Гамаюн, птица вещая (картина). Картина васнецова птица гамаюн


Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?

Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.

Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

 

Алканост

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.

С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.

Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памятью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Птица гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник Бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн

Картина Васнецова

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн — птица на деревеНа гладях бесконечных вод,Закатом в пурпур облеченных,Она вещает и поет,Не в силах крыл поднять смятенных…

Вещает иго злых татар,Вещает казней ряд кровавых,И трус, и голод, и пожар,Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,Прекрасный лик горит любовью,Но вещей правдою звучатУста, запекшиеся кровью!…

Просмотры: 1 294

veles.site

Гамаюн, птица вещая (картина) Википедия

«Гамаюн, птица вещая» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова 1897 года. Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре. Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале[1][2]:118. Размеры — 214×135 см. Техника — масло, холст[2]:118.

Описание

На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой[2]:118 и пальцами на ногах[3]. У существа прекрасное[4][3], нежное[3] лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль[5], мрачное[4], в глубоком раздумье[6], тревожное[6][1][5], испуганное[2]:124[3], побелевшее[3], скорбное[1], суровое[7]; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами[2]:123-124 полными ужаса и растерянности[5]. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит[2]:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими[2]:122, или пытается от чего-то отгородиться[3], или они «смяты порывами бури»[5]. Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены[2]:122, встали дыбом[3], что создаёт «нахохленный» вид[2]:122. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать[2]:124[3].

Сидит существо на растущем из воды «диковинном»[3] побеге или стволе[2]:120, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа[2]:119. Рядом с деревом из воды растут стилизованные[2]:120 «призрачные» белые цветы[3] и «условно намеченные травинки»[2]:120. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней[2]:120 «тревожное» небо[2]:119. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката[2]:121[5], то ли пожара[5]. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»[2]:121. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия[2]:119.

Контекст

Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей[9]. По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911) Н. И. Кутепова[1].

Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью[1].

По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически[2]:118-119. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа»[5]. Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро, М. А. Врубеля, Г. Климта и А. Мухи[2]:118. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926)[2]:120. Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве[2]:123.

Влияние

По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль»[10]. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями[2]:119[10][5]. Она стала известной почти с момента написания[8]. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре[1] как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера»[6]. Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже[10].

В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находися в интернете по запросу «гамаюн»[2]:117-118. В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой[11].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М.: Intrada, 2012. — С. 41, 45. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Сухванова И. А. Стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (лингвоинтермедиальный аспект) // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 117—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иванова Ю. А. Гамаюн — птица вещая // Васнецов / Автор-сост. серии С. Т. Исмаилова. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. — 32 с. — (Детский музей. Русская живопись). — ISBN 5-901227-35-2.
  4. ↑ 1 2 Орлов В. Н. Несколько предварительных слов // Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — [электронное издание]. — К.: Киевская духовная академия, 2012. — 328 с.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Трошин А. С. Своеобразие экфрасиса в стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» // Казанская наука. — 2015. — № 4. — С. 141—144. — ISSN 2078-9963.
  6. ↑ 1 2 3 Ражнёв Г. В. Тайны и загадки птицы Гамаюн // Гербовед. — 1993. — № 1. — С. 13—25.
  7. ↑ Keating K. D. Romantic Nationalism and the Image of the Bird-Human in Russian Art of the 19th and early 20th Century / Senior Projects Spring 2016. — Bard College, 2016. — P. 47.  (англ.)
  8. ↑ 1 2 Пресс-релиз галереи «Элизиум». Экспозиция галереи «Элизиум» на XXXIII Антикварном салоне  (недоступная ссылка — история). ARTinvestment.RU — Investing in art (24 октября 2012). Проверено 16 октября 2016. Архивировано 6 сентября 2016 года.
  9. ↑ Белова О. В. Гамаюнъ // Славянский бестиарий: Словарь названий и символики / Отв. ред. А. А. Турилов; Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2001. — С. 84. — 320 с. — ISBN 5-85759-100-7.
  10. ↑ 1 2 3 Романов Д. А. О слове гамаюн и его функциональной истории в русском языке // Русский язык в школе. — 2014. — № 6. — С. 80—81. — ISSN 0131-6141.
  11. ↑ Галереи существ. Гамаюн. Bestiary.us. Проверено 2 октября 2016.

Литература

  • Иванова Ю. А. Гамаюн — птица вещая // Васнецов / Автор-сост. серии С. Т. Исмаилова. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. — 32 с. — (Детский музей. Русская живопись). — ISBN 5-901227-35-2.
  • Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М.: Intrada, 2012. — С. 41, 45. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2.
  • Сухванова И. А. Стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (лингвоинтермедиальный аспект) // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 117—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1.
  • Трошин А. С. Своеобразие экфрасиса в стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» // Казанская наука. — 2015. — № 4. — С. 141—144. — ISSN 2078-9963.

wikiredia.ru

Гамаюн, птица вещая (картина) — википедия фото

«Гамаюн, птица вещая» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова 1897 года. Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре. Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале[1][2]:118. Размеры — 214×135 см. Техника — масло, холст[2]:118.

Описание

На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой[2]:118 и пальцами на ногах[3]. У существа прекрасное[4][3], нежное[3] лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль[5], мрачное[4], в глубоком раздумье[6], тревожное[6][1][5], испуганное[2]:124[3], побелевшее[3], скорбное[1], суровое[7]; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами[2]:123-124 полными ужаса и растерянности[5]. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит[2]:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими[2]:122, или пытается от чего-то отгородиться[3], или они «смяты порывами бури»[5]. Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены[2]:122, встали дыбом[3], что создаёт «нахохленный» вид[2]:122. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать[2]:124[3].

Сидит существо на растущем из воды «диковинном»[3] побеге или стволе[2]:120, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа[2]:119. Рядом с деревом из воды растут стилизованные[2]:120 «призрачные» белые цветы[3] и «условно намеченные травинки»[2]:120. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней[2]:120 «тревожное» небо[2]:119. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката[2]:121[5], то ли пожара[5]. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»[2]:121. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия[2]:119.

Контекст

Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей[9]. По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911) Н. И. Кутепова[1].

Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью[1].

По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически[2]:118-119. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа»[5]. Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро, М. А. Врубеля, Г. Климта и А. Мухи[2]:118. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926)[2]:120. Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве[2]:123.

Влияние

По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль»[10]. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями[2]:119[10][5]. Она стала известной почти с момента написания[8]. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре[1] как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера»[6]. Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже[10].

В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находися в интернете по запросу «гамаюн»[2]:117-118. В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой[11].

См. также

  • «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» (1896) — другая картина В. М. Васнецова на тематику русских мифологических дев-птиц[1][2]:118.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М.: Intrada, 2012. — С. 41, 45. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Сухванова И. А. Стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (лингвоинтермедиальный аспект) // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 117—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иванова Ю. А. Гамаюн — птица вещая // Васнецов / Автор-сост. серии С. Т. Исмаилова. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. — 32 с. — (Детский музей. Русская живопись). — ISBN 5-901227-35-2.
  4. ↑ 1 2 Орлов В. Н. Несколько предварительных слов // Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — [электронное издание]. — К.: Киевская духовная академия, 2012. — 328 с.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Трошин А. С. Своеобразие экфрасиса в стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» // Казанская наука. — 2015. — № 4. — С. 141—144. — ISSN 2078-9963.
  6. ↑ 1 2 3 Ражнёв Г. В. Тайны и загадки птицы Гамаюн // Гербовед. — 1993. — № 1. — С. 13—25.
  7. ↑ Keating K. D. Romantic Nationalism and the Image of the Bird-Human in Russian Art of the 19th and early 20th Century / Senior Projects Spring 2016. — Bard College, 2016. — P. 47.  (англ.)
  8. ↑ 1 2 Пресс-релиз галереи «Элизиум». Экспозиция галереи «Элизиум» на XXXIII Антикварном салоне. ARTinvestment.RU — Investing in art (24 октября 2012). Проверено 16 октября 2016. Архивировано 30 октября 2012 года.
  9. ↑ Белова О. В. Гамаюнъ // Славянский бестиарий: Словарь названий и символики / Отв. ред. А. А. Турилов; Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2001. — С. 84. — 320 с. — ISBN 5-85759-100-7.
  10. ↑ 1 2 3 Романов Д. А. О слове гамаюн и его функциональной истории в русском языке // Русский язык в школе. — 2014. — № 6. — С. 80—81. — ISSN 0131-6141.
  11. ↑ Галереи существ. Гамаюн. Bestiary.us. Проверено 2 октября 2016.

Литература

  • Иванова Ю. А. Гамаюн — птица вещая // Васнецов / Автор-сост. серии С. Т. Исмаилова. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. — 32 с. — (Детский музей. Русская живопись). — ISBN 5-901227-35-2.
  • Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М.: Intrada, 2012. — С. 41, 45. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2.
  • Сухванова И. А. Стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (лингвоинтермедиальный аспект) // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 117—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1.
  • Трошин А. С. Своеобразие экфрасиса в стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» // Казанская наука. — 2015. — № 4. — С. 141—144. — ISSN 2078-9963.

org-wikipediya.ru

Гамаюн, птица вещая (картина) — википедия орг

«Гамаюн, птица вещая» — картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова 1897 года. Работа оказала большое влияние на формирование образа птицы гамаюн в русской культуре. Хранится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале[1][2]:118. Размеры — 214×135 см. Техника — масло, холст[2]:118.

Описание

На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой[2]:118 и пальцами на ногах[3]. У существа прекрасное[4][3], нежное[3] лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль[5], мрачное[4], в глубоком раздумье[6], тревожное[6][1][5], испуганное[2]:124[3], побелевшее[3], скорбное[1], суровое[7]; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами[2]:123-124 полными ужаса и растерянности[5]. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит[2]:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими[2]:122, или пытается от чего-то отгородиться[3], или они «смяты порывами бури»[5]. Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены[2]:122, встали дыбом[3], что создаёт «нахохленный» вид[2]:122. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать[2]:124[3].

Сидит существо на растущем из воды «диковинном»[3] побеге или стволе[2]:120, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа[2]:119. Рядом с деревом из воды растут стилизованные[2]:120 «призрачные» белые цветы[3] и «условно намеченные травинки»[2]:120. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней[2]:120 «тревожное» небо[2]:119. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката[2]:121[5], то ли пожара[5]. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»[2]:121. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия[2]:119.

Контекст

Гамаюн — это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVII—XIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей[9]. По мнению В. К. Былинина и Д. М. Магомедовой, художник мог познакомиться с книжными описаниями гамаюна во время работы над историческими материалами для иллюстрирования книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896—1911) Н. И. Кутепова[1].

Однако, образ, созданный Васнецовым на картине, имеет мало общего с ними. В. К. Былинин и Д. М. Магомедова считают, что это скорее «контаминация мотивов, связанных с древнерусскими райскими птицами вообще» и с образом птицы алкион (алконост), в частности, чем отображение представлений собственно о гамаюне. На связь с алконостом указывают розовые и пурпурные тона картины, опущенные чёрно-серые крылья птицы и образ дерева с птицей над водной гладью[1].

По-мнению И. А. Сухвановой, картина получилась «не совсем васнецовской», слишком фантастической и «символистской» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически[2]:118-119. По мнению А. С. Трошина, на полотне «выражена повышенная декоративность, стремление к усложнённой символике образа»[5]. Картина близка к произведениям современников художника Г. Моро, М. А. Врубеля, Г. Климта и А. Мухи[2]:118. Апокалиптическая атмосфера, как и использование багряно-красного цвета, характерна для более поздних работ Васнецова: «Архангел Михаил повергает дьявола» (1914—1915), «Баба-Яга» (1917), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и «Ковёр-самолёт» (1919—1926)[2]:120. Лицо же гамаюна напоминает лица праведниц с эскизов художника для росписи Владимирского собора в Киеве[2]:123.

Влияние

По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль»[10]. Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями[2]:119[10][5]. Она стала известной почти с момента написания[8]. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического образа птицы гамаюн в русской культуре[1] как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера»[6]. Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже[10].

В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находися в интернете по запросу «гамаюн»[2]:117-118. В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой[11].

См. также

  • «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» (1896) — другая картина В. М. Васнецова на тематику русских мифологических дев-птиц[1][2]:118.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М.: Intrada, 2012. — С. 41, 45. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Сухванова И. А. Стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (лингвоинтермедиальный аспект) // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 117—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1.
  3. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Иванова Ю. А. Гамаюн — птица вещая // Васнецов / Автор-сост. серии С. Т. Исмаилова. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. — 32 с. — (Детский музей. Русская живопись). — ISBN 5-901227-35-2.
  4. ↑ 1 2 Орлов В. Н. Несколько предварительных слов // Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — [электронное издание]. — К.: Киевская духовная академия, 2012. — 328 с.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Трошин А. С. Своеобразие экфрасиса в стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» // Казанская наука. — 2015. — № 4. — С. 141—144. — ISSN 2078-9963.
  6. ↑ 1 2 3 Ражнёв Г. В. Тайны и загадки птицы Гамаюн // Гербовед. — 1993. — № 1. — С. 13—25.
  7. ↑ Keating K. D. Romantic Nationalism and the Image of the Bird-Human in Russian Art of the 19th and early 20th Century / Senior Projects Spring 2016. — Bard College, 2016. — P. 47.  (англ.)
  8. ↑ 1 2 Пресс-релиз галереи «Элизиум». Экспозиция галереи «Элизиум» на XXXIII Антикварном салоне. ARTinvestment.RU — Investing in art (24 октября 2012). Проверено 16 октября 2016. Архивировано 30 октября 2012 года.
  9. ↑ Белова О. В. Гамаюнъ // Славянский бестиарий: Словарь названий и символики / Отв. ред. А. А. Турилов; Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2001. — С. 84. — 320 с. — ISBN 5-85759-100-7.
  10. ↑ 1 2 3 Романов Д. А. О слове гамаюн и его функциональной истории в русском языке // Русский язык в школе. — 2014. — № 6. — С. 80—81. — ISSN 0131-6141.
  11. ↑ Галереи существ. Гамаюн. Bestiary.us. Проверено 2 октября 2016.

Литература

  • Иванова Ю. А. Гамаюн — птица вещая // Васнецов / Автор-сост. серии С. Т. Исмаилова. — М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. — 32 с. — (Детский музей. Русская живопись). — ISBN 5-901227-35-2.
  • Былинин В. К., Магомедова Д. М. Из наблюдений над бестиарием А. Блока: птицы Гамаюн, Сирин, Алконост и другие // Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве: Сб. статей / Науч. ред. О. Л. Довгий, сост. А. Л. Львова. — М.: Intrada, 2012. — С. 41, 45. — 183 с. — ISBN 978-5-8125-1750-2.
  • Сухванова И. А. Стихотворение А. Блока «Гамаюн, птица вещая» (лингвоинтермедиальный аспект) // Язык русской литературы XX—XXI вв. Выпуск 5 / Науч. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. — С. 117—125. — 159 с. — ISBN 978-5-87555-976-1.
  • Трошин А. С. Своеобразие экфрасиса в стихотворении А. Блока «Гамаюн, птица вещая» // Казанская наука. — 2015. — № 4. — С. 141—144. — ISSN 2078-9963.

www-wikipediya.ru

Гамаюн - биография, значение имени, внешность и характер

Гамаюн: история персонажа

Вымышленный персонаж. Образ возник и распространился в русской культуре в ХVII-XIX веках. Райская птица без ног и крыльев, вечно летает, используя один хвост. Упав, птица Гамаюн предвещает этим смерть государственных деятелей.

ГамаюнГамаюн

В XIX-ХХI веках образ трансформировался посредством искусства и стал восприниматься двояко: как птица из рая, которая символизирует блаженство и счастье, либо как мифическая птица, которая предвещает беду. Изменился и внешний облик птицы Гамаюн. Сначала у персонажа «отросли» конечности, а со временем появилось и женское лицо. В таком виде «вещая птица» Гамаюн предстает на знаменитой картине Виктора Васнецова.

История происхождения

Образ персонажа в русской культуре сложился на базе арабского и иранского фольклора, где существовали представления о волшебной птице хумай. Там это птица-феникс, которая предвещает людям счастье. Если птица хумай отбросит на человека тень, этот человек станет царем. В переводе с персидского имя «Хомаюн» означает «царственный», «счастливый», «благословенный».

Внешность птицы ГамаюнВнешность птицы Гамаюн

Кроме того, в ХVI-ХVIII веке распространены были разные домыслы о райских птицах как о зоологическом семействе, представители которого живут в основном на островах Новой Гвинеи. Чучела этих птиц начали привозить в Европу в XVI веке, и там они вызывали массу удивления, поскольку люди не могли обнаружить у этих чучел крылья и ноги. К этому впечатлению добавились рассказы новогвинейцев о том, что райские птицы прибывают с небес.

На этой почве выросло распространенное заблуждение о том, что райские птицы перемещаются в воздухе при помощи хвоста и на землю никогда не садятся, а для того, чтобы отдохнуть, цепляются хвостом за ветки деревьев. Эти байки охотно поддерживали торговцы, и даже естествоиспытатели тех времен не оспаривали это мнение.

Птица ГамаюнПтица Гамаюн

В конце ХVIII века выяснилось наконец-то, что ноги и крылья райским птицам обрезали сами новогвинейцы, когда делали чучела. Однако к тому времени расхожие легенды об этих реально существующих птицах уже повлияли на формирование образа птицы Гамаюн.

Мнение о том, что птица Гамаюн издавна существовала в мифологии и фольклоре славян — ошибочно, хотя и распространено.

Гамаюн в мифах и легендах

Впервые персонаж упоминается в появившихся в ХV веке русских переводах «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова, в ряду других вымышленных птиц — финик и харадр. Считалось, что эти птицы чудесно благоухают и летают на мифические восточные острова, расположенные недалеко от Рая. Однако в те времена образ Гамаюна остался незамеченным и в культуру и фольклор не проник.

Птица Гамаюн – артПтица Гамаюн – арт

В следующий раз упоминания о персонаже встречаются в источниках ХVII-ХVIII века, где Гамаюна описывают как райскую птичку размером с воробья. Этот персонаж встречается в литературе под разными именами, может по-разному выглядеть, а местом происхождения райской птички называется то Индия, то Мальдивские острова.

При любом раскладе сохраняются главные черты – эта птичка вечно носится в воздухе, летает, используя только хвост, и либо вообще никогда не приземляется, либо отдыхает на деревьях, зацепившись за них перьями.

В культуре

В XVII-ХVIII веках образ птицы Гамаюн воспроизводился в предметах декоративно-прикладного искусства, которые создавались для царского двора. Царь Михаил Федорович в начале ХVII века купил у одного московского купца сосуд в виде Гамаюна, инкрустированный жемчугом. Персонаж изображался на знаменах и пушках. Изображение птицы Гамаюн верхом на пушке попало на герб города Смоленска.

Герб города СмоленскаГерб города Смоленска

В XIX-ХХI веках образ персонажа в искусстве романтизируется. Птица появляется в произведениях поэтов и литераторов. Например, у Константина Бальмонта Гамаюн услаждает людской слух пением, похожим на «звон нежных струн», а один из героев Тургенева называет птицу Гамаюн «сладкоголосой» и мечтает побывать в тех райских местах, где она водится.

В 1897 году появилась знаменитая картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая». Это полотно дало толчок к формированию нового представления о персонаже в русской культуре. На картине Васнецова Гамаюн мало похожа на уже сложившийся к тому времени книжный образ. Это птица с черными крыльями и лицом женщины, которому приданы детские черты и выражение тревоги, испуга. Эта картина, выполненная в пурпурно-розовых и черно-серых тонах, стала воплощением тревожных предчувствий и апокалиптических настроений, которые доминировали в обществе в то время.

Картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»Картина Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

В 1908 году поэт Александр Блок, впечатленный картиной Васнецова, написал стихотворение «Гамаюн, птица вещая», где создал трагический образ вестницы беды. У Блока Гамаюн пророчит вражеское иго, кровавые казни, пожары, голод, «гибель правых» и «злодееву силу». На устах птицы — запекшаяся кровь, а на прекрасном лице застыло выражение ужаса. Стихотворение стало знаковым для русской культуры и истории ХХ века. Позже композитор Дмитрий Шостакович положил это стихотворение на музыку.

В начале ХХ века образ птицы Гамаюн «всплывает» в творчестве Ахматовой, где персонаж превращается в «птицу печали», которая сбивает с верного пути, олицетворение трагической любви. Именем птицы Гамаюн называют журналы и кружки поэтов-эмигрантов. В поэтическом творчестве Гамаюн становится символом гибели и изгнания, жестокости и несправедливости.

ГамаюнГамаюн

К концу ХХ века образ птицы Гамаюн снова «мутирует» и становится символом возрождения и надежды на пробуждение страны. Как, к примеру, в песнях Владимира Высоцкого и Бориса Гребенщикова.

Имя птицы Гамаюн носит персонаж популярного в 80-ые годы ХХ века сериала «Государственная граница» – матрос Иван Трофимович Гамаюн. Роль исполнил актер Александр Денисов.

Фото

24smi.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта