призму его творческого видения, так же и в живописи… Советское общество в гротескных моментальных, схваченных зарисовках; порабощенный, подавленный человеческий дух в тоталитарной системе; комическая или трагическая (и нередко трагикомическая) ситуация, исходящая из данного воспламенившегося конфликта; взгляд на мир и на самого себя…»

Елизавета Хереш, искусствовед, д-р, 1985, Каталог Миланской выставки  

 

Дневные муки, ночные мучения 

«… у этих картин есть странная сила, сжигающая душу и ум…  Мир превратился в сценические образы, которые можно понять в ключе открытой трагической вены из сокровенных глубин Александра Зиновьева… В духе его романов… картины описывают трагикомический универсум, который может быть расшифрован на двух уровнях; форма представляет и показывает на то, что находится в сокровеннейших глубинах каждого из нас, поскольку мы противостоим всем видам идеологических систем: наше ночное мучение»

Сильвио Акатос, журналист, искусствовед

КАРТИНЫ С ВЫСТАВКИ В МГУ

Зиновьев А.А. Художник и муза. Холст, масло. 1972

Зиновьев А.А. В эмиграцию. Холст, масло. 1978 – 1981

Зиновьев А.А. Автопортрет. Холст, масло. 2002

Зиновьев А.А. Друзья. Холст, масло. 1978 – 1981

Зиновьев А.А. Мстислав Ростропович. Холст, масло. 1985

Зиновьев А.А. Лошадь и Луна. Холст, масло. 2002

zinoviev.info

Открыта выставка картин Александра Зиновьева на философском факультете МГУ - ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИЯ

ZINOVIEV.INFO

Выступление Ольги Зиновьевой на вернисаже картин А.А. Зиновьева на философском факультете МГУ

РИСУЮЩИЙ МЫСЛИТЕЛЬ

 

Еще одна грань! 

«Наш философский факультет МГУ, празднующий 70-летие своего воссоздания,  принял решение открыть небольшую экспозицию копий отдельных работ маслом А.А.Зиновьева, датируемых 1972 – 2004 годами.

Зиновьев, иронизируя, всегда отмахивался от звания «художник», что, как ни странно, вызывает заинтересованную реакцию как у профессионалов-критиков, так и у его поклонников… Мне же важно одно: удалось (хотя и частично) сохранить претворённую в рисунках и графике ещё одну интересную грань щедрого таланта Александра Александровича.

Первая крупная авторская работа – «Художник и модель» (1972)  во время  пересылки на Запад в 1978 году была разделена на две части, как и судьба русского мыслителя Александра Зиновьева, высланного за пределы Родины. Мы решили не реставрировать картину, а оставить  нетронутым «шрам» – знак судьбы – в том виде, как мы её получили обратно, уже находясь в эмиграции»

Ольга Зиновьева, руководитель Российско-Баварского исследовательского центр имени А.А.Зиновьева (РГТЭУ и университет г.Аугсбурга), главный редактор журнала «ЗИНОВЬЕВ»

  

Профессиональным художником я никогда не был и таковым себя не считаю… 

«…я рисовал карикатуры на соучеников в школе, на сослуживцев в армии, на студентов и преподавателей своего факультета в МГУ, на коллег по работе… Карикатур я нарисовал многие тысячи… Позднее стал рисовать портреты знакомых и бытовые сцены… Лишь несколько сотен рисунков и картин сохранилось в частных коллекциях в Москве…

Несмотря на мое сопротивление, моя жена Ольга решила собирать мои рисунки и картины. Ей удалось собрать несколько десятков моих работ, которые потом ей удалось переслать на Запад…»

Александр Зиновьев, «Феномен – 80», 2002

  

Рисующий писатель 

«Многогранное творчество Зиновьева – это синтез карикатурной повествовательности и пластической мощи, логической истины и эмоциональной выразительности… Сходство достигалось лаконичными средствами: тугой обобщённой линией контура, обводящей силуэт и намечающей наиболее выразительные в облике персонажа детали. Получалась как бы формула человека, его, что называется, «инвариант»…»

Тамара Зиновьева, искусствовед, художник

 

«Его первая выставка состоялась в Лозанне, уже после того, как Зиновьев был выслан в 1978 году из Советского Союза. За Лозанной последовали Женева, Париж, Авиньон, Милан, Мюнхен. Первая выставка в Москве состоялась 29 октября 2000 года»

Олег Назаров, проф., д.и.н., газета «Солидарность», 2000

 

Палитра мыслителя 

«…уродливое и искалеченное общество… что-то гротескное в его сардонической, беспощадной сатире на события, которые в равной степени могли бы произойти где угодно – в тех же США или во Франции. В его сатирическом изображении чернобыльской катастрофы вынесен приговор, но и поставлен вопрос о правомерности неконтролируемых научных экспериментов где бы то ни было.

…палитра скупа, лишена цветных излишеств, нередко брутальна и даже вульгарна, но только так и можно изобразить абсурдность и сумасшествие закрытого мира… …противопоставление интенсивного красного и голубого усиливает впечатление тотального подавления человека в том пенитенциарном мире, где пессимизм сосуществует со смутными надеждами и мрачным юмором. С любой точки зрения – это мощные, полные глубокого символизма работы, которые заставляют человека думать» 

Клод Кеттерер, искусствовед 

 

Художник Александр Зиновьев: от сатиры к гротескному реализму 

«… это удивительное восхождение, подобие которому трудно найти в живописи – Александр Зиновьев, которого мы знаем как философа, социолога, логика, писателя, теперь мы открываем как художника…

Техника самовыражения в картинах наводит на параллель с его писательскими работами, работами образованного человека, ученого-логика: неподкупный, почти фотографический реализм, в сочетании с комбинацией невидимых, нереальных элементов приводит к фантастизму, являющемуся скорее фантастическим реализмом, чем сюрреализмом.

…Сатира без карикатурного смеха, меланхолия без черного флера кошмарной безысходности, – суммируются в напряженнейшую атмосферу, захватывающую наблюдателя и не отпускающую его: это и составляет особенность воздействия работ Александра Зиновьева…

… Что преодолевает Зиновьев в его живописном мире? Так же, как и в его литературных произведениях, охватывающих советскую действительность, преломленной через призму его творческого видения, так же и в живописи… Советское общество в гротескных моментальных, схваченных зарисовках; порабощенный, подавленный человеческий дух в тоталитарной системе; комическая или трагическая (и нередко трагикомическая) ситуация, исходящая из данного воспламенившегося конфликта; взгляд на мир и на самого себя…»

Елизавета Хереш, искусствовед, д-р, 1985, Каталог Миланской выставки  

 

Дневные муки, ночные мучения 

«… у этих картин есть странная сила, сжигающая душу и ум…  Мир превратился в сценические образы, которые можно понять в ключе открытой трагической вены из сокровенных глубин Александра Зиновьева… В духе его романов… картины описывают трагикомический универсум, который может быть расшифрован на двух уровнях; форма представляет и показывает на то, что находится в сокровеннейших глубинах каждого из нас, поскольку мы противостоим всем видам идеологических систем: наше ночное мучение»

Сильвио Акатос, журналист, искусствовед

КАРТИНЫ С ВЫСТАВКИ В МГУ

Зиновьев А.А. Художник и муза. Холст, масло. 1972

Зиновьев А.А. В эмиграцию. Холст, масло. 1978 – 1981

Зиновьев А.А. Автопортрет. Холст, масло. 2002

Зиновьев А.А. Друзья. Холст, масло. 1978 – 1981

Зиновьев А.А. Мстислав Ростропович. Холст, масло. 1985

Зиновьев А.А. Лошадь и Луна. Холст, масло. 2002

intellectology.livejournal.com

Галерея картин Зиновьева А.А.

hello_html_71210c76.jpg

А.Зиновьев «Весенний день» двп.м. 36х71 2002г.

hello_html_m1ae5a49e.jpg

А.Зиновьев «Вид на Крутую гору» х.м. 50х70

hello_html_a11a3af.jpg

А.Зиновьев «Разрушенный храм» двп.м. 37х57 1997г.

hello_html_652c8588.jpg

А.Зиновьев «Летом в лугах» х.м. 45х65 1997г.

hello_html_8691df3.jpg

А.Зиновьев «Церковь в селе Бахта» к.м. 35х48 2001г.

hello_html_m41b2522f.jpg

А.Зиновьев «Девушка с яблоком» х.м. 100х70 1990г.

hello_html_m41f80ee0.jpg

А.Зиновьев «Осенний день в Чистополе» к.м. 30х40 2006г.

hello_html_2e927d46.jpg

А.Зиновьев «Вечер на Каме» двп.м. 50х70 2009г.

hello_html_4db2714.jpg

А. Зиновьев «Осень в г. Чистополе» х. м. 60х80 2005г.

hello_html_m6aead06a.jpg

А. Зиновьев «Пруд в Ромашкино» х.м. 35х50 2008г.

hello_html_m5975083a.jpg

А. Зиновьев «Мартовский снег» двп.м. 40х60 2009г.

hello_html_m4f24229e.jpg

А. Зиновьев

hello_html_3a37f876.jpg

А. Зиновьев

hello_html_m66e06494.jpg

А. Зиновьев «Осенних дней очарование» х. м. 50х70 2013г.

hello_html_m56320883.jpg

А. Зиновьев «Кама осенью» двп.м.50х70 2006г.

hello_html_m7150453a.jpg

А. Зиновьев «На Берсуте» двп.м. 40х55 2001г.

hello_html_m5dd17fba.jpg

А. Зиновьев «Весна.Змеево» двп.м.40х60 2005г.

infourok.ru

Выставка художественных работ Александра Зиновьева в Санкт-Петербурге - ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИЯ

по адресу: Садовая ул., дом 11, тел. 310-02-75 (ст.м. Гостиный Двор). На выставке представлены копии различных работ великого учёного - знаменитые картины маслом "Автопортрет", "Одиночество" и многие другие, карикатуры, портреты друзей Александра Александровича. Фонд работает с 9 утра, а до каких часов можно посещать выставку, лучше осведомиться у самих сотрудников Фонда/

Статья Елизаветы Хереш о картинах Зиновьева:Это удивительное восхождение, подобие которому трудно найти в живописи - да и где ещё? - Александр Зиновьев, которого мы знаем как писателя, и которого мы открываем как художника, вступившим на новый путь поистине убедительнейшей живописи. Его картины могли бы быть и почти немыми; если бы не оставляли жуткого впечатления вопля, крика о помощи, сомнения; если бы по обнажённости наблюдения не давали бы картину ожесточённой, раздирающей критики вплоть до сатанинского смеха, проходящими одновременно с мотивами приглушённого обвинения и траура.Сатира без карикатурного смеха, меланхолия без чёрного флёра кошмарной безысходности, - суммируются в напряжённейшую атмосферу, захватывающую наблюдателя и не отпускающую его: это и составляет особенность воздействия работ Александра Зиновьева, русского эмигранта из Советской России.Техника самовыражения в картинах наводит на параллель с его писательскими работами, работами образованного человека, учёного-логика: неподкупный, почти фотографический реализм, в сочетании с комбинацией невидимых, нереальных элементов приводит к фантастизму, являющемуся скорее фантастическим реализмом, чем сюрреализмом. Мы встречаем элементы этой техники уже в других выразительных контекстах: у Рене Магритта, у Макса Эрнста или у Дельво, который по собственному высказыванию Зиновьева, произвёл на него сильнейшее впечатление.Что преодолевает Зиновьев в его живописном мире? Так же, как и в его литературных произведениях, охватывающих советскую действительность, преломлённой через призму его творческого видения, так же и в живописи. Предметность названия ("Подручный Сталина в теории" и аналогичные) вводит в заблуждение, так как обязательность сюжетного символизма противоположна ей, и наоборот: названия, как, например, "Судьба", находят чёткое сюжетное воплощение в предметности. Советское общество в гротескных, моментальных, схваченных зарисовках; порабощённый, подавленный человеческий дух в тоталитарной системе; комическая или трагическая (и нередко трагикомическая) ситуация, исходящая из данного, воспламенившегося конфликта; взгляд на мир и на самого себя, - это в основном и есть спектр тем, которые поставляют Зиновьеву возможности для его самовыражения.Для Зиновьева рисование означает отдых, разрядку, но это разряженное напряжение всё равно жёстко зафиксировно в его работах, может быть в другом виде, в иной среде литературного самовыражения, хотя надо заметить, что некоторые работы и свободны от этого (например, портреты и те картины, которые выражают общечеловеческие чувства и психологические состояния).Зиновьев выставлялся в Швейцарии, Германии и Франции, и остаётся только ждать, как глаза и темперамент итальянской публики, являющейся особенно восприимчивой к его литературным работам, среагирует на его выставку здесь, в Италии. От колдовской же, чарующей атмосферы Зиновьевских работ уклониться не может никто. (Елизавета Хереш, к выставке в Италии).

viamaria_arkhipova

intellectology.livejournal.com

Искусство и архитектура русского зарубежья

1889 (Москва) – 1977 (Париж). Живописец, график, сценограф.

Сын дирижера. В 1908 поселился в Париже. Писал портреты, натюрморты, воображаемые пейзажи и картины-аллегории. С 1909 выставлялся в салонах: Независимых, Осеннем и Марсова поля. В 1912 оформил оперу «Кармен» Ж. Бизе для театра в Тулузе. В 1910-е участвовал в московских и петербургских выставках. Работы репродуцировались в московском журнале «Живое слово». В 1914 участвовал в русском отделе Международной выставки графики и печатного дела в Лейпциге. Кабинет эстампов Румянцевского музея приобрел две его работы.

В 1914–1919 воевал добровольцем в составе Иностранного легиона. Исполнил зарисовки фронтовых сцен и портреты солдат. Три военных рисунка были опубликованы в петербургском журнале «Нива» (1916).

В 1920-е работал для французских и американских журналов («Gazette du Bon Ton», «Fémina», «Fantasio», «Art and Industry» и др.), рисовал рекламу для косметических фирм, расписывал интерьеры кабаре и мюзик-холлов («Ambassadeur», «Folies Bergère», «Casino de Paris», «Grand Café»), создавал эскизы костюмов для танцовщиц варьете. Оформил костюмы к пьесе «Саломея» О. Уайльда (1923). Сотрудничал с театром Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» (1927). В 1925 провел персональную выставку в галерее La Boёtie, в 1933 – в галерее Au Portique (портреты и натюрморты; предисловие к каталогу А. Сальмона). В 1937 участвовал в оформлении дворца Шайо (Chaillot) к парижской Всемирной выставке. В 1938 оформил Гран-кафе на Итальянском бульваре. В том же году стал гражданином Франции. В послевоенные годы продолжал заниматься станковой живописью и графикой, исполнял стенные росписи в частных домах Парижа.

Библиография:

* Неизвестная Россия, 92, 110; РЗФ.

Живое слово. 1913. Апр. (№ 17). С. 10–11.

«Они унесли с собой Россию…»: Русские художники-эмигранты во Франции 1920–1970-е: Каталог выставки из собрания Ренэ Гера / Сост. А. В. Толстой, Р. Гера. М., 1995.

Exposition Zinoview. Peintures et dessins: [Catalogue]. Galerie Au Portique. Paris, 1933.

Beaux-Arts. 1933. Juin 30. P. 2; 1939. Mars 17. P. 2.

География:
Составители:
Дата ввода:

www.artrz.ru

Александр Александрович Зиновьев - биография и семья

Биография

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже — столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих тоталитарный режим, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу закончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как летчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.

Послевоенное время

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет Московского Государственного Университета, дав коробку конфет за нераскрытие запрета ему поступать в вузы. В 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев — один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (диссертация издана в 2002 г. Институтом философии РАН). В 1955 году стал научным сотрудником Института Философии Академии Наук СССР. В 1960 году защитил докторскую диссертацию и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад. В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической, юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. В 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от рака мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву. В Костроме в сквере Костромского государственного университета установлен памятник А. А. Зиновьеву работы скульптора А. Н. Ковальчука.

С 2007 года в память А. А. Зиновьева выходит общественно-политический онлайн журнал «Зиновьев», посвящённый злободневным проблемам общества и человеческого мировоззрения, авторами которого являются известные российские и мировые политики и мыслители.

С 1999 года работает Российско-Баварский исследовательский центр имени А.А.Зиновьева.

Семья

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий, от второго — дочь Тамара, от третьего брака две дочери — Полина и Ксения.

Общая характеристика творчества

Творчество А.Зиновьева разделяется на три основных периода:

  • 1-й, «академический» — до публикации «Зияющих высот» (1976) и высылки из Советского Союза. Основная сфера его занятий — логика и методология науки. Труды этого периода: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и теория вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная логика» (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972) и др.;
  • 2-й: 1978—1985 годы — исследование, описание и критика реального коммунизма в различных литературных жанрах: в публицистике, социальной сатире и социологическом эссе. В этот период 3иновьевым написаны следующие работы: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979), «Жёлтый дом» (1980), «Коммунизм как реальность» (1981), «Гомо советикус» (1982), «Мой дом — моя чужбина» (1982), «Пара беллум» (1982), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983), «Иди на Голгофу» (в основном написана в 1982, обнародована в 1985) и др.;
  • 3-й: после начала перестройки в СССР — критика распада советской системы, поворот к критике современного западного общества

Александр Зиновьев являлся одним из наиболее известных и плодотворных авторов в жанре социологического эссе. В такой повести в художественном стиле описываются социально значимые аспекты жизни людей в данном обществе, иллюстрируемые характерными для него событиями и описаниями типичных явлений. Вымышленные действующие лица служат для описания качеств социальных типов людей и высказывают различные мнения. В таком жанре и была написана его книга «Зияющие высоты» и другие: «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1989), «Глобальный человейник» (1997), «Катастройка» (1988), «Искушение» (1991), «Русская трагедия (Гибель утопии)» (2002).

Кроме философских произведений, Зиновьев много времени уделял поэзии и живописи. Картины Зиновьева выполнены в экспрессионистской и сюрреалистической манере, несут сильный заряд эмоций, символизируют противостояние автора враждебному миру, одиночество. Даже в лирических стихотворениях чувствуется резкая, задиристая манера Зиновьева общаться с окружающим миром.

Критика

Известный немецкий славист и литературовед-русист Вольфганг Казак следующим образом охарактеризовал литературное творчество А.Зиновьева:

Зиновьев и «Новая хронология»

Александр Зиновьев высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года. В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия».

Со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». С работами Н. А. Морозова, предшественника Фоменко и Носовского, он познакомился в 1930-х годах.

Международное признание

Международные премии

  • Лауреат премии Алексиса Токвиля за гуманизм, 1982 г.
  • Лауреат Европейской премии Шарля Вейонна 1977 года
  • Лауреат Литературной премии Тевере, выданной Итальянским центром распространения искусства и культуры (Centro italiano diffusione arte e cultura (Cidac) в 1992 г. (Corriere della Sera от 19.09.1992).

Членство в академиях

  • Член Российской академии социальных наук
  • Вице-президент Академии российской словесности
  • Член Международной академии наук Евразии

Почётные звания

  • Почётный гражданин города Авиньон (Avignon, 1986 г.)
  • Почётный гражданин Костромской области (2008 г., посмертно)
  • Почётный гражданин города Равенна (Ravenna, 1984 г.)
  • Почётный гражданин города Оранж (Orange, 1986 г.)
  • Почётный профессор Университета Сантьяго де Чили
  • Почётный профессор Московского гуманитарного университета
  • «Человек года — 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт)

Учёные степени и звания

  • Доктор философских наук (1960 г.)
  • Профессор философского факультета МГУ
  • Профессор Литературного института им. М. Горького

Государственные награды

  • орден Октябрьской Революции
  • орден Красной Звезды

Общественные награды

  • «Звезда Московского Университета» («За служение Истине», 2005 г.)
  • Медаль «250 лет МГУ» (2005 г.)
  • Медаль «Никиты Моисеева» (Московский гуманитарный университет, 2002 г.)
  • Медаль «Пушкина» («Ревнителю Просвещения», Академия российской словесности)
  • Медаль «Виктора Розова» («За вклад в отечественную культуру», 2001 г.)
  • Медали «65 лет обороны Москвы»
  • Медали «65 разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (ЦК КПРФ)
  • Медали «60 лет взятия Берлина» (Межрегионального общественного фонда «Памяти народа»)
  • Медаль «50-летия „За нашу Советскую Родину“»
  • Орден Академии безопасности и правопорядка
  • Медаль «850 лет Костромы»

Память

Памятник Александру Зиновьеву (скульптор А. Ковальчук) установлен в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, 14. На историческом факультете университета открыта мемориальная аудитория Александра Зиновьева (фотоэкспозиция и выставка работ).

Основные работы

Научные труды

  • Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. — М.: 1959.
  • Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1959. — № 3.
  • Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 2.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. — 1960. — Т. 1.
  • Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. — 1960. — № 3.
  • Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 1.
  • Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 8.
  • Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания. — М.: 1965.
  • Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. — М., 1960.
  • Зиновьев А. А. Логика высказываний и теория вывода. — М., 1962.
  • Зиновьев А. А. Основы логической теории научных знаний. — М., 1967.
  • Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. — М., 1968.
  • Зиновьев А. А. Логическое следование. — М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Комплексная логика. — М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Логика науки. — М., 1971.
  • Зиновьев А. А. Логическая физика. — М., 1972.
  • Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. — М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). — М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. — М., 1975.
  • Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. — 1979.
  • Зиновьев А. А. Очерки комплексной логики. — М., 2000. — 560 с. — ISBN 5-8360-0125-1
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). — М., 2002. — 312 с. — ISBN 5-201-02089-5
  • Зиновьев А. А. Логическая социология. — М.: Социум, 2006. — 260 с.

Социологические романы и повести

  • Зияющие высоты (1976)
  • Светлое будущее (1978)
  • Записки ночного сторожа (1979)
  • В преддверии рая (1979)
  • Без иллюзий (1979)

people-archive.ru

rulibs.com : Документальная литература : Публицистика : Мои книги – это живопись в прозе : Александр Зиновьев : читать онлайн : читать бесплатно

«Мои книги – это живопись в прозе»

С А.А. Зиновьевым беседует О. Назаров, «Парламентская газета», 4 ноября 2000 г.

Подлинный талант, как правило, многогранен. Вернисаж в Центральном Доме журналиста «Александр Зиновьев. Полина и Ксения» еще раз убеждает в этом. Всемирно известный философ, социолог и писатель Александр Александрович Зиновьев в представлении, казалось бы, не нуждается. Но в качестве художника, выставляющего свои творения на суд взыскательной московской публики, он дебютирует наравне со своими дочерьми. Наш корреспондент обратился на вернисаже к Зиновьеву…

– Александр Александрович, как зародилась идея выставки?

– Идея была не моя, а моей жены Ольги Мироновны. В своей жизни я очень много рисовал, писал картины. Но никогда их не коллекционировал и не придавал этому значения. Собирать же их начала моя жена. Но успела она собрать совсем немного, так как основная масса работ пропала – я как-то не имел привычки их сохранять. А сегодня даже из той коллекции, что собрала жена, осталось мало.

– Почему?

– Оказавшись на Западе, мы начали устраивать свои выставки. Опять-таки по инициативе Ольги Мироновны, а также моих издателей и поклонников. Было много вполне успешных выставок в самых разных городах Европы. Первое предложение мы получили из Лозанны. И целый ряд картин и рисунков были проданы. А в России, куда я вернулся чуть больше года назад, я не собирался устраивать выставок. Однако теперь уже московские друзья настояли на том, чтобы сделать нечто подобное. Правда, выставлена только часть работ.

– Только оригиналы?

– Нет, есть и копии. Ведь, как я уже сказал, некоторые оригиналы либо пропали, либо проданы. Кроме того, некоторые работы будут представлены в копиях потому, что, к примеру, нужны особые рамки, а это сложно устраивать.

– Помимо ваших работ на вернисаже представлены творения и ваших дочерей. Пожалуйста, скажите и об этом.

– У меня три дочери. Две старшие – художницы. Старшая дочь Тамара – профессиональный художник. Но в этой выставке по ряду причин она участия не принимает. Средняя дочь Полина также выставляет только часть своих работ. Она уже принимала участие в некоторых моих выставках. А в Париже на ее персональной выставке в 1996 году были распроданы все ее картины. Полина создавала и обложки к некоторым моим книгам. Что же касается младшей дочери Ксении, то она рисовала, пока была маленькой. И у нее просматривались явные способности. Но потом у нее обнаружились и музыкальные способности, и увлечение музыкой поглотило все, отстранив на задний план рисование и живопись.

– Если не ошибаюсь, Ксении всего-то десять лет?

– Да, десять. И последние пять лет она успешно занималась музыкой. Принимала участие во многих музыкальных конкурсах. В одной только Германии взяла по два первых и вторых приза. А недавно в Италии она получила международный приз, заняв первое место. Так как музыкой заниматься приходится очень много, то на живопись времени почти не остается. Поэтому здесь представлено всего несколько ее рисунков, сделанных в возрасте 5-7 лет.

– Александр Александрович, когда и кому вы подарили свое первое произведение?

– Это вспомнить невозможно. Рисовать я начал в детстве. Многим мои рисунки нравились, они оставляли их себе, а я не считал это подарком. Да мне и негде было их хранить. Потом я много рисовал в школьной стенгазете и в армии в боевых листках. Кроме того, я сочинял стихи и фельетоны, рисовал карикатуры. Все это, конечно, пропало. А после армии были стенгазеты в университете и академии, где я работал. Когда ходил в гости, то хозяева, зная мою привычку, клали пачку бумаги. Я рисовал, и все, что создавал, оставалось в том доме, где это происходило. Поэтому-то и трудно обозначить дату первого подаренного рисунка. Продавать же мои работы стали уже на Западе. Причем мы этого вовсе не хотели. Продавали только для того, чтобы окупить расходы галерей. Ведь некоторые выставки были огромные.

– В каких городах?

– В Милане, Женеве, Мюнхене, Париже, Авиньоне. Выпускались очень дорогие каталоги. Владельцы галерей и за счет продажи каталогов также частично покрывали свои расходы. Поэтому установить, какие картины были проданы первыми, сейчас невозможно. К тому же делалось это хаотично, а авторские права не соблюдались. Позднее некоторые работы появились на аукционах, где продавались и перепродавались. Например, один мой рисунок, первоначально проданный за четыреста долларов, недавно был перепродан за три тысячи долларов. Кроме того, большинство рисунков на обложках книг – мои. Сейчас в России выходят книги, обложки к которым делал очень хороший художник издательства «Центрполиграф» Озеров. Но он их делал, комбинируя мои работы.

– Живопись и рисунок не мешают вам писать книги, заниматься социологией и философией?

– Нет, наоборот. И я не исключение на этот счет. Рисовали и занимались живописью Лермонтов, Пушкин и многие другие. Я думаю, что это не только не мешает, а помогает. Многие мои работы сделаны как иллюстрации к книгам. Создавая литературные персонажи, я представлял их зрительно. Или заранее делал рисунки. Целый ряд кусков моих литературных произведений – живопись в прозе.

rulibs.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта