Описание картины Виктора Васнецова «Красная площадь». Картина васнецова красная площадь


Описание картины Виктора Васнецова «Красная площадь»

Описание картины Виктора Васнецова «Красная площадь»

Васнецов особенно прославился своими грандиозными полотнами на тему истории и архитектуры. В них с особенной проникновенностью воссоздается то, как Москва выглядела в далеком 17 веке. Для художника именно этот век был наиболее значим, так как он считал, что архитектура этого времени является настоящим образцом стиля для всех последующих эпох. Васнецов невероятно полюбил столицу, поэтому исходил ее всю пешком, наблюдая за раскопками и даже участвуя в них лично. Он подготовил доклады и публикации научного характера об истории Москвы.

В своей живописи все собранные научные данные Васнецов обязательно одушевлял. Он постоянно фантазировал, передавая не отдельные обрывки быта старины, а всю картину в целом. Вот почему все созданные им образы невероятно достоверны и при этом наполнены романтикой национального характера. Картина «Красная площадь» – целая панорама жизни Москвы 17 века. Ее хочется рассматривать особенно внимательно, так как содержание ее поистине грандиозно.

Чего только нет на этой картине. Она вся невероятно драматичная и максимально динамичная, хотя изображение на ней, казалось бы, застывшее. У зрителя пробуждается фантазия. Он начинает придумывать, что здесь происходит и все персонажи чудесным образом оживают.

Далеко не каждый день предоставляется возможность настолько погрузиться вглубь времен. Зритель может наглядно представить жизнь древней Москвы, лишь рассмотрев это грандиозное полотно.

На картине можно выделить несколько планов. Важно, что люди в то время жили вместе, а не порознь, как это чаще всего происходит сегодня. Вот изображены играющие дети, а рядом кто-то что-то продает, вот здесь судят, а там прогуливаются москвичи. Ясно, что с тех пор жизнь стала совершенно иной, но тем интереснее эта картина.

opisanie-kartin.com

Репродукция картины "Красная Площадь" Аполлинария Васнецова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Аполлинария Васнецова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Аполлинария Васнецова на натуральном  холсте.

Родился в семье священника. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Отец определил его для учебы в Вятское духовное училище, но Аполлинарий с детства увлекался рисованием и совсем не хотел стать священнослужителем. В возрасте 14-и лет он потерял и отца. Старший брат, в то время студент Петербургской Академии Художеств, заметив увлечение искусством Аполлинария, договорился о частных уроках для брата с польским художником Эльвиро Андриоли, проживавшего в Вятке, будучи сосланным туда как участник восстания в Польше 1863 года. После окончания училища в 1872 году Аполлинарий уехал к брату.

Через три года, проведенные в Петербурге, он решил вернуться в Вятку и принял решение просвещать народ, сдав экзамен на звание народного учителя.

Но увидев безрезультатность своей деятельности, с конца 1870-х годов, под руководством брата, Аполлинарий Васнецов начал усиленно заниматься живописью и почти сразу достиг значительных успехов. Кроме брата, Виктора Михайловича Васнецова, на формирование его как художника огромное влияние оказали Иван Шишкин и Архип Куинджи.

Начиная с 1882 года, вместе с братом, Аполлинарий принимал активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова, где он познакомился и подружился со многими художниками.

Первое признание как самостоятельный художник он получил в 1883 году, когда его картину, представленную на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок приобрел известный коллекционер Павел Третьяков.

В 1890-1891 годах Аполинарий отправляется на Урал. Эта поездка дала ему богатый материал для создания цикла замечательных картин.

К 1900 году Аполинарий Михайлович Васнецов стал известным художником.

За заслуги на художественном поприще Петербургской Академией Художеств Васнецову было присуждено звание академика.

На рубеже веков Васнецов увлекся театрально-декоративным искусством. Он работал над оформлением ряда спектаклей: «Иван Сусанин» (1885), «Хованщина» (1897), «Садко» (1899) для Частной русской оперы Мамонтова.

В 1903 году возникло новое творческое объединение - Союз русских художников, объединившее мастеров Москвы и Петербурга. Аполинарий Васнецов стал одним из главных его руководителей. Он обладал удивительной способностью улаживать споры и конфликты, находить компромиссные решения, при этом всегда был тверд в своих нравственных и художественных принципах.

В 1906 году художник становится членом Московского археологического общества. Увлечение русской историей привело его к созданию особого типа исторического пейзажа, в котором он как исследователь возрождает облик допетровской Москвы, в знании старинной русской архитектуры ему не было равных.

Научная информация помогала художнику не создавать иллюстрации, а передавать живые образные представления, в которых воскрешалась жизнь наших предков.

Значительной и плодотворной была преподавательская деятельность Аполлинария Васнецова. С 1901 по 1918 год он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества руководителем пейзажного класса.

Аполинарий Васнецов был наделен и литературным даром.

Еще в 1880-1890-е годы он опубликовал в журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детский отдых» свои беллетристические очерки о деревенской жизни и поездках на Урал и Кавказ. Позднее подобные рассказы печатались в журналах «Осколки» (1916) и «Нива» (1917).

Все это подтверждает, сколь многогранной и многоодаренной была личность Аполлинария Васнецова - художника, ученого, мастера слова.

В 1918 году Васнецова изгнали из Московского училища живописи.

