Тема: Репродукция картины Васнецова «Алёнушка». Репродукция картины васнецова аленушка
Картина Васнецова «Аленушка»
Одна из всеми любимых произведений Васенцова «Аленушка» известна многим любителям искусства. Это образ печальной сироты, девушки с трудной судьбой, которая сидит у речки и безмолвно жалуется на свою тяжелую судьбу. Художник закончил картину «Аленушка» в 1881 году в Москве.
Хотя картина была написана по мотивам русской сказки, но художник изобразил в ней русскую девушку, которую однажды встретил в Ахтырке. Взирая на полотно, можно заметить, что обряд босоногой девушки не похож на тот, который описывается в известной сказке. На ней кофта и длинная юбка с цветочками.
Используя сказочный образ, Васенцов раскрывает тему всех девушек, у которых нелегкая жизнь. В глазах у девушки огромная тоска и печаль, которая усугубляется общей тишиной пейзажа. Все неподвижно, даже молодые осины слегка трепещут. Темная вода речки, еле отражающая образ девушки, а также хмурый лес усугубляют грусть. Лишь ласточки, сидящие над головой девушки, символизируют надежду и счастливый финал русской сказки.
В этой картине гениальность художника передавать эмоции страдающего человека, очевидно. Несмотря на серые краски, у человека не остается чувство сострадания, маленькие детали вселяют в зрителя надежду, что все это вскоре кончится и начнется продолжение сказки со счастливым финалом.
Оригинал картины Васенцова «Аленушка» хранится в Третьяковской галерее. Но желающие украсить им свое жилище или купить его в качестве подарка, могут обратиться в компанию Artwall.ru, которая занимается печатью и продажей репродукции картин всех известных во все времена художников. Использование цифровых технологий и современного оборудования позволяет компании выпускать продукцию с четким изображением, изделия на холсте с трудом отличаются от оригинала, и все это по очень выгодной цене. И чтобы заказать картину нет необходимости приехать на студию, достаточно оформить заявку в интернет-магазине компании Artwall.ru, с указанием размеров, вида носителя и других характеристик, выбрать способ оплаты и буквально через 2-3 дня ваш заказ будет готов. Все подробности можете уточнить у менеджера с помощью множества способов связи, указанных на сайте.
www.artwall.ru
Тема: Репродукция картины Васнецова «Алёнушка».
Класс: 2
Предмет: чтение
Тема: Репродукция картины Васнецова «Алёнушка».
ЗАДАЧИ:
-
обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
-
продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
-
рассматривать сказку как систему отношений;
-
формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
-
использовать картины, воссоздающие воображение детей;
-
воспитывать бережное отношение друг к другу.
Микроумения:
Ход урока.
-
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята, проверти все ли готово к началу урока. Садитесь.
-
Актуализация знаний.
-Ребята , скажите чем мы занимались на прошлом уроке? (читали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-По содержанию это какая сказка? (волшебная)
-Докажите (Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства)
-Почему “ведьму” никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?
Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.
-– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?
-
Актуализация новых знаний.
-Откройте страницу 143,вашего учебника.
-Рассмотрите репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка»
Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.
("Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет").
Физическая минутка.
– Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)
– А почему В.Васнецов изобразил Аленушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.)
Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;Ключевая вода оживляет Алёнушку).
-Так что же роднит сказку и картину?(Грустное настроение, лирическая тональность.)( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).
-Какими же средствами переданы эти два произведения?(Литературное произведение - словом.Картина - красками.)
-Какой вы увидели Аленушку на картине. (одинокой, красивой, грустной, доброй, задумчивой, ласковой, печальной, спокойно, унылой, очаровательной, безрадостной, обаятельной, пригорюневшейся, подавленной)
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку "Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова "Аленушка" (3 класс)
Сочинение по картине В. Васнецова «Аленушка» (3 класс)
Подготовительная работа для написания сочинения по картине В.М. Васнецова «Аленушка»:
- урок литературного чтения. Тема урока: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».
I. Урок литературного чтения
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Цель:
учить соотносить художественный текст и художественные средства картины;
развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору, показать отличие картины от иллюстрации к художественному произведению.
(Для этого репродукция картины «Аленушка» заранее экспонируется в классе и дети могут детально ее рассмотреть после чтения сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Ход беседы после прочтения сказки:
Учитель: Как вы думаете, похож ли образ этой девушки на картине на Аленушку из сказки? Почему? Как выдумаете, можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?
(Нет. Иллюстрация показывает эпизод сказки, в ней отражены все детали, которые взяты из сказки. В сказке у омута козленочек, зовущий сестрицу.)
Учитель: Действительно, это картина, а не иллюстрация. Картина, на которой художник показывает обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. В его воображении все образы бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, покладистых детей соединились в один образ Аленушки. Народ с любовью говорил в сказках об этих детях. Васнецов же отразил эту любовь в картине.
Домашнее задание:
Изобразить образ Аленушки из прочитанной сказки, ее внешний облик;
Подобрать слова, описывающие характер героини;
По своему рисунку подготовить сочинение-миниатюру.
II.Урок русского языка
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка»
Цели:
Образовательные:
Познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецова;
Учить анализировать содержание картины;
Учить писать сочинение, соблюдать структуру текста;
Учить излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями;
Формировать умение подбирать точную лексику для описания картины, помогающую раскрыть тему и идею картины.
Развивающие:
Развивать умение составлять текст-описание по картине, составлять план;
Развивать умение понимать тему и основную мысль картины;
- Расширять словарный запас, кругозор учащихся;
Формировать умение точно выражать свои чувства;
Развивать художественный вкус и образное мышление.
Воспитательные:
воспитывать умение эмоционально откликаться на произведения живописи; воспитывать интерес к живописи;
воспитывать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства.
Задачи:
учить составлять описательный текст по опорным словам;
развивать воображение, умение видеть красоту природы, различать настроение, изображенное художником;
Необходимое оборудование:
ноутбук,
проектор,
экран,
мультимедийная презентация,
репродукция картины «Аленушка».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Прочитайте слова, которые вы записали, описывая характер героини сказки «Аленушка и братец ее Иванушка»
Вступительное слово учителя (Слайд 1-2)
Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» и напишем сочинение по этой картине. Весь урок мы будем развивать нашу речь, как устную, так и письменную.
Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г. Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. Позднее Виктор Михайлович вспоминал, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. А маленький Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.
Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, это произведения написанные на основе народного творчества. "Я только Русью и жил» - говорил художник.
3. Рассматривание картины
«Аленушка», - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах ... Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Вот художник и постарался показать это в картине.
Учитель предлагает рассмотреть картину «Аленушка», обратить внимание на фрагменты картины.
Слайды 4–10 (музыкальное сопровождение по клику, смена слайда 4 по клику, остальные слайды настроены по времени).
4. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.
Учитель: Какое впечатление производит картина?
Учитель: Какие чувства она вызывает?
Описание Аленушки
Слайд 11-13
Учитель: Кого вы видите в центре картины?
Учитель: Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины?
(Художник хочет, чтобы мы сразу на нее обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине).
Учитель: Где находится Аленушка?
(Она сидит на камне у озера).
Учитель: Опишите позу девушки.
(Аленушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени руками, согнулась, положила голову на сцепленные руки).
Учитель: Почему она приняла такую позу?
(Она печально смотрит на воду, думая о чем-то грустном. Она пригорюнилась, поникла).
Учитель: Какое у Аленушки настроение?
(Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушенное, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась).
Учитель: Как вы думаете, в чем причина печали Аленушки?
(У неё случилось беда; она грустит о братце, у неё тяжелая безрадостная судьба, она осталась одна).
Учитель: Какими словами можно охарактеризовать горе Аленушки? (Большое, великое, 6езутешное).
Учитель: С помощью чего художник показал, что у нее безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви).
Учитель: Как Виктор Михайлович относится к своей героине?
(Он ее любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка).
Учитель: С помощью каких художественных приемов художник привлекает внимание к лицу Аленушки?
(Он его сделал светлым, а вокруг все темное).
Описание природы
Слайд 14-16
Учитель: Что можно сказать о природе, окружающей Аленушку?
Учитель: Опишите все, что вы видите на переднем и заднем плане.
Учитель: Какое время года изображено на картине?
Учитель: Какие детали об этом свидетельствуют?
(Желтые листья затаились на водной глади, березки усыпаны желтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо).
Учитель: Как вы думаетe, почему художник выбрал осень?
(Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть).
Учитель: Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.
Учитель: При помощи каких средств художник показал это?
(Молодые тонкие березки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки).
Учитель: Кто ещё на картине сочувствует горю Аленушки?
(Птички).
Учитель: Почему вы так думаете?
(Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Аленушкой, как бы внимают ее тоске, но ничего не могут поделать).
Учитель: Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?
(Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление).
Учитель: Обобщите сказанное.
Отношение к картине
Учитель: Выразите свое отношение к картине, к Аленушке?
(Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Аленушки вызывает сострадание).
Учитель: Какое отношение к Аленушке у Васнецова?
(Он любит свою героиню и сострадает ей).
Учитель: Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.
Физминутка.
5. Речевая подготовка.
Слайды 18-23.
.
6. Составление плана (коллективное).
Слайд 24
1. Художник В.М. Васнецов и его картины.
2. Описание Аленушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).
3. Природа сочувствует Аленушке.
4. Какие приемы и средства позволили художнику выразить содержание картины?
5. Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чем заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)
6. Устное высказывание по картине.
Физминутка для глаз и кистей рук
7. Письменное сочинение по картине
Учитель: Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем необходимо писать, в каком порядке, какую лексику использовать. Пользуйтесь творческими тетрадями, в которых у вас записаны необходимые слова. Старайтесь писать в соответствии с планом, соблюдая правила каллиграфии и внешнего оформления.
1. Самостоятельная работа учащихся (сочетается с индивидуальной помощью учителя) - 20 минут
2. Самопроверка
8. Домашнее задание
infourok.ru
Репродукция картины Васнецова «Алёнушка». страница 2
-Есть ли в тексте такие же, как и в картине, средства создания образа Аленушки: описание позы, одежды, лица, описание природы?
-Таких средств нет, значит, мы совсем не можем представить Аленушку, какая она в сказке? Нет никаких подсказок, чтобы узнать, как создан образ Аленушки?
-Как мы узнаем о человеке, какой он? (по его поступкам, по его делам)
На доске написаны ключевые слова: поступки и дела, речь героя.
-Где мы это можем найти? (в тексте)
-Давайте пройдемся по сюжету сказки, найдем предложения про Аленушку, попробуем составить образ героини.
Дети находят отрывки, зачитывают их, делают выводы о характере Аленушки. Учитель записывает слова на доске.
Из 1-ого абзаца узнаем
-
Сирота
-
Трудолюбивая
Из разговора с братцем
-
Ласковая
-
Заботливая
-
Терпеливая
-
Спокойная
-
Добрая
Когда случилось несчастье
-
Грустная
-
Печальная
-
Несчастная
-
Доверчивая
-Скажите описание Алёнушки в тексте, похоже с нашим описанием по картине? (да)
-Какой можно сделать вывод? (Васнецов тонко прочувствовал народ, который написал эту сказку и создал точный образ Алёнушки)
-
Рефлексия.
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Кто написал эту сказку?
-Как зовут автора картины «Алёнушка»?
-
Итог урока.
Спасибо за урок. До свидания.
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ СПО «НСГК»)
Конспект по литературному чтению, 2 класс
Тема: «Репродукция картины Васнецова «Алёнушка»
Разработчик: Бурцева Ксения
Методисты: Сибирякова Н.П.
Бутова В. Л.
Г. Нижневартовск, 2013
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ СПО «НСГК»)
Конспект по литературному чтению, 2 класс
Тема: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Разработчик: Бурцева Ксения
Методисты: Сибирякова Н.П.
Бутова В. Л.
Г. Нижневартовск, 2013
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ СПО «НСГК»)
Конспект по окружающему миру, 2 класс
Тема: «Глобус и географическая карта»
Разработчик: Бурцева Ксения
Методисты: Сибирякова Н.П.
Бутова В. Л.
Г. Нижневартовск, 2013
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ СПО «НСГК»)
Конспект по русскому языку, 2 класс
Тема: «Имя существительное»
Разработчик: Бурцева Ксения
Методисты: Сибирякова Н.П.
Бутова В. Л.
Г. Нижневартовск, 2013
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ СПО «НСГК»)
Конспект по русскому языку, 2 класс
Тема: «Закрепление знаний. Имя существительное»
Разработчик: Бурцева Ксения
Методисты: Сибирякова Н.П.
Бутова В. Л.
Г. Нижневартовск, 2013
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ СПО «НСГК»)
Конспект по математике, 2 класс
Тема: «Составная задача»
Разработчик: Бурцева Ксения
Методисты: Сибирякова Н.П.
Бутова В. Л.
Г. Нижневартовск, 2013
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ СПО «НСГК»)
infourok.ru