Картина васнецова страшный суд
значение. Икона Страшного суда: описание :: SYL.ru
Христианство — целостное мировоззрение, включающее в себя представления не только о пожизненном существовании человека, но и о посмертном. В Священном Писании можно почитать и о том, как был сотворен мир, и о том, какими будут его последние дни. Согласно этой самой распространенной в мире религии, вскорости нас ждет Второе пришествие Христа. И когда это случится, праведники попадут в рай, а грешники будут наказаны.
В подробностях эти будущие события описаны не только в Библии. Часто посвящены им и сюжеты икон. Образа, представляющие зрителю картины Страшного суда, имеются во многих храмах России. Техника исполнения у них может быть разной. Однако композиция всех икон «Страшный суд» и их сцены обычно определяются канонами.
Становление сюжета
Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.
Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.
На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.
Предание о князе Владимире
О канонических иконах и росписях с изображением Страшного суда существует несколько интересных легенд. Одна из них связана непосредственно с древней Русью. Считается, что именно этот сюжет повлиял на решение князя Владимира о принятии христианской, а не какой-либо другой веры. Ведь, как известно из истории, русскому правителю предлагали перейти в свою веру иудеи и мусульмане. Об этом факте упоминается в хорошо известной многим «Повести временных лет».
Откуда взята композиция
Основан сюжет этих икон, конечно же, прежде всего на описании событий, изложенных в Апокалипсисе. Также большое влияние на каноническое изображение оказали некоторые древние византийские и русские тексты — к примеру, Житие Василия Нового, Слово Палладия Мниха и т. д.
Многие богословы и историки считают, что еще одним источником, по которому писалась икона «Страшный суд», является откровение пророка Даниила. Этот почитаемый всеми христианами святой жил в эпоху вавилонского плена. Даниил является одним из последних четырех великих еврейских пророков.
Основные сцены
Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:
Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей - Богоматерью и Иоанном Предтечей.
Первые люди на земле — Адам и Ева.
Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.
Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» - единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.
Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.
Жители небес - ангелы со свитком, означающим конец земной истории.
Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.
Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.
Также обязательными являются «темные» сцены:
Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.
Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.
Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).
И нейтральные:
Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.
Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.
Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.
Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.
Изображения рая и ада.
Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.
Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:
Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина - Земля, белый заяц - правда, серый - ложь.
Особенности композиции: первый и второй ярус
Все сцены на образах «Страшный суд» располагаются обычно в три или четыре яруса. Разумеется, в самом центре этих икон изображается Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Адам и Ева припадают к стопам Иисуса. По обеим сторонам от Христа на этом ярусе стоят апостолы. Выше этой сцены иногда рисуется сам господь Саваоф и ангелы со свитком.
Третий и четвертый ярус
Ниже сцены с Христом и апостолами располагается престол с ризой. По обеим сторонам от него рисуются восставшие на суд.
Следующий, самый нижний, ярус занимает обычно значительную часть иконы. Центром композиции в этом месте образа является рука с весами. Под ней, согласно канонам, располагаются сцены битв бесов и ангелов. Также в этом ярусе рисуются круги с царствами, женщиной-землей, ковчегом, морем и лодкой (справа), а также с пророком Даниилом (слева).
Весь нижний ярус, а также третий, пересекает извивающееся тело змея. Слева за кругами нарисованы сцены рая. Справа внизу на иконе «Страшный суд» - изображение ада с Антихристом. Милостивый блудник стоит между этими двумя сценами — в середине. Справа от него изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников.
Описание иконы «Страшный суд»: нижний регистр композиции и блудник
Под последним ярусом на этих образах располагаются 10 клейм с изображением адских мучений. Это горящие в огне, подвешенные, съедаемые зверьми и т. д. люди. Милостивый же блудник, привязанный к столбу, недаром располагается между изображениями ада и рая. Согласно легенде, за воровство и пьянство его не пустили в Царствие Небесное. Однако и адских мук ему, благодаря милостивости, удалось избежать.
Изображение змея
Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. В росписях змей обычно изображается поднимающимся из ада к ногам коленопреклоненного перед Иисусом Адама. Основой для этой сцены, являющейся одной из ключевых, стал сюжет из Библии о проклятье первого человека Творцом. На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. На каждом из них изображена сцена тех мытарств, через которые должна пройти человеческая душа, для того чтобы попасть в Царствие Небесное.
Иногда на иконах вместо змея изображается и огненная река. Этот сюжет известен по произведению «Хождение Богородицы по мукам». В зависимости от степени вины, люди в реке могут быть погружены в огонь по шею, по грудь или по пояс. Иногда на образах «Страшный суд» горящие грешники конкретизируются по социальным группам — знать, коронованные лица и т. д.
Какое значение имеет икона для верующих
Конечно же, создавались подобные образа и росписи не для устрашения человека. Назначение у церковного изображения «Страшный суд» совсем другое. Глядя на эти иконы, верующий должен задуматься над своими грехами. При этом христианину следует не отчаиваться или терять надежду, а положить начало собственному покаянию.
Богослужебное значение в дореволюционной России
В одном из самых ценных источников о Русской православной церкви, в «Чиновниках Успенского собора», подробно описывается связанная с этой иконой особая служба. Называлась она «Действом Страшного суда». При ее проведении одноименная икона выносилась на поклонение патриарху и царю. Проводился этот православный обряд в воскресение перед самой Масленицей на соборной площади в Кремле. Сначала по уставу исполнялись стихиры, зачем освящались воды и читались Евангелия. На заключительном этапе патриарх протирал губкой образ "Страшного суда". Затем он окроплял святой водой государя и простых людей.
Молитва перед иконой «Страшный суд»
Таким образом, это изображение должно прежде всего подвигать человека на покаяние. Поэтому пред этой иконой принято молиться о своих прегрешениях как вольных, так и невольных, а также просить за них прощения у Бога. Это в последующем поможет войти в Царствие Небесное. Также считается, что перед иконой «Страшный суд» нужно молиться об умерших грешниках.
Самые старые изображения
К сожалению, большинство написанных в древности икон «Страшный суд», как и многих других, не сохранилось. Однако несколько подобных изображений до наших дней все же дошло. Сохранились они в основном только как росписи в храмах. Самым известным изображением подобного рода является сцена Страшного суда в церкви Панагии Халкеон в Салониках, датируемое 1028 г. Очень древних икон с таким сюжетом в мире сегодня имеется всего две. Обе они находятся в монастыре св. Екатерины на Синае. Еще одним довольно-таки старым изображением является мозаичный «Страшный суд» в базилике Торчелло в Венеции.
Сохранилось несколько древних образов с таким сюжетом и у нас в стране. Самая ранняя икона «Страшный суд» В России находится в Успенском соборе в Кремле.
Роспись Рублева
В западноевропейской традиции изображение «Страшный суд» обычно напоминает о кострах инквизиции. То есть зачастую является именно способом устрашения. Бог изображается гневающимся, а грешники четко разделяются с праведниками. В русской традиции «Страшный суд» напоминает скорее о божьем милосердии. Четкого разделения агнцев и козлищ на православных образах с подобным сюжетом обычно нет.
Именно в таком «милосердном» стиле работал, как известно, и самый почитаемый иконописец Руси — Андрей Рублев. О его личности известно, к сожалению, очень мало. Однако, конечно же, такой известный церковный художник не мог пройти мимо очень популярных, часто изображавшихся в его времена, сцен икон «Страшный суд». Рублевым эти канонические сюжеты были выбраны для украшения собора Успения Богородицы во Владимире. Известно, что рисовать свою фреску он начал в 1408 году. Изображен Страшный суд Рублевым был на западной стене храма.
Руку с весами канонического сюжета иконописец поместил на торце входной арки вверху. Под ней художник нарисовал пророков Даниила и Исайю. Самого Христа Рублев изобразил на голубом фоне в своде над аркой. Еще выше иконописец нарисовал двух ангелов, сворачивающих старое небо в свиток. Звери, олицетворяющие уходящие царства, изображены Рублевым в арке, ведущей под купол. Шествие ветхозаветных праведников в рай под предводительством Петра художник расположил в южном своде над иконостасом. Напротив этой сцены Рублев изобразил сам рай. Первые обитатели его — Адам и Ева — нарисованы иконописцем у подножья престола с Евангелием и ризой.
Икона и роспись Васнецова
Тема Страшного суда в прошлом зачастую волновала не только церковных художников, но и светских. К примеру, существует икона с подобным сюжетом, написанная Виктором Васнецовым. Этот художник, как известно, наиболее ярко проявил себя в былинно-сказочном жанре. Именно его кисти, к примеру, принадлежат такие знаменитые полотна, как «Аленушка», «Богатыри», «Ковер-самолет».
Однако и религиозная живопись занимала достаточно важное место в жизни этого художника. Картина «Страшный суд» (холст, масло) была создана им в 1904 году для Георгиевского собора города Гусь-хрустальный. Как считают многие другие известные художники, получилась она очень выразительной, но несколько перегруженной деталями. И действительно, в отличие от образов иконописцев, на этой по сути светской картине практически нет свободного места. Фигуры людей, христианские атрибуты и т. д. занимают на ней абсолютно все пространство полностью.
Принадлежит кисти Васнецова и еще одна грандиозная работа на тему Страшного суда. Именно этот сюжет был выбран художником для росписи одной из стен Владимирского собора в Киеве в 1885 году.
www.syl.ru
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Страшный Суд»
Одной из фресок на религиозную тему является работа В.М. Васнецова «Страшный суд». Она расположена у входа в храм Святого Владимира. Для того чтобы воссоздать это историческое событие, автор, в отличие от предыдущих работ на тему религии, применял мрачные, темные оттенки. Очень много красных красок, с разными примесями. Такие цвета настраивают зрителя на серьезность происходящего.
Автор использовал различные цветовые пятна, включая белое. Ведь именно этот цвет является символом божественности. Васнецов применил прием зрительного разделения картины на земную и небесную тему, совместив, в одной работе практически невозможное.
Небесную тему отражает Господь. В руках у него крест и Евангелие. Он разгневан на грешников. Это отчетливо видно по выражению его лица. Рядом с ним Васнецов показал Богоматерь и Иоанна Предтечи, а вокруг разместил апостолов и ангелов. Весы, изображенные на картине, являются символом справедливости, равенства всех перед Всевышним, но темные силы пытаются перетянуть одну из чаш в свою сторону. Несмотря на это, им не удастся повлиять на решения суда и они останутся неизменными и справедливыми.Справа внизу художник изобразил праведников. Они усердно молятся, обращая свои молитвы и взгляд к небесам. На картине изображены люди разных возрастов: от молодых до стариков. Они очень сильно напуганы всем происходящим, надеются на пощаду Всевышнего. Слева внизу изображены грешники, падающие в огонь. Автор хотел показать равенство всех перед Господом Богом, для этого он изобразил среди грешников и царей, и представителей духовенства. Внизу их ожидает Змий. Две сюжетные линии объединяют вестники Апокалипсиса, которые показаны трубящими ангелами.
Автор в данной работе использовал очень разнообразную палитру цветов, основывался на их контрасте и у него получилось в одной картине показать столько разных судеб.
Следующая > |
myessay.ru
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Страшный Суд»
Одной из фресок на религиозную тему является работа В.М. Васнецова «Страшный суд». Она расположена у входа в храм Святого Владимира. Для того чтобы воссоздать это историческое событие, автор, в отличие от предыдущих работ на тему религии, применял мрачные, темные оттенки. Очень много красных красок, с разными примесями. Такие цвета настраивают зрителя на серьезность происходящего.
Автор использовал различные цветовые пятна, включая белое. Ведь именно этот цвет является символом божественности. Васнецов применил прием зрительного разделения картины на земную и небесную тему, совместив, в одной работе практически невозможное.
Небесную тему отражает Господь. В руках у него крест и Евангелие. Он разгневан на грешников. Это отчетливо видно по выражению его лица. Рядом с ним Васнецов показал Богоматерь и Иоанна Предтечи, а вокруг разместил апостолов и ангелов. Весы, изображенные на картине, являются символом справедливости, равенства всех перед Всевышним, но темные силы пытаются перетянуть одну из чаш в свою сторону. Несмотря на это, им не удастся повлиять на решения суда и они останутся неизменными и справедливыми.Справа внизу художник изобразил праведников. Они усердно молятся, обращая свои молитвы и взгляд к небесам. На картине изображены люди разных возрастов: от молодых до стариков. Они очень сильно напуганы всем происходящим, надеются на пощаду Всевышнего. Слева внизу изображены грешники, падающие в огонь. Автор хотел показать равенство всех перед Господом Богом, для этого он изобразил среди грешников и царей, и представителей духовенства. Внизу их ожидает Змий. Две сюжетные линии объединяют вестники Апокалипсиса, которые показаны трубящими ангелами.
Автор в данной работе использовал очень разнообразную палитру цветов, основывался на их контрасте и у него получилось в одной картине показать столько разных судеб.
Следующая > |
myessay.ru