Описание картины «Масленица» (1919 г) Б.Кустодиева. Картина васнецова масленица
Картина «Масленица» – праздник радости, смеха и веселья :: SYL.ru
В дохристианской Руси было принято весело провожать уходящую зиму. В Православной церкви нет Масленицы, которую по сей день любит почти каждый русский человек. В ней имеется Сырная седмица, которая проходит в одно и то же время с Масленицей, но несёт иной сакральный смысл.
Смысл древнего праздника
На эту тему написана не одна картина «Масленица» разными живописцами. На каждой из них – снег, солнце, толпы нарядно одетого народа, тройки, запряженные в сани, их азартные гонки.
Но какой смысл несёт этот праздник? Все семь дней недели перед Великим постом имели несхожее значение. Картина Масленицы разворачивалась перед людьми так:
- Встреча Масленицы – так назывался понедельник. Она происходила с горячими блинами. В этот же день делали чучело Масленицы, которое стояло на всеобщем обозрении всю неделю.
- Вторник, заигрыш, отдавали молодёжи. На морозце все катались на горках, санях и каруселях.
- В среду приглашали в дом гостей, которым на стол выставляли пироги, блины, медовые пряники. Этот день называли лакомкой. Обязательно тесть и тёща звали зятьёв на блины. Угостившись, все выходили на улицу, чтобы поучаствовать в кулачных боях и конных бегах.
- «Разгуляй» – это четверг. Все уже «разошлись», и начинают широкую Масленицу. Вспомним картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Идут игры в снежки, все катаются на санках, водят хороводы и поют песни.
- По пятницам зятья приглашали тёщу на блины. Дочь готовилась весь день, который так и назвали: тёщины вечёрки.
- Никого из родственников не забывали. По субботам невестки звали в свой дом сестёр мужа. На золовкиных посиделках велись разговоры, подносились подарки, а стол был уставлен блинами.
- И вот неделя подошла к концу. Наступило Прощеное воскресение. Все просят друг друга забыть об обидах, которые копились целый год. Под смех и шутки сжигают чучело Масленицы.
Что значил этот обряд
Картина Масленицы не полна без костра. Само чучело делали женщины из соломы, на лице углем рисовали глаза с бровями и нос, а губы красили свеклой. Её обряжали в старое тряпье. Так она «красовалась» всю неделю. Перед тем как разжечь огонь, танцевали, водили хороводы, угощались блинами. Когда разводили костёр, чтобы Масленицу сжечь, то это означало, что зиме приходит конец. В ярком огне исчезал холод. Все ждали весны и обновления. В горячую кучу сучьев и хвороста бросали все непригодное, чтобы она уничтожила всё грешное и печальное. Считалось, что чем сильнее костёр, тем раньше придет долгожданная весна. Когда оставалась груда пепла, то молодежь с шутками и прибаутками перепрыгивала через него. Пепел от костра разбрасывали по полям для хорошего урожая.
И в наши дни ставят высокую Масленицу в центральном месте, огораживают и при скоплении зрителей сжигают.
Художник Б. Кустодиев
Известный живописец неоднократно, не менее 7 раз, возвращался к празднику проводов русской зимы. Он всегда на своих полотнах на тему русской Масленицы картину представлял так, что зритель ощущал морозную свежесть, радость и яркость этого события. Одна из первых работ написана в 1916 году.
Картина «Масленица», о которой сейчас пойдет речь, создана в 1919 году. Никому не может прийти в голову, что над ней работал тяжелобольной человек, у которого после операции были совершенно недвижимы ноги, но сохранены только руки, которые держат кисть. Он пишет этот праздник, забывая о своей болезни, противопоставляя её всем удовольствиям и радостям жизни.
Сама природа, а не только народ, радуется празднику. Нежным колоритом окрашено высокое небо, которое играет и переливается весёлыми зеленовато-оранжевыми и золотистыми красками. Заходящее солнце последними вечерними лучами освещает город, укрытый белоснежной пеленой снега, высокие шпили его церквей. Внизу, вдали на площади, расположились разноцветные балаганы, качели и карусели, которые, поскрипывая, вращаются. Там сосредоточилась большая толпа народа. Даже к первому плану картины, на котором отображены гонки расписных упряжек, долетает весёлый гул ярмарки.
С давних времён и до наших дней русские любят быструю езду. Соревнование на картине «Масленица» захватывает всех. Каждому хочется показать своё молодечество, быстроту коней, ловкость управления и удаль. Сказка, явленная нам художником, создала весёлое гулянье, погрузила в атмосферу карнавала.
Б. М. Кустодиев: описание картины «Масленица» (1920 год)
Художник увлекательно рассказывает о многовековой традиции, которая корнями уходит в язычество. Его многофигурная композиция окрашена идиллическим настроением, восхищением и лёгкой иронией. Ярмарочные балаганы расположились неподалёку от высокой церкви. Рядом с ней неспешно прогуливаются одетые в дорогие шубы состоятельные люди.
Мальчишки на санках катаются с горок. За ними с лаем радостно бегают собаки. Бойкая торговля идет у лоточника только что выпеченными горячими пирогами. Мчится тройка саврасых коней под алой дугой. Её догоняет покрытый синей расписной попоной вороной конь под золотой дугой с бубенцами. Не только город разукрашен белыми сугробами. Но и деревья все покрылись инеем и парят, как облака, над всеобщим беззаботным весельем.
Картина Васнецова «Сжигание чучела Масленицы»
На полотне в черно-белых тонах изображено, как весь городской люд собрался вокруг круглолицей Масленицы и уже развёл огонь. Дым вихрем взметнулся в небо, но костёр ещё только разгорается. Вокруг него собравшийся народ пританцовывает, кто-то даже встал от восторга на голову. Взрослые всё подходят и подходят, пришли и дети с санками, чтобы посмотреть, как исчезнет зима.
Вдали за частоколом спрятался древний город с церквями и высокими домами. Там веселятся на свой лад: катаются с горок на санях.
Так издавна проводился этот радостный и весёлый праздник.
www.syl.ru
Масленица в русской живописи - Irchy's Nest
Масленица, говорят, неделю гуляет? Но не все коту Масленица, будет и Великий пост, поэтому отложим блины до иного дня. Кому чин, кому блин, а я хочу замечательные картины показать. Про Масленицу. :)Борис Кустодиев - Масленица, 1919
Константин Маковский - Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской-площади в Петербурге, 1869
Борис Кустодиев - Масленица, 1920
Александр Бенуа - Масленица в Петербурге. Фрагмент. Эскиз декорации. 1911
Борис Кустодиев - Зима. Масленичное гулянье, 1919
Борис Кустодиев - Масленица, 1920
Семён Кожин - Масленица. Проводы зимы. Россия XVII век. 2001
Борис Кустодиев - Масленица, 1919
Брусилов Александр Владимирович - Масленица, 1999
Знак А.М. - Проводы зимы в старом Красноярске, 1996
Борис Кустодиев - Деревенская масленица (Гармонист), 1916
Воскресенская Лидия - Масленница в Нижнем Новгороде, 2002
Борис Кустодиев - Масленица, 1916
Рудольф Френц - Масленица, 1903
Алексей Степанов - Катание на Масленицу, 1910
Константин Маковский - Этюд к картине "Масленица"
Сергей Судейкин - Масленичный Петрушка, ок. 1915
Адеев Сергей - Зима, масленица
Петр Фролов - Масленица
Володин Юрий Владимирович - Масленица
Анна Виноградова - Сожжение чучела Масленицы
Анастасия Хохрякова - Масленица, 2006
Валерий Сыров - Масленица, 1998-1999 гг.
Е.Штыров - Масленица
Валентин Белых - Собор Александра Невского. Масленица, 1908
Анна Черкашина - Масленица, 2002
Вилкова Елена
Чуприна Ирина - Масленица
Крылов Сергей - Масленица
Максим Фаюстов - Масленица, 2006
А ЕЩЁ:
- Рождество в русской живописи- С первого по тринадцатое- Новый год в русской и советской живописи- Снежные котики
irastrange.livejournal.com
Масленица в картинах русских художников – Ярмарка Мастеров
Как на Масленой неделеИз печи блины летели, И сыр, и творог — Все летело за порог. Весело было нам! Достанется и вам!
Друзья, наступила Масленичная неделя — ещё один прекрасный повод для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями!
Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое "расписание".
Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:
понедельник — "встреча"
вторник — "заигрыши"
среда — "лакомка"
четверг — "разгул", "перелом"
пятница — "тещины вечерни"
суббота — "золовкины посиделки"
воскресенье — "прощенный день".
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".
Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:
Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев:
1916-1920
П. Н. Грузинский "Масленица", 1889 г.
К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге", 1869 г.
А.Черкашина. "Масленица", 2002 г.
Н. Фетисов "Широкая Масленица", 1990 г.
В. Белых "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.
В.И Суриков "Взятие снежного города", 1891 г.
С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.
Игорь Шаймарданов. Из цикла "Псковская Масленица".
В.Сыров "Ярмарка в Здемирово", 1998-1999 гг.
www.livemaster.ru
Картина «Масленица» Б.Кустодиева. Описание картины, 1919 г.
Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.
Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.
Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.
Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.
Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.
Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.
«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.
Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.
В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.
По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.
Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.
Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.
Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.
Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.
Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.
Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.
Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.
Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.
Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.
«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.
Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.
В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.
По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.
Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.
Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.
Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.
5sec.info
Картина Кустодиева "Масленица": описание
Один из самых известных русских художников Борис Кустодиев (1878-1927) неоднократно обращался к теме праздничных гуляний в российских губерниях. Его привлекала широта души народа русского, разгульная бесшабашность, головокружительный вихрь плясок и кулачных боев, катание на тройках и гора угощений на столах, расставленных тут же, среди снежных сугробов. Художнику хотелось отобразить на холсте весь колорит празднества, навсегда запечатлеть яркое событие из жизни русского народа.
Начало
Картина Кустодиева "Масленица" - одна их его работ, посвященных самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста. Масленичная седмица, безудержное веселье стали сюжетом для картины, написанной в 1916 году. У самого художника в период работы над "Масленицей" настроение было не праздничное, давала о себе знать болезнь, полученная на фронтах Первой мировой войны.
Что изобразил художник?
Описание картины Кустодиева "Масленица" можно начать с того, что в верхней части полотна видно, как зима отступает: на небе облака, окрашенные в пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. В вышине - стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Возница в праздничной одежде и папахе с малиновым верхом натягивает вожжи, сзади него благочинно сидит молодая пара. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.
Чуть поодаль детвора катается на санях с крутой горки, наслаждаясь последними снежными денечками. За горой раскинулся балаган, вокруг которого собрался народ в ожидании представления. Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями - в сплошном белом покрывале.
Сожжение чучела
Картина Кустодиева "Масленица" дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Гулянье в самом разгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Описание картины Кустодиева "Масленица" можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.
Кустодиев, "Масленица" (1919): описание картины
Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там! Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. В санях трое: дама в белом песцовом полушубке, рядом с ней - подруга в лисьей шубе и напротив них ухажер, который, видимо, и организовал веселую поездку.
Картина Кустодиева "Масленица" передает дух купеческой провинциальности. В стороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. Жены чуть поодаль, говорят о своем. По другую сторону дороги - аттракционы, карусель и другие развлечения. Там же стоит цирк шапито. Пьеро и Арлекин на балконе зазывают публику. Цирк изображен под вывеской "Театръ". Люди толпятся у входа, те, кто уже побывал на представлении, не спешат уходить, остальные ждут своей очереди.
Много шуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, - "Масленица" (1919). Описание картины критиками было неоднозначно. Особенно потрясло появление шедевра художников Москвы и Петербурга. Но каждый из них признавал, что хотел бы быть на месте Бориса Кустодиева. Всеобщее признание оказало неоценимую моральную поддержку больному художнику, который в последние годы был прикован к инвалидной коляске. И Борис Кустодиев начал работу над третьим полотном, посвященным русскому празднику.
Тройка буланых
Картина Кустодиева "Масленица", написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. И коренник, и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. В санях сидит дородная купчиха, рядом - тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день - катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов - представление в театре, а вечером - к столу с блинами и красной икрой. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.
"Осень"
Состояние здоровья художника все ухудшалось. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но недуг оказался сильнее. В конце жизни Борис Кустодиев вынужден был писать картины, лежа в постели. Знаменитую "Русскую Венеру" он заканчивал с огромным трудом, проработав несколько минут, отдыхал два-три часа. Упорство художника было вознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня. Полотно под названием "Осень" Кустодиев многократно откладывал, но, чувствуя скорую кончину, все же постарался закончить работу.
Оттенки и полутона
Первая репродукция картины Кустодиева "Масленица" была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. "Масленица" - картина художника Кустодиева - завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. Снежные сугробы и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.
Кустодиев и Суриков
Еще один русский художник, виртуозно владевший техникой изображения снежного покрова, - это Василий Суриков. Его неповторимые работы - "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы", "Взятие снежного городка" - были бы невозможны без снежного фона. Но все же самым искусным мастером изображения белого покрова считается Борис Михайлович Кустодиев. Картина "Масленица" в трех вариантах - тому подтверждение.
fb.ru
Гуляй народ - Масленица идет… Проводы зимы в картинах художников
Со времён старинных, давних - праздник Солнца к нам спешит. Он один из самых ранних в окна вешним днём глядит. Это Масленица мчится вдоль по улицам родным. Пьёт, гуляет вся станица, ест блины куском большим: Со сметаной и нардеком, с рыбой, мясом и икрой…
Стихи: Ираида Мордвина
Юрий Верещагин. Большоя масленица
Вот и наступила Масленичная неделя - ещё один прекрасный повод для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями! Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен.
Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (Масленичное катание). 1919
Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами.
Сергей Юрьевич Судейкин. Масленичный Петрушка
Обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни.
Петр Николаевич Грузинский. Масленица. 1889
Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Константин Егорович МаковскийНародное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869
Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев.
Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье. 1919
Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества.
Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Вариант картины «Масленица». 1916
Корабельников Алексей. Блины с икрой
Да и сегодня, этот замечательный, яркий и красочный праздник, не обходит вниманием художников.
Шибанов Евгений Николаевич
Югова Людмила. Блинчатый натюрморт...
Интересные картины из цикла «Псковская Масленица» Игоря Шаймарданова - главного художника театра «Молодой человек» в Ижевске.
«Я часто бывал на псковских масленицах: и на Октябрьской площади, и в Финском парке. Все чем-то запоминались: был и праздник, и веселье. Вдохновляли массовые сцены.
Эта тема неисчерпаемая, благодатная для сюжетного фигуративного художника. Театральный художник, мне кажется, всегда немного режиссер...
А так как он не решается браться за постановки, то находит себе отдушину на холсте. Вот уж там он, как хочет, двигает народные массы. Такая «Псковская Масленица»...
Псков заслуживает такой особенности даже в смысле своего географического положения: рядом зарубежные соседи, Москва, Санкт-Петербург. В эти дни, как известно, проходят карнавальные праздники по всей Европе.
Как было бы здорово, если бы и Псков примкнул с масленицей к этой веренице традиций и был наравне с известнейшими мировыми празднествами»
Игорь Шаймарданов
Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица».
В.Сыров. Ярмарка в Здемирово. 1998-1999 гг.
Александр Николаевич Бенуа. Масленица. XX век
Петр Фролов. Масленица. 2010-е
Павел Николаевич Филонов. Масленица
Франс Халс. Весельчаки на масленице. 1617
Праздник «Масленица», похоже, был в чести во все времена. На картинах старых мастеров мы видим сюжета этого действа.
Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. 1559
В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.
Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. Фрагмент. 1559
Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.
Егорова Галина. Масленица.
Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению.
Анна Черкашина. Масленица. 2002 г.
Багров Виктор Юрьевич. Блины.
Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным.
Борис Михайлович Кустодиев. Масленица. 1919
Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую, не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.
Панкратьева Валентина. Кружевная масленица
Пусть к вам Масленица в дом придет с лакомым блином,Солнце комнату займет, счастья искорку зажжет.
Сочивко Сергей. Масленица
Всем, кто зиму провожает, праздник этот предвещает,Что веселье лишь вас ждет, что удача лишь грядет!
Андреева Мария (shambala)
lyarder.livejournal.com
Масленица (Комоедица) в живописи
Виноградова Анна "Масленица"
В. И. Суриков Взятие снежного городка, 1891
Борис Кустодиев "Масленица", 1919
Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.
Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.
Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век, 2001
Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903
"Масленица в Здемирове" из серии Лубок.Сыров Валерий Михайлович
К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.
Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы 1920
Анастасия Адамчук. Масленица
co-a.com