Богатырь Евпатий Коловрат: правда и вымысел. Картина евпатий коловрат
Коловрат Евпатий - русский герой :: SYL.ru
Подвиг Евпатия Коловрата – крепкого богатыря, воеводы и рязанского вельможи - навеки вписан в историю как пример мужества и героизма в защите своего Отечества от иноземных захватчиков.
Рязань в опасности
В 1237 году бесчисленные монгольские войска хана Батыя напали на российские территории. Первой жертвой на пути неприятеля стало Рязанское княжество, расположенное в юго–восточной части страны и граничащее с уже захваченными землями. Юрий Ингваревич – рязанский князь - обратился за помощью к главам соседних княжеств с просьбой о помощи в противостоянии врагу, требующему беспрекословного покорения хану Батыю. Не осмелились помочь соседи из опасений самим оказаться беспомощными перед монгольскими войсками. Да и в количественном выражении собранное российское войско обязательно бы проиграло перед несметной силой неприятельской орды. Поэтому перед иноземным врагом рязанцы остались одни.
Наедине с врагом
Сначала рязанский князь хотел договориться мирным путем, поэтому на переговоры с монгольским предводителем отправил сына Федора. Предъявленные врагом непосильные требования не были приняты молодым принцем, за что последний был безжалостно убит. Следом, сбросившись с высокой башни, погибла его супруга Евпраксия, которую монголы собирались доставить Батыю.
Рязанские воины, потерпев неудачу в примирении с Батыем и не получив помощи от соседей, сами вышли на бой, ужасный и проигрышный. На одного русского приходилась тысяча монголов, на двоих – десять тысяч. В этом кровавом сражении, произошедшем 16 декабря 1237 года, монгольская орда одержала победу и вплотную подошла к Рязани.
Пять дней иноземцы атаковали город, защитники которого не имели ни минуты отдыха. На шестой день монголы ворвались в крепость. Рязань подверглась страшнейшему жестокому разгрому, погибло очень большое число жителей города – враг не жалел ни старого, ни малого. Опустошив и соседние города земли Рязанской, Батый пошел дальше – завоевывать новые земли.
Подвиг Евпатия Коловрата
На момент разгрома Коловрат находился в соседней Черниговской земле, где вел переговоры о предоставлении помощи рязанцам. Получив известие о взятии своей земли и смерти Юрия Ингваревича и осознав дальнейшую бессмысленность своего пребывания на Черниговщине, Коловрат Евпатий решил вернуться назад. Нужно было воспрепятствовать врагу любыми силами и защитить еще не захваченные земли.
Вернувшись на пепелище Рязани и увидев страшную картину, полную ужаса и скорби, Коловрат Евпатий собрал уцелевших земляков (около 1700 человек), с которыми догнал врага уже на Суздальских землях.
Для монголов столь внезапное нападение было неожиданным: им казалось, что мертвые восстали из–под земли с целью отомстить за себя. Потери понесли обе стороны. На бой с Евпатием выходил могучий Хостовул, который был рассечен русским воином пополам. Одолеть рязанцев враг смог путем использования орудия для метания камней, применяемого при штурме городов. Только таким способом монголами был убит Коловрат Евпатий, тело которого тут же немедленно доставили Батыю. Монгольский правитель и его приближенные были восхищены отважностью и мужеством русского воина. Широким жестом со стороны хана был приказ отпустить оставшихся в живых рязанцев, которым было передано тело Коловрата для захоронения по обычаю. Сказание о Евпатии Коловрате дошло до наших времен из «Повести о разорении Рязани Батыем».
Евпатий Коловрат – яркий пример защитника русской земли
К сожалению, доблесть русских воинов не смогла заменить отсутствие сплоченности и единства княжеств перед могущественным врагом. За междоусобицы и раздоры Руси пришлось расплачиваться военными неудачами, а затем и двухсотлетним порабощением иностранными захватчиками. Но подвиг, который совершил Коловрат Евпатий, стал ярким примером проявления мужества и патриотизма.
www.syl.ru
История. Кто такой Евпатий Коловрат?
Герой на войне – непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой – наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них былинный герой Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.
Кто такой Евпатий Коловрат?
Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем.
Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим – боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.
О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.
Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.
С чего начиналась легенда
Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.
XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.
В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.
После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы – княжеского сына Федора - и напасть на город.
21 декабря 1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.
Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.
В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.
Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.
Гибель Коловрата
Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские – только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.
Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.
В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.
После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.
Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.
Литературные произведения, посвященные Коловрату
Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.
Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.
Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.
Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.
В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.
Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».
Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».
А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.
В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...».
С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).
В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.
Фильм о Евпатии Коловрате
В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям.
Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.
Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.
Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате
В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.
Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.
Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи.
В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.
Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат – это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.
При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.
Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат – это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.
Значение имени героя, по мнению православных историков
В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.
Согласно им, Евпатий – это вариация известного славянского имени Ипатий.
А коловрат – это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.
А был ли герой?
Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?
Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.
Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.
Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.
Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.
Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.
Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.
Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков – то есть нас.
fb.ru
ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ИЛИ ЛЕГЕНДА
ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ИЛИ ЛЕГЕНДА
Тарасова Екатерина Николаевна 11
Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
"Евпатий Коловрат, как символне покорившейся Руси,
До седел рассекал поганых,
Мстя им за честь своей страны».
Введение.
1.1 Обоснование выбора темы
Нет на Земле народа, который бы не помнил и не гордился бы славным прошлым и своими героями. Эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Знание событий прошлого нашего государство дает нам возможность не повторять ошибки прошлого с одной стороны, и гордиться своей историей с другой.
В настоящее время данная тема является актуальной в связи с политической нестабильностью и формирование различных мнений о значимости той или иной исторической личности, выдвижении ложных фактов истории и занижении роли русского народа в историческом процессе.
Объектом моего исследования стала мало изученная героическая личность Евпатий Коловрат, как пример человеческого подвига во имя спасения русской земли.
1.2 Целью моего исследования является выявить роль Евпатия Коловрата как исторической личности на основе различных письменных источников.
1.3 Постановка данной цели обусловила выбор следующих задач:
Рассмотрение личности Евпатия Коловрата в рамках исторических событий;
Рассказать о «Повести о разорении Рязани Батыем»;
Описать подвиг Евпатия Коловрата;
Проанализировать значение личности в исторических событиях.
Основная часть
2.1 Личность Евпатия Коловрата.
В наши дни много споров вызывает как сама личность Евпатия Коловрата, так и происхождение его прозвища «Коловрат».
Вероятнее всего, прозвище «коловрат» происходит от древнего слова «коло», что означает «солнце». Таким образам, коловрат - это коловорот1, или же солнцеворот. Не исключено, что прозвище Евпатия связано с днем его рождения – в день солнцеворота или же, что вероятнее, всего прозвище используется как древнее, сакральное значение коловорота - годичного цикла. При этом «коловрат» понимается как движение солнца по небу. Человек носящий это прозвище является хранителем гармонии во вселенной, гарантирующим нормальный ход вещей в ней.
О самой личности Евпатия Коловрата сведений не так много, и они противоречивы. Неизвестна даже точно дата его рождения, только приблизительно назван год - 1200.
Один из источников говорит, что Евпатий Коловрат родился в селе Фролово Шиловской волости. Евпатий Коловрат был славным и могучим богатырем, который жил на земле русской. Однако о нем в истории практически не сохранилось ни каких достоверных сведений. А те, которые имеются, довольно часто оспариваются различными историческими источниками всего мира. Одни утверждают, что богатырь был на русской земле известным и мужественным воеводой, в свою очередь другие склонны верить в то, что Евпатий был боярином, третьи – руководителем народного ополчения. Вотчину Евпатий Коловрат действительно имел - в Урсовском городке под селом Заполье. Сегодня это село все еще существует. Некоторые исследователи считают именно городское поселение Шилово - родиной Евпатия Коловрата. Там даже поставлен памятник знаменитому земляку. (Приложение 1)
В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый2.
О семье Коловрата информации еще меньше. В некоторых редакциях "Повести" указывается отчество Евпатия - Львович. О том, что у Коловрата была молодая жена Татьяница и пятилетний сын Михалко мы узнаем только из книги Василия Ряховского «Евпатий Коловрат». А значит, это может быть и вымыслом самого писателя. Придуманной мне кажется и версия, что Коловрат был язычником3.
Дата гибели названа более точно - январь 1238 года в «Повести о разорении Рязани Батыем». Там же говориться и о торжественных похоронах Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 года4. (Приложение 2)
2.2 Подвиг Евпатия Коловрата
Подвиг и гибель Евпатия Коловрата хорошо описаны в «Повести разорении Рязани Батыем».
Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Трудами исследователей собраны десятки ее рукописей, выделены различные редакции и определены отношения между ними. Однако вопрос о времени создания этого шедевра древнерусской литературы до сих пор остается открытым. В. Л. Комарович и А. Г. Кузьмин склоняются к датировке ее XVI веком, Д. С. Лихачев относит «Повесть» к концу XIII — началу XIV века. Последняя точка зрения закрепилась в учебниках по древнерусской литературе, нашла свое отражение в изданиях «Повести», использовалась в исследованиях по истории литературы Древней Руси.
Повесть начинается с нашествия в 1237 году «безбожного царя»5 Батыя на Рязань и стал на реке Воронеж. Он требовал себе десятой части богатства. Мстный князь Юрий Ингваревич занял нерешительную позицию, с одной стороны он послал за подмогой во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу, а с другой одарил Батыя подарками. Однако, узнав от одного рязанского воеводы, что в городе есть красивая женщина Евпраксия, сноха князя, Батый потребовал ее к себе. Ее муж Фёдор (сын рязанского князя) начал возражать, но был убит. Сама Евпраксия покончила жизнь самоубийством, спрыгнув из окна высокого терема со своим маленьким сыном Иваном Феодоровичем. Весь город оплакивает смерти княгини и мальчика. После этого началась битва, в которой полегло почти все рязанское войско во главе с князем. 21 декабря была взята и Рязань, жители которой подверглись поголовному уничтожению.
В это время один рязанский воевода – Евпатий Коловрат - оказался в Чернигове. Возвратившись, он увидел разоренную Рязань и со своей малой дружиной он отправился по следам татар, чтобы отомстить им. В Суздальской земле он напал на войско Батыя, однако силы были не равны.
«И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа, полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешались все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно»6. (Приложение 3)
Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего»7. Отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
2.3 Сравнительный анализ источников
Ценность «Повести» заключается не в сообщении нам новых подробностей о монгольском нашествии, а в отражении этого события в общественном сознании России накануне взятия русскими Казани. Показательно само обращение к теме разорения русских земель в момент, когда крупнейшее Русское государство готовилось к последней схватке с некогда опасным, но все более слабеющим противником. Автор повести не оставляет в истории места для 250-летнего ига. По его мнению, ярко выраженному в последних строках текста, люди, пережившие батыев разгром, уже были избавлены Богом от татар. В некоторых списках этот рассказ продолжает фантастическая повесть об убиении Батыя.
Повесть о разорении Рязани Батыем» дошла до нас в составе цикла сказаний о Николе Заразском. Этот цикл объединил литературные памятники, различные по своему характеру, информативности и художественным достоинствам. В него вошли «Повесть о принесении иконы Николы Корсунского в Рязань», тесно связанная с ней «Повесть о гибели князя Федора и его семьи», «Родословие священников, служивших у иконы Николы», и «Сказания о чудесах от иконы в 1513 и 1531 годах».
Сходство отдельных фрагментов текста «Повести» с некоторыми памятниками литературы конца XIV—XV века не вызывает сомнения и отмечалось многими исследователями. Она имеет некоторые сходства с «Задонщиной», «Повестью о нашествии Тохтамыша на Москву», «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского».
Заключение
Существование личности Евпатия Коловрата является спорной. Но знаменитый подвиг Евпатия Коловрата навсегда останется вписан в анналах истории, как человек, который пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы его земля жила и процветала ещё долгие столетия.
Особый интерес представляет красочное описание подвига Евпатия Коловрата. Безусловно, перед нами запись эпического сказания о богатыре. Даже смерть его необычна. Евпатия поражают из осадных машин, что невозможно в реальном полевом сражении. Этот образ близок целой плеяде подобных образов, отразившихся в русской литературе XV—XVII веков. Меркурий Смоленский, Демьян Куденьевич, Сухман — все они внезапно сталкиваются с противником, самостоятельно принимают решение об отпоре врагу, ведут бой с превосходящими силами противника, одерживают победу и погибают, но не в поединке, а в результате какой-то вражеской хитрости; подвиг их первоначально не имеет свидетелей.
Подвиг Евпатия Коловрата ставят в пример потомкам. Современное прагматичное поколение может сказать: и зачем надо было погибать зазря? Но есть обстоятельства, с которыми невозможно жить, невозможно осознавать, что ты ничего не сделал там, где мог, проявил трусость. До тех пор, пока живут на нашей земле люди, подобные герою Коловрату, будет жить наш народ.
Список использованной литературы
Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит, 1969. – С.344-361.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907, С. 605.
Воинские повести Древней Руси. Л. Лениздат., 1985.
Алексей Гудзь-Марков. Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIIIвв. Издательство: Вече, 2008 г. Стр. 448
«Мир истории. Русские земли в XIII—XV веках», Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф., «Молодая Гвардия», М., 1988.
Брохин В. С. «За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате Ковале Фатьяне.» Рязань, 1954.
Интернет-ресурсы
Василий Ряховский - Евпатий Коловрат - http://iknigi.net/avtor-vasiliy-ryahovskiy/14991-evpatiy-kolovrat-vasiliy-ryahovskiy/read/page-1.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/975147
Приложение 1
Памятник Евпатию Коловрату в городском поселении Шилово.
Приложение 2.
Памятник в Рязани.
Приложение 3.
П. Литвинский. Евпатий Коловрат
1 Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907, С. - 105.
2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/975147
3 http://iknigi.net/avtor-vasiliy-ryahovskiy/14991-evpatiy-kolovrat-vasiliy-ryahovskiy/read/page-1.html
4 Воинские повести Древней Руси. Л. Лениздат. 1985, С – 136.
5 Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит, 1969. – С.344
6 Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит, 1969. – С.355
7 Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит, 1969. – С.356
Просмотров работы: 233
school-science.ru
Богатырь Евпатий Коловрат: правда и вымысел
Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?
В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.
Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.
Предыстория
Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.
Падение Рязани
В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.
Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»
Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.
В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.
Подвиг Евпатия
Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.
Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».
И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.
Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».
Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.
Вопросы и еще раз вопросы…
Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.
Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.
Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.
Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Образ Евпатия Коловрата в «Повести о взятии Батыем Рязани»
1. Батыево нашествие на Рязань. Разрозненность русских князей.
2. Рязанец Евпатий Коловрат. Богатырские черты героя.
3. Битва с татарами. Падение дружины Евпатия Коловрата.
4. Возрождение испепеленной Рязани — оптимистичный конец повести.
Яркое и емкое художественное воспроизведение героической защиты русских земель отразилось в «Повести о приходе Батыя на Рязань», дошедшую в составе летописных документов XVI века. Повесть славит отвагу и доблесть защитников Рязани: князя Юрия Ингоревича, его братьев Давыда и Глеба и рязанской дружины во главе с Евпатием Коловратом. Все произведение представляет собой образец воинской повести, вобравшей в себя значительные элементы фольклора русского народа. События 1237-1240 годов, связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое распространение в воинской исторической повести.
Рязанцы потерпели поражение, одна из его причин в феодальной раздробленности русских княжеств, в политике князей, не желающих объединяться. Юрий Ингоревич напрасно взывает к владимирскому князю, но ни владимирские, ни черниговские князья не пришли на помощь его городу Рязани.
Батый захватил Рязань, но русские воины мужественно сражались за свободу Одна из частей повести полностью посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата. Он показан под стать былинным богатырям. Ему присущи огромная сила, мужество и отвага. «Он живое олицетворение героического подвига всего русского народа, который не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю», — писал о нем один из исследователей.
«Неистовый Евпатий Коловрат», «исполин силою», во время прихода Батыя оказался в Чернигове случайно вместе со своим князем Ингварем Ингваревичем. Узнав о нападении Батыя, Евпатий с «малою дружиной» возвратился в Рязань, когда город был уже разграблен, «государи побиты», погибло множество народа. Евпатий был поражен, увидев эту «картину» смертоубийств и разграбления, он «распалился в сердце своем», снова собрал дружину из тех, кто остался, и пустился вслед за Батыем, «хотяше пити смертную чашу со своими государями равно».
Евпатию удалось догнать Батыя в Суздальской земле, там он обнаружил его станы и напал на них, множество татар погибло. Главное действующее лицо в повести — Евпатий, поэтому на его подвиг переносится подвиг всей его дружины. Евпатий подобен силой и храбростью Илье Муромцу. Он отважно разъезжает по ордынским полкам и бьет их беспощадно. Когда у него затупился меч, он берет татарский и продолжает битву.
Испуганные татары стояли, «аки пьяные», они думали, что восстали мертвые. Но татары смогли поймать из рати Евпатия пять раненых человек. Они привели раненых рязанцев к Батыю. Следуя былинным традициям, Батый спрашивает их: «Коея веры ести и коея земли и что мне много зла творите?», и по-былинному же рязанцы ему отвечают: «Веры христианския есве, храбри есми великаго князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полку Евпатия Коловрата». Батый испугался и послал своего шурина Хостоврула против Евпатия.
Евпатий оказался сильнее татарина, он одерживает победу в поединке. «Евпатий рассек Хостоврула на пополам до седла и начал сечь силу татарскую и многих нарочитых богатырей батыевых побил». Но Евпатий все-таки погиб, его убили лишь из стенобитных орудий, такой нечеловеческой силой он обладал. Тело Евпатия татары принесли Батыю, который тот час послал «по мурзы, и по князи, и начата дивиться храбрости, крепости и мужеству рязанского господства».
«Мы со многими царями во многих землях, на многих бранех бывали, — заявляли татары, — а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не возвещали нам. Сии бо люди — крылаты, и не имеют смерти». Так, даже враги уважают Евпатия за храбрость, силу. Батый поступил благородно: он отдал тело рязанца Евпатия его дружине и выразил уважение к погибшему: «Аще бы у меня такой служил, — держал бы его против сердца своего».
Автор повести — истинный патриот: он не только оплакивает потерянную независимость Рязани, но и испытывает гордость за ее людей. Именно эта гордость, сознание бесценных качеств русского народа и составляет характернейшую черту «Повести». «Один бьется с тысячей, два с тьмою <т. е. с десятью тысячами>», — говорит о рязанцах автор повести. Защитники Рязани погибли, но нанесли огромный урон войскам Батыя.
Рязань показана как центр Русской земли, потому что события, изображенные в ней, выглядят в повести как кульминация русской истории. Захват Рязани — это расплата за отсутствие единства в русских князьях, за их ссоры и нежелание помогать друг другу. Это повесть о настоящем русской земли. Похвала роду рязанских князей — это похвала минувшему, былому могуществу и благоденствию не только Рязани, но и всей Русской земли.
Повесть заканчивается повествованием о возрождении и обновлении русскими людьми сожженной врагом Рязани. Такой финал свидетельствует об оптимизме, живучести, стойкости русского народа, его несокрушимой вере в возможность избавления от монголо-татарского ига. Образ Еваития — обобщенный образ всего русского народа, все лучшие качества русичей собраны в этом мужественном, стойком, сильном человеке. Даже враги уважают такого противника, сломить его так и не удалось никому.
sochineny.ru
Характеристика Евпатия Коловрата
Характеристика Евпатия Коловрата. В 1237 году неожиданно на землю Русскую напал хан Батый. Черной тучей, сокрушая все на своем пути, двинулось несметное войско на рязанскую землю. Запылали города, потекли реки русской крови. Взяли враги и Рязань и «не оставили в граде ни одного живого, все равно умерли и єдину чашу смертную пили. Не было там ни стонущего, не плачущего, ни отца и матери о чадах, или чада об отце и о матери, ни брата о брате, ни ближнего рода; но все вкупе мертвы лежали».
Казалось бы, всех должна была запугать дикая орда. Однако этого не случилось. Более двухсот лет русский народ мужественно бился за свою свободу и одолел-таки врага. В «Повести об Евпа- тии Коловрате», которая является составной частью «Повести о разорении Рязани Батыем», и рассказывается о первых битвах русских с татаро-монгольскими завоевателями. Особую симпатию вызывает могучий богатырь Евпатий Коловрат.
Повесть говорит о великой любви Евпатия Коловрата к родной земле и народу. С большой силой эта любовь проявляется в поступках и крике-стоне героя.
Услыхав о «приходе зловредного царя Батыя#, он, ни минуты не медля, идет с малою дружиною в Рязань. А увидев разоренный город и трупы замученных людей, «вскричал Евпатий в горести души своей и воспылал в сердце своему.
Любовь к родине объясняет неистребимую ненависть ко веем тем, кто с оружием приходит на Русскую землю. В картине неравного боя ярко показана эта святая ненависть.
Коловрат с дружиною «смел все полки татарские!, он «их бил нещадно». А когда мечи русских притупились, то они «брали татарские мечи и секли их нещадно».
Горячее желание защитить родной народ, свою землю от надругательства и издевательства рождает в сердце воина беспредельную храбрость.
Евпатий так храбро бьется с татарами, что «и самому царю страшно стало». При виде богатыря войско татарское «устрашилось». Мурзы и князья вынуждены были признать, что «таких удальцов и реэвецов не видали… сии бо люди крылаты и не имеюще смерти, тако крепко и мужественно сражались, един с тысящею, а два с тьмою». Сам хан Батый подивился мужеству Коловрата и сказал: «Если бы у меня такой служил, держал бы его против сердца своего».
Гордость за свой народ поддерживает чувство собственного человеческого достоинства у Евпатия.
Когда Батый напал на Рязань, Коловрат был в Чернигове. Он мог бы покориться и этим сохранить себе жизнь. Но Коловрат избрал другой путь. Изнемогающие от ран воины из полка Евпатия не пресмыкаются перед ханом, а с достоинством иронически отвечают ему, что они посланы «сильного царя почти- ти и честно проводити и честь воздати». Эти слова мог бы повторить и сам Евпатий.
Автор наделяет своего героя необыкновенной физической силой, Евпатий «рассек Хостоврула на полы до седла». Татары не могут победить Коловрата. И лишь тогда, когда они «начали бити по нем с сточисленных пороков», убили его.
В образе Евпатия отразилось представление народа о том, каким должен быть защитник родной земли. Любовь к отчизне — основная черта героя. Она рождает и объясняет все другие качества богатыря: и непримиримость к врагам, и беззаветную отвагу, и гордость. От любви к родине вырастают крылья. Тот, кто погиб за родину, никогда не будет забыт. Он бессмертен.
prepodka.net
Евпатий Коловрат фото на - 24СМИ
Евпатий Коловрат: последние новости
23 апреля 2018 года на канале «Россия 1» начинается показ военной драмы «Операция "Мухаббат"». Любовная история герое...
Скоро на канале «Россия-1» начинается показ сериала «Кровавая барыня». Картина режиссера Егора Анашкина расскажет о т...
Стало известно, какой фильм возглавил российский прокат. Картина «Легенда о Коловрате» стала самой популярной в Росси...
30 ноября 2017 года состоится премьера российского кинофильма-фэнтези «Легенда о Коловрате». Сюжет рассказывает о под...
24smi.org