Говорят, Аполлинарий Васнецов был единственным художником, публично выразившим протест против сноса храма Христа Спасителя в Москве.

В послереволюционные годы становления Советской власти художник не унизил себя приспособленчеством, угодничеством, лакейским отношением к новому режиму. Его народная основа подсказала, что можно и нужно жить, оставаясь честным перед своей совестью.

Христианское смирение, чувство долга, желание работать помогли Васнецову в последние годы жизни обрести «второе дыхание»

В 1918 году он стал председателем Комиссии по изучению старой Москвы.

Он скромно и честно делал свое дело: изучал прошлое столицы, занимался археологическими раскопками, готовил доклады в Комиссии по изучению старой Москвы, создал цикл графических работ об ее истории, вспоминал о детстве в серии акварелей «Моя родина», составлял автобиографию и писал, писал этюды. Он пытался даже создавать большие монументальные пейзажи.

Таким был этот благородный закат жизни.

Аполлинарий Васнецов умер 23 января 1933 года и похоронен на Введенском кладбище в Москве рядом со старшим братом.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Аполлинария Васнецова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Красная площадь, вторая половина XVII века. (Аполлинарий Васнецов) - 19 Июня 2012 - Творческие проекты и программы

Проверим свои ощущения и восприятия. Давно ли у нас тут был разговор о живописи? А надо, надо. Разумеется, это надо мне! А кому же ещё!? Так что, выбрал картину для разговора, долго выбирал, но нашёл ту, которая меня вдохновила. Шутка ли сказать, про живопись разговоры говаривать! Это вам не стену пинать ранним утром, когда солнышко ещё только думает.

Говорить о живописи можно как угодно, лишь бы весело и не особенно перегибая. Это хорошая тема, способная скрасить вечер одиноких или женатых мужчин, собравшихся за чашками горячего ароматного чаю с конфетами и вкусненькими крендельками. Приятного вам аппетита, уважаемые мужики!!!

Ладно, Васнецов. Его звали Аполлинарием. Но не о нём я здесь буду говорить, а об одной из его картин. Она называется "Красная площадь". Судя по всему, здесь изображена та самая площадь, на которой я был прошлым летом (в 2011 году), но только малость более ранняя. Скорее всего, это Красная площадь второй половины XVII века, т.е. ещё до Петра I. Возможно, Пётр I ещё тогда не родился... Ух, ты! Вот это да! Здорово, правда?

Чего только не увидишь на этой картине! Она очень театральная, очень драматичная и динамичная, несмотря на то, что это всё-таки застывшее изображение. Она пробуждает мою фантазию, и в моём воображении начинают оживать люди, изображённые на картине Васнецова.

Так получилось, что в детстве я никогда не писал сочинения по картинам художников, так что, хочется заполнить этот пробел в творческом познании мира. Тем более, мне это очень интересно, не знаю как вам... В комментариях к посту всегда можно сказать свои добрые и дружественные слова в пользу моего сайта (всё прочее удаляется без пощады, не взирая на чины и награды).

Продолжим. Какие у меня возникают чувства, когда я взираю на холст сей, сфотографированный и выложенный в глобальную сеть? Я сразу хочу установить эту художественную картину в качестве рисунка Рабочего стола на моём мониторе, а потом ещё распечатать на принтере и повесить на стену (что я сейчас уже и делаю...). "Зачем, - спрашиваю я у себя, - зачем ты всё это делаешь, Андрей?" А, вы знаете, я не могу ответить на этот вопрос. Некоторые вещи делаются просто так. Я решил немного себя удивить и даже озадачить. Рассматривая картины Васнецова... я увидел Красную площадь!

На такой Красной площади не был не только я, но и вы, читатель. Мы оба с вами не были на такой Красной площади. Расстраивает ли это вас? Думаю, что нет, вас это ничуть не расстраивает! А, вот, я бы хотел попасть во вторую половину XVII века... Но только в шапке невидимке, знаете ли, как в 4D-аттракционе... Вы бывали в таких 4D-комнатах? Я подумал именно о них, глядя на эту глубокую и затягивающую в себя картину... (думает)

Действительно, почему бы не делать такие виртуальные 4D-путешествия по прошлым векам?.. Есть же компьютерные игры! А у нас будут путешествия на виртуальной машине времени в специальном 5D-шлеме... Да, наверное, создание ТАКОГО виртуального мира - это дорогое удовольствие... Слушайте, может, кто чего уже создал в этом плане? Было бы очень интересно узнать. Я не большой поклонник компьютерных игр, но это было бы мне очень интересно, друзья мои.

Ах да! Совсем забыл. Вот, посмотрите на эту картину в её полном размере, чтобы всё как следует разглядеть и запомнить:

 

Красная площадь. Васнецов

Я специально для вас сделал ещё одну картинку по-больше, чтобы вы сами могли всё рассмотреть в деталях и насладиться Красной площадью XVII века! Согласитесь, не каждый день выдаётся свободная минутка окунуться в глубь веков. Если вам это понравится, то мы можем продолжить экскурс в прошлые столетия. У нас появится много новых друзей, нас ждут приключения, живописные вы мои!

