Симметрия и асимметрия в интерьере. Асимметричные картины
Художникам и фотографам: «Правило третей»
Правило третей – проверенный способ построения хорошей композиции, вне зависимости от вашего объекта. В чем же его польза?
Правило гласит: если вы разделите любую композицию на трети вертикальными и горизонтальными линиями, а затем поместите главные элементы вдоль этих линий или на их пересечении, изображение получится максимально интересным и динамичным.
Художники пользуются этим правилом в основном для пейзажей, но на самом деле оно классно работает и с натюрмортами, и с фигурами человека и даже с портретами.
Правило третей — это четкая инструкцию по расположению фокусных точек. Их помещение на пересечениях любых из 9-ти прямоугольников сделает композицию сбалансированной и привлекательной.
1. Истоки
Правило третей зародилось еще в полотнах времен Ренессанса. Теперь же оно больше известно как прием фотографов. На картине Валантена де Булонь видно, что лица главных героев располагаются вдоль верхней разделяющей линии, создавая динамику.
2. Пейзажи
Именно в их создании художники чаще всего прибегают к правилу третей. В картине Пьера-Анри де Валансьена горизонт совпадает с нижней линией, а массив гор заполняет левые секции. Центр дерева разместился на границе двух верхних правых секций. Прекрасно.
3. Асимметричные композиции
Создание таковых – главная цель правила третей. Если все элементы размещены симметрично, это навевает скуку. Если же они смещены по правилу третей, асимметрия начинает играть нам на руку!
4. Фокусные точки
Правило третей позволяет удачно разместить главные фокусные точки. Глаза и ухо на портрете расположились на верхней горизонтальной линии. Другие важные детали, например, участок теплого света — на пересечении линий.
5. Скольжение взгляда
Правило третей задает нужное скольжение взгляда по картине. На работе Питера Пауля Рубенса главный фокус — бык, расположенный на пересечении линий. Второстепенные фокусные элементы – тоже на пересечениях. Изображенное таким образом действо заставляет взгляд смотрящего скользить от одной фокусной точки с другой.
6. Натюрморт
Я сделал эту фотографию, разместив объекты по правилу третей: банан с его тенью расположились вдоль нижней линии, а падающий на манго свет – на верхнем правом пересечении. Композиция смотрится гармонично благодаря правилу третей.
7. Распределение света
Следующий шаг – создание рисунка. Сначала я сделал схематичные штрихи, чтобы грамотно разграничить световые области. Обратите внимание, левый и нижний ряды третей – средоточие темных тонов, а падающий свет на верхнем правом пересечении создает яркую фокусную точку.
8. Набросок
Я начал с наброска теней, сделав их насыщенными. Для большей асимметрии я специально чуть выпрямил тень от банана. Это сделает его «параллельнее» нижней разделяющей линии.
9. Добавим цвета
Я добавил больше цвета общим формам. Три верхние секции заполнил темный цвет, что будет как бы обрамлять световой центр. Еще я выпрямил линию поверхности стола с известной целью – «запараллелить» ее с верхней линией.
10. Финальные штрихи
Краски более светлых тонов и детальная прорисовка завершают натюрморт. Свет, падающий на стол, занимает 2/3 композиции. Для светового центра я густо нанес светлую краску, это четко обозначило главный фокусный центр.
11. Городской пейзаж
Следующий мой пример – городской пейзаж. Я слегка отступил от правила третей, применив его к вертикальной или портретной ориентации кадра. Посмотрите на исходное фото. Следуя правилу третей, мне придется менять композицию, размещая вертикальную конструкцию по правой линии, чтобы получить желаемую асимметрию.
12. Набросок
В наброске городского пейзажа я отодвинул центральный объект вправо, чтобы он совпадал с правой вертикальной линией. Другие же постройки я опустил к нижней горизонтальной линии.
13. Закраска главных объектов
Я заполнил темной краской крупные объекты и нанес краской тени. Этот шаг помог мне обозначить фокусные центры. Нижняя секция теперь полностью темная. А верхние 2/3 наброска пока смотрятся сиротливо.
14. Полутона и свет
Я добавил полутона и свет. Светлая часть рисунка стала цельной. Темная башня располагается по правой линии, остальная «темнота» сконцентрировалась в нижнем ряду секций. Цвет неба хорошо контрастирует с нижними третями.
15. Завершающие детали
В конце я добавил разных мелких деталей на темном фоне, используя контрастные краски. Это придало глубины и движения картине. Еще я сделал просветы в конструкции башни, параллельные разделительным линиям.
16. Трети в третях
Изображение демонстрирует универсальность правила третей. По точно такому же принципу можно подразделить на трети каждую из девяти секций. Посмотрите внимательно: все мелкие детали занимают свою подсекцию, создавая фокусные «подцентры».
17. Человек
Следующий пример – рисование человека акварелью. Самым первым и важным действием было расположение движения руки по верхней линии. Это задало динамику и асимметричность композиции. Лицо я поместил на правой линии, обозначив второстепенный фокусный центр.
18. Асимметричное равновесие
Теперь я добавил темные тона и светлые полутона. Нанеся допустимое количества цвета, я принялся смягчать края теней. Основное скопление темных деталей поместилось в левый ряд третей. Такое смещение главной фигуры дало сильную асимметрию. Это сбалансирует основной фокусный центр.
19. Обозначаем главные точки
Набросок иллюстрирует динамичное движение. И ключевыми точками становятся рука, кулак и согнутый локоть. Я нанес немного красного цвета вдоль вытянутой руки и на локоть и густо обозначил кулак зеленым, чтобы выделить эти фокусные точки. Нужная динамичность достигнута.
20. Последние штрихи
Для законченности рисунка я добавил еще цветов. Добавил еще красного, подчеркнув глаза бойца в тени. Это второстепенный фокусный центр. Взгляд смотрящего сперва упадет на кулак, а затем скользнет к глазам человека.
P. S.
Статья детально рассказала, как художник может применить правило третей в своих работах. Хотя метод универсальный: им могут смело пользоваться все, кто имеет дело с визуальной композицией. Так что, будь вы художник или фотограф, пробуйте!
Источник: Creative Blog
Читайте также:
Основы рисования: Инвентарь начинающего художника
Основы рисования: как построить удачную композицию для рисунка
Основы рисования: правила цветовой палитры в живописи
comments powered by HyperComments comments powered by HyperCommentssay-hi.me
Симметрия и асимметрия в интерьере
Главное — баланс
Баланс важен для любой сферы нашего бытия. Равновесие — это гармония и комфорт. Сбалансированные элементы воспринимаются как естественные и правильные. Поэтому баланс — один из основных принципов искусства, включая искусство дизайна. Создавая интерьер, нужно стремиться к равновесию. Однако баланс вовсе не требует полного соответствия и зеркальности. Главное — сбалансированность, то есть более-менее равное соотношение между частями целого.
Нужно визуально разбить интерьер на две части и уравновесить их между собой. В создании баланса принимают участие мебель, цвета, фактуры, декор. Например, если с одной стороны помещения установить тяжелую мебель, а с другой — легкую и прозрачную, может возникнуть дисбаланс. Чтобы уравновесить части, стену возле легкой мебели можно выделить «тяжелым» цветом или «мощной» фактурой. Это будет асимметричный баланс. Да, в асимметрии тоже есть равновесие.
Таким образом, баланс в интерьере бывает как симметричным, так и асимметричным. Рассмотрим их подробнее.
Симметрия в интерьере
Симметрия в интерьере достигается фактическим повторением элементов по обе стороны от оси. Для создания симметричного баланса нужно определить центральную точку ровно посередине одной из стен или в центре комнаты. В этой точке будет находиться композиционный центр. Воображаемая линия, идущая от композиционного центра к точке, расположенной ровно напротив, — это ось, по обе стороны от которой элементы «отзеркаливают» друг друга.
Что может являться композиционным центром? В гостиной это обычно камин или ТВ-стена. Чуть реже — витрина, большая картина, два кресла со столиком или диван. В спальне центром является кровать. В холле — например, консоль. В кухне — плита с вытяжкой, обеденный стол или остров. В любом помещении центром могут быть окно, ниша или выступ.
Симметрия в интерьере создается с помощью парных кресел, мини-диванов, витрин, тумб, шкафов, зеркал, полочек, стеллажей, картин, торшеров, настольных ламп и др. Кроме того, можно задействовать цвет и отделку — например, повторить одинаковые акцентные фрагменты на обеих противоположных стенах, параллельных центральной оси. Одиночные предметы, такие, например, как диван или обеденный стол, могут стоять на оси — так, чтобы она делила их пополам.
Симметричное построение интерьера называют также формальным. Это классическое решение, идеальное для консервативных стилей. В симметрично сбалансированном помещении возникает чувство стабильности, порядка, спокойствия и безопасности. Симметричные интерьеры по духу тем людям, которые склонны к перфекционизму и консерватизму.
Есть у симметрии в интерьере некоторые недостатки. Для маленьких помещений этот план зачастую мало подходит. Дело в том, что симметричное расположение элементов вдоль центральной оси — это рамки и «скобки», делающие акцент на форме и размере помещения. Например, если комната узкая и длинная, симметричный порядок подчеркнет эту ее особенность, сделав комнату похожей на вагончик. Асимметрия, напротив, устраняет рамки и лишает форму жесткости.
Совет. Не стоит стремиться к абсолютной симметрии — это противоестественно. Наши лица кажутся симметричными, но при детальном рассмотрении у любого человека найдется асимметрия. Она и делает нас привлекательными. Родинка с одной стороны, ямочка на одной из щек, зачесанная набок челка — все это придает лицу индивидуальность. Так же и с интерьером: создавая симметричный баланс, добавьте каплю несоответствия.
Асимметрия в интерьере
Асимметричный баланс предпочтительнее, если форма или размер помещения оставляют желать лучшего. Асимметрия больше подходит для современных стилей. Есть еще один плюс у такой планировки: асимметричные интерьеры редко бывают скучными. Они более живые и динамичные. Не зря их называют «неформальными».
При создании асимметричного интерьера можно выбрать композиционный центр, смещенный от срединной точки. За основу может быть взят принцип золотого сечения: нужно сместить центр в пропорции примерно 60% на 40%.
Возможен и полный отказ от единого композиционного центра, хотя это не так легко.
Отделка, обстановка и декор осуществляются с сохранением баланса, то есть принцип равновесия остается в силе. Однако устраняется эффект зеркальности. Так, если в симметричных интерьерах напротив дивана ставят такой же диван или два аналогичных кресла, то в асимметричных все иначе: напротив дивана может находиться одно кресло или стеллаж.
На асимметрию работают угловые диваны и диагональное расположение предметов мебели. Например, кресла можно расположить в углах, поставив их по диагонали. Так же и кровать, установленная под углом, лишит спальню традиционной симметричности.
Достичь цели помогает и разноуровневость предметов. Напротив друг друга располагают мебель или декор разной высоты. Например, у одной стены — высокая витрина, а ровно напротив — низкая консоль. По одну сторону от дивана — высокий торшер, а по другую — низкий столик с небольшой настольной лампой. На кухне справа от плиты — высокий глухой пенал, а слева — тумба и пара открытых полок над ней.
Штору тоже можно откинуть набок и закрепить держателем. Асимметричным может быть и расположение стенного декора: например, на одной стене три картины в ряд, а на противоположной — три декоративные тарелки, размещенные лесенкой.
Важно помнить, что асимметрия должна быть сбалансированной, то есть по «весу» обе половины комнаты должны быть примерно одинаковыми. Зрительно «взвешивать» нужно не только мебель, но и фактуры, цвета, декор.
Смотрите ещё:
Дано: темная комната. Как сделать ее светлее?
Варианты раскладки плитки в ванной и туалете
Темные полы в доме
Разноцветный интерьер: стильное буйство красок
Планировка спальни
www.domfront.ru
Про симметрию и асимметрию в доме
Баланс важен для любой сферы нашего бытия. Равновесие — это гармония и комфорт. Сбалансированные элементы воспринимаются как естественные и правильные. Поэтому баланс — один из основных принципов искусства, включая искусство дизайна. Создавая интерьер, нужно стремиться к равновесию. Однако баланс вовсе не требует полного соответствия и зеркальности. Главное — сбалансированность, то есть более-менее равное соотношение между частями целого.
Нужно визуально разбить интерьер на две части и уравновесить их между собой. В создании баланса принимают участие мебель, цвета, фактуры, декор. Например, если с одной стороны помещения установить тяжелую мебель, а с другой — легкую и прозрачную, может возникнуть дисбаланс. Чтобы уравновесить части, стену возле легкой мебели можно выделить «тяжелым» цветом или «мощной» фактурой. Это будет асимметричный баланс. Да, в асимметрии тоже есть равновесие.
Таким образом, баланс в интерьере бывает как симметричным, так и асимметричным. Рассмотрим их подробнее.
Симметрия в интерьере
Симметрия в интерьере достигается фактическим повторением элементов по обе стороны от оси. Для создания симметричного баланса нужно определить центральную точку ровно посередине одной из стен или в центре комнаты. В этой точке будет находиться композиционный центр. Воображаемая линия, идущая от композиционного центра к точке, расположенной ровно напротив, — это ось, по обе стороны от которой элементы «отзеркаливают» друг друга.
Что может являться композиционным центром? В гостиной это обычно камин или ТВ-стена. Чуть реже — витрина, большая картина, два кресла со столиком или диван. В спальне центром является кровать. В холле — например, консоль. В кухне — плита с вытяжкой, обеденный стол или остров. В любом помещении центром могут быть окно, ниша или выступ.
Симметрия в интерьере создается с помощью парных кресел, мини-диванов, витрин, тумб, шкафов, зеркал, полочек, стеллажей, картин, торшеров, настольных ламп и др. Кроме того, можно задействовать цвет и отделку — например, повторить одинаковые акцентные фрагменты на обеих противоположных стенах, параллельных центральной оси. Одиночные предметы, такие, например, как диван или обеденный стол, могут стоять на оси — так, чтобы она делила их пополам.
Симметричное построение интерьера называют также формальным. Это классическое решение, идеальное для консервативных стилей. В симметрично сбалансированном помещении возникает чувство стабильности, порядка, спокойствия и безопасности. Симметричные интерьеры по духу тем людям, которые склонны к перфекционизму и консерватизму.
Есть у симметрии в интерьере некоторые недостатки. Для маленьких помещений этот план зачастую мало подходит. Дело в том, что симметричное расположение элементов вдоль центральной оси — это рамки и «скобки», делающие акцент на форме и размере помещения. Например, если комната узкая и длинная, симметричный порядок подчеркнет эту ее особенность, сделав комнату похожей на вагончик. Асимметрия, напротив, устраняет рамки и лишает форму жесткости.
Совет. Не стоит стремиться к абсолютной симметрии — это противоестественно. Наши лица кажутся симметричными, но при детальном рассмотрении у любого человека найдется асимметрия. Она и делает нас привлекательными. Родинка с одной стороны, ямочка на одной из щек, зачесанная набок челка — все это придает лицу индивидуальность. Так же и с интерьером: создавая симметричный баланс, добавьте каплю несоответствия.
Асимметрия в интерьере
Асимметричный баланс предпочтительнее, если форма или размер помещения оставляют желать лучшего. Асимметрия больше подходит для современных стилей. Есть еще один плюс у такой планировки: асимметричные интерьеры редко бывают скучными. Они более живые и динамичные. Не зря их называют «неформальными».
При создании асимметричного интерьера можно выбрать композиционный центр, смещенный от срединной точки. За основу может быть взят принцип золотого сечения: нужно сместить центр в пропорции примерно 60% на 40%.
Возможен и полный отказ от единого композиционного центра, хотя это не так легко.
Отделка, обстановка и декор осуществляются с сохранением баланса, то есть принцип равновесия остается в силе. Однако устраняется эффект зеркальности. Так, если в симметричных интерьерах напротив дивана ставят такой же диван или два аналогичных кресла, то в асимметричных все иначе: напротив дивана может находиться одно кресло или стеллаж.
На асимметрию работают угловые диваны и диагональное расположение предметов мебели. Например, кресла можно расположить в углах, поставив их по диагонали. Так же и кровать, установленная под углом, лишит спальню традиционной симметричности.
Достичь цели помогает и разноуровневость предметов. Напротив друг друга располагают мебель или декор разной высоты. Например, у одной стены — высокая витрина, а ровно напротив — низкая консоль. По одну сторону от дивана — высокий торшер, а по другую — низкий столик с небольшой настольной лампой. На кухне справа от плиты — высокий глухой пенал, а слева — тумба и пара открытых полок над ней.
Штору тоже можно откинуть набок и закрепить держателем. Асимметричным может быть и расположение стенного декора: например, на одной стене три картины в ряд, а на противоположной — три декоративные тарелки, размещенные лесенкой.
Важно помнить, что асимметрия должна быть сбалансированной, то есть по «весу» обе половины комнаты должны быть примерно одинаковыми. Зрительно «взвешивать» нужно не только мебель, но и фактуры, цвета, декор.
Июн 9, 2017Сергей
shkolaremonta.info