Как старый еврей попал на картину Пикассо. Еврей картина
ЕВРЕЙ С МОНЕТОЙ
Эти фигурки выполняют функцию… еврея-домового. Они так и называются «Еврей на счастье» (для русско-еврейского уха оно еще лучше звучит — Żyd na szczęście) и населяют очень многие польские дома и фирмы.
Польские евреи в период оккупации
источник
От редактора:
На следующий день после Йом а-Шоа (день, когда в Израиле вспоминают о 6 млн. сгинувших во Второй Мировой Войне евреев) я наткнулся на статью в одном из ивритских альманахов. Порыскал в сети, нашел по-русски. Не мог удержаться, что бы не потащить это в свой блог (это же мой профиль — «евреи + искусство»). Для полноты картины под статьей я поместил фрагмент из Википедии о еврейском вопросе в Польше. Имеет смысл посмотреть все это вместе. Захотелось поместить это между Днем Шоа и Днем Независимости Израиля, днем его возрождения.
Советую прочитать это вместе с «ЕВРЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ в творчестве католика Йозефа Регулы«
***
Я — фольклорный элемент и потомственный домовой!
Есть в Польше традиции, которые заставляют замереть прямо посреди Речи Посполитой в глубоком пардоне. Сегодня я расскажу вам об одной такой юной традиции, начало которой восходит к рубежу 20-21 вв., а предпосылки к ее формированию уходят глубоко в песок столетий.
справа — Еврей — меняла /средневековый манускрипт/, слева — аналгичная тема в современной карикатуре
Если вы когда-нибудь бывали в польских городах, то возможно замечали латки, на которых продают деревянные фигурки евреев модели «хасид» и небольшие картинки, изображающие седобородого аида в кипе или шляпе, считающего деньги. В первый мой приезд в Польшу, увиденное меня здорово не порадовало. «Ага, как же — подумала я — своих евреев всех вывели, а теперь на их изображениях зарабатывают» — и была я в этот момент как никогда далека от истины. Т.е. конечно зарабатывают, но это вообще не главное в данной истории.
Дело в том, что эти фигурки выполняют функцию… еврея-домового. Они так и называются «Еврей на счастье» (для русско-еврейского уха оно еще лучше звучит — Żyd na szczęście) и населяют очень многие польские дома и фирмы. Существуют два основных вида «домового еврея» — это «еврей с денежкой» (żyd z pieniążkiem) и «еврей с лимоном (żyd z cytryną)» — первый обеспечивает в польском доме финансовый достаток, а второй — продовольственное разнообразие и здоровье.
Если вы окунетесь в пучину полонета и поищите информацию о данном явлении, то вы неминуемо наткнетесь на разнообразные форумы, чаты и статьи, в которых обсуждается как же и где правильно «повесть еврея на счастье» или на взвешенный анализ преимущества Жида перед слонами и жабами, деньгу приносящими по индийским и китайским традициям.
Чтобы активизировать «Еврея-домового» необходимо придерживаться ряда правил.Во-первых. его абсолютно бесполезно покупать. Надо, чтобы кто-то вам подарил на счастье еврея. Важно, чтобы фигурка или картина изображала еврея в летах, с добродушным или сосредоточенным выражением на лице. Хорошо бы, чтоб кроме монетки в руках, у него был мешочек с деньгами и бухгалтерские книги.
«Еврей на счастье»
Во-вторых, «Еврея-домового» лучше всего вешать в сенях или прихожей — ибо нечего нехристю делать в покоях доброго католика — по левой стороне от входной двери.В-третьих, входя в дом, необходимо поворачивать свою физиономию в сторону «Еврея домового», иначе обидится.В-пятых — самое главное — по субботам или в канун Нового Года Жида надо перевернуть вверх тормашками, чтобы все деньги, которые он насчитал за неделю или год выпали из его сумки прям на стол честного поляка. (От редактора: я не сразу понял, почему именно по субботам? Все просто: суббота — это единственный день, по представлению поляка, когда возможно отнять у жида деньги. Ведь еврей посвящает субботу своему Богу. И иудейская традиция запрещает в субботу не только работать, но даже и обсуждать вопросы бизнеса и тем более, прикасаться к деньгам. Именно по субботам он выпускает деньги из рук).
В общем, ежели вы, также как и я, не можете разобраться в своих чувствах и хотите больше понять, то искренне рекомендую к просмотрю небольшой фильм Эрики Лехнер, рассказывающий о данной традиции. Фильм на польском и английском языках, поэтому понятен будет всем.
От редактора:
Кто-то скажет — евреи всегда ноют, чуть что, сразу крики и обвинения в антисемитизме. Теперь вот эти безобидные польские «еврейские матрешки». Чтобы хоть немного понять о чем идет речь, важно взглянуть на выше приведенный текст хотя бы в контексте описания ситуации Википедией. Не хочу ничего плохого говорить о поляках. Бог им — Судья. Нацистами было казнено свыше 2 тыс. поляков, спасавших или помогавших евреям во время оккупации.
Но дух, тот, что бродит по Европе и всему миру, о нем мои размышления…
Вот маленький фрагмент из статьи ХОЛОКОСТ В ПОЛЬШЕ (Википедия):
На территории Польши были организованы еврейские гетто и были построены крупнейшие лагеря смерти, предназначенные для массового уничтожения людей. В лагерях смерти в Польше уничтожали также евреев из других стран, оккупированных нацистами — в рамках программы окончательного решения еврейского вопроса.
Из живших в Польше на начало сентября 1939 года 3,3 млн евреев во время войны погибло 2,8 млн, то есть 85 %
ПОСЛЕ освобождения Польши от немецкой оккупации в 1944 году уцелевшие евреи стали возвращаться. Практически в это же время евреи начали подвергаться гонениям со стороны поляков. Нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество и конфликты с новой властью, в рядах которой были и евреи, вызвали многочисленные нападения на евреев — с ноября 1944 по декабрь 1945 от таких нападений погиб 351 еврей. До конца 1947 года погибло от 500 до 1500 евреев.
Погром в Кельце (июль 1946 г. Было убито 40 и ранено около 50 евреев) вызвал массовую миграцию евреев из Польши: после погрома (в течение июня — августа) бежало 54 000 евреев. Власти приписали погром «реакционерам», католическая церковь в лице примаса Хлонда обвинила в погроме самих евреев. Травля возвращавшихся в Польшу евреев, заставила их бежать не только из Польши, но и из Европы вообще.
Советую прочитать это вместе с «ЕВРЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ в творчестве католика Йозефа Регулы«
————————————————————————————————
toraart.com
Евреи в мировой живописи: bykovvg_1952
"Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).
Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже - подборка наиболее ярких работ.
Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:
Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.
Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.
Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?
Ну тогда Окей. Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).
Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах, ведения бизнеса по всей стране. Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.
Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе), для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.
Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.
По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.
Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.
Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьем в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.
Я к тому, что понятие "европейские ценности" в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования "Дня всех влюбленных".
Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г.На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе. День Святого Валентина в разгаре.
Женщин и детей сжигают живьем:
Резня проходит в присутствии католического духовенства.
Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).
На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.
Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.
Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Еврейская лавка, которая торгует всем подряд. Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея - мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с "колес"). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.
Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г.Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.
Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв.Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.
Два главных персонажа - великолепны.
Обладатель секрета удачного гешефта даже напоминает кого-то внешне.
Но кого - не могу вспомнить.
Я бы назвал эту картину: "Рождение системы "Платон". Можете предлагать свои варианты.
Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв.Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.
Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г.Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.
"В корчме". Литография 1842 г.Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости - Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.
А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:
Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г.Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает. "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.
Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина - Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).
Как ни крути, а социальный лифт - великая вещь. Даже, если через несколько поколений.
Ну и еще немного про жуликов:
Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.
Как вариант картина могла бы называться: "Санкции ввели!!!" Кто будет в роли рыжего еврея, влетающего в Кремль, даже не знаю.
Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.
Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г.Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"
Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе, Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.
Ну и конечно легендарный портной.
Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.
Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.
Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт. Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт.
Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г.Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.
В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку. Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.
Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.
Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.
Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г.Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.
По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".
Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам).
Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.
Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г.Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.
Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.
В каждой религии - свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем).
Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община.
Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.
На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.
Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:
«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».
Да, сурово...Но зато на выходе получался «Народ Книги».
Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г.
Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано.
Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв.Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.
Однако не всегда оно было так весело.
Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.
Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:
Враги Христовы беснуются.
Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:
Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии - крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.
Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.
Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.
Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире. Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.
Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг.Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.
Все участники ритуала - в экстазе.
Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).
Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину. Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г. картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.
Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:
Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г.Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).
Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.
Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.
Давид Олер. "В крематории", 1945 г.Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).
Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль.
Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).
Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.
Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е.Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).
На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!
bykovvg-1952.livejournal.com
Евреи в мировой живописи - kostyad
"Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).
Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже - подборка наиболее ярких работ.
Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:
Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.
Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.
Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?
Ну тогда Окей. Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).
Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах, ведения бизнеса по всей стране. Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.
Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе), для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.
Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.
По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.
Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.
Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьм в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.
Я к тому, что понятие "европейские ценности" в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования "Дня всех влюбленных".
Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г.На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе. День Святого Валентина в разгаре.
Женщин и детей сжигают живьем:
Резня проходит в присутствии католического духовенства.
Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).
На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.
Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.
Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Еврейская лавка, которая торгует всем подряд. Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея - мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с "колес"). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.
Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г.Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.
Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв.Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.
Два главных персонажа - великолепны.
Обладатель секрета удачного гешефта даже напоминает кого-то внешне.
Но кого - не могу вспомнить.
Я бы назвал эту картину: "Рождение системы "Платон". Можете предлагать свои варианты.
Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв.Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.
Я бы назвал эту картину "Ольгинский тролль Фриц Морген пересчитывает гонорар за очередной хвалебный пост про Путина" (или про скорую гибель Америки).
Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г.Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.
"В корчме". Литография 1842 г.Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости - Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.
А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:
Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г.Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает. "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.
Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина - Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).
Как ни крути, а социальный лифт - великая вещь. Даже, если через несколько поколений.
Ну и еще немного про жуликов:
Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.
Как вариант картина могла бы называться: "Санкции ввели!!!" Кто будет в роли рыжего еврея, влетающего в Кремль, даже не знаю.
Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.
Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г.Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"
Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе, Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.
Ну и конечно легендарный портной.
Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.
Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.
Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт. Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать работать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт. И поехал.
Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г.Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.
В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку. Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.
Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.
Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.
Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г.Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.
По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".
Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам).
Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.
Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г.Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.
Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.
В каждой религии - свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем).
Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община.
Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.
На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.
Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:
«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».
Но зато на выходе получался «Народ Книги».
Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г.
Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано.
Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв.Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.
Однако не всегда оно было так весело.
Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.
Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:
Враги Христовы беснуются.
Я бы из этого фрагмента сделал демотиватор:
Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:
Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии - крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.
Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.
Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.
Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире. Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.
Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг.Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.
Все участники ритуала - в экстазе.
Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).
Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину. Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г. картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.
Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:
Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г.Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).
Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.
Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.
Давид Олер. "В крематории", 1945 г.Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).
Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль.
Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).
Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.
Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е.Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).
На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!
kostyad.livejournal.com
Как старый еврей попал на картину Пикассо
Картина «Старый еврей с мальчиком» (или просто «Старый еврей») была написана Пабло Пикассо в 1903 году. В этот период в работах художника преобладает тема человеческих страданий — бедности, старости, холода, болезни и голода («Завтрак слепого», «Аскет», «Старый гитарист» и «Трагедия»), и все герои картин этого этапа творчества Пикассо — так называемого «голубого периода» — пребывают в глубокой невыразимой депрессии, которая часто сочетается со слепотой. Известный своей подверженностью ипохондрии Пикассо часто использовал тему слепоты в своих работах — скорее всего, как посвящение отцу, тоже художнику, у которого стало ухудшаться зрение.
Физическая немощь интересовала Пикассо как метафора духовности, которая благодаря страданиям только растет. Он стал использовать обратную аллегорию пяти чувствам: зрение символизировал незрячий; вкус — голодный человек, смотрящий в пустую тарелку; слух — дряхлый гитарист, который полностью оглох от старости. И хотя работы «голубого периода» сам художник позднее назовет «сентиментальностью и только», они продолжают оставаться одними из самых волнующих и знаменитых его картин.
Наверное, полотно «Старый еврей» — это самая однородная с точки зрения цвета картина «голубого периода». Небольшие желтоватые элементы и бледные тона двух лиц контрастируют с глубокими синими тенями. Холодный, проникновенный и меланхоличный синий подчеркивает отчужденность персонажей, отвергнутых обществом — они были отброшены на задворки цивилизованной жизни и стали практически невидимыми, незначительными.
В воспоминаниях самого Пикассо, его мемуаристов или историков нет никаких однозначных фактов, объясняющих почему Пикассо выбрал именно еврея в качестве главного персонажа своей картины. Впрочем, комментаторы отмечают, что набросков этого полотна не существует и, скорее всего, реального прототипа старого еврея тоже не было. Вероятно, этот образ возник в воображении художника. Но имеются основания полагать, что этот старик стал собирательным персонажем, в котором слились юношеские впечатления и переживания мастера. Можно выделить три наиболее вероятные причины такого выбора.
Во-первых, многие эксперты живописи полагают, что тоска и грусть Пикассо, которыми пропитан «голубой период», во многом объясняются крайне неприглядными условиями жизни в Барселоне в начале прошлого века, где несчастных и убогих калек можно было увидеть повсюду. Пикассо часто бродил по трущобам города и видел крайнюю нищету еврейских домов — и все это, разумеется, оставило в его сердце скорбный отпечаток. В Барселоне произошло множество важных событий в истории иудаизма — в частности, там родился выдающийся авторитет Галахи и комментатор Танаха и Талмуда Рамбан (Нахманид, рабби Моше Бен-Нахман), который провел знаменитый диспут с крещеным иудеем Пабло Кристиани в 1263 году. И тем не менее, в этом городе в течение 400 лет практически не было евреев — после того, как испанский король Фердинанд и королева Изабелла в 1492 году издали эдикт, наказывающий иудеям креститься либо покинуть страну, еврейская община фактически исчезла. Первые иудеи, которые вернулись сюда в конце 19-го века, были еврейскими нищими из Северной Африки и Восточной Европы.
Учитывая все это, вполне возможно, что в качестве персонажа своей картины Пикассо выбрал именно еврея, так как видел в нем представителя класса бедняков и изгоев, которым художник очень симпатизировал. Вероятно, он почувствовал связь с этим страдающим народом, потому что и сам в то время жил в нищете, чувствовал себя отвергнутым и презираемым.
«Кто еще писал настолько точные портреты жертв концентрационных лагерей еще до того, как половина этих людей даже не появилась на свет? Полотно “Старый еврей” может служить эмблемой Аушвица 1944 года», — пишет Норман Мейлер своей книге «Пикассо. Портрет художника в юности».
Другое объяснение такого выбора может заключаться в том, что Пикассо нравились еврейские семейные ценности (в его родительском доме царили другие порядки). На картине изображен изможденный нищий старик, обнимающий маленького мальчика, который грустно ест кусок хлеба. Одежда подчеркивает контраст между этими двумя персонажами — на старике рубаха и рваные штаны, которые не доходят даже до щиколоток, его худые как у скелета ноги ничем не прикрыты, а вот мальчик полностью укрыт накидкой, его тела почти не видно.
Создается ощущение, что старик пожертвовал собой, чтобы спасти мальчика — любую, даже самую скромную еду, которая попадает ему в руки, он отдает ребенку. С давних пор одним из главных принципов еврейской семьи было — и остается сейчас — жертвование собой в пользу детей. Пикассо наблюдал за этими традициями в трущобах Барселоны, и они произвели на него глубочайшее впечатление.
Третья причина основывается на предположениях, что бабушка Пикассо по маминой линии была еврейкой, и это, конечно же, тоже делает его евреем. В знаменитой биографии художника Джон Ричардсон пишет о дедушке Пикассо:
«Об этом странном доне не известно практически ничего… кроме того, что он взял в жену пухлую молодую женщину из Малаги, Инес Лопес Роблез, которую по слухам звали Маранна (и она была иудейского происхождения)».
Пикассо волновала тема Холокоста, и он всегда очень переживал за евреев. 25 августа 1948 года художник сел на самолет и впервые полетел в Польшу — там он посетил уже пустое и гулкое Варшавское гетто. Услышав от представителя городских властей беспечное замечание по поводу «еврейского вопроса» — мол, «в Польше жили не одни евреи», — Пикассо вспыхнул: «Я всегда и везде говорил, что я — еврей. И моя живопись — это еврейская живопись, разве нет?».
Эти слова Пикассо наверняка сказал с нотками сарказма. Он имел в виду, что его картины часто называли «дегенеративным искусством», которое так порицали последователи Гитлера. К слову, нацисты также утверждали, что в Пикассо течет еврейская кровь.
В Аушвице Пикассо не сдержал слез. За пару лет до этого он так же расплакался, целуя аушвицкий лагерный номер, выжженный на руке своего друга и поэта Жака Превера, с которым они увиделись после окончания войны впервые за долгие годы.
Оригинал: JewishPress
Перевод: Ганна Руденко
jewishnews.com.ua
«САМЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ХУДОЖНИК ИЗРАИЛЯ» | Еврейский Обозреватель
«САМЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ ХУДОЖНИК ИЗРАИЛЯ»
| Номер: 11/239 Ноябрь 2012В израильском городе Петах-Тиква в небольшой квартире, уставленной картинами и скульптурами, живет Виктор БРИНДАТЧ – «самый еврейский художник Израиля», как шутливо его называют коллеги.
«Еврейская тема действительно является основной в творчестве Виктора Бриндатча, – пишет известный израильский журналист Петр Люкимсон, – и «заболел» он ею еще задолго до своего приезда в Израиль. Причем «заболел» в начале 80-х, в тот самый период, когда к нему, наконец, пришла долгожданная известность, его персональные выставки стали с успехом проходить в Москве и в Ленинграде, а в ведущих журналах России по искусствоведению стали то и дело появляться комплиментарные статьи, посвященные его творчеству – как живописца, так и скульптора. По словам самого Бриндатча, все началось с того, что он, немало путешествуя с этюдником по России, стал то и дело подмечать в ее городах и весях следы и отголоски еврейского бытия и еврейской культуры, которые тщательно замалчивались или даже вполне намеренно уничтожались, и все это не могло не вызвать у него внутреннего протеста. А этот протест, в свою очередь, рано или поздно должен был выплеснуться на полотна.
Ну, а затем была алия, свое ощущение которой Бриндатч передал в картине, так им и названной – «Репатриация». В ней на фоне тель-авивских небоскребов стоит огромная, вровень с ними лукавая еврейская Маргарита с метлой, предназначенной то ли для подметания квартир и улиц, а то ли для куда более чудесных вещей. А в небе, над головами не желающих ничего замечать тель-авивцев летят и летят, держа в руках чемоданы, «русские» евреи – вечные перелетные птицы, вернувшиеся, наконец, на родину.
Еще одной картиной того периода стали «Впечатления на углу улиц Нахалат-Биньямина и Рамбам», где то же удивительно праздничное смешение красок и в тесные рамки холста художнику, кажется, удалось вместить не только этот хорошо знакомый каждому жителю Тель-Авива перекресток, но и весь Израиль – уличных музыкантов, торговцев, религиозного солдата, спешащего куда-то со своей девушкой, «русских»… А в центре этой композиции находится старый раввин, неспешно, не обращая внимания на окружающую суету, о чем-то беседующий с внуком. И вновь невольно возникает литературная реминисценция с финальной сценой бабелевского «Заката», в которой, презрев скрывающее семейную трагедию криков фальшивое благополучие, Арье-Лейб продолжает с мальчиком урок Торы: «На ложе моем искала и не нашла… Что искала, спрашивает нас Раши? И Раши учит нас: Израиль ищет Тору…»Конец 90-х-начало 2000-х годов был отмечен для Виктора Бриндатча необычайным всплеском творческой активности. В эти годы он пишет целую серию полотен, запечатлевающих неотъемлемые, существующие как бы вне времени и пространства, черты еврейского бытия («Урок Торы», «Седер», «Встреча субботы» и т.д.), создает цикл картин «История европейского еврейства», где сквозь предельно реалистичные картины жизни сгоревшего в пламени Катастрофы еврейского местечка проступает высокая символика ТАНАХа и поистине Вселенская печаль. Одновременно Бриндатч доказывает, что он остается тонким психологическим портретистом, создавая целый ряд интересных работ в этом жанре. При этом на «Автопотрете» Бриндатч неожиданно для всех его близких и для себя самого предстает в виде старого, мудрого раввина в субботнем халате и в меховой шапке-штраймл…В этот же период Бриндатч создает свой цикл «Еврейские буквы», который в равной степени хорош и для создания новой ивритской азбуки, и для того, чтобы помочь взрослым дядям и тетям проникнуть в самый сокровенный, мистический смысл еврейского алфавита. Автор этих строк хорошо помнит, как бродил вместе с младшим сыном по залу тель-авивского «Бейт-Танаха», где впервые были выставлены картины и скульптуры из этого цикла. Вместе мы пытались проникнуть в замыслы художника и угадать, почему, к примеру, буква «йуд» ассоциируется у художника с видом Стены Плача?«Потому, что с буквы «йуд» начинается слово «Иерушалаим!» – предположил сын. Я тогда выдвинул идею, что художник намекает на слово «йехид» – «единственный», напоминая о главной идее иудаизма. А с этими двумя словами как-то само собой оказалось связано слово «иегудим» – евреи. Буква «шин» с сидящими на каждом ее зубце тремя еврейскими мудрецами, оказывается, призвана была напоминать не только слово «шалош» – «три», но известное выражение «Пиркей авот» о том, что «на трех столпах стоит этот мир – Торе, работе и милосердии…»Признаюсь, именно тогда мне и захотелось поближе познакомиться и с самим Виктором Бриндатчем, и с его творчеством. И когда это знакомство состоялось, я, признаюсь, был поражен и разнообразием жанров и стилей, в которых он работает, и его творческой активностью. А в остальном у Бриндатча, к сожалению, было все так же, как и у многих других талантливых художников-репатриантов: полунищенское существование, вечные дрязги с владельцами израильских и американских галерей, которые норовят продать картину подороже, но при этом самому художнику выплатить жалкие гроши, а то и вообще сделать вид, что ему ничего не полагается, не говоря уже о производстве бесчисленных копий с понравившейся картины без всякого учета авторских прав того, кем она написана…Мне трудно определить, в каком именно ключе работает Виктор Бриндатч. У него есть немало картин, написанных в строгой реалистической манере, но немало и тех, в которых он отдает дань современным художественным течениям, работая на стыке сразу нескольких из них. А вот картины «Ицхак и Ривка», «Лестница Яакова» и другие произведения на библейские темы напоминают захватывающие, яркие иллюстрации к какому-то древнему манускрипту.
Сам художник в беседе со мной откровенно признался, что не приемлет абстрактное искусство и придерживается старомодных взглядов, согласно которым живопись должна воспитывать, пробуждать в людях интерес к тайнам человеческой души, напоминать им об их корнях и национальной истории.– Вы только посмотрите, что за картины и репродукции висят в наших школах и детских садах! В лучшем случае, это плакаты с изображением героев американских мультфильмов. А в концертных залах и домах культуры стены нередко увешаны какими-то абстрактными фигурами, ничего не говорящими ни уму, ни сердцу! – сетовал во время нашего недавнего разговора Бриндатч. – А если бы дети постоянно соприкасались с настоящим искусством, если бы они видели на стенах мастерски написанные картины, напоминающие им о великой истории нашего народа, о созданных им величайших культурных ценностях, то, может быть, и подрастающее поколение израильтян было бы совершенно иным!…».
* * *…С 1964 года Виктор Бриндатч неоднократно посещает Чехию, работает в Пльзене, Кладно, Праге, где выполнил ряд скульптур и живописных работ, посвященных профессору медицинского факультета Пражского университета – доктору Я.Слипка. Выполняет несколько композиций, посвященных писателю Я.Гашеку и его литературному герою Швейку – в 1980-е годы об этом писали в чешской прессе.Одна из самых удивительных картин В.Бриндатча – «Пльзенская синагога». Краснокирпичная синагога в Пльзене дана на заднем плане – среди запорошенных снегом деревьев. Работа решена как жанровая картинка, поданная художником в таком оптическом разрешении светового спектра, что кажется бело-сияющей, но не от солнца, а от снега – как открытости перед небесами, символизирующего открытость человека, вышедшего из святилища.На переднем плане перед синагогой – обширная площадь, заваленная снежными сугробами. Свет и радость искрятся в глазах играющих в снежки ребятишек. Пушистые снежинки дрожат на меховой шапке религиозного еврея…На этом аналитико-психологическом приеме, передающем состояние человека, вышедшего из храма, и построена изобразительность созданных Бриндатчем образов. В них читается этическое отношение художника к завещанным человечеству вечным ценностям – таким, как дорога к Храму и очищение при выходе из него, когда мир и за стенами Храма сияет еще ярче от света в душе.Идут годы, художника не очень радует здоровье. Но заглянув на огонек в квартиру художника, вы всегда можете застать его за работой.Жизнь коротка – искусство вечно.
P.S.Все, кого заинтересовало творчество Виктора Бриндатча, могут зайти на сайт http://www.art-brindatch.com/ru и ознакомиться с его работами, а при желании и приобрести посты и репродукции картин.
Из нашего досье:Виктор Бриндатч родился в 1941 году. Член Союза художников СССР.Член Международной Ассоциации живописцев и скульпторов и Объединения профессиональных художников Израиля.В Израиле с 1993 года.…Его излюбленные сюжеты связаны с еврейством – Торой, традициями и современной жизнью, которая нашла свое воплощение не только в живописи, но и в скульптуре.Еврейский народ в произведениях художника предстает единым целым. Время – растянувшееся от сотворения мира до наших дней – сжимается и исчезает, тысячелетняя история предстает одной емкой притчей. Вот почему Моисей и Яков похожи на современных сефардов, а праматерь Рахель – на сказочную средневековую принцессу; вот почему ашкеназские мальчишки весело скачут по обнажившемуся дну морскому, обгоняя патриархов, уходящих из Египта. Излюбленный герой художника – еврей в талесе – путешествует из картины в картину, превращаясь иногда из черноглазого любопытного ребенка в почтенного старца…Бриндатч создал цикл художественных произведений о кошмаре антисемитизма – арабском бандитизме…. Музой художника стала его дочь Вера. Возможно – именно ей мы обязаны детской незамутненностью образов, праздником яркости красок, которая пленяет нас в работах ее отца. Детству свойственно из всего творить сказку, поэтому даже тревожное и страшное – вроде казней египетских или призраков в бет-кнесете, – у Бриндатча не пугает, а завораживает…
jew-observer.com
Еврейское счастье / Иллюстрации / Funtema — развлекательная сеть
Прекрасные полотна, посвященные евреям, живущим на территории СНГ. Художник Владимир Любаров рисует простых людей, живущих незатейливой жизнью. Одна из серий работ мастера имеет название «Еврейское счастье» и посвящена всем евреям России и Украины. Очень душевные картины!funtema.ru