Что интересного можно сказать про эту картину незамутнённым взглядом? Во-первых, сразу бросается в глаза, что в картине присутствует много планов: она как хорошее 3D-кино показывает нам интересный взгляд на Красную площадь тех лет. Мы сразу с вами видим, как жили тогда люди: всё у них было вместе, а не порознь. Тут же и дети играют, тут же и суд чинят, рядышком торгуют, один из стражников спит на ступеньках, москвичи уныло прогуливаются... Потрясающая картина! Да, жизнь с тех пор значительно изменилась.

Мне было бы интересно поговорить с вами об этой картине. Что здесь видите вы? Я вам шар забросил, теперь жду ваших ответных комментариев...

 

Андрей Кабилов

 

poetree.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Красная площадь» Картины художников

Описание картины Виктора Васнецова «Красная площадь»

Васнецов особенно прославился своими грандиозными полотнами на тему истории и архитектуры. В них с особенной проникновенностью воссоздается то, как Москва выглядела в далеком 17 веке. Для художника именно этот век был наиболее значим, так как он считал, что архитектура этого времени является настоящим образцом стиля для всех последующих эпох. Васнецов невероятно полюбил столицу, поэтому исходил ее всю пешком, наблюдая за раскопками и даже участвуя в них лично. Он подготовил доклады и публикации научного характера об истории Москвы.

В своей живописи все собранные научные данные Васнецов обязательно одушевлял. Он постоянно фантазировал, передавая не отдельные обрывки быта старины, а всю картину в целом. Вот почему все созданные им образы невероятно достоверны и при этом наполнены романтикой национального характера.

Картина «Красная площадь» — целая панорама жизни Москвы 17 века. Ее хочется рассматривать особенно внимательно, так как содержание ее поистине грандиозно.

Чего только нет на этой картине. Она вся невероятно драматичная и максимально динамичная, хотя изображение на ней, казалось бы, застывшее. У зрителя пробуждается фантазия. Он начинает придумывать, что здесь происходит и все персонажи чудесным образом оживают.

Далеко не каждый день предоставляется возможность настолько погрузиться вглубь времен. Зритель может наглядно представить жизнь древней Москвы, лишь рассмотрев это грандиозное полотно.

На картине можно выделить несколько планов. Важно, что люди в то время жили вместе, а не порознь, как это чаще всего происходит сегодня. Вот изображены играющие дети, а рядом кто-то что-то продает, вот здесь судят, а там прогуливаются москвичи. Ясно, что с тех пор жизнь стала совершенно иной, но тем интереснее эта картина.

Прислал: Никитина Алла . 2017-10-08 21:41:37

opisanie-kartin.iusite.ru

Истории старой Москвы. 4 часть. Статья А.В. Лиховцевой Картина А.М. Васнецова «Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925. Новости "AVRORA"

Истории старой Москвы. 4 часть. Статья А.В. Лиховцевой Картина А.М. Васнецова «Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925.

Анастасия Лиховцева 

искусствовед Ассоциации искусствоведов (АИС)

//журнал "Полиция России" №3 2017

История картины А.М. Васнецова

«Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925.

(Собрание Музея истории и реконструкции г.Москвы)

 

          2 А.М. Васнецов Красная площадь во 2-й половине XVII века

В собрании Музея истории и реконструкции Москвы хранится уникальная работа Аполлинария Михайловича Васнецова «Красная площадь во 2-й половине XVII века» из цикла «историко-археологических» пейзажей художника, исполненных в 1920-е годы для Коммунального музея (в настоящее время - Музей истории и реконструкции Москвы). Появление этой картины связывает между собой множество интересных фактов.

Любуясь открывающимся видом от Государственного исторического музея на Красную площадь и Собор Василия Блаженного, сегодня мало кто задумывается над тем, что когда-то на месте Исторического музея - одного из знаковых символов Москвы, располагалось здание Старого Земского приказа.

Земский приказ - центральный орган государственного управления, центральное государственное учреждение XVI - XVII веков, ведавшее управлением Москвы, в функции которого помимо судебных дел входил сбор городских налогов и управление городским отрядом полиции того времени – «ярыжных». Земский приказ был образован в ходе административных реформ середины XVI века, как преемник бывшего органа управления Москвой — Ямского двора. Старый Земский приказ занимал Северную сторону Красной площади с 1597 года, где ранее предположительно и располагался Ямской двор, тогда как Новый Земский приказ находился «за рекой Неглинной -  рядом с Кутафьей предмостной башней, против Никитской улицы», на месте здания современного Манежа.

Каменная застройка на Красной площади постепенно вытесняла деревянную и в 1700 г., на противоположной стороне Воскресенского проезда, на месте существовавшего здесь ранее деревянного Земского приказа, было возведено новое каменное здание. Центральная часть здания Земского приказа с главным входом и Ворота Монетного (Денежного) двора, воздвигнутого чуть ранее в 1697 г., завершались одинаковыми башнеобразными композициями. Здание Земского приказа представляло собой памятник архитектуры, прекрасный образец постройки XVII века в стиле московского барокко и являлось частью ансамбля гражданских зданий петровской Москвы. Главный фасад был богато украшен изразцами - панно для украшения тумб колонок фасада и композиции с двуглавыми орлами.

«По одной из версий, зодчим Земского приказа стал выдающийся мастер XVII века Осип Дмитриевич Старцев, состоявший под непосредственным руководством боярина Тихона Никитича Стрешнева в приказе Каменных дел. Стрешнев, умевший выбирать и ценить людей, поручал ведению зодчего важнейшие градостроительные дела, требовавшие большого мастерства и опыта. Ведущий зодчий приказа Каменных дел Старцев хорошо известен москвичам по изящным главам, венчающим Верхоспасский собор Кремля, и дивному Крутицкому теремку. К услугам Старцева охотно прибегало высшее духовенство: его опыт в создании не только храмов, но и монастырских ансамблей был поистине уникальным. На художественный вкус Осипа Дмитриевича можно было полагаться вполне. Подмастерья каменных дел не владели искусством составления чертежей, "даже и Осип Старцев" (Сперанский А.Н. Очерки... С. 133; Выголов В.П. Творчество... С. 358-360). Очень точно и образно характеризует процесс возведения здания в конце XVII в. Е.В. Михайловский: "Творческий замысел выполнялся русским зодчим XVII в. при обычном отсутствии чертежей или моделей прямо в натуре. Здание зиждилось так, как скульптор высекает статую - его художественный образ принимал окончательную форму в процессе самой постройки.»

Земский приказ был упразднён (реорганизован) в ноябре 1699 года. Петр I упразднил Земские приказы, повелев временно ведать их делами Судному и Стрелецкому приказу, на базе которого в июне 1701 года был образован Приказ земских дел - управление землями (городами) России.

В здании бывшего Земского приказа была оставлена Главная аптека, которой в 1700 году было выделено несколько помещений на втором этаже. Здание просуществовало около двух столетий, неоднократно меняя свое назначение. Во время одного из самых опустошительных пожаров, в 1737 году, оно сгорело. После реконструкции 1744 года здание было передано Берг-коллегии — департаменту горных дел или Бурмистрской палате (также именовалась Московской Земской канцелярией). В 1755 году благодаря инициативе Михаила Васильевича Ломоносова в здании был открыт первый в России Московский университет. Императрица Елизавета Петровна подписала «Проект об учреждении Московского университета» и «соизволила для учреждающегося вновь в Москве университета дом, в коем прежде была аптека, починкою исправить и в состояние привести». Церемония торжественного открытия занятий была приурочена к празднованию годовщины коронации императрицы Елизаветы Петровны. Но вскоре после открытия, университету стало недостаточно отведенных помещений. И в 1782 — 1793 годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова неподалеку от Красной площади — на Моховой улице — было выстроено новое здание Московского университета. После перевода университета на Моховую улицу в историческом здании на Красной площади помещались разного рода административные учреждения: магистрат, городская дума, губернские присутственные места.

       Фото 1886 г.

В 1864 году происходит очередное знаковое событие - при активном участии графа А.С. Уварова, в Москве было основано Московское археологическое общество, которое инициировало появление Исторического музея. В 1874 году старинное здание Старого Земского приказа было разобрано в связи со строительством Исторического музея по проекту архитектора Владимира Шервуда.

Творческий путь Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933) - выдающегося русского художника, брата художника Виктора Васнецова, ученика признанных мастеров в истории русской живописи И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.М. Максимова – это  самобытное национальное явление. Имя Аполлинария Михайловича Васнецова неразрывно связано с историей старой Москвы. Васнецов вошёл в историю культуры как редкое явление, блестящее сочетание качеств художника, учёного и пытливого историка. Старую постройку здания Земского приказа на Красной площади А.М. Васнецов, скорее всего, уже не увидел, поскольку известно, что в Москву он прибыл впервые в 1878 г. Затем последовали долгие годы путешествий по России и Европе и только в начале ХХ века А. Васнецов приезжает и обосновывается в Москве, в Кокоревском подворье, напротив Кремля. Образ Москвы ещё с момента первого знакомства покорил воображение художника, о чём он пишет в своих литературных заметках. Но именно теперь Васнецов приступил к серии работ посвящённых старой Москве прошлых веков. Как отмечает художник К.Ф. Юон: «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой». Надо сказать, что Аполлинарий Васнецов с юности тяготел к изучению древней истории.

С 1901 г. А.М. Васнецов стал членом-корреспондентом Императорского московского археологического общества, при котором с 14 декабря 1909 г. была основана Комиссия «Старая Москва». Основными задачами Комиссии являлись изучение памятников старины и сохранение их в первозданном виде. К 1917 г. Комиссия превратилась в крупное научно-популярное краеведческое общество. С 1918 г. А.М. Васнецов возглавляет Комиссию по изучению старой Москвы и проводит археологические исследования при работах в центральной части города. Работа Комиссии продолжилась до 1938 г., когда она была расформирована, и многие его члены были репрессированы. Интерес к облику старой Москвы и желание как можно точнее передать его в своих произведениях способствовал изучению А.М. Васнецовым старинных книг, древних карт, воспоминаний, археологических трудов, отчетов о раскопках. Интерес перерос в серьёзную научную работу. А.М. Васнецов выступает с докладами, рассказывающими об особенностях архитектуры, градостроительства и жизни Москвы, пишет научные статьи, участвует в археологических экспедициях. На основании своих исследований он воспроизводит в своих картинах облик Москвы времен Ивана Калиты и Ивана Грозного, бытовые сцены и народные праздники прошлых веков. «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлёкся ею? На это трудно ответить. Быть может, потому что я люблю всё родное, народное, а старая Москва – народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что очутившись в Москве в 1878 г. после деревенской жизни в селе Быстрице – месте моей учительской деятельности, я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлём… Моими любимыми прогулками было «кружение около Кремля»; я любовался его башнями, стенами и соборами. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материалы, классифицировать факты, изучать их и т.д.». Сын А. Васнецова пишет в своих воспоминаниях: «Я любил наблюдать, как работает отец: он то заглянет в старинную толстую книгу в пергаментном переплёте, то посмотрит в лупу на древний план, то развернёт какой-то свиток. И на бумаге постепенно появляются причудливой архитектуры терема, высокие кремлёвские башни, деревянные крепостные стены, окружённые рвами». Помимо достоверной передачи архитектурного облика, для А.М. Васнецова было важным вдохнуть в свои картины жизнь того времени – наполнить свои картины живыми историческими персонажами.

Картина художника А.М. Васнецова «Красная площадь во 2-й половине XVII века» действительно переносит нас и погружает в другую эпоху. Мы восхищаемся исторической архитектурой, окунаемся в жизнь площади того времени, охваченные шумной суетой многочисленного люда, как будто бы слышим, как громогласно зачитывают указ со ступеней здания Старого Земского приказа. Здесь же, на первом плане картины, конвой, в сопровождении ярыжного, ведёт в Земский приказ арестанта. Как говорил сам Васнецов: «История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении, складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории». Художник легко и органично, очень естественно передаёт поэтичное впечатление исторической среды – во многом этому способствуют навыки, приобретённые при оформлении А.М. Васнецовым театральных постановок - оформление опер «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова.

А.М. Васнецов яркий пример художника-учёного, который внёс существенный вклад в историю сохранения и развития знания об историческом и культурном наследии своей страны. В его творчестве отчётливо и ярко проявились глубинные генетические связи со своей Родиной, её национальной традицией, чётко прослеживается интуитивная связь художника с природой и культурой, заложенные и привитые семьёй ещё в раннем детстве.

Работы А.М. Васнецова дают нам уникальную возможность прикоснуться к безвозвратно ушедшему времени.

 

Список литературы:

  1. Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. Москва. Искусство. 1983.

  2. Е.К. Васнецова, И.М. Шмидт Аполлинарий Васнецов. Москва. Изобразительное искусство. 1980.

  3. Аполлинарий Васнецов. Труды Музея истории и реконструкции г. Москвы. Вып.7. Москва. Московский рабочий. 1957.

  4. Интернет ресурс http://arhiv-palat.livejournal.com/85788.html

     дата обращения 15.01.2017

  5. Интернет ресурс http://arhiv-palat.livejournal.com/85788.html

    дата обращения 15.01.2017

  6. История Московского университета: вторая половина XVIII - начало XIX века. Сборник документов. Т.1. 1754-1755 // сост. Д.Н. Костышин.2006. С.30.

  7. Г.Вольф Аполлинарий Васнецов. Москва. Белый город.

avroraart.ru

Картина Москва при Иване Грозном. Красная площадь Аполлинария Васнецова

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Аполлинария Васнецова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Аполлинария Васнецова на натуральном  холсте.

Родился в семье священника. Мать умерла, когда мальчику было 10 лет. Отец определил его для учебы в Вятское духовное училище, но Аполлинарий с детства увлекался рисованием и совсем не хотел стать священнослужителем. В возрасте 14-и лет он потерял и отца. Старший брат, в то время студент Петербургской Академии Художеств, заметив увлечение искусством Аполлинария, договорился о частных уроках для брата с польским художником Эльвиро Андриоли, проживавшего в Вятке, будучи сосланным туда как участник восстания в Польше 1863 года. После окончания училища в 1872 году Аполлинарий уехал к брату.

Через три года, проведенные в Петербурге, он решил вернуться в Вятку и принял решение просвещать народ, сдав экзамен на звание народного учителя.

Но увидев безрезультатность своей деятельности, с конца 1870-х годов, под руководством брата, Аполлинарий Васнецов начал усиленно заниматься живописью и почти сразу достиг значительных успехов. Кроме брата, Виктора Михайловича Васнецова, на формирование его как художника огромное влияние оказали Иван Шишкин и Архип Куинджи.

Начиная с 1882 года, вместе с братом, Аполлинарий принимал активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова, где он познакомился и подружился со многими художниками.

Первое признание как самостоятельный художник он получил в 1883 году, когда его картину, представленную на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок приобрел известный коллекционер Павел Третьяков.

В 1890-1891 годах Аполинарий отправляется на Урал. Эта поездка дала ему богатый материал для создания цикла замечательных картин.

К 1900 году Аполинарий Михайлович Васнецов стал известным художником.

За заслуги на художественном поприще Петербургской Академией Художеств Васнецову было присуждено звание академика.

На рубеже веков Васнецов увлекся театрально-декоративным искусством. Он работал над оформлением ряда спектаклей: «Иван Сусанин» (1885), «Хованщина» (1897), «Садко» (1899) для Частной русской оперы Мамонтова.

В 1903 году возникло новое творческое объединение - Союз русских художников, объединившее мастеров Москвы и Петербурга. Аполинарий Васнецов стал одним из главных его руководителей. Он обладал удивительной способностью улаживать споры и конфликты, находить компромиссные решения, при этом всегда был тверд в своих нравственных и художественных принципах.

В 1906 году художник становится членом Московского археологического общества. Увлечение русской историей привело его к созданию особого типа исторического пейзажа, в котором он как исследователь возрождает облик допетровской Москвы, в знании старинной русской архитектуры ему не было равных.

Научная информация помогала художнику не создавать иллюстрации, а передавать живые образные представления, в которых воскрешалась жизнь наших предков.

Значительной и плодотворной была преподавательская деятельность Аполлинария Васнецова. С 1901 по 1918 год он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества руководителем пейзажного класса.

Аполинарий Васнецов был наделен и литературным даром.

Еще в 1880-1890-е годы он опубликовал в журналах «Живописное обозрение», «Царь-колокол», «Артист» и «Детский отдых» свои беллетристические очерки о деревенской жизни и поездках на Урал и Кавказ. Позднее подобные рассказы печатались в журналах «Осколки» (1916) и «Нива» (1917).

Все это подтверждает, сколь многогранной и многоодаренной была личность Аполлинария Васнецова - художника, ученого, мастера слова.

В 1918 году Васнецова изгнали из Московского училища живописи.

Говорят, Аполлинарий Васнецов был единственным художником, публично выразившим протест против сноса храма Христа Спасителя в Москве.

В послереволюционные годы становления Советской власти художник не унизил себя приспособленчеством, угодничеством, лакейским отношением к новому режиму. Его народная основа подсказала, что можно и нужно жить, оставаясь честным перед своей совестью.

Христианское смирение, чувство долга, желание работать помогли Васнецову в последние годы жизни обрести «второе дыхание»

В 1918 году он стал председателем Комиссии по изучению старой Москвы.

Он скромно и честно делал свое дело: изучал прошлое столицы, занимался археологическими раскопками, готовил доклады в Комиссии по изучению старой Москвы, создал цикл графических работ об ее истории, вспоминал о детстве в серии акварелей «Моя родина», составлял автобиографию и писал, писал этюды. Он пытался даже создавать большие монументальные пейзажи.

Таким был этот благородный закат жизни.

Аполлинарий Васнецов умер 23 января 1933 года и похоронен на Введенском кладбище в Москве рядом со старшим братом.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Аполлинария Васнецова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

васнецов описание картины торг около кремля. Древняя Москва Аполлинария Васнецова

Древняя Москва Аполлинария Васнецова

Имя замечательного русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова хорошо нам знакомо с детства. Репродукциями его работ иллюстрируются школьные учебники, новейшие исторические труды и путеводители по Москве. Наиболее известные его исторические картины находятся в центральных музеях нашей страны.

Впервые «младший Васнецов», как называли Аполлинария в отличие от старшего брата Виктора Михайловича, приехал в Москву в конце 70-х годов прошлого века и был поражен ею. Как завороженный, гулял с альбомом около Кремля, любовался домами, улицами, площадями города, делал зарисовки. Особенно интересовали художника памятники архитектуры, в которых он видел живых свидетелей исторических событий.

«Проникновение в темную даль времен посредством пейзажа меня привлекало давно»,— говорил художник, вспоминая то время. Но приступил он к работе над ставшими потом знаменитыми полотнами уже академиком живописи, когда ощутил мастерство и накопил знания.

А. М. Васнецов выступает подлинным летописцем старой Москвы. В своих картинах он воссоздает облик древнего города и его ушедшую архитектуру. Мы видим, как строилась столица, как изменялся Кремль, в каких домах жили москвичи, какие у них были обычаи, как они одевались и развлекались. Один из современников художника вспоминал: «Думалось, как же может человек так изучить и так изображать старину. Словно ведь с натуры списано. Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живет, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба». Первой серьезной работой уже прославленного пейзажиста, пробудившей интерес к истории Древней Руси, были иллюстрации к юбилейному изданию М. Ю. Лермонтова 1891 года «Песни о купце Калашникове». А в 1897 году С. И. Мамонтов приглашает художника оформить «Хованщину» М. П. Мусоргского в Частной русской опере. В результате появились блестящие эскизы декораций, отмеченные В. В. Стасовым.

Часто Аполлинарию Михайловичу задавали вопрос, почему он так увлекся старой Москвой. «На это трудно ответить,— говорил он.— Может быть, потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице — месте моей учительской деятельности, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было «кружение около Кремля»: я любовался его башнями, стенами и соборами. И действительно, первые мои рисунки... того времени — виды древних памятников Москвы: Кремль, монастыри, церкви и древние дома, вид на город с Воробьевых гор.

Я в продолжение 10 лет жил напротив Кремля в Кокоревском подворье, постоянно имея перед собой этот всемирного значения памятник средневековья. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их. Все это, вероятно, и послужило главной причиной тому, что для всех интересующихся искусством на мне написано: «Старая Москва».

Да, прежде чем создавать каждую из картин, художник много работал как ученый-исследователь. Изучал исторические и литературные источники, старинные планы города, описания иностранных путешественников, побывавших в Москве в XVII—XVIII веках. Знакомился с летописями и миниатюрами Лицевого летописного свода XVI века, гравюрами и иконами, принимал участие в археологических раскопках.

«Чем дальше шло увлечение прошлым Москвы,— рассказывал он,— тем более и более открывались несметные сокровища этого исторического города. Приходилось не только рыться в древних хранилищах, но буквально рыться в земле, отыскивая остатки древних зданий... Мною были открыты и обследованы остатки башни Берсеневских водяных ворот и отысканы следы башен Сретенских и Яузских ворот. Впоследствии я обзавелся материалами по истории Москвы. В моем распоряжении имеются все планы Москвы XVI—XVIII веков и многие гравюры местностей, из них несколько «уник». Чтобы зарисовать план Москвы с птичьего полета, художник отважился даже подняться на воздушном шаре!

С 1900 года Аполлинарий Михайлович входит в комиссию Московского археологического общества по сохранению древних памятников и знакомится с учеными-историками Д. Н. Анучиным, И. Е. Забелиным, В. О. Ключевским, а в 1906-м за активную и плодотворную работу его выбирают действительным членом этого общества. Знания Васнецова по истории столицы были глубоки и обширны: он сделал более 50 докладов, во втором томе «Истории русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря опубликовал большую статью «Облик старой Москвы», в одном из «Экскурсионных вестников» другую — «Древняя Москва».

Воображение художника и его вдохновенная кисть завершали кропотливый труд ученого — и из веков как бы вставала старая Москва. Как же создавались эти произведения?

На основании научных данных А. М. Васнецов рисовал на небольших листах ватмана контурный архитектурный план будущей картины, показывая красной линией то, что осталось от древних веков, а черной — что нужно воссоздать художнику. Например, план-чертеж «Вероятный вид Красной площади во II половине XVII века»: красной линией показан храм Василия Блаженного, Спасская башня, кремлевская стена — все это осталось от XVI—XVII веков. Черной линией изображены Торговые ряды, Гостиный двор, бастионы с пушками, церкви, колокольни, крыльцо Земского приказа, откуда читали народу указы царя, книжные лавочки — все это художнику надо было восстановить по историческим документам и дополнить воображением. Далее он делал эскиз, а потом уже писал картину. Работал в оригинальной технике: рисунок делался углем или мягким карандашом, фиксировался, затем накладывалась прозрачная акварель.

В 1920-е годы для Московского коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы) Аполлинарий Михайлович создал серию акварелей на тему истории Кремля — от строительства первых стен в 1156 году до расцвета в конце XVII века. XII век — город строится. Боровицкий холм, с высоты которого открываются необъятные дали, вид на Москву-реку. Князь Юрий Долгорукий закладывает стены будущего города.

Постепенно Кремль растет, и при Иване Калите обносится новыми дубовыми стенами с башнями. Появляются каменные храмы, по реке плывут плоты, разгружаются баржи. Москва становится «перекрестком» сухопутных дорог и водных путей.

Часты пожары в XIV веке, досаждают набеги татар и литовцев. И в канун Куликовской битвы Дмитрий Донской обносит Кремль белокаменными стенами. Они надежно охраняли столицу: не осмелились штурмовать литовцы и только обманом вошел в Кремль хан Тохтамыш. Но недолгим было его торжество — великий князь разгромил татарские полчища и очистил Москву от непрошеных гостей.

Неприступной крепостью предстает Кремль Ивана III — первого государя всея Руси. С юга — река Москва, с запада -Неглинная, а по Красной площади — вдоль кремлевской стены — проложили ров, соединяющий эти две реки. У Боровицкой, Троицкой, Никольской и Спасской башен устанавливают подъемные мосты: ночью и в тревожное время их поднимают, и ни пеший, ни конный не может проникнуть в Кремль. До сих пор у Кутафьей башни Троицкого моста остались следы подъемных устройств. Тогда же появились кирпичные стены и знаменитые соборы Кремля — Успенский и Благовещенский. Москва становится одним из красивейших городов Европы.

В XVII веке низким деревянным покрытиям кремлевских башен пришли на смену высокие шатры. В 1937 году на них вспыхнули сегодняшние рубиновые звезды.

Излюбленной темой исторических циклов Аполлинария Михайловича была Москва XVII столетия. С большой правдивостью и теплотой воскресил он своеобразие русской архитектуры: высокие деревянные дома с причудливыми башенками и наружными крытыми лесенками на столбах, арочные и «живые» мосты, улицы с деревянными мостовыми. И на этом удивительном, словно бы сказочном фоне разворачиваются сцены народной жизни.

В картине «Гонцы. Ранним утром в Кремле» мы видим город того времени. Боярские хоромы, дома служилых, церкви расположились вдоль тесовой мостовой, по которой мчатся, боязливо озираясь, два всадника: монах .и воин. Гулко раздается топот копыт в предутренней тишине, тревожно взвилась стая птиц... Картина красива в цвете и строго исторична. Средствами живописи мастер точно передает тревожную обстановку начала XVII века — Смутного времени. Одна из самых ярких акварелей художника — «Площадь Ивана Великого в Кремле». Праздничный день. Легкий ослепительный снег сверкает на домах и колокольнях. В санях и возках съезжаются люди на богомолье в кремлевские соборы и с Ивановской площади пешком вступают на Соборную.

Звучные, сочные краски зимнего пейзажа гармонично сочетаются с величественной архитектурой. С давних времен Ивановская площадь была деловым центром города, на ней размещались приказы, занимавшиеся важными государственными и частными делами. В будние дни здесь собирались люди, чтобы написать жалобу или прошение. Поскольку газет не было, поднимался на крыльцо подьячий, вынимал грамоту и кричал: «Слушай, народ царствующего града!». С того времени и повелось выражение «кричать во всю Ивановскую», то есть в полную силу голоса и легких, чтобы все слышали.

С востока у кремлевской стены расположился Великий торг — средневековая рыночная площадь. Постепенно слава о ней пошла повсеместно, и стали величать ее Красная, что значит «красивая». Яркую картину народной жизни изобразил Васнецов в полотне «Красная площадь во второй половине XVII века». При Иване Грозном на площади был возведен Покровский собор в память взятия русскими войсками, Казани. Возле храма на вершине, или «лбу», обрыва был устроен каменный помост — лобное место. С него в торжественные дни царь или высшее духовенство говорили с народом.

В XVI веке Красную площадь и прилегающие к ней улицы обнесли кирпичной стеной и прозвали эту часть столицы Китай-городом. Аполлинарий Михайлович любил показывать жизнь Китай-города с его многолюдными базарами, хаотично застроенными улочками, неповторимой архитектурой, многоголосой нарядной толпой. Самым оживленным местом был тут перекресток. Художник так описывал его: «На крестцах, перекрестках улиц, неожиданно раздавшийся вопль и причитания говорили о том, что родственники узнали в выставленном напоказ божедомами покойнике, подобранном ими на улице, своего родственника... Слышался плач детей-подкидышей, вынесенных сюда в корзинах все теми же божедомами, собирающими добровольные приношения на их пропитание. Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домбрами, раздастся оглушительный перезвон колоколов на деревянной на столбах колокольне. Склоняются головы и спины перед проносимой мимо чудотворной иконой. Разольется захватывающая разгульная песня пропившихся бражников. Гремят цепи выведенных сюда на покаяние колодников, крик юродивого, песни калик перехожих. Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия— все завязалось неразрывным, непонятным узлом и живет вместе как проявление своеобразного уклада жизни средневекового города».

Многочисленные мосты Москвы привлекали художника своей красотой и архитектурой: Москворецкий, Воскресенский, Всесвятский, Троицкий, Спасский... Особенно красив был Всесвятский мост через Москву-реку с двухшатровой шестиворотной проездной, башней. Сочетание кирпича, белого камня, резных деталей, живописных изразцов делало ее одним из самых заметных и красочных, сооружений города. Здесь часто устраивались народные гуляния, москвичи через аркады любовались видом на Москву-реку и Кремль.

И вот картина А. М. Васнецова. Яркие лучи солнца освещают мост, сверкает ослепительно белый снег, толпа ряженых скоморохов, весело приплясывая, спускается в Замоскворечье. Эта живая сцена дана на фоне величественных построек Кремля.

В Китай-городе — на мосту через ров к Спасской башне — располагались книжные лавочки. Со времен Ивана Грозного продавали здесь рукописные и печатные книги, календари, лубочные картинки. Поэтому Спасский мост был местом, откуда люди разносили новости.

Интересное оборонительное сооружение показано в акварели художника «Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке». Через Москву-реку было несколько бродов. Один из них находился недалеко от Чертольских ворот (современная Кропоткинская площадь). И вот вблизи брода в юго-западном углу Белого города для охраны Москвы и отражения татар, нападавших, как правило, с юга, возвели дозорную башню с семью деревянными шатрами наверху.

На берегу в те времена обычно располагались общественные бани. Замечательный рассказчик и комментатор своих работ, Аполлинарий Михайлович подробно писал о них: «Суббота, работы кончились, и расходится рабочий люд после трудового дня. Близко к вечеру, затихли гомон и сутолока в Гостином дворе, на Большом торге, на Красной площади. Пошли перезвоны к вечерне, загудела Москва как улей от звона сорока сороков. Скрипят, ревут банные журавцы, поднимая и опуская длинные шеи с бадьями на веревках, работают водоливы. В бане идет несмолкаемый гам от говора — ничего не разберешь, каждый слышит только соседа. Зато в предбаннике потише и посветлее и идут мирные разговоры. Не было тогда клубов и театров, где бы московские граждане могли бы сойтись и побеседовать, не было газет, где можно было бы почерпнуть новости... А дома разомлевшие от пара москвичи и москвички пьют горячее сусло с астраханским стручком или ароматный горячий сбитень на меду. При свете лучины или сальных свеч коротают длинный зимний вечер в кругу своих семей за слюдяными оконцами в бревенчатых и брусяных избах старой Москвы».

Любили в Древней Руси праздники, игры и всякое веселье. Большим развлечением горожан был приход медведчиков с ручным медведем, смешно и похоже изображавшим людей. Аполлинарий Михайлович показывал сценки народной жизни настолько живо и убедительно, что кажется, будто художник — очевидец этих событий.

Очень хорошо сказал о его творчестве народный художник СССР К. Ф. Юон: «Чисто творческое, глубоко интуитивное искусство А. М. Васнецова еще далеко не по достоинству оценено современниками. Это про изошло отчасти вследствие широкого увлечения чисто формальными задачами последнего времени, зачастую заглушающими все кругом, шумно заявляя о своем существовании; но многое из нарождавшегося в быстрой смене уже успело умереть. Искусство же Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой... оно не только не умрет, а наоборот, чем дальше будет существовать,— тем будет ценимее».

Юный художник, № 3 1983 г. Е. Васнецова, Л. Кандалова

coved.ucoz.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта