Армянскому художнику Минасу Аветисяну – 90. Аветисян минас картины


Минас Аветисян – биография и картины художника в жанре Реализм, Экспрессионизм – Art Challenge

Аветисян Минас Карапетович – армянский живописец, график, театральный художник, заслуженный художник Армении (1968), родился 20 июля 1928 года в армянской деревне Джаджур. Учился в Ереванском училище имени Ф.Терлемезяна (1947–1952 гг.), Ереванском художественно-театральном институте (1952–1954 гг.) и ленинградском Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина (1955–1959 гг.), где одним из его главных учителей был Б.В.Иогансон. С 1960 года жил в Ереване. 

По счастливой случайности родители художника в 1915 году избежали резни, когда недалеко от Джаджура несколько тысяч людей было убито в ущелье. Часто зимними вечерами, сидя у очага его деревенского дома, художник слышал рассказы свидетелей, которые видели эти ужасные события собственными глазами.

Исторические картины Аветисяна стали молчаливой данью памяти безвинно погибшим. К наиболее известным холстам этого цикла относится картина «Дорога. Воспоминание Моих Родителей» (1965–1967).

Первая выставка Минаса прошла в 1960 году, но широкая известность пришла к Аветисяну в 1962 году, после выставки «Пяти художников», которая проходила в Ереване. Полностью состоявшегося, с яркой индивидуальностью живописца многочисленные специалисты и посетители выставки приняли очень хорошо и по достоинству оценили его картины.

В зрелых вещах Аветисяна, колористически-контрастных, написанных крупным экспрессивным мазком, обрели новую жизнь принципы фовизма. Заметный отзвук в его произведениях нашли и традиции закавказского средневекового искусства. Работы мастера, сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом образного строя, пейзажи, автопортреты, жанрово-символические сельские мотивы ( «Пекут лаваш», 1972 г. «Пейзаж с хачкарами», 1974 г., обе картины – Музей современного искусства, Ереван) воспринимались на официальных выставках как прорывы к свободе эстетического самовыражения. Тем самым Аветисян, хотя и тяготея в целом, скорее, к французскому модерну и раннему авангарду начала 20 века, сближался с современным ему российским суровым стилем. 

Успешно выступал также как театральный художник (сценография балета А.Хачатуряна «Гаянэ» в Театре оперы и балета имени А.Спендиарова, 1974; и др.) и живописец-монументалист (росписи заводских интерьеров в Ленинакане-Гюмри, 1970–1974 гг.). 

Минас много путешествовал по Армении, разыскивал исторические памятники; он изучил армянскую миниатюру и работы самых великих армянских художников, прежде всего, Мартироса Сарьяна. Сарьян был духовным отцом Минаса. Молодой художник был истинным наследником творчества великого художника и символом нового роста национальной живописи. Яркость, драматическая страстность звучания цвета Минаса продиктована самой природой Армении, утёсами, подпалёнными яркими лучами солнца, которые, кажется, представляют собой таинственную вечность.

Следуя национальным традициям в живописи, используя средства выражения, найденные в древних миниатюрах, и опыт работ известных художников, Минас все же никогда не обращался к слепому копированию. В своих работах он выражал действительность, пропустив ее через собственное восприятие и интерпретацию жизни.

К сожалению, очень много работ художника погибло в 1972 году в огне. Ночью 1 января, в то время когда Минас был в Джаджуре со своей семьей, его ереванская студия была сожжена вместе с большей частью его лучших холстов.

Спустя три года, в 1975 году Минас Аветисян погиб под колесами автомобиля, заехавшего на тротуар.

Судьба, казалось, была против него даже после его смерти, когда землетрясение уничтожило часть его фресок в Ленинакане (Гюмри) и сравняло с землей музей Минаса Аветисяна в его родной деревне Джаджур.

Имя Минаса Аветисяна произносится в Армении с особенной привязанностью. Он посвятил всю свою трагически короткую жизнь искусству. Между 1960 и 1975 гг. Минас создал более 500 холстов и больших и маленьких, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для дюжины театральных представлений.

Аветисян Минас Карапетович – армянский живописец, график, театральный художник, заслуженный художник Армении (1968), родился 20 июля 1928 года в армянской деревне Джаджур. Учился в Ереванском училище имени Ф.Терлемезяна (1947–1952 гг.), Ереванском художественно-театральном институте (1952–1954 гг.) и ленинградском Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина (1955–1959 гг.), где одним из его главных учителей был Б.В.Иогансон. С 1960 года жил в Ереване. 

По счастливой случайности родители художника в 1915 году избежали резни, когда недалеко от Джаджура несколько тысяч людей было убито в ущелье. Часто зимними вечерами, сидя у очага его деревенского дома, художник слышал рассказы свидетелей, которые видели эти ужасные события собственными глазами.

Исторические картины Аветисяна стали молчаливой данью памяти безвинно погибшим. К наиболее известным холстам этого цикла относится картина «Дорога. Воспоминание Моих Родителей» (1965–1967).

Первая выставка Минаса прошла в 1960 году, но широкая известность пришла к Аветисяну в 1962 году, после выставки «Пяти художников», которая проходила в Ереване. Полностью состоявшегося, с яркой индивидуальностью живописца многочисленные специалисты и посетители выставки приняли очень хорошо и по достоинству оценили его картины.

В зрелых вещах Аветисяна, колористически-контрастных, написанных крупным экспрессивным мазком, обрели новую жизнь принципы фовизма. Заметный отзвук в его произведениях нашли и традиции закавказского средневекового искусства. Работы мастера, сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом образного строя, пейзажи, автопортреты, жанрово-символические сельские мотивы ( «Пекут лаваш», 1972 г. «Пейзаж с хачкарами», 1974 г., обе картины – Музей современного искусства, Ереван) воспринимались на официальных выставках как прорывы к свободе эстетического самовыражения. Тем самым Аветисян, хотя и тяготея в целом, скорее, к французскому модерну и раннему авангарду начала 20 века, сближался с современным ему российским суровым стилем. 

Успешно выступал также как театральный художник (сценография балета А.Хачатуряна «Гаянэ» в Театре оперы и балета имени А.Спендиарова, 1974; и др.) и живописец-монументалист (росписи заводских интерьеров в Ленинакане-Гюмри, 1970–1974 гг.). 

Минас много путешествовал по Армении, разыскивал исторические памятники; он изучил армянскую миниатюру и работы самых великих армянских художников, прежде всего, Мартироса Сарьяна. Сарьян был духовным отцом Минаса. Молодой художник был истинным наследником творчества великого художника и символом нового роста национальной живописи. Яркость, драматическая страстность звучания цвета Минаса продиктована самой природой Армении, утёсами, подпалёнными яркими лучами солнца, которые, кажется, представляют собой таинственную вечность.

Следуя национальным традициям в живописи, используя средства выражения, найденные в древних миниатюрах, и опыт работ известных художников, Минас все же никогда не обращался к слепому копированию. В своих работах он выражал действительность, пропустив ее через собственное восприятие и интерпретацию жизни.

К сожалению, очень много работ художника погибло в 1972 году в огне. Ночью 1 января, в то время когда Минас был в Джаджуре со своей семьей, его ереванская студия была сожжена вместе с большей частью его лучших холстов.

Спустя три года, в 1975 году Минас Аветисян погиб под колесами автомобиля, заехавшего на тротуар.

Судьба, казалось, была против него даже после его смерти, когда землетрясение уничтожило часть его фресок в Ленинакане (Гюмри) и сравняло с землей музей Минаса Аветисяна в его родной деревне Джаджур.

Имя Минаса Аветисяна произносится в Армении с особенной привязанностью. Он посвятил всю свою трагически короткую жизнь искусству. Между 1960 и 1975 гг. Минас создал более 500 холстов и больших и маленьких, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для дюжины театральных представлений.

Сохранить

artchallenge.ru

Минас Аветисян (1928 – 1975). Армянская живопись

 1960-е годы стали новым “золотым веком” в истории искусства Армении. Выдающиеся представители этой поры заново открыли природу армянского искусства, обретя новую силу пластики и цвета. Одним из ярких примеров нового “Возрождения” стал Минас Аветисян (1928–1975). Минас и другие представители этого периода сумели преодолеть мироощущение угнетенности и неустойчивости, создать новую атмосферу, которая обогатилась новыми именами.

АВЕТИСЯН Минас Карапетович – армянский живописец, график, театральный художник, заслуженный художник Армении (1968), родился 20 июля 1928 года в армянской деревне Джаджур. Учился в Ереванском училище имени Ф.Терлемезяна (1947–1952 гг.), Ереванском художественно-театральном институте (1952–1954 гг.) и ленинградском Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина (1955–1959 гг.), где одним из его главных учителей был Б.В.Иогансон. С 1960 года жил в Ереване. По счастливой случайности родители художника в 1915 году избежали резни, когда недалеко от Джаджура несколько тысяч людей было убито в ущелье. Часто зимними вечерами, сидя у очага его деревенского дома, художник слышал рассказы свидетелей, которые видели эти ужасные события собственными глазами. Исторические картины Аветисяна стали молчаливой данью памяти безвинно погибшим. К наиболее известным холстам этого цикла относится картина «Дорога. Воспоминание Моих Родителей» (1965–1967). Первая выставка Минаса прошла в 1960 году, но широкая известность пришла к Аветисяну в 1962 году, после выставки «Пяти художников», которая проходила в Ереване. Полностью состоявшегося, с яркой индивидуальностью живописца многочисленные специалисты и посетители выставки приняли очень хорошо и по достоинству оценили его картины. В зрелых вещах Аветисяна, колористически-контрастных, написанных крупным экспрессивным мазком, обрели новую жизнь принципы фовизма. Заметный отзвук в его произведениях нашли и традиции закавказского средневекового искусства. Работы мастера, сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом образного строя, пейзажи, автопортреты, жанрово-символические сельские мотивы ( «Пекут лаваш», 1972 г. «Пейзаж с хачкарами», 1974 г., обе картины – Музей современного искусства, Ереван) воспринимались на официальных выставках как прорывы к свободе эстетического самовыражения. Тем самым Аветисян, хотя и тяготея в целом, скорее, к французскому модерну и раннему авангарду начала 20 века, сближался с современным ему российским суровым стилем. Успешно выступал также как театральный художник (сценография балета А.Хачатуряна «Гаянэ» в Театре оперы и балета имени А.Спендиарова, 1974; и др.) и живописец-монументалист (росписи заводских интерьеров в Ленинакане-Гюмри, 1970–1974 гг.). Минас много путешествовал по Армении, разыскивал исторические памятники; он изучил армянскую миниатюру и работы самых великих армянских художников, прежде всего, Мартироса Сарьяна. Сарьян был духовным отцом Минаса. Молодой художник был истинным наследником творчества великого художника и символом нового роста национальной живописи. Яркость, драматическая страстность звучания цвета Минаса продиктована самой природой Армении, утёсами, подпалёнными яркими лучами солнца, которые, кажется, представляют собой таинственную вечность. Следуя национальным традициям в живописи, используя средства выражения, найденные в древних миниатюрах, и опыт работ известных художников, Минас все же никогда не обращался к слепому копированию. В своих работах он выражал действительность, пропустив ее через собственное восприятие и интерпретацию жизни. К сожалению, очень много работ художника погибло в 1972 году в огне. Ночью 1 января, в то время когда Минас был в Джаджуре со своей семьей, его ереванская студия была сожжена вместе с большей частью его лучших холстов. Спустя три года, в 1975 году Минас Аветисян погиб под колесами автомобиля, заехавшего на тротуар. Судьба, казалось, была против него даже после его смерти, когда землетрясение уничтожило часть его фресок в Ленинакане (Гюмри) и сравняло с землей музей Минаса Аветисяна в его родной деревне Джаджур. Имя Минаса Аветисяна произносится в Армении с особенной привязанностью. Он посвятил всю свою трагически короткую жизнь искусству. Между 1960 и 1975 гг. Минас создал более 500 холстов и больших и маленьких, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для дюжины театральных представлений. В чем главная сила притяжения великого Минаса Аветисяна? Если отбросить искусствоведческие построения, эта сила в глубокой привязанности художника к своим корням.
Привязанность к разным явлениям одна из самых сильных сторон человека. Человек все принимает и отдает, пропуская через себя, именно в этом залог совершенства в искусстве. Вековые страдания и лишения армян усилили чувство привязанности и стали всем известной характеристикой народа. Геноцид 1915 года открыл новую страницу скорби в мировой истории — те, кто выжил, и новые поколения продолжали хранить и крепить в своей душе родственные связи с прошлым. Минас родился в селе Джаджур недалеко от Гюмри (Ленинакана) в семье спасшихся от геноцида армян.  
 Но не это было отправной точкой его творчества. Он был связующим звеном между средневековым наследием и современным армянским искусством, чувствовал сформированную веками систему ценностей, которые надлежало перенести в современный мир. В его картинах присутствует притяжение к первородному источнику и основным его формообразующим свойствам. Не случайно каждая цивилизация в своей мифологии уделяла огромное внимание месту становления своих племен, их первопредку-тотему и системе начального культурного уклада общества. Талантливого человека делает великим прямое обращение к своим корням, без каких-либо уклонений и ложного жеманства. Это можно видеть в произведениях Минаса. Он создавал свои полотна, ни на минуту не забывая о священных для него образах. Приземистые, но архитектоничные хижины. Согбенные, но твердо, как обелиски, стоящие люди. Недоступные, как мечта, горы, создающие своим внутренним движением представление о вечности. Он использовал в своих мазках резкие динамические изгибы, но превращал созданное в константу, в статичную массу, стремясь навсегда увековечить прожитое. В образах Джаджура Минас использованием элементарных геометрических форм достигает завершенности композиции. Такое под силу только человеку, родившемуся с природным даром, иначе легко скатиться в русло схематизма. Создавая фигуры, Минас избегает излишеств и ограничивается только несколькими изгибами линий. В картине “Девушка с платком” (1966 г.), как и на египетских рельефах, плоскостная фигура женщины не выделяется на общем, равнозначном с ней фоне. В рельефах Египта фон был основой и продолжением изображения, потому что представлял память в настоящем. В древности народы жили, руководствуясь жизненным правилом, где причина — это прошлое, а следствие — настоящее. Поэтому изобразительный фон играл огромную роль, как основа и как прошлое — он соединял элементы действия в гармоничную систему. Цветовая гамма, активные мазки, геометрические формы играют важную роль в активизации фона. В пейзажах Минаса люди представляются естественными производными природной стихии, неся такую же мощь, как горы или хижины. Это подтверждает картина “В горах”. Мощный черный силуэт царствует над таинственным горным пейзажем, связывая воедино всю композицию. Никакие художественные трюки не отвлекают глаз зрителя. Все внимание сосредоточено на каркасе черных силуэтов, которые тянут в глубь горных массивов и открывают внутренние импульсы жизненной энергии. Если в композиционных работах Минас изображает фигуры как единое целое с природой, то в автопортретах он остается наедине со своими внутренними переживаниями, сомнениями, разочарованиями. Это единственный жанр, где художник, хочет он или нет, должен отчитываться перед собой. Если он не старается ускользнуть от собственного взгляда, толика правды на холсте все же остается. В своих автопортретах Минас в основном глядит в упор на зрителя, выявляя во взгляде бунтарское, критичное и судящее начало. Создав в разные периоды творчества несколько автопортретов с суровым и всепонимающим взглядом, он как бы дает оценку той части творчества, которая осталась позади. И всегда ответ один и тот же: отдавать работе всего себя без сожалений. Он не избегает своего взгляда, и лицо на холсте так же сурово смотрит в ответ, доказывая, что пройденный путь был честным. Возвращаясь к чувству привязанности, нельзя не упомянуть о том происшествии, которое кардинально изменило будущее Минаса Аветисяна. Во время учебы в Ереванском художественно-театральном институте один из преподавателей неуважительно отозвался о творчестве Сарьяна. Взбешенный Минас запустил в него стулом. Ректор Ара Саркисян помог замять инцидент, Минас очутился в Ленинграде и продолжил учебу в Ленинградском институте имени Репина. Сарьян был для Минаса чем-то вроде духовного наставника и ярким символом его детских впечатлений, впоследствии еще более укоренившимся из-за частых встреч и общения. Памятная с детства, любимая Минасом книга сказок О.Туманяна была иллюстрирована Сарьяном ярко и лаконично. Локальные непосредственные цвета и сильный ясный рисунок вошли в душу будущего мастера и стали для него критерием высокой художественности. В Ленинграде, где Минас увидел работы великих художников авангарда и их предшественников — Матисса, Пикассо, Ван Гога, Сезанна — родился его собственный колорит. Иногда утверждают, что истоки этого колорита идут из армянских средневековых манускриптов. Сам Минас не претендовал на роль носителя средневековых ценностей. Если он за счет внутренней свободы приблизился к золотому веку армянского наследия, то это лишний раз подтверждает величие его таланта. Не стоит, однако, забывать, что средневековье переносило понятия древнего искусства в символы, ограничивая их строгими рамками. Современное искусство начинало с перенесений символов в понятия, чтобы не потерять начало и конец той самой связующей нити, которая объединяет разные события круговорота жизни. В искусстве Минаса присутствуют четкие обозначения: горы, дома, схематические фигуры, насыщенный, непроницаемый колорит. Это не символы как таковые — формой и цветом они не отстранены, не отделяются от общего настроения картины. Это своего рода архетипы неких понятий. Колорит Минаса часто называют фовистским или экспрессионистическим. Да, он видел эти тенденции, и они явились для него творческими стимулами, но нельзя забывать, что все направления в искусстве имеют свою историю. Нельзя игнорировать полувековую дистанцию между указанными направлениями и творчеством Минаса. Естественно, Минас не мог чувствовать так, как чувствовали тогда. Фовизму присущи яркие, чистые, оптимистичные цвета, он хотел порвать с прошлым, с зависимостью от него. Матисс желал навеять только спокойствие и безмятежность, но этого нельзя сказать о Минасе, который не мог оставить зрителя равнодушным своими печалью и внутренним противоборством. Рождение экспрессионизма помимо прочего было обусловлено началом первой мировой войны, он носил в себе ноты разочарования, пессимизма и жестокости. Для Минаса такие чувства были чуждыми, он был слишком прочно связан со своим собственным прошлым. Искусствоведческий язык щедро клеит ярлыки на творческую личность. Это приводит к застою в оценке созданий художника, так как неправильно использованное слово создает лишнюю помеху для исследования. Минас создал свой собственный язык колорита, где цвет своего рода “непорочным зачатием” наделяет дыханием весь холст. Это создает массу трудностей для эпигонов и копировальщиков Минаса, которые рано или поздно поймут свою беспомощность. Можно вспомнить многих художников, которые всю свою творческую жизнь отдали единственной теме — месту рождения — и никогда не повторялись. Сразу приходит на ум великий Вермеер, запечатлевший будничную жизнь свою и голландского городка Дельфта. Сколько таинственной притягательности в его картинах. Рентгеновские лучи обнаружили почти на всех холстах художника добавленный к краскам свинец, лучащийся изнутри. Избороздив парижские небосклоны, великий Сезанн, оставил всех соперников и вернулся в свое родное лоно в Экс-ан-Провансе. Он понял, что может выиграть в этой беспощадной битве, если прислушается к зову своей души. Каждый из многочисленных пейзажей с горой Сент Виктуар представляет новые впечатления и настроения.

worldartdalia.blogspot.com

Минас Аветисян - Художник с симфоническим дыханием

Минас Аветисян - ХудожникНет малых и больших тем, есть художник, творец, который соответствующими своему темпераменту, миропониманию выразительными средствами стремится раскрыть свое внутреннее, прожитое и прочувствованное. Минас Аветисян.

Минас Аветисян родился 20 июля 1928 года в отдаленной армянской деревушке Джаужур. В быту патриархальной семьи Минаса сохранились многие из черт, которые веками накапливались в народе и укоренились в нем — здесь уважали правду, понимали и ценили юмор. Отсюда твердость характера, добрый юмор и та подлинность которые характеризовали Минаса.

Значительную роль в становлении художника сыграли Ленинград (Петербург) с его ни с чем не сравнимым очарованием, Эрмитаж и Академия художеств. Минас всегда с благодарностью вспоминал друзей по институту имени И. Репина, своих учителей А. Зайцева, Л. Худякова, Б. Иогансона, которые, обучая студентов мастерству, не мешали естественному проявлению их творческой личности и таланта.

Минас много ездил по Армении, с жадностью изучал древнейшие и современные исторические памятники, вобравшие в себя мудрость народа, его гений, и армянскую миниатюру, впитывал духовное богатство, созданное крупнейшими армянскими художниками и прежде всего Сарьяном.

Достаточно один раз побывать в Джаджуре, чтобы понять, насколько органично Минас был связан с родной природой и насколько она способствовала становлению художника. Детство проведенное в селе, работа в поле под палящими лучами солнца, суровые очертания гор, рассказы мудрых стариков были не только школой жизни, но и своеобразной школой искусства, сформировавшей мировосприятие юноши.

Бесконечно влюбленный в родной край, уже художник, Минас хочет подчеркнуть суровую красоту Джаджура. Джаджурские пейзажи Аветисяна вносят в армянскую пейзажную живопись новые качества. Художнику удается синтезировать природу в самом обычном мотиве, убедительно и поэтично передать характер Армении.

Минас принес в национальную живопись не только интенсивное, свежее цветовое видение, но создал особый, глубоко современный образ армянской природы, своего рода собирательный образ суровой горной страны. Аветисян написал ряд полотен, национальных не только по своим сюжетам и тематика, но и по форме, новой и для современной армянской живописи.

Цвет в творчестве Минаса играет самую принципиальную роль. Некоторые его произведения по активности и напряженности не имеют себе равных в современной армянской живописи. Он распределяет цветовые пятна в зависимости от их гармоничной согласованности в полотне. Подобное свободное использование цвета служит глубокому образному мышлению.

Разнообразна портретная галерея, созданная Минасом. Во многих изображениях конкретных людей он выражает обобщенную, доходящую до символического звучания мысль. Художник часто обращается к женским портретам. При всем различии типажей, формальных решений все они наделены единым настроением: задумчивой грустью и загадочной лирикой.

Создавая довольно большое количество женских портретов, Минас нигде не повторяет решений. Обобщение образа — вот черта, определяющая лучшие портреты Минаса. Например, «Портрет отца» ценен жизненностью образа, проявившейся в позе, в опущенных, усталых, но сильных, больших руках труженика, в умном мудром лице, небрежно висящей одежде.

Минас часто обращается к автопортрету, стараясь каждый расширить обычное понимание этого жанра. Как только не изображали себя художники разных эпох и народов! С кистью в руках, с палитрой, с женой на коленях, в толпе людей, но редко можно увидеть автопортрет с колючкой в руке. Обыкновенной колючкой, растущей в горах среди камней. Эта, казалось бы, случайная деталь во многом характеризует отношение Минаса к жизни. Поэзия его творчества так же сурова, как и край, который он воспевает. К числу лучших произведений Минаса следует отнести портрет его матери. Он написан по памяти и овеян светлой, поэтичной грустью.

Жизненной правдой и эмоциональностью насыщено полотно «Мои родители». Родители Минаса в 1915 году чудом спаслись от геноцида. Недалеко от Джазжура в ущелье было убито несколько тысяч невинных людей. Драматизм полотен Минаса на историческую тему — молчаливая вечная дань памяти погибших.

К наиболее значительным полотнам этого цикла относится «Дорога. Воспоминание родителей», но оно, как и многие произведения Аветисяна, погибло во время пожара. После глубокой моральной травмы — пожара мастерской, — которая на время приостановила творческую деятельность Минаса, художник активно включился в работу и создал ряд значительных произведений, среди них «Раздумье» и «Пекут лаваш».

Творчество Минаса Аветисяна нашло широкое признание в Германии, США, Канаде, Венгрии, Турции, Франции, в республиках бывшего Союза.

Минас традиционен. Традиция воспевать свой край, свою землю, свои камни, а главное, своих людей. И эта любовь к Армении в ярких, звонких, чистых тонах передается зрителю.

Аветисян относится к числу наиболее актуальных мыслящих армянских художников, доказывающих, как и Сарьян, что быть полезным своему народу, выражать его чаяния можно по-всякому, но при непременном условии — на языке достойном искусства. У художника счастливо сочетаются такие качества как талант, профессионализм, богатая фантазия и обаяние.

Почти все, к чему прикасалась его рука, наделено вкусом, тактом и тем особым дыханием земли, которое характеризует произведение наиболее ярко выраженных национальных живописцев. И за всем этим беспредельная любовь и преданность земле своих предков.

Искусство Аветисяна представляет собой единый сплав, в котором взаимодействует мастерство колориста и рисовальщика. Музыкальность, удивительное чувство ритма, свойственные его живописи и графике, помогли ему создать целый ряд великолепных декораций для Ереванского театра оперы и балета.

Балет Хачатуряна «Гаяне» в декорациях Минаса получил свое второе рождение. Арам Хачатурян говорил о Минасе: «Темперамент Минаса — сильный, яркий, мне очень близок. Являясь художником с симфоническим дыханием, он ворвался в театр с широкими и глубокими мыслями. Он перенес в театральную живопись свой мощный симфонизм».

Мартирос Сарьян однажды сказал Аветисяну: «Я старше тебя на пятьдесят лет — жаль, что мало времени осталось. Где ты был? Пришел бы чуть раньше. Не забудь, искусство любит борьбу. Теперь я уже не один. Ты тоже не один. Значит продолжай дерзать. Я верю в твои хорошие руки».

После смерти Сарьяна, Минас прожил всего три года, но создал столько, что этого хватило бы еще на целую жизнь. Его искусство заняло почетное место в истории мировой живописи.

Севанский монастырь. 1962 г.                                                        Натюрморт с арбуз

vstrokax.net

Армянскому художнику Минасу Аветисяну – 90

Юбилейная экспозиция в Национальной галерее Армении

В Национальной картинной галерее Армении открылась выставка «Минас Аветисян. Искусство древнее и совершенно новое», которая приурочена к 90-летию великого художника.

Организаторы выставки считают, что это прекрасная возможность для нового осмысления его творчества, возможность посмотреть на его творчество под другим ракурсом, другими глазами.

Экспозиция продлится три месяца, она включила около ста работ, хранящихся в Национальной галерее, в Музее современного искусства, в собрании Первопрестольного Эчмиадзина, в Доме-музее Арама Хачатряна, в частных коллекциях.

Властелин цвета, армянский Матисс – так называли великого армянского художника Минаса Аветисяна. Такого аншлага на открытии выставки не было давно. Экспозиция представила весь творческий путь Минаса. Творчество Минаса давно уже вышло за пределы Армении и получило широкое распространение во многих европейских странах, США, Канаде, СНГ.

Картины Минаса хранятся не только в музеях мира, но и у частных коллекционеров, которые были почетными гостями выставки. Так, Вардан Григорян начал покупать работы мастера еще в 70-ых. Он – обладатель почти двадцати живописных работ Минаса. По словам Григоряна, у него ни разу не возникало желания продать работы любимого художника. Они, как члены семьи, сопровождают коллекционера по жизни.

«Как можно не любить Минаса. Это же наше армянское искусство. Принципы его творчества берут начало от средневекового армянского искусства. Благодаря Минасу я полюбил живопись и стал приобретать работы наших мастеров, однако Минас по своему величию всегда стоит особняком», – сказал Григорян.

Биография и творческий путь Минаса

Минас Аветисян родился в 1928 году в горном селе Джаджур Ширкской области. В 24 года, когда другие заканчивали обучение, Минас Аветисян приехал в Ереван и получил профессиональное образование в Художественном училище имени Терлемезяна и в Ереванском Художественно-театральном институте. Затем учился в Академии художества имени Репина в Ленинграде, которую окончил в 1960 году.

Впоследствии Минас часто вспоминал, что его учителю Борису Владимировичу Иогансону приходилось защищать своего ученика. «Не трогайте моего Минаса, – говорил тот. – Дайте ему возможность работать именно так, как ему хочется». Однако истинными своими учителями Минас всю свою жизнь считал армянских миниатюристов Средневековья, а также Гогена и Матисса. Все свободное время он проводил в Эрмитаже, чаще всего в зале, где экспонировались картины Матисса.

Огромный успех пришел к Минасу в 1962 году, после выставки «Пять художников», на которой он смог показать свою индивидуальность, неповторимый стиль и взгляд на окружающий мир.

С каждой новой картиной художник все больше и больше раскрывался, показывая миру то, что его интересует. Когда патриарх армянского изобразительного искусства Мартирос Сарьян впервые увидел картины Минаса, он сначала впал в глубокое раздумье, а потом вынес вердикт: «Художник, имеющий такой рисунок, имеет право рисовать все, что ему захочется. Его полотна – это яркий и впечатляющий гимн солнцу».

Минаса называют армянским Матиссом. Он создавал контрастный колорит, наполненный солнцем. Искусствоведы считают, что его картины многослойны, его красный и синий – это не просто цвета, их он получал благодаря многослойному нанесению краски. Его картины многослойны в прямом и переносном смысле этого слова. Минас – философ, который никогда не копировал реальность. Его работы – это выражение чувств или отношения. Все душевные переживания он переносил на полотно.

«Когда мы видим графику, пастель у других художников, это расценивается как эскизная работа, которую художник впоследствии переносит на большое полотно. Любая графическая работа Минаса не расценивается как эскиз, это отдельная ветвь искусства – темпера, гуашь. Международные эксперты всегда относят его работы к высшему классу в живописи», – объяснил искусствовед Гамлет Матевосян.

Минас был очень привязан к своей жене Гаяне Маманджян-Аветисян, также художнице, и к двум сыновьям, которых безумно любил. «Минас сделал мне предложение через полчаса после знакомства, – вспоминает Гаяне. – Я почти согласилась, но после этого мы продолжали встречаться еще целый год. А еще я видела во сне картины Минаса, которые он еще не написал. Думаю, что это объяснялось моей страстной увлеченностью его живописью».

Нарек – сын Минаса Аветисяна – стал талантливым художником. Его картины приобретают известные в мире галереи. Арман Аветисян возглавил Дом-музей Минаса Аветисяна в родном селе Джаджур. Во время Спитакского землетрясения 1988 года Дом-музей буквально сравнялся с землей, пострадали работы Минаса. Благодаря государственной поддержке, в 2005 году Дом-музей был восстановлен, а работы – реставрированы. Директор музея Арман Аветисян вспоминает рассказы друзей своего отца о необычном детстве Минаса Аветисяна.

«Он был человеком с раннего детства очень зрелым. Маленький пример: будучи восьмилетним мальчишкой, он требовал от матери, чтобы она сшила ему штаны из разноцветных лоскутков, потому что он так воспринимал мир, цветным», – рассказал Арман Аветисян.

Трагический рок на протяжении всей жизни преследовал художника. 25 декабря 1971 года Минас семьей уехал в родное село Джаджур, чтобы провести новогодние праздники в родительском доме. А в ночь с 1 на 2 января 1972 года в городской мастерской художника при загадочных обстоятельствах вспыхнул пожар, и огонь уничтожил все картины в мастерской, сгорела вся переписка и архивы художника.

Трагедия усугублялась еще и тем, что именно тогда Минас готовился к большой персональной выставке в Париже и поэтому собрал в мастерской большую часть своих лучших работ, причем попросил свои работы у коллекционеров из частных коллекций. Минас очень тяжело перенес эту трагедию, однако работать не перестал. В период с 1960 по 1975 годы Аветисян создал около пятисот живописных и столько же графических работ.

Минас – сценографист, художник-декоратор

Минас никогда не останавливался на чем-то одном. Более двадцати фресок и дюжины театральных представлений дают понять о широком таланте художника. Балет Арама Хачатуряна «Гаяне» в декорациях Минаса получил свое второе рождение. Оформлять балет «Гаяне» Минаса пригласил сам Арам Ильич.

«Минас с самого начала знает, чего он хочет, – говорит Хачатурян. – Он четко видит, слышит. Он интересен тем, что знает, какое нужно сочетание, быстро его находит, стремится полностью воплотить свои замыслы и болезненно переживает малейшие срывы. Его трудно сбить, он не попадает под влияние никаких авторитетов. Темперамент Минаса – сильный, яркий, мне очень близок. Являясь художником с симфоническим дыханием, он ворвался в театр с широкими и глубокими мыслями. Он перенес в театральную живопись свой мощный симфонизм».

Трагический уход из жизни

В воскресный день 16 февраля 1975 года Минас присутствовал на пятидесятом представлении балета Эдгара Оганесяна «Антуни», который шел в его оформлении. Он возвращался домой и на перекрестке улиц Саят-Нова и Теряна при загадочных обстоятельствах невесть откуда взявшаяся автомашина сбила шагающего художника и прижала его к стене.

Целую неделю Минас боролся со смертью. 24 февраля мастер скончался. Он погиб в 46 лет, но при этом навечно остался жить в своей живописи. В истории армянского искусства он навсегда останется большим художником, потому что имел свой голос, свою палитру, свое слово и свою тему. 

mir24.tv

Аветисян Минас Карапетович — Энциклопедия фонда «Хайазг»

Дополните информацию о персоне

Аветисян Минас Карапетович
Avetissian Minas
272 2.png
На английском: Avetissian Minas
На армянском: Ավետիսյան Մինաս Կարապետի
Дата рождения: 20.07.1928
Место рождения: Джаджур, Армения
Дата смерти: 24.02.1975
Место смерти: Ереван, Армения
Краткая информация:Художник

Родился в селе Джаджур (Ахурянский район) 20 июля 1928 в крестьянской семье.

1947-1952 - Ереванское художественное училище имени Ф. Терлемезяна.

1952-1954 - Ереванский художественно-театральный институт и Ленинградский Институт живописи, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина.

В 1960 - первая выставка, но широкая известность пришла в 1962, после состоявшейся в Ереване экспозиции «Пять художников».

Между 1960 и 1975 - создано 500 холстов и больших и маленьких, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для около дюжины театральных представлений.

Успешно выступал также как театральный художник и живописец-монументалист.

Его произведения экспонировались в Советском Союзе, в Германской Демократической Республике, Чехословакии, Монголии, Югославии, Болгарии, Венгрии, Турции, США, Канаде, Франции, Австрии.

24 февраля 1975 трагически погиб в автомобильной аварии в Ереване.

Достижения

  • заслуженный художник Армении (1968)

Произведения живописи

  • Джаджур (1960)
  • Мои родители (1962)
  • Художник (1963, не сохранилась)
  • Наша деревня (1964)
  • Портрет отца (1965)
  • Утро (1965)
  • Встреча (1965)
  • Девушка с платком (1966)
  • Автопортрета с колючкой (1967)
  • Портрет матери (1967)
  • Дорога. Воспоминание родителей (1965-1967)
  • Раздумье (1972)
  • Пекут лаваш (Музей современного искусства, Ереван, 1972)
  • Воспоминание (1973)
  • Пейзаж с хачкарами (Музей современного искусства, Ереван, 1974)

Другие работы

  • росписи заводских интерьеров в Ленинакане-Гюмри (1970-1974)
  • сценография балета А. Хачатуряна «Гаянэ» в Театре оперы и балета имени А. Спендиарова (1974)
  • 1975 - Художник фильма «Этот зеленый, красный мир»

Изображения

Работы

Фото

Разное

  • Землетрясение уничтожило часть его фресок в Гюмри и музей в родной деревне Джаджур.
  • Между 1960 и 1975, Минас создал около 500 холстов, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для более чем десятка театральных представлений.
  • Его искусство заняло почетное место в истории мировой живописи.

Фильмы

  • Минас. Документальный фильм. 1976 г., студия т/ф «Ереван», 28 мин. (775м), цвет. / Автор сценария / режиссёр / оператор М. Варжапетян [О жизни и творчестве замечательного современного армянского живописца Минаса Аветисяна, безвременно ушедшего из жизни]
  • Минас (Реквием). Документальный фильм. 1989 г., ТОДФ «Арменфильм», 10 мин. (282 м), цвет. / Автор сценария / режиссёр М. Вартанов, операторы: М. Вартанов, А. Меликян, звукооператор К. Курдиян, редактор А. Акопян, директор Х. Календарли [О выдающемся армянском художнике второй половины ХХ века Минасе Аветисяне]

ru.hayazg.info

Аветисян Минас Карапетович

(1928-1975)

Армянский живописец, график, театральный художник. Заслуженный художник Армении (1968). Родился в 1928 году в армянской деревне Джаджур. Учился в Ереванском училище имени Ф.Терлемезяна (1947-1952), Ереванском художественно-театральном институте (1952-1954) и ленинградском Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина (1955-1959), где одним из его главных учителей был Б.В.Иогансон. С 1960 года жил в Ереване.

Первая выставка Минаса прошла в 1960 году, но широкая известность пришла к Аветисяну в 1962 году, после выставки «Пяти художников», которая проходила в Ереване. Полностью состоявшегося, с яркой индивидуальностью живописца многочисленные специалисты и посетители выставки приняли очень хорошо и по достоинству оценили его картины.

Успешно выступал также как театральный художник (сценография балета А.Хачатуряна «Гаянэ» в Театре оперы и балета имени А.Спендиарова, 1974; и др.) и живописец-монументалист (росписи заводских интерьеров в Ленинакане-Гюмри, 1970–1974 гг.).

Минас много путешествовал по Армении, разыскивал исторические памятники. Он изучил армянскую миниатюру и работы самых великих армянских художников, прежде всего, Мартироса Сарьяна. Сарьян был духовным отцом Минаса. Молодой художник был истинным наследником творчества великого художника и символом нового роста национальной живописи. Яркость, драматическая страстность звучания цвета Минаса продиктована самой природой Армении, утёсами, подпалёнными яркими лучами солнца, которые, кажется, представляют собой таинственную вечность.

Работы находятся в Доме-музее М. Аветисяна (Ереван), Музее современного искусства (Ереван, НГА), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Музее стран народов Востока (Москва), многочисленных частных коллекциях Армении и России и многих зарубежных стран.

 

 

Эскиз Армянская палитра

kupitkartinu.ru

(Русский) У мальчика талант… Минас Аветисян

20 июля 1928 года в армянской деревне Джаджур родился Минас Аветисян,  армянский живописец, график, театральный художник — один  из самых  великих и трагических художников 20-го века.

Минас учился в Ереванском училище имени Ф.Терлемезяна (1947–1952 гг.), Ереванском художественно-театральном институте (1952–1954 гг.) и ленинградском Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина (1955–1959 гг.), где одним из его главных учителей был Б.В.Иогансон. С 1960 года Минас жил в Ереване.

По счастливой случайности родители художника в 1915 году избежали резни, когда недалеко от Джаджура несколько тысяч людей было убито в ущелье. Часто зимними вечерами, сидя у очага его деревенского дома, художник слышал рассказы свидетелей, которые видели эти ужасные события собственными глазами.

Исторические картины Аветисяна стали молчаливой данью памяти безвинно погибшим. К наиболее известным холстам этого цикла относится картина «Дорога. Воспоминание Моих Родителей» (1965–1967).

Первая выставка Минаса прошла в 1960 году, но широкая известность пришла к Аветисяну в 1962 году, после выставки «Пяти художников», которая проходила в Ереване. Полностью состоявшегося, с яркой индивидуальностью живописца многочисленные специалисты и посетители выставки приняли очень хорошо и по достоинству оценили его картины.

В зрелых вещах Аветисяна, колористически-контрастных, написанных крупным экспрессивным мазком, обрели новую жизнь принципы фовизма. Заметный отзвук в его произведениях нашли и традиции закавказского средневекового искусства. Работы мастера, сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом образного строя, пейзажи, автопортреты, жанрово-символические сельские мотивы ( «Пекут лаваш», 1972 г. «Пейзаж с хачкарами», 1974 г., обе картины – Музей современного искусства, Ереван) воспринимались на официальных выставках как прорывы к свободе эстетического самовыражения. Тем самым Аветисян, хотя и тяготея в целом, скорее, к французскому модерну и раннему авангарду начала 20 века, сближался с современным ему российским суровым стилем.

Успешно выступал также как театральный художник (сценография балета А.Хачатуряна «Гаянэ» в Театре оперы и балета имени А.Спендиарова, 1974; и др.) и живописец-монументалист (росписи заводских интерьеров в Ленинакане-Гюмри, 1970–1974 гг.).

Минас много путешествовал по Армении, разыскивал исторические памятники; он изучил армянскую миниатюру и работы самых великих армянских художников, прежде всего, Мартироса Сарьяна. Сарьян был духовным отцом Минаса. Молодой художник был истинным наследником творчества великого художника и символом нового роста национальной живописи. Яркость, драматическая страстность звучания цвета Минаса продиктована самой природой Армении, утёсами, подпалёнными яркими лучами солнца, которые, кажется, представляют собой таинственную вечность.

Следуя национальным традициям в живописи, используя средства выражения, найденные в древних миниатюрах, и опыт работ известных художников, Минас все же никогда не обращался к слепому копированию. В своих работах он выражал действительность, пропустив ее через собственное восприятие и интерпретацию жизни.

К сожалению, очень много работ художника погибло в 1972 году в огне. Ночью 1 января, в то время когда Минас был в Джаджуре со своей семьей, его ереванская студия была сожжена вместе с большей частью его лучших холстов.

Спустя три года, в 1975 году Минас Аветисян погиб под колесами автомобиля, заехавшего на тротуар.

Судьба, казалось, была против него даже после его смерти, когда землетрясение уничтожило часть его фресок в Ленинакане (Гюмри) и сравняло с землей музей Минаса Аветисяна в его родной деревне Джаджур.

Имя Минаса Аветисяна произносится в Армении с особенной признательностью. Он посвятил всю свою трагически короткую жизнь искусству. Между 1960 и 1975 гг. Минас создал более 500 холстов и больших и маленьких, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для дюжины театральных представлений.

  ссылки

 Մինասի առեղծվածը (մաս 1,2,3,4)

galatv.am


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта