Сочинение по картине И.Е. Репина «Царевна Софья». Картина софья
Сочинение по картине И.Е. Репина «Царевна Софья»
Для истории очень важно, чтобы ее дополняли не только архивными сведениями, но и образами, дающими возможность лучше ее понимать и представлять наглядно события тех далеких лет. И.Е. Репин, для того, чтобы изобразить такую фундаментальную фигуру далеких времен, использует все свое мастерство и умение ассоциировать некоторые события с человеком. Вот и эта картина, по-моему, выглядит не так правдиво и согласованно с самим образом царевны, как причисляет к контексту тех событий, что ее привели в застенки.
Если смотреть на картину и не знать ни ее название, ни ее истории, то остается двоякое впечатление от образа сильной по духу и физически женщины. Она как лев в кленке не знает куда деть ту энергию, что в ней кипит. На ней дорогая красивая одежда, но лицо и распущенные волосы удешевляют образ, делая похожим на душевнобольную. Главным персонажем полотна есть Царевна Софья. Художник изображает ее на переднем плане, слегка смещая влево, где горит свеча, этот прием позволяет лучше рассмотреть пленницу. Она находится в монастыре, ее держат здесь как преступницу. Но на лице и в позе не видно раскаяния. Напротив, кажется, что эта властная женщина возмущена, она злится и не забыла какой властью еще недавно обладала. Отсюда и испуганный, тревожный вид у монашки, что стоит где-то на заднем платье. Там тень почти полностью поедает ее облаченную в темные одежды фигуру.
Все, что окружает Софью в этой тесной комнате, говорит о привычке жить в комфорте. Даже эти стесненные обстоятельства не разуверили некогда могущественную личность в собственной силе. Открытая на столе книга свидетельствует о желании бороться до конца, а не сдаться. Есть вещи, которые еще волнуют царевну, на них она и сосредоточена. Ей дела нет, что за окном, от которого живописец сознательно ее отодвинул, висит повешенный стрелец. Он как укор, ведь из-за нее эта жертва, и будут другие.
Не скажу, что эта картина показалась мне любопытной, скорее страшной. Она развеивает любое желание ею любоваться и оставляет в душе подавленность и страх.
Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:
isoch.ru
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. Картина Репина
Главная » Описание картин, Русская живопись » Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. Картина Репина
Илья Репин.Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879. Холст, масло. 204,5 x 147,7. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории. Право, спасибо Вам. Ваша вещь, где хотите, была бы первой».
Год, целый год провела эта «тигрица» в заключении, более того – в монастыре. Ее еще не постригли в монахини – парчовый, расшитый драгоценными каменьями парадный наряд «правительницы» видит зритель. Но волосы ее распущены по плечам – будто вот-вот коснутся их ножницы пострига. За окном, перегороженным кованой тюремной решеткой, стоит виселица, на ней – тело повешенного стрельца… В келье, кроме застывшей в исступлении Софьи, еще только девочка-служка в черной высокой шапочке. Со страхом, с изумлением глядит дитя на кровавую «тигрицу». Вся прочая прислуга Софьи или изувечена на дыбе, или умерла под пыткой.
Репин написал одиночество властолюбия, не останавливающегося перед кровью человеческой, перед жертвами и муками других. Поглядите на темно-красный ковер в келье Софьи, ведь это кровь человеческая… Живописец Репин – тончайший виртуоз – написал отражение платья царевны в ковре так, будто его дает густая плотная жидкость, а не мягкий ворс.
Здесь впервые звучат репинские красные тона: алый и более густой – пунцово-коричневый. Мастер дает его рядом с черным цветом. Илья Ефимович научился использовать прозрачный копайский бальзам, придающий масляным краскам особую нежность. Он создает живописное целое своего холста, «сплетая» оттенки цвета, как ковровщик – тончайшие нити.
В дате, входящей в название картины, И.Е.Репин допустил неточность. Царевна Софья (1657—1704) была заточена в Новодевичий монастырь 6 сентября 1689. На следующий день, 7 сентября, издан указ об исключении царевны Софьи из «Титула»; таким образом, она официально перестала быть правительницей. Через год после ее заточения, то есть в 1690, раскрыт заговор сторонников Софьи против Петра. Именно тогда последовала расправа и казнь ее сторонников и «всей ее прислуги». По приказу Петра перед окнами кельи Софьи было повешено 195 стрельцов. 21 сентября 1698 (этот год стоит в названии картины) царевна Софья по решению Петра была пострижена в монахини, став инокиней Сусанной. Скончалась Софья 3 июня 1704, «а от рождения ей было 46 лет и 9 месяцев и 16 дней».
На выставке «Репин. 1891. С. -Петербург» экспонировались три живописных этюда для головы царевны Софьи: № 187 — «К царевне Софии (Е.И.Бларамберг-Ардов)»; № 188 -"Голова к царевне Софии"; № 189 — «№ 2, тоже». Для одного из них позировала Е.И.Бларамберг-Апрелева (литературный псевдоним — Ардов), для другого — «молодая толстая домашняя портниха, жившая во дворе, во флигеле» дома Репиных в Трубном переулке в Москве. О третьем живописном этюде сведений не имеется. В воспоминаниях дочери художника Веры Ильиничны есть свидетельство о том, как приезжала в дом Репиных Е.И.Бларамберг-Апрелева позировать для картины: «Она распускала свои чудные, длинные волосы и позволяла мне трогать их и путать, а я воображала, что плету косы». Кроме живописных, Репин исполнил графический этюд с В.С.Серовой, матери художника В.А.Серова, опубликованный в журнале «Нива» (1914, № 29). Местонахождение этюдов неизвестно. По воспоминаниям В.И.Репиной, платье для «правительницы Софьи» специально шилось на квартире Репина: «Для нее шился из серебряной парчи сарафан с откидными рукавами, длинными, в девять аршин, кисейными рукавами с золотой ниткой... а рукав собирался мелкою оборочкой». В Музее-усадьбе «Пенаты» хранится круглый парчовый воротник, являвшийся частью костюма Софьи. Приступая к работе над картиной, Репин обращался не только к историческим источникам, но изучал и зарисовывал исторические раритеты, хранившиеся в Оружейной палате Московского Кремля, директором которой был историк С.М.Соловьев. В воспоминаниях о В.С.Соловьеве Репин рассказывает и об эпизодах, связанных с отцом философа, и о его помощи при работе над картиной.
Живописные этюды для картины находятся в частных собраниях. Графические 1878 года — в ГТГ и в ГРМ, акварельный — в Музее личных коллекций ГМИИ. И.С.Зильберштейн упоминает о двух альбомах, заполненных рисунками к «Софье», при жизни Репина хранившихся в «Пенатах». В настоящее время из этих альбомов известны единичные разрозненные листы.
Источник: http://www.tanais.info/art/repin2more.html
Похожие записи
design-kmv.ru
История в художественных образах (Софья Алексеевна)
Живопись на исторические темы - любимый жанр у многих художников. Одна из картин Ильи Ефимовича Репина до сих пор вызывает споры, как в среде художников, так и историков. В 1878 г. Репин писал своему другу В.В. Стасову: "Я все езжу и хожу пешком по окрестностям Москвы. Какие места на Москве-реке! Какие древности еще хранятся в монастырях..." После посещения Ново-Девичьего монастыря и знакомства с рассказами о царевне Софье, старшей сестры Петра Первого, жившей тут в заключении, после осмотра ее кельи с окнами, затянутыми решетками, где она томилась многие годы, Репин загорелся желанием написать об этой женщине. Картина "Царевна Софья Алексеевна" стала первым произведением художника на историческую тему; полотно было написано в 1879 году. Это, по существу, портрет-картина. Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и вместе с тем грубость.
"Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории".И.Н.Крамской
Репин И.Е. Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879(Государственная Третьяковская галерея)
Незадолго до того, как Репин начал свою картину, Россия отметила 200-летие со дня рождения Петра Великого. Именно тогда известный русский историк Сергей Соловьев в своих лекциях, прочитанных в Московском дворянском собрании при полном зале, впервые назвал первого российского императора вождем. Лекции получили международное признание и вскоре были напечатаны, а первые наброски, эскизы и этюды репинской «Царевны Софьи» появились в 1878 году, когда еще не затихло эхо тех торжеств, подчеркнувших исключительно ретроградную роль Софьи в истории России.
Репин внимательно прочел исторические исследования об этом бурном времени, провел много времени в Оружейной палате, изучая предметы и обстановку XVII века. После этого началась работа над сюжетом.
Репин И.Е. Царевна Софья Алексеевна. (фрагмент картины) 1879
Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже, направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами, в первую очередь - со стрельцами. На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. В характеристике образа присутствует и саркастический элемент. Это несоответствие почти царского убранства Софьи и ее непричесанной головы. Женщина в те времена не могла появиться даже в кругу семьи с непокрытой головой, поэтому появление с распущенными или, как говорили в старину, простыми волосами считалось большим грехом. Что это фантазия художника? Или же сознательное подчеркивание протеста и той сложной ситауции, в которой оказалась Софья?
Но именно в такое положение, хоть и трагическое по существу, и ставит художник бывшую царевну: в непристойном виде, развенчанную в своих властных притязаниях, но одержимую безумным своеволием.
Блотелинг Гравюра Софья Алексеевна, царевна(Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913)
Образ царевны Софьи создан Репиным из сочетания нескольких моделей. Основной моделью для фигуры в целом была некая домашняя портниха. Кроме нее Репин использовал также лица Е. И. Бларамберг-Апрелевой и В. С. Серовой, жены композитора и матери художника.
Работая над картинами, И.Репин с величайшей тщательностью относился ко всему, что составляло приметы изображаемого им времени. Это относится и к костюмам персонажей. По заказу художника из старинной парчи, точно по сохранившимся образцам сшили одежду для царевны. Жена художника украсила телогрею полосой, расшитой жемчугом. Были изготовлены также головной убор и круглый парчовый воротник, но онив окончательный вариант картины не вошли.
Интересна и дальнейшая история этого наряда. Много лет назад он бесследно исчез из музея И.Репина "Пенаты". Но как-то раз музей посетил Вацлав Фиала, чешский художник, и рассказал, что у него дома хранится... одежда Софьи. Он ее приобрел у чехословацкого консула в Финляндии, который в свою очередь купил наряд Софьи на аукционе, который устроила дочь Репина после смерти отца... Вацлав Фиала подарил (или скорее вернул) Пенатам расшитую жемчугом телогрею. А парчовый воротник попал в Пенаты из Третьяковки, которая получила его тоже в дар в 1951 году от шведского-художника любителя В.Леви. В 20-х годах Репин, который дружил с В.Леви, подарил этот воротник ему, когда тот задумал написать картину из русской истории.
Корней Иванович Чуковский писал: "...Сколько материала было изучено Репиным для "Ивана Грозного", для "Царевны Софьи" и прочих картин! Он бы счел себя опозоренным, если бы в его картине оказалось хоть малейшее отклонение от бытовой или исторической правды". История с костюмом Софьи лишнее тому подтверждение.
А как же приняли картину современники И.Репина? Зрители разделились на два лагеря: одни превозносили картину до небес, другие резко ее осуждали. Плохо о ней высказались П. М. Третьяков, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский и даже В. В. Стасов. Последний признал Репина вообще неспособным к исторической живописи.
''Для выражения Софьи, – писал Владимир Васильевич, – этой самой талантливой, огненной и страстной женщины древней Руси, для выражения страшной драмы, над нею совершившейся, у Репина не было нужных элементов в художественной его натуре. Не видя всего этого в действительности, Репин вынужден был ''сочинять'', он ''сочиняет'' позу, выражение, взгляд своих исторических личностей''.
После этого отзыва Репин на полгода прекратил свою переписку с учителем.
А вот И. Н. Крамской принял картину и смог представить Царевну Софью Алексеевну такой: ''Какая могла быть Софья? Вот точно такая же, как некоторые наши купчихи, бабы, содержащие постоялые дворы и т.д. Это ничего, что она знала языки, переводила, правила государством, она в то же время могла собственноручно отодрать девку за волосы и пр. Одно с другим вполне уживалось в нашей старой России''
И сам художник остался очень доволен полотном. "Должен признаться, – писал он Павлу Петровичу Чистякову, известному педагогу, – что ни одна из моих прежних картин не удовлетворила меня так, как эта. Эту мне удалось сделать очень близко к тому, как я ее воображал". Получается, что все акценты в картине, и психологические, и смысловые, расставлены осознанно. Ну а дальнейшее сделало время - картина вошла в сокровищницу мировой живописи.
maxpark.com
Знаменитая Неизвестная: трагическая судьба дочери великого художника
eho_2013 Знаменитая Неизвестная: трагическая судьба дочери великого художникаНа вопрос, знаком ли Вам художник Крамской, большинство наших соотечественников ответит утвердительно. Его картины, выставленные в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях более чем известны и многократно растиражированы.Ну кто не видел знаменитую "Неизвестную", которая постоянно возникает там, где ее вовсе не ждешь?
Мне лично пришлось столкнуться с "Неизвестной" при самых неожиданных обстоятельствах - художник из Гамбурга решил использовать ее "для русского колорита", оформляя мою книгу, изданную в Германии. Не могу сказать, что это вызвало у меня восторг (мне, как всегда, виделось нечто другое).
Но если имя самого Крамского известно всем, то о его любимой дочери Софье наслышаны очень немногие. Удивительно, как удалось прекрасную художницу, не просто известную, но знаменитую, сделать никому не ведомым человеком! Вот настоящая Незнакомка - Софья Юнкер-Крамская, дочь Ивана Крамского. Типичный случай избирательного подхода к информации, желательной и нежелательной, - как много мы знаем про дочь, к примеру, Сурикова, как много сентиментальных рассказов о ней печатали разные источники - и как росла, и как болела, и как любил ее папа, и за кого вышла замуж, когда выросла, и о судьбе всех ее потомков вплоть до младших отпрысков семейства Михалковых... А когда заходит речь о судьбе дочери Крамского, чаще всего услышишь: "А у него что, была дочь?"Да, была, и любящий отец оставил множество ее изображений.И.Н. Крамской. Портрет Сони Крамской, дочери художникаЕще более удивительно, что загадкой остаются даже годы жизни этой женщины. В Википедии, например, статьи о Софье Ивановне Юнкер-Крамской просто нет, а на страничке, посвященной ее отцу. кроме приведенных данных о двух сыновьях и рано умершем младенце просто названа дочь Софья, без даты рождения и смерти и без каких-либо сведений о ней.
И.Н. Крамской. Жена художника Софья Николаевна и дочь Соня
Софья Крамская, единственная девочка среди своих братьев (и потому, наверное, отцовская любимица), родилась предположительно в 1866 (по другим сведениям в 1867 году). Она училась в обычной гимназии, но благодаря творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем. После его смерти занималась рисованием под руководством А. Д. Литовченко, брала уроки акварельной живописи у А.П. Соколова, пользовалась советами А.И. Куинджи. В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И. Н. Крамского скульптор М. М. Антокольский.
В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами.
Будучи ровесницей дочерей П.М. Третьякова Веры (в замужестве Зилоти) и Сашеньки (в замужестве Боткиной), Соня с ними очень дружила. Вера Зилоти позже вспоминала:«Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…В 16–17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников».
Соня действительно была очень изящной - Репин, ученик Крамского, восхищался ее фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней, но в свои 30 лет он казался шестнадцатилетней Соне слишком "старым". У нее появился другой жених - Сергей Сергеевич Боткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых, Крамской на радостях написал великолепные парные портреты жениха и невесты...
Сергей Сергеевич Боткин
(Сергей Сергеевич Боткин впоследствии станет профессором медицины и лейб-медиком, но до революции не доживет, внезапно скончавшись в 1910 году, в 50 лет от инсульта. А его брат Евгений Боткин, тоже лейб-медик, будет расстрелян в 1918 году вместе с царской семьей).
Софья Крамская
Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Сергей Боткин неожиданно для всех влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. Помолвка оказалась расторгнутой, и вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги. Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с ней приятельские отношения. Но происшедшее надолго повергло Соню в тоску. На портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, Соня выглядит совсем по-другому...
Ее лицо выражает лишь тоску и душевную опустошенность.Спасла Софью живопись. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.
«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», – писала Зилоти. В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить - он был уже очень болен). Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам на плэнере. Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя, известная... ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». Крамской понимал, что умирает, а дочь еще не встала на ноги и не нашла себя. Незадолго до смерти Иван Николаевич, тревожившийся за судьбу Софьи, сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию».
Автопортрет (Крамской пишет портрет дочери Софьи)
Софья действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году. когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Фёдоровичем Юнкером. (умер в 1916 году). Он был юристом, более 30 лет проработавшим присяжным поверенным в Петербургском Совете.
Софья Крамская. Спящая
Крамской, несмотря на простое происхождение (он был сыном писаря из городка Острогожска), был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно - талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Своими при дворе стали и его дети.
И.Н. Крамской. Портрет Александра III
И.Н. Крамской. Императрица Мария Федоровна
Софья Крамская тоже выполнила ряд работ, запечатлев императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других родственников. Но почти ничего не сохранилось. Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций.
Связь Юнкер-Крамской с императорским домом не была случайным эпизодом. Сам Крамской не раз писал представителей царской семьи. С 1883 по 1885 год он работал над альбомом, посвященным коронации Александра III, в 1885 участвовал в разработке проекта памятника Александру II. В 1860 – 80-е годы давал уроки живописи и рисунка цесаревнам. Кстати сказать, старший сын Крамского Николай служил архитектором при Министерстве императорского двора.
Юнкер-Крамская вместе с братьями на протяжении многих лет заботилась об Острогожской художественной галерее. Она вступала в переговоры с Академией художеств, с частными лицами, хлопотала по вопросам финансирования строительства музейного здания, по формированию коллекции. Ближайшие друзья художника откликнулись на просьбу родственников пополнить музей. Свои работы прислали Репин, Куинджи, Бем, Кошелев, Менк, Ярошенко, Корзухин и др. Здание музея проектировал старший брат Софии Николай Крамской, а строителем выступал сын художника П.А. Брюллова – В.П.Брюллов. Строительство было завершено в 1910 году. Вплоть до середины 1920-х годов Юнкер-Крамская состояла в переписке с директором музея Г.Н.Яковлевым. В годы советской власти она продолжала дарить свои работы.
Великий князь Константин Константинович в роли Гамлета в любительской постановке, акварельный портрет Софьи Крамской (музей ИРЛИ – Пушкинский дом). .
Его история остаётся непроясненной. Портрет поступил в музей в 1927 году через Государственный музейный фонд из Мраморного дворца, не датирован, имеет подпись: «Софiя Юнкеръ». Возможно, что Юнкер-Крамская присутствовала на единственном представлении «Гамлета» в 1899 году или на репетициях спектакля, так как художница и ее старший брат были близки ко двору. А возможно, что портрет Великого князя был исполнен позже – по известной фотографии, воспроизводимой не раз в литературе (близость фотографии и акварельного портрета очевидна). В биографии Юнкер-Крамской известны случаи исполнения портретов по фотографиям, которые затем художница предлагала моделям приобрести или принять в дар.
Софья была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами. Увы. судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.Софья Крамская. Портрет актрисы Савиной. История создания этого портрета прояснена благодаря письму И.Е. Репина, который выступал посредником при его приобретении. Первый вариант портрета актрисе не понравился. Другой вариант, принятый актрисой, с черным веером, остался висеть в ее особняке, который по завещанию перешел в собственность Дома-интерната ветеранов сцены имени М.Г. Савиной.
Софья Крамская неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровня - в Академии художеств, в Обществе живописцев-аквалеристов, в художественном отделе Всероссийской ярмарки в Нижнем Новгороде и др. Была она известна и как книжный иллюстратор, оформляя, например, издания к юбилею Пушкина. Замечательными были и ее жанровые картины.
Визит
После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована...
Модница
Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды - революция, Гражданская война, смерть матери в 1919 году... Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.
Портрет девочки
С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать "Историю религии" в издательстве "Атеист". Ей, дочери Крамского, прославленного мастера религиозной живописи, автора росписей купола Храма Христа Спасителя и великих христианских полотен!
И.Н. Крамской. Христос в пустыне
Свою веру Софья Ивановна особо не скрывала, как и не скрывала христианское желание помочь ближнему. В Ленинграде мучилось много ее знакомых из "прошлой жизни" - смолянок, фрейлин, просто лиц дворянского происхождения. Лишенные всего - жилья, имущества, службы и каких бы то ни было доходов, многие буквально голодали. Дочь художника помогала им устроиться на работу, пусть с самым скромным жалованьем, достать переводы, уроки, перепечатку на машинке, чтобы как-то выжить.Все это и вменили пожилой женщине в вину - и то, что "была очень религиозной", и то, что помогала друзьям...
Софья Юнкер-Крамская. У окна
Не так давно ГТГ запросила материал о С.И. Юнкер-Крамской из закрытых архивов. В ответ на запрос пришли копии личного дела Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ.
Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде. Ей вменялось в вину создание ни много ни мало «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». Все, проходившие по делу, говорили о религиозности художницы, что усложняло ее положение.
Кстати, в материалах дела было указано, что София Ивановна Юнкер-Крамская родилась 21 августа 1867. (Дата рождения, указанная на допросе, расходится с той, что была известна ранее – 1866 годом, – из писем отца художницы. Но можно предположить, что отцу это было лучше известно, чем следователю из органов).
Крамская-Юнкер была приговорена как «чуждый элемент» к 3 годам ссылки в Сибирь, но из-за нервного потрясения у нее случился инсульт. С тяжелым параличом она была отправлена в тюремную больницу ДПЗ. Ее кое-как подлечили и через четыре месяца все же послали по этапу в Иркутск.
Полупарализованная женщина добралась до Иркутска, но через три недели ее перевели в Канск, через месяц, с ухудшившимся состоянием – в Красноярск.
15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы написала письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь политзаключенным. Софья Ивановна рассказала о тяжелой болезни, о перенесенных во время ссылки двух операциях. Она пыталась доказать, что приносит пользу, что всегда, несмотря на состояние здоровья, работала: в Иркутске – как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – как фотограф и ретушер в местной газете. В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой в Ленинград, то пусть ее хотя бы оставят в Красноярске до поправки здоровья и обязательно предоставят работу, ведь правая рука действует, не разбита параличом. «Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю… О моей рабочей жизни Вам может подтвердить Елена Дмитриевна Стасова, с отцом которой был так дружен мой покойный муж. О музее Крамского Вам тоже могут дать сведения и она, и товарищ Луначарский…»В конце письма отчаянные строки: «Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого – и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) – переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество. Было даже смешно поступить иначе. <…> Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М.И. Калинину. Я прошу Вашего содействия. Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет. Тяжко последний, быть может очень короткий срок – чувствовать себя – так наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…»
Женский портрет (Портрет М.И. Ицыной), выполненный художницей в Красноярске
По словам дочери модели – владелицы портрета, он исполнен в 1930–40-е годы в Красноярске художницей Юнкер, отбывавшей там ссылку. Ничто не оставляло и доли сомнения в авторстве портрета. Однако, до сих пор было известно, что Юнкер-Крамская умерла в 1933 году. О ее пребывании в Красноярске нигде не упоминалось. В Отделе рукописей ГТГ хранится переписка сотрудников Третьяковской галереи с сыновьями И.Н.Крамского, которые в 1930-е годы помогали в подготовке к 100-летию со дня рождения художника юбилейной выставки.28 февраля 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности».
25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы. В 1933 году художница умерла при странных обстоятельствах. Якобы, она уколола палец, когда чистила селедку, и, по словам брата, "умерла от рыбьего яда (??)". Реабилитировали ее за отсутствием состава преступления только в 1989 году.
В Государственном архиве РФ сохранилось ее письмо:
«Высокоуважаемая Екатерина Павловна,Вы разрешите мне послать Вам эти несколько строк. Меня освободили! Если бы Вы только знали, каким чувством глубокой благодарности полны мои мысли и душа. Я не знаю, простите, право не знаю, полагается ли мне писать вообще о моем чувстве признательности, но я следую своей внутренней потребности это сделать… Вы не посетуйте на то, что я делаю это, если это не полагается, я не знаю, но не последовать душе этой потребности было невозможно! Я снова здесь, в Ленинграде, где прошла моя длительная рабочая жизнь — и теперь я снова, быть может, буду в состоянии начать работать хоть немного, насколько позволят мне мои силы, которые восстановятся во мне с сознанием возможности снова работать! Я не знаю даже, кому мне говорить о том, что я чувствую, и как я признательна. Но, думая, что сделалось все это через Высокое учреждение, которого являетесь Представительницей, — я пишу Вам. Ну, это даже ни Вам, никому не будет нужно, пусть это не принято, пусть это не полагается — я все же повторяю: я беспредельно благодарна, что поверили и моему искреннему раскаянию, и моей порядочности старого общественного работника, и моему горячему желанию загладить работой мои какие бы то ни было оплошности и несознательные заблуждения. И хотя я, конечно, очень больна еще и слаба, но, сколько мне позволят воспрянувшие силы — то оставшееся мне время до неизбежного конца я смогу употребить на реабилитацию моего рабочего имени, как самой по себе, так и как дочери Крамского.Еще раз прошу простить меня, если я делаю что-либо, выходящее из рамок допускаемого.С глубоким уважением,Художница С. И. Юнкер-Крамская».
ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 772. С. 199. Автограф.Дети Крамского считались «благополучными», не затронутыми репрессиями. И никогда ни у кого не возникало мысли о постигшей семью Крамского трагедии, которая столько лет тщательно скрывалась. «Моя сестра умерла 4 года назад, она уколола себе палец при очистке селедки, и заболела общим заражением, от которого и умерла», – писал в конце 30-х годов Анатолий Иванович Крамской, любимый брат Софии. А старший из братьев Николай Иванович Крамской добавлял: «…последние три года перед смертью для нее были очень тяжелыми, и смерть от отравления рыбным ядом ужасна».Журнал "Русское искусство", № 2, 2006 год. Татьяна Юденкова. Старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX начала XX века Государственной Третьяковской галереи "Воскресшая из небытия Юнкер-Крамская"
продолжение здесьnashenasledie.livejournal.com
Царевна Софья и Василий Голицын
Софья давно и страстно любила Голицына, но в последнее время князь Василий заметил в ее отношении к себе какую-то перемену. То ли Софью раздражали и отвлекали внутридворцовые и внутрисемейные сложные дела, то ли... Он даже тайком подсыпал Софье в еду и питье приворотную траву. Ее дал ему некто, слывший чародеем, и князь так боялся, «чтобы не было проносу», что сжег этого колдуна, заперев его в бане.
Царевна СофьяКартина неизвестного художника.
Василий Васильевич был теперь действительно первым человеком на Руси, и чем выше он поднимался, тем страшнее ему становилось потерять свое положение. Ненавистников вокруг себя он видел много – и явных и тайных. Совсем недавно, проезжая со свитой, он вдруг заметил, как один из приближенных, припав к земле, «вынимал его след» (Одно из древних суеверий; считалось, что если собрать землю, на которой сохранился чей-нибудь след, и сжечь ее в полночь в бане, то человек, оставивший след, умрет).
Долго князь пытал Бунакова, почему тот хочет погубить его, но «преступник» отвечал, что страдает падучей и, чувствуя приближение ее, наклонился за землей, которую хотел положить в тряпицу за пазуху от «утипа». Не поверил ему князь Василий и велел наказать со всей строгостью.
Князь Василий Васильевич ГолицынГравюра на дереве работы Паннемакера и Маттэ.
Одно время ходили слухи, будто Софья так бездумно увлечена Голицыным, что он даже помышлял о разводе с женой и законных узах с царевной. В последнее время она искала надежной опоры в своем шатком положении правительницы. И теперь, казалось, она обрела ее, решив женить младшего брата своего, государя Ивана Алексеевича. Если от этого брака родится сын, то другие претенденты на престол устранятся и, пока этот наследник вырастет, Софья могла царствовать совершенно спокойно.
Свадьба удалась, и в честь этого бракосочетания, на радостях, князь устраивал у себя сегодняшний праздник. Он хотел после многих волнений развлечь правительницу и, вероятно, иметь случай лишний раз доказать ей свою любовь и преданность.
Тем временем окончилась интермедия и началась вторая часть комедии: Блудный сын попадал в заморские края и без оглядки пускался в кутежи, растрачивая свои богатства на игру, бесчисленных слуг и развлечения. За этим действием следовала интермедия наиболее фривольного содержания – юношу обольщали блудницы. На заднике была изображена огромная роскошная кровать под пологом. Одна из блудниц появлялась одетой во французское платье с таким глубоким декольте, что присутствующие в зале мужчины смачно крякали, а женщины краснели и прятали лицо в концы своего убруса (часть женского головного убора). Совершенно пьяный герой выделывал такие неприличные штуки, что, казалось бы, общество княжеского дома вынести этого не могло. Однако общество не только выносило, но и всячески выказывало свое удовольствие. Интермедия во многом напоминала клоунаду, со всеми присущими ей особенностями – гротеском и условностью. Роли блудниц исполнялись мужчинами – это и делало в какой-то мере допустимыми те вольности, которые они себе позволяли.
Атмосфера создалась в палате такая, будто зрители сами только что вышли из-за пиршественного стола. Этому настроению способствовало и свежее воспоминание о недавнем событии государственной важности. Многие из присутствующих несколько дней тому назад сидели за свадебным царским столом. Сочетался браком старший из молодых государей – Иван Алексеевич с Прасковьей Федоровной Салтыковой.
Свадьба каждого государя становилась одним из важнейших событий. Когда затевалась его женитьба, то страна приходила в волнение. По всей Руси на смотр отбирали около двухсот красавиц, из которых тридцать-сорок лучших привозили в Москву, и доверенные бояре выбирали из них восемь-десять наидостойнейших. Их тщательнейшим образом осматривали доктора и повивальные бабки и переводили в Кремль, где они жили несколько недель: веселились, играли, водили хороводы, вышивали. Царь глядел на них то из укрытия, незамеченный, то разделял с ними трапезу за общим столом, подмечая нрав каждой, стараясь угадать за красотой ум и доброту. Та, которая приходилась ему больше по сердцу, нарекалась царской невестой, после чего ее «забирали наверх» в особый терем. А всех остальных, одарив подарками, отпускали по домам. Близкие родственники невест старались повлиять на симпатии царя разными дозволенными и недозволенными средствами; между фамилиями шла жестокая борьба.
Когда невесту начинали готовить к свадьбе, это было самое тревожное время: скольких погубили темные дворцовые интриги! Первой невесте Михаила Федоровича – Марье Хлоповой завистники подсыпали зелья; она стала «животом страдать», ее «свели с верху» и вместе с родителями (за то, что те «поставили порченую» девицу) отправили в Сибирь. Приглянувшаяся поначалу молодому Алексею Михайловичу кроткая красавица Евфимья Всеволжская была взята «наверх», но из-за козней ближнего боярина Морозова ей перед представлением государю так стянули волосы в прическе, что она упала в обморок. Обвиненная в «падучей», Всеволжская разделила участь отвергнутых – отправилась с семьей далеко от Москвы.
Выбор невесты для Ивана Алексеевича не сопровождался такими страстями. Из отобранных девушек, вероятно, уже сама Софья облюбовала двадцатилетнюю боярышню Прасковью Салтыкову. Высокая, достаточно стройная, но с пышными формами, с круглым, очень миловидным лицом и пушистой косой, она сразу понравилась восемнадцатилетнему Ивану Алексеевичу. Особенно устраивал царя веселый нрав его будущей супруги. Именно такая нужна была спутница жизни Ивану – «скорбному главою, слабому глазами» и отягощенному множеством других болезней.
Прямо после венчания молодых, по тогдашнему свадебному обычаю, повели в опочивальню и, торжественно благословив, оставили там. Гости же отправились за пиршественные столы пить за здоровье молодых. Часа через три пришел дружка с вестью, что у царя «доброе свершилось». Залог будущего благополучия на троне для Софьи был заручен, теперь она могла и поразвлечься.
О ее жизнелюбивом нраве поговаривали разное. При последних месяцах жизни царствующего брата своего Федора Алексеевича она вдруг изменила вековым обычаям, покинула терем и не только перестала затворничать, но рисковала открыто появляться на людях. Совсем недавно в Кремле для Софьи и ее сестер-царевен были выстроены каменные трехэтажные палаты, великолепно отделанные и украшенные живописью. Новоселье отпраздновали небывало. Молодые боярышни и певчие (как сказывали) разыграли ее пьесу о святой Екатерине, которую представляла молодая пригожая боярышня Татьяна, дочь Ивана Арсеньева. Одну из ее прислужниц играла Марья Васильевна, дочь комнатной боярыни Софьи, княгини Мещерской.
Далее → Меценат и просветитель боярин Голицын
Главная → Мода и история театра
maskball.ru
Сочинение по картине Репина “Царевна Софья”
Картина «Царевна Софья» – это первое полотно Репина, которое написано на историческую тематику. Работа над картиной была закончена в 1897 году.
Данная картина – это портрет старшей сестры Петра I в том момент, когда она была заточена в Новодевичьем монастыре. Произошло это после того, как был подавлен заговор и стрелецкий мятеж. Репин показывает драму сильной личности, сложное положение царевны, которую свергли, ее ненависть, гнев и бессилие.
На картине Софья изображена в полный рост. У нее на груди скрещены руки. Ее сильная мужиковатая поза показывает ее неукротимую энергию и внутреннюю силу. Эта поза показывает Софью зрителям в образе тигрицы, которая заперта в клетку.
Самое выразительное на полотне – это гневное лицо царевны. У нее выпученные глаза, крепко сжатые губы и угрюмые брови.
Художник играет на контрасте богатого наряда женщины и ее растрепанных волос, которые говорят о внутренних переживаниях царевны. Внешний вид женщины вселяет настоящий страх. Репин специально подчеркивает это, когда изображает монашку, которая испуганно забилась в угол.
Картина имеет достаточно простую композицию. Царевна расположена в центре полотна, а остальные детали написаны, чтобы еще полнее передать характер женщины и ее переживания. Для того чтобы придать картине еще более сильное психологически напряжение, он пишет фигуру Софьи на фоне темного интерьера, который немного освещен светом свечей.
Для остроты и исторической убедительности картины Репин рисует такие детали, как фигурку испуганной послушницы, голову повешенного стрельца за решетчатым окном. Наряд царевны Софьи написан в репинском стиле. Это парчовое платье, которое имеет изящный узор. Среди мелочей, которые написаны в репинском стиле, можно выделить тени на ковре, раскрытую книгу на столе, серебряную чернильницу.
Репину удалось показать одиночество властолюбия, которое не останавливается перед человеческими муками и кровью. Среди таких символов можно заметить багряно-красный ковер под ногами Софьи, который символизирует человеческую кровь. А еще Репину виртуозно удалось написать отражение платья Софьи на ковре. Возникает такое ощущение, что это не мягкий ворс, а плотная жидкость.
Картина Репина «Царевна Софья» не зря входит в фонд мировых произведений искусства. Художнику удалось воссоздать определенную историческую эпоху. К тому же он показал сильную личность, которая находится в состоянии душевного потрясения.
school-essay.ru
Образ Софьи в комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова
В комедии "Горе от ума" изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. "Век нынешний" стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а "век минувший" пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.
Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии "Горе от ума". О нем мы и поговорим сегодня.
Противоречивый образ героини
Образ Софьи в комедии "Горе от ума" - один из наиболее сложных в произведении Грибоедова. Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья – причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из фамусовского общества.
Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.
Образованность Софьи
С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из "Горе от ума". Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что "ученье – вот чума", что в нем "прок не велик". В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян "века минувшего".
Почему Софья увлеклась Молчалиным?
Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного черты романтического героя. Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот двуличный человек находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.
Влияние фамусовского общества
Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители "века минувшего", в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, "злые языки страшнее пистолета", то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.
Тем не менее, образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.
Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины - как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.
Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.
Трагический образ героини
Софья в произведении "Горе от ума" – наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна ("Горе от ума") воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.
Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.
Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.
"Мильон терзаний" Софьи
Безусловно, велика роль Софьи ("Горе от ума"). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.
Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается "мильон терзаний". К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин - недостойный человек, как выясняется в финале произведения "Горе от ума".
Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?
Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.
fb.ru