И. Шишкин: «Утро в сосновом лесу», или картина «Три медведя». Картина васнецова три медведя


«Три медведя» - картина, воспевающая красоту русской природы

«Три медведя» - картина, названная так в простонародье, она имеет официальное название – «Утро в сосновом лесу». Полотно написано маслом в 1889 году, размеры его 139 х 213 (довольно большое), хранится оно в Государственной Третьяковской галерее. Подпись под картиной только Ивана Шишкина.

три медведя картина

Самая тиражируемая картина

Официальное название больше соответствует самой картине, так как медведей на полотне четыре, а не три. Но нет на территории СНГ человека, который не знал бы это произведение, и именно под названием «Три медведя». Картина невероятно популярна, можно утверждать, что, говоря современным языком, это самая раскрученная картина. Этому способствовали фантики самых покупаемых и вкусных в советские времена конфет, скатерти, покрывала и настенные коврики, повторяющие сюжет. И именно медведи, изображенные на первом плане, в широких слоях населения пользуются славой, а прекрасно изображенный утренний лес служит как бы фоном.

Не совсем удачное соавторство

А мишек-то нарисовал другой художник – Савицкий Константин Аполлонович (1844 – 1905), жанровый живописец, академик, друг Шишкина. Савицкий убедил Шишкина в том, что картине не хватает динамики, а животные на первом плане восполнят недостаток. Искусствоведы пишут, что медведи Шишкину не удавались, а Савицкому – наоборот. И, действительно, косолапые получились так хорошо, что, с обоюдного согласия, друзья под картиной поставили свои подписи. Но у Третьякова с Савицким в то время были какие-то трения, и, покупая картину для своей галереи, он потребовал убрать подпись Савицкого. Очевидно, желание коллекционера было законом, и осталась только подпись Шишкина, а гонорар получил он один и, вероятно, с соавтором не поделился, потому как друзьями быть они перестали.

Остров, покрытый соснами

Вот какая "изнанка" у полотна «Три медведя». Картина такая прекрасная, спокойная, благостная. Конечно, Третьяков был знатоком и тонким ценителем живописи, и лес, изображенный непревзойденным мастером, представлял для покупателя истинную ценность, а медведи даже не понравились. Да и специалисты в восторге от подсмотренного Шишкиным на острове Городомля (озеро Селигер) пейзажа, гениально перенесенного на полотно.три медведя картина шишкина

Известная в народе как «Три медведя», картина действительно замечательно передает состояние природы. При первом взгляде понятно, что это именно утро. Изумительно изображен туман, пронизанный лучами восходящего солнца.

Королева пейзажей

Гениальный пейзажист, влюбленный в русскую природу, Шишкин очень часто рисовал сосны. Разные, в любое время года, освещенные солнцем и покрытые снегом, они прекрасны.

картина три медведя описание На его полотнах видны мельчайшие иголочки, чувствуется шероховатость коры, кажется, сосновый запах идет от картин Ивана Ивановича. «Три медведя» - картина Шишкина, изображающая глушь бора. Кажется, можно услышать потрескивание стволов вековых сосен, а как чувствуется глубина обрыва, расположенного за правым медвежонком. И бесконечность леса изображена гениально. И туман, по краям еще синий, в центре уже освещенный солнцем. А медвежонок, нарисованный справа, кажется, залюбовался прекрасным утром. И природа еще не совсем проснулась, и веет утренней прохладой. Гениальное произведение, шедевр. Может быть, ему и не надо было динамики.

В результате – полная гармония

Справедливости ради надо сказать, что медведи никак не портят полотно, они очень хорошо вписались в него. Картина «Три медведя», описание которой было приведено выше, очень органична, и невозможно представить ее без этих добродушных представителей дикой природы. Возможно, благодушие, исходящее от матери-медведицы с тремя медвежатами, объясняется отсутствием вблизи человека. И этот покой животных тоже подчеркивает глубину чащи леса. «…И свежий мох под лапами примят, трещат под тяжестью сухие ветки…» - замечательные слова поэта о картине. Утро, тишина, согласие в растительном и животном мире, в природе вообще – картина действует очень успокаивающе: «…и лишь взгляну на эту красоту, и знаю, что - Спасет, Согреет!»

fb.ru

Картина Три медведя (Шишкин). Искусство и антиквариат. Добавил Николай Петров — VilingStore.net

Картина Три медведя (Шишкин) фото

«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.

Большинство россиян называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».

Еще одно ошибочное обиходное название - «Утро в сосновом бору» (тавтология: бор — это и есть сосновый лес).

vilingstore.net

«Утро в сосновом лесу», или картина «Три медведя» :: SYL.ru

Удивительно, как может сложиться жизнь произведения искусства, вышедшего из-под кисти мастера. Полотно И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают все и в основном как картину «Три медведя». Парадокс состоит еще и в том, что на полотне изображено четыре медведя, которых дорисовал великолепный жанрист К. А. Савицкий.

Немного из биографии И. Шишкина

три медведя картина

Будущий художник родился в Елабуге в 1832 году, 13 января, в семье небогатого купца, который был увлечен краеведением и археологией. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Казанскую гимназию мальчик бросил посещать после пятого класса, а все свободное время проводил, рисуя с натуры. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Молодой художник после короткого заграничного путешествия уехал в родные места, где писал нетронутую рукой человека природу. Он выставлял свои новые произведения на выставках передвижников, изумляя и восхищая зрителей почти фотографической правдивостью своих полотен. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году.

Друг и соавтор Константин Аполлонович Савицкий

картина три медведя шишкин

К.А. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. Когда он вернулся, то его первое же произведение приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков. С 70-х годов XIX века художник выставлял свои интереснейшие жанровые работы на выставках передвижников. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ. Шишкин и Савицкий подружились так крепко, что Иван Иванович попросил стать своего друга крестным отцом своего сына. На горе обоим мальчик умер в три года. А потом над ними пронеслись другие трагедии. Оба похоронили своих жен. Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Большой талант он ценил и у своего друга. Поэтому неудивительно, что К.А. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович.

«Три медведя»: описание картины

три медведя описание картины

Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Ее замысел, сама идея полотна возникла, видимо, при поисках натуры на одном из крупных островов Селигера Городомля. Ночь отступает. Брезжит рассвет. Первые лучи солнца пробиваются сквозь толстые стволы деревьев и поднимающийся от озера туман. Одна мощная сосна выворочена с корнями из земли и наполовину сломана и занимает центральную часть композиции. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. Он не написан, но его присутствие чувствуется. А какое богатство красок использовал пейзажист! Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.

Встреча двух друзей

Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Савицкий пришел в мастерскую. Вот тут и появляются вопросы. То ли Шишкин предложил Константину Аполлоновичу дописать в картину трех медведей, то ли сам Савицкий посмотрел на нее свежим взглядом и сделал предложение ввести в нее анималистический элемент. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Так и было сделано. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем, и его стиль был бесспорен. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Но эта история имеет «сладкое» продолжение.

Кондитерская фабрика

В 70-х годах XIX столетия предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. Чтобы увеличить сбыт, было придумано рекламное предложение: на фантиках печатать репродукции русских картин, а на обороте – краткие сведения о картине. Получалось и вкусно, и познавательно. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год - 1896 г. описание картины три медведя шишкин

После революции фабрика расширялась, а В. Маяковский вдохновился и сочинил рекламу, которая напечатана сбоку на фантике. Она призывала копить деньги в сберкассе, чтобы купить вкусные, но дорогие конфеты. И до сегодняшнего дня в любом сетевом магазине можно купить «Косолапого мишку», который запомнился всем сладкоежкам как «Три медведя». Это же название закрепилось и за картиной И. Шишкина.

www.syl.ru

Картина «Три медведя» («Утро в сосновом лесу») И. Шишкина. Описание картины

На отечественных просторах вы не найдете второго такого «хитового» полотна, сюжет которого присутствует на раритетном бабушкином покрывале, вышитой думочке, скатерти, тарелках и даже на обертках с милыми косолапышами. Воспоминания родителей, шоколадные конфеты и ходы пиарщиков – вот что не дает нам забыть о картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» или, в простонародье, «Три медведя».

А только ли Шишкина? Медведей на холсте нарисовал К. Савицкий, который поначалу изображал двух косолапых, а потом поднял их число до четырех. Раньше считалось, что Шишкин, несмотря на его довольно весомые успехи в анималистической живописи, был не в состоянии изобразить медведей, так что просто эксплуатировал беднягу Савицкого и даже не разрешил тому подписаться на картине. На самом деле художники дружили, а медведи появились уже после того, когда последний сказал, что полотно нединамично. Шишкин мог рисовать кого угодно, но не медведей, вот и дал Савицкому возможность оживить картину и поставить подпись. Коллекционер П. Третьяков был не так лоялен: он купил картину у Шишкина, а это значит, что авторство его, так что никаких Савицких тут быть не может. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов.

Конфеты «Мишка косолапый» с шишкинской репродукцией на фантике и дали название полотну «Три медведя». Появившееся лакомство имело начинку из миндаля, какао-бобов, стоило дорого, но было так вкусно, что даже агитатор всех и вся В. Маяковский не удержался и написал мол, если хотите «Мишек», то отложите на сберкнижку энную сумму денег. Вот так «Мишка косолапый» стал «Тремя медведями» (а их на картине четыре), конфета – одним из признаков СССР, а И. Шишкин – народным художником.

Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Художник хотел и умел удивлять, прежде всего, пейзажами, которые он выписывал настолько ювелирно, что заслужил славу мастера детализации. Только у него увидите дымку тумана, словно парящую среди ветвей столетних сосен, мягкий и уютный мох на валунах, прозрачную воду ручья, утреннюю или вечернюю прохладу, полуденную жару лета. Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. При этом Шишкин не пафосен, он просто тот человек, который искренне восхищается величественной природой родного края и умеет изображать ее.

«Утро в сосновом лесу» умиротворяет уравновешенностью своей композиции. Три медвежонка очень гармонично смотрятся с их мамой-медведицей, а к двум половинкам упавшей сосны так и хочется применить божественную пропорцию. Эта картина – словно случайный кадр на старенький фотоаппарат, который удалось сделать туристу, так долго искавшему истинную девственную природу.

А если посмотреть на колорит картины, то художник словно пытается охватить все богатство красок рассветной поры. Мы видим воздух, но он не голубого привычного оттенка, а скорее сине-зеленого, немного мутного и туманного. Преобладающие цвета, которые окружили косолапых жителей леса – зеленые, голубые и солнечно-желтые, отражающие настроение проснувшейся природы. Яркие мерцания золотых лучей на заднем плане словно намекают на солнце, которое вот-вот осветит землю. Именно эти блики и придают картине торжественности, именно они говорят о реалистичности тумана над землей. «Утро в сосновом лесу» - это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать.

Посмотрите внимательно на лес. Его облик передан настолько реалистично, что становится ясно: это не лесная поляна, а глухая чаща – истинное сосредоточение живой природы. Над ней чуть только взошло солнце, лучи которого уже успели пробраться к верху крон деревьев, забрызгав их золотом и снова спрятались в чащу. Влажный, еще не рассеявшийся туман, кажется, разбудил обитателей древнего леса.

Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Довольные и сытые мишки с самого утра познают окружающий мир, исследуя ближайшую поваленную сосну, а мама-медведица следит за малышами, которые умиляюще неуклюже карабкаются на дерево. Причем, медведица наблюдает не только за детенышами, а и старается уловить малейшие звуки, которые могут нарушить их идиллию. Просто удивительно, как эти звери, написанные другим художником, смогли оживить композиционное решение картины: поваленная сосна словно была создана для этого медвежьего семейства, занятого своими важными делами на фоне отдаленного и дикого уголка русской природы.

На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Каждая травинка, каждый лучик солнца, каждая иголочка сосны написана Шишкиным любовно и трепетно. Если передний план полотна изображает поваленную сосну со взбирающимися на ней медведями, то на заднем плане расположился древний лес. Медвежата и остальная природа вызывают у каждого человека умиротворяющие положительные эмоции. Звери, словно игрушечные, наполняют добротой начало нового дня и настраивают на позитивное мышление. Глядя на этих милых животных, не вериться, что они – хищники по своей природе и не могут быть способны на жестокость. Но главное даже не в этом. Шишкин акцентирует внимание зрителя на гармонию солнечного света, который исходит от заднего плана картины с медвежатами на переднем плане. Проведите визуально линию через них – и вы непременно заметите, что это самые яркие объекты на картине, а все остальное, включая неправильной формы сосны – это лишь дополняющие штрихи.

Кажется, что «Утро в сосновом лесу» изображает настоящих, живых медведей на некоем фантастичном пейзаже. Вятский лес, с которого списана природа, говорят исследователи, сильно отличается от шишкинского. Просто интересно, существуют ли там сейчас медведи, ведь картина на протяжении века воспитывающая эстетический и моральный вкус людей, так и просит бережно относиться к окружающей природе.

И. Шишкин «Три медведя»

На отечественных просторах вы не найдете второго такого «хитового» полотна, сюжет которого присутствует на раритетном бабушкином покрывале, вышитой думочке, скатерти, тарелках и даже на обертках с милыми косолапышами. Воспоминания родителей, шоколадные конфеты и ходы пиарщиков – вот что не дает нам забыть о картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» или, в простонародье, «Три медведя».

А только ли Шишкина? Медведей на холсте нарисовал К. Савицкий, который поначалу изображал двух косолапых, а потом поднял их число до четырех. Раньше считалось, что Шишкин, несмотря на его довольно весомые успехи в анималистической живописи, был не в состоянии изобразить медведей, так что просто эксплуатировал беднягу Савицкого и даже не разрешил тому подписаться на картине. На самом деле художники дружили, а медведи появились уже после того, когда последний сказал, что полотно нединамично. Шишкин мог рисовать кого угодно, но не медведей, вот и дал Савицкому возможность оживить картину и поставить подпись. Коллекционер П. Третьяков был не так лоялен: он купил картину у Шишкина, а это значит, что авторство его, так что никаких Савицких тут быть не может. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов.

Конфеты «Мишка косолапый» с шишкинской репродукцией на фантике и дали название полотну «Три медведя». Появившееся лакомство имело начинку из миндаля, какао-бобов, стоило дорого, но было так вкусно, что даже агитатор всех и вся В. Маяковский не удержался и написал мол, если хотите «Мишек», то отложите на сберкнижку энную сумму денег. Вот так «Мишка косолапый» стал «Тремя медведями» (а их на картине четыре), конфета – одним из признаков СССР, а И. Шишкин – народным художником.

Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Художник хотел и умел удивлять, прежде всего, пейзажами, которые он выписывал настолько ювелирно, что заслужил славу мастера детализации. Только у него увидите дымку тумана, словно парящую среди ветвей столетних сосен, мягкий и уютный мох на валунах, прозрачную воду ручья, утреннюю или вечернюю прохладу, полуденную жару лета. Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. При этом Шишкин не пафосен, он просто тот человек, который искренне восхищается величественной природой родного края и умеет изображать ее.

«Утро в сосновом лесу» умиротворяет уравновешенностью своей композиции. Три медвежонка очень гармонично смотрятся с их мамой-медведицей, а к двум половинкам упавшей сосны так и хочется применить божественную пропорцию. Эта картина – словно случайный кадр на старенький фотоаппарат, который удалось сделать туристу, так долго искавшему истинную девственную природу.

А если посмотреть на колорит картины, то художник словно пытается охватить все богатство красок рассветной поры. Мы видим воздух, но он не голубого привычного оттенка, а скорее сине-зеленого, немного мутного и туманного. Преобладающие цвета, которые окружили косолапых жителей леса – зеленые, голубые и солнечно-желтые, отражающие настроение проснувшейся природы. Яркие мерцания золотых лучей на заднем плане словно намекают на солнце, которое вот-вот осветит землю. Именно эти блики и придают картине торжественности, именно они говорят о реалистичности тумана над землей. «Утро в сосновом лесу» - это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать.

Посмотрите внимательно на лес. Его облик передан настолько реалистично, что становится ясно: это не лесная поляна, а глухая чаща – истинное сосредоточение живой природы. Над ней чуть только взошло солнце, лучи которого уже успели пробраться к верху крон деревьев, забрызгав их золотом и снова спрятались в чащу. Влажный, еще не рассеявшийся туман, кажется, разбудил обитателей древнего леса.

Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Довольные и сытые мишки с самого утра познают окружающий мир, исследуя ближайшую поваленную сосну, а мама-медведица следит за малышами, которые умиляюще неуклюже карабкаются на дерево. Причем, медведица наблюдает не только за детенышами, а и старается уловить малейшие звуки, которые могут нарушить их идиллию. Просто удивительно, как эти звери, написанные другим художником, смогли оживить композиционное решение картины: поваленная сосна словно была создана для этого медвежьего семейства, занятого своими важными делами на фоне отдаленного и дикого уголка русской природы.

На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Каждая травинка, каждый лучик солнца, каждая иголочка сосны написана Шишкиным любовно и трепетно. Если передний план полотна изображает поваленную сосну со взбирающимися на ней медведями, то на заднем плане расположился древний лес. Медвежата и остальная природа вызывают у каждого человека умиротворяющие положительные эмоции. Звери, словно игрушечные, наполняют добротой начало нового дня и настраивают на позитивное мышление. Глядя на этих милых животных, не вериться, что они – хищники по своей природе и не могут быть способны на жестокость. Но главное даже не в этом. Шишкин акцентирует внимание зрителя на гармонию солнечного света, который исходит от заднего плана картины с медвежатами на переднем плане. Проведите визуально линию через них – и вы непременно заметите, что это самые яркие объекты на картине, а все остальное, включая неправильной формы сосны – это лишь дополняющие штрихи.

Кажется, что «Утро в сосновом лесу» изображает настоящих, живых медведей на некоем фантастичном пейзаже. Вятский лес, с которого списана природа, говорят исследователи, сильно отличается от шишкинского. Просто интересно, существуют ли там сейчас медведи, ведь картина на протяжении века воспитывающая эстетический и моральный вкус людей, так и просит бережно относиться к окружающей природе.

5sec.info

"Три медведя" как зеркало советского мифа: Ч. 2: aneitis

"Tolstoy’s “The Three Bears”: the metamorphosis of an English tale into a russian national myth"

Здесь Хеллман переходит к иллюстрациям.

Толстой считал иллюстрации излишними, полагая, что они будут отвлекать внимание от текста, но в советское время сказка стала издаваться с классическими иллюстрациями Юрия Васнецова (1935, 1944 и 1952 гг.)

х

х

х

и Владимира Лебедева (1948 и 1956 гг.). Естественно, что одежда и обстановка на этих иллюстрациях носят выраженные национальные черты.

х

х

Марина Успенская (издание 1973 г.) заменила ели Васнецова и Лебедева на берёзы, дерево с ещё более сильными русскими коннотациями.

х

Даже иллюстрации для книги «Три медведя», опубликованной в США в 1948 году в знаменитой серии «Маленькая золотая книга», имеют русский колорит, несмотря на то, что текст - стандартная английская версия, а не Толстой. Это объясняется тем, что художник-иллюстратор Федор Рожанковский был русским эмигрантом, который естественным образом видел эту сказку как часть своей родной культуры.

В то время, как Толстой придал медведям национальную идентичность, девочку он оставил без имени и истории: анонимный, безликий персонаж, который по неизвестным причинам приходит непонятно откуда и в конце убегает неизвестно куда. Для медведей её истинные намерения остаются неясными, она для них - чужая, отличающаяся от лесных обитателей по своей сути. Когда она вторгается на их территорию, нарушая мирное течение их жизни, она становится угрозой образу жизни и самому существованию русских медведей. В версии Толстого реакция медведей более яростная, чем в оригинале: малыш Мишутка, больше всех пострадавший от наглости пришелицы, даже хочет её укусить. Нет никаких намеков на возможность компромисса или примирения, поскольку разгневанные домовладельцы изгоняют девочку. Добросердечные и мирные по своей природе, они становятся агрессивными, когда их территориальные права ставятся под угрозу. Как и в другом произведении Толстого, «Война и мир», злоумышленник, разоряющий российское достояние и оскверняющий священные места, должен быть изгнан. И подобно охваченному паникой Наполеону, девочка, спасая свою жизнь, бежит без оглядки.

Однако господин Хеллман находит и ещё одно объяснение "такой жестокой реакции медведей". И с этого момента начинается просто песня )

В то время как девочка - представительница человеческого рода, сами медведи - дикие животные, которые с лишь трудом подражают человеческому поведению. Эти примитивные звери живут псевдочеловеческой жизнью, которая чужда их истинной природе. Они носят одежду, сидят на стульях, едят приготовленную пищу из тарелок и спят в кроватях. Они защищают себя от солнца зонтиками, как показано на иллюстрации Васнецова 1935 года. Не довольствуясь традиционным именем медведей - Мишка - они скрывают свою истинную суть под другими человеческими именами.

Приход человека беспощадно разоблачает фальшь жизни медвежьего семейства. Тонкий налёт цивилизации исчезает, как потёмкинская деревня, и их звериная сущность вылезает наружу. Таким образом, победно заключает Хеллман, интерпретация представляется следующей: Россия пытается перенять западную модель развития, подавляя при этом чувство неполноценности. Однако это равновесие крайне неустойчиво, над ним постоянно нависает угроза крушения. Девочка непреднамеренно раскрывает своим вторжением фальшь российского выбора, искусственность их западных претензий.

После этого ошеломительного пассажа господин Хеллман наконец приступает к анализу иллюстраций - столь же глубокому и убедительному, как и его интерпретации толстовского текста ))

По его версии, иллюстраторы сказки также невольно отражают все эти "изменения национального имиджа".Одно из первых иллюстрированных советских изданий сказки вышло в Одессе в 1925 году. Первые годы становления советского государства - война, голод, разруха - точно отражены в облике трёх медведей на рисунках В. Меля. Сама обложка книги создает напряжённость: могут ли эти измождённые лохматые представители России мобилизовать необходимую силу, чтобы прогнать злоумышленника, беспокоится Хеллман.

На иллюстрациях Васнецова тридцатых годов, после десятилетия стабилизации и возвращения к традиционным ценностям, медведи одеты в жилетки, а ​​мама-медведица в "национальный костюм".

Однако на послевоенных иллюстрациях Лебедева (1948) и более поздних рисунках Успенской (1973) медведи "отказались участвовать в этом унизительном маскараде". После победоносной Второй мировой войны в Советском Союзе зародилась новая национальная гордость и чувство собственного достоинства, принятие того, что считалось подлинной русской идентичностью. Медведи Толстого отвергают роль манекенов для западной публики и сбрасывают ненавистную им теперь одежду. Васнецов следует этой схеме: на иллюстрациях 1935 года все медведи одеты, но в 1944 году единственная одежда - фартук мамы, и, наконец, в 1953, в год смерти Сталина, даже этот кусок ткани отброшен и все три медведя появляются в своём естественном виде.

Безымянный

Ещё одна особенность этих иллюстраций - тенденция оттеснять девочку на обочину. Васнецов удалил её с иллюстрации обложки 1935 года, и Успенская последовала его примеру. Во времена холодной войны Лебедев превратил её в едва заметное белое пятно на заднем плане. На переднем плане мы видим трёх медведей в качестве пограничного патруля, уже не просто символического, но наблюдающего за возможными угрозами извне.

Сравните эту советскую традицию, призывает Хеллман, с обложкой американского издания. Художник Рожанковский - русский, но уже цивилизованный -в смысле, американизированный. На обложке мы видим самый драматический момент сказки: сцену, где медведи обнаруживают незваную гостью в постели медвежонка, но они полностью лишены любых признаков угрозы. Медведи Рожанковского выглядят безобидными плюшевыми мишками, наряженными в кукольную одежду, и это в 1948 году, когда советские иллюстраторы сняли с медведей Толстого последнюю одежду.

Эта советская линия развития может рассматриваться как отражение ксенофобии, особенно возросшей в последние сталинские годы. Детская литература учила детей следить за незнакомцами и иностранцами как возможными нарушителями границ и шпионами. Идеалом был однородный национальный коллектив, не затронутый импульсами из внешнего мира. Только после падения Советского Союза картина изменилась. На постсоветских иллюстрациях семья медведей снова одета, часто в русские народные костюмы, и они охотно позируют с девочкой. Новый поиск национальной идентичности смешивается с желанием проявиться в более привлекательной, цивилизованной форме в глазах других народов. Даже примирение между собственным и иностранным стало возможным. Русификация медведей и их жизненной среды запустила процесс трансформации, который в конечном счёте затронул национальные мифы и русский имидж, удовлетворённо заключает господин Хеллман.

Ну что тут сказать: по части натягивания любых сов на излюбленные глобусы с литературоведами-философами могут потягаться разве что литературоведы-психоаналитики ) Конечно, смешно было бы всерьёз пытаться опровергать эту ахинею, разве что можно заметить: любопытно, что помешало господину Хеллману обнаружить рядом с изданием 1935 года издания 1936-37 гг. с иллюстрациями того же Васнецова, полностью аналогичными "разоблачённой" иллюстрации 1944:

Или издания 1948 и 1959 годов с одетыми "цивилизованными" медведями:

х

А вот издание 1958 года с иллюстрациями Полякова и Сальмана:

х

Я уже не говорю о выборе издания с "раздетыми" иллюстрациями Успенской, при том, что в те же 1970-е, когда ещё ничто не предвещало падения СССР, было полно и "одетых" изданий:

Какая удивительно избирательная слепота, благодаря которой все не вписывающиеся в стройную теорию издания случайно оказались за бортом )

Интересно, как профессор умудрился игнорировать отсутствие разницы с британскими иллюстрациями, на которых медведи точно так же постоянно и бессистемно меняют облик с "дикого" на "цивилизованный" и обратно. И уж совсем забавно выглядят сетования Хеллмана на агрессивность менталитета русских медведей, "исключающую всякий компромисс": медвежонок хочет укусить оккупировавшую его постельку девочку! Господину учёному не мешало бы получше изучить оригинал, где медведи последовательно пытаются сжечь и утопить вторгшуюся к ним старушку, насаживают её на шпиль Сент-Пола или вышвыривают лису из окна, а милую малышку Златовласку в некоторых вариантах сказки попросту съедают, о чём есть упоминание, например, у Памелы Трэверс в её "Мэри Поппинс". Русские медведи на фоне британских выглядят сущими вегетарианцами )

Впрочем, и с британским юмором тягаться трудно:

aneitis.livejournal.com

Описание иллюстрации Юрия Васнецова «Три медведя» Картины художников

Описание иллюстрации Юрия Васнецова «Три медведя»

Юрий Васнецов как талантливый художник в сфере детского искусства, детской литературы и иллюстрированных книг всегда держался немного особняком ото всех других авторов. Юрий учился у самого Петрово-Водкина, а также у такого талантливого художника своего времени, как Малевич.

В итоге Юрий Васнецов стал одним из перспективных авторов и просто талантливым живописцем. Ему присваивают такую заслугу в сфере художественной живописи, как создание своего собственного и отличного от других стиля графики для литературных изданий различного формата, и содержания. Однако одним из его любимых на протяжении всей жизни направлений было, конечно же, рисование для тех произведений. Которые своими корнями уходили глубоко в народное искусство.

Одной из известных и по сей день книгой, к которой приложил свою профессиональную художественную руку Васнецов, стала

книга другого знаменитого человека – Льва Толстого. Лев Толстой написал небольшой детский рассказ под названием «Три медведя». Примечательно в этой книге то, что Васнецов, нарисовавший для нее все рисунки, сделал это не на пике своей славы и даже не после того, как он перестал писать картины, а в самом начале свой карьеры в качестве талантливого и подающего большие надежды иллюстратора.

Через некоторое время о книге позабыли, но совсем скоро после этого ее начали издавать. Издавали ее разные компании, и каждая из них вносила свои незначительные поправки в основную цветовую гамму, шрифт и другие особенности.

Тем не менее, даже незначительные изменения смогли передать характер, мимику и эмоции главных персонажей картины, в чем заключается одна из главных заслуг Васнецова. Благодаря этому книга о приключениях трех медведей все также остается популярной, востребованной и читаемой среди людей.

Прислал: Cr1stal . 2017-10-08 22:26:47

opisanie-kartin.iusite.ru

Три медведя - Лев Толстой

Подробности Категория: Лев Толстой

Три медведя

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит - в домике никого нет, и вошла.

девочка ушла из дома в лес

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

лес

Три медведя

солнце

лес трава

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

девочка в домике Трех медведей

Три чашки с кашей

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой - Михаилы Иваныча, другой поменьше - Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой - Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул - на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась - так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

девочка катается на стуле Мишутки

поломаный стул Мишутки

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая - Михаилы Иванычева, другая средняя - Настасьи Петровнина, а третья маленькая - Мишенькина. Девочка легла в большую - ей было слишком просторно; легла в среднюю - было слишком высоко; легла в маленькую - кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

Три кровати медведей

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Три медведя идут домой

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

Три медведя дома

- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:- КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:- КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу.- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - заревел Михайло Иваныч страшным голосом.- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? - зарычала Настасья Петровна не так громко.А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:- КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:- ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!

Три медведя в спальне

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала.

Три медведя

И медведи не догнали ее.

лунадом Трех медведей

- КОНЕЦ -

Сказка. Иллюстрации: Васнецова Ю.

www.planetaskazok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта