Горбатов Константин Иванович. Горбатов картины
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Горбатов Константин Иванович (1876-1945)
Портрет К.И. Горбатова. 1913. И. Бродский.Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Горбатов родился в городке Ставрополе Самарской губернии. Как в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное — была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин.
Школу живописца Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге, учится в политехникуме и продолжает свое художественное образование у Д. Кларка.
Пейзаж с изгородью. 1895Холст, маслоЧастное собрание
Приехав в Петербург в 1903 году, Горбатов сначала учится в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Год спустя он переводится на живописное отделение под руководство А.А. Киселева и П.Н. Дубовского. Не случайно позже художник находит свою стезю именно в архитектурном пейзаже.
Псков. 1905Холст, маслоЧастное собрание
В 1912 году 35-летний К. Горбатов едет в Рим пенсионером Академии художеств. Сначала работает в Вечном городе, а потом по приглашению Максима Горького перебирается к нему на Капри.
КаприБумага, гуашь, акварель, карандаш. 35 x 47 смЧастное собрание
КаприХолст, масло. 75 x 100 см
Там вокруг Горького собралась колония молодых художников из России — Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов... Знаменитый писатель выделяет из нее земляка-волжанина Горбатова, вместе дважды в неделю они обходят мастерские молодежи.
Великий Новгород. 1919Холст, маслоЧастное собрание
После Италии, объездив всю Европу, Горбатов живет в России и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, — а также маленьких волжских и самой Волги, с любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.
Торжок. 1917Холст, масло. 82 x 137 смГорловский городской художественный музей, Донецкая обл.
Новгород. Пристань. 1919Картон, масло. 38 x 54 смГосудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
О рабочем настрое художника, его "речном” сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: "Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов.
Набережная старого города. 1915Холст, масло. 50 x 62 смГосудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник
Старый Новгород. Баржи. 1913Холст, масло. 107 x 142 смЧастное собрание
Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки".
Провинция. 1915Картон, гуашь, белила, акварель. 51 x 65 смИсторико-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Зима. Оттепель. 1910Холст, масло. 111 x 138 смСевастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи, поздних Передвижных выставок, как бы осознанно отставая от набирающего скорость локомотива нового русского искусства начала XX века.
В то время стиль и манера Горбатова уже окончательно выработаны. Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества, как и следовало ожидать, распался сразу же после революции.
Русская провинция веcной, 1922Холст, масло. 74 x 90 смЧастное собрание
В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала Горбатовы живут в Италии. В свою традиционную русскую тематику художник теперь смело вводит виды солнечных уголков Капри, Венеции, а потом будет использовать мотивы, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. Эти разноцветные города у него теперь пламенеют на фоне красочного моря и неба, выразительно написанных иногда едва ли не пуантелистским мазком.
Набережная в Венеции, 1919Холст, маслоЧастное собрание
Синее море. Капри. 1925Холст на картоне, масло. 40 x 50 смИсторико-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник органично вошел в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернак, В. Фалилеев, И. Мясоедов, С. Колесников. Общаются они и с русскими парижанами — на международных выставках. Надо заметить, что Горбатов умело использует свое ремесло для неплохого заработка. На фоне общей жизни российской эмиграции он выглядит преуспевающим, снимает хорошую квартиру, нарядно обставленную ампирной мебелью.
Портрет молодой женщины. 1925Картон, пастель. 100 x 68 смЧастное собрание
Парусники в море. 1929Бумага на холсте, маслоЧастное собрание
После выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее И.Э. Грабарь писал о Горбатове: "Академист, лет 55, работающий "русские пейзажи", — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать". Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.
Венецианская ночь. Начало 1930-хХолст на картоне, масло. 40 x 50 смИсторико-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Урожай. 1931Холст, масло. 61 x 81 смЧастное собрание
С начала 1930-х годов в Германии возобладавший в искусстве стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Живописцу К. Горбатову живется теперь несладко. С приходом к власти Гитлера Горбатовым, еще числящимся по их загранпаспортам советскими гражданами, приходится туго. Когда началась война, им как “неблагонадежным” приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.
Потонувший город (Китеж?). 1933Бумага на картоне, гуашь, белила. 49 x 59 смИсторико-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.
Амальфи. 1939Дерево, масло. 50 x 61 смЧастное собрание
Несмотря на это, почти до самой смерти художник работал: он писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное в фашистском Берлине, виды старых русских городов. Они и "голубые" русские зимы оставались в памяти художника на протяжении всей его жизни. Одна из самых поздних картин мастера, находящаяся в собрании музея с изображением Ростова Великого датируется 1943 годом.
Зимний день. 1934Холст, масло. 75 x 90 смЧастное собрание
«Ростов Великий. На озере Неро»1943Холст, масло. 59 x 79 смИсторико-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим"
А к концу войны Горбатовы уже по-настоящему бедствуют. И как бы последней радостью в этой жизни является для художника приход в покоренный Берлин нашей армии. Всего на две недели пережил он окончание Второй мировой войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года.
Вифлеем. 1935Холст, масло. 73 x 91 смЧастное собрание
Детей Горбатовы не имели. Ольга Александровна Горбатова после смерти мужа буквально не находила себе места, постоянно сетовала соседям на опустевшую без него жизнь. 17 июня 1945 года она в черном шелковом платье, в темных чулкахвстала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей...
Тиверия. Генисаретское озео. 1935Холст, масло. 70 x 86 смЧастное собрание
Оставаясь всегда русским художником, незадолго до окончания второй мировой войны Горбатов писал в письме-завещании: "Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины... отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт нужным". Судьба распорядилась так, что произведения Константина Горбатова (всего более 100 живописных и графических работ) и его архив в 1964 году были переданы из ГДР в музей "Новый Иерусалим" (в то время Московский областной краеведческий музей).
Стена плача. 1935Бумага на дереве, уголь, акварель. 51 x 41 смЧастное собрание
Его наследие находится в стенах древнего ставропигиального монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора. И этот стоящий на горе монастырь с подступающими к нему березками и домиками как нельзя лучше напоминают нам о творчестве замечательного художника.
Вид монастыря. 1933Холст, масло. 80 x 109 смЧастное собрание
Творчество Горбатова - цельное явление: художник был восприимчив лишь к тому, что было близко его видению. Самое большое формальное воздействие на Горбатова оказал опыт импрессионистов. В целом же, артистизм художника и его романтическое отношение к искусству, которое он превозносил, заявляя, что "только люди, любящие искусство ценят жизнь, только им доступна тайна бытия", отражают верность Горбатова традициям русского искусства рубежа ХIХ-ХХ веков.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4643217http://www.artsait.ru/art/g/gorbatov/main.htmhttp://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=381
kolybanov.livejournal.com
Горбатов Константин. Русские города в стиле импрессионизма
Горбатов Константин Иванович. Русский импрессионист. Родился в Ставрополе (сейчас – Тольятти) в 1876 году. По натуре странник. Учился и жил в разных городах. В разных странах. Но везде оставался русским пейзажистом.
Русские древние города. Псков. Новгород. Ростов. Россыпь деревянных и каменных домиков. Купола. Волга.
Широкие мазки. Светлые краски. Импрессионизм делает русскую глубинку яркой, радостной, обаятельной.
Горбатов Константин. Вид на старый город. 1914 г. Частная коллекция. Wikipedia.ru
Не менее прекрасны и зимние пейзажи Горбатова. На картине “Зима. Оттепель” перед нами бедный квартал. Снег. Заборчик.
Но даже в такой унылый пейзаж художник вносит радость. Осветив редким зимним солнцем дальние домики и купола церкви. Импрессионистская манера скрадывает убогость барака. Широкие мазки удачно маскируют обшарпанность стен.
Горбатов Константин. Зима. Оттепель. 1910 г. Севастопольский художественный музей, г. Тольятти. Liveinternet.ru
На первый взгляд Горбатов может показаться сказочником. Изображающим нереальные города и корабли. Как, например, на картине “Беляны”.
Горбатов Константин. Беляны. 1914 г. Чувашский художественный музей. Artsite.ru
На самом деле художник ничего не выдумывал. Такие корабли на самом деле плавали по Волге каких-то 100-150 лет назад. Выстраивали их на один навигационный сезон. Переправляли на них срубленный лес.
Единственное, Горбатов их разукрасил. На самом деле они были цвета отесанного светлого дерева. Так как они служили недолго, то их не красили и не смолили. Поэтому их и называли белянами.
Потерянный город Горбатова
В Советской России Горбатову было тяжело. Его праздничные пейзажи в одночасье стали старомодными. В 1922 он уехал в Европу и не вернулся.
Сначала жил в Италии. С 1926 год – в Берлине. Он по-прежнему писал русские города. Купола. Волгу.
Европейцам нравились его позитивные светлые работы. Их охотно покупали. Даже издавали открытки с репродукциями его работ.
“Потерянный город” был написан как раз в эмиграции.
Горбатов Константин. Потерянный город. 1933 г. Архитектурно-исторический и художественный музей “Новый Иерусалим”, г. Истра. Wikipedia.ru
Одинокая фигура смотрит на полусказочный город Китеж. Картина символична. Так художник выразил, насколько он скучает по родине. Которая была для него потеряна уже навсегда.
Завещание Горбатова
Конец жизни художника совпал с самым страшным периодом в истории 20 века.
Представьте, каково жить русскому человеку во время Второй Мировой войны в Берлине. Его с женой не выпускали из города. Страшная нищета. Душевные муки. Это подорвало здоровье художника. Он умер в 1945 году. Спустя 2 недели после входа русских войск в Берлин.
Они были неразлучны с женой. Она не смогла пережить горя от потери любимого мужа. Покончила жизнь самоубийством спустя месяц.
Русский офицер нашел в квартире Горбатовых завещание. В нем художник просил переслать все его работы в Россию. Его последняя воля была исполнена.
Один из его замечательных пейзажей “Летний день” можно увидеть в “Музее русского импрессионизма”. Кликните по тексту, выделенному синим цветом. И вы сможете почитать о лучших работах этого музея.
Горбатов Константин. Летний день. 1915 г. Музей русского импрессионизма, г. Москва. Rusimp.su
Также вам может понравиться статья о другой русской художнице Зинаиде Серебряковой.
Еще читайте статью о первом русском импрессионисте Константине Коровине.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Горбатов Константин Иванович — русский художник
Русский художник Горбатов Константин Иванович . Автор картин: Беляны; Весна в березовой роще; Вид на старый город; Вид с реки на старый город; Восточная фантазия; и многих других.
Горбатов Константин Иванович (1876-1945)
Судьба русского художника Константина Ивановича Горбатова насыщена контрастами, как и его живопись.
Горбатов родился в городке Ставрополе Самарской губернии. Как в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное — была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин с непременными парусными стягами на переливчатой воде.
Школу живописца Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге, учится в политехникуме и продолжает свое художественное образование у Д. Кларка.
Приехав в Петербург в 1903 году, Горбатов сначала учится в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Год спустя он переводится на живописное отделение под руководство А.А. Киселева и П.Н. Дубовского. Не случайно позже художник находит свою стезю именно в архитектурном пейзаже.
В 1912 году 35-летний К. Горбатов едет в Рим пансионером Академии художеств. Сначала работает в Вечном городе, а потом по приглашению Максима Горького перебирается к нему на Капри.
Там вокруг Горького собралась колония молодых художников из России — Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов... Знаменитый писатель выделяет из нее земляка-волжанина Горбатова, вместе дважды в неделю они обходят мастерские молодежи. После Италии, объездив всю Европу, Горбатов живет в России и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, — а также маленьких волжских и самой Волги, с любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.
О рабочем настрое художника, его “речном” сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: “Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки”.
В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи, поздних Передвижных выставок, как бы осознанно отставая от набирающего скорость локомотива нового русского искусства начала XX века.
В то время стиль и манера Горбатова уже окончательно выработаны. Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества, как и следовало ожидать, распался сразу же после революции. В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала Горбатовы живут в Италии. В свою традиционную русскую тематику художник теперь смело вводит виды солнечных уголков Капри, Венеции, а потом будет использовать мотивы, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. Эти разноцветные города у него теперь пламенеют на фоне красочного моря (уже — не реки) и неба, выразительно написанных иногда едва ли не пуантелистским мазком.
В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник органично вошел в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернак, В. Фалилеев, И. Мясоедов, С. Колесников. Общаются они и с русскими парижанами — на международных выставках. Надо заметить, что Горбатов умело использует свое ремесло для неплохого заработка. На фоне общей жизни российской эмиграции он выглядит преуспевающим, снимает хорошую квартиру, нарядно обставленную ампирной мебелью.
После выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее И.Э. Грабарь писал о Горбатове: “Академист, лет 55, работающий "русские пейзажи", — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать”. Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.
С начала 1930-х годов в Германии возобладавший в искусстве стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Живописцу К. Горбатову живется теперь несладко. С приходом к власти Гитлера Горбатовым, еще числящимся по их загранпаспортам советскими гражданами, приходится туго. Когда началась война, им как “неблагонадежным” приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.
А к концу войны Горбатовы уже по-настоящему бедствуют. И как бы последней радостью в этой жизни является для художника приход в покоренный Берлин нашей армии. Всего на две недели пережил он окончание Второй мировой войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года. Детей Горбатовы не имели. Ольга Александровна Горбатова после смерти мужа буквально не находила себе места, постоянно сетовала соседям на опустевшую без него жизнь. 17 июня 1945 года она в черном шелковом платье, в темных чулках, чтобы никого не беспокоить ее обряжанием в гроб, встала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей...
По удачному стечению обстоятельств жилище Горбатовых досталось после них советскому капитану-танкисту. Он передал в комендатуру картины и бумаги, оставшиеся после прежних хозяев. В них нашли и завещание Константина Ивановича Горбатова: “Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдет должным”.
Частично воля художника оказалась выполнена. Архив и оставшиеся работы Горбатова были вывезены в СССР и в 1960-х годах поступили на хранение в Московский областной художественный музей в Новом Иерусалиме. Его наследие находится в стенах древнего ставропигиального монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора. И этот стоящий на горе монастырь с подступающими к нему березками и домиками как нельзя лучше напоминают нам о творчестве замечательного художника.
Картины художника
Беляны
Весна в березовой роще
Вид на старый город
Вид с реки на старый город
Восточная фантазия
Городской пейзаж 1
Городской пейзаж
Зима. Оттепель
Зима
Зимний вечер
Зимний пейзаж с церковью
На причале
На реке Великой. Псков.
Нижний Новгород 1
Нижний Новгород
Новгород. Пристань
Потонувший город
Провинция.
Псков (Жизнь на реке Пскова).
Псков.
Ранняя весна. Город на реке
Ростов Великий. На озере Неро
Старый Псков
Торжок
Троице-Сергиев Посад
Улица провинциального города
wearts.ru
Горбатов Константин Иванович - Каталог картин. Цены.
Судьба русского художника Константина Ивановича Горбатова насыщена контрастами, как и его живопись.
Горбатов родился в городке Ставрополе Самарской губернии. Как в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное — была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин с непременными парусными стягами на переливчатой воде.
Школу живописца Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге, учится в политехникуме и продолжает свое художественное образование у Д. Кларка.
Приехав в Петербург в 1903 году, Горбатов сначала учится в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Год спустя он переводится на живописное отделение под руководство А.А. Киселева и П.Н. Дубовского. Не случайно позже художник находит свою стезю именно в архитектурном пейзаже.
В 1912 году 35-летний К. Горбатов едет в Рим пансионером Академии художеств. Сначала работает в Вечном городе, а потом по приглашению Максима Горького перебирается к нему на Капри.
Там вокруг Горького собралась колония молодых художников из России — Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов... Знаменитый писатель выделяет из нее земляка-волжанина Горбатова, вместе дважды в неделю они обходят мастерские молодежи. После Италии, объездив всю Европу, Горбатов живет в России и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, — а также маленьких волжских и самой Волги, с любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.
О рабочем настрое художника, его “речном” сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: “Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки”.
В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи, поздних Передвижных выставок, как бы осознанно отставая от набирающего скорость локомотива нового русского искусства начала XX века.
В то время стиль и манера Горбатова уже окончательно выработаны. Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества, как и следовало ожидать, распался сразу же после революции. В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала Горбатовы живут в Италии. В свою традиционную русскую тематику художник теперь смело вводит виды солнечных уголков Капри, Венеции, а потом будет использовать мотивы, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. Эти разноцветные города у него теперь пламенеют на фоне красочного моря (уже — не реки) и неба, выразительно написанных иногда едва ли не пуантелистским мазком.
В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник органично вошел в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернак, В. Фалилеев, И. Мясоедов, С. Колесников. Общаются они и с русскими парижанами — на международных выставках. Надо заметить, что Горбатов умело использует свое ремесло для неплохого заработка. На фоне общей жизни российской эмиграции он выглядит преуспевающим, снимает хорошую квартиру, нарядно обставленную ампирной мебелью.
После выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее И.Э. Грабарь писал о Горбатове: “Академист, лет 55, работающий "русские пейзажи", — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать”. Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.
С начала 1930-х годов в Германии возобладавший в искусстве стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Живописцу К. Горбатову живется теперь несладко. С приходом к власти Гитлера Горбатовым, еще числящимся по их загранпаспортам советскими гражданами, приходится туго. Когда началась война, им как “неблагонадежным” приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.
А к концу войны Горбатовы уже по-настоящему бедствуют. И как бы последней радостью в этой жизни является для художника приход в покоренный Берлин нашей армии. Всего на две недели пережил он окончание Второй мировой войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года. Детей Горбатовы не имели. Ольга Александровна Горбатова после смерти мужа буквально не находила себе места, постоянно сетовала соседям на опустевшую без него жизнь. 17 июня 1945 года она в черном шелковом платье, в темных чулках, чтобы никого не беспокоить ее обряжанием в гроб, встала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей...
По удачному стечению обстоятельств жилище Горбатовых досталось после них советскому капитану-танкисту. Он передал в комендатуру картины и бумаги, оставшиеся после прежних хозяев. В них нашли и завещание Константина Ивановича Горбатова: “Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдет должным”.
Частично воля художника оказалась выполнена. Архив и оставшиеся работы Горбатова были вывезены в СССР и в 1960-х годах поступили на хранение в Московский областной художественный музей в Новом Иерусалиме. Его наследие находится в стенах древнего ставропигиального монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора. И этот стоящий на горе монастырь с подступающими к нему березками и домиками как нельзя лучше напоминают нам о творчестве замечательного художника.
Горбатов Константин Иванович
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Художник Константин Горбатов : vakin
Константин Иванович Горбатов (1876, Ставрополь — 1945, Берлин) — художник, профессор Петербургской Академии художеств.Вид на старый городКонстантин Иванович Горбатов родился 17 мая (5 мая по старому стилю) в городе Ставрополь Самарской губернии (ныне город Тольятти).
В начале 90-х годов начал учиться в Самаре у художников Ф. Е. Бурова и А.Егорова.
1895 — поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица.
В 1896 году поступил на строительное отделение Рижского политехникума и продолжил обучение живописи в студии Д. Кларка.
В 1903 году Горбатов переехал в Петербург и в 1904 году он поступил на архитектурное отделение Академии художеств. С 1905 по 1911 год учился на живописном отделении Академии художеств у В. Е. Дубовского и А. А. Киселёва. В 1911 году за картину «Приплыли» получил звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене.
В 1912 году Горбатов поехал в Рим как пансионер Академии художеств. Сначала работал в Вечном городе, а потом по приглашению Горького переехал к нему на остров Капри.Вид на старый город
После Италии Горбатов объездил почти всю Европу и вернулся в Россию. В России он постоянно работал: писал пейзажи, виды северных городов и маленьких волжских городков.
Некоторая старомодность картин и добротный стиль снискали Горбатову популярность в средних слоях населения и его картины хорошо раскупались. Но после революции его доходы сошли на нет и в 1922 году он с женой выехал из России.
С 1922 по 1926 жил в Италии, на острове Капри, путешествовал по Европе. В 1926 поселился в Берлине. В берлинский период жизни много путешествует: Финляндия, Великобритания, Палестина. Почти ежегодно ездил в Италию.
Работы Горбатова пользовались успехом в Германии и по сравнению с русскими белоэмигрантами он жил довольно зажиточно. Но с приходом к власти нацистов в искусстве стал преобладать стиль Третьего рейха и работы Горбатова в Германии перестали пользоваться популярностью.
С началом Второй мировой войны Горбатов безвыездно жил в Германии, а с началом Великой Отечественной войны Горбатовым приходилось дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишились возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевало шведское посольство сроком на четыре месяца.
К концу войны Горбатовы жили в страшной бедности, сам Константин Иванович болел. Он скончался в Берлине 24 мая 1945 года, его жена 17 июня 1945 покончила жизнь самоубийством.
Источник - Википедия
Провинция. 1915
Вид с реки на старый город. 1915
Городской пейзаж. 1915
Псков. 1915
Псков
Ранняя весна. Город на реке. 1916
Старый город. Зима
Торжок. 1917
Зимний пейзаж с церковью. 1925
Потонувший город. 1933
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
Константин Иванович Горбатов - Биография художника, известные произведения, выставки
Учился в Самаре (в начале 1890-х) у Ф. Е. Бурова, в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица (1895) в СПб., в Риге у Д. Кларка (1896−1903), в Санкт-Петербургской Академии художеств (1903−1911) у Н. Н. Дубовского, А. А. Киселева. В 1911 получил звание художника. Пенсионер Академии художеств в Италии (1912−1913). Член товарищества передвижников (с 1917). Участник выставок: Академических, Общества русских акварелистов, Товарищества передвижников (с 1912). С 1924 жил и работал за границей.
Судьба русского художника Константина Ивановича Горбатова (1876−1945) насыщена контрастами, как и его живопись.
Горбатов родился в городке Ставрополе Самарской губернии. Как в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин с непременными парусными стягами на переливчатой воде.
Школу живописца Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф. Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге, учится в политехникуме и продолжает свое художественное образование у Д. Кларка.
Приехав в Петербург в 1903 году, Горбатов сначала учится в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Год спустя он переводится на живописное отделение под руководство А. А. Киселева и П. Н. Дубовского. Не случайно позже художник находит свою стезю именно в архитектурном пейзаже.
В 1912 году 35-летний К. Горбатов едет в Рим пансионером Академии художеств. Сначала работает в Вечном городе, а потом по приглашению Максима Горького перебирается к нему на Капри.
Там вокруг Горького собралась колония молодых художников из России: Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов… Знаменитый писатель выделяет из нее земляка-волжанина Горбатова, вместе дважды в неделю они обходят мастерские молодежи. После Италии, объездив всю Европу, Горбатов живет в России и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, Ч, а также маленьких волжских и самой Волги, с любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.
О рабочем настрое художника, его чутком сердце писал в то время и И. Э. Грабарь:
Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки.
В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А. И. Куинджи, поздних Передвижных выставок, как бы осознанно отставая от набирающего скорость локомотива нового русского искусства начала XX века.
В то время стиль и манера Горбатова уже окончательно выработаны. Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества, как и следовало ожидать, распался сразу же после революции. В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала Горбатовы живут в Италии. В свою традиционную русскую тематику художник теперь смело вводит виды солнечных уголков Капри, Венеции, а потом будет использовать мотивы, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. Ёти разноцветные города у него теперь пламенеют на фоне красочного моря (уже не реки) и неба, выразительно написанных иногда едва ли не пуантелистским мазком.
В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник органично вошел в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернака, В. Фалилеева, И. Мясоедова, С. Колесникова. Общаются они и с русскими парижанами на международных выставках. Надо заметить, что Горбатов умело использует свое ремесло для неплохого заработка. На фоне общей жизни российской эмиграции он выглядит преуспевающим, снимает хорошую квартиру, нарядно обставленную ампирной мебелью.
После выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее И. Грабарь писал о Горбатове: Академист, лет 55, работающий «русские пейзажи», исключительно с церквами, пропастью церквей… Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать. Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.
С начала 1930-х годов в Германии возобладавший в искусстве стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Живописцу К. Горбатову живется теперь несладко. С приходом к власти Гитлера Горбатовым, еще числящимся по их загранпаспортам советскими гражданами, приходится туго. Когда началась война, им как неблагонадежным приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.
А к концу войны Горбатовы уже по-настоящему бедствуют. И как бы последней радостью в этой жизни является для художника приход в покоренный Берлин нашей армии. Всего на две недели пережил он окончание Второй мировой войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года. Детей Горбатовы не имели. Ольга Александровна Горбатова после смерти мужа буквально не находила себе места, постоянно сетовала соседям на опустевшую без него жизнь. 17 июня 1945 года она в черном шелковом платье, в темных чулках, чтобы никого не беспокоить ее обряжанием в гроб, встала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей…
По удачному стечению обстоятельств жилище Горбатовых досталось после них советскому капитану-танкисту. Он передал в комендатуру картины и бумаги, оставшиеся после прежних хозяев. В них нашли и завещание Константина Ивановича Горбатова: Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдет должным.
Частично воля художника оказалась выполнена. Архив и оставшиеся работы Горбатова были вывезены в СССР и в 1960-х годах поступили на хранение в Московский областной художественный музей в Новом Иерусалиме. Его наследие находится в стенах древнего ставропигиального монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора. И этот стоящий на горе монастырь с подступающими к нему березками и домиками как нельзя лучше напоминают нам о творчестве замечательного художника.
artchive.ru
Горбатов Константин Иванович (1876 – 1945) — яркий представитель русского постимпрессионизма
. Это цитата
Горбатов Константин Иванович (1876 – 1945) — яркий представитель русского постимпрессионизма.
Ранняя весна. Город на реке
Горбатов Константин Иванович (1876 – 1945) — яркий представитель русского постимпрессионизма, профессор Академиии художеств, член «Общества А.И. Куинджи», человек, влюбленный в архитектуру и пейзаж. Судьба его насыщена контрастами, как и его живопись.Горбатов родился в городке Ставрополь-на-Волге (ныне город Тольятти).Самарской губернии. Как в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное — была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин с непременными парусными стягами на переливчатой воде.Школу живописца Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге, учится в политехникуме и продолжает свое художественное образование у Д. Кларка.
Зима.1919.
Приехав в Петербург в 1903 году, Горбатов сначала учится в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Год спустя он переводится на живописное отделение под руководство А.А. Киселева и П.Н. Дубовского. Не случайно позже художник находит свою стезю именно в архитектурном пейзаже.
С 1905 по 1911 год учился на живописном отделении Академии художеств у В.Е.Дубовского и А. А. Киселёва. В 1911 году за картину «Приплыли» получил звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене.В 1912 году 35-летний К. Горбатов едет в Рим пансионером Академии художеств. Сначала работает в Вечном городе, а потом по приглашению Максима Горького перебирается к нему на Капри.
Зимний вечер
Зимний пейзаж.1928.
Улица провинциального городка.1920
Там вокруг Горького собралась колония молодых художников из России — Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов... Знаменитый писатель выделяет из нее земляка-волжанина Горбатова, вместе дважды в неделю они обходят мастерские молодежи. После Италии, объездив всю Европу, Горбатов живет в России и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, — а также маленьких волжских и самой Волги, с любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.О рабочем настрое художника, его “речном” сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: “Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки”.
Торжок.1917
Провинция.1915
Псков.Жизнь на реке.1919.
Нижний Новгород.1919.
В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи, поздних Передвижных выставок, как бы осознанно отставая от набирающего скорость локомотива нового русского искусства начала XX века.Революцию 1917 г. он встретил признанным мастером, чье творчество уже получило высокую оценку поклонников живописи и критиков. В то время стиль и манера Горбатова уже окончательно выработаны. Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества, как и следовало ожидать, распался сразу же после революции. В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала Горбатовы живут в Италии. В свою традиционную русскую тематику художник теперь смело вводит виды солнечных уголков Капри, Венеции, а потом будет использовать мотивы, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. Эти разноцветные города у него теперь пламенеют на фоне красочного моря (уже — не реки) и неба, выразительно написанных иногда едва ли не пуантелистским мазком.
Старый город.Зима.
За окном.
Весна.
Городской пейзаж
В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник органично вошел в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернак, В. Фалилеев, И. Мясоедов, С. Колесников. Общаются они и с русскими парижанами — на международных выставках. Надо заметить, что Горбатов умело использует свое ремесло для неплохого заработка. На фоне общей жизни российской эмиграции он выглядит преуспевающим, снимает хорошую квартиру, нарядно обставленную ампирной мебелью.В берлинский период жизни много путешествует: Финляндия, Великобритания, Палестина. Почти ежегодно ездил в Италию. После выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее И.Э. Грабарь писал о Горбатове: “Академист, лет 55, работающий "русские пейзажи", — исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать”. Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.С начала 1930-х годов в Германии возобладавший в искусстве стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Живописцу К. Горбатову живется теперь несладко. С приходом к власти Гитлера Горбатовым, еще числящимся по их загранпаспортам советскими гражданами, приходится туго. Когда началась война, им как “неблагонадежным” приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.
Зима.Оттепель.
На причале.
Потонувший город Китеж.1933
В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами...Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго. И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов...
Невидимый град Китеж.
Вид на стрелку Васильевского острова. 1914 г. Картон, цветная бумага, уголь, гуашь, темперные белила
Весна в березовой роще.
Венеция.
Капри.
Венеция.1931
Лодки на пристани.
Осенний пейзаж.Около 1940.
Море.Капри.1929.
Капри.
Ростов Великий.
Беляны.1914.
Не многие, наверное, знают, что по великой русской реке Волге еще каких-нибудь сто лет назад плавали суда, по своему водоизмещению превосходящие крейсер «Аврора», причем строились они... из дерева! Назывались они белянами и вошли в историю отечественного кораблестроения как самые уникальные речные суда на свете.Размером с пароход.Прежде всего, говоря о белянах, следует отметить, что они были очень велики, во всяком случае, для речных судов. Сохранились сведения, что существовали беляны длиной до ста метров, а высота борта у них достигала шести метров! Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд - 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта - из сосны. Расстояние между шпангоутами - не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.Корпус беляны был заострен как спереди, так и сзади, а управляли ею при помощи огромного руля - лота, имевшего вид самых настоящих дощатых ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Из-за этого лота беляна и сплавлялась вниз по реке не носом, а кормой. Время от времени, пошевеливая огромным лотом, словно ленивый кит хвостом, она плыла так по течению, но, не смотря на всю свою неуклюжесть, обладала прекрасной маневренностью! Кроме лота, на беляне имелись большие и малые якоря весом от 20 до 100 пудов, а также великое множество самых различных канатов, пеньковых и мочальных.Но самым интересным в беляне был, в общем-то, ее груз - «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого-то так ее и назвали, хотя есть и другая точка зрения, будто бы слово «беляна» связано с рекой Белой. В любом случае, любая беляна была всегда белой, поскольку служили эти суда всего-навсего одну навигацию и потому никогда не смолились!
Псков.
Сумерки (открытка).
Март (открытка).
К весне (открытка).
Охота на уток.(открытка).
Яблоки поспели (открытка).
hlenka.livejournal.com