Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание. Витязь картина васнецова
Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания
Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.
В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.
Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.
Сравнительный анализ двух вариантов
Отличия окончательного варианта | Символика |
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной. | Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков. |
Уменьшено пространство позади богатыря. | Не важно, откуда пришел путник. |
Увеличено пространство за камнем. | |
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи. | Еще одна примета поджидающей опасности. |
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа. | Красный – цвет крови и агрессии. |
Камень стал более старым, и на нем появился мох. | По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта. |
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
Видео по теме
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Мастерство изображения деталей
Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.
Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.
Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Картина "Девочка на шаре". История создания и описаниеКак-то Пикассо сказал, что все имеют право на перемены, даже художники. Эта фраза может служить яркой иллюстрацией к произведениям знаменитого творца. Ведь за долгий путь стиль художника менялся неоднократно.
Искусство и развлечения Картина «Тройка» В.Г. Перова: история создания и описаниеКартина «Тройка» - это одно из самых значительных произведений художника В...
Искусство и развлечения Описание картины "Витязь на распутье". История её созданияНационально-романтическая линия русского искусства воплощена в былинных и сказочных образах произведений Виктора Васнецова. Эта тема главенствует в его живописных работах, архитектурных эскизах и декоративно-прикладно...
Искусство и развлечения История создания и описание картины Васильева «Мокрый луг»Полотно это необычно и трогательно. Особенно явно это чувствуется, если знать, что создавал его молодой художник, которому оставалось жить совсем немного времени... Итак, начинаем описание картины Васильева «Мок...
Искусство и развлечения История создания и описание картины Рылова "Полевая рябинка"Ф. П. Решетников - чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: "Достал...
Искусство и развлечения Картина Герасимова "После дождя": история создания и описаниеХудожник Александр Михайлович Герасимов стоял у истоков нового, советского живописного искусства. Его кисти принадлежит множество официальных, «парадных» и неформальных, «бытовых» портретов рук...
Искусство и развлечения Картина "Неравный брак" Пукирева: история создания и описаниеРаботы Густава Климта признаны во всем мире, однако наибольшей популярностью пользуется картина "Поцелуй". Ее не без оснований называют одним из самых лучших творений мастера. Ода красоте, чистоте и любви во всей ее б...
monateka.com
Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания
Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.
В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.
Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.
Сравнительный анализ двух вариантов
Отличия окончательного варианта | Символика |
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной. | Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков. |
Уменьшено пространство позади богатыря. | Не важно, откуда пришел путник. |
Увеличено пространство за камнем. | Больше примет грядущей опасности. |
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи. | Еще одна примета поджидающей опасности. |
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа. | Красный – цвет крови и агрессии. |
Камень стал более старым, и на нем появился мох. | По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта. |
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Мастерство изображения деталей
Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.
Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.
Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.
4u-pro.ru
Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания
Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.
В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.
Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.
Отличия окончательного варианта | Символика |
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной. | Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков. |
Уменьшено пространство позади богатыря. | Не важно, откуда пришел путник. |
Увеличено пространство за камнем. | Больше примет грядущей опасности. |
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи. | Еще одна примета поджидающей опасности. |
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа. | Красный – цвет крови и агрессии. |
Камень стал более старым, и на нем появился мох. | По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта. |
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Мастерство изображения деталей
Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.
Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.
Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.
загрузка...
skv-tv.ru
Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания
Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.
В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.
Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.
Отличия окончательного варианта | Символика |
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной. | Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков. |
Уменьшено пространство позади богатыря. | Не важно, откуда пришел путник. |
Увеличено пространство за камнем. | Больше примет грядущей опасности. |
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи. | Еще одна примета поджидающей опасности. |
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа. | Красный – цвет крови и агрессии. |
Камень стал более старым, и на нем появился мох. | По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта. |
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Мастерство изображения деталей
Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.
Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.
Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.
загрузка...
worldfb.ru
КАРТИНА В М ВАСНЕЦОВА ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ Выполнила
КАРТИНА В. М. ВАСНЕЦОВА «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» Выполнила студентка группы ДП 3 Иванова Виктория
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870 -х годов.
В 1877 году Васнецов с брата Аркадия (Аполлинарию) пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» . Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» . В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года. «Витязь на распутье» , 1878 год. Серпуховский историко-художественный музей
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному» . Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.
Критик Стасов похвалил картину. В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914). Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника.
В. А. Жуковский. Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Отрывок И в путь отправился Иван-царевич; И ехал, и приехал к месту, Где разделялася дорога на три. Он на распутье том увидел столб, А на столбе такую надпись: "Кто Поедет прямо, будет всю дорогу И голоден и холоден; кто вправо Поедет, будет жив, да конь его Умрет, а влево кто поедет, сам Умрет, да конь его жив будет". Вправо, Подумавши, поворотить решился Иван-царевич. Он недолго ехал; Вдруг выбежал из леса Серый Волк И кинулся свирепо на коня; И не успел Иван-царевич взяться За меч, как был уж конь заеден, И Серый Волк пропал. Иван-царевич, Повесив голову, пошел тихонько Пешком; но шел недолго; перед ним По-прежнему явился Серый Волк И человечьим голосом сказал: "Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный, Что твоего я доброго коня Заел, но ты ведь сам, конечно, видел, Что на столбе написано; тому Так следовало быть; однако ж ты Свою печаль забудь и на меня Садись; тебе я верою и правдой Служить отныне буду.
Источники: http: //literatura 5. narod. ru/vasnecov. html http: //www. tanais. info/art/vasnetsov 6 more. html
present5.com
Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания
Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.
В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.
Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.
Отличия окончательного варианта | Символика |
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной. | Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков. |
Уменьшено пространство позади богатыря. | Не важно, откуда пришел путник. |
Увеличено пространство за камнем. | Больше примет грядущей опасности. |
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи. | Еще одна примета поджидающей опасности. |
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа. | Красный – цвет крови и агрессии. |
Камень стал более старым, и на нем появился мох. | По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта. |
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Мастерство изображения деталей
Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.
Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.
Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.
загрузка...
allwomanday.ru
Картина Васнецова "Витязь на распутье". История создания и описание
Русский художник Васнецов Виктор Михайлович считается основателем «русского стиля» живописи. Этот стиль родился на стыке исторического жанра, фольклорных традиций и тенденций символизма. Кисти Васнецова принадлежат полотна, иллюстрирующие сюжеты сказок и былин. Богатая русская культура и самобытное народное творчество стали для художника щедрым источников вдохновения.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». История создания
Конец 70-х годов XIX стал для В.М. Васнецова переломным моментом. Он решительно отошел от жанровой реалистической живописи и графики, с которых начал свой творческий путь. В это время его захватила идея найти точное живописное воплощение характерных элементов былинной поэзии. Особенно его внимание привлекали колоритные образы русских богатырей.
В эти годы он и задумал картину «Витязь на распутье». Васнецов сделал несколько карандашных эскизов и начал писать живописное полотно, первый вариант которого был закончен в 1877 году и представлен публике на очередной выставке художников-передвижников в 1878.
Окончательный вид картина Васнецова «Витязь на распутье» получила в 1882 году. Именно в таком варианте она сегодня известна широкой публике.
Отличия окончательного варианта | Символика |
В первом случае Витязь повернут лицом к зрителю, а во втором – спиной. | Внимание зрителя перенесено с мимики богатыря на позу всадника и коня. В былинах норов коней всегда копирует повадки седоков. |
Уменьшено пространство позади богатыря. | Не важно, откуда пришел путник. |
Увеличено пространство за камнем. | Больше примет грядущей опасности. |
Небо стало более грозным. В первом случае – мягкий закат, во втором – надвигающиеся тучи. | Еще одна примета поджидающей опасности. |
Копье стало красного цвета и указывает в окончательном варианте на черепа. | Красный – цвет крови и агрессии. |
Камень стал более старым, и на нем появился мох. | По задумке автора, мох закрывает от глаз путника два альтернативных безопасных варианта. |
Таким образом, внеся ряд поправок в картину «Витязь на распутье», Васнецов сделал полотно более драматичным и выразительным. Это вызывает более эмоций у зрителя.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Мастерство изображения деталей
Картина Васнецова «Витязь на распутье» предвосхищает появление в живописи психологического пейзажа, «пейзажа настроения». Грозное закатное небо, беспорядочно разбросанные валуны, человеческие останки и кружащие в предвкушении новой добычи вороны – все это нагнетает трагизм ситуации.
Особого внимания заслуживает камень. В.М. Васнецов подчеркивал, что текст надписи взят им из оригинальных образцов былинной поэзии. По традиции такие камни давали путнику возможность выбора. Дорога была закрыта только в одном направлении, два же других обещали богатство и счастье. Автор намеренно затер и закрыл мхом часть надписи, чтобы поставить своего героя в ситуацию как можно более трагическую.
Текст надписи можно попытаться разобрать на представленном фото. «Витязь на распутье» - картина, над которой автор работал почти 10 лет. Это одно из вершинных произведений В.М. Васнецова.
загрузка...
fjord12.ru