Святая княгиня Ольга (житие, изображения, памятники). Картина васнецова княгиня ольга


Картины Великой Княгини Ольги Александровны.

romanovtoday

                                  Е.И.В. Великая Княгиня Ольга Александровна.

Великая Княгиня Ольга Александровна - младшая дочь Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны была не только членом Российского Императорского Дома, но и талантливой художницей. Её картины сегодня находятся во многих уголках мира, начиная от часных коллекций и заканчивая дворцами Августейших Особ. За жизнь Великая Княгиня нарисовала более 2000 тысяч картин, доходы от продажи которых, позволяли ей поддерживать семью и заниматься благотворительностью. В России впервые о творчестве Великой Княгини Ольги Александровны узнали лишь в 2001 году, когда усилиями Ольги Николаевны Куликовской - Романовой была организована выставка "Августейшая Художница". А пока, предлагаю вам посмотреть некоторые картины работы Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны.

romanovtoday.livejournal.com

Равноапостольная княгиня Ольга - съ нами Богъ разумѣйте языцы..

0_458e9_9df8be8a_orig0_755f7_e55c8998_origПамятники равноапостольной княгине Ольге в Киеве. ( фото из интернета)

Сегодня – день святой равноапостольной княгини Ольги, правнучки Гостомысла, супруги Игоря, матери Святослава и бабки святого равноапостольного князя Владимира Великого, в крещении названного Василием - его память мы будем праздновать через три дня…

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских.

В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.

Странно. что не сохранилось древних изображений первой русской святой. Самые старые изображения равноапостольной княгини Ольги находятся в Радзивиловской летописи, где она изображена с вдовьим платком на голове.0_75605_2ffbdcaf_XL0_75607_720bb1e9_origМиниатюры 15 века из Радзивиловской летописи.

 Следующий образ равноапостольной княгини Ольги присутствует во фресках Архангельского собора Московского Кремля.  Здесь она изображается по типу иконографии равноапостольной царицы ЕленыРавноапостольная княгиня Ольга 1

1652-66 ггВ 18 веке изображение равноапостольной княгини Ольги встречается в иконах Собор Киево-Печерских святых. (В интернете нашла украинскую икону конца 18 нач 19 вв, но в Оптиной пустыни видела икону более увереннного 18 века).107033107033 (1)Здесь мы видим княгиню Ольгу в царской мантии с хвостами горностая.Большинство икон равноапостольной княгини Ольги относятся уже ко 2-й половине 19 в.2435654AABE23

___20110723_1346600635

Некоторые явно связаны с царским заказом. т.к. избранные святые, среди которых изображается княгиня Ольга соименны царской семье.0_6ba64_6b9898bb_XL

К 1885-96 гг относится икона равноапостольной княгини Ольги, написанная Виктором Васнецовым для иконостаса Владимирского собора в Киеве.1248530596__AZZ2216-Olga-fs Этот образ любили копировать и до революции, и после возрождения церковной жизни в конце 20-го века.Совсем другая по характеру получилась княгиня Ольга в эскизе для росписи Владимирского собора у Михаила Нестерова.iCBvS3CqOCk 1896 г 000238 1927 г

А вот какой старицей представлена княгиня Ольга в мозаике Спаса на крови в Петербурге.

Спас на крови. Храм Воскресения Христова.Святые равноапостольные благоверные князь Владимир и княгиня Ольга. Фото взято на Яндекс-фотках у dimart7 «»

avdy-san.livejournal.com

Княгиня Ольга. История преображения - Православный журнал "Фома"

volodixin137_2Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равно­апостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.

Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.

После того как народ древлян убил ее мужа Игоря, княгиня жестоко отомстила. Она с дикой свирепостью губила древлянских послов, а затем спалила древлянскую столицу — город Искоростень. Лишь после того Ольга вдоволь насытилась своим мщением.

Бояре киевские, дружина, да и простой люд славословили ей: «Молодец наша княгиня! За супруга своего целую страну умыла кровью! Гордая! Силу показала!» Такою была общественная норма в ту пору. И даже писаный закон, который появится через несколько десятилетий, и тот разрешал кровную месть. Разве что несколько ограничивал ее…

А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет. Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.

Материал по теме

Как святые меняли историю

Как святые меняли историю

Русские праведники в роли истребителей греха

Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.

Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.

Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.

Княгиня Ольга посещает Константина VII Багрянородного.Книжная миниатюра. Византия, XII в.

Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, могли способствовать подобному движению души.

Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.

Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.

Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.

Материал по теме

Святая княгиня Ольга. Моменты истории

Святая княгиня Ольга. Моменты истории

Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится образцом для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».

Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?

Невозможно. Христова вера — путь смирения. Для всех, в том числе и для венценосных особ. И одно только смирение оставалось княгине, когда-то горделивой мстительнице.Больше всего горечи доставил княгине ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.

Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».

Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.

Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.

Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.

На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

восклицательный знакНапоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

 

foma.ru

Святая княгиня Ольга (житие, изображения, памятники)

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

24 июля Православная Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги.

 Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

 Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть триптиха «Святая Русь»

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть триптиха Святая Русь

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

 Святая княгиня Ольга

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

 Святослав Рерих. Розы сердца. Княгиня Ольга

Святослав Рерих. Розы сердца. Княгиня Ольга

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям.Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

 Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

 Святая княгиня Ольга. Икона

Святая княгиня Ольга. Икона

Святая княгиня Ольга. Икона

Иоанн Креститель и святая Ольга

Иоанн Креститель и святая Ольга

Памятник княгине Ольге в Киеве

Памятник княгине Ольге в Киеве

Еще один памятник княгине Ольге в Киеве 

Памятник княгине Ольге в Киеве

Памятник княгине Ольге во Пскове

Памятник княгине Ольге во Пскове

Примечательно, что жители украинского города Коростень (современное название Искоростеня) давным-давно простили княгине Ольге, что она сожгла их город. Сейчас в Коростене стоит памятник святой княгине Ольге.

Памятник святой княгине Ольге в Коростене

 При подготовке статьи использованы материалы сайта pravoslavie.ru

top-antropos.com

Святая княгиня Ольга (житие, изображения, памятники)

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

24 июля Православная Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги.

 Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

 Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть триптиха «Святая Русь»

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть триптиха Святая Русь

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

 Святая княгиня Ольга

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

 Святослав Рерих. Розы сердца. Княгиня Ольга

Святослав Рерих. Розы сердца. Княгиня Ольга

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям.Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

 Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

 Святая княгиня Ольга. Икона

Святая княгиня Ольга. Икона

Святая княгиня Ольга. Икона

Иоанн Креститель и святая Ольга

Иоанн Креститель и святая Ольга

Памятник княгине Ольге в Киеве

Памятник княгине Ольге в Киеве

Еще один памятник княгине Ольге в Киеве 

Памятник княгине Ольге в Киеве

Памятник княгине Ольге во Пскове

Памятник княгине Ольге во Пскове

Примечательно, что жители украинского города Коростень (современное название Искоростеня) давным-давно простили княгине Ольге, что она сожгла их город. Сейчас в Коростене стоит памятник святой княгине Ольге.

Памятник святой княгине Ольге в Коростене

 При подготовке статьи использованы материалы сайта pravoslavie.ru

top-antropos.com

Картины Великой Княгини Ольги | Блогер schinat на сайте SPLETNIK.RU 27 апреля 2014

Картины Великой Княгини Ольги

Яблоки в саду. Картина работы Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны. Дания, 1941 год. 

Итак, любуемся картинами Ольги.

/800/600/http/4.bp.blogspot.com/-NMoyLJitmWk/US3uYF32mSI/AAAAAAAABKk/ZqwlXWlJBJQ/s400/anutiny.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Анютины глазки

/800/600/http/4.bp.blogspot.com/-sBVQYiytn_g/US3vt9iEOlI/AAAAAAAABLc/F2kNh3nrwZY/s400/20080919_interior.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Интерьер 

/800/600/http/4.bp.blogspot.com/-G-nsCncHeC4/US3vnmRJ4RI/AAAAAAAABLU/TbpvqLyLuhY/s640/Soldiers+on+birch+bridge+1903.JPG

Великая княгиня Ольга Александровна Солдаты на березовом мосту 1903

/800/600/http/4.bp.blogspot.com/-tzzEoUNprFg/US3v4ZhYxYI/AAAAAAAABLk/ZEc88NkulJc/s400/Daisies,+poppies+and+cornflowers+in+a+blue+and.JPG

Великая княгиня Ольга Александровна  Васильки, ромашки, маки в голубой вазе

/800/600/http/1.bp.blogspot.com/-YL5tW_qt2ns/US3xl76eQzI/AAAAAAAABNE/s9dz2iMrC2w/s400/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80+%D0%B2+%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC+%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5+%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9,+1917.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Феодоровский Царский Собор в Царском Селе зимой 1917

/800/600/http/4.bp.blogspot.com/-LDi1uaxk4oc/US3xswSdWEI/AAAAAAAABNM/xwOFSXkOYPA/s640/%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F,+1917.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Надвратная церковь монастыря 1917

/800/600/http/1.bp.blogspot.com/-KVo6IcOg868/US3x9lM1jWI/AAAAAAAABNc/v61vrhFlgI8/s640/%D0%93%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D1%86+%D0%94%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B8,+1935.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Гвардеец Датской Королевской гвардии 1935

/800/600/http/1.bp.blogspot.com/-utnVfbI5gTQ/US3ytMSCSrI/AAAAAAAABOE/aLy3-9Q4KTQ/s400/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%B2%D0%B8%D0%B4+%D1%81+%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8,+1930.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Зимний вид с санками 1930

/800/600/http/1.bp.blogspot.com/-Qnte_DHv0gY/US3y1AcOzsI/AAAAAAAABOM/TAGRDvW-_cU/s400/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82+%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD%D0%B0,+%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B0+%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B8+%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B,+1940.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Портрет Тихона, сына Великой Княгини Ольги Александровны 1940

/800/600/http/2.bp.blogspot.com/-mwdn8jHQz6s/US3y7_M28HI/AAAAAAAABOU/SDICIN880bU/s400/%D0%9F%D1%80%D1%83%D0%B4,+1950-%D0%B5.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Пруд 1950

/800/600/http/2.bp.blogspot.com/-OF18jHIQ2kw/US3zMF1NqmI/AAAAAAAABOk/_PjAxMvRXNo/s400/%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C.JPG

Великая княгиня Ольга Александровна Сельская церковь

/800/600/http/3.bp.blogspot.com/-0fXo1kOWP6Q/US30Cu4kNwI/AAAAAAAABPE/8aJSq9IgZT8/s640/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F+%D0%92%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,+1933.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Портрет княгини Вяземской 1930-50

/800/600/http/3.bp.blogspot.com/-I8RN1jjlAdQ/US30T53PknI/AAAAAAAABPM/7XLXq98NA4k/s640/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpg

Великая Княгиня Ольга Александровна Земляника

/800/600/http/3.bp.blogspot.com/-qkTFQILFY-M/US31MzQWkHI/AAAAAAAABPc/WGTu_GfB48k/s400/1932.JPG

Великая Княгиня Ольга Александровна Роспись по фарфору

/800/600/http/2.bp.blogspot.com/-tZcP5YP19c0/US30gRK42FI/AAAAAAAABPU/SrmV59hcZ4M/s400/20080919_birches_in_winter.jpg

Великая княгиня Ольга Александровна Зима

/800/600/http/2.bp.blogspot.com/-bCmMeXTMJww/US32ZjMcVHI/AAAAAAAABPw/HjGdz33eurc/s400/Knudsminde+pond+with+yellow+waterlilies.JPG

Великая княгиня Ольга Александровна  Пруд

/800/600/http/pics.livejournal.com/romanovtoday/pic/000ck214/s640x480

Рут Куликовская - первая супруга Гурия Николаевича Куликовского с дочерью Ксенией Гурьевной. Картина работы Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны. Музей Баллерупа.

/800/600/http/pics.livejournal.com/romanovtoday/pic/000eh9ac

Маленькая Ксения Куликовская. Картина работы Ольги Александровны. 

Ксения Гурьевна Куликовская родилась 29 июля 1941 года в Баллерупе, во время оккупации Дании немецкими войсками. Она является старшим ребёнком в семье Гурия Николаевича Куликовского и его первой жены Рут. Детство Ксении прошло в доме её бабушке, любовь и привязанность к которой она пронесла через всю свою жизнь.

/800/600/http/pics.livejournal.com/romanovtoday/pic/000ekxyx

Великая Княгиня Ольга Александровна вместе с внучкой Ксенией.

 

/800/600/http/pics.livejournal.com/romanovtoday/pic/000epsdq

Ксения Гурьевна Куликовская сегодня

 

 В 1960 году у Ксении и гражданина Канады Ральфа Джонса родился сын Пол – Эдвард. Некоторой время семью Ксении поддерживал её дядя Тихон Николаевич. В 1962 году она вместе с сыном вернулась в родную Данию к матери. Всю свою жизнь Ксения проработала почтовым служащим в Копенгагене.

/800/600/http/pics.livejournal.com/romanovtoday/pic/000eq34k

В 1992 году внучка Ольги Александровны вместе с сыном Полом впервые посетила Россию. Во многом, благодаря усилиям Ксении в Баллерупе был создан музей имени Великой Княгини Ольги Александровны.

 

 Сегодня Ксения с мужем живёт в окрестностях Копенгагена. От трёх браков у неё два сына – Пол и Пётр и две дочери – Вивиан и Вибекка.

 

Живописные работы Великой Княгини Ольги Александровны выставлялись в Санкт-Петербурге, Лондоне, Копенгагене, Торонто,  Швеции, Германии; позже - в Институте Smithsonian, резиденции российского посла  в Вашингтоне, Третьяковской галерее в Москве и в музее-усадьбе Лангинкоски в Финляндии. Постоянная экспозиция произведений художницы работает  в Краеведческом музее г. Баллеруп. В России действует Благотворительный фонд во имя Великой княгини Ольги Александровны, он осуществляет гуманитарные проекты, финансирует православные школы, опекает многодетные семьи, детей-сирот, больницы, приюты… имя великой княжны не забыто. 

Источник:

http://romanovs-russia.blogspot.ru/

http://romanovtoday.livejournal.com/

www.spletnik.ru

Княгиня Ольга. Духовная матерь всея Руси

Княгиня Ольга. Духовная матерь всея Руси

Спустя 140 лет после кончины княгини Ольги древнерусский летописец писал о первой русской святой: "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи".

Ее на протяжении веков называют "корень Православия", а в молодости — "дивной в девицах". Она приняла христианство около 957 г. первой из русских правителей и за три десятилетия до крещения Руси ее внуком князем Владимиром, на которого Ольга оказала огромное духовное влияние.

Великая княгиня и великий князь Киевский — Ольга и Владимир Креститель — стоят рядом в истории Руси не только как родственники, но и как два святителя, за свои деяния по христианизации наших земель именуемые церковью равноапостольными.

24 июля (11-го по ст. ст.) 969 года — день кончины святой равноапостольной княгини Ольги — личности, связующей воедино земли Древней Руси. День памяти ее внука святого равноапостольного князя Владимира отстоит в пяти днях — 28 июля; и ныне вся наша Русь — Великая, Малая и Белая — празднует в этот день 1025-летие своего Крещения.

* * *

В 2003 г. в Пскове, отмечавшем свое 1100-летие, были установлены сразу два памятника великой землячке. Один из них — работы вездесущего Зураба Церетели, изображающий Ольгу-воительницу с мечом и щитом, псковичи установили в новом районе города.

Памятник княгине Ольге в Пскове. Скульптор З.К.Церетели. 2003 г.

Но более наше внимание привлекает памятник работы Вячеслава Клыкова, поставленный в древнем Пскове у Ольгинского моста, близ Ольгинской набережной в Детском парке — прямо по соседству со святым для псковичей местом – Кремлем, или, как в старину его называли, Кромом.

Бронзовая клыковская княгиня Ольга укрывает собой свое продолжение, в том числе (и в первую очередь) и духовное — внука Владимира.

Образ учитывает их неразрывность и преемственность, поскольку, несомненно, эти образы, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.

Белый цоколь памятника начальнице христианства на Руси окружают очень красивые барельефы святых, выполненные в стилистике древнерусских резьб. Клыков использовал прием, которым неоднократно, в своем стиле руководствовался знаменитый скульптор Михаил Микешин: главный персонаж памятника подпирается — словно духовными столпами, стоящими в веках, — двенадцатью фигурами святых, в данном случае преимущественно псковских, что совершенно логично и духоносно. Это — словно общерусские духовные корни, пущенные Ольгой: псковские князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, князь Александр Невский, преподобные Никандр, Марфа Псковская и Васса Псково-Печерская, святитель Тихон (Патриарх Московский и всея Руси), Корнилий Псково-Печерский, митрополит Вениамин, великая княгиня Елисавета Федоровна и блаженный Николай Салос.

Памятник святой равноапостольной княгине Ольге в Пскове. Скульптор В.М.Клыков. 2003 г.

Вспомним и микешинскую Ольгу на знаменитом памятнике "Тысячелетие России", что в Великом Новгороде.

Княгиня Ольга. Горельеф памятника "Тысячелетие России". Скульптор М.О.Микешин. 1862 г.

Образ "великой княгини Российской" попал и в фокус художественного внимания в празднование 900-летия Крещения Руси. В те годы княгиня Ольга появились в работах В.М.Васнецова и многих других живописцев. Н.А.Бруни написал суровую, несокрушимой веры прекрасную обликом княгиню для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге.

Святая великая княгиня Ольга. Художник Н.А.Бруни. 1901 г.

Известна драматическая судьба памятника княгине Ольге в Киеве, который создал известный киевский скульптор Иван Кавалеридзе в начале ХХ в. Монумент был утрачен и лишь в наши дни восстановлен. Сегодня памятник предтече великого русского Крещения стоит в Киеве возле Михайло-Златоверхого собора в ряд с фигурами апостола Андрея Первозванного и учителей словенских Кирилла и Мефодия. И.П.Кавалеридзе выиграл конкурс на лучший проект памятника княгине Ольге в Киеве вместе со скульптором Сниткиным и архитектором Рыковым в 1910 г. По настоянию митрополита Флавиана оригинал был подвергнут редактированию: княгиню лишили меча, наделили наперсным крестом, а согнутая в локте рука легла на грудь.

Поставленный на Михайловской площади с надписью "Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу. Дар Государя Императора городу Киеву. Лето от Р. Х. 1911" памятник стал жертвой безбожной власти.

В 1919-м княгиню сбросили с пьедестала, раскололи и закопали. Боковые фигуры сперва закрыли досками, а спустя четыре года убрали вовсе.

Лишь много лет спустя композиция вернулась на свое место. Части скульптуры, кроме головы, удалось откопать. По эскизам и фото была воссоздана вся скульптурная группа, но уже не из бетона, а из белого мрамора. Восстановлен памятник к 1996 г. скульпторами В.Сивко и Н.Билык.

Памятник княгине Ольге в Киеве сегодня. Автор – И.П.Кавалеридзе со товарищи

В Киеве образ княгини-святительницы встречается неоднократно: и в памятниках, и в барельефах, и в росписях. Если помнить, что именно княгиня Ольга стала предтечей христианства на Руси, то вряд ли можно считать это обилие избытком.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Литой бронзовый рельеф. Врата главного портала Владимирского собора в Киеве. 1888 г.

* * *

Иоакимовская летопись уточняет, что Ольга (Хельга, Вольга, что в переводе с варяжского означало "святая") принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Это потом Ольга правила Киевом — и во времена походов ее супруга Игоря Рюриковича, и в качестве регента (с 945 по 960 гг.) после его гибели, жестоко расправилась с виновниками его смерти древлянами, растила сына Святослава.

Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения".

Автор "Степенной книги" пишет:

"Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания".

Преподобный Нестор Летописец повествует: "Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа".

Поручив Киев подросшему сыну, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Потому историк Н.М.Карамзин назвал княгиню первой русской паломницей. А древнерусские летописцы определили это деяние Ольги как "хожение", соединившее в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси.

Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником из купели был император Константин Багрянородный (912–959), оставивший в своем сочинении "О церемониях византийского двора" подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.

Прием княгини Ольги византийским императором Константином Багрянородным. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Начало XIII в.

На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: "Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос".

Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня".

(После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.) При крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. "факел" — С.М.),

много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами и решимостью обратить народ русский в христианство. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина. С проповедью веры отправилась на родной Север.

Это Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от ее родного села Выбуты (12 км от Пскова, вверх по реке Великой).

Церковь Ильи Пророка. ХV в. Деревня Выбуты на Псковщине – родина княгини Ольги

Она увидела, что с востока сходят с неба "три пресветлых луча". Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: "Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем".

На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова, именовавшегося с тех пор "Домом Святой Троицы". Таинственными путями духовной преемственности через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

Материнские усилия княгини Ольги имели драматический и даже трагический результат: успешный воин ее сын Святослав оставался язычником, по его распоряжению был убит племянник Ольги Глеб.

По кончине Ольги "плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди". Княгиня Ольга была канонизирована в лике святых с высоким именованием "равноапостольная" на соборе 1547 г., который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси, сложившееся еще в домонгольскую эпоху.

Мощи "начальницы" веры в Русской земле сохранялись нетленными. При князе Владимире они были перенесены в Десятинный храм Успения Богородицы и положены в раку. По преданию, над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел их через оконце, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Розы сердца (Княгиня Ольга). Художник Святослав Рерих, 1923 год.

Нам следует помнить: накануне кончины, до самого исхода Ольга много молилась, с особенным усердием — о просвещении по ее смерти земли Русской, неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые. Многое сбылось в пророчестве нашей общерусской начальницы веры.

Отдаем ли мы себе отчет — с чем, в каком градусе духовного бытия Русский Мiр встречает 1025-летие Крещения Руси?

***

Фото – liveinternet.ru/community/1726655/post258477250, fotki.yandex.ru и автор

Источник 

rossiyanavsegda.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта