«Что есть истина?» Николая Ге. Ге картина
Николай Ге – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge
Николай Николаевич Ге (15 (27) февраля 1831, Воронеж, Воронежская губерния — 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) — русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге, старший брат драматурга Ивана Ге.Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета.В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств. Поступить в Академию молодой человек не решился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета. Обучаясь в университете в 1848—1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа.В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Еще в юном возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определенный отпечаток на его собственную живописную манеру. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии. Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу.В Париже на молодого художника сильное впечатление произвели два художественных события — Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым, чье творчество оказало «очень глубокое воздействие на Ге»., заметное уже в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859).В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты. Так, здесь выполнен портретный этюд жены (1858). Помимо этого он выполнят эскизы — «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Эскиз «Смерть Виргинии» весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приемом… напоминает знаменитую картину Брюллова „Последний день Помпеи“». Ге остался недоволен этими эскизами. На некоторое время художник оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры — совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу.В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма»., а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию. Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушенной столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художествЗа год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства). С холста предстает облик немолодого человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из лучших работ художника.Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.
Николай Николаевич Ге (15 (27) февраля 1831, Воронеж, Воронежская губерния — 1 (13) июня 1894, хутор Ивановский, Черниговская губерния) — русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Изредка выполнял также скульптурные работы.Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика Николая Ге, старший брат драматурга Ивана Ге.Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность художника. Однако по окончании гимназии Николай по совету отца поступил на физико-математический факультет Киевского университета.В Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший, вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств. Поступить в Академию молодой человек не решился, и продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета. Обучаясь в университете в 1848—1849 годах, Николай упорно учится рисованию в стенах Эрмитажа.В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи, известного петербургского художника Петра Басина. Еще в юном возрасте, пораженный творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определенный отпечаток на его собственную живописную манеру. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии. Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу.В Париже на молодого художника сильное впечатление произвели два художественных события — Салон 1857 и посмертная выставка произведений Поля Делароша. В Риме он познакомился с А. Ивановым, чье творчество оказало «очень глубокое воздействие на Ге»., заметное уже в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859).В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты. Так, здесь выполнен портретный этюд жены (1858). Помимо этого он выполнят эскизы — «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Эскиз «Смерть Виргинии» весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приемом… напоминает знаменитую картину Брюллова „Последний день Помпеи“». Ге остался недоволен этими эскизами. На некоторое время художник оставляет работы на исторические темы и пишет с натуры — совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу.В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма»., а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию. Таким образом, творчество Ге получило общественное признание и несомненный успех у искушенной столичной публики. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художествЗа год до своей кончины художник пишет «Автопортрет» (1893, Холст, масло. Киевский национальный музей русского искусства). С холста предстает облик немолодого человека, который не утратил пристального взгляда на жизнь и творчество. «Автопортрет» признано считается одной из лучших работ художника.Одной из главных заслуг Николая Ге, по мнению критиков, заключается в том, что он первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.Сохранить
artchallenge.ru
Николай Николаевич Ге (1831–1894). Мастера исторической живописи
Николай Николаевич Ге
(1831–1894)
После громкого успеха «Тайной вечери» к Николаю Ге подошел архитектор К. А. Тон и предложил художнику написать для построенного по его проекту храма картину с образом Александра Невского. Живописец отказался. Критик В. В. Стасов объяснял его отказ так: Тон хотел, чтобы у Александра Невского было лицо здравствующего тогда царя Александра II, Ге с этим не согласился бы никогда.
Правнук французского эмигранта Николай Николаевич Ге родился в Воронеже. Мать мальчика умерла, когда ему было всего три месяца. Самого близкого человека Коле заменила няня, чудесная и добрая крепостная крестьянка. Детство Ге прошло на Украине, в мрачной обстановке крепостничества. На всю жизнь запомнил будущий художник такой эпизод: приехав однажды домой, отец привез на бричке в мешке маленького мальчика, купленного им за 25 рублей.
Николаевская эпоха оставила в душе Ге самые мрачные воспоминания. Уже став известным мастером, он писал: «… сижу я с няней у окна, против дома площадь, на ней учат солдат. Солдаты… ходят правильными квадратами, линиями, и вот вдруг выносят одного. Что с ним? Его страшно били и потом вынесли замертво». По-видимому, именно из детства идет обостренное чувство справедливости, пронизывающее все творчество художника.
Рисовать Николай начал рано. Большую роль в формировании юного живописца сыграл гимназический учитель рисования. Став знаменитым художником, обладателем золотых медалей Академии, Ге навестил своего старого учителя в Киеве, и тот сказал своему ученику: «Я знал, что ты будешь художником, я тебе не говорил этого, я боялся тебя соблазнить. Нет больше горя, чем как быть художником!».
Окончив гимназию в Киеве, Николай поступил на математический факультет Киевского университета, а затем перевелся в Петербург. Юношу увлекла живопись, и он все свободное время посвящал посещению Эрмитажа и рисованию.
В 1850 году Ге поступил в Петербургскую академию художеств, где его учителем стал П. В. Басин. Огромное влияние на молодого живописца оказало творчество знаменитого К. П. Брюллова. Учился молодой художник старательно и быстро овладел всеми приемами академического искусства. Его привлекали значительные, высокие темы и героические образы. В то же время академические рамки тяготили живописца, мечтавшего о творческой свободе.
В 1856 году за программную картину «Саул у аэндорской волшебницы» (Русский музей, Санкт-Петербург) Ге получил Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. Мастеру удалось соединить в этой работе традиционные академические приемы с попыткой передать душевные переживания и чувства своих героев. Одной из характерных особенностей картины стали светотеневые контрасты, с помощью которых художник усиливает драматическую напряженность изображаемого. Эта черта свойственна почти всем более поздним работам Ге.
Н. Н. Ге. «Тайная вечеря», 1863, Русский музей, Санкт-Петербург
Побывав во Франции, Германии, Швейцарии, в 1857 году Ге поселился в Риме, где создал ряд картин в духе К. Брюллова («Смерть Виргинии», 1857–1858; «Любовь весталки», 1857–1858; «Разрушение иерусалимского храма», 1859). Позднее брюлловское влияние уже не будет ощущаться в его картинах. Некоторые ранние работы Ге напоминают живопись А. А. Иванова (эскиз «Возвращение с погребения Христа», 1859, Третьяковская галерея, Москва). Как и картины Иванова, произведения Ге затрагивают важные морально-философские проблемы. Герои его картин находятся в поиске вечных идеалов красоты, правды и справедливости.
Впервые тема самопожертвования во имя справедливости появилась в композиции Ге «Тайная вечеря» (1863, Русский музей, Санкт-Петербург). Картина была написана в Италии и в 1863 году привезена в Петербург. Оценки критиков были неоднозначными, но все сходились в одном: традиционный евангельский сюжет художник трактовал совершенно по-новому. М. Е. Салтыков-Щедрин писал, что «Тайная вечеря» Ге, затрагивающая морально-философские проблемы, заставляет зрителя размышлять о смысле жизни.
С помощью светотеневых контрастов художник представляет религиозную легенду как столкновение разных человеческих характеров и мировоззрений. Фигуры апостолов, окруживших Христа, освещены ярким светом.
Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871, Третьяковская галерея, Москва
Силуэт уходящего Иуды, несмотря на то что располагается он прямо напротив горящего светильника, едва различим во тьме. Тень грядущей трагедии лежит на встревоженных лицах апостолов. Ужас застыл в глазах Иоанна. И лишь Христос, который является для автора идеалом, задумчив и спокоен.
Ощущение драматизма усиливает двойное освещение: льющиеся в окно лунные лучи как будто стремятся вытеснить из комнаты красноватый свет лампы. Если в прежних работах Ге преобладал локальный колорит, то теперь художник лепит объемы цветом.
Персонажи «Тайной вечери» написаны с натуры. Так, голову Иоанна Ге написал со своей жены, Петра — с себя. Работая над образом Христа, художник использовал фотографию А. И. Герцена. В лице погруженного в глубокое раздумье Христа, в его позе и жестах ощущается напряженная работа мысли. Трактовка этого образа связана с настроениями, преобладавшими в среде передовой российской интеллигенции, что связано с поисками правильных путей и стремлением изменить участь народа. Позднее подобное понимание образа Спасителя выразит И. Н. Крамской в своей картине «Христос в пустыне».
Стремясь продолжить традиции великих мастеров прошлого, Ге создал монументальное и значительное произведение. Несмотря на реалистичность образов, некоторые черты «Тайной вечери» идут от классицизма (условность в изображении складок одежды, не связанной с движением фигур) и романтизма (эффекты освещения).
Полотно было выставлено в Академии художеств, и тысячи людей пришли, чтобы увидеть его. Но не все восторженно встретили «Тайную вечерю». Многие критики, узревшие в картине грубый натурализм, обвиняли Ге в нигилизме. Но Академия художеств положительно оценила полотно, а его автор стал действительным членом Академии. В 1863–1869 годах Ге жил и работал во Флоренции. Здесь он написал ряд картин с евангельскими мотивами («Вестники Воскресения», 1867, Третьяковская галерея, Москва; «В Гефсиманском саду», 1868, Музей русского искусства, Киев; вариант — 1869–1880, Третьяковская галерея, Москва).
К итальянскому периоду относится ряд пейзажей («Флоренция», 1864, Музей русского искусства, Киев; «Каррарская каменоломня», 1868, Русский музей, Санкт-Петербург), жанровых работ («Моя няня», «Мальчики у берега моря» — обе в Третьяковской галерее, Москва) и портретов (А. И. Герцена, 1867, Третьяковская галерея, Москва).
Вернувшись в 1869 году в Петербург, Ге принял активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок.
Интерес к истории России и к личности Петра I отразился в новой работе Ге — картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, Третьяковская галерея, Москва). При создании полотна художник беседовал с историком Н. И. Костомаровым, внимательно изучал портреты Петра I и царевича Алексея, ездил в Петергоф, где старался запомнить все детали обстановки, чтобы запечатлеть их на холсте. Зрительная память у Ге была прекрасной, поэтому он, как и К. П. Брюллов, редко делал натурные зарисовки.
Сын Петра от первого брака с Евдокией Лопухиной Алексей был воспитан в среде бояр и духовенства, резко отрицательно относившихся к нововведениям Петра I. Царевич возглавил заговор против отца, закончившийся неудачей. Алексей бежал за границу, чтобы просить помощи у австрийского императора, но вскоре вновь оказался в России, где был объявлен изменником. Петр руководил расследованием дела сам. Вскоре Сенат приговорил царевича к смертной казни.
Н. Н. Ге. «Пушкин в селе Михайловском», 1875, Художественный музей, Харьков
Ге изобразил на полотне сцену последнего допроса царевича. Сильный и волевой Петр сидит в кресле, повернув голову в сторону сына. В его глазах горит гнев и презрение. Алексей стоит перед отцом, опустив голову и потупив взор. Его бледное лицо, унылый и болезненный вид вызывают у зрителя жалость. Чувствуется, что за его вялым спокойствием и душевной апатией скрывается внутреннее упрямство и коварство. И только страх перед отцом сделал его таким беспомощным и подавленным.
Противопоставляя отца и сына, Ге показал борьбу двух начал: старого, отжившего свой срок, и нового, передового. Молодая петровская Россия вытесняет патриархальную, сонную Русь. Важную роль играют детали интерьера. Они не только поясняют время и место, где происходит действие, но и характеризуют героев. Обстановка комнаты говорит об образованности, энергии Петра, стремившегося приблизить жизнь в России к уровню европейской цивилизации. В то же время Алексей, выросший в теремных палатах, чувствует себя неловко в этой обставленной по-европейски комнате.
Очень сдержанная и ясная по композиции картина, представленная на I передвижной выставке, произвела на зрителей огромное впечатление.
М. Е. Салтыков-Щедрин писал в своей рецензии: «Перед нами всего две фигуры и строго простая обстановка… Петр Великий не вытянут во весь рост; он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами… даже ни один мускул на его лице не сведен судорогой. Царевич Алексей не стоит на коленях с лицом, искаженным ужасом, не молит о пощаде, не заносит на себя рук и не ломает их… Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти».
Образ Петра Великого представлен Ге с позиций русских революционных демократов, считавших царя выдающимся политическим деятелем, патриотом и гражданином своей родины, жертвующим сыном для блага отечества. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» стала лучшим историческим полотном в русской живописи того времени. П. М. Третьяков приобрел картину для своей галереи.
Через несколько лет Ге вновь обратился к исторической тематике и написал полотно «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874, Третьяковская галерея, Москва), но в ней он не смог достичь художественного уровня предыдущего произведения. В 1875 году была создана еще одна работа исторического жанра — «Пушкин в Михайловском» («Пущин у Пушкина», Художественный музей, Харьков).
Образ Пушкина всегда интересовал Ге. Еще в 1860-е годы во Флоренции художник работал над акварелями, навеянными «Маленькими трагедиями» (сохранилась единственная работа на тему «Пира во время чумы»). В начале 1870-х годов живописец принял участие в конкурсе на лучший проект памятника великому поэту. На своем эскизе Ге изобразил стоящего Пушкина, у ног которого лежит крепостной крестьянин. У пьедестала аллегория России выводит слова из пушкинского стихотворения: «Увижу ль я, друзья, народ неугнетенный…»
В пореформенной России отношение к великому русскому поэту было двояким. Одни восхищались им, другие же, подобно Д. И. Писареву, утверждавшему, что «место Пушкина не на письменном столе современного работника, а в пыльном кабинете антиквария», считали поэта «служителем чистого искусства». Пушкинского Онегина во второй половине XIX века сменили другие герои — разночинцы Базаров и Рахметов. Поэтому обращение Ге к такому историческому сюжету, как встреча Пушкина с другом в Михайловском, стало для многих неожиданным. Автор драматичных «Тайной вечери», «Екатерины II перед гробом императрицы Елизаветы», «Петра I и царевича Алексея» написал спокойную и лиричную, пронизанную радостным и светлым чувством картину. Создав первое в России историческое полотно из жизни великого поэта, Ге проявил неординарность мышления и яркую творческую индивидуальность.
Приступив к работе над картиной, Ге посетил могилу поэта в Святогорском монастыре на псковской земле, прочитал его мемуары. У племянницы Т. Б. Данзаса, лицейского товарища и секунданта Пушкина, художник увидел посмертную маску поэта и его последнюю рукопись. Чтобы проникнуться духом пушкинской эпохи, мастер посетил Михайловское, Тригорское, побывал у А. П. Керн. В ее доме он увидел мебель, когда-то принадлежавшую Александру Сергеевичу.
Огромную помощь живописцу оказали воспоминания И. И. Пущина, описавшего обстановку комнаты в Михайловском и настроение поэта, несказанно обрадовавшегося приезду друга. Пущин привез тогда в подарок Пушкину рукописную комедию А. С. Грибоедова — ее-то и читает стоящий у стола поэт. В одном из этюдов к картине Ге изобразил поэта в кресле, но позднее изменил композицию, понимая, что такой энергичный и деятельный человек, как Пушкин, мог читать грибоедовское «Горе от ума» только стоя.
Н. Н. Ге. «Что есть истина?» («Христос и Пилат»), 1890, Третьяковская галерея, Москва
Композиция картины настолько продумана автором, что каждый из героев очень удачно вписывается в окружающую обстановку. В глубоком кресле удобно устроился Пущин. Он внимательно смотрит на Пушкина. Вскочив со стула, поэт читает грибоедовскую комедию, жестикулируя правой рукой. В противоположной стороне комнаты на диване сидит няня Арина Родионовна. С улыбкой на губах она любуется весельем молодых людей.
Теплые, свежие краски придают полотну радостный, праздничный вид. На улице зима, но яркий солнечный свет заливает комнату, делая ее больше и светлее. Современники упрекали Ге в том, что он неточно следовал мемуарам Пущина: в композиции нет кровати с пологом и книжного шкафа. Но для художника было важно показать прежде всего настроение поэта, исполненного надежд и веры в будущее. И сама комната, и все предметы, пронизанные солнечными лучами, помогают автору добиться желаемого.
Композиция «Пушкин в Михайловском», показанная на IV Передвижной выставке, привлекла внимание публики. Полотно купил поэт Н. А. Некрасов. Он повесил его на стене своего кабинета и не расставался с картиной до самой смерти.
В наследии Ге множество портретных работ. Художник никогда не писал портреты на заказ, он изображал своих родных, близких, друзей, а также известных деятелей культуры (историка Н. И. Костомарова, писателей Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).
В 1876 году, переживая глубокий внутренний кризис, усилившийся из-за резких нападок на его творчество, Ге оставил Петербург и поселился в Черниговской губернии. Почти до конца 1870-х годов он не написал ни одного нового произведения.
В 1880–1890-х годах художник создал ряд работ на евангельские сюжеты, в которых по-прежнему главным являлась постановка морально-философских проблем («Христос и Никодим», «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад», «Что есть истина?», «Суд Синедриона», «Голгофа», «Распятие»). В этих произведениях, направленных против несправедливости, насилия и зла, сказалось влияние Л. Н. Толстого, с которым Ге сблизился в 1882 году. Полностью отказавшись от академических канонов, используя прием фрагментарности композиции, мастер создал эмоциональные, выразительные произведения, взывающие к совести человека, к его лучшим душевным качествам.
В картине «Что есть истина?» («Христос и Пилат», 1890, Третьяковская галерея, Москва) художник показал римского наместника Пилата, задающего вопрос Христу. Самодовольный Пилат, освещенный солнцем, противопоставлен стоящему в тени у самой стены Христу, в лице которого застыло выражение горечи. Христос не смотрит на наместника, не отвечает ему. Автор показал, что понимание между этими людьми невозможно, настолько разно их мировосприятие.
Цензура запретила показ картины «Что есть истина?», увидев в ней «неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения». Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев доложил Александру III, что полотно Ге оскорбляет религиозное чувство людей. На письмо Победоносцева царь наложил свою резолюцию: «Картина отвратительная…»
Христос для Ге — подвижник, носитель высоких идеалов и ценностей. Он одет в старое рубище, устал и печален, но зритель видит, что авторские симпатии на его стороне.
Художник защищал своего Христа, и на упреки одной известной светской дамы, указавшей на некрасивость Спасителя, ответил: «Христос, сударыня, не лошадь и не корова, чтобы ему быть красивым. Я до сих пор не знаю ничего лучше человеческого лица… Да притом человек, которого били целую ночь, не мог походить на розу…»
Глубоко трагично и незаконченное полотно с изображением последних минут жизни Христа — «Голгофа» (1893, Третьяковская галерея, Москва). С огромной выразительной силой художник показал душевные и физические муки своего героя, усугубленные его одиночеством и невозможностью что-либо изменить. Цикл произведений с евангельской тематикой, как и ряд других работ Ге, указывает на то, что мастер отказался не только от принципов академизма, но и от исторической конкретности.
Ге редко был удовлетворен своими работами, поэтому создавал несколько вариантов одной и той же картины, а иногда не завершал их полностью.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
«Что есть истина?» Николая Ге — УМБРА
Николай Ге, родившийся в Воронеже, — выдающийся русский художник-передвижник, мастер исторических и религиозных полотен. Его техника исполнения картин на евангельские сюжеты была новаторской для своего времени и часто вызывала неоднозначную реакцию у современников. Некоторые работы Ге даже запрещались к показу на выставках. К таким «спорным» произведениям относится картина «Что есть истина?», которую Николай Ге написал в 1890 году.
В основе картины «Что есть истина?» — евангельский сюжет. Художник изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, которого обвиняли в покушении на захват власти в Иудее. Название картины – это цитата из Евангелия от Иоанна. Пилат задал вопрос Иисусу: «Что есть истина?», не услышав ответа, он вышел к иудеям и сказал им: «Я никакой вины не нахожу в Нем».
Изображение на картине Ге расходится со сложившейся в то время культурной традицией – как церковной, так и живописной. Во-первых, световое решение картины было необычным. Иисус находился в тени, а фигура Пилата напротив освещена солнцем. Обычно мрак отождествлялся со злом, а свет с добром. Во-вторых, сам образ Христа был далек от канонического. Николай Ге изобразил Иисуса измученным, низкорослым, тщедушным. Такой образ вызвал неприятие со стороны Синода и многих зрителей, в том числе и художников. Картина была снята с экспозиции по распоряжению Священного синода.
Николай Ге «Что есть истина», 1890
Интересно, что картина «Что есть истина?» написана поверх другой работы под названием «Милосердие» («Не Христос ли это?»), созданной в 1879 году. Она экспонировалась на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1880 году. От этой картины осталась только фотография, сделанная на выставке и опубликованная сыном художника в каталоге 1903 года. Существует две версии, почему Ге решил записать картину. Художник жил довольно скромно и вдали от крупных городов, не всегда у него под рукой были чистые холсты. Искусствоведы больше склоняются к версии, что Ге решил записать «Милосердие», потому что эта картина вызвала много критических отзывов, и сам художник был недоволен результатом. Наличие предыдущего изображения на холсте было подтверждено во время рентгенографии полотна в 2011 году во время юбилейной выставки художника в Третьяковке. Кроме того, на полотне были обнаружены следы ещё какого-то изображения, возможно, одного из ранних вариантов «Распятия». Контуры прежнего изображения проступают на ныне существующей картине: правее и выше головы Пилата на полотне видны очертания записанного лица.
Рентгеновский снимок картины «Милосердие», поверх которой Ге написал разговор Пилата и Христа
Картину «Что есть истина?» приобрел Павел Третьяков по рекомендации Льва Толстого. Третьякову произведение Ге не понравилось, он не хотел его покупать, но передумал после резкого письма от авторитетного писателя: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». Все же Третьяков купил картину «Что есть истина?» (холст, масло 233х171). Увидеть шедевр Николая Ге можно в Третьяковской галерее.
5 интересных фактов о Николае Ге
1. Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже на улице Введенская (сейчас это улица Освобождения Труда, 7). Мама Ге умерла от холеры, когда ему было всего три месяца. В Воронеже будущий художник провел первые семь лет своей жизни. Потом отец продал дом, и семья уехала в Киев, а затем в Подольскую губернию.
2. Николай учился в первой киевской гимназии, постоянно рисовал. Однако отец хотел, чтобы его сын стал математиком. Николай Ге поступил на физико-математический факультет в Киевский университет, а потом продолжил обучение в Петербургском университете. Как-то в Эрмитаже он увидел картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, после этого он решил исполнить свою мечту, несмотря на страх перед отцом. Ге поступил в Академию художеств.
3. За успехи в учебе и искусстве Академия наградила Ге поездкой в Италию, куда он отправился в 26 лет вместе со своей женой Анной. Художник сначала планировал написать «Разрушение Иерусалимского Храма Титом», но после встречи в Италии с художником Александром Ивановым решил обратиться к евангельскому сюжету. Николай Ге написал «Тайную вечерю», за которую Академия присвоила ему звание профессора. Уже в этой работе он создает более «человеческий» образ Христа, чем это было принято в живописной традиции тех лет.
Николай Ге «Тайная вечеря», 1863
4. Николая Ге и Льва Толстого связывала многолетняя дружба. В начале 1880-х художник прочитал статьи писателя и решил с ним познакомиться, приехал к нему в Москву и долгое время жил у него. Ге написал портрет Толстого, сделал бюст писателя. Также художник делал рисунки к повести классика «Чем люди живы».
Николай Ге «Портрет Л. Н. Толстого», 1884
5. Николай Ге скончался в возрасте 63 лет на своем хуторе Ивановский (сейчас село Шевченко в Черниговской области в Украине) 1 июня 1894 года. За год до смерти художник написал «Автопортрет», который считается одним из лучших произведений живописца.
Этот «Автопортрет» — одна из последних работ художника
umbra.media
Николай Ге художник. Краткое описание творчества
Биография Николай Ге, художник родился в 1831 году в семье дворянина в городе Воронеже. Его дед эмигрировал из Франции в конце XVIII века во времена Великой французской революции. Свое раннее детство Николай провел в деревне, а в 1841 году он перебрался в Киев, где он получил образование в Первой киевской гимназии. Закончив гимназию,
В 1850 году Ге поступает в Киевский университет на физико-математический отделение, но разочаровавшись в точных науках, покидает это заведение и поступает на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он познает живописные истины, обучаясь не много не мало семь лет у П. Басина.
Наибольшее тяготение Николай Ге испытывал к творчеству живописца К.П. Брюллова, что соответственно отразилось в ранних полотнах Ге, а именно в работе Саул у Аэндорской волшебницы, которая в 1857 году принесла ему большую золотую медаль и командировку за границу. Драматический сюжет этой картины, мимика героев и другие особенности напоминают Брюловский акцент с его романтической почерком и манерой письма. В эти годы художник Ге развивал и другое направление творчества, проявившееся в портретах. В них присутствовал строгий подход к тематике, в 1850 году Портрет отца, к 1855 году дописывает полотно Портрет Меркулова и др.
В следующий творческом периоде жизни в 1857 Ге создает эскизы Смерть Виргинии в 1858 году заканчивает картины Любовь Весталки и Разрушение Иерусалимского Храма. После этих работ Николай покидает исторические темы и много пишет с натуры, совершая поезду в Неаполь, где пишет множество разных этюдов. В 1860 году он перебирается во Флоренцию, где пробует писать эскиз "Смерть Ламбертации", который он вскоре бросил.
В 1861 году Николай начал писать "Тайную вечерю, и в 1863 году привёз её в Петербург на выставку в Академии Художеств. Публика восхищалась
картиной. За "Тайную вечерю" Ге, перескочив звание академика, получает звание профессора. В начале 1864 года возвращается обратно во Флоренцию и пишет эскизы на евангельскую тематику ("Братья Спасителя","Христос и Мария, сестра Лазаря" и др.), а также начинает большую картину "Вестники Воскресения", которую он оканчивает в 1867 году и посылает в Академию Художеств на выставку, но картина не принимается. В этом же году он пишет портрет Герцена, с которым он познакомился во Флоренции. Эта картина считается лучшей из написанных им, Николай Ге продолжает работать с натуры. "Вестники Воскресения" не имеют никакого успеха даже после того, как друзья художника выставляют её в художественном клубе. Неудачей заканчивается и написание нового произведения, "Христос в Гефсиманском саду".
В 1869 году Ге возвращается в Россию и присоединяется к сообществу художников передвижников, где в 1871 году выставляет свои работы известную картину Допрос в Петергофе Петр Первого царевича Алексея, которая была соответственно замечена русским сообществом, работа понравилась Павлу Третьякову, высоко оценившим содержание исторического произведения и купившим ее.
В 1870-е годы Ге художник переживает тяжелый творческий период и на протяжении трех лет не создал не одной работы. В 1876-1879 годы он селится на хуторе недалеко от Чернигова, где собственно и проживет многие годы. В его душе совершился серьёзный переворот: он тяготеет к религии и морали. В своих записях он пишет, что жить следует сельским трудом, заявляя что искусством нельзя торговать.
В 1882 году Ге в Москве знакомится со знаменитым писателем Толстым Львом Николаевичем, а в 1884 году он пишет его портрет. В 1880 по 1890 годы Философия,мораль и психологические оттенки жизни, выраженные в сюжетах Евангелия, становятся значимыми постулатами творчества Ге. Особенно это заметно в работах созданные в 1889 году Христос и Никодим.
В 1890 году картина Что есть истина?, в 1893 году написана Голгофа, произведение так и осталось не законченным. Продолжая работу на религиозные темы Ге пишет произведение Выход с Тайной вечери, картины Иуда и Распятие написаны художником в нескольких вариациях. В это же время он писал портреты Костычева, Лихачевой, Н.И. Петрункевича, автопортрет, делает иллюстрации к повести Л.Н. Толстого "Чем люди живы", а также лепит бюст писателя.
Во многих газетах разгорается обсуждение последних картин Ге. Картину "Что есть истина?" сняли с выставки, а последующая её перевозка в Европу и Америку успеха не принесла. Ту же участь принимает "Суд Синедриона", а в 1894 году - и "Распятие", её же сняли с выставки и демонстрировали в частной квартире, затем её перевезли в Лондон. Ге находил в своих картинах себя. Ге умер в своем хуторе 13 июня 1894 года. Главная особенность и заслуга Ге заключалась в том, что он первым понял и уловил новое реалистическое направление в композиции библейской тематики.
www.art-portrets.ru
«Православие и мир». 10 картин Николая Ге, которые стоит увидеть
1. «Тайная вечеря»
«Тайная вечеря» (1863). Написана в Италии.
Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера – напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду.
В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…».
За эту картину художник получил звание профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.
2. «Вестники Воскресения»
«Вестники Воскресения» (1867).
Работать над картиной начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела.
Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».
3. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).
По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии.
«…Я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев.
«Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.
4. «Что есть истина?» Христос и Пилат
«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890).В этом году у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге.
Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. Произведение написано поверх картины «Милосердие».
5. «Совесть. Иуда»
«Совесть. Иуда» (1891).
Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал.
Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала».
В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» – это слова художника Григория Мясоедова.
6. Портрет А.П. Ге с детьми
«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866).
Старший сын – Николай – стоит рядом с матерью, младший – Петр, сидит у нее на коленях. Взгляды персонажей – по кругу. Замкнутый счастливый мир отношений матери и детей.
7. Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем
«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886).
Работа не окончена. Вновь – красота материнства. Екатерина Ивановна Ге (в девичестве Забело) училась в Киевском музыкальном училище. Являлась членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и была женой сына художника, Петра Николаевича Ге.
8. «Распятие»
«Распятие» (1892).
Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной.
«Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге.
«Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Российские зрители увидят «Распятие» впервые – постоянное «место жительства» картины – музей Д’Орсе в Париже.
9. «Суд синедриона. «Повинен смерти!»
«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892).
Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.
Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой.
В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.
10. «Лунная ночь. Хутор Ивановский»
«Лунная ночь. Хутор Ивановский» и другие украинские пейзажи.
Конец 1880-х – начало 1890 –х. В 1876 году Ге стал жить на хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии. Туда к нему не раз приезжал Л.Н. Толстой. Но украинские пейзажи стоит посмотреть не поэтому. А потому что – красиво. На выставке много и других, не менее интересных работ, в том числе – портреты, обширная коллекция графики.
Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – живописец, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, минуя звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.
orthodoxy.org.ua
Долгий путь Николая Ге | Artifex.ru
В 44 года Николай Николаевич Ге (1831 — 1894) уехал из столицы и поселился на далеком украинском хуторе. Его больше не интересовала богемная атмосфера художественных салонов. Художник ушел в народ. Основоположник и казначей общества передвижников превратился в лучшего печника Черниговской губернии. Казалось, на этом карьера художника должна была оборваться. Но нет. Именно в деревне, в абсолютном уединении Николай Ге нашёл свое вдохновение, выработал абсолютно уникальный стиль, значительно опередивший свое время. Это история о поисках истины, о поисках Бога, история о бесконечной борьбе.
Взлёты и падения чередовались в жизни Ге регулярно. Одни картины превозносились критиками, и их покупали самые известные коллекционеры, в том числе сам император Александр III, другие же публика освистывала.
Николай Ге всегда искал что-то новое. Была одна книга, которая поразила его больше всего. Это Евангелие.
Бога художник нашёл в деревне. Именно там, в удаленной мастерской в своем дома Ге создает главные шедевры. Ему не нужно уже было ориентироваться на мнение публики. Он творил для себя. Экспериментировал, создавая нечто такое, что мир еще не видел.
Полотно «Что есть истина?» стала и триумфом, и провалом мастера. Картина оскорбила чувства верующих. Император Александр III тоже вынес свой вердикт, назвав её отвратительной. В итоге работа Ге была убрана с выставки. Оно и понятно. Христос на этой картине даже не центральная фигура. В центре человек, приговоривший его к смерти, прокуратор Иудеи Понтий Пилат. А спаситель вообще в тени. Да и выглядит он жалко, совсем не как богочеловек. Скорее напоминает Иешуа из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На всю критику в свой адрес, о том, что фигура Христа выглядит недостойно, Николай Ге отвечал только одно: «Не может человек, которого били всю ночь, походить на розу!». Действительно. Христос ведь не рок-звезда, над образом которого перед выходом на сцену работают десятки стилистов и гримеров. Он мученик. Он страдал, и физически в том числе. Правда, новаторство Ге в этом вопросе было относительным.
Предельный реализм в изображении страданий Христа использовали и другие художники. Например Ганс Гольбейн Младший. Его «Мертвый Христос в гробу» действительно пугающая работа. Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» вообще говорил, что от этой картины и вера пропасть может. Оно и понятно. Гольбейн писал Христа с трупа, выловленного из Рейна. О воскрешении здесь нет ни одного слова. Это смерть, отчаяние в чистом виде. Но ведь если бы оно не было таким, то воскрешение не было бы чудом. Разве переживали бы ученики за своего учителя, если бы были на сто процентов уверены, что он воскреснет?
«Что есть истина?» — это только начало преображения Николая Ге. Но даже первый шаг на этом пути был не понятен большинству людей. Павел Третьяков вначале отказался покупать картину. Изменил он свое решение только после гневного письма Льва Николаевича Толстого, который писал:
«…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело»
Вот как на такое было не отреагировать? Собираешь ты тут картины, а тебе великий русский писатель говорит, что всё это время ты навоз коллекционировал. В итоге Третьяков картину, конечно, купил, но неохотно.
Идея написать распятие Христа была у художника уже давно. Но Ге постоянно не нравились его работы. Он переделывал этот сюжет девятнадцать раз за десять лет. В результате получилось изобразительное искусство будущего. В мастерской художника был установлен крест с железными петлями для рук и ног. Мастер считал, что натурщики должны мучиться по-настоящему. Иначе картина будет банальной подделкой. Бедные модели! Им приходилось висеть на кресте по несколько часов, прежде чем живописец брался за кисти. Впрочем, сам Николай Ге тоже висел на кресте. Ведь не мог же он взяться за работу, не проникнув в самую суть сюжета, не испробовав его на себе самом. Он хотел заставить зрителей рыдать, а не умиляться. Получилось. Один зритель точно рыдал. Когда Ге привез готовое «Распятие» Льву Николаевичу Толстому в Ясную поляну, тот долго смотрел на картину в одиночестве, а потом вышел к художнику, плача и повторяя: «Так всё и было! Так всё и было!» Но царь был другого мнения. Он назвал картину бойней, и в первый же день она была снята с выставки.
«Голгофа» — одна из последних картин Николая Ге. Этот странник прошёл очень долгий путь. То, что начиналось с романтизма и реализма, в итоге превратилось в нечто совершенно новое, слишком необычное для XIX века. По всем канонам эта картина не оконченная. Но художнику уже давно было плевать на общие правила. Окружающий мир растворен, его не видно. Выделяются только три фигуры: Христос и два разбойника. Есть и еще одна. Центуриона, отдающего приказ о казни, но на полотне запечатлена только его рука. Для публики конца XIX века это было оскорблением. Как можно оставить только одну деталь, но не изобразить всю фигуру? Как можно так невнимательно прорисовать некоторые части полотна? Но здесь другое. Из-за того, что Ге выделяет только одну руку, картина приобретает внутреннюю динамику. Движение. У зрителя возникает ощущение эмоционального торнадо. Еще секунда и руки Христа отпустят голову. Он посмотрит вниз. Увидит свою смерть. Вот она, крестом лежит под ногами. А сейчас - это высшее отчаяние. Его, несшего добро, сами люди обрекли на смерть. Потому что толпа всегда такова. Она глупа и требует жертв. Но с этой глупостью и жестокостью нужно бороться, если хочешь принести радость в этот мир. Николай Ге понимал это как никто другой.
artifex.ru
Тайная вечеря (картина Ге) — википедия орг
«Та́йная ве́черя» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге ( Ж-4141). Размер картины — 283 × 382 см[1].
Николай Ге работал над этим полотном в 1861—1863 годах в Италии, во Флоренции, во время его пенсионерской поездки за границу. После того как Ге привёз картину в Петербург, она экспонировалась на Академической выставке 1863 года. Совет Академии художеств высоко оценил мастерство художника, проявленное им при написании этой картины, и присвоил ему звание профессора исторической живописи, а само полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств[2][3].
На картине изображена тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его[4].
Картина пользовалась большим успехом, её много обсуждали, но мнения критиков разделились: одни одобряли новаторскую трактовку евангельского сюжета, а другие считали, что образы Христа и апостолов слишком далеки от традиционного понимания, и они написаны недостаточно убедительно[5].
Николай Ге создал по крайней мере два уменьшенных авторских повторения картины, одно из которых принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи, а другое находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева[1].
История
В качестве пенсионера Императорской Академии художеств (ИАХ) Николай Ге в 1857 году вместе со своей женой уехал в Италию. С августа 1857 года они жили в Риме, где у них родились двое сыновей — Николай (30 сентября 1857 года) и Пётр (21 августа 1859 года). В 1860 году они переехали во Флоренцию. Там же в августе 1861 года Ге приступил к работе над картиной «Тайная вечеря»[2][6][7]. К этой теме, сюжет которой привлёк его «присутствием драмы», Ге пришёл в результате перечитывания Евангелия, а также изучения книги Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса»[8]. Сам художник писал: «Приехав из Рима во Флоренцию, я <…> читал сочинения Штрауса и стал понимать Св. Писание в современном смысле, с точки зрения искусства»[9].
Из-за работы над новой картиной художнику пришлось пересмотреть свои планы, о которых он ранее проинформировал Академию художеств. 16 февраля 1862 года Николай Ге сообщил Совету ИАХ, что он «оставил работу над картиной „Разрушение Иерусалимского Храма Титом“ и вышлет новую картину „Тайная вечеря“»[9]. Эскиз неосуществлённой картины «Разрушение Иерусалимского храма», которую упоминает Ге, хранится в Государственной Третьяковской галерее (1859, холст, масло, 61,7 × 75 см, 2609)[10][11].
По мере работы над «Тайной вечерей» Николай Ге несколько раз переделывал её композицию. Об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания художницы Екатерины Юнге, которая жила во Флоренции зимой 1861/1862 годов и навещала мастерскую Ге. С точки зрения общепринятой иконографии первоначальная композиция картины была более традиционной, чем в её окончательном варианте: в частности, стол был параллелен краю полотна, а апостолы были расположены вокруг стола правильным полукольцом[12]. Юнге так описывала эту версию полотна[13]:
Положение Христа на прежней картине было то же, что и теперь, но выражение лица было мягче; Иоанн сидел на ложе, так что Христа было менее видно; Пётр также сидел, яркого пятна на скатерти не было. <...> Иуда стоял почти в профиль, гордо закинув плащ за левое плечо, и рисовался не таким тёмным пятном, как теперь, а был написан в сероватых полутонах <…> и в позе, и в драпировках носил отпечаток академизма, походил более на оскорблённого патриция или гидальго, чем на еврейского простолюдина. Фигура эта не согласовывалась с общим характером картины. |
После этого Ге дважды переписывал картину. Возможно, промежуточному варианту соответствует эскиз, который в настоящее время находится в Днепропетровском художественном музее (1862, бумага, тушь, перо, 10,5 × 14,5 см, Г-746)[14]. Художник в своих воспоминаниях приводил рассказ Ге о том, как появился окончательный вариант картины[15]:
Когда я писал «Тайную вечерю», то ночью ходил со свечой смотреть картину. Всю группу «Тайной вечери» с углом комнаты я вылепил из глины. <…> Как-то ночью пришёл смотреть картину и поставил свечу в другом месте и смотрю, что такое освещение на скульптурной «Тайной вечери» лучше того, что я написал. Вся группа была дана в ином повороте, и Иуда стоял посередине картины. Я тотчас взял мел, нарисовал на холсте и начал писать по совершенно оконченной картине и до выставки оставалось всего 3 недели. Первая картина была написана тщательно и законченно, а эту писал быстро и свободно… |
Николай Ге привёз окончательный вариант «Тайной вечери» в Петербург и 7 сентября 1863 года представил её Совету ИАХ в качестве отчёта за свою пенсионерскую поездку в Италию. Совет Академии высоко оценил мастерство художника и присвоил ему звание профессора исторической живописи (которое было выше, чем звание академика ИАХ) за картину, «которая исполнена с особенным искусством и с сильным психическим выражением»[2][16]. Начиная с 13 сентября 1863 года, картина экспонировалась на Академической выставке в Петербурге[2][3], а 12 февраля 1864 года полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств[2] — за картину было заплачено 10 тысяч рублей серебром[17].
На Академической выставке 1863 года картина «Тайная вечеря» имела большой успех: по некоторым оценкам, «ни одна картина русского художника после „Последнего дня Помпеи“ К. П. Брюллова не собирала такого количества публики и столь много отзывов в прессе»[18]. При этом наблюдалась значительная поляризация мнений: одни критики «яростно отвергали» эту картину, а другие её «шумно восхваляли»[18].
Картина «Тайная вечеря» в ГРМВ 1867 году картина «Тайная вечеря» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже[19], где, кроме неё, в российском художественном павильоне были выставлены «Княжна Тараканова» Флавицкого, «Последняя весна» Клодта и «Портрет Ф. П. Толстого» Зарянко[20]. Николай Ге присутствовал на этой выставке, проведя в Париже апрель и май 1867 года[2].
В 1897 году картина была передана из Академии художеств в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[1]. По воспоминаниям Александра Бенуа, после открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с картинами «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого и ещё двумя-тремя произведениями Айвазовского[21][22]. В каталоге Русского музея 1917 года картина фигурировала под названием «Последняя вечеря Христа с его учениками»[1]. В настоящее время полотно выставлено в зале № 26 Михайловского дворца, где, кроме него, находятся другие известные картины Ге, среди которых «Саул у Аэндорской волшебницы», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», портреты Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также авторское повторение картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»[23].
Сюжет и описание
Тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них — Иуда Искариот — предаст его. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна[24], в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так[4]:
21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. |
Сюжет, связанный с Тайной вечерей, встречался у многих известных художников. Находясь в Италии, Ге мог видеть некоторые из этих произведений в оригинале — в частности, в Милане находилась знаменитая фреска Леонардо да Винчи, а в Венеции — картина Тинторетто. Трактовка событий, предложенная Ге, отличалась от канонической интерпретации. Как писала искусствовед Алла Верещагина, «Ге нашёл свой путь: главной стала тема раскола в среде бывших единомышленников»[25]. По словам Татьяны Карповой, «в измене Иуды художник увидел не низкий поступок изменника, а протест против учения Христа»[26].
Сам художник так рассказывал о том, как ему пришла идея написания этой картины[16][27]:
Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика — человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот тот, в слове которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина! Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза. |
В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. По словам Аллы Верещагиной, это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников»[28]. Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа — Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы[29].
Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками»[29]. Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов[30]. Бездействие Христа — знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности»[29].
Считается, что при написании образа Христа Ге использовал фотопортрет Александра Герцена, созданный известным фотографом Сергеем Левицким. Писатель Владимир Порудоминский даже высказывал предположение, что именно эта фотография «сформировала замысел» картины «Тайная вечеря»[31]. Искусствовед доказывает, что это не так: хотя снимок был сделан в Париже в 1861 году, доставлен он был из Лондона во Флоренцию (возможно, А. А. Бакуниным, братом анархиста Михаила Бакунина) только в феврале 1862 года, то есть уже после начала работы над картиной[32].
Кроме этого, при написании Христа Ге использовал нарисованные им самим карандашные портреты оперного певца Геннадия Кондратьева[33][34] и симбирского помещика [33][35]. Искусствовед в своей книге о Ге в этом отношении упоминает только изображения Герцена и Кондратьева. Она пишет, что Ге «воспользовался фотографией Герцена, который был для него идеалом писателя-гражданина», но при этом «в какой-то мере прообразом для Христа послужил и портрет певца Кондратьева». При этом она отмечает, что «реальные черты Герцена и Кондратьева значительно переработаны в картине, подверглись обобщению и героизации»[36]. В своём более позднем исследовании помимо фотографического портрета Герцена упоминает карандашные портреты и Грибовского, и Кондратьева, «исполненные в связи с работой над образом Христа»[37].
Апостола Петра Николай Ге написал с самого себя[36][38][39], а голову Иоанна — со своей жены Анны Петровны[36].
Этюды и повторения
В Государственном Русском музее находится этюд для этой картины — «Голова Иоанна Богослова» (холст, масло, 36 × 31 см, Ж-4148), поступивший туда в 1920 году из собрания [1].
Ещё два этюда находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи — «Голова Иуды» (холст, масло, 48,5 × 38,2 см, начало 1860-х, 10350) и «Голова Апостола Андрея» (бумага на холсте, масло, 49 × 38 см, начало 1860-х, 11062). Первый из них был приобретён в 1928 году у , а второй поступил в 1929 году из Музея Остроухова, побывав перед этим в коллекциях А. Ф. Петрова (до 1903 года) и И. С. Остроухова[40].
Голова Иоанна Богослова (этюд, ГРМ) | Голова Иуды(этюд, ГТГ) | Голова апостола Андрея (этюд, ГТГ) |
Кроме этого, было известно о существовании ещё двух этюдов к этой картине — «Голова Иуды» и «Этюд головы», чёрно-белые изображения которых были приведены в альбоме произведений Ге, изданном его сыном Николаем в 1904 году. В настоящее время местонахождение этих этюдов неизвестно[41][42][43].
Существует несколько уменьшенных авторских повторений этого полотна[1][44]. Одно из них, датированное 1864 годом, находится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева[1] (холст, масло, 67 × 90 см, Ж-849)[45][46]. Оно сначала было в Аничковом дворце, затем перешло в Государственный Русский музей, а в 1928 году было передано в Саратовский художественный музей[47]. Другое уменьшенное повторение, датированное 1866 годом, принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи (холст, масло, 66,5 × 89,6 см, 5228)[44][48]. Оно было написано по заказу известного предпринимателя и коллекционера Козьмы Солдатёнкова. После его смерти, последовавшей в 1901 году, его коллекция согласно завещанию была передана Румянцевскому музею, а после расформирования музея в 1925 году картина поступила в Третьяковскую галерею[44].
Отзывы и критика
Писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин писал в статье, посвящённой картине Ге, что «зритель не может ни на минуту сомневаться, что здесь произошло нечто необыкновенное, что перед глазами его происходит последний акт одной из тех драм, которые издалека подготовляются и зреют и наконец-таки вырываются наружу со всем запасом горечи, укоризн и непреклонной ненависти»[49].
Литературный критик и писатель Николай Ахшарумов отмечал, что «во всей картине никаких признаков театральности, холодно целящей на эффект, или сухой, академической чопорности и манерности», так что, по его мнению, «общее впечатление картины прежде всего реальное, потом глубоко драматическое»[50].
С другой стороны, художественный критик Владимир Стасов писал, что «главные мотивы избранной задачи поняты у него [Ге] слабо или неверно». В частности, Стасов отмечал недостаточную убедительность образа Христа[51][52]:
Его Христос не заключил в себе ни одного из тех высоких качеств, под влиянием которых в мире совершился переворот беспримерный, неслыханный: перед нами представлен лишь слабый, бесхарактерный человек, почти растерявшийся в каком-то выдуманном, бог знает откуда взятом споре; перед чем же мог до такой степени упасть духом и уныть Тот, Кто явился для всемирного переворота? |
Критически отозвался о картине и Фёдор Достоевский. В своей статье «По поводу выставки», написанной в 1873 году, он отмечал[53]:
Из своей «Тайной вечери», например, наделавшей когда-то столько шуму, он [Ге] сделал совершенный жанр. Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей. <…> Тут совсем ничего не объяснено, тут нет исторической правды; тут даже и правды жанра нет, тут всё фальшивое. С какой бы вы ни захотели судить точки зрения, событие это не могло так произойти: тут же всё происходит совсем несоразмерно и непропорционально будущему. <…> В картине же г-на Ге просто перессорились какие-то добрые люди; вышла фальшь и предвзятая идея, а всякая фальшь есть ложь и уже вовсе не реализм. |
Искусствовед Андрей Сомов писал, что «Ге обратился к чистому источнику искусства и внёс в русскую живопись живую струю, которая должна освежить поблекший исторический род живописи и показать, что история и господствующий в нашей школе жанр не подлежат резкому разграничению». И далее он отмечал, что Ге «взглянул на задачу исторического живописца здравыми глазами и понял, что такой живописец не должен быть простым иллюстратором исторического сказания, но обязан читать между его строками и передавать не столько внешний факт, сколько дух эпохи и её общечеловеческое значение». По словам Сомова, «в этом отношении у г. Ге только один предшественник — бессмертный Иванов»[5][54].
Коллекционер и меценат Павел Третьяков сожалел, что ему не удалось заполучить эту картину в его собрание. В письме к художнику Ивану Крамскому от 5 февраля 1881 года он писал: «Из всего выставленного в Академии ярко выделяется и царит (помимо этюдов Иванова) картина Ге. Жаль, что она в Академии — не там бы ей место! Чудесная картина!»[55]
Писатель Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника, отмечая, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге»[56].
Высоко ценил картину Ге и художник Илья Репин. В своей автобиографической книге «Далёкое близкое» он писал: «Люди шестидесятых годов помнят великую славу Ге и громадное впечатление, произведенное его картиною „Последний вечер Христа с учениками“». И далее он продолжал: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему»[57].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Каталог ГРМ, 1980, с. 91.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Татьяна Карпова, Светлана Капырина (составители). Летопись жизни и творчества Николая Николаевича Ге (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 3, с.52—63.. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ 1 2 А. Г. Верещагина, 1988, с. 30.
- ↑ 1 2 Новый Завет, Евангелие от Иоанна: Ин. 13:21-30
- ↑ 1 2 А. Г. Верещагина, 1988, с. 31—32.
- ↑ А. Г. Верещагина, 1990, с. 192.
- ↑ В. Баева, 2010, с. 10—11.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 9.
- ↑ 1 2 Н. Ю. Зограф, 1983, с. 85.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 190—192.
- ↑ Ге Николай Николаевич — Разрушение Иерусалимского храма (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 19 сентября 2015.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 85—86.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 86.
- ↑ Тайная вечеря (эскиз-вариант) — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 23 сентября 2015.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 88—89.
- ↑ 1 2 Н. Н. Ге, 1978, с. 49.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 17.
- ↑ 1 2 . «Тайная вечеря» Н. Н. Ге. Некоторые аспекты интерпретации. // В книге «Николай Ге. Вектор судьбы и творчества» (издание Государственной Третьяковской галереи и Государственного института искусствознания, 264 с.). — Москва, 2014. — С. 36—51. — ISBN 978-5-98287-082-7.
- ↑ Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — С. 142. — 632 с. — ISBN 9-785-373-03516-3.
- ↑ Эльвира Попова. Два живописца // Огонёк. — 1968, № 42 (12 октября). — С. 8—10.
- ↑ Александр Бенуа. Мои воспоминания, книга 4, 5. — Москва: Наука, 1980. — С. 201.
- ↑ Елена Ляшенко. Сделано в России. Кто и как создавал Государственный Русский музей (HTML). Аргументы и факты — www.spb.aif.ru (19 марта 2015). Проверено 15 сентября 2015.
- ↑ Михайловский дворец, зал 26 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Проверено 14 сентября 2015.
- ↑ В. И. Порудоминский, 1970, с. 45.
- ↑ А. Г. Верещагина, 1988, с. 23.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 12.
- ↑ С. М. Даниэль, 1999, с. 27.
- ↑ А. Г. Верещагина, 1988, с. 25.
- ↑ 1 2 3 А. Г. Верещагина, 1988, с. 24.
- ↑ Т. Н. Горина, 1961, с. 6.
- ↑ В. И. Порудоминский, 1970, с. 29.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 99.
- ↑ 1 2 Н. Ю. Зограф, 1983.
- ↑ Портрет Г. П. Кондратьева — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ Портрет П. М. Грибовского — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ 1 2 3 Т. Н. Горина, 1961, с. 7.
- ↑ Н. Ю. Зограф, 1983, с. 94.
- ↑ Т. Л. Карпова, 2002, с. 11.
- ↑ Голова апостола Петра — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 20 сентября 2015.
- ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 194.
- ↑ Альбомъ художественныхъ произведеній Николая Николаевича Ге. — Санкт-Петербург: Н. Н. Ге и «Посредникъ», 1904. — С. 22—23. — 105 с.
- ↑ Голова Иуды — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 20 сентября 2015.
- ↑ Этюд головы к «Тайной вечере» — Ге Николай Николаевич (HTML). www.icon-art.info. Проверено 20 сентября 2015.
- ↑ 1 2 3 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 196.
- ↑ Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Русская живопись XVIII — начала XX века. Каталог.. — Москва: Трилистник, 2004. — Т. 1. — 560 с.
- ↑ Ге Николай Николаевич, 1831—1894, Тайная вечеря, 1864.. Отдел геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ. Проверено 21 сентября 2015.
- ↑ Карточка ресурса: Тайная вечеря (N 207966) (HTML). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — school-collection.edu.ru. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ Ге Николай Николаевич — Тайная вечеря (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 15 сентября 2015.
- ↑ М. Е. Салтыков-Щедрин, 1970, с. 154.
- ↑ Н. Н. Ге, 1978, с. 54.
- ↑ В. В. Стасов, 1950, с. 44.
- ↑ . «Тайная вечеря» или «Отшествие Иуды»? (HTML). «Наука и религия», 2011, № 11, www.n-i-r.su. Проверено 16 сентября 2015.
- ↑ Ф. М. Достоевский. По поводу выставки // В книге: Собрание сочинений в 15 томах, том 12. — Ленинград: Наука, 1988—1996. — С. 90—91.
- ↑ Н. Н. Ге, 1978, с. 55—56.
- ↑ . Павел Михайлович Третьяков и Николай Николаевич Ге (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 3, с.20—31. Проверено 18 сентября 2015.
- ↑ К картине Н. Н. Ге („Тайная вечеря“) (HTML). tolstoy.ru. Проверено 29 сентября 2015.
- ↑ Репин об искусстве. / О. А. Лясковская. — Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — С. 85. — 192 с.
Литература
- Баева В. Николай Николаевич Ге. — Москва: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники, том 35). — ISBN 978-5-7475-0012-9.
- Верещагина А. Г. Николай Николаевич Ге. — Ленинград: Художник РСФСР, 1988. — 184 с. — (Русские живописцы XIX века).
- Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века. — Москва: Искусство, 1990. — 229 с. — ISBN 5-210-00311-6.
- Н. Н. Ге. — Москва: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961. — 66 с. — (Мастера русского искусства).
- Русская живопись. Между Востоком и Западом. — Санкт-Петербург: Аврора, 1999. — 287 с. — ISBN 5-7300-0767-1.
- Николай Ге. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 168 с. — (Мастера мирового искусства).
- Творческая история картины Н. Н. Ге «Тайная вечеря» // В книге «Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования». — Ленинград: Художник РСФСР, 1983. — С. 81—102.
- Карпова Т. Л. Николай Ге. — Москва: Белый город, 2002. — 64 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0291-X.
- Порудоминский В. И. Николай Ге. — Москва: Искусство, 1970. — 330 с. — (Жизнь в искусстве).
- Салтыков-Щедрин М. Е. Картина Ге // В книге: Собрание сочинений в 20 томах, том 6. — Москва: Художественная литература, 1970. — С. 148—155.
- Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — Искусство, 1950. — Т. 1 — Русское искусство.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Николай Николаевич Ге: письма, статьи, критика, воспоминания современников / . — Москва: Искусство, 1978. — 399 с.
Ссылки
www-wikipediya.ru