Биография и картины Аньоло Бронзино. Бронзино картины
Бронзино, Аньоло. Все картины художника
Основные направления в творчестве
Аньоло Бронзино по праву считается одним из ярких представителей итальянской живописи, а также последователем флорентийской школы.
Основным направлением, которого придерживался знаменитый художник, можно назвать маньеризм. Течение зародилось во Флоренции, берёт своё начало с 1520-х годов. По прошествии нескольких лет этот стиль также проник в литературу и нашёл своё отражение в скульптурах того времени. В итоге получил широкое распространение и признание не только на территории Италии, но и в прочих европейских странах. В отличие от гармоничных произведений искусств эпохи Ренессанса, художественные работы в стиле маньеризма уже отражают острое восприятие жизни, дающее представление о шаткой человеческой судьбе и несовершенстве окружающего мира.
В картинах Бронзино присутствуют религиозные, аллегорические и мифологические темы. Но основную известность художнику принесли написанные им портреты. Творчество Аньоло, помимо написания картин, распространялось и на создание фресок.
Ранние годы творчества
Аньоло родился в 1503 году в небольшом городе Монтичелли недалеко от Флоренции, известен также под именем Анджело ди Козимо ди Мариано.
Первым наставником юного художника можно считать не столь известного живописца Раффаэлино ди Гарбо. Однако становится профессионалом под началом другого учителя – Джакопо Понтормо.
Последний также рассматривается как и приемный отец юноши, оказывавший значительное влияние. Поступив на обучение к мастеру в 1518-1519 годах, Бронзино достиг высокого уровня профессионализма, рисуя портреты. Несмотря на собственные успехи в живописи, оставался работать в мастерской учителя до конца 1920-х годов. «Пигмалион и Галатея» – один из первых шедевров Аньоло написан под руководством мастера Понтормо. В картине уже просматривается преимущественно холодность и рассудительность – присущие в наибольшей степени более поздним произведениям художника.
Начало самостоятельного пути
В начале 1930-х годов Аньоло приглашает в город Пезаро герцог Гвидобальдо. В это время Бронзино уделяет повышенное внимание портретному жанру, попутно создавая и ряд мифологических композиций. Картины мастера этого периода отличались изображением человека в живой позе на фоне необычных строений. К одному из творений того периода относится портрет молодого Уголино Мортелли, где взгляд позировавшего юноши устремлен в сторону, как будто за пределы полотна.
Вскоре Аньоло возвращается обратно во Флоренцию, продолжая там свой творческий путь. Выполненные им работы для семьи Панчатики имеют уже более холодный, и даже где-то чопорный стиль. Постепенно замысловатый архитектурный фон портретов пропадает. Гораздо большее внимание уделяется непосредственно объектам живописи. Лица изображаемых заказчиков напоминают застывшую маску, обращены к зрителем практически в фас, в то время как для эпохи Возрождения характерны образы в профиль или с разворотом головы в три четверти.
Прекрасными образцами, выполненными в то время автором, можно считать портреты Бартоломео Панчатики и его жены-красавицы Лукреции Панчатики.
Продолжение творческого пути
В 1540 году Аньоло становится приближенным художником представителя семьи Медичи – великого герцога Тосканского Козимо Первого. Выполненные портреты также отличались изображением высокомерия и беспристрастия на лицах вельмож и знатных людей. Аристократические осанки, вытянутые лица полностью соответствуют духу того времени. Изысканный маньеризм в работах Бронзино достигает наивысшего расцвета, что также отражается на работах с изображениями известной семьи.
Среди выполненных особое место занимает портрет жены герцога. Элеонора Толедская с маленьким сыном изображена как истинное воплощение надменной красоты. Непроницаемое и спокойное лицо лишено каких-либо посторонних эмоций.
Художник создаёт не только портреты. Он также занимается росписью стен небольшой капеллы, украшая своды храма библейскими мотивами и изображениями святых. Стилю росписей также присущи холодность чувств и эффектность поз изображаемых объектов.
Религиозное направление
Большое впечатление на Аньоло произвели работы Микеланджело при посещении Рима в конце 1940-х годов. Бронзино пытался следовать манере прославленного мастера при создании фресок в религиозном стиле. Большая часть его творений на эту тематику выполнена для флорентийской церкви в Сан-Лоренцо. При этом мастер продолжил дело своего учителя Джакопо Понтормо, смерть которого прервала начатую им работу по украшению стен и сводов в этой капелле. К сожалению, до настоящего времени большая часть фресок Бронзино не сохранилась. Хотя некоторые все же доступны для созерцания, к примеру, фреска «Мученичество Святого Лаврентия».
В конце своей творческой деятельности Аньоло полностью посвятил себя религиозной тематике, практически оставив портретный жанр.
Завершающий период жизни мастера
Прославленный живописец умер в 1572 году, находясь во Флоренции. В последние годы жизни был избран руководителем флорентийской Академии художеств – первым заведением подобного рода, открывшемся в Европе. Выбор в пользу знаменитого живописца был сделан не случайно. Аньоло считался весьма образованным человеком для своего времени.
Бронзино не имел недостатка в учениках. Самым знаменитым из них можно назвать Алессандро Аллори, который стал и приемным сыном художника, так же, как и сам Аньоло когда-то для своего учителя Понтормо. Именно Алессандро закончил некоторые работы после смерти своего наставника.
gallerix.ru
Бронзино Анджело Картины биография Angelo Bronzino
Бронзино (Bronzino; собственно ди Козимо ди Мариано, di Cosimo di Mariano) Анджело или Аньоло (1503–1572), итальянский живописец флорентийской школы. Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции. Бронзино был учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело Буонарроти. С 1540 придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи. Представитель маньеризма, Анджело Бронзино создал тип аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественной застылостью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (портрет Козимо I Медичи, 1545).
Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты флорентийского живописца принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Бронзино великолепно умеет построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретное сходство.
Но в портретах Бронзино отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатленном официально-парадного облика человека, его сословного величия. Композициям флорентийского художника свойственна также преувеличенная экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены.
Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо; таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е годы).
После 1540 года Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции («Поклонение кресту с бронзовой змеей», «Моисей иссекает воду из скалы», «Архангел Михаил», «Гирлянда с ангелами» и другие). В творчестве флорентийского живописца маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах «Пьета» и «Сошествие во Ад» (Галерея Уффици, Флоренция).
Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты, «Аллегория триумфа Венеры», «Амур», «Глупость» и «Время» (1544–1545, Лондон, Национальная галерея). В портретах, особенно таких, как «Элеонора Толедская с сыном» (1545), «Молодой человек с лютней» (около 1530) и «Лукреция Панчиатики» (1540) (все – в Уффици), художник последовательно применяет маньеристические живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм. Картины живописца отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1540 года. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572 года.
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Биография и картины Аньоло Бронзино — Artrue
Краткая биография и описание известных произведений художника.
Аллегория любви (Венера и Купидон), около 1543. Дерево, масло. На полотне представлены разные лики любви. Стрела и яблоко в руках Венеры символизируют соответственно любовь сладострастную и опасную. Амур, рассыпающий розы, обещает радости любви обманчивой. Об этом свидетельствуют маски в правом нижнем углу. Другие действующие лица олицетворяют Коварство, Ревность, Истину и Время как преграду любовному наслаждению.
Жизнь и творчество
Аньоло Бронзино (1503, Монтичелли близ Флоренции – 1572, Флоренция), настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Маньяно — известный мастер маньеризма во Флоренции. Известен также под именем Аньоло Тори. Ученик Раффеллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Позднее увлекся творчеством Микеланджело, с произведениями которого мог познакомиться во время своей поездки в Рим в 1546–1547. С 1530 по 1533 выполнял заказы герцога Урбинского Гвидобальдо делла Ровере (1514–1574) и жил в Пезаро. По возвращении во Флоренцию Бронзино быстро добился успеха и в 1540 стал придворным живописцем семьи Медичи.
На раннем этапе творчества находился под сильным влиянием Понтормо. Позднее Бронзино больше внимания уделяет технике изображения материальных объектов. Благодаря особому подходу к колористическому решению картин, ему удалось достичь уравновешенности композиции и пластичности изображений человеческих фигур. Наряду с произведениями на религиозные и аллегорические мотивы особое место в его творчестве занимают портреты.
Основные произведения
- Мученичество святого Лаврентия, 1529, Собор Сан Лоренцо, Флоренция;
- Пигмалион и Галатея, 1529, Национальная галерея античного искусства, Рим;
- Фрески часовни святой Элеоноры Толедской, 1545–1564, Палаццо Веккио, Флоренция.
Портреты Бронзино
Портрет Элеоноры Толедской и ее сына Джованни Медичи, около 1545. Дерево, масло. Бронзино умело передавал определенную отстраненность персонажей своих портретов по отношению к внешнему миру. Жена Козимо Медичи (1519–1574) и ее маленький сын изображены в торжественной обстановке, отдалены от окружающей их действительности замкнутым и подчеркнуто бесстрастным выражением лиц. Фактура красок на портрете напоминает глазурь. Портрет Бартоломео Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Бронзино достиг точной передачи индивидуальных черт портретируемых. Их образы художник воплощает в четких, почти геометрических формах. На данной картине это впечатление усиливается наличием архитектурного ансамбля на дальнем плане, создающего единую вертикаль с человеческой фигурой. Несмотря на пронизывающий зрителя взгляд, фигура Бартоломео Панчиатики (1507–1583) кажется застывшей. Портрет Лукреции Панчиатики, около 1540. Дерево, масло. Перед нами супруга Бартоломео Панчиатики. Выражение ее лица строгое и несколько чопорное. В 1528 Бартоломео Панчиатики женился на Лукреции ди Джисмондо Пуччи (1507–1572). Оба портрета написаны приблизительно в одно и то же время, но художник не ставил задачу создать пару. Лукреция держит правую руку на открытой книге, что придает портрету более личностный характер. Портрет Лауры Багтиферри, около 1555–1560. Холст, масло. Перед нами не просто гордая аристократка, поэтесса и жена скульптора Бартоломео Амманнаги (1511–1592). В трактовке образа присутствует философское начало. Строгая осанка, одухотворенное лицо, книга в руке говорят о глубокой религиозности этой женщины и ее уверенности в себе. Художник отражает идеи Контрреформации, оказывавшей определенное влияние на искусство того времени.artrue.ru
Итальянский живописец Бронзино Анджело | Искусство
Бронзино Анджело(1503–1572) |
Бронзино Анджело или Аньоло (1503–1572), итальянский живописец флорентийской школы.Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции. Бронзино был учеником и помощником Якопо Понтормо. С 1540 придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи.
Виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицоКартины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1540 года. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572 года.
1542. Галерея Уффици, Флоренция. |
Сороковые годы 16 века, знаменующие начало следующего этапа феодально-католической реакции в Италии, отмечены стабилизацией в итальянских государствах феодально-монархического режима и активизацией деятельности папского Рима, который возглавляет организованное наступление правящих кругов на все ренессансное наследие в политической и духовной жизни страны.
Папа Павел III Фарнезе вводит церковную цензуру, восстанавливает деятельность инквизиции; в конце 1530-х годов возникает орден иезуитов, который становится авангардом католической реакции. Она достигает своего апогея в 50—70-е годы, когда церковь, опираясь на инквизицию, становится на путь массового террора в борьбе со всеми прогрессивными силами общества.
Господствующими жанрами в живописи становятся парадный портрет. Бронзино, будучи с 1539 года придворным художником, пишет портреты членов семьи Медичи, приближенных высокопоставленных особ, верхушку аристократии. Портрет дочери Козимо Первого, написанный в 1542 году, поражает неподдельной искренностью, чистотой восприятия окружающего мира и трогательной нежностью юной принцессы. Художник создал редкий для того времени, тонкий по восприятию психологический образ девочки-подростка.
1544-1545. Галерея Уффици, Флоренция. |
Тип официального парадного портрета окончательно складывается в творчестве Бронзино в 1540-е годы. В многочисленных портретах 1540—1550-х годов исчезает оттенок тревожной неуверенности, усиливается внешняя репрезентативность и эффектность. Стремясь подчеркнуть дистанцию между зрителем и портретным образом, художник избегает теперь намека на живые человеческие чувства и черты характера, прячет их под маской чопорной надменности, ледяного бесстрастия.
В знаменитом портрете супруги Козимо Первого Элеоноры Толедской с сыном, флорентийская герцогиня восседает с торжественной неподвижностью идола.
1540. Галерея Уффици, Флоренция. |
Мастер маньеризма, Бронзино умеет великолепно построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретное сходство.
Но в портретах итальянского художника отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатлением официально-парадного облика человека, его сословного величия.
Портрет Лукреции Панчиатики написан в 1540 году; представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившаяся, смотрящая прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажется застывшим изваянием.
Поверхность лица Лукреции, написанная в слитной эмалевой манере, кажется неестественно гладкой, по тону она светлее жемчужного ожерелья и имеет сходство со слоновой костью, резко и жестко промоделированные складки рубиново-красного шелкового платья кажутся изваянными из камня, волосы приобретают металлический отсвет.
1538. Государственный музей, Берлин. |
Замкнутость, изолированность от действительности увеличивается в конце 1530-х — начале 1540-х годов. Так, в портрете Уголино Мартелли художник подчеркивает нарочитую надменность позы и осанки юноши, эффектность нервной, острой линии силуэта, изысканность жестов тонких холеных рук, придает его некрасивому лицу непроницаемость, скучающе-презрительное выражение и тем сообщает образу не только утонченный аристократизм, но и оттенок холодной неприступности.
1540-1545. Национальная галерея. Лондон. |
Картина Анджело Бронзино «Аллегория триумфа Венеры».
Венера тянется за поцелуем к Купидону, ласкающему ее грудь. Бородатый Сатурн раздвигает занавес над этой сценой. Ревность сжимает руками голову, а сверху на все это смотрит фигура в маске. Девушка с телом зверя держит в одной руке соты, в другой - свой хвост, заканчивающийся жалом. Холодный свет, окутывающий эту странную сцену, и сглаженная красочная поверхность картины составляют характерные черты стиля художника. Его композициям свойственна также преувеличенная экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены. Произведение Бронзино - замечательный пример маньеристического искусства.
1564. Галерея Уффици, Флоренция. |
Картина Анджело Бронзино «Аллегория Счастья».
Иносказательным языком искусства раскрывает художник многогранность такого понятия, как счастье. Восседающая на троне молодая женщина, символизирующая счастье в центре картины в одной руке держит рог изобилия, в другой - кадуцей, являющийся знаком Гермеса, символом удачи в торговле, приносящий богатство и благополучие. Слава также в широком понимании является синонимом счастья или его неотъемлемой составляющей; в верхней части картины один ангел держит лавровый венец победителя над головой, второй в прямом смысле "трубит Славу". Спокойно и доброжелательно взирает на все это Фортуна, придерживающая свое колесо - не обошлось и без ее участия. Двуликая фигура слева напоминает о переменчивости судьбы, а справа женщина-воительница держит наготове меч, дабы охранять и защищать завоеванное счастье. У ног аллегорической фигуры ползают в бессильной ярости олицетворяющие зло мерзкие существа, лежит пораженный враг; коленопреклоненный человек, символизирует одну из главных составляющих счастья - полновластие, всеобщее признание и поклонение.
1538. Государственный музей, Берлин. |
Аллегорический портрет Данте написан спустя много лет после его смерти и является символическим образом поэзии. Стилизованный портрет величайшего поэта целой эпохи написана гротескно и выразительно. Как и положено аллегорическому образу, он неоднозначен. Отличительной чертой многих работ Бронзино является смысловая емкость: чем дольше смотришь на картину, тем больше раскрывается перед нами обозначенная, казалось бы, в незначительных деталях историческая панорама. Убегающая за горизонт река, синие горы вдали дополняют тематическую характеристику поэзии Данте. Как будто из тьмы обращенное к свету лицо поэта вылеплено четко и рельефно, гордый профиль увенчан лавровым венцом славы.
1540-1550. Пинакотека Брера, Милан. |
Словно античная скульптура грозного владыки морских глубин предстает перед нами Андреа Дориа, современник художника. Мифологический образ довершает трезубец и скрученный в кольцо толстый канат справа от основной фигуры, немного морской атрибутики.
О том, что это придворный портрет, напоминает нам лишь фамильная надпись над трезубцем и скучноватое лицо Андреа Дориа.
Андреа Дориа
Генуэзский адмирал и государственный деятель, родился в древней аристократической семье. Он рано осиротел, стал солдатом, служил сначала в охране Папы римского Иннокентия VIII, затем у королей Неаполя Фердинанда I и Альфонса II и разных итальянских принцев. В 1522 году перешёл на службу к французскому королю Франциску I и служил у него в 1522–25 и 1527–28 годы. От него он получил звание генерал-капитана. После истечения срока своего контракта перешёл на службу к императору Карлу V. В звании адмирала он командовал несколькими экспедициями против турок, захватил Корони и Патры, в 1532 году, вместе с императором участвовал в захвате Туниса в 1535 году.
Карл V нашёл в лице Дориа неоценимого помощника в своей борьбе с Франциском I, через него он распространил влияние империи на всю Италию. В 1541 году Дориа участвовал в неудачной военной кампании Карла V в Алжире. Он спас от окончательной гибели армию и флот императора, вопреки его совету предпринявшего поход в Алжир. В течение следующих пяти лет Дориа продолжал служить у императора, участвовал в нескольких войнах.
1550-1555. Палаццо Веккио, Флоренция. |
Из блистательной череды аристократических портретов, созданных итальянским мастером, особой изысканностью отличается портрет Лауры: утонченный профиль надменного лица, грациозная шея в тончайших кружевах, холеные длинные пальцы, держащие книгу.
Один из лучших портретистов своего времени, Бронзино нередко изображает свои модели в странно неподвижных позах. В его портретах есть какая-то отчужденность, высокомерная замкнутость, которая невольно побуждает зрителя внимательно всматриваться в них
1546. Национальная галерея античного искусства, Рим. |
Портрет Андреа Дориа и Стефано Колонна, потомка древней итальянской фамилии, игравшей в средневековой истории Рима большую роль и особенно знаменитой постоянными распрями с домом Орсини.
Родоначальником её считают герцога Стефана, пришедшего из Германии в Италию около 1037 года, который женился на графине Эмилии, владетельнице Палестрины. Потомок герцога (и предок портретируемого) Пиетро делла Колонна получил, по преданию, своё название от колонны Траяна, рядом с которой он жил и владел огромными земельными владениями, в том числе городом Палестриной и неприступными замками.
1545. Галерея Уффици, Флоренция. |
Портрете сильного, волевого, уверенного в себе и в своей непогрешимости человека.
Именно таким должен быть придворный портрет, написанный придворным художником. Ломаццо пишет: «Благоразумный художник, изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков».
1542-1545. Палаццо Веккио, Флоренция. |
Анджело Бронзино «Поклонение кресту с бронзовой змеей». Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, стена у входа, деталь.
После 1540 Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккио во Флоренции, одна из них «Поклонение кресту с бронзовой змеей».
1543-1545. Палаццо Веккио, Флоренция. |
Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, левая стена, размер деталь.
Измученные долгими скитаниями по пустыне, страдающие от жары и от жажды, они, наконец-то получили воду. Жадно прильнули пересохшими губами к живительной влаге, черпают плошками и пьют, пьют...
Таким известный библейский сюжет увидел и запечатлел на фреске в Палаццо Веккио итальянский мастер.
В росписи нет ни манерности, ни экзальтированной восторженности от явленного чуда, только простые, понятные каждому человеку чувства радости и благодарности судьбе за спасение.
1540-1541. Палаццо Веккио, Флоренция. |
Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, роспись потолка, размер, деталь.
Облик Архангела Михаила получился прекрасным и героическим, а образ коварного дьявола - злобным и карикатурным. Палитра, несмотря на эмоциональную напряженность сюжета, выдержана в светлых, голубовато-серых, радостных тонах.
1540-1541. Палаццо Веккио, Флоренция. |
Фреска капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, орнамент на потолке, размер, деталь.
Гирлянда с ангелами является основным орнаментом в росписи купола капеллы, она делит на сектора рабочее пространство, заключая сюжетные фрагменты в общую смысловую композицию. С изяществом маньериста щедро заполнил художник изобилием цветов и фруктов свод капеллы, где белые облака пушистыми сугробами громоздятся на голубом небосводе. Изображение не статично, вся композиция подчинена круговому непрерывному движению по принципу карусели, а изображение орла на светло-голубом фоне неба является не только эффектным цветовым акцентом, но и вносит тревожное настроение, едва уловимое ощущение опасности.
1550. Музей истории искусства, Вена. |
Стремясь подчинить себе духовную жизнь страны, подавить всякий проблеск протеста в народе и кругах прогрессивной интеллигенции, папство, не ограничиваясь террором, вводит целую систему контроля над всеми областями идеологии, издается индекс запрещенных книг, накладывается вето на печатную продукцию.
Жесткой регламентации подвергается и изобразительное искусство, церковь рьяно насаждает в нем аскетический дух. В такой обстановке жесткого давления на свободу творчества, самовыражения, была написана одна из лучших картин итальянского художника. Одухотворенные лица библейских персонажей светятся добротой и искренней святостью, они близкие, человечные. Особенно поразительно лицо маленького Христа, его взрослые, смотрящие как будто сквозь время, глаза.
utahch.blogspot.com
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ И ПОРТРЕТЫ АНЬОЛО БРОНЗИНО — ИТАЛЬЯНСКОГО ЖИВОПИСЦА..
Святое семейство с Иоанном КрестителемСвятое семейство с Иоанном КрестителемСвятое семействоВенера, Амур и Сатир. 1528Венера, Купидон и время (Аллегория жажды)Венера, Купидон и завистьИоанн КрестительПереход израильтян через Красное мореВоскрешение ХристаНе прикасайся ко мнеВид на часовню Элеоноры да ТоледоПьета или Оплакивание, Умерший Христос, Мария и Мария МагдалинаЯвление ХристаПигмалион и ГалатеяЛукреция КосимоПортрет дамы с собачкойЭлеонора ТоледоПортрет Лукреции ПанциатичиПортрет молодой женщины с маленьким сыномПортрет поэтессы Лауры Баттиферри.Портрет девушки с книгойПортрет Элеоноры Толедской с сыном ДжованниПортрет Биа Медичи, дочери Козимо IЭлеонора ТоледскаяМолодой человек с книгой. 1535-1540Портрет скульптораПортрет молодого человека с лютнейПортрет молодого человекаПортрет Стефано КолоннаПортрет Уголино МартеллиПортрет ДантеАллегория Счастья, 1564Портрет Франческо МедичиПортрет мальчикаПортрет Марии МедичиПортрет знатной дамыПортрет леди в зеленомПортрет Джованни Медичи в детствеПортрет Лодовико КаппониКозимо I Медичи в доспехахКозимо I МедичиПортрет молодого человека.Аньоло Бронзино – флорентийский художник, один из передовых представителей маньеризма.Настоящим именем в биографии Бронзино было Аньоло ди Козимо ди Мариано.Он был учеником, а также приемным сыном Джакопо Понтормо. Продолжая его традиционный стиль, Бронзино показал великолепное художественное мастерство в портретах. Он изображал многих изысканных, знаменитых мужчин и женщин своего времени.Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции, был любимым учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело.В 1530 получил заказ в Пезаро, но через два года вернулся во Флоренцию.В искусстве Бронзино, маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах Пьета (1565) и Сошествие во Ад (обе в галерее Уффици).Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты, например Венера, Амур, Глупость и Время. Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1539.Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572.
hist-etnol.livejournal.com
Аньоло Бронзино "Аллегория с Венерой и Амуром". Тайное послание королю
Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. 1545 г. Национальная галерея Лондона
Картина Бронзино “Аллегория с Венерой и Амуром” – одна из самых загадочных и эротических картин эпохи Возрождения. Художник вложил в нее тайное послание, которое предназначалось … королю Франции.
Что художник, а вернее заказчик картины, Козимо I Медичи, правитель Тоскании, хотел донести до короля?
Зачем на переднем плане была изображена не прекрасная сцена любви, а самое настоящее извращение?
Причём тут страшная голова, кричащая от боли? И милая девушка с лапами льва и хвостом змеи?
Обличение наслаждения
Картина обнажает перед нами губительные пороки неразумной любви. Но были ли эти пороки свойственны королю Франции, Франциску I?
Оказывается, да. Франциск I (1494-1547 гг.) был настоящим эротоманом. Помимо жены и одной-двух фавориток, у него ещё был своего рода гарем. На случай, если ему захочется провести ночь с несколькими женщинами одновременно.
Насилия над женщиной он не приветствовал. Добивался дам, как истинный дипломат. Дарил высокие посты их мужьям и братьям. Самим дамам писал стихи и обольщал страстными речами.
Но съедаемый постоянным сексуальным желанием, был на грани того, чтобы стать извращенцем. Обеды с обнаженными дамами и многолюдные оргии – самое безобидное из его сексуальных причуд.
Возможно, поэтому Бронзино в центре своей картины поместил сцену извращённой любви. Амур – сын Венеры. Их поцелуй – олицетворение всего самого извращённого в погоне за телесным наслаждением.
Сифилис
Пожалуй, самое страшное на картине – это голова скорченного в муках человека. Он кричит от боли. Его кожа землянистого цвета. Пальцы скрючены и покраснели. Предположительно, все это признаки больного сифилисом.
Так художник изобразил страшные последствия бездумной погони за сексуальным наслаждением.
Скорее всего, именно этой болезнью Франциск I заразился в 1512 году, ещё в юном возрасте. Эта коварная болезнь не была причиной его смерти. Но состарила его раньше времени. В 52 года он выглядел, как глубокий старик.
Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона
Глупость
Милый мальчик с охапкой лепестков роз олицетворяет глупость. Он улыбается во весь рот, хотя шип терновой ветки проткнул его ступню. Так и влюблённые люди глупеют и не замечают опасностей.
Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона
Франциск I не был глупцом. Но его сексуальная одержимость однозначно ему мешала стать великим правителем. Переговоры с членами семьи понравившейся женщины были для него не менее важны, чем внешнеполитические дела.
Обман и двуличие
Милая девушка с розовыми щеками в зеленом платье протягивает к Венере руку с медовыми сотами. Но присмотритесь. Вы увидите, что платье никак не может прикрыть её страшное тело с чешуей. Её ноги – это лапы волка. Ещё у неё хвост змеи. А в другой руке она держит жало с ядом.
Складывается ощущение, что это прямой намёк художника на двуличие и лицемерие его главной фаворитки, графини д’Этамп. Она была очень красивой. Но в умении плести интриги ей не было равных.
В своей власти она держала короля последние 16 лет его жизни. Он слепо следовал её советам. Чтобы добиться высоких постов, шли сначала на поклон к графини. На всех важнейших постах были люди, преданные в первую очередь ей.
Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона
Потеря времени и внутренняя пустота
На заднем плане картины мы видим Бога времени, Хроноса. Здесь он явно не случаен. Для предающихся страсти время теряет значение, они забывают обо всем на свете.
Художник как бы намекает, не слишком ли это серьёзная растрата для правителя целой страны? Так много нужно сделать. А тут все время уходит на сладострастие.
Я могу предположить, что женщина-маска рядом с Хроносом может олицетворять внутреннюю пустоту. Её глазницы пусты. Под маской тоже ничего нет.
Под влиянием плотских страстей люди “пустеют”. В их головах ничему другому не остаётся места. Ни подвигам, ни великим свершениям.
Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. Фрагмент. 1545 г. Национальная галерея Лондона
Реакция Франциска I на подарок
Картину Франциск I получил буквально за год до смерти. Она не была пророчеством. Она не была предупреждением. Она была подведением итогов его жизни.
Был ли Франциск I оскорблён этим посланием? Судя по сведениям современников, он не был злопамятным и обидчивым. Скорее этаким экстравертным балагуром. К тому же ценителем искусства. Недаром он покровительствовал Леонардо да Винчи. Именно благодаря ему Франция заполучила главный портрет всех времен, Мону Лизу.
А такой поклонник искусства вряд ли бы стал обижаться из-за картины. Даже если она обличает твои пороки. Возможно, он лишь горько усмехнулся.
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Маньеризм Аньоло Бронзино | Artifex.ru
Благодаря его работам в стиле маньеризм по количеству портретов семья Медичи в XVI веке не уступала королям и императорам. Об этих полотнах можно сказать много слов: на них утонченность, изящество, нотка презрения и роскошь, глядя на которую остается лишь мечтать о подобном величии.
Творчество Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано, Agnolo di Cosimo di Mariano, 1503-1563), автора этих работ, оставило яркий след среди представителей флорентийской школы.
Любовь к живописи будущему художнику привил его первый наставник, малоизвестный живописец Раффаэлино ди Гарбо. Но главным вдохновителем стал Джакопо Понтормо, другой учитель Бронзино. Именно под его руководством он стал профессионалом. В одной из первых картин мастера «Пигмалион и Галатея» (Pygmalion and Galatea, 1529-1530) уже видны холодность и рассудительность, которые стали характерными чертами его произведений.
В своих предпочтениях Бронзино определился не сразу: то он писал героев на фоне необычных строений, то забывал о замысловатой архитектуре и основное внимание уделял самим персонажам. Так, портреты Бартоломео Панчатики (Ritratto di Bartolomeo Panciatichi, ок. 1540) и его жены Лукреции (Ritratto di Lucrezia Panciatichi, ок. 1541) чопорны и беспристрастны. Их лица похожи на маски и обращены к зрителям анфас, хотя для эпохи Возрождения это не характерно.
Бронзино тщательно прорисовал детали, делая акцент на элементах костюма и сложной прическе героини. Лукреция Панчатики держит в руках открытую книгу. Это еще одна характерная деталь работ Бронзино — намекнуть на внутренний мир героя. Книга свидетельствовала об аристократичности и просвещенности светской дамы.
Расцвет карьеры Аньоло пришелся на середину 1530-х годов – в то время его пригласили стать личным художником семьи Медичи. При дворе тосканского герцога Козимо I Медичи живописец сблизился с литераторами, художниками, путешественниками и учеными и был в восторге от произошедших в жизни перемен. В своих письмах он писал о Козимо как о «лучшем правителе, которого знавал мир», его жену, Элеонору Толедскую, называл «воплощением всех добродетелей», а детям дал ласковое прозвище — «маленькие ангелочки».
Одним из таких «ангелочков» был сын герцога Джованни. Его портрет «Джованни Медичи ребёнком» (Ritratto di Giovanni Medici, 1545) герцог попросил сделать за короткий срок. Художник справился с работой за два с половиной месяца. Тогда малышу было всего 18 месяцев, но на картине изображен уже двухлетний ребенок.
Это произведение необычно тем, что как правило Бронзино писал детей как серьёзных взрослых. Но портрет Джованни вышел живым и настоящим: улыбающийся мальчик изображен почти фронтально, а не в полный рост с «классическим» поворотом головы.
Еще одним ярким детским изображением является «Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I» (Bia di Medici, 1542). Малышка умерла от лихорадки в пятилетнем возрасте, и по просьбе отца картина была создана уже после смерти девочки. На ней ребенок с румяными пухлыми щёчками и взрослым взглядом смотрит вроде бы на зрителя, но в то же время - мимо него. Здесь можно заметить одну яркую деталь: на девочке надет медальон с изображением ее отца. Несмотря на то, что Биа родилась еще до брака с Элеонорой Толедской, она была любимицей Козимо Медичи.
Все портреты взрослых членов семьи Медичи и придворной аристократии дышат высокомерием и замкнутостью. Прямая спина, полное отчуждение, презрение во взгляде — это типичные черты, по которым в XVI веке можно было узнать представителей высшего света. Холодность изображаемых людей соседствует с роскошными и точно выверенными деталями их нарядов.
Однако Аньоло Бронзино известен не только своими портретами: он создавал еще и фрески на религиозные сюжеты. На это его вдохновил Микеланджело, с которым он встретился в Риме. Художник пытался подражать знаменитому мастеру, но на всех фресках, которые сохранились до наших дней, можно увидеть ту же холодность и бесстрастность, что и на портретах.
«Снятие с креста» (Deposition of Christ, 1540-1545) — типичная маньеристская работа Бронзино. Здесь не найти драматизма и глубины, нет реального трехмерного пространства. Зато на ней множество изящных фигур, похожих на скульптуры, гармоничное цветовое сочетание и ни одна деталь не бросается в глаза — настолько все едино. Сам герцог Козимо Медичи отзывался о «Снятии с креста» как о «редкостной по красоте» работе.
В последние годы творчества Бронзино оставил портреты и полностью посвятил себя религиозной тематике. Также он руководил флорентийской Академией изящных искусств. Это было первое в Европе учебное заведение, где студенты знакомились с живописью, музыкой и художественной реставрацией. У мэтра было много учеников. Самый известный из них — это Алессандро Аллори, который стал приёмным сыном итальянского мастера.
artifex.ru