Современные художники Башкирии - Ильдар Гильманов. Влюбленный в природу. Картины природа башкортостана
описание, особенности, достопримечательности и отзывы :: SYL.ru
Территория Башкирии раскинулась в Приуралье и на западных склонах Южного Урала. Природа наделила этот край не только разнообразной земной красотой, но и подземными богатствами. Здесь добывают нефть, газ и уголь, цинк, медь и золото, железные руды и каменную соль. О природе Башкирии не скажешь в нескольких словах, её нужно видеть. Основные её цвета - это зелень лесов, покрывающих и поля и горы, синева рек и озёр, золото и серебро ковыльных степей.
Реки Башкортостана
Любители полюбоваться красотами первозданного, ещё пока сохранившегося естества, знают, куда съездить на природу в Башкирии. Тут множество интересных и просто удивительно красивых мест. Есть всё: степи, леса и горы. На территории республики находится более 12 000 рек и приблизительно 2 800 озёр, прудов и других водоёмов.
Самая большая река Башкирии – это легендарная Белая река, или Агидель, протяжённость которой составляет более 1430 км. Это самый крупный приток реки Камы. Её питают река Уфа, длина которой составляет 918 км, Дёма – 535 км, Сим – 240 км, Нугуш – 236 км, Уршак – 194 км, Ашкадар – 166 км, Стерля – 95 км. Реки, как правило, берут начало в Уральских горах, пополняясь притоками и спускаясь в Приуралье, ведут себя как типичные равнинные реки. Реки и озёра – это основное богатство природы Башкирии.
Озера
Интересный факт, но большинство озёр Башкирии находится в Приуралье. Они имеют вытянутую вдоль горных хребтов форму. В озёрах водится до 40 видов рыбы. Самым крупным является Аслыкуль – озеро, находящееся в котловине, окружённой горами. Вода в озере минеральная, слегка солёная. Насыщение минералами довольно высокое. Общая площадь водной поверхности 18 500 кв. м.
Окрестности озера представлены небольшими лесками с растущими в них дубами, липами, берёзами, но в основном это ковыльные башкирские степи. Хотя утверждают, что раньше вся территория озера была покрыта хвойными лесами, состоявшими из лиственницы. Здесь создан национальный парк, которых несколько в Башкирии, где отдохнуть на природе можно и с пользой и с удовольствием.
Второе по величине озеро с площадью 12 000 м2 – Кандрыкуль, оно расположено в окрестностях города Туймазы в лесостепной зоне. Вода в озере пресная, отличается высокой степенью прозрачности. Восток и северо-восток озера покрыты прекрасными песчаными пляжами. Здесь можно провести замечательный отдых на природе, в Башкирии летом получить красивый загар можно во многих местах. По берегам находятся оборудованные зоны отдыха и пансионаты. Добраться сюда без проблем можно автомобильным транспортом, так как вдоль северного берега проходит автотрасса М-5 «Урал».
Леса Башкирии
Более 40% территории Башкирской республики занимают лесные массивы. Большая часть Предуралья покрыта реликтовыми хвойными лесами, на юге к ним примешиваются и порой преобладают лиственные, переходящие в лесостепи, а потом и в степи. Основными лесообразующими породами в Башкирии являются хвойные деревья. В большей степени это сосна, ель, пихта, лиственница, кедр. Благодаря именно этим породам деревьев, природа Башкирии славится своей неповторимостью.
Твердолиственные породы: дуб низкоствольный, клён и дуб высокоствольный, также занимают значительное место в составе лесов Башкирии. Раньше здесь были распространены дубравы, количество которых в последнее время поубавилось. В результате вырубки ценных хвойных и твердолиственных пород, количество мягколиственных пород, например, берёза или осина немного увеличилось.
Минеральные источники
Уральские горы славятся своими термальными источниками. Башкирия не стала исключением. На её территории есть много знаменитых источников, которые из-за их состава можно поставить в один ряд с кавказскими минеральными водами. Отдых на природе в Башкирии наряду с лечением – это вполне нормальное явление. Одним из таких мест можно назвать Красноусольские минеральные источники, расположенные в западных предгорьях Южного Урала. Здесь берёт начало небольшая речка Усолка, вода в которой солёная от множества источников, впадающих в неё.
Бирские источники
Хорошо известны и Бирские источники, которые находятся в одноименном районе, недалеко от деревни Костарево, на правом берегу реки Белой. Минеральная вода и грязи здесь богаты железом и бромом. Красивые лиственные леса вокруг соседствуют со степью.
Куселяровские тёплые родники и река Юрюзань
Куселяровские серные источники иногда также называют тёплыми родниками. В горячей воде (до 20 градусов) растворено большое количество сероводорода, кроме того, в ней содержатся углеводороды, гелий, аргон, азот. Расположены они недалеко от села Куселярово в излучине реки Юрюзань - самого популярного места речных походов для начинающих сплавщиков. Она несёт свои воды среди красивых скал и гор Урала. Юрюзань течёт по нескольким районам Башкирии и Челябинской области и является притоком реки Уфы.
Красноусольск
Ценность минеральной воды Красноусольска известна с давних пор. Ещё во времена Ивана Грозного отряд стрельцов и казаков сначала на стругах поднялся по Каме, а потом по Агидели дошел вверх по течению до устья реки Усолки. Именно недалеко от ее истока и родников с целебной водой был заложен острог, получивший название Табынь. Местность, в которой находится это поселение, просто удивительное. Речка Усолка протекает в ущелье горного отрога.
Небольшие горы с одной стороны покрыты лиственным, с другой - хвойным лесом. На великолепных лугах растут различные цветы и растения, многие из которых занесены в Красную книгу. Красноусольский курорт был образован в 1924 году. После войны сюда на излечение направляли инвалидов. Здесь же построен детский санаторий, который после реконструкции удивительно вписался в природу Башкирии.
Табынский монастырь
Село Табынь является местом поклонения православных верующих. По преданию в горной пещере, рядом с рекою Усолкой, была обретена икона Божьей матери. На месте её явления был поставлен в XVI веке мужской монастырь, который разорили и сожгли башкиры в XVII веке. Это место очень почитаемо паломниками, поэтому на месте явления иконы Божьей матери была установлена маленькая часовня, которую разрушили в 1972 году.
На пожертвования жителей башкирских городов был установлен храм на горе, к которому ведёт лестница. С каменной площадки церкви открывается панорама этого уголка красивой природы Башкирии, туристы могут оценить прекрасные виды на ущелье. На месте разрушенной часовни, которая расположена ещё выше в горах, растёт огромная берёза и стоит крест. Недалеко от реки Усолки находится небольшая пещера, где бьёт целебный родник. Источники здесь можно найти повсюду: у подножий гор и реки. На противоположной стороне водоема находится территория курорта.
Весной сюда стекаются паломники со всей Башкирии и соседних областей. Из Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая люди достигают Красноусольска, где собираются все верующие, и идут крестным ходом к храму.
Табынская Божья Матерь – это икона уральского казачества. Она была увезена атаманом Семеновым после революции в Китай. Потом её след появился в Америке, где она находится сейчас неизвестно. Зато существуют 5 списков, сделанных с самой иконы.
Гора Шихан
Символ города Ишимбая стала гора Шихан (Тратау). Само слово шихан обозначает одиноко стоящий холм, а Тратау - это башкирское название крепости. Всего таких шиханов на территории района четыре, три из них носят названия Юрактау, Куштау, Шахтау. Шиханы – это остатки нижнепермского рифового массива, образовавшегося 230 миллионов лет назад в тропическом море, которое некогда покрывало здешние места.
Шихан Тратау – священное место юрматинцев, башкир, принадлежащих к роду (племени) юрматов, ведущих своё начало от сарматов. Вся земля вокруг шихана, включающая в себя и озеро Тугар-Салган, находится в частной собственности. Здесь проводятся священные обряды. На северо-западных склонах находится несколько пещер.
В статье приведена только маленькая толика красивых мест Башкирии. Тут есть, где отдохнуть, что посмотреть. Народ здесь радушный и гостеприимный, любящий свой край. Здесь можно отдохнуть на природе с пользой для здоровья.
www.syl.ru
Разнообразна природа нашей республики. На востоке Башкирии высятся Уральские юры. С сеэера на юг протянулись множество хребтов высотой 01 500 до 1000 метров. Выше других поднялись горы Ямантау (1460 метров) и Иремель (1586 метров). Они расположены чуть севернее города Белорецка Предуралье (западная часть) расположена в пределах Русской равнины. Она наиболее благоприятна для жизни и хозяйственной деятельности. Здесь проживает основное население, находятся наиболее крупные города. Башкирское Зауралье протянулось узкой полосой вдоль восточной границы республики к востоку от Уральских гор, сливаясь с Западно-Сибирской равниной. Климат Башкортостана континентальный. Зима обычно снежная и холодная (январская температура в среднем составляет минус 15 градусов), лето жаркое (средняя июньская температур до плюс 20 градусов). Более 600 рек и 800 озёр украшают природу республики. Матерью башкирских рек считается Агидель. Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дёма, Ик, Сакмара. Самые большие Башкортостана находятся в Предуралье — Белое озеро, Кандрыкуль и Асылыкуль. В Зауралье — Ургуи и Банное. На юго-востоке края, в верховьях Агидели расположен Башкирский заповедник, на территории которого насчитывается 750 видов растений и более чем 150 видов птиц. Здесь обитают медведи, волки, лисы, лоси, зайцы и другие животные.
На карте контуры Башкирии похожи на рисунок человеческого сердца. На любой карте. А на карте, на которой изображаются реки, особенно. То ли речки, то ли капилляры пронизывают Башкирию; то ли воду несут он, то ли живую кровь... Главная водная артерия республики — река Белая. По-башкирски — Агидель. Проходит она чуть ли не через всю Башкирию. Притоки связывают её со всеми уголками республики. Разные участки рек отличаются друг от друга не только шириной, течением, берегами, но и характером. И не только характером, но и как бы возрастом. Родившаяся у хребта Урал-Тау, вприпрыжку побежала она девчонкой-хохотушкой по каменным ступеням Урала на равнину. Всё к югу, к югу... Но у города Мелеуза она вдруг круто повернула на север, враз переменилась и потекла совсем по-новому — степенно, отражая в своих ясных водах едва ли не всю равнинную Башкирию. Здесь-то и становится очевидным, что именно ей предназначена судьба матери рек башкирских, судьба собирательницы башкирской земли. Агидель — одна из основополагающих составных башкирского характера, башкирского самосознания. Она — прошлое, настоящее, будущее народа, судьба башкир, священная для них, как Волга для русских, Ганг для индусов, Нил для египтян. Вырвавшись из малонаселённых узких долин Южного Урала, Белая выходит на равнину. И сразу же взору открывается Башкирия, в которой даже приметы пейзажа рукотворны. Вот стала заворачивать Агидель на север — и пошли хлебные поля и плантации сахарной свёклы, деревни и фермы. Мачты высоковольтных линий и нефтяные вышки, трубы ТЭЦ и установки нефтехимических предприятий. На глади Белой отражаются строения едва ли не десятка городов: Мелеуза, Салавата, Ишимбая, Стерлитамака, Уфы, Благовещенска, Бирска. Вокруг Ишимбая простираются первые башкирские промыслы, давшие в мае 1932 года начало Второму Баку. От Уфы Белая катит воды по главным хлебным районам республики. Мать башкирских городов достойно заканчивает свой путь по Башкирии: эти места становятся мощным узлом энергетической, нефтедо-бывающей промышленности. Реки — частицы родины, частицы её красоты. Вряд ли, увидев однажды, забудешь маленькую уральскую речку Рязь. Тихая и незаметная, течёт она в густом кустарнике. И ширины-то в ней каких-нибудь десять шагов, и по колено-то она человеку, а сколько в ней прелести! Чистая и прозрачная как воздух, студёная как лёд! Здесь излюбленное место для таких редких рыб, как форель и хариус. А Юрюзань, изумительная Юрюзань! Днём она лучисто улыбается всеми своими камушками, а ночью... Ночью на свет машины, что переезжает её вброд, заправскими акробатами выскакивают серебристые рыбки! И уж никак нельзя обойти всеобщую любимицу Дёму, ту самую Дёму, которую Сергей Тимофеевич Аксаков называл не иначе как чудесной. Плывёшь по её неширокой глади, и каждая новая излучина кажется озером. Над фиолетовой дрёмой прибрежного леса перекипает алюминием листва тополей. В их ветвях безмятежно порхают птицы. А в отражении этих ветвей шевелят плавничками рыбы. Между птицами и рыбами застыли, словно отлитые из меди и золота, кувшинки, да светятся лебединой белизной лилии. Вот так днём и ночью шестьсот рек и речушек, шестьсот артерий и капилляров, несут свою красоту, силу, благодать всему живому и цветущему. Слившись в главные артерии, они уходят за пределы Башкирии, тяжело гружённые пассажирскими пароходами, плотами, баржами с нефтью и машинами, хлебом и лесом.
Есть в Башкирии места удивительные, неповторимые. Взять, к примеру, Янган-Тау, что в переводе значит “Горелая гора”. Горячие газы и пары делают Янган-Тау единственным в мире курортом с совершенно оригинальным методом лечения. У подножья горы течёт ретивая речка-коротышка Кургазак. И зимой и летом температура её воды 16,5 градуса тепла. Потому и в январе на её бережках зеленеет трава. В воде Кургазака много родона, что и делает её целебной. Тут же рядом имеются сероводородные источники. А чуть подальше их так много, что они образуют целительные сероводородные грязи. Вот край! Здесь и грязи-то полезны, и гора лечит людей, и течёт целая река лекарства...
Осень в Предуралье и Зауралье начинается с первых чисел сентября, а в горах — во второй половине августа и продолжается до ноября. Летняя жизнь кончается и начинается осенняя в дни первых заморозков. Зима в Башкирии продолжается пять месяцев — с ноября по март, а в горах она ещё длиннее в зависимости от высоты местности. Снежный покров устанавливается на зиму обычно с половины ноября. Весна в нашей республике коротка, не больше 2 месяцев. Начинается она с тех дней, когда средняя суточная температура поднимается выше 0. К 15-20 апреля снег на полях сходит, залёживаясь на горах, в лесах и оврагах. Лето начинается с июня и кончается августом в Предуралье и Зауралье, а в горной Башкирии оно начинается позднее и кончается раньше на неделю - десять дней. Наиболее жаркие дни приходятся на конец июля и начало августа. Каждый день картина изменялась, и наконец разлив воды, простиравшийся на восемь с лишним километров, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна верхушками деревьев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами, которые были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.
Наша республика богата лесами. Ими покрыта более 40% её территории. Растут у нас берёза, ель, пихта, сосна, липа, дуб, клён, черёмуха, рябина. В горных местности растёт лиственница. Из кустарников наиболее распространённые орешник, боярышник, шиповник, можжевельнник. Каких только растений не встретишь в степях, лесах нашей республики! В широкой долине рек растут клевер, луговая герань, ромашка и другие травы с яркими цветами. В горных лесах Башкирии травы сменяются мхами и лишайниками.
Богат животный мир Башкирии, что объясняется разнообразием растительности и тем, что в республике есть и степи, и горы. В степях водятся волки, лисицы, хори, зайцы, а из птиц — серая куропатка; в лесах — лоси, косули, волки, рыси, медведи, барсуки, куницы, норки, колонки, горностаи, из птиц — тетерев, глухарь, рябчик и множество певчих птиц. Возле рек и озёр селятся лебеди, серые гуси, казарки, различные утки, кулики. В озёрах и реках много рыбы: хищные — сом, щука, окунь; карповые — лещ, язь, голавль. В горных притоках Агидели водятся ценные рыбы — таймень, хариус, форель и налим.
БАШКИРСКАЯ ЛОШАДЬНаиболее древним помощником и верным другом башкир в их нелёгкой кочевой жизни стала лошадь особой породы — башкирская лошадь. По внешнему виду она резко отличается от других пород лошадей: низкоросла, коренаста, но стройна и красива, саврасой масти (шерсть песчано-жёлтого цвета), по спине проходит, как ремень, тём-ная полоса. Ноги ниже колен чёрные, грива и хвост — тоже чёрные. К зиме лошадь обрастает длинной и густой шерстью. Весной линяет: зимняя, шерсть выпадает и заменяется короткой летней. Башкирская лошадь отличается и своим поведением. Она очень вынослива, переносит суровую зиму с трескучими морозами и знойное лето с сухими ветрами. Хорошо бегает по степным просторам и ловко карабкается с седоком по каменистым горам. Она неприхотлива, не требует от человека ухода. Охотно ест как сочную траву на лугах, так и жёсткий степной ковыль, перетирая его прочными коренными зубами.
БАШКИРСКАЯ ПЧЕЛАПчел у нас разводят во всех районах, а башкирский мёд славится на всю страну. В наших лесах обитают и дикие пчёлы. Они меньше домашних по величине, легче переносят морозы и болезни, могут собирать мёд в плохую погоду. Круглый год семья дикой пчелы живёт в одном месте, где-нибудь в дупле, там она, и зимует, питаясь запасённым мёдом. Летом, когда пчелы размножаются и в одной семье им становится тесно, происходит роение. Часть пчел (рой) отделяется, находит пустое дупло или улей и поселяется в нем. Так образуется новая пчелиная семья. У диких пчёл много смертельных врагов: медведь, куница, пчелиная вошь, лесные пожары. Да и люди порой хищнически разоряют их жилища ради мёда. Теперь диких пчёл у нас взяли под охрану.
Взгляните на карту. Вот древний кряжистый Урал. Он соединил воедино две части света — Европу и Азию. К южным, самым живописным склонам Уральского хребта кирпичными да берёзовыми гнёздами прилипли города и сёла Восточной Башкирии. А с запада к Башкирии подступают равнины Поволжья. Сверху, с самолёта, и не разберёшь, где здесь удмуртская и татарская, где оренбургская и башкирская степи. С севера залетают на башкирскую землю студёные пиратские ветры Ледовитого океана. С юга дуют яростные разбойничьи суховеи. Башкирия — словно просторный майдан сабантуя, а ветры — заправские борцы. Схватятся, обовьют друг друга кушаками, и пошло, закрутило!.. На вершины Урала залетают ветры Атлантики и Сибири. Так стоит ли удивляться тому, что, разнимая этих буянов, выдержи-вая их напор, Башкирия стала выносливой и закалённой. Стоять в центре такого огромного материка, как Евразия, хлопотно: тут сходятся границы распространения животных и растений Севера и Юга, Европы и Азии. И всё у нас спутано перепутано. Глядишь, в глубоком каньоне, как где-нибудь в Калифорнии, бурлит, бесится своенравная река. А через несколько десятков километров она же, но теперь спокойная, вальяжная, как сказали бы в старину, течёт себе по равнине, ну прямо, как Ока. Вот лежит перед тобой степь. Кажется, нет ей ни конца, ни края. И вдруг — тайга, да такая, что не чаешь, как из неё выбраться. Словно забрёл в чащобы самого что ни на есть рассибирского урмана. А там пошли вприсядку горы, и тут же на ум приходят Алтай и Альпы. Разная наша Башкирия. Разная, но всегда прекрасная. |
davlekan.narod.ru
Современные художники Башкирии - Ильдар Гильманов. Влюбленный в природу. - Художники Республики Башкортостан
24.09.2010 17:48
Автор: Ильмира ФаридоноваОднажды довелось услышать (от весьма уважаемого уфимского искусствоведа), что «пейзажи - это удел несостоявшихся художников, вынужденных утешаться простым изображением природы, потому что им неподвластен серьезный тематический жанр».
Это высказывание представляется совершенно необоснованным, более того, оно опровергается всей историей мирового искусства, в котором пейзаж с эпохи Возрождения сначала становится незаменимым «психологическим фоном» портрета, мифологической и религиозной картины, а с 17 века - самостоятельным и чрезвычайно популярным жанром, способным выразить всю палитру человеческих чувств и настроений. Пейзажу отдали дань Рубенс, Рембрандт, Гейнсборо, Коро, Моне, Сезанн, Ван Гог и многие другие замечательные художники.
К примеру, выдающийся немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих как никто другой сумел выразить в своих романтических произведениях восхищение и ностальгию по овеянному легендами Средневековью. Без пейзажей Исаака Левитана невозможно представить себе русское искусство, ибо в них воплотилась душа русского народа с её лиризмом, трагедией, болью и величием. В живописных гимнах, которые слагал природе Николай Рерих, прозвучала песнь непостижимой красоте и тайне космоса. Именно в пейзаже Шишкину, Саврасову. Куинджи, Нестерову удалось отразить сложнейшие духовные переживания переломного времени, философски осмыслить и передать свое отношение к происходящим событиям.
Сейчас, к сожалению, среди основных тенденций современного искусства обращает на себя внимание стремление запечатлевать хаос и дисгармонию. Так называемые «тематические» полотна в большинстве случаев не обладают подлинной общечеловеческой значимостью, потому что художники всё больше уходят в узкий мир личных болезненных и зачастую малоинтересных фантазий. Из тематической картины «уходит» подлинное содержание из-за отсутствия настоящей темы, способной затронуть зрителя.
На общем фоне такого состояния искусства пейзаж по-прежнему сохраняет свои позиции. Природа, увиденная глазами влюбленного в неё художника, способна окрылять, дарить зрителю ни с чем не сравнимую радость сопереживания красоты. вызвать живой и искренний отклик в миллионах сердец.
Ильдар Гильманов. Новая Уфа. 2006.
Ярким примером тому служат пейзажи молодого талантливого художника, члена Союза художников России Ильдара Гильманова, активно работающего в самых разных живописных жанрах: портрете, тематической картине, натюрморте, пейзаже. Последний представляется одной из самых сильных сторон его творческого дарования. Привлекает незамутненность и сила чувств в его видении природы, умение показать в самом скромном пейзажном мотиве дыхание и мощь нашей Земли, непреложность её красоты и гармонии.
Примечательна серия работ, написанная вблизи небольшой башкирской деревни Миньяр, восхитившей Ильдара Гильманова суровой поэзией своих природных ландшафтов. В посвященных Миньяру пейзажах им воссоздан образ прекрасной, светлой природы, где люди живут в согласии и гармонии с окружающим их миром и с собой. Люди, дома в этих пейзажах не довлеют над природой, скорее они играют роль стаффажа. Главным объектом внимания художника является сама природа: она завораживает чистой гладью воды, в которой зеркально отражаются небо, горы, дома, люди. Неповторимость композиционным решениям придают Уральские горы - главные герои миньярских пейзажей Гильманова. Величественные, они гордо возносятся в небо, утверждая собой незыблемость и вечность мироздания. Эти работы Ильдара воспринимаются как эпическое сказание Уралу. Вдохновленная природой Башкирии, серия поразительно близка по внутреннему звучанию сезанновским пейзажам, посвященным горе св. Виктории. Как и у Сезанна, в миньяровских пейзажах за внешним спокойствием и величавостью чувствуется таинственная, наполненная особым смыслом, напряженная жизнь природы.
Ильдар Гильманов. Каменная река. 2007.
Легкостью, свободой, сиянием отличается пейзаж «На Миньяре». Картина исполнена предельно просто: тихая гладь воды вдоль всей ширины картины, параллельно ей - дома, лишь справа слегка разбивает несложный ритм композиции фигура женщины, споласкивающей белье. Всю высоту картины занимает гора, и только слева от неё - небольшой кусок неба. Главное здесь достигается через живопись. В этом пейзаже во всю силу проявляется колористическое дарование Ильдар Гильманова. Художник добивается здесь необычной цветовой свежести через точно найденные насыщенные взаимоотношения зеленого, красного, синего, образующих общую гармонию контрастов.
На картине «Закат на Миньяре» точка отсчета начинается с нижнего края рамы, где художник изобразил кусок забора, огораживающего двор. Возникает чувство, что мы находимся внутри этой обители и любуемся тихой гладью воды, предзакатным небом, уютными домами, которые затейливой цепочкой, рассыпались по склону горы. Внутренний ритм, возникающий от композиционного расположения масс и гармонично созвучных друг другу цветовых пятен, создает ощущение какой-то звенящей радости и света, какое бывает в детстве.
Необычайно лаконичен, прост и ясен по своему решению пейзаж «Уральский поселок». В него словно не долетают бури, тревоги. Внизу - спокойная, безмятежная гладь воды, дома - как знак начала жизненного пути человека. Горы, все выше и выше стремящиеся в небо, словно цель, поставленная кем-то свыше перед каждым из нас. В этой работе особенно ясно выражена внутренняя глубина и значимость авторского замысла.
В картине «На Урале» горы предстают перед нами как некое энергетическое место, где земное - горы — соединяется с небом. И здесь двум человеческим фигурам отводится скорее роль стаффажа: благодаря этим фигурам усиливается ощущение птичьего полета, парения над бескрайними просторами. Этого ощущения полета художник достиг не сразу. Возможно, автор первоначально и не ставил перед собой такой задачи. В первом варианте картины, названной «Башкирский аул» (2004), много неповторимого очарования и своей прелести. Зритель словно с вершины холма созерцает башкирский аул, любуется голубыми вершинами Уральских гор. Явственно присутствие легкого ветерка, гоняющего облака вдали. Цветовая гамма решена здесь теплее, чем во втором варианте - «На Урале», который, став холоднее и суровее, помог, художнику придать одному и тому же пейзажу другое - неземное звучание. Цветовая гармония строится здесь на звучании темно-синего, голубого, серого, столь характерного для Уральских гор. Рассмотренные пейзажи - лишь небольшая часть удивительных природных мотивов, воссозданных И. Гильмановым в живописи. Его природные образы обладают, на наш взгляд, одним важным качеством: они способны пробудить в душе светлые чувства, подарить истинную радость, вознести над мирской суетой.
Ильдар Гильманов. Солнечный день в Шигаево. 2004.
Ещё одна сторона творчества художника привлекает внимание - это натюрморты. Цветы для Ильдара олицетворяют «присутствие неба на земле», и у него к ним особое отношение. К такому пониманию он пришел не сразу. Сначала это были вполне привычные натюрморты, представляющие реальные полевые цветы. Но уже в них был восторг перед хрупкостью н бесстрашной устремленностью в небо полевых жителей («Полевые цветы»). Ощущение радости, света возникает и при созерцании «Ирисов» (1999). Благодаря тому, что ваза с цветами придвинута близко к зрителю, создается впечатление некоего доверительного разговора между ирисами и нами. Грань между фоном и столом почти стерта - ничто не отвлекает внимания от цветов. Смело написанные мастихином, ирисы словно издают легкий, едва уловимый аромат, сохраняя всю силу и свежесть первого впечатления живописца.
Несомненной творческой удачи в изображении цветов Ильдар добивается в триптихе «Цветы долины Гелиоса» (1999). Здесь уже гимн не земным, а небесным, вернее солнечным, цветам. В левой части триптиха - царство синих цветов, в правой части - ликование красных. В центральном полотне художник объединил красные и синие цветы вместе. Этот триптих воспринимается как зримое воплощение светлого мира, где живут единство, гармония, взаимопонимание. Это мир вечного Солнца и цветения, который Ильдар дарит своему зрителю.
Художники Башкирии - Алексей Кудрявцев . Эта тихая грусть. → |
Добавить комментарий
hallart.ru