Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла». Картины добужинский мстислав


Мстислав Добужинский — Старый Петербург

Мстислав Добужинский. Автопортрет, старинная картина. Антикварная живопись

Мстислав Добужинский. Автопортрет, старинная картина. Антикварная живопись

В творчестве художника Мстислава Валериановича Добужинского Петербург занимал  особое место. Он остро ощущал своеобразную эстетику  северной столицы, которая заключалась в присущей только этому городу  цветовой атмосфере, удивительной графичности архитектуры. Добужинский видел Петербург, пронизанный духом Достоевского, с символизмом и мистичностью лабиринтов домов, каналов, улиц. Правда, его трудно назвать певцом парадного Петербурга. Художник писал в своих воспоминаниях о своем интересе к «изнанке» города, особенно Петербург поразил его после двухлетнего пребывания  за границей, Мстислав Валерианович учился в Мюнхене, тогда этот город был одним из крупнейших европейских центров художественного образования: «…я рисовал Питер, его «уголки», — писал Добужинский, – «красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало. Этим занималась Остроумова, отчасти Бенуа и Лансере…».

Сейчас, спустя сто лет, его графические зарисовки Петербурга являются антиквариатом большой ценности. На арт-рынке особым успехом пользуются  эскизы Мстислава Валериановича к театральным постановкам, а поклонники творчества Добужинского могли с 28.03.12 по 31.05.12 в московской галерее «На Ленивке» видеть двести работ художника, объединенных под названием «Семейный альбом». Эта выставка антиквариата дала возможность познакомиться со значительным периодом жизни семьи Добужинских. На ней были представлены портреты детей, жены, наброски домашних интерьеров. В работах художника, представленных на выставке, нашли отражение и события, потрясшие тогда Россию: Первая мировая война, переворот 1917 года. Благодаря экспозиции в галерее «На Ленивке», уходит  привычный отстраненно-холодноватый образ художника, появляется возможность гораздо лучше понять его внутренний мир. Немало коллекционеров, торгующих антиквариатом в Санкт-Петербурге, хотели бы иметь в своих коллекциях работы художника.

Семья. Основные этапы творчества.

По духу  его творчества Мстислава Валериановича Добужинского  можно с равным основанием назвать  и русским, и европейским художником. Литовец по  отцу, его семья  принадлежала старинному литовскому роду, русский по матери, он родился в 1875 году Новгороде, а умер в 1957 в Нью-Йорке. Мать художника была талантливой певицей, после окончания Смольного она училась в  Петербургской консерватории, после окончания которой, пела в провинциальных оперных театрах. Отец — артиллерийский офицер, был разносторонне образованным человеком. М. В. Добужинский, проучившись один курс на юридическом факультете Петербургского университета, решил поступить в Петербургскую Академию художеств, но его не приняли. Параллельно с учебой в университете, Добужинский занимался живописью в частных студиях. После окончания университета он продолжил свое художественное образование в Мюнхене. После возвращения в 1901 году в Петербург, Добужинский сближается с кругом художников, организовавших новое объединение — «Мир искусства». Познакомил его с лидерами нового союза И. Грабарь. Один из них —  Александр Бенуа значительно повлиял на  формирование графического стиля молодого художника, их многое сближало: любовь к старинной живописи, увлечение

Мстислав Добужинский. Человек в очках. Антикварная живопись

Мстислав Добужинский. Человек в очках. Антикварная живопись

коллекционированием антикварных гравюр и старинных картин. Период  пребывания художника в объединении «Мир искусства» можно назвать самым ярким в его творчестве. Это было время создания  замечательных графических циклов «Медный  всадник», «Белые ночи» и многих других. Талант Добужинского ярко проявился в книжной иллюстрации, в театрально-декорационном искусстве.

Городские пейзажи в старинных картинах М. Добужинского

Особенно ярко творческая индивидуальность Добужинского видна в его городских пейзажах. Толчком для создания графических пейзажей Петербурга послужило предложение И. М. Степанова — сотрудника издательства общины св. Евгении — о создании серии графических работ, посвященных петербургским пейзажам. Сейчас они являются предметом «охоты» многих любителей антикварной живописи. Их издательство собиралось использовать для  воспроизведения на художественных открытках. Добужинский рисовал красивейшие уголки города: Чернышев  мост, Александринский театр, Банковский мост, Фонтанку у Летнего сада. Но его особенно привлекал другой Петербург. Художник писал: «Во мне по-новому утвердилось и жившее с детства какое-то родное чувство к монотонным казенным зданиям, удивительным петербургским перспективам, но еще острее меня теперь уколола изнанка города». В начале 1900 годов именно Петербург был основным героем старинных картин и графики Добужинского. В созданных в 1903 году старинных картинах «Двор», «Город», в 1904 — «Вырубленный сад», «Уголок Петербурга»  уже видна неповторимая манера художника, его взгляд на город, в котором объединялась и любовь к Петербургу, и отображение его жесткой и суровой силы. У него было особое, гофманианское и немного фантасмагоричное восприятие Петербурга, он  остро ощущал  в нем невероятное сочетание  великолепной классической архитектуры с  уродливым процессом урбанизации начала ХХ века. Благодаря особенностям композиции, многие его городские пейзажи, ставшие сейчас бесценным антиквариатом,  не воспринимаются как  бытовые, а скорее, как символико-фантастические. Например, в акварели «Старый домик» контраст старых и новых домов воспринимаются, как контраст старого и нового, одухотворенного и бездушного, причем, симпатии художника  принадлежат уходящему, более человечному времени.

Книжная графика и театрально-декорационные работы Добужинского

Талант М. Добужинского ярко проявился в преподавательской деятельности,  книжной графике и театрально-декорационном искусстве, не ограничиваясь старинными картинами. В 1907-1908 годах он оформил спектакли в Театре Комиссаржевской и Старинном театре, его декорации очень понравились и вскоре его пригласили в МХАТ оформить спектакль по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Успех его декораций был очень велик, так началось длительное сотрудничество Добужинского с МХАТом. Как и многие художники «Мира искусства» Добужинский оформлял спектакли труппы Дягилева. В 20-е годы Мстислав Валериевич особенно плодотворно работает в книжной графике. Он создает иллюстрации к сказкам Андерсена, «Бедной Лизе» Карамзина, «Белым ночам» Достоевского, «Тупейному художнику» Лескова. Его иллюстрации — настоящие шедевры отечественной книжной графики.

В 1925 году Добужинский покидает  Россию, поэт Балтрушайтис помогает ему получить литовское гражданство, Мстислав Валериевич переезжает в Каунас. Он с большим успехом занимается оформлением спектаклей в Каунасском театре. С 1935 по 1939 годы Добужинский живет в Англии, он занимается сценографией в английских театрах, оформляет три фильма. В это же время он создает графический цикл к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. Вскоре  по приглашению режиссера Михаила Чехова он уезжает в США оформлять спектакль «Бесы». Начавшаяся  война не дала художнику возможности вернуться в Каунас. Он живет в Нью-Йорке, часто посещает Европу, его приглашают многие театры, художник широко известен, как великолепный сценограф. В Нью-Йорке же были изданы две последние книги с иллюстрациями Добужинского, это «Левша» Лескова и «Слово о полку Игореве». В 1957 году Добужинский ушел из жизни. До сих пор на антикварных аукционах по всему миру работы этого художника являются предметом пристального внимания коллекционеров антиквариата. Кто знает, возможно, магазины антиквариата в СПб до сих пор хранят в своих подвалах эти реликты.

antikspb.ru

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»

Мстислав Добужинский всегда был в числе тех людей, кто знал, что полностью принадлежит искусству. Не обращая внимания на промахи и неудачи, он рос и совершенствовал свое мастерство. Наш соотечественник часто испытывал творческие муки, застои, кризисы, но боролся с собой и продолжат дарить миру свои произведения. Много картин Добужинского создано во время работы над циклом произведений о Санкт-Петербурге.

Автор часто пытался уловить, отобразить и запечатлеть дух уходящей эпохи. Нужно заметить, это ему удавалось. Абсолютно все работы талантливого живописца таят в себе смысловую нагрузку: ни одна из работ не написала просто так, для красоты.

Полотна всегда несут в себе ностальгию, память о прошлом, о значимых событиях, детских годах. Мстислав Валерианович боролся за прошлое, отображая его на холстах, он никогда не писал будущее, желаемое и очень редко действительное. В этом кроется еще одна замечательная особенность картин Добужинского.

Его образы пропитаны каким-то необыкновенным чувством, атмосферой, антуражем. Каждый зритель находит для себя что-то свое, интимное: воспоминания о своем девстве, счастливые момента, а может быть напротив – печальные мгновения, перемены или настигнувшую внезапно меланхолию.

“Человек в очках” – одна из тех работ, наталкивающих на глобальные мысли. Здесь изображен мужчина, на фоне пылающих ярких красок города он кажется строгим и мрачным. Несмотря на многообразие оттенков – город пуст: пустырь, дома и фабричные трубы. Глаза его разглядеть невозможно, он словно постепенно обезличивается, сереет.

Таким образом, Добужинский хотел передать мысль о том, как человек теряет собственную индивидуальность и становится одиноким. Акварельные краски как нельзя кстати переносят настроение автора.

opisanie-kartin.com

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

19.03.2015

Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Долгое время его домом был Петербург. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Он любил их обоих, а они жили в разных городах, из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, поэтому так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, потому что это само время. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

8-poster.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта