Картины Виктора Васнецова - история Руси и ее культуры. Васнецов исторические картины


Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи

23 июля 1926 года, ровно 90 лет назад ушел из жизни выдающийся российский живописец – Виктор Михайлович Васнецов. Талантливый художник, иллюстратор, декоратор и архитектор он стал основоположником особого «русского стиля», который был создан на стыке исторического жанра и романтических тенденций, которые были навеяны символизмом и фольклором. Для российской живописи его работы имеют огромное значение. Сегодня имя Васнецова известно практически каждому жителю нашей страны, как и его самая известная картина – «Богатыри».

Виктор Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии (сегодня Кировская область) в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова. Спустя два года после рождения Виктора его отец получил приход в селе Рябово, находящемся в том же уезде. Именно здесь и прошло детство будущего художника. Семья сельского священника жила, как и остальные крестьяне села, небогато и просто. При этом у Виктора было пять братьев, так как их мать умерла очень рано, все они дружно помогали своему отцу вести хозяйство.

Будучи широко образованным человеком, Михаил Васильевич старался дать сыновьям разностороннее воспитание. Он обучал их арифметике и грамоте, а также пытался развить в них наблюдательность и пытливость ума. Васнецовы любили заниматься резьбой по дереву, рисовать акварелью, читали научные журналы. Обособленный уклад жизни, довольно суровая природа, старинные обычаи и деревенские песни и предания сформировали жизненное и художественное мировоззрение будущего живописца. Виктор и его брат Аполлинарий, который также занимался живописью, в детстве впитали в себя эту сказочную атмосферу «преданий старины глубокой», которая в будущем стала главной темой и особенностью их творчества.

Виктор Михайлович Васнецов – мастер исторической и фольклорной живописи

По сложившейся в семье Васнецовых традиции сыновья должны были продолжить дело своих предков, то есть стать священниками. По этой причине в 1858 году Михаил Васильевич отдал своего старшего сына Виктора в духовное училище. В училище будущий знаменитый художник обучался до 1862 года, после чего поступил в Вятскую духовную семинарию. Здесь он помимо Священного Писания изучал и иконопись. Уроки церковной живописи семинарист брал у художника Чернышева, который имел в Вятке (Киров) иконописную мастерскую. Мечтавший о живописи Васнецов, вскоре решил продолжить свое обучение в Петербурге в Академии художеств. С благословения своего отца и ректора он оставил предпоследний курс семинарии и перебрался в Петербург. Чтобы собрать деньги в дорогу он написал и продал две жанровых картины «Жница» и «Молочница».

Далее биография художника развивалась следующим образом. Прибыв в Петербург, он добрался до заветной Академии и сдал вступительные экзамены, ожидая извещения о результатах. Однако извещения он так и не дождался. Это произошло не потому, что он не поступил, а из-за досадной ошибки, по какой-то причине извещение не было ему доставлено. На самом деле Виктор Васнецов поступил сразу, но узнал он об этом только спустя год. Решив, что попробует поступить еще раз, но в следующем году, Васнецов в 1867 году отправился в школу Общества поощрения художников, где совершенствовал свои навыки и мастерство, параллельно с этим, зарабатывая себе на жизнь, выполняя иллюстрации к разным журналам, книгам и давая частные уроки живописи.

В Академии началась его дружба с Репиным, Крамским, Стасовым, Антокольским. А из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу же почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь беседы с Павлом Петровичем Чистяковым», – говорил впоследствии прославленный художник. Во время учебы судьба заставила Васнецова покинуть академию. В 1870 году скончался отец художника, после чего он вынужден был уехать в Рябово, для того чтобы позаботиться о своих братьях. Назад в столицу он вернулся уже с младшим 16-летним братом Аполлинарием, который в будущем также станет известным художником. В итоге Васнецову пришлось работать еще больше, чтобы обеспечивать и своего брата. С 1871 года из-за недостатка времени и по болезни он стал нерегулярно посещать занятия.

В эти годы он смог выполнить порядка 200 иллюстраций к Народной азбуке, Русской азбуке для детей Водовозова, Солдатской азбуке Столпянского. Также им были проиллюстрированы сказки Жар-птица, Конек-Горбунок и многие другие. Наряду с иллюстрациями работал он и над самостоятельными картинами. Постепенно Васнецов окончательно охладел к учебе в Академии, он забросил занятия и лекции и даже не стал сдавать выпускных экзаменов. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь и, поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, он в итоге оставил академию, получив канцелярское удостоверение о том, что состоял в числе ее учеников.

Весной 1876 года Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамский и Поленов. Попутно он получил заказ на иллюстрации к книге Водовозовой «Жизнь европейских народов». Во Франции живописец постарался изучить жизнь и быть французов, результатом его наблюдений стала картина «Балаганы в окрестностях Париж» (1877 год). Назад в Россию он вернулся через год, после чего обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. При этом свою семью художник строил по подобию семьи своего отца. Без одного году 50 лет прожил Виктор Васнецов в счастливом семейном согласии. При этом о семейной жизни художника известно не так уж много. Сохранившиеся до наших дней портреты позволяют увидеть его жену, одну его дочь Татьяну, а также сыновей Бориса и Владимира.

В 1878 году Виктор Васнецов перебрался из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на художника должного впечатления. В то время как в Москве страсть к старине возникла еще сильнее. После переезда в Москву живописца сразу же приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль художника существенно изменился, в Москве он сближается с Третьяковым и Мамонтовым, что также повлияло на него. Именно в этом городе художник Васнецов раскрылся по-настоящему. Ему нравилось находиться в Москве, здесь он всегда чувствовал себя легко и мог решать разнообразные творческие работы.

Как позднее вспоминала жена художника, перебравшись жить в Москву, он любил бродить по старинным улочкам столицы. Возвращаясь домой, он часто говорил: «Сколько чудес я сегодня видел». Позднее он вспоминал, что перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Пережитое и увиденное вызрело в нем в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была задумана на рубеже 1880-х годов, а исполнена окончательно в 1897 году.

В 1878 году Виктор Васнецов написал известную картину «После побоища Игоря Святославовича с половцами», которая стала одной из первых в реализованном им историко-былинном цикле. В этой своей работе художник хотел поэтично и торжественно-печально воспеть героизм русских воинов, как это в свое время сделал создатель «Слова о полку Игореве». Именно поэтому он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за Родину. При этом при жизни художника картина не встретила единодушного одобрения со стороны публики. Данная работа была настолько необычна, что единого мнения о ней на тот период времени и быть не могло. Сразу смогли почувствовать «главное» в данной работе Васнецова лишь Репин и Чистяков.

Несмотря на то, что большинство критиков тех лет не признали картину, Васнецов решил не бросать выбранного пути и к 1882 году создал еще одну работу в этом направлении – картину «Витязь на распутье». В своей работе мастер изобразил сумеречную степь, поле прошедшей давно битвы с разбросанными костями павших. На перекрестке дорог был изображен предостерегающий камень. Остановившийся перед ним витязь был погружен в нелегкие раздумья (идею обозначить на дремучем камне былинную надпись художнику предложил Стасов). В образе витязя, стоящего на распутье дорог, художник, пусть и неприемлемо изобразил самого себя, свои нелегкие раздумья о будущем.

Находясь в столице, Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, что стало немаловажным событием во всей его жизни. Этот меценат достаточно быстро заказал три картины для установки их в зале заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства». «Первая из заказанных картин должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края» – вспоминал позднее о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Но, пожалуй, самым важным произведением в творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова стало масштабное полотно под названием «Богатыри» (1881-1898 годы, выставлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве). От задумки данного сюжета и появления в форме карандашного эскиза до его законченного воплощения на огромном холсте прошло практически 20 лет. Даже после покупки работы знаменитым меценатом Третьяковым, который поместил картину в публичной галерее, Васнецов продолжал некоторое время вносить в нее свои поправки.

Сегодня известно, что фигуры трех главных былинных защитников Руси – богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича художник создавал с натурщиков, которые были полностью облачены в настоящую одежду древнерусских витязей, которую удалось позаимствовать из запасников Исторического музея. Некоторые работы Виктор Васнецова, как, например, картина «Богатыри», были высоко оценены уже при его жизни. Одним из высочайших признаний его заслуг стало присвоение в 1912 году ему пожизненного дворянства Российской империи, которое распространялось и на всех его потомков.

Знаменитый художник скончался 23 июля 1926 года на 79-м году жизни. После принятия вечернего чая, он отправился к себе в комнату. Спустя несколько минут родные Васнецова услышали, как что-то упало на пол. Сообщается, что живописец умер от разрыва сердца, смерть была мгновенной и не доставила ему никаких страданий. Говорят, так может уходить лишь душа, которая занята поиском Божественной красоты и правды, обретая покой на небе. Многие современники лишь после смерти художника смогли по достоинству оценить его творческий путь. Похоронен он был в Москве на Лазаревском кладбище, после уничтожения данного кладбища, прах художника был перенесен на Введенское кладбище (ранее Немецкое кладбище и Иноверческое кладбище) столицы в районе Лефортово.

Творчество Васнецова на долгие годы пережило самого художника. Он стал настоящим первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, сумел ввести зрителя в царство былин, сказок, исторических преданий. Васнецов сумел найти новые изобразительные средства, которые были равнозначны былинно-сказочным образам и речевым оборотам. Умело вводя в свои работы реальный, однако окрашенный определенным настроением пейзаж (никнущие травы, встающая над полем боя кроваво-красная луна, лесные дебри и т.д.) художник затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителей сопереживать увиденному изображению. Живопись Виктора Васнецова была отмечена монументально-декоративными чертами, а нередко она даже тяготела к символике, порой, словно, предвосхищая поздние произведения, написанные в стиле модерн.

По материалам из открытых источников

topwar.ru

НАШ ЛЮБИМЫЙ ВАСНЕЦОВ! - История красоты

Ну кто же не любит этого художника!Ведь, по большей части, мы знакомимся с его работами с детства))

И сейчас есть прекрасный повод вспомнить этого великого мастера кисти!Сегодня ровно 165 лет со дня рожденья Виктора Васнецова - русского художника, мастера живописи на исторические и фольклорные сюжеты

Виктор Михайлович Васнецов, один из самых прославленных художников-модернистов, родился (3) 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника.

Первой его работой как художника стала роспись Вятского собора, совместно с сосланным в Вятку поляком Михалом Эльвиро Андриолли. Это было сразу после окончания духовной семинарии. Тогда Виктор Михайлович, утвердившись в своем желании стать живописцем, отправился учиться в Петербург, сначала в рисовальной школе Крамского, а после в академии художеств (в 1893 году стал ее действительным членом).

С 1878 года Васнецов являлся членом Товарищества передвижников, путешествовал по Европе - посетил Францию и Италию, затем жил в Петербурге и Москве.

«Аленушка» (1881)

Творчество Васнецова очень разнообразно. Начинал он с Передвижниками, и тогда его сюжеты были предельно бытописательны. К этому периоду относятся «Книжная лавочка», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру».

Настоящий пик творчества Васнецова приходится на тот период, когда он находит себя в стиле модерн. Его можно считать основоположником особого русского стиля. Для этого он преобразовал русский исторический стиль, обогатив его легендарными и сказочными сюжетами.

В то же время некоторые из картин этого периода представляют собой типичные для модернизма декоративные панно. Кто не знает «Аленушку», «Ивана царевича на сером волке», знаменитых былинных богатырей"

«Богоматерь с младенцем» (роспись центральной апсиды Владимирского собора, Киев)

Принципы «Русского стиля» художник воплощал не только в живописи, но и в архитектуре. По его эскизам построен фасад Третьяковской галереи, возведена церковь Спаса-Нерукотворного в Абрамцево. Русский стиль в архитектуре являл собой стилизацию под русскую старину.

В 1883-1885 годах художник работал над созданием монументального панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве.

Позднее творчество Васнецова связано также с религиозными мотивами. Появляются картины «Распятый Иисус Христос», «Слово Божье». Самой масштабной работой Васнецова стала роспись киевского Владимирского собора в 1885-1896 годах.

В советское время Виктор Михайлович продолжал заниматься творчеством - в основном он работал над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917-1926 и другие).

Умер художник Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве в возрасте 78 лет.

http://www.calend.ru

bellezza-storia.livejournal.com

Картины Виктора Васнецова - история Руси и ее культуры

«Там русский дух, там Русью пахнет…» - эти знаменитые строчки из пушкинского «Лукоморья» с полным правом мы можем отнести к творчеству еще одного человека, на весь мир прославившего отечество – Виктора Михайловича Васнецова. Он – гордость русского искусства, архитектор и художник-фольклорист, чьи работы глубоко народны, правдивы и на редкость талантливы.

Из глубины веков

 картины Виктора Васнецова Почти все картины Виктора Васнецова обращены к седой старине. На его полотнах оживает далекой прошлое Древней Руси. Мифы и сказки, созданные яркой народной фантазией, подвигли художника на создание столь любимой нами «Аленушки» и «Ивана Царевича», скачущего сквозь лесную чащу на своем добром помощнике - Сером Волке. О героическом времени становления Киевского княжества, усобицах и борьбе с половцами рассказывают нам такие картины Виктора Васнецова, как «Витязь на распутье» и «После побоища князя Игоря». История земли русской и ее многострадального народа, столь богатого и щедрого душой и со столь тяжкой долей, разворачивается перед нашими глазами, словно в калейдоскопе – стоит только переходить от одного полотна к другому. Художник оригинальным образом соединил в творчестве реальные исторические, мистические и былинные мотивы, став создателем собственного жанра в живописи. Об этом свидетельствуют картины Виктора Васнецова: «Бой Добрыни со Змеем», «Воины Апокалипсиса» и многие другие.

Певец жизни «естественной»

картины Васнецова Виктора Михайловича Однако не менее значителен вклад мастера и в развитие бытописательства. Величие и простота, высокое и приземленное, торжественное и будничное, повседневное в равной степени захватывают художника. Об этом свидетельствуют картины Виктора Васнецова из «передвижнического» периода. Крестьянская девушка, идущая по узкой тропинке с коромыслом, группа деревенской ребятни возле дерева, заядлые картежники, засидевшиеся до утра за преферансом, торговые ряды и лавки на новгородской площади, шум и гам толпы – все интересно и близко художнику, все привлекает его, во всем он видит поэзию «жизни действительной», бытия народного. И зрителям, знакомящимся с его работами, тоже становится дорога эта стихия простой и естественной повседневности. Потому картины Васнецова Виктора Михайловича глубоко народны и человечны, истинно русские по духу и сути.

Художник-портретист

А каким был сам художник? Чтобы узнать это, давайте обратимся к его автопортрету. Да, диапазон творчества мастера столь широк, что он создал немало работ и в этом жанре. С картины Васнецова Виктора Михайловича («Автопортрет», 1873 год) на нас смотрит уже немолодой человек с поразительно мудрыми и добрыми глазами. Лицо худое, даже несколько изможденное и скорбное, но удивительно одухотворенное, внимательное. Тонкие черты, бородка и длинные волосы, а главное, выражение любви и понимания, сострадания в глазах сближают человека на портрете с Иисусом Христом или князем Мышкиным из романа Достоевского. картины Виктора Васнецова с названиями«Не от мира сего», стоящий выше материальных соблазнов, борьбы за выгоды и привилегии, полностью отдавший себя на служение искусству и родине, Васнецов и в самом деле сродни этим личностям. Сходство – внутреннее и внешнее – особенно заметно, если сравнить эту авторскую работу с другой, написанной иным мастером. Портрет Васнецова кисти Н. Д. Кузнецова показывает художника в рабочей одежде, с палитрой и кистями в руках. Вот так – из будничной обстановки в бессмертие – шагнул он.

Демократические мотивы

Многие картины художника Виктора Васнецова поднимают тему народного горя и страданий. На полотне «С квартиры на квартиру» мы видим уже немолодую семейную пару, вынужденную переезжать с насиженного места. Стоит повнимательнее вглядеться в скорбные, сгорбленные фигуры, и в сердце закрадывается нотка глубокой печали и искреннего сочувствия. Понятно, что бедняги не по собственной воле бредут сейчас по скованной льдом набережной Петербурга. Скорее всего, их выгнал за неуплату хозяин, и вот теперь усталые и замерзшие, беззащитные перед лицом безжалостного самодержавного строя, муж и жена уныло бредут по улице. картины художника Виктора Васнецова В руках они держат узлы со своим бедным скарбом. Мотив одиночества, бесприютной неприкаянности усиливается благодаря тому, что на набережной нет больше ни одного человека. Только чайки летают в белесом небе, да злобная собака оскаливает на путников зубы. Что хотел сказать произведением своим художник – понятно без слов. Демократические мотивы пронизывают и другие картины Виктора Васнецова, с названиями которых вы уже знакомы.

И снова «Аленушка»

история картины ВаснецоваДалеко не всегда мастер, принявшись за работу, сразу доводит свое творение до конца. На протяжение многих лет писал «Онегина» Пушкин. Четыре раз переделывал «Войну и мир» Толстой. Подобные примеры знает и живопись. Поэтапно работал над знаменитой своей «Аленушкой» Васнецов. Вначале, в 1880 году, им был написан лесной пейзаж: могучие деревья, непролазная чащоба и заросший камышами пруд с темной, глубокой водой. А уже через год им была дописана лирическая фигура девушки, такая хрупкая и беззащитная на фоне суровой природы. Автор явно хотел, чтобы зрители сопереживали героине картины. И полюбили Аленушку – от души и всем сердцем.

fb.ru

Художник Виктор Михайлович Васнецов… « Николлетто

Художник Виктор Михайлович Васнецов…

Портрет Виктора Михайловича Васнецова

Victor Mikhailovich Vasnetsov

03.05.1848 село Лопьял, ныне в Кировской области — 23.07.1926 Москва

Краткая информация:

Брат А. М. Васнецова. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96). Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.

Биография Виктора Михайловича Васнецова…

Годы учебыВыходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.

Васнецов, Виктор Михайлович. Три царевны подземного царства

Три царевны подземного царства

Ранний периодТворческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.

Васнецов, Виктор Михайлович. Букет. Абрамцево

Букет. Абрамцево

Фольклорно-исторические картиныПодъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей

vespig.wordpress.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта