История и описание картины "Видение отроку Варфоломею" Нестерова. Картина васнецова сергий радонежский


Житие св. преп. Сергия Радонежского на картинах художников

Житие св. преп. Сергия Радонежского на картинах художников

Василий Нестеренко. Игумен земли русской Василий Нестеренко. Игумен земли русской

oie_101103C1Qf1sRP.jpg

Алексей Кившенко. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

oie_101136i27UIelu.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна" (масло)

oie_101148BxrtmPvM.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители (масло)

oie_1011021hoUJ7jh8.jpg

Аполлинарий Васнецов. Троице-Сергиева лавра. 1908-1913

oie_1011042LjKEDgRs.jpg

Николай Рерих. Святой Сергий

oie_1011059llDBr2LC.jpg

Эрнест Лисснер. 1380 год. Троице-Сергиева лавра. Бумага, акварель. 1907

oie_1011120AFiFcEuK.jpg

Михаил Нестеров. Труды Преподобного Сергия Радонежского

oie_1011135ZvN9edHz.jpgСергей Ефошкин. Преподобный Сергий. По Руси

oie_1011155fj5Z6gIE.jpg

Сергей Ефошкин. Чудо о птицах (акварель)

oie_1011213KvJ84BjA.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий в семье. Чтение

oie_1011229ghfrTtMX.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Благословение кн. Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву

oie_1011247xW633lna.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Весна" (акварель

oie_1011324vwLmvpyp.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. За хворостом

oie_1011347PrDJ1AX3.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. По воду

oie_1011623fe5j0TN0.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо об источнике

oie_1011740xlDksMue.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Уединенная молитва

oie_1011758Vu9MBSR6.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо об освящённом огне и Ангеле Господнем

oie_1011818f3MbNCnD.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Строительство обители (акварель

oie_1011840QUCrNbD5.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Труды в пекарне

oie_1011858GNwJYDDL.jpg

Сергей Ефошкин. Троице-Сергиева Лавра. Начало ХХ века

oie_1011916SxnN5z2X.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо о птицах (масло

oie_1011934Rf6G3Nuv.jpg

Николай Рерих. Сергий - строитель. 1940 г

oie_10105929KIcYgZJY.jpg

Игорь Машков. Паломничество св. князя Дмитрия Донского в Свято-Троицкую обитель к прп. Сергию после Куликовской битвы

oie_10105946TjT7Twl5.jpg

Игорь Сушенок. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

oie_10111032TVcdL23.jpg

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889-1890

oie_10111122RdjOJXNF.jpg

Михаил Нестеров. Юность преподобного Сергия, 1892-1897

oie_10111142M4AB8ce4.jpg

Михаил Нестеров. Святой Сергий Радонежский. 1891-189

oie_10111217iCLtPfj0.jpgИлья Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев. 1992

oie_101111774UuAP68.jpg

Николай Рерих. Сергий - строитель. 1925

oie_101793Z6dMzJxs.jpg

Илья Глазунов. Князь Дмитрий Донской. 1961-1980

oie_1017119TOn2o7uX.jpg

Павел Рыженко. Победа Пересвета

oie_1017122IEI6EmOH.jpg

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. Вариант

oie_1017180OVX1tcoD.jpg

Максим Фаюстов. Преподобный Сергий Радонежский благославляет князя Дмитрия Ивановича на битву

oie_1017193xBqGGb1U.jpg

Сергей Кириллов. Преподобный Сергий Радонежский

oie_1017832ViSU0nyg.jpg

Илья Глазунов. Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). 1979

oie_1017919BYwDAcMt.jpg

Илья Глазунов. Хан Мамай. Из цикла "Поле Куликово". 1979

oie_1017939KUTgfK9N.jpg

Василий Нестеренко. Времена года. Зима в Троице-Сергиевой лавре. Холст, масло, 140 х 180 см, 1995 г

oie_1017956yrpynAoJ.jpg

Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока Варфоломея

oie_10171015ue15ADZ9.jpg

Павел Рыженко. Благословение Сергия

oie_10171031h59FHl0q.jpg

Павел Рыженко. Ослябя

oie_10171048A9YL6NFL.jpg

Павел Рыженко. Молитва Пересвета

oie_10171144j3bl66XK.jpg

Павел Рыженко. Поле Куликово. Стояние на костях

oie_10171237cp1RG1tJ.jpg

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий Радонежский. Благословение князя московского Димитрия Иоанновича со дружиною на битву. 1380 год

oie_10171257vacHzXYN.jpg

Сергей Ефошкин. Перед битвой. Воин-схимонах Александр Пересвет

oie_10171318FoFX2EbF (1).jpg

Сергей Ефошкин. К преподобному Сергию. Начало ХХ века

oie_10171550GC6ncVWL.jpg

Сергей Ефошкин. Окраина Сергиева Посада

oie_10171655aRZ3KnF0.jpg

Николай Рерих. Сергий Радонежский - строитель

oie_10171690bh89C9C.jpg

Сергей Ефошкин. Троице-Сергиева Лавра. К преподобному

oie_10171738SSmTjOGt.jpg

Юрий Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

oie_10171820EW4P6pxT.jpg

Павел Корин. Пересвет и Ослябя. 1944

oie_10171839V0R6q9N1.jpg

Владимир Самсонов. Родник Сергия Радонежского

oie_10171922AJBeXxAJ.jpg

Павел Рыженко. Житие преподобного Сергия

oie_10171941yPh6XZKC.jpg

Юрий Ракша. Предстояние

oie_10178166xgP9Oay.jpg

Илья Глазунов. Канун. Из цикла Поле Куликово". 1977

oie_101711273QE4cDPU.jpg

Павел Рыженко. Поле Куликово

oie_101712190BD5oWGv.jpg

Сергей Ефоршкин. Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы

oie_101717196oa3ol7Q.jpg

Владимир Соковнин. Благословение преподобным Сергеем Радонежским Дмитрия Донского

oie_101784810DTgy7j.jpg

Илья Глазунов. Засадный полк. Из цикла "Поле Куликово". 1979

oie_1017163340RXZGqi.jpg

Сергей Чикуньков. Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским

oie_1017566Zr9Je5Wj.jpg

Борис Ольшанский. Пересвет на поле Куликовом

oie_1017576pWiO8U1b.jpg

Наталья Климова. Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика..

oie_1017585Tur3P9jH.jpg

Михаил Нестеров. Юность Сергия. 1891 г

oie_1018015HBOKYKGr.jpg

Михаил Шаньков. Засадный полк

oie_1018033oytymG79.jpg

Александр Новоскольцев. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем.

oie_1018051EBLzFf2X.jpg

Марат Самсонов. Благословение.

oie_10175511W8P8jr0B.jpg

Юрий Ракша. Проводы ополчения

oie_10175530OB1HSoMv.jpg

Юрий Ракша. Благословение Дмитрия Сергием Радонежским

oie_10175546E6QpuWhe.jpg

Виктор Маторин. Хан Мамай

oie_10175725HaCQg1iK.jpg

Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. (фрагмент

oie_10175745U69KRUXi.jpg

Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889 г

oie_10175822N7HvnRqv.jpg

Михаил Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих (фрагмент

oie_10175839GGR8emFr.jpg

Андрей Городничев. Александр Пересвет.

oie_10175859HDSfJ0kf.jpg

Герман Безукладников. Александр Пересвет

oie_10175916PNyOc0Ie.jpg

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943 г

oie_10175937S13NSuTv.jpg

Виктор Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914 г

oie_10175957siRHrM0A.jpg

Александр Бубнов. Утро на Куликовом поле

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)Серия сообщений "***Русские художники":Часть 1 - Первунинский Владимир Сергеевич.Жанровая живопись.Часть 2 - Орест Адамович Кипренский (1782-1836)...Часть 14 - Прекрасные картины русского художника Бориса Ольшанского.Часть 15 - Русские художники .Сычков Федор Васильевич .Часть 16 - Житие св. преп. Сергия Радонежского на картинах художников.Часть 17 - Русские художники -Василий Андреевич ТропининЧасть 18 - Выдающийся русский художник-портретист ,Кипренский Орест Адамович....Часть 46 - Иван Константинович Айвазовский.Часть 3.Картины.Часть 47 - Иван Константинович Айвазовский.Часть 4.Картины.Часть 48 - Дмитрий Анатольевич Белюкин-советский и российский живописец.

slavikap.livejournal.com

История и описание картины "Видение отроку Варфоломею" Нестерова

Художник Нестеров Михаил Васильевич всегда относился с особенной любовью к святому Сергию Радонежскому. Картина «Видение отроку Варфоломею» является первой из целого цикла его работ, посвященных преподобному игумену. Это объясняется тем, что Нестеров – художник, творчество которого сформировалось на почве высокой духовно-христианской традиции. Он нежно любил свою Родину, ее природу и людей, живших рядом с ним.

О художнике

Родился Нестеров Михаил Васильевич 31 мая, а по старому стилю 19 мая, 1862 года в Уфе. Согласно семейным преданиям, род будущего художника происходил из новгородских крестьян, которые когда-то переселились на Урал. Его дед Иван Андреевич был крепостным, а позже стал, как тогда называли, вольноотпущенным. Он сумел на "отлично" закончить семинарию и, приложив немало усилий, выбился в купеческое сословие.

В семье Нестеровых очень любили литературу и даже ставили небольшие спектакли. А однажды сыграли даже комедию Гоголя «Ревизор», чем наделали переполоху в провинциальной маленькой Уфе. Надо сказать, что в те времена книги были еще редкостью, но в этом доме они водились. По рекомендации своего отца Михаил еще в детстве с удовольствием прочитал «Войну и мир» Льва Толстого. И был очень поражен этим произведением.

Нестеров художник

Отец Михаила Васильевича был незаурядной личностью. Обнаружив талант сына к рисованию, он не стал препятствовать его развитию, а, наоборот, всячески поддерживал его. И это несмотря на то, что в купеческих семьях дело передавалось от отца к сыну.

Церковная живопись

Религиозная тематика вошла в картины художника Нестерова прочно и надолго. Но мастер писал не только полотна. Одно время он занимался росписями церквей. Например, в 1893-1894 годах во Владимирском соборе города Киева он написал запрестольный образ под названием «Рождество Христово», а через 2 года в одном из храмов Петербурга была закончена работа над мозаикой. В 1899 году Нестеров приступил к росписи кавказской церкви Александра Невского. Через 5 лет она была завершена. Также кисти мастера принадлежат фрески, находящиеся в московской Марфо-Мариинской обители. Работа над ними велась с 1907 по 1911 год. К этому времени как раз и относятся лучшие картины Нестерова Михаила Васильевича, написанные им на религиозные темы.

Семейная легенда

Чем же можно объяснить такую большую тягу художника к святым образам? Существовала некая семейная легенда, согласно которой маленький Михаил чуть не умер, но, благодаря вмешательству святого, который чудесным образом исцелил его, мальчик все-таки выжил.

Надо сказать, что лечили тогда детей достаточно суровыми народными методами. Например, держали их прямо на снегу или на морозе или, наоборот, укладывали в горячую печь. По словам самого художника, его матери показалось, что он умер. Тогда ребенка, как полагается, обрядили и положили под иконами, на грудь поместили образок святого Тихона Задонского, а сами уехали на кладбище - заказывать похороны. Через какое-то время мать заметила, что ее ребенок очнулся. Она была уверена, что это чудо случилось благодаря заступничеству святого. С тех пор особенно почитаемым и любимым в их роду стал, помимо Сергия Радонежского, и Тихон Задонский.

Работа над картиной

Нестеров «Видение отроку Варфоломею» писал, будучи в Комякине. Недалеко от этого места находилась Троице-Сергиева лавра. Также рядом расположена и усадьба Абрамцево, владельцем которой являлся знаменитый в то время меценат Савва Мамонтов. Как известно, он очень любил приглашать к себе в гости уже состоявшихся, знаменитых художников: Серова, Васнецова, Билибина, Врубеля. Бывал там и Нестеров. «Видение отроку Варфоломею» - картина, в которой использованы именно абрамцевские пейзажи. Сам художник писал о том, что этюд для этой работы он набросал, будучи прямо там. Тогда его до глубины души поразила незамысловатая подлинность российской природы. Сохранилось несколько подготовительных рисунков и этюдов к этому самому знаменитому его полотну.

Нестеров Михаил Васильевич

Тематика холста

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» посвятил Сергию Радонежскому, жившему в XIV веке. Он был основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря. В миру носил имя Варфоломей. Он до сих пор является одним из самых почитаемых святых в России.

Именно с благословения Сергия, Дмитрий Донской отправился на битву, произошедшую на Куликовом поле в 1380 году. Бой против полчищ монголо-татар под руководством хана Мамая закончился победой русского войска. С нее началось освобождение земель от монгольского ига.

Для художника образ юного Сергия стал своего рода символом, который давал надежду на то, что русская духовность все же возродится.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображает один из эпизодов жития Сергия Радонежского. В отличие от своих братьев, в детстве мальчику очень трудно было изучать грамоту. Однажды, ища пропавшую лошадь, он забрел в лес, где ему встретился монах, молящийся у дуба. Варфоломей пожаловался иноку, что грамота дается ему с большим трудом. Старец с помощью таинства причастия помог отроку обрести знания.

Цвета на полотне

Делая описание картины «Видение отроку Варфоломею», нельзя не заметить тепла, исходящего от нее. Почти все цвета, используемые художником для ее написания, - солнечные и радостные: желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, охра.

Описание картины Видение отроку Варфоломею

На переднем плане картины видим две центральные фигуры – инока и отрока, окруженных осенним, чисто русским пейзажем. На втором – холм, заросший высокой травой. Она уже почти вся пожелтела и местами высохла, но все же на ее фоне хорошо видны небольшие нежно-голубые цветы. Глубину картине придают холмы, расположенные по бокам: слева – желто-зеленый, поросший высокими елями, а справа – красно-желтый.

На заднем плане виднеется засеянное золотой пшеницей поле, а на его краю – две ветхие, чуть покосившиеся, темные избушки. За ними изображена деревянная, уже не новая церковь с ярко-голубыми куполами в окружении стройных берез и елей. Напротив нее, через дорогу, вьется, поблескивая, небольшая речушка. Вода в ней чистая и прозрачная.

Центральная фигура

Надо сказать, что описание картины «Видение отроку Варфоломею» будет неполным, если отдельно не упомянуть о том, как был найден образ для одного из главных героев. Говорят, что Нестеров долго искал натуру, чтобы написать с нее мальчика. Но однажды ему случайно встретилась девочка, которая страдала чахоткой. Он был поражен ее видом: на болезненном детском личике, казалось, жили лишь яркие глаза, смотревшие на него каким-то неземным взором. Именно тогда художник и понял, что наконец-то нашел образ отрока.

Нестеров Видение отроку Варфоломею

На картине маленький Варфоломей изображен в простой белой крестьянской рубахе, на поясе у него виден кнут, а с руки свисает уздечка. Как было сказано выше, согласно Житию, отец мальчика послал его разыскивать потерявшуюся лошадь. Глядя в глаза отроку, можно увидеть всю чистоту его души. Они смотрят на старца очень серьезно, по-взрослому, как будто видят свое будущее предназначение.

Образ инока

Некоторую таинственность картине придает то, что лицо святого скрыто надвинутым куколем. Видно, что старец бережно держит в своих руках ларец. В этом усматривается любовь и нежность, которые направлены в сторону отрока. Варфоломей же, стоя перед иноком, сложил молитвенно руки, а его ноги, чуть согнутые в коленях, красноречиво свидетельствуют о явном преклонении перед святостью старца.

Картина Нестерова Видение отроку Варфоломею

Делая описание картины «Видение отроку Варфоломею», следует отдельно упомянуть и о золотом нимбе, окружающем голову инока. После того как в 1890 году полотно было впервые продемонстрировано на выставке передвижников, именно эта небольшая деталь вызвала нешуточные споры среди художников. Они сразу же заметили одно характерное несоответствие: лицо старца написано в профиль, а сам нимб почему-то в фас. Следуя художественной правдоподобности, святость должна была быть изображена лишь тонкой золотой линией, а не кругом, как на картине. Но, скорее всего, нарисовав эту деталь таким образом, художник Михаил Нестеров хотел привлечь внимание зрителей не к лику святого, т. е. к его внешним чертам, а именно к его праведности.

Противопоставление

Интересная деталь, которую необходимо включить в описание картины «Видение отроку Варфоломею»: у ног мальчика растет очень слабенькая и тоненькая елочка, похожая на него, а сзади старца – дуб, старый и морщинистый, как и сам инок. Это дерево всегда олицетворяло мудрость и величие.

Продолжая сравнивать образ старца и отрока, невозможно не отметить, что простая белая рубашка на мальчике – это самая яркая деталь, находящаяся в центре картины. Она символизирует чистоту и юность, тогда как темные, почти черные одежды инока – мудрость, приходящую с годами, и старость.

Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» написана очень гармонично. Соломенные волосы мальчика напоминают осенние поля и пожелтевшие листья на березах, а его сапожки и штанишки выполнены теми же красками, что и куколь старца.

Цикл картин о преподобном Сергие Радонежском

Нестеров – художник, которого не покидал образ этого святого на протяжении почти всей жизни. После первой картины, посвященной Сергию Радонежскому («Видение отроку Варфоломею»), он приступает к следующей большому полотну – «Юность преподобного Сергия». Работая над ним, он как бы создавал легенду о Святой Руси. В этой мифической стране природа и человек сливались воедино, объединенные возвышенной одухотворенностью и молитвенным созерцанием.

Картины художника Нестерова

Картины художника Нестерова отличаются своими необычными пейзажами. Чаще всего на них присутствует неброская природа либо средней полосы России, либо северных ее районов. Такой тип пейзажа так и называется – нестеровским. Для него присущи тонкие березы, пушистые сосны, рябины с ягодами и резными листьями, а также раскидистые вербы. Каждое дерево на картинах как бы наделено своей собственной душой.

Послереволюционная деятельность

После 1917 года Нестеров занимался в основном написанием портретов, так как церкви были у большевиков не в чести. В своих картинах художник всегда тяготел к лирической линии своего искусства. Именно поэтому он продолжил ее в женских портретах. Это особенно заметно, когда он писал свою дочь Веру в 1928 году. Она изображена в белом бальном платье с нежно-розовыми цветами на груди, сидящей на старинном диване.

Свою другую дочь, Наташу, Нестеров изобразил в образе девушки, жившей во времена французской революции. Эта картина получила название «Девушка у пруда», а написана она в 1923 году.

Картины Нестерова Михаила Васильевича

Интересен тот факт, что чем больше лет становилось Нестерову, тем энергичнее и мастеровитее казалось его искусство. Как ни странно, лучшие из портретов были написаны им уже после 70-летнего возраста. Художник рисовал не только других людей, но и себя. Есть несколько его автопортретов. На одном из них фоном он сделал высокий обрыв над рекой Белой. Последней его работой стал пейзаж под названием «Осень в деревне». Художник очень любил свою родную землю и немного суровую, но такую милую сердцу русскую природу.

Какую же картину считал лучшей и наиболее удавшейся М. Нестеров? «Видение отроку Варфоломею», конечно же. По словам художника, он очень хотел, чтобы не только современники, но и потомки оценили по достоинству это произведение искусства. Его мечта сбылась. Сейчас эта картина выставлена в Государственной Третьяковской галерее, в зале № 39.

fb.ru

И ещё о христианских святых в живописи. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

В июле 2014 года отмечалось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, чье имя знакомо большинству россиян. Сергий почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Это исключительно яркая историческая личность , и неудивительно, что многие художники обращались и обращаются к его образу.

Наверное, самые известные работы, посвященные Сергию, принадлежат художнику Михаилу Васильевичу Нестерову. За свою долгую творческую жизнь он создал цикл произведений, посвященных жизни и деяниям святого. Сам художник говорил об этом:  "Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью". Первым произведением цикла стала картина "Видение отрока Варфоломея", написанная в 1889-1890 годах.

М. В. Нестеров. "Видение отрока Варфоломея"

 

Сюжет картины основан на «Житии пре­подобного Сергия», составленном учеником Сергия Епифанием Премудрым. В семилетнем возрасте отрока Варфоломея (так в миру звали Сергия) отдали учиться вместе с двумя братьями - Стефаном и Петром. Братья учились успешно, а Варфоломею грамота не давалась. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошёл к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость. (Подробнее об этой картине можно прочитать здесь).

Далее последовала картина "Юность преподобного Сергия" (1892-1897гг.). Здесь перед нами уже повзрослевший Сергий, испытавший первые трудности отшельнической жизни. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но Стефан не выдержал трудностей житья в пустынном месте и ушел в один из московских монастырей. Сергий остался один. Однажды к хижине святого пришел голодный медведь. Преподобный понял, что зверь голоден, и вынес ему краюху хлеба. Съев угощение, медведь удалился в лес, но с тех пор часто стал приходить к келье святого. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение. 

Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей.

Художник и художественный критик А.Н.Бенуа (1870–1960) называл этот пейзаж "целой поэмой северного леса".

М. В. Нестеров. "Юность преподобного Сергия"

В 1337 году Варфоломей принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия. Постепенно он стал известен другим инокам. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Именно таким видим мы святого в триптихе "Труды преподобного Сергия" (1897 г.).

М. В. Нестеров. Триптих "Труды преподобного Сергия", центральная часть

 

М. В. Нестеров. Триптих "Труды преподобного Сергия", левая и правая части

 

Произведение "Преподобный Сергий Радонежский" (1899 г.), завершает "Сергиевский цикл" Нестерова. 

М. В. Нестеров. "Преподобный Сергий Радонежский" 

 

Виктор Михайлович Васнецов в 1881 году создал икону "Сергий Радонежский" для церкви в Абрамцево, построенной по проекту Поленова и самого Васнецова. Здесь Сергий изображен в виде сурового крестьянина с натруженными работой руками.

В. М. Васнецов. "Сергий Радонежский"

 

В 1895 году Васнецов пишет еще одну картину, посвященную Сергию Радонежскому. Здесь изображено чудо с источником. Однажды в монастыре кончилась вода. Тогда Сергий нашел место, окрестил его крестом и стал молиться Господу, чтобы появилась вода. И чудо свершилось - в этом месте забил родник.

В. М. Васнецов. "Преподобный Сергий Радонежский"

 

Святой занимал особое место и в творчестве Николая Константиновича Рериха. В 1925 году Рерих создал работу "Сергий-строитель". Существует две картины с таким названием. На обеих картинах с таким названием изображён Сергий в трудах и с ним медведь. "Пусть моя картина "Сергий Строитель" напоминает о нерушимом строительстве. Сергий - труженик, один из зачинателей русского культурного строительства." (Н.К.Рерих. Нерушимое)

Н. К. Рерих. "Сергий-строитель"

 

  В 1932 году была написана картина "Святой Сергий Радонежский". "На переднем плане картины – во весь рост святой Сергий Радонежский, строитель храмов и монастырей, носитель веры Христовой, миротворец, ясновидец, безоговорочный духовный лидер Руси XIV века. Ногами своими он стоит на Земле Русской и одновременно как бы возвышается над ней. Выше всех. Облачён в фиолетовые и синие монашеские одежды – цвета высших космических вибраций, обозначающие высшую духовность. На дланях своих он держит церковь – Нерльский собор, самый древний храм России. Нерльский собор олицетворяет саму Россию. Поэтому изображение возвышающегося Сергия, держащего Нерльский собор можно понимать так: святой Сергий является величайшим покровителем Русской Земли. Особенно это проявлялось в наикритические моменты истории. Об этом же говорят шлемы и копья воинов, уходящих на поле Куликово, и грозовое небо, предвещающее приближение суровой битвы. Три круга на бело-синем плате, обозначающие единство прошлого, настоящего и будущего, подразумевают: защитничество это было, есть и будет. Знак же Всевидящего Ока, Ока Откровения в фиолетовом треугольнике над головой святителя в тревожном небе, – знак Божественного Разума, символическое изображение Бога, - свидетельствует, что Преподобный Сергий осуществляет свою миссию по Высшей воле." (Марчихин С. Картина Н.К. Рериха «Св. Сергий»)

Н. К. Рерих. "Святой Сергий Радонежский"

 

Первый жизнеописатель преподобного Сергия Епифаний Премудрый писал, что перед битвой с Мамаем великий князь Дмитрий Иоаннович, впоследствии известный как Дмитрий Донской, встречался со святым Сергием и получил от него благословение. Историки спорят, была ли эта встреча перед Куликовской битвой или более ранней битвой на реке Воже, но сюжет существует и художники не могли обойти его стороной.

 

Алексей Данилович Кившенко. "Преподобный Сергий Радонежский благословляет московского князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем". 1874 г.

 

Александр Никанорович Новоскольцев.  

 

И современных художников вдохновляет личность преподобного Сергия. Сергей Николаевич Ефошкин посвятил цикл работ Сергию Радонежскому.

С. Н. Ефошкин. "Преподобный Сергий Радонежский. Благословение князя московского Димитрия Иоанновича со дружиною на битву. 1380год" 1994 г.

 

С. Н. Ефошкин. "Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы" 1998 г.

 

С. Н. Ефошкин "Преподобный Сергий Радонежский. По Руси" 1998 г.

 

Картина Натальи Климовой рассказывает о чуде воскрешения отрока. Отец нес тяжело больного сына святому Сергию, чтобы он исцелил ребенка. Но по дороге мальчик умер. Тогда, оставив тело в келье святого, отец в слезах ушел за гробом. Сергий же стал молиться Богу за отрока, и тут мальчик открыл глаза и зашевелился. Художница изобразила момент возвращения отца, еще не знающего, что сын его жив.

Наталья Климова. "Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика"

 

Василий Нестеренко. "Игумен земли русской"

 

Юрий Ракша. "Благословение Дмитрия Сергием Радонежским", левая часть триптиха

 

 

 

https://ru.wikipedia.org

subscribe.ru

Русские художники - о преподобном Сергии Радонежском

8 октября Русская Православная Церковь вспоминает святого Сергия, Игумена земли Русской …

Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чудного старца, святого Сергия"». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России.

Игумен земли Русской - так называют преподобного Сергия. И это не просто эпитет. В этих словах выражено чувство любви православных русских людей к Радонежскому игумену и его монастырю. Каждый человек может видеть в преподобном Сергии наставника и руководителя. Священник увидит пример истового служителя и вдохновенного молитвенника, удостоившегося сослужения Ангельских сил во время Литургии. Монах - образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. Даже будучи игуменом, авва Сергий продолжал служить своей братии, почитая себя последним в монастыре. Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские - родители Преподобного - привили сыну веру и любовь к Богу. От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты. Даже ребенок увидит в отроке Варфоломее - таково имя Преподобного в миру - обычного мальчика, которому далеко не все давалось с легкостью. Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников.

О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано очень много книг. Но сегодня хотелось бы обратиться к житию Преподобного, рассказанному художниками.

Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись и художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого. Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Среди его картин немало работ на церковную тематику. Но совершенно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Это признавал и сам Михаил Николаевич. Его величайший шедевр - «Видение отроку Варфоломею».

 

 

Эта картина - не просто веха в творчестве великого русского художника, это веха его жизненного пути. Михаил Николаевич однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям - значит, он живой, значит, жив и я».

Картина рассказывает о чуде, когда по молитве старца отроку Варфоломею открылась книжная мудрость, и он стал читать. Тяжело было юному сердцу переносить строгие укоры учителя и насмешки сверстников, видевших, что Варфоломею не дается книжная премудрость. Но гораздо сильнее отрока печалило то, что он не может сам читать Слово Господне. И вот, после встречи со святым старцем, он получил исполнение того, о чем горячо молился.

Вглядимся еще раз в фигуру смиренного отрока - молитвенная поза, благоговение перед старцем-схимником, кротость и упование на Бога. Таким Преподобный оставался всю свою жизнь. Тот же исполненный смирения отрок предстает перед нами и на других работах М.Н. Нестерова: «Юность преподобного Сергия», «Святой Сергий Радонежский» и «Труды преподобного Сергия».

 

 

Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные - ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.

 

 

Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии. Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой. Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.

А вот Преподобный за работой вместе с братией монастыря. Он не хотел выделяться среди других и всегда сам подавал пример послушания и строгости монашеской жизни. Когда братия просили его стать игуменом, он ответил: «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!».

 

 

Наравне с другими авва Сергий выполнял монастырские работы, сам строил деревянные келии, таскал и пилил бревна, носил воду, пек хлеб и готовил пищу, шил одежду. Всегда он ходил в одной и той же одежде, в любую погоду - в зной и в холод. Он смирял свое тело, но дух его возрастал все больше и больше.

 

 

Таким представлял Сергиеву обитель Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933): деревянный храм, кельи, монастырские послушания. Может быть, один из трудящихся монахов - сам Радонежский игумен?

М.Н. Нестеров и А.М. Васнецов - имена этих русских художников известны всем. Но дело, начатое ими, продолжается и сейчас. Житие преподобного Сергия вдохновляет наших современников. Замечательная картина, рассказывающая о чуде воскрешения умершего мальчика, принадлежит кисти Натальи Климовой.

 

 

Крестьянин везет тяжело больного сына в лес к живущему там игумену Сергию, совершающему чудеса по своим молитвам к Богу. Но мальчик умирает... Картина передает сам момент чуда - воздетые в молитве руки старца, крестьянин, входящий в его келью с гробом в руках. Омраченный горем отец еще не увидел сына, его мысли о другом, но через мгновение безутешное горе сменится радостью.

 

 

Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах». «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство!» - однажды услышал во время молитвы Преподобный. После этого он увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Птицы - это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.

Но вновь вернемся в прошлое. Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской...

 

 

«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», - слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом - воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный - Крест Христов - в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде... Тот же сюжет у современного нам автора - священника Сергия Симакова.

 

 

Картина «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» - Преподобный благословляет князя, посылая в его войско двух монахов-богатырей Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков - монашеские ризы и твердая вера в Бога.

Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Его жизненный путь - от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Если он - Игумен земли Русской, то все мы - его верные чада, внимающие его словам. Жизнь преподобного Сергия - это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим - к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-10-08-00-18-31-russkie-hudojniki

ruskline.ru

Рерих Н. К. — Святой Сергий Радонежский

Николая Константиновича Рериха как тонкого художника и ценителя красоты притягивали сложные, великие образы, будь то горные вершины или герои духа. В творчестве Рериха присутствует исключительный цикл живописных работ. Художник создаёт серии «Святые горы», серии, изображающие подвижников духа, святых. Изображение святых, героев духа показывает, на какую высоту может возвыситься дух человека, какой несокрушимой и сильной может быть вера. Вершины гор и вершины духа человеческого – вот ключевые мотивы творчества Рериха. