«У нас на уроках истории татаро-монгол часто ругали, и вдруг понимаю, что все не так». Халиков фиринат картины
Репортаж с выставки живописца Фирината Халикова — Реальное время
Живописец Фиринат Халиков о любви к чердакам, подпитке в Булгаре и знакомстве со знаменитым однофамильцем
Фото: Максим ПлатоновВ эти дни в галерее «Хазинэ» проходит персональная выставка живописца Фирината Халикова, посвященная 60-летию мастера. О том, как рождаются его полотна, в материале «Реального времени».
«Любил лазить по чердакам»
В экспозиции около 60 работ, как отметил сам художник, «столько, сколько поместилось в залах». В экспозиции работы, разные по жанру, роднит их приверженность реалистической школе, а наибольшее внимание обращают на себя исторические полотна. Халиков — признанный мастер исторического полотна, именно с подобными работами в середине 90-х годов прошлого века он ворвался в татарстанскую живопись.
Разумеется, исторические полотна были и до Халикова, но отличала их некая приглаженность, а у некоторых мастеров даже налет гламурности. Фиринат Халиков привнес в историческую живопись нотку трагизма, что тогда, в 90-е, совпало с большим интересом к прошлому татарского народа.
«Я с детства любил старинные вещи, собирал их, лазил по чердакам. Мы жили в то время в Уржумском районе, в селе Лазарево. Это между Лопьялом и Шурмой. В Шурме в свое время в школе преподавал брат художника Виктора Васнецова, Васнецовы из тех мест. До этого мы недолго жили в Донецке, там родители работали на шахте. Однажды, когда папа был в отпуске, произошла авария, вся смена погибла. После этого родители приняли решение уехать, мы перебрались в Татарстан, в Балтасинский район. Но там с работой было сложно, в результате семья оказалась в Вятке. Особых развлечений не было, вот лазил по чердакам, какие только интересные вещи не находил! Это тягу к истории и воспитало», — рассказывает Фиринат Халиков.
Когда он окончил художественное училище в Кирове, дипломную работу тоже написал на историческую тему — «Свадьба 1945 года». После училища приехал в Казань, учиться в творческие мастерские Академии художеств РФ, к Харису Якупову. Приехал уже с желанием писать исторические полотна.
«Однофамилец помог»
В это время ему в руки попала книга выдающегося ученого-историка Альфреда Халикова о татарах и булгарах. Это было для Фирината открытием. «У нас на уроках истории татаро-монгол часто ругали, косо на меня смотрели. И вдруг читаю эту книгу и понимаю, что все не так», — говорит художник. Он вспоминает, как разыскал в Казани Халикова, познакомился с ним, ученый пригласил его бывать на его лекциях, что Фиринат с интересом их посещать.
Однажды Халиков попросил художника-однофамильца сделать иллюстрации к его будущей книге, предупредив, что никаких визуальных материалов ему предоставить не может, их нет. Но проводил художника в Булгары. Фиринат Халиков прожил там месяц, словно подпитываясь энергетикой этого священного для мусульман места. В результате привез две работы — знаменитую «Черную палату» и «Весенний Иерусалимский овраг».
После этой поездки он словно укрепился в своем желании писать исторические полотна. Дальше последовало тщательное изучение исторической темы, когда художник часами просиживал в библиотеке, изучая летописи.
Часть этих работ представлена на выставке в «Хазинэ». Гибель имама Кул Шарифа, где в лице священника нет страха, только решимость биться до конца. Прощание народа с любимой царицей Сююмбике — возок, где она едет с сыном, окружила толпа плачущего народа. Но сама Сююмбике спокойна, мужественная женщина не может показать слабость. Кстати, работа, посвященная казанской царице, есть в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге: как известно, Юсуповы и царица Сююмбике — родные по крови.
Одна из самых трагических работ на выставке на первый взгляд кажется благостной — зимняя Казань, заваленная сверкающим снегом и залитая солнцем, под которым блистают минареты. Сказочный город, как из восточной сказки. Но чуть позже понимаешь, что это — последняя мирная зима Казанского ханства, и уже через несколько месяцев над этими минаретами поднимется зарево пожаров.
Исторические полотна Халикова пронизаны тревогой. Вот работа, на которой женщина укачивает ребенка, на заднем плане пасутся кони. Вроде бы мирная картинка, но тревожное небо, красно-черная цветовая гамма вызывает беспокойство. «А как не чувствовать эту тревогу, тревогу того времени? Это же не веселые картинки. Когда пишу, переживаю так, будто все со мной происходит. Если не переживать, плотно не получится», — размышляет художник.
Кстати, даже в начале 90-х его рисунки не всегда публиковали, находя их излишне трагичными. В это время ушел из жизни Альфред Халиков, и национальная тема на какое-то время стала «менее популярна», хотя официально под запретом не была.
Наташа и дети
Кроме исторической картины, в экспозиции есть и жанровые полотна, интерьеры родного дома в селе Лазарево, выписанные с тщательной любовью. Замечательные портреты семьи — жены Наташи, сыновей и дочери.
Особняком — две работы, на которых православные храмы. Общий вид Богоявленской церкви и вид с колокольни. Последняя работа предназначается автором в дар митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану.
Сейчас в работе у Фирината Халикова грандиозное многофигурное полотно, которое пока условно называется «Из глубины веков», оно посвящено истории Татарстана — от принятия ислама до наших дней.
Кроме этого, он руководит творческими мастерскими при Академии художеств РФ, которые когда-то окончил. И лелеет мечту создать в Казани диораму, посвященную истории города.
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова
ОбществоКультура УдмуртияТатарстан«Шаймиев отметил, что я Болгар начал поднимать раньше, чем власти республики»
24.01.2016
В Госсовете РТ должна появиться огромная картина, посвященная последней четверти века в истории Татарстана
Известный татарстанский художник Фиринат Халиков сейчас вместе с властями города и республики ищет средства для реализации сразу двух своих масштабных проектов. В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» он рассказал о большом историческом полотне с изображением Минтимера Шаймиева и Рустама Минниханова, которое должны разместить в Госсовете, о том, где именно в Казани туристы увидят огромную диораму и как отыгрывались на нем подрядчики строительства Соборной мечети в Москве.
Фиринат Халиков: «Я читал, слушал лекции вольным слушателем в КГУ... Всю информацию впитывал в себя и постепенно полученные знания начали появляться в картинах» |
«МОИ КАРТИНЫ СТАЛИ ВОСПРИНИМАТЬСЯ НА УРА, ОДНАКО МНОГИЕ ДУМАЛИ, ЧТО ЭТО ТВОРЧЕСТВО КАКОГО-НИБУДЬ СТАРОГО ХУДОЖНИКА, КОТОРОГО И В ЖИВЫХ-ТО ДАВНО НЕТ»
— Фиринат Гаптухаевич, на этой неделе выставка творческих мастерских Российской академии художеств в казанском «Манеже» завершилась показом фильма «Дар свыше», посвященного вашему творчеству. Какие впечатления у вас от этой картины?
— Это документальный фильм. Там представлено мое творчество — с детства до наших дней. Последняя моя работа — это оформление и проектирование Московской соборной мечети, за что я и был награжден золотой медалью Академии художеств. В картине много выступает наш первый президент Минтимер Шаймиев...
— У вас с Шаймиевым особые взаимоотношения?
— Давние уже, с начала 90-х годов. Он рассказывает в этом фильме, что увидел меня по телевизору, шла моя персональная выставка, он туда пришел и ознакомился с моими работами. Я тогда занимался историей Казани, реконструкцией событий. В то время еще не было понятия «1000-летие Казани», не думали об этом вообще. А я уже занимался реконструкцией столицы Татарстана. Показывал Биляр, Болгар в своих картинах. В фильме Шаймиев это тоже отметил, что, мол, я Болгар начал поднимать еще раньше, чем власти республики. В фильме представлены картины реконструкции Биляра — как это выглядело во времена IX - XIII веков. До сих пор с Минтимером Шариповичем прекрасные отношения сохранились. В последний раз с ним встречались осенью.
— Почему вы как художник решили заняться древней историей еще в начале 90-х? Тогда эта тема не была особо популярна...
— Не то что не была популярной, тогда мои работы не брали репродуцировать даже в журнал «Татарстан». Главред Мустафин мне говорил: «Сейчас я напечатаю, а потом меня снимут с работы».
— Чего же люди боялись?
— Ничего про это не знаю, видимо, был какой-то негласный запрет. Но, скорее всего, просто ленились — нужно же было изучать много документов, копаться, чтобы добраться до сути. Я прочитал много книг, летописей, и потом к этому нужно свое стремление. Это должно идти изнутри. Я вообще любил всегда старину — с маленьких лет копался на чердаках, искал старинные вещи, платья, татарские украшения. В фильме «Дар свыше» показано, как крутится патефон и я слушаю пластинки. Кстати, меня в маленьком возрасте играет мой внук.
В 90-е я познакомился с Альфредом Халиковым — историком и ученым. Он попросил проиллюстрировать его книгу по истории Казани. Я спросил, а есть материал, по которому можно было бы нарисовать картинки. Он говорит, что нет. Я сам взялся за изучение этого вопроса и втянулся. После этого пошло. Халиков помогал, подсказывал, направлял. Я читал, слушал лекции вольным слушателем в КГУ, бывал на раскопках в Болгаре много раз — тогда еще туда летал самолет. Кстати, в ближайшее время, скорее всего, вновь откроется воздушное сообщение до этого исторического места. Всю информацию впитывал в себя, и постепенно полученные знания начали появляться в картинах. Сначала я делал эскизы, а потом картины — «Взятие Казани», «Прощание с Сююмбике», как ее увозят в плен, и так далее. То, что описывается казанской историей, летописью. Как Казань брали по воспоминаниям Курбского, так написана картина «Последний бой мечети у мечети «Кул Шариф».
— Это ваше представление о том, как это могло бы быть?
— Конечно. В то время не было фотографий, было только описание. «Мы так крепко врезались в толпу, они так крепко защищались, что все до одного погибли», — такие высказывания. И ты на их основе пишешь картину, используя воображение.
«Как Казань брали по воспоминаниям Курбского, так написана картина «Последний бой у мечети «Кул Шариф» |
— И все-таки, в 90-е просто не было интереса к нашей татарской истории или...
— Не было художников, которые готовы были говорить на эту тему. Казанцы, которые здесь жили, им не было интересно. А я был из Кировской области, всего 20 километров до Татарстана, радио всегда слушал татарское, ездил на Сабантуй, интересовался историей. В школе меня обзывали татаро-монголом. Я так расстраивался, думал: неужели мы были такими варварами, что 300 лет держали Русь в страхе? Недавно министр культуры Мединский выступал: казанские татары — это не те татары, их предки булгары. Я прочитал книгу Халикова «Кто мы — булгары или татары?». И потом я почувствовал, что меня это задело, совпало с внутренним состоянием.
— Местные власти на первом этапе как-то поддерживали ваши начинания?
— Особой поддержки и не было, все приходилось делать самому, никакого финансирования не было. Если с выставки купят одну-две картины — это очень хорошо. Постепенно перестали запрещать печататься, даже вышел российский учебник по истории за 7-й класс, в котором моя репродукция.
— Почему же сегодня появился и так вырос интерес к собственной истории? Восстанавливают Болгар, Свияжск, на Казань посмотрите...
— Видимо, время пришло. Народу стала интересна собственная история, самобытность. И молодое российское государство немного «устоялось». Мои картины стали восприниматься на ура, однако многие думали, что это творчество какого-нибудь старого художника, которого и в живых-то давно нет. Поэтому подписывали специально — современный художник, чтобы не перепутали.
«Я ДАВНО ПЛАНИРОВАЛ НАПИСАТЬ БОЛЬШОЕ ПОЛОТНО, ПОСВЯЩЕННОЕ ПОСЛЕДНИМ 25 ГОДАМ ИЗ ЖИЗНИ РЕСПУБЛИКИ»
— Теперь у вас намечается сразу два больших проекта, связанных с историей республики разных времен. Это диорама Казани и огромная картина для здания Госсовета РТ.
— Да, мы давно готовим эти два проекта. Сейчас ищем спонсоров, но кризис... Деньги трудно найти, теперь не до картин, продукты дорожают. Краски — это еще полбеды. Заказчиком последней работы является Госсовет РТ. Я давно планировал написать большое полотно, посвященное последним 25 годам из жизни республики. По замыслу в ней должны быть отражены не только основные события, связанные с этой эпохой, но и люди, которые ее олицетворяют. Всего 100 человек. Я даже сделал 30 эскизов, они сейчас хранятся в Государственном музее изобразительных искусств РТ. Возможно, что кто-то из чиновников увидел их и таким образом появилась идея, что картина должна висеть в здании республиканского парламента. Пока не понятен ее размер и не определено место, где она будет располагаться. В моей мастерской можно сделать картину не более 4 метров. Если она будет превышать этот масштаб, то пока непонятно, где я над ней буду работать.
— А в чем сложность написания такого полотна?
— Нужно постоянно отходить от холста, что получается — это видно только на расстоянии. В НКЦ я писал 10-метровую картину — ее пишешь на лесах, с них слезаешь, отходишь и смотришь, как все вышло. Постоянно проверяешь себя по цвету и рисунку. Сначала делаешь маленький эскиз, где нужно прописать лицо, потом переносишь его на картину. Естественно, в размерах оно увеличивается и тут нужно грамотно соблюсти все пропорции.
«Большие художники занимались и архитектурой, и скульптурой. Я ведь тоже в свое время работал над скульптурой хана — основателя Елабуги» |
— Кто будет решать, достоин ли человек места на данном полотне, должен ли каждый из героев лично позировать вам для данной работы?
— Решать это будет заказчик, то есть Госсовет РТ. Вроде бы нашелся человек, который готов проспонсировать данную работу. Честно говоря, я затрудняюсь сказать, в какую сумму все это может вылиться. Знаю, что на картине будут не только политики, но и деятели искусства, которые внесли свой вклад в развитие современного Татарстана. Так что оба руководителя республики — и Минтимер Шаймиев, и Рустам Минниханов — будут там изображены. Позировать не обязательно, если есть фотография хорошего качества.
Но у меня есть еще один проект, с которым я вышел к властям республики и даже получил поддержку от Минтимера Шаймиева, это диорама Казани. Искали здание, где это можно было бы все применить, пока окончательного решения нет. Опять же кризис не дает развивать этот проект.
— Говорили, что диорама может быть размещена на территории Казанского кремля.
— Да, верно. Рассматривается круглое здание пожарной части перед мечетью «Кул-Шариф». Второй этаж этой исторической постройки очень подходит для подобных целей. Но там много окон, придется многое переделывать, закрывать.
Для размещения диорамы Казани рассматривается круглое здание пожарной части перед мечетью «Кул-Шариф» |
— Какого рода была поддержка этого проекта от госсоветника РТ и первого президента республики Минтимера Шаймиева?
— Он написал в министерство культуры Татарстана, в городское управление культуры, чтобы мы нашли необходимое здание, занимались этим...
— Что будет изображено на диораме?
— Там будет Казань XVI века. А вот что именно будет изображено, Сабантуй или Курултай, на этот счет будет принимать решение Институт истории на своем заседании. Конечно, я буду работать не один. Меня поддерживает студия военных художников имени Митрофана Грекова в Москве. Они уже писали несколько работ. В частности, Николай Соломин восстанавливал «Бородинскую битву» в Филях — панораму, которая сгорела.
— Для вас это новый, необычный опыт?
— Конечно. Так же как и в свое время расписывал Соборную мечеть в Москве. Было очень захватывающе. Я работал не за деньги — художнику просто интересно попробовать себя в новом жанре. Если получается — остается удовлетворенность, и это говорит о тебе как о разностороннем художнике. Большие художники, как Леонардо да Винчи, занимались и архитектурой, и скульптурой. Я ведь тоже в свое время работал над скульптурой хана — основателя Елабуги.
На Соборную мечеть Халиков потратил 7 лет своей жизни: «Тяжело было в том смысле, что приходилось отстаивать свои интересы» |
БЛАГОДАРНОСТЬ ОТ СЕРГЕЯ СОБЯНИНА ИЗ РУК МАРАТА ХУСНУЛЛИНА
— Но согласитесь, что такого уровня проекты, как Соборная мечеть в Москве, — это большой риск, ее открытие стало пожалуй одним из самых ярких событий в жизни российских мусульман в ушедшем году. Испытали какие-то сложности в этой работе?
— Был серьезный конкурс. Я представил эскизы и выиграл этот конкурс, меня назначили главным художником мечети. Потратил на нее 7 лет своей жизни. Тяжело было в том смысле, что приходилось отстаивать свои интересы. Например, мне хочется 8 башен, а заказчика это не устраивает, дорого, он предлагает сделать 4 башни. Четыре башни — это не так красиво. Вот это отстаивание — самое тяжелое в проектировании. Я все отстоял, вышло красиво. Зато у меня появилось много недоброжелателей. «Если ты с нами ругаешься, мы тебе и платить не будем», — говорили заказчики из числа подрядных организаций. За это время поменялось трое заказчиков. Они не имеют отношения к искусству, им главное — чтобы было дешевле. В итоге получилось 8 куполов, как я и задумал. Там еще есть позолоченный большой купол и 2 минарета. А маленькие купола как финифть — голубовато-зеленого цвета. Так и было задумано, потому что когда все золотые — тоже нехорошо.
— Психологически стали крепче после этой работы?
— Здоровье лучше не стало. Нервы, сами понимаете...
— Но результат-то получился отличный, с Владимиром Путиным не удалось пообщаться на открытии?
— Лично не говорил, но многие говорили, что это одна из лучший мечетей. Я получил за нее уже три награды: медаль «За духовное единение», юбилейную медаль «К 100-летию Соборной мечети» и золотую медаль Российской академии художеств. Мусульманское сообщество тоже положительно отреагировало, все были рады, говорили спасибо. У меня есть благодарность и от мэра Москвы. Передал наш земляк Марат Хуснуллин — заместитель московского градоначальника Сергея Собянина по строительству, сказал, что отличная работа.
«Многие говорили, что это одна из лучший мечетей. Я получил за нее уже три награды» |
— Где вы черпали вдохновение для этого проекта?
— Это больше знание. Когда я рисовал исторические картины, то многое изучал, в том числе и по архитектуре. А если делать отсебятину, не изучая архитектуру, это будет неубедительно. Ездил в Марокко, посмотрел оформление мечетей, они ведь строят их уже тысячу лет. Привез много материалов для книг, изучал орнаменты, это дало мне многое.
— А у нас древних мечетей мало или технология нарушена?
— Больше развита сельская архитектура. У нас были каменные мечети, как писал князь Курбский, но со временем они были разобраны. Сохранились только деревянные мечети.
«ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЕН, КОГДА КОЛХОЗ — ЭТО УЖЕ НЕ ХУДОЖНИК»
— На закрывшейся на этой неделе в казанском «Манеже» выставке были работы ваших учеников из мастерской академии художеств России.
— Да, уже есть первые стажеры, их четыре человека. Чему я их учу? Чтобы они нашли себя в творчестве — свою тему, потому что пейзажи каждый может писать. Я нашел свою тему. Как только у меня появилась тема истории Казани, так все и стало вырисовываться. Может быть, кто-нибудь найдет другую тему — история Свияжска, например. Они все мастера, но найти свою тему — это тяжелее, и нужно направить.
— Но при этом художнику надо на что-то жить и продавать картины...
— Да, приходится делать натюрморты. Многие себя теряют — начинают зарабатывать, появляется семья, которую надо кормить и одевать... Но надо быть упрямым. Никуда не сворачивать, найти себя и добиваться.
«Заработок у художника крайне нестабилен. Людям же хлеб каждый день нужен, а не картины» |
— Для чего вашим ученикам подобные художественные мастерские?
— Им создаются условия для работы. Им бесплатно дают материалы, платят деньги за учебу. Получается некоторое подобие аспирантуры.
— И есть потом возможность реализовывать свои работы?
— У нас есть художественные салоны, но там никто не покупает картин. А у меня как получается? И у меня особо не получается, у меня есть небольшая зарплата — на нее и живу. Нет, картины я, конечно, продаю. Я продаю, только не покупают. У исторических картин размер или формат не тот, который люди покупают, чтобы украсить помещение. А мои картины только для коллекционеров или для музеев.
— Что сегодня необходимо российскому художнику, чтобы жить и творить?
— Надо быть богатым человеком. И материалы дорого стоят, и кушать хочется хорошо, а еще нужно за аренду мастерской платить, дома же работать не будешь. А заработок у художника крайне нестабилен. Людям же хлеб каждый день нужен, а не картины. Чем хуже ситуация в экономике, тем меньше публике дела до искусства. А выражение «художник должен быть голодным» не соответствует действительности, это шуточное выражение. Относится к тому, что, когда художники становятся богатыми, они перестают рисовать совсем, надобность отпадает. А голодный рисует, чтобы заработать на жизнь.
— Почему в Татарстане нет сильного сообщества художников?
— Художник должен быть индивидуален, когда колхоз — это уже не художник. Каждый должен быть самостоятельным и не быть ни в какой компании. Я состою только в союзе художников РТ, но больше нахожусь в мастерской.
— Какие у вас планируются выставки?
— Персональная выставка в зале Академии художеств в следующем году. Это важно, нужно себя показывать. Если ты не выставляешься, значит, тебя и нет.
— Вы родом из Донецка, что-то помните о тех временах?
— Я жил там маленьким, отец работал шахтером, а когда случился взрыв на шахте — вся его бригада погибла, а он был в отпуске. И ему пришлось уехать, 30 его друзей погибли. Он просто не мог там оставаться. И мы уехали сначала в Балтаси, а потом в Кировскую область.
«Портрет — татарский язык, пейзаж — марийский язык, а историческая картина — немецкий язык, это если упрощать для общего понимания» (на фото работа Халикова «Утро») |
— Именно из тех краев у вас деревенские мотивы в творчестве?
— Да, я вырос в селе. Насколько сложно передать деревенский быт? Нужно владеть искусством реалистического изображения, знать свет, перспективы — это целая наука.
— А портреты?
— Портрет — другое. Нужно понимать, что это все разные вещи. Портрет — татарский язык, пейзаж — марийский язык, а историческая картина — немецкий язык, это если упрощать для общего понимания. Шишкин, например, портреты не писал.
— Это от опыта зависит?
— Нет, это дар.
— Не зря фильм о вас так называется...
— Да, «Дар свыше».
Фото: russights.ru, архив «БИЗНЕС Online»
Справка
Фиринат Халиков родился 28 августа 1957 года в Донецке. Художественное училище окончил в Кирове. С 1989 года — член союза художников СССР. С 1992 года участвует в республиканских, зональных, всероссийских и международных выставках.
www.business-gazeta.ru
Юбилейная. Выставка произведений Фирината Халикова.
Открыть доступДо 10.09.2017 в Галерее Российской Академии Художеств.
Российская Академия Художеств представляет персональную выставку произведений казанского художника, Заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, члена-корреспондента Российской академии художеств, лауреата Государственной премии Республики Татарстан (им. Габдуллы Тукая) Фирината Халикова.
Выставка приурочена к 60-летию автора. В экспозицию войдут более 80 живописных и графических произведений разных лет.
Фиринат Гаптухаевич Халиков родился 28 августа 1957 года, член Союза художников СССР и РФ, автор и участник более 70 международных, всероссийских и региональных выставочных проектов в Москве, Будапеште, Пизе, Стамбуле, Хельсинки, штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и многих других.
Работы художника находятся в крупнейших музеях России, в том числе в Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, собраниях Министерства культуры и Художественного фонда России, включены в школьные учебники по истории России, в Большую Советскую и Большую Российскую энциклопедии.
В настоящее время Ф.Г. Халиков является руководителем Творческих мастерских Российской академии художеств в Казани.
Художник работает в технике масляной живописи, гуаши. Фиринат Гаптухаевич начинал как пейзажист и портретист, работая в русле отечественной школы реалистической живописи. Пленэрные пейзажи изображают природу средней полосы России, деревенскую жизнь. Сменяются времена года, размеренно проходят дни в привычных трудах.
В цикле «Умирающая деревня» 1982-1993 годов взгляд художника наполнен лиричной ностальгией по уходящей старине. Портреты с натуры и жанровые картины отличает теплота и некоторая отстраненность, портретируемые погружены в себя и не вступают в активный диалог со зрителем.
На родине Ф.Г. Халиков стал известен, найдя центральную тему своего творчества— масштабные полотна, живописные реконструкции, посвященные национальной истории Татарстана.
Исторический пейзаж, многофигурные композиции и жанровые сцены отражают взгляд художника на историю Казани, жизнь известных исторических персонажей и героев народных преданий, таких как Улу Мухаммед, царица Сююмбике, Шах Али. В экспозиции представлен ряд этюдов к программным полотнам «Светозарная Казань», «Ушедшее. Древняя Казань», «Казанский посад».
«Про художника Фирината Халикова можно сказать, что он совершил символическое погружение в вечность. Спустившись в закрытую обманчивыми слоями последующих столетий ханскую Казань, он вынес из обуглившихся обломков прошлого ее портрет… и показал древнюю Казань с момента возникновения до расцвета— эпохи ханства XVI века.
Получилось так, что воссозданный им виртуальный город пробудил интерес у зрителей к нынешнему, воспитывая жажду жить в нем, украшая и оберегая его лик от грубого вымысла и забвенья… Подобную миссию в искусстве Татарстана не выполнял еще ни один художник», — писала искусствовед Р.Г. Шагеева
Информация (на 22.08.2017):
Галерея Российской Академии Художеств.
Адрес: улица Пречистенка, дом 21.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры».
Время работы: вторник с 12:00 до 22:00, со среды по субботу с 12:00 до 20:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.
cultobzor.ru
Выставка Фирината Халикова "Живопись. Графика. К 60-летнему юбилею"
Приглашаем Вас 1 марта 2018 года в 16.00 в Национальную художественную галерею «Хазинэ» на открытие выставки Фирината Халикова "Живопись. Графика. К 60-летнему юбилею".
Фиринат Гаптухаевич Халиков – признанный художник, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, член Союза художников СССР, член-корреспондент Российской академии художеств.
Родился Фиринат Халиков в 1957 году в городе Донецке Украинской ССР. Окончил Кировское художественное училище им. А. А. Рылова, затем прошел обучение в Казани в Творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством академика, народного художника СССР Х. А. Якупова.
Халиков снискал популярность масштабными по замыслу живописными полотнами на исторические темы. Вот уже более двадцати лет он воплощает в своих произведениях драматические страницы истории. В контакте с историками и археологами он создает собирательный образ средневековой Казани. В его многофигурных полотнах и исторических пейзажах тысячи заинтересованных зрителей видят затерянную в анналах истории Древнюю Казань: её строительную мощь (крепости, мечети, ханские дворцы, посады, колоритные базары) и легендарных казанцев (Сююмбике, Кул Шариф, Мухамедьяр и др.).
Искусство мастера историко-архитектурных реконструкций сочетается с мастерством замечательного пейзажиста и этнопортретиста. Его пейзажные картины воспринимаются как поэтическая история. Особой любовью пронизаны те произведения живописца, в которых он показывает жизнь и быт жителей деревни.
Интересную страницу творчества Фирината Халикова составляет графика. Графические работы художника можно назвать «размышлениями с карандашом в руках». Графическое мышление, столь характерное для искусства исламского мира, нашло яркое воплощение в монументально-декоративных произведениях Халикова, связанных с орнаментально-каллиграфическим оформлением мечетей в Казани и Москве.
На открывающейся 1 марта 2018 г. в НХГ «Хазинэ» выставке будут представлены более пятидесяти произведений живописи и графики Фирината Халикова из собрания ГМИИ РТ и из собрания художника, созданные им в разные годы жизни. На выставке также можно будет увидеть работы выпускников и учеников Творческой мастерской живописи в Казани при Российской академии художеств, директором которой с 2014 г. является Ф.Г. Халиков: Булата Гильванова, Регины Якуповой, Алексея Цыбисова, Альберта Шинибаева, Руслана Камидуллина, Илшата Аскарова.
Выставка продлится по 1 апреля 2018 года.
Адрес: Казань, Кремль, 3-й подъезд,
Национальная художественная галерея «Хазинэ».
Тел. для справок: 5678-043, 5678-058
сайт: www.izo-museum.ru
museum.tatar.ru
Фиринат Халиков | Art16.ru — Культура и Искусство в Татарстане
Интервью с Фиринатом Гаптухаевичем Халиковым состоялось в его мастерской, которая расположена в самом центре города, на «Кольце». Это старинный казанский дом с толстыми стенами и высокими потолками. Интерьер мастерской тоже выдержан в старинном стиле. Мебели не много, но она притягивает взгляд.
Фото №100031. Буфет, самовары и тысяча мелочей. В мастерской Ф.ХаликоваФото №100035. Буфет, самовары, баранки (сушки) и пр. Фрагмент интерьера мастерской Ф.ХаликоваТо, что здесь работает художник видно сразу: национальные костюмы, причем раритетные, сшитые давно и руками; всевозможная посуда, статуэтки, отряд самоваров, баранки на стене — все, что может пригодиться для написания натюрмортов и портретов. И, конечно, краски, кисти и картины.
Фото №100047. Национальный костюм в мастерской Ф.ХаликоваФото №100019. Лето в деревне. 1995. Халиков Ф.Г.холст, масло; 90х68Фото №100039. Фиринат Халиков в мастерской. 22.05.2012На столе стоит уже пожухлый букет сирени, а на полотне, все тот же букет, но еще свежий и ароматный — эту картину Фиринат Халиков написал на заказ. На мой вопрос о том, часто ли художник прибегает к жанру «натюрморт», услышала отрицательный ответ.
Фото №100007. Сирень, 2012. Халиков Ф.Г.холст, масло; 70х80Излюбленный жанр Фирината Халикова — «исторический пейзаж». Вот уж где проявляется его талант живописца и рисовальщика. Подход к написанию исторического полотна у Ф.Халикова очень обстоятельный. Фиринат Гаптухаевич сформировался как художник на традициях русской реалистической школы. Перед тем, как на свет появляется тематическая картина, написанная маслом, Ф. Г. Халиков делает рисунок, затем акварельный эскиз. В качестве моделей для его работ выступают его знакомые, родственники.
Фото №99998. Утро древней Казани. 2011. Халиков Ф.Г.холст,масло; 75х120Фото №100027. Осада Казани. 2007. Халиков Ф.Г.бумага, акварель; 50х120Но главное, в изображении исторической действительности, то, что художник перед написанием полотна полностью погружается в эпоху, события, которой он хочет перенести на полотно.
Художник увлекается историей с детства. Как-то прочитав труд археолога Альфреда Хасановича Халикова, всецело погрузился в изучение истории татарского народа. Обстоятельства сложились так, что Ф. Г. Халиков проиллюстрировал книгу А. Х. Халикова. Начал работать в жанре исторической картины, когда развитие исторической темы в творчестве вовсе не приветствовалось.
Фото №100071. Дарственная надпись на подаренной мне картинеФото №100023. Утро. 1993. Халиков Ф.Г.холст, масло; 75х84Фиринат Гаптухаевич поделился своими достижениями за 2011—2012 гг., посвятил в свои творческие планы. Он поведал о том, что в 2011 году Государственный исторический музей в Москве приобрёл три его картины, а «Русский музей» в Санкт-Петербурге — четыре. «Русский музей» на выставке, посвященной российским праздникам, в качестве иллюстрации татарского праздника, показал живописную картину «День гуся».
В январе 2012 года был избран членом-корреспондентом Российскойакадемии художеств.А в планах — выставка в Российской академии художеств.
Фото №100015. Казанский посад на закате. 2007. Халиков Ф.Г.холст, масло; 77х82Фото №100011. Апанаевская мечеть, 2011. Халиков Ф.Г.холст, масло; 45х75Елена Сунгатова, май 2012,фото автора
art16.ru
Халиков, Фиринат Гаптухаевич — WiKi
Фиринат Гаптухаевич Халиков родился 28 августа 1957 года в Донецке. После службы в рядах Советской армии в Германии, учился в сельхозтехникуме. В 1983 году окончил Вятское художественное училище имени А. А. Рылова, прошёл обучение в Творческой мастерской живописи Академии художеств России (1996).
В 2005 году в издательстве «Заман» вышла книга-альбом «Фиринат Халиков. Вечная Казань», а затем в издательстве «Белый город» в серии «Мастера живописи. Русские художники» — книга «Фиринат Халиков»; обе посвящённые творчеству художника.
Худож. Ф. Халиков Последний бой у мечети Кул-Шариф. Внутреннее убранство новой Московской соборной мечети. Интерьер новой Московской соборной мечети.В 2008 году Фиринат Гаптухаевич Халиков стал Главным художником Московской соборной мечети, выиграв международный конкурс Совета муфтиев России на создание проекта архитектурно-художественного решения, дизайна фасада и интерьеров главного мусульманского храма страны[2].
Работы Фирината Гаптухаевича Халикова находятся в музеях России, в том числе в Русском музее Санкт-Петербурга, в Государственном историческом музее Москвы, в собраниях Министерства культуры и Художественного фонда России, включены в школьные учебники по истории России, в Большую Советскую и Большую Российскую энциклопедии. Персональные выставки художника прошли в залах академии художеств, в Третьяковской галерее[3].
30 августа 2017 года за многолетнюю творческую деятельность руководство Российской академии художеств наградило Фирината Халикова золотой медалью графа Шувалова, а за огромный вклад в развитие изобразительного искусства Республики Татарстан художник был удостоен памятной медали Мусы Джалиля[4][5].
В настоящее время Фиринат Халиков является руководителем Творческих мастерских Российской академии художеств в Казани[6].
ru-wiki.org
Художника Фирината Халикова наградят медалью графа Шувалова — Реальное время
Фото: Максим ПлатоновСегодня в залах Российской академии художеств открывается персональная выставка художника Фирината Халикова, первого художника из Татарстана, который выставляет в этих залах такое количество полотен. А вчера народный художник России Фиринат Халиков отметил свою юбилей. Подробнее в материале «Реального времени».
«Главные работы все в музеях»
Никогда еще художники из Татарстана не делали такие масштабные персональные выставки в залах Российской академии художеств на Пречистенке в Москве. Сегодня же на главных для российских художников выставочных площадях разместятся работы Фирината Халикова. Он привез в Москву коллекцию из 85 работ.
«Немного смешно, что самых моих масштабных работ на выставке не будет, они находятся в 18 российских музеях, в том числе в Государственном Русском музее, в Государственном историческом музее. Я решил их оттуда не забирать для экспонирования. Просто побоялся, не дай Бог, поцарапаем или что. Все же это теперь не моя, а музейная собственность», — рассказал Фиринат Халиков «Реальному времени». Вчера он отметил свое 60-летие, а вечером выехал в Москву.
Тем не менее даже без музейных работ коллекция в залах академии представлена приличная. Здесь будут портреты, пейзажи, натюрморты, полотна на исторические темы — главное увлечение Фирината Халикова. Он один из первых начал воплощать на полотнах историю Казанского ханства и Древнего Булгара. Казанские зрители узнали его именно по этим историческим полотнам.
Попасть со своими картинами в залы академии — очень непростая задача для художника. Фото rah.ru
«На выставке будет много пейзажей, моей любимой северной природы. Я некоторое время жил в деревне в Архангельском крае, в совсем забытом Богом месте, где была потрясающая природа, я ради этой натуры в свое время туда и переехал. Когда я там жил, многие мои друзья-художники туда приезжали поработать на натуре. Так получилось, что эти пейзажи я не часто выставляю, вот теперь их увидят на моей юбилейной выставке», — прокомментировал свою экспозицию художник.
Но не только полотна будут представлены на выставке в залах академии. На выставке будет выставлен и многолетний проект Халикова — эскизы интерьеров Соборной мечети в Москве, автором которых по приглашению муфтията является казанский художник.
Попасть со своими картинами в залы академии — очень непростая задача для художника. Сейчас в очереди стоят 700 живописцев. Как пошутил Фиринат Халиков, если там делать еще одну выставку через 10 лет к будущему 70-летию, очередь надо занимать уже сейчас.
«Наверное, займу очередь», — строит планы на будущее Фиринат Халиков. Его экспозиция будет открыта в Москве до 19 сентября, а с 17 сентября в этих залах начинает работу выставка, посвященная 260-летию академии художеств. И начнется череда празднеств, связанных с этой датой. В феврале и марте Фиринат Халиков планирует открыть свою юбилейную выставку в залах галереи «Хазинэ».
Сейчас художник увлекся написанием интерьеров православных храмов, пишет иконостасы, колокольни. Часто его можно видеть с мольбертом в Богоявленском соборе Казани, где крестили Федора Шаляпина, мастерская Халикова находится неподалеку.
«На выставке будет много пейзажей, моей любимой северной природы», — говорит Халиков. Репродукция с сайта rah.ru
«Надо учить молодых»
Одним из первых вчера Фирината Халикова с юбилеем поздравил первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, который всегда интересовался его творчеством, является обладателем многих работ Халикова и всегда поддерживал художника. Теперь Халикова ждут поздравления в Москве.
Сегодня в Российской академии художеств будет заседание президиума, потом 40 академиков во главе с Зурабом Церетели отправятся на открытие выставки Фирината Халикова. А до этого, на заседании президиума академии, Халикову вручат золотую медаль графа Шувалова — это одна из самых высоких наград для российских художников. Граф Шувалов, как известно, был основателем Российской академии художеств.
Кстати, помимо собственно написания полотен, Фиринат Халиков возглавляет в Татарстане творческую мастерскую Российской академии художеств. «Надо учить молодых», — полагает художник. Сейчас в мастерской обучаются четыре молодых татарстанских художника.
Фиринат Халиков возглавляет в Татарстане творческую мастерскую Российской академии художеств. Фото Максима Платонова
«Я бы хотел написать сейчас большую картину — историю Татарстана, всех, кто стоял у истоков создания республики. Показать новейшую историю в лицах», — обозначает Фиринат Халиков ближайшие планы. В его мечтах и создание в Казани диорамы, посвященной Казанскому ханству.
Татьяна Мамаева
ОбществоКультураrealnoevremya.ru