Сочинение-описание картины Васнецова «Основание Москвы». Васнецов основание москвы картина


Я узнаю Москву — Личности

Юго-Восточный

Васнецов Аполлинарий МихайловичВ своеобразную галерею московских знаменитостей, которая создается на сайте «Узнай Москву», благодаря работам участников Московского городского конкурса в номинации «Люди Москвы», я хочу внести и свою лепту. Мой рассказ о художнике А. М. Васнецове, чья жизнь и деятельность тесно связана с Москвой. Он создал большое количество картин с архитектурными видами древней Москвы, сочетающих в себе археологическую точность с большой поэтичностью.  Почти нет книг по истории нашей столицы, в которых бы не воспроизводились картины этого художника. Это подлинная «художественная летопись» многовековой  истории Москвы.Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856–1933) – русский исторический живописец и график, мастер пейзажа и театральных декораций. Младший брат известного художника Виктора Михайловича Васнецова, но он отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.  Картины А.М. Васнецова представлены  в Государственной Третьяковской галерее  (ГТГ), Государственном историческом музее (ГИМ),  Русском  музее в Санкт- Петербурге,   Музее истории и реконструкции города Москвы, Мемориальном музее-квартире Аполлинария Васнецова и многих других.  Родился 7 августа 1856 года в деревне Рябово, неподалеку от Вятки в семье священника. Получил образование в Вятском духовном училище, по окончанию которого в  1872г. по настоянию своего старшего брата Виктора Васнецова переехал в Санкт-Петербург, где  и  прожил три года. Здесь он учился живописи у  своего брата, а также у таких мастеров, как  В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антакольский, В.М. Максимов и  намеревался  поступать в  Петербуржскую Академию художеств. Однако в 1875году Аполлинарий отказался от этой идеи и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает работать в провинцию  в этой должности. Вскоре он разочаровался в народнических идеях, которые сподвигли его на этот шаг,  в  1878 году  Аполлинарий Васнецов приезжает  к брату Виктору в Москву, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству. В Москве художник поселился в конце 1870-х годов, однако до сих пор не выяснены некоторые его адреса. Москва произвела на Аполлинария громадное впечатление, впоследствии он вспоминал, что «был поражен видом Москвы, конечно, главным образом, Кремлем. Жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было «кружение около Кремля»; я любовался его башнями, стенами и соборами». С  1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ  Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова,  много общался с членами абрамцевского кружка. Общение А. М. Васнецова с членами мамонтовского кружка, среди которых были выдающиеся художники, явилось для него превосходной школой, помогло окрепнуть и развиться его таланту. Здесь он не только работал над пейзажами, но вместе с другими членами Мамонтовского кружка писал декорации для «живых картин» и домашних пейзажей. Впоследствии (несколькими годами позже) это вылилось в создание эскизов декораций к операм М.И. Глинки «Иван Сусанин» (1885г.) и   М.П. Мусоргского «Хованщина» (1897г.) для Московской частной оперы С.И. Мамонтова. Блестящие декорации  «Хованщины», сюжет которой из русской истории XVII потребовал от А. Васнецова дотошной исторической (и даже археологической) реконструкции, были высоко оценены В.В. Стасовым.  После успеха его приглашали разные оперные театры для оформления  спектаклей на «русскую тему». Затем последовали декорации к операм Римского-Корсакова «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1906г.  в Мариинском театре и 1907г. в Большом театре в Москве), «Царская невеста» (1912). В 1904 году вместе с Коровиным Аполлинарий Васнецов оформил финал оперы Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». С ним же в 1907 году в Большом театре были созданы декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова. В 1912 году появились эскизы к «Опричнику» Чайковского. И в них важную роль играла древнерусская архитектура. Кроме того, Аполлинарий Васнецов сотрудничал в эти годы с Народным городским театром, организованным Поленовым. Среди других театральных работ  А. Васнецова особенно удачным было оформление оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (в 1906г.  в Мариинском театре и 1907г. в Большом театре в Москве).  Начиная с 1883 года,   Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях   передвижных художественных выставок. Причем, одну из его картин  тогда же приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков. В 1885-1886гг.  художник путешествовал по Российской империи, посещал  Урал, Сибирь, Украину и Крым. Начав творческий путь с пленэрных пейзажей,  он становится все более широко известным мастером монументально-живописного пейзажа, воспевшего природу родной страны. В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. Путешествуя по России и другим странам, из каждой поездки привозит новые работы. Полотна А. Васнецова многообразны: на них и просторы Сибири, и красоты Урала, и колорит природы Крыма, причем с удивительной достоверностью передан колорит разных географических ландшафтов. «За известность на художественном поприще»  в  октябре 1900г. Петербургская Академия художеств признала А. М. Васнецова своим академиком, а  в 1903 года он был избран действительным членом Академии. Прославленный художник А. Васнецов, как уже говорилось,  был  членом «Товарищества передвижников»,  одним из организаторов объединения  «36 художников» (1901-1902гг.) и «Союза русских художников» (1903-1923гг.). К  нач. XXв. А.М. Васнецов становится известным художником, «с именем», но определению В. В. Стасова. Его картины пользуются успехом у публики, и около десяти произведений его приобретено Третьяковской галерее. Обогащенный творческим опытом и длительной практикой живописца, Васнецов начинает свою плодотворную, многолетнюю преподавательскую деятельность. В  1901-1918 годы он руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).  Поэтому  к числу московских адресов Аполлинария Васнецова  относится улицу Мясницкая, д. 21, где сейчас  находится   Российская академия живописи, ваяния и зодчества, а ранее располагалось училище. Здание, построенное по проекту  выдающегося  русского архитектора  В.И. Баженова, известно еще как «дом Юшкова». На здании  установлена мемориальная табличка, на которой в перечне имен известных деятелей, которые  здесь учились и работали, указан и Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1890-е годы и первое десятилетие XX века - пора расцвета таланта художника. В это же время, на рубеже XIX и XX веков формируется и самое оригинальное и специфическое направление творческой деятельности художник.  Он приступает к созданию обширнейшей серии исторических полотен, рисунков и акварелей, создает произведения, в которых встает уже совершенно особый мир - Древняя Русь, старая Москва. В картинах из истории Москвы Васнецов выступил основоположником исторического пейзажа - особого жанра в русской живописи.  Начало работы Васнецова  над темой  воссоздания архитектурного облика старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к  «Песне о купце Калашникове» для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы «Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья»,  «Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем» и «Красная площадь».  И с тех самых пор возникший  интерес к русской истории, к облику прошлого  художник пронесет через всю жизнь,   а московская архитектура  будет находить свое отражение  во все  новых и новых картинах,  создаваемых им   вплоть до последних дней.  Своими  историко-архитектурными картинами: «Московский Кремль. Соборы» (написана в 1894г.  из окна квартиры в Замоскворечье, где в это время жил художник), «Улица в Китай-городе. Начало XVII века»  (1900г.), «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века» (1900г.),  «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века» (1901г.) художник приобретает все большую популярность и признание. С громадным увлечением работал Васнецов над любимой темой изображения ушедшего облика столицы. Это потребовало от художника серьезных научных изысканий, что сделало его прекрасным знатоком прошлого Москвы. И Аполлинарий Васнецов начал изучать исторические и литературные источники, знакомиться с описаниями Московии, сделанными иностранными путешественниками XVI—XVII веков, исследовать старинные планы Москвы, знакомиться с летописями, миниатюрами и гравюрами. При этом научная информация помогала художнику не создавать иллюстрации, а передавать живые образные представления, в которых воскрешалась жизнь наших предков.  Необычен и такой факт: для изучения Москвы в 1900 году художник поднялся над Москвой на воздушном шаре и сделал зарисовки города с птичьего полета. На основе глубоких научных знаний Васнецов добивался достоверности изображения прошлого, при этом творческая фантазия и воображение помогали преодолеть иллюстративность и прозаизм. По произведениям Васнецов, созданным на протяжении всего времени, можно восстановить этапы развития русской столицы: «Основание Москвы. Построение первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году» (1917), «Город строится. Строительство деревянных стен Кремля. XII век» (1903),  «Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века» (1921),  следующий этап строительства Москвы представлен в работе «Белокаменного Кремля при Дмитрии Донском» (1922), «Московский Кремль при Иване III. Начало XVI века» (1921), «Москва при Иване Грозном. Красная площадь» (1902),    много картин посвящено  особенно любимому художником периоду XVII века и так далее. Всего более  сотни произведений, посвященных Москве, создал за свою жизнь Аполлинарий Васнецов. Как уже отмечалось, углубленная работа над историей Москвы приводит художника к сближению с историками и археологами. С 1901 года Аполлинарий Михайлович входит в комиссию Московского археологического общества по сохранению древних памятников и знакомится с учеными-историками Д.Н. Анучиным, И.Е. Забелиным, В.О.Ключевским, а в 1906-м за активную и плодотворную работу его выбирают действительным членом этого общества.  Работая вместе с учеными-историками в Московском археологическом обществе он участвовал в археологических раскопках, делал многочисленные научные доклады и сообщения. Знания Васнецова по истории столицы были глубоки и обширны: он сделал более 50 докладов, во 2-ом томе "Истории русского искусства" под редакцией И.Э. Грабаря  опубликовал большую статью "Облик старой Москвы", другую ст. "Древняя Москва" - в одном из "Экскурсионных вестников». С 1918 года  возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия». Жизнь и творчество Аполлинария Васнецова   была тесно связана с Москвой. К уже отмеченным в работе московским  адресам художника хотелось добавить следующее.  В 1891-1892гг. Васнецов жил в скромных номерах «Фантазия» (дом стоял в конце Садовой-Черногрязской улицы, посреди проезда), несколько раз останавливался в Кокоревском подворье, которое, очевидно, привлекало его близостью к  Кремлю. «Кокоревское подворье» – одно из примечательных зданий на Софийской набережной, д.3,  представляющее собой торгово-складской и гостиничный комплекс. Здесь останавливались  многие знаменитости. В настоящее время ведётся реконструкция этого ценного градоформирующего ансамбля, объявленного  объектом культурного наследия  (район Якиманка ЦАО). В  начале 1900-х  годов художник жил в доме № 2 по Малому Палашевскому переулку, а с 1903г.  и до конца жизни - в доме № 6 по Фурманному переулку.Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище. На доме, где с 1903 по 1933 год жил, работал и умер А.М. Васнецов, установлена Мемориальная доска (Фурманный переулок, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956г.). Здесь на третьем этаже четырехэтажного дома, в квартире № 21–22 с 1965 года действует мемориальная  музей-квартира художника, в которой представлены  его произведения, мебель, выполненная по эскизам художника, личные вещи, материалы о его художественной, научной и общественной деятельности. Дом построен в начале ХХ века.   Мемориальный музей-квартира академика живописи А.М. Васнецова является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". Формирование музея и его коллекции происходило в течение многих лет: с момента возникновения идеи об организации музея в 1956 году до полной ее реализации. В настоящее время коллекция музея насчитывает около 8,5 тысяч единиц хранения.  Аполлинарий  Михайлович Васнецов, сыгравший исключительную роль в изучении Москвы и воссоздании ее древнего облика,  относится к  знаменитым людям Москвы. Талантливый художник, вдумчивый ученый, археолог и историк, он в ярких образах запечатлел Москву времен Юрия Долгорукого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д. Исключительная убедительность картин Васнецова опирается на громадную предварительную научно-исследовательскую работу. Но углубленная научная деятельность не подавляла в Васнецове художника. Знания помогали ему с большей полнотой и достоверностью передавать облик древней Москвы и ее архитектуру. Пытливый историк и вместе с тем вдохновенный художник  седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников.ПРИЛОЖЕНИЕСписок иллюстраций:1)    Портрет А.М. Васнецова. Художник Н.Д. Кузнецов2)    В.М. Васнецов. Портрет Аполлинария Васнецова, 1878г.3)    А. Васнецов Строительство деревянных стен Кремля. XII век, 19034)    А. Васнецов Двор удельного князя. XIII-XIV век5)    А. Васнецов Московский Кремль при Иване Калите,19246)    А. Васнецов Московский Кремль при Дмитрии Донском7)    А. Васнецов Оборона Москвы от хана Тохтамыша XIV век, 1918г.8)    А. Васнецов Московский Кремль при Иване III,19219)    А. Васнецов Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век10)    А. Васнецов Красная площадь во второй половине XVII века, 192511)    А. Васнецов На рассвете у Воскресенского моста.12)    А. Васнецов Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке13)    А. Васнецов Кремль, 1892г.14)    А. Васнецов Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Хованщина», 189715)    Панорамный вид Кремля, столь любимого художником.16)    Российская академия живописи, ваяния и зодчества, бывшее здание МУЖВЗ

Источники
1)    850 московских знаменитостей: Словарь - справочник /Авт. - сост.: Т. А. Молокова, В. П. Фролов. – М.: Московский лицей, 1997. 2)    Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856—1933. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Искусство, 1983. 3)    Кудрявцева Л.С., Ядохина Е.И. Мемориальный музей-квартира художника А.М. Васнецова: Путеводитель. – М., 2004. 4)    Москва в творчестве А. М. Васнецова: Сборник / Сост.  Е.К. Васнецова. – М.: Московский рабочий, 1986. 5)    Сайт о художнике Аполлинарие Васнецове [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vasnec.ru/

Автор статьи

Снхчян Розалия Артуровна, ГБОУ Школа № 2090, 10 "Б"

um.mos.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Основание Москвы»

Описание картины Виктора Васнецова «Основание Москвы»

Что касается Васнецова, то его в действительности можно назвать одним из основоположников такой техники, как исторического пейзажа. Художник выполнял такие заказы, на старинную Москву по заказу одного музея.

Перед тем, как приступить к прорисовке очередного шедевра, Васнецов проводил очень серьезные исследования, благодаря чему получилось с максимальной точностью воссоздавать каждый сантиметр картины. Точное соответствие научным материалом, являлось условием при написании очередной картины.

«Основание Москвы» тоже поражает своей достоверностью. В работе, видны, первые стены кремля, который в те времена, естественно, был из деревянных брусков. На картине видно, как несколько мужиков копают рвы, для установки частокола, как в это время приехали князья и бояре, для указаний и контролем проведенных работ. Для кого-то может показаться удивительным, что сначала строится церковь, а впоследствии уже город обрастает вокруг нее, но на самом деле в то время, было именно так.

Благодаря своему таланту, Васнецов смог идеально совместить, точные исторические данные, вместе с филигранным совершенством владения кистью. Эта картина, как и многие другие впоследствии были подтверждены историческими исследованиями более позднего периода.

Вдали виднеется небольшое поселение и несколько высоких деревьев, предположительно хвойных. В картине преобладают светлые тона, из-за того, что наряды бояр и князей были выполнены в историческом соответствии. Видно, как все люди с вниманием и интересом смотрят на высокопоставленных лиц.

Большое количество зеленых оттенков говорит о том, что художник умеет хорошо работать с их оттенками, подчеркивая тем самым, где это необходимо пожелтевшую траву или разные виды деревьев.

Описание картины Виктора Васнецова «Основание Москвы» | источник

sochinenie-o.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Основание Москвы» Картины художников

Описание картины Виктора Васнецова «Основание Москвы»

Что касается Васнецова, то его в действительности можно назвать одним из основоположников такой техники, как исторического пейзажа. Художник выполнял такие заказы, на старинную Москву по заказу одного музея.

Перед тем, как приступить к прорисовке очередного шедевра, Васнецов проводил очень серьезные исследования, благодаря чему получилось с максимальной точностью воссоздавать каждый сантиметр картины. Точное соответствие научным материалом, являлось условием при написании очередной картины.

«Основание Москвы» тоже поражает своей достоверностью. В работе, видны, первые стены кремля, который в те времена, естественно, был из деревянных брусков. На картине видно, как несколько мужиков копают рвы, для установки частокола, как в это время приехали князья и бояре, для указаний и контролем проведенных работ.

Для кого-то может показаться удивительным, что сначала строится церковь, а впоследствии уже город обрастает вокруг нее, но на самом деле в то время, было именно так.

Благодаря своему таланту, Васнецов смог идеально совместить, точные исторические данные, вместе с филигранным совершенством владения кистью. Эта картина, как и многие другие впоследствии были подтверждены историческими исследованиями более позднего периода.

Вдали виднеется небольшое поселение и несколько высоких деревьев, предположительно хвойных. В картине преобладают светлые тона, из-за того, что наряды бояр и князей были выполнены в историческом соответствии. Видно, как все люди с вниманием и интересом смотрят на высокопоставленных лиц.

Большое количество зеленых оттенков говорит о том, что художник умеет хорошо работать с их оттенками, подчеркивая тем самым, где это необходимо пожелтевшую траву или разные виды деревьев.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:48:38

opisanie-kartin.iusite.ru

Васнецов Аполлинарий Михайлович — русский художник

Русский художник Васнецов Аполлинарий Михайлович . Автор картин: Ахтырка; Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века; Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века; Кама; Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке; и многих других.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Он не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др. Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников.

 Постепенно набирая мастерство и силу, художник ищет пути к созданию обобщенных образов, в которых он сможет с максимальной полнотой выразить свое глубокое, интимное чувство связи с родной землей, с Родиной. Лучшая вещь этого периода так и называется - "Родина" (1886).  И не случайно А. Васнецов становится зрелым и оригинальным мастером, когда обращается к изображению знакомой ему с детства природы Русского Севера.

 В 1890-х начале 1900-х гг. он пишет самые значительные свои работы: "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Северный край" (1899), "Озеро" (1902) и др. Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников.

На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.

Здесь он не был одинок, в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники - А. П. Рябушкин, С. В. Иванов. Но как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных. С наслаждением погружается художник в почти сказочную необычность и красочность этой архитектуры ("Улица в Китай-городе. Начало XVII века", "Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века", обе 1900; "Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века", 1901). Москва в момент основания ("Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году", 1917) и в XIV в. ("Московский Кремль при Дмитрии Донском", 1922), Mосква чинная, почти благостная ("Площадь Ивана Великого в Москве. XVII век", 1903) и Москва трагическая, страшная ("Московский застенок XVI века", 1912). Огромная серия работ маслом и акварелью. Одновременно художник продолжал писать и "обычные" пейзажи, но силы и размаха работ 1890-х - начала 1900-х гг. в них он уже не достигал.

Как и многие ведущие художники эпохи, А. Васнецов активно работал в театре. С театральным творчеством он соприкоснулся еще в 1880-е гг. в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, когда вместе с другими членами Мамонтовского кружка писал декорации для "живых картин" и домашних спектаклей. В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку "Хованщины" М. П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова дотошной исторической (и археологической) реконструкции. Среди других театральных работ Васнецова (после успеха "Хованщины" его приглашают разные оперные театры для оформления спектаклей на "русскую" тему) особенно удачным стало оформление оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1906, Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве).

 А. Васнецов был среди основателей СРХ, преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX в.

Картины художника

Ахтырка — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Ахтырка

Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века

Кама — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Кама

Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке

Красная площадь — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Красная площадь

Кремль — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Кремль

Москва. Конец XVII века — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Москва. Конец XVII века

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века — Васнецов Аполлинарий Михайлович

На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века

Новгородский торг — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Новгородский торг

Оборона города — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Оборона города

Озеро в горной Башкирии — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Озеро в горной Башкирии

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век

Родина — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Родина

Северный край — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Северный край

Сибирь — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Сибирь

Скит — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Скит

Старая Москва. Разъезд полсе кулачного боя — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Старая Москва. Разъезд полсе кулачного боя

Старая Москва. У стен деревянного города — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Старая Москва. У стен деревянного города

Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века

Старая Москва — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Старая Москва

Старорусский город — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Старорусский город

Сумрачный день — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Сумрачный день

Тайга на Урале. Синяя гора — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Тайга на Урале. Синяя гора

Элегия — Васнецов Аполлинарий Михайлович

Элегия

wearts.ru

Сочинение-описание картины Васнецова «Основание Москвы»

Что касается Васнецова, то его в действительности можно назвать одним из основоположников такой техники, как исторического пейзажа. Художник выполнял такие заказы, на старинную Москву по заказу одного музея.

Перед тем, как приступить к прорисовке очередного шедевра, Васнецов проводил очень серьезные исследования, благодаря чему получилось с максимальной точностью воссоздавать каждый сантиметр картины. Точное соответствие научным материалом, являлось условием при написании очередной картины.

«Основание Москвы» тоже поражает своей достоверностью. В работе, видны, первые стены кремля, который в те времена, естественно, был из деревянных брусков. На картине видно, как несколько мужиков копают рвы, для установки частокола, как в это время приехали князья и бояре, для указаний и контролем проведенных работ. Для кого-то может показаться удивительным, что сначала строится церковь, а впоследствии уже город обрастает вокруг нее, но на самом деле в то время, было именно так.

Благодаря своему таланту, Васнецов смог идеально совместить, точные исторические данные, вместе с филигранным совершенством владения кистью. Эта картина, как и многие другие впоследствии были подтверждены историческими исследованиями более позднего периода.

Вдали виднеется небольшое поселение и несколько высоких деревьев, предположительно хвойных. В картине преобладают светлые тона, из-за того, что наряды бояр и князей были выполнены в историческом соответствии. Видно, как все люди с вниманием и интересом смотрят на высокопоставленных лиц.

Большое количество зеленых оттенков говорит о том, что художник умеет хорошо работать с их оттенками, подчеркивая тем самым, где это необходимо пожелтевшую траву или разные виды деревьев.

Рекомендуем посмотреть:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

Художественная летопись Москвы в картинах А.М.Васнецова

Внешний облик и жизнь современной Москвы пронизаны ритмами XX века. Взметнувшиеся ввысь конструкции строгих зданий из стекла и бетона, потоки мчащихся по широким проспектам автомашин, неоновые рекламы, нескончаемое движение разноязыкой людской массы. И вместе с тем Москва - город седой старины, бережно хранящий свою национальную самобытность. Это и древний Кремль, и архитектурные комплексы бывших монастырей, маковки церквей, старинные усадьбы. Многие художники разных времен запечатлевали облик великого города.

Имя замечательного русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова хорошо нам знакомо с детства. Репродукциями его работ иллюстрируются школьные учебники, новейшие исторические труды и путеводители по Москве. Наиболее известные его исторические картины находятся в центральных музеях страны.

Впервые "младший Васнецов" , как называли Аполлинария в отличие от старшего брата Виктора Михайловича, приехал в Москву в конце 70-х годов прошлого века и был поражен ею. Как завороженный гулял с альбомом около Кремля, любовался домами, улицами, площадями, делал зарисовки. Особенно интересовали художника памятники архитектуры, в которых он видел живых свидетелей исторических событий.

"Проникновение в темную даль времен посредством пейзажа меня привлекало давно", - говорил художник, вспоминая то время. Но приступил он к работе над ставшими потом знаменитыми полотнами в 90-е годы XIX века уже академиком живописи, когда ощутил мастерство и накопил знания.

А.М.Васнецов - подлинный художественный летописец старой Москвы. В своих картинах он воссоздает облик древнего города и его ушедшую архитектуру. Мы видим, как строилась столица, как изменялся Кремль, в каких домах жили москвичи, какие у них были обычаи, как они одевались и развлекались. Один из современников художника вспоминал: "Думалось, как же может человек так изучить и так изображать старину. Словно ведь с натуры списано. Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живет, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба".

Первой серьезной работой уже прославленного пейзажиста, пробудившей интерес к истории Древней Руси, были иллюстрации к юбилейному изданию М.Ю.Лермонтова 1891 года "Песни о купце Калашникове". А в 1897 году С.И.Мамонтов приглашает художника оформить "Хованщину" М.П.Мусоргского в Частной русской опере. В результате появились блестящие эскизы декораций, отмеченные В.В.Стасовым.

Часто Аполлинарию Михайловичу задавали вопрос, почему он так увлекся старой Москвой. "На это трудно ответить,- говорил он. - Может быть, потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва - народное творчество в жизни прошлого...

Я в продолжение 10 лет жил напротив Кремля в Кокоревском подворье, постоянно имея перед собой этот всемирного значения памятник средневековья. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их. Все это, вероятно, и послужило главной причиной тому, что для всех интересующихся искусством на мне написано: "Старая Москва".

Да, прежде чем создавать каждую из картин, художник много работал как ученый-исследователь. Изучал исторические и литературные источники, старинные планы города, описания иностранных путешественников, побывавших в Москве в XVII-XVIII веках. Знакомился с летописями и миниатюрами Лицевого летописного свода XVI века, гравюрами и иконами, принимал участие в археологических раскопках. Чтобы зарисовать план Москвы с птичьего полета, художник отважился даже подняться на воздушном шаре!

С 1900 года Аполлинарий Михайлович входит в комиссию Московского археологического общества по сохранению древних памятников и знакомится с учеными-историками Д.Н.Анучиным, И.Е.Забелиным, В.О.Ключевским, а в 1906-м за активную и плодотворную работу его выбирают действительным членом этого общества. Знания Васнецова но истории столицы были глубоки и обширны: он сделал более 50 докладов, во втором томе "Истории русского искусства" под редакцией И.Э.Грабаря опубликовал большую статью "Облик старой Москвы", в одном из "Экскурсионных вестников" другую - "Древняя Москва".

Воображение художника и его вдохновенная кисть завершали кропотливый труд ученого - и из веков как бы вставала старая Москва. Как же создавались эти произведения?

Работа у Васнецова шла по двум основным направлениям: создание больших полотен, написанных маслом, как, например. "Улица в Китай-городе", "На рассвете у Воскресенского моста", с другой - полужанровых акварелей.

Оба эти направления поисков художника непосредственно связаны с его желанием показать архитектурный облик старой Москвы средствами пейзажной живописи.

На основании научных данных А.М.Васнецов рисовал на небольших листах ватмана контурный архитектурный план будущей картины, показывая красной линией то, что осталось от древних веков, а черной - что нужно воссоздать художнику. Например, план-чертеж "Вероятный вид Красной площади во 2 половине XVII века": красной линией показаны храм Василия Блаженного, Спасская башня, кремлевская стена - все, что осталось от XVII-XVIII веков. Черной линией изображены Торговые ряды. Гостиный двор, бастионы с пушками, церкви, колокольни, крыльцо Земского приказа, откуда читали народу указы царя, книжные лавочки - все это художнику надо было восстановить по историческим документам и дополнить воображением. Далее он делал эскиз, а потом уже писал картину. Работал в оригинальной технике: рисунок делался углем или мягким карандашом, фиксировался, затем накладывалась прозрачная акварель.

Исторические пейзажи Васнецова своеобразны по цвету. Характер колорита, в котором виделась художнику архитектура старой Москвы, он связывал с цветовой гаммой произведений народного искусства и древнерусской живописи.

В 1920-е годы для Московского коммунального музея (ныне Музей истории Москвы) Аполлинарий Михайлович создал серию акварелей на тему истории Кремля - от строительства первых стен в 1156 году до расцвета в конце XVII века.

Излюбленной темой исторических циклов Аполлинария Михайловича была Москва XVII столетия. С большой правдивостью и теплотой воскресил он своеобразие русской архитектуры: высокие деревянные дома с причудливыми башенками и наружными крытыми лесенками на столбах, арочные и "живые" мосты, улицы с деревянными мостовыми. И на этом удивительном, словно бы сказочном фоне разворачиваются сцены народной жизни.

В картине "Гонцы. Ранним утром в Кремле" мы видим город того времени. Боярские хоромы, дома служилых, церкви расположились вдоль тесовой мостовой, по которой мчатся, боязливо озираясь, два всадника: монах и воин. Гулко раздастся топот копыт в предутренней тишине, тревожно взвилась стая птиц... Картина красива в цвете и строго исторична. Средствами живописи мастер точно передает тревожную обстановку начала XVII века - (Смутного времени.

Одна из самых ярких акварелей художника - "Площадь Ивана Великого в Кремле". Праздничный день. Легкий ослепительный снег сверкает на домах и колокольнях, В санях и возках съезжаются люди на богомолье в кремлевские соборы и с Ивановской площади пешком вступают на Соборную. Звучные, сочные краски зимнего пейзажа гармонично сочетаются с величественной архитектурой. С давних времен Ивановская площадь была деловым центром города, на ней размещались приказы, занимавшиеся важными государственными и частными делами. В будние дни здесь собирались люди, чтобы написать жалобу или прошение. Поскольку газет не было, поднимался на крыльцо подьячий, вынимал грамоту и кричал: "Слушай, народ царствующего града!" С того времени и повелось выражение: "кричать во всю Ивановскую", то есть в полную силу голоса и легких, чтобы все слышали,

С востока у кремлевской стены расположился Великий торг: средневековая рыночная площадь. Постепенно слава о ней пошла повсеместно, и стали величать ее Красная, что значит "красивая". Яркую картину народной жизни изобразил Васнецов в полотне "Красная площадь во второй половине XVII века". При Иване Грозном на площади был возведен Покровский собор в память взятия русскими войсками Казани. Возле храма на вершине, или "на лбу", у обрыва был устроен каменныи помост - лобное место. С него в торжественные дни царь или высшее духовенство говорили с народом.

В XVI веке Красную площадь и прилегающие к ней улицы обнесли кирпичной стеной и прозвали эту часть столицы Китай-городом. Аполлинарий Михайлович любил показывать жизнь Китай-города с его многолюдными базарами, причудливо застроенными улочками, неповторимой архитектурой, многоголосой нарядной толпой. Самым оживленным местом был тут перекресток. Художник так описывают его: "На крестцах, перекрестках улиц, неожиданно раздавшийся вопль и причитания говорили о том, что родственники узнали в выставленном напоказ божедомами покойнике, подобранном ими на улице, своего родственника... Слышался плач детей-подкидышей, вынесенных сюда в корзинах все теми же божедомами, собирающими добровольные привношения на их пропитание. Пройдет толпа скоморохов с сопелями, гудками и домбрами, раздастся оглушительный перезвон колоколов на деревянной на столбах колокольне. Склоняются головы и спины перед проносимой мимо чудотворной иконой. Разольется захватывающая разгульная песня пропившихся бражников. Гремят цепи выведенных сюда на покаяние колодников, крик юродивого, песни калик перехожих. Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия - все завязалось неразрывным, непонятным узлом и живет вместе как проявление своеобразного уклада жизни средневекового города".

Многочисленные мосты Москвы привлекали художника своей красотой и архитектурой: Москворецкий, Воскресенский, Всехсвятский, Троицкий, Спасский... Особенно красив был Всехсвятский мост через Москву-реку с двухшатровой шестиворотной проездной башней. Сочетание кирпича, белого камня, резных деталей, живописных изразцов делало ее одним из самых заметных и красочных сооружений города. Здесь часто устраивались народные гулянья, москвичи через аркады любовались видом на Москву-реку и Кремль. На картине А.М.Васнецова яркие лучи солнца освещают мост, сверкает ослепительно белый снег, толпа ряженых скоморохов, весело приплясывая, спускается в Замоскворечье. Эта живая сцена дана на фоне величественных построек Кремля.

mirznanii.com

Зашёл в музей-квартиру А.М.Васнецова - Другая Москва

Самые культурные блогеры посетили Музей-квартиру А.М.Васнецова, являющуюся отделом Государственной Третьяковской галереи в Фурманном переулке,6 Это младший брат знаменитого художника Виктора Васнецова, известного своими картинами "Богатыри" и "Алёнушка". Аполлинарий Михайлович остался в тени старшего брата. А между тем, он прославился не только как художник, но и как историк Москвы, без которого не происходило ни одной археологической раскопки в столице в начале 20 века. Он тщательно зарисовывал быт старой Москвы, опираясь на данные этих раскопок

IMG_9496.JPGВ этой квартире художник прожил 30 лет: с 1903 по 1930 годы. Въехал он в этот дом тогда, когда его только закончили строить. До 1924 года Васнецов жил здесь с женой и сыном, а потом его "уплотнили" и это стало коммунальной квартирой. Здесь жило ещё две семьи. Художнику оставили только три комнаты.

02. Гостиная. В гостиной вся мебель начала 19 века - русский ампирIMG_9461.JPG

Художник снимал эту квартиру за 50 рублей в месяц, так как до революции это был доходный дом. После революции дом национализировали и квартиру оставили за художником.

03.IMG_9470.JPG

Гостиная предназначалась для приёмов. Аполлинарий Михайлович был человеком общительным. У него было много друзей среди художников, учёных и писателей. Сюда в гости приходил и пел Фёдор Шаляпин

04.IMG_9466.JPG

На стенах висят картины как самого Васнецова, так и других художников, которые дарили ему свои произведения: Ледогорова, Поленова, Кувшинникова

05.IMG_9468.JPG

06. Рабочий кабинет А.М.Васнецова. Здесь он работал с документами. До уплотнения это была столовая. Сундук-подголовник 17 векаIMG_9505.JPG

Вообще художник любил собирать предметы старины и покупал многие из них на барахолках

07.IMG_9486.JPG

08.IMG_9496.JPG

09.IMG_9489.JPG

10. Картина художника Михаила НестероваIMG_9515.JPG

11. Вещи А.М. Васнецова на столе. Все вещи подлинные. Это то, что хранилось в семье художника. Когда создавался музей, его сын всё передал государствуIMG_9474.JPG

12. Совершенно замечательный табуретIMG_9503.JPG

13. Любимый "турецкий" диван Васнецова, на котором он отдыхалIMG_9482.JPG

Экспозиция открылась в 1965 году. Были открыты три комнаты. А сын с женой продолжали жить в этой квартире

14. Мастерская художника. "Крымский пейзаж" - незаконченная картинаIMG_9524.JPG

15. В 1996 году остальная часть архива была передана в музей и ещё две комнаты, в которых они проживали, тоже стали частью музеяIMG_9532.JPG

16. Облака. Этюды. Аполлинарий Михайлович очень любил рисовать облакаIMG_9540.JPG

17.IMG_9546.JPG

18. Сын художника - он был один из основоположников полярной гидрологии. Его супруга - морской биолог.IMG_9579.JPG

19.IMG_9580.JPG

20.IMG_9583.JPG

21.IMG_9589.JPG

22. Шкура белого медведя с Новой ЗемлиIMG_9654.JPG

23. СпальняIMG_9592.JPG

24.IMG_9625.JPG

25.IMG_9636.JPG

26. КухняIMG_9658.JPG

27.IMG_9663.JPG

Вторая часть музея находится в квартире рядом

28. "Осень. Рябово. Вид из окна столовой", 1919. В селе Рябово выросли братья Васнецовы. Аполлинарий с детских лет любил рисовать и сохранилось окодло трёхсот его детских и юношеских рисунков. А любовь к искусству братьям передал их отец - сельский священник Михаил Васильевич ВаснецовIMG_9691.JPG

Аполлинарий в 1870-1871 годах брал уроки у художника Э.Андриолли, которого сослали в Вятку за участие в польском восстании 1863 года

29. Портрет В.М.Васнецова работы А.М.Васнецова, 1872IMG_9715.JPG

Аполлинарий Михайлович увлекался декоративно-прикладным искусством. И вот в конце 19 века в Абрамцевских по его эскизам мастерских сделали совершенно замечательный дубовый буфет, а потом и столовый гарнитур из 18 предметов

30.IMG_9725.JPG

31. Слюдяные дверцы с изображениями птиц и животныхIMG_9735.JPG

32. А это доска, на которой Васнецов разводил краски. Но так как он художник же, то и доска получилась как картинаIMG_9744.JPG

33. "Элегия". Картина написана под впечатлением картины Арнольда Бёклина "Остров мёртвых". Тогда от этого произведения были многие без ума, а Сергей Рахманинов написал одноимённую симфоническую поэмуIMG_9755.JPG

Васнецов много путешествовал и из по мотивам своих путешествий написал множество картин

34. "Псков. Гремячья башня", 1908IMG_9808.JPG

Конец 19 века - это расцвет творчества Васнецова. В 1900 году ему дали звание академика живописи

35. "Сумерки в Крыму. Новый Симеиз"IMG_9783.JPG

36. "Собор Парижской Богоматери", 1898. Интересен взгляд художника на собор. На картине он представляется достаточно угрюмым и зловещимIMG_9820.JPG

36. "Гонцы. Раннее утро в Кремле", 1913IMG_9831.JPG

Работы художника о Москве отличались хорошей научной подготовкой. Он изучал старинные вещи, карты. планы. Занимался археологическими раскопками. Был председателем комиссии "Старая Москва" с 1918 по 1929 год и активно защищал старую Москву от её разрушения новыми властями

37. "Облака и золотые купола. Симонов монастырь", 1920IMG_9872.JPG

38. На основании раскопок и научных данных А.Васнецов создавал картины старой МосквыIMG_9890.JPG

39. "Ахтырка (вблизи Абрамцева)", 1880IMG_9884.JPG

40. Ещё часть мебельного гарнитураIMG_9895.JPG

41. Посуда из собрания семьи А.М.ВаснецоваIMG_9856.JPG

42. Личные вещи и находки художникаIMG_9852.JPG

41. "Шум старого парка", 1926. Последняя работа художника в которой мы видим старого человека, вспоминающего свою молодость. Заметны следы разрушений усадьбы. Но в усадьбе горит свет и девушка играет на пианино. Жизнь заканчивается - жизнь продолжаетсяIMG_9878.JPG

42. Экскурсовод Маргарита замечательно провела экскурсию для блогеровIMG_9596.JPG

В музее есть детские программы, проходят творческие вечера. Так что рекомендую идти сюда с детьми и водить школьные группы

43.IMG_9898.JPG

44.IMG_9455.JPG

Спасибо Татьяне Викторовне Гафар - начальнику службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи за помощь в организации экскурсии для блогеров

Спасибо grushenka, da_dmitriy, kagury, olga_sorokina за хорошую компанию

anothercity.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта