Делакруа, Эжен. Делакруа картина
ДЕЛАКРУА Эжен | ArtWiki. Энциклопедия искусства
ДЕЛАКРУА Эжен Delacroix, Eugene
(1798. Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа - 1863, Париж) французский художник
Автопортрет, 1837В списках мэрии Шарантона значится, что Эжен Делакруа является четвертым ребенком Виктуар Эбен, из семьи Ризенер - и Шарля Делакруа. На самом же деле он был внебрачным сыном Талейрана. Этим объясняется та поддержка, которая была оказана молодому художнику и которая облегчила его первые шаги в искусстве.Раннее творчество
Делакруа остался сиротой в возрасте 16 лет, однако он получил классическое образование в Императорском лицее (ныне - лицей Людовика Великого), а в 1816 по совету своего дяди, художника Анри Ризенера, начал работать в мастерской Герена.
Спустя год он поступил в Школу изящных искусств, где вскоре определились его первые серьезные художественные склонности: Делакруа оставался равнодушен к академизму, направлению, которому следовал его учитель, гораздо сильнее его влекло то новое, что привнесли в живопись Гро и Жерико. И если первые произведения художника («Мадонна жнецов», 1819, ц. в Орсемоне; «Мадонна св. Сердца», 1821, собор в Аяччо) проникнуты влиянием мастеров итальянского Возрождения и XVII в., то «Ладья Данте» (Париж, Лувр), выставленная в Салоне 1822 и приобретенная государством, уже свидетельствует о появлении новых ориентиров, вдохновленных, в частности, картиной Жерико «Плот Медузы». «Ладья Данте» была неоднозначно оценена критиками, но нашла поддержку в лице Адольфа Тьера. 3 сентября того же года Делакруа начал работу над своим знаменитым «Дневником» в местечке Луру (Индр-э-Луар), где вместе с братом Шарлем-Анри он обычно проводил каникулы.
«Резня на Хиосе»
В 1824 Делакруа, отныне регулярно участвующий в Салоне, выставил здесь картину «Резня на Хиосе» (Париж, Лувр). Эта огромная композиция, вдохновленная борьбой греков с турками, поставка его в один ряд с представителями романтизма, противостоящим классицистам, которые объединились вокруг Энгра, выставившего в том же Салоне картину «Обет Людовика XIII» (Монтобан, собор). Таким образом, Делакруа невольно стал главой новой школы.
В мае 1825 он предпринял путешествие в Англию, чтившееся до августа. Благодаря своим друзьям Филдингам он был уже знаком с творчеством Констебля и Бонингтона, а во время своего пребывания в Лондоне углубил свое знание английской живописи и акварели и «смягчил» свою собственную манеру, а также присутствовал на многочисленных представлениях Шекспира. Впоследствии и вплоть до конца жизни Делакруа будет часто возвращался к шекспировским сюжетам («Клеопатра и крестьянин», 1839, США, Центр Уильяма Экленда; «Гамлет», 1839, Париж, Лувр; «Смерть Офелии», 1844, там же; «Демемона, проклятая отцом», 1852, Реймс, Музей изящных искусств; серия гравюр «Гамлет», 1843). В Лондоне художник открыл для себя еще один источник драматических сюжетов - он присутствовал на опере по мотивам «Фауста» Гете; в следующем году Делакруа создал серию из 17 литографий, за что был удостоен большой похвалы самого Гете. Зрелое творчество. По возвращении из Англии Делакруа выставил в Салоне 1827 картину «Смерть Сарданапала» (Париж, Лувр), созданную отчасти по мотивам трагедии Байрона. Картина вызвала недовольство критики своей смелостью. Но художник продолжал упорно работать: он писал портреты, исторические композиции («Битва при Пуатье». 1830, Париж, Лувр; «Битва при Нанси», 1831, Нанси, Музей изящных искусств), использовал литературные сюжеты («Убийство епископа Льежского», 1829. Париж, Лувр). В этот период он вел светский образ жизни, посещая парижские салоны Стендаля, Меримо, Дюма.
Вскоре он познакомился с Жорж Санд, позже он написал картину с изображением писательницы, стоящей у фортепьяно, на котором импровизировал Шопен (1838, сохранилось два фрагмента - Париж, Лувр и Ордрупгор, близ Копенгагена, музей). Лето художник проводил в Вальмоне, у своих кузенов Батай, где он единственный раз в своей жизни работал в технике фрески. В 1831 в Салоне была представлена картина Делакруа «Свобода на баррикадах» (Париж, Лувр) - эхо революционных событий 1830. Это произведение подводит итог романтическому периоду творчества художника и утверждает его достойным продолжателем искусства Гро и Жерико, но в более широком плане. Делакруа, без сомнения, является великим мастером эпических картин: исторический факт он превращает в эпопею.
Марокко
1832 ознаменовался решительным поворотом в судьбе художника. По рекомендации мадемуазель Марс он знакомится с графом Шарлем де Морнэ, который собирается отправиться с поручением к султану Марокко, Мюли-абд-Эр-Раману, и Делакруа присоединяется к нему. Путешественники выехали из Тулона 11 января 1832 и уже через две недели они прибыли в Танжер. Благодаря путевым тетрадям (две - Париж, Лувр, одна - Шантийи, музей Конде) и переписке художника можно проследить почти каждый день их путешествия: сначала по Марокко, затем по Алжиру и Испании. Во время этого путешествия Делакруа знакомится с классической античностью, открывает для себя магию цвета и света. Многочисленные зарисовки, которыми полны его Движения, явились ценной коллекцией сюжетов для будущих картин.
Декоративные работы и картины для Салона
Возвращение Делакруа во Францию совпало с периодом его активной деятельности. Художник был моментально вовлечен в осуществление обширной программы росписей (законченной лишь незадолго до его смерти) и одновременно писал все более многочисленные станковые картины. Полностью погруженный в работу, вместе со своими учениками (Андрие. Лассаль-Борд) он расписывает, по заказу Тьера, Тронный зал и библиотеку в Бурбонском дворце (1833-1838, 1838- 1847), а затем библиотеку в Люксембургском дворце (1840-1846). Но несмотря на столь напряженную работу, он продолжал выставляться в Салоне. Художника постоянно посещали воспоминания о Марокко - он создал замечательные произведения, в которых романтический порыв уступил место спокойной и уравновешенной композиции («Алжирские женщины», 1834, Париж, Лувр, «Еврейская свадьба в Марокко», 1841, там же. «Султан Марокко», 1845, Тулуза. Музей живописи и скульптуры, «Арабские шуты или актеры», 1848, Тур, Музей изящных искусств). Подобный синтез лиризма воображения и классической интерпретации проявляется и в исторических полотнах, написанных примерно в те же годы («Взятие крестоносцами Константинополя», 1840, Париж, Лувр).
С 1842 натурные этюды дают Делакруа новые темы - букеты цветов, написанные, главным образом, в Ноане, у Жорж Санд; лесные, горные, морские пейзажи, которые сочетают в себе острый глаз наблюдателя с особой чувствительностью, уже близкой импрессионизму («Вид на море с высот Дьеппа», 1852, Париж, Лувр). Художник увлекался и наблюдениями за животными, особенно хищниками, и в 1848-1860 он написал немало картин с изображением охоты на тигров и львов, с различными вариациями форм и тонов («Охота на львов», эскиз - Париж, музей Орсэ).
Позднее творчество
В последнее десятилетие жизни Делакруа создал три значительных декоративных ансамбля: центральную часть плафона галереи Аполлона в Лувре (1850), Зал Мира в парижской ратуше (росписи погибли в пожаре 1871, эскиз - Париж, музей Карнавале) и капеллу Сент-Анж в ц. СенСюльпис в Париже. Всемирная выставка 1855 принесла художнику небывалый успех - он выставил 42 картины, многие из которых были новыми («Охота на львов», Бордо, Музей изящных искусств). Но, страдая туберкулезом, он постепенно отошел от шумной жизни. 10 января 1857 Делакруа был избран членом Института Франции, превзойдя семь других кандидатов.
Салон 1859 оказался последним, где были выставлены его работы («Овидий в изгнании у скифов», Лондон, Нац. гал., «Эрминия у пастухов», Стокгольм, Нац. музей). Делакруа почти целиком посвятил себя росписям в ц. Сен-Сюльпис, которые он, ценой нечеловеческих усилий, закончил в 1861. Боковые стены капеллы украшают две большие композиции - «Изгнание Илиодора из Храма» и «Битва Иакова с ангелом», которая может рассматриваться как духовное завещание художника. После этого Делакруа написал лишь несколько незначительных полотен. 13 августа 1863 Делакруа умер в своем доме № 6 на площади Фюрстенберг, близ ц. Сен-Сюльпис, где он жил с 1857. Годом позже, по завещанию художника, было распродано все, что оставалось в его мастерской.
Делакруа был не только последним великим художником, воспитанным на идеях Возрождения и создавшим огромные картины на исторические, мифологические, религиозные и литературные сюжеты, но и первым мастером Нового времени, как это отметил еще Бодлер. Его искания в области цвета и его «пушистые» мазки предвосхитили этюды импрессионистов, а его ташизм и использование «кричащих» тонов - живопись фовистов, экспрессионистов и даже абстракционистов. Все многообразие мотивов и технических приемов - от «Ладьи Данте» до росписей в ц. Сен-Сюльпис - создают единую и, одновременно, многоликую картину его творчества. Но даже если бы Делакруа не проявил себя как гениальный живописец, его имя осталось бы в истории искусства как блистательного критика, писателя, автора «Дневника», содержащего важные замечания о жизни и месте в ней человека.
artwiki.ru
Делакруа, Эжен — википедия фото
Детство и юношество
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорождённым сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры[7].
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Делакруа и живопись
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвёл «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришёл к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определённой сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
Смерть СарданапалаВ июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.
Фрески Делакруа на западной стенеК этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения. Картина «Арабы, играющие в шахматы» написана спустя 15 лет после поездки и отражает отдельные стилистические элементы персидской и индийской миниатюры.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847)[8]. После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).
В конце жизни
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приёмы и знаменитые салоны Парижа. Его появления ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почётного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своём парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Хронология жизни
- 1798 Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа. Многие считают его незаконнорождённым ребёнком знаменитого политика Шарля Талейрана.
- 1805 Умирает отец Эжена.
- 1814 Умирает мать Эжена.
- 1815 Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена.
- 1816 Поступает в Школу изящных искусств. Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.
- 1818 Позирует Жерико для его картины «Плот „Медузы“». Находится под большим влиянием живописи Жерико.
- 1822 Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».
- 1824 Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсаций Салона.
- 1830 Июльское восстание в Париже. Пишет своё знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».
- 1832 В составе официальной дипломатической миссии посещает Марокко.
- 1833 Приступает к работе над первой из серии больших фресок, заказанных ему правительством.
- 1835 У Делакруа обнаруживается серьёзная болезнь горла.
- 1851 Художника избирают в городской совет Парижа.
- 1855 Награждён орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.
- 1863 Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.
- 1863 13 августа умирает в своём парижском доме.
По материалам: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.
Память
Музей Эжена Делакруа
Музей Эжена ДелакруаНациональный музей Эжена Делакруа, также известный как музей Делакруа, расположен в 6-м округе Парижа, на улице Фюрстенберг, 6. Он открыт ежедневно, кроме вторника, вход 6 евро.
Музей находится в доме, где расположена последняя квартира Делакруа: он переехал туда 28 декабря 1857 года и проживал в ней вплоть до своей смерти 13 августа 1863 года. В 1929 году было организовано общество наследия художника (Société Des Amis d’Eugène Delacroix), которое приобрело в 1952 году здание музея, находившееся к тому времени в аварийном состоянии. В 1954 году здание было передано французскому правительству. В 1971 году оно становится Национальным музеем, а в 1999 был реконструирован окружающий его сад. В этом здании также проживал и работал французский художник Леон Прентан вплоть до своей смерти 9 июля 1945 года.
Примечания
- ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 1 2 Eugène Delacroix
- ↑ Ferdinand Victor Eugène Delacroix — ministère de la Culture.
- ↑ L'Humanité — 1998. — ISSN 0242-6870
- ↑ artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118524461 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ По материнской линии Эжен Делакруа состоял в родстве с известным портретистом Анри-Франсуа Ризенером — мать Виктории Обен была женой прославленного Ж.−А. Ризенера, а дядюшка А.-Ф. Ризенер оказал на формирование художника известное влияние. (Французская живопись XIX века. От Давида до Фантен−Латура. «Аврора». Ленинград. 1972. С.50; Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. «Терра». Москва. 1996. С.8)
- ↑ В числе ассистентов и соавторов, работавших над росписями во Дворце Бурбонов, был и художник Луи де Плане, оставивший о сотрудничестве с Делакруа подробные записки, впервые опубликованные, правда, только в XX веке («Воспоминаниях о живописи с г-ном Эженом Делакруа». Издательство Арман Колен, Париж, 1929).
- ↑ Музей Лувр: Принципы экспозиции
- ↑ 1356 Battle of Poitiers, 1830, Eugčne Delacroix (1798—1863) photo — Brian McMorrow
Литература
- Ситник К. А. Э. Делакруа. М.-Л., 1947.
- Прокофьев В. Н. Делакруа — теоретик, критик, историк искусства // Эжен Делакруа. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М, 1960.
- Кожина Е. Ф. Эжен Делакруа. Альбом. М., 1961.
- Гастев А. А. Делакруа. — М. : Молодая гвардия, 1966. — 224 с. — (ЖЗЛ; Вып. 427). — 115 000 экз.
- Дьяков Л. А. Э. Делакруа. М., 1973.
- По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т. Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. −320 с.: ил.
- Использованы материалы: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.
- Бенцони. Ж. Э. Делакруа. По материалам из книги «Волки Лозарга», 2010.
- Гойхман Е. Г. Творчество Эжена Делакруа и образ Средневековья в искусстве романтизма рубежа 1820—1830-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. С. 450—457. — ISSN 2312—2129
Ссылки
org-wikipediya.ru
Делакруа, Эжен — WiKi
Детство и юношество
Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорождённым сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814—1815 годов. Иногда отцовство приписывали самому Наполеону. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что «к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился». К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались годы учёбы в лицее Людовика Великого, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков; но настоящая страсть к живописи зародилась в нём в Нормандии — там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры[7].
Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль — в 1805-м, а Виктория — в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьера Нарсиса Герена (1774—1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнажённых натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы — Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
Делакруа и живопись
Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвёл «Плот» Жерико), она не вызвала. Настоящий успех пришёл к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе.
Следующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил своих хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определённой сексуальности. Сюжет картины Делакруа позаимствовал у Байрона. «Движение передано прекрасно, — писал один из критиков о его другой, похожей работе, — но эта картина буквально кричит, грозит и богухульствует».
Последнюю большую картину, которую можно отнести к первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
Смерть СарданапалаВ июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.
Фрески Делакруа на западной стенеК этому времени роль бунтовщика, похоже, надоела Делакруа. Стали очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко. Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько сильно повлияет поездка на все его дальнейшее творчество. Африканский мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным, предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои домашние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени древний мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни эскизов, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии, служили ему неисчерпаемым источником вдохновения. Картина «Арабы, играющие в шахматы» написана спустя 15 лет после поездки и отражает отдельные стилистические элементы персидской и индийской миниатюры.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833—1847)[8]. После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840—1847) и росписью потолков в Лувре (1850—1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849—1861).
В конце жизни
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приёмы и знаменитые салоны Парижа. Его появления ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почётного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своём парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Хронология жизни
- 1798 Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа. Многие считают его незаконнорождённым ребёнком знаменитого политика Шарля Талейрана.
- 1805 Умирает отец Эжена.
- 1814 Умирает мать Эжена.
- 1815 Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена.
- 1816 Поступает в Школу изящных искусств. Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.
- 1818 Позирует Жерико для его картины «Плот „Медузы“». Находится под большим влиянием живописи Жерико.
- 1822 Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».
- 1824 Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсаций Салона.
- 1830 Июльское восстание в Париже. Пишет своё знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».
- 1832 В составе официальной дипломатической миссии посещает Марокко.
- 1833 Приступает к работе над первой из серии больших фресок, заказанных ему правительством.
- 1835 У Делакруа обнаруживается серьёзная болезнь горла.
- 1851 Художника избирают в городской совет Парижа.
- 1855 Награждён орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.
- 1863 Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.
- 1863 13 августа умирает в своём парижском доме.
По материалам: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.
Память
Музей Эжена Делакруа
Музей Эжена ДелакруаНациональный музей Эжена Делакруа, также известный как музей Делакруа, расположен в 6-м округе Парижа, на улице Фюрстенберг, 6. Он открыт ежедневно, кроме вторника, вход 6 евро.
Музей находится в доме, где расположена последняя квартира Делакруа: он переехал туда 28 декабря 1857 года и проживал в ней вплоть до своей смерти 13 августа 1863 года. В 1929 году было организовано общество наследия художника (Société Des Amis d’Eugène Delacroix), которое приобрело в 1952 году здание музея, находившееся к тому времени в аварийном состоянии. В 1954 году здание было передано французскому правительству. В 1971 году оно становится Национальным музеем, а в 1999 был реконструирован окружающий его сад. В этом здании также проживал и работал французский художник Леон Прентан вплоть до своей смерти 9 июля 1945 года.
Примечания
- ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 1 2 Eugène Delacroix
- ↑ Ferdinand Victor Eugène Delacroix — ministère de la Culture.
- ↑ L'Humanité — 1998. — ISSN 0242-6870
- ↑ artist list of the National Museum of Sweden — 2016.
- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118524461 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ По материнской линии Эжен Делакруа состоял в родстве с известным портретистом Анри-Франсуа Ризенером — мать Виктории Обен была женой прославленного Ж.−А. Ризенера, а дядюшка А.-Ф. Ризенер оказал на формирование художника известное влияние. (Французская живопись XIX века. От Давида до Фантен−Латура. «Аврора». Ленинград. 1972. С.50; Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. «Терра». Москва. 1996. С.8)
- ↑ В числе ассистентов и соавторов, работавших над росписями во Дворце Бурбонов, был и художник Луи де Плане, оставивший о сотрудничестве с Делакруа подробные записки, впервые опубликованные, правда, только в XX веке («Воспоминаниях о живописи с г-ном Эженом Делакруа». Издательство Арман Колен, Париж, 1929).
- ↑ Музей Лувр: Принципы экспозиции
- ↑ 1356 Battle of Poitiers, 1830, Eugčne Delacroix (1798—1863) photo — Brian McMorrow
Литература
- Ситник К. А. Э. Делакруа. М.-Л., 1947.
- Прокофьев В. Н. Делакруа — теоретик, критик, историк искусства // Эжен Делакруа. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М, 1960.
- Кожина Е. Ф. Эжен Делакруа. Альбом. М., 1961.
- Гастев А. А. Делакруа. — М. : Молодая гвардия, 1966. — 224 с. — (ЖЗЛ; Вып. 427). — 115 000 экз.
- Дьяков Л. А. Э. Делакруа. М., 1973.
- По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т. Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. −320 с.: ил.
- Использованы материалы: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.
- Бенцони. Ж. Э. Делакруа. По материалам из книги «Волки Лозарга», 2010.
- Гойхман Е. Г. Творчество Эжена Делакруа и образ Средневековья в искусстве романтизма рубежа 1820—1830-х годов // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. С. 450—457. — ISSN 2312—2129
Ссылки
ru-wiki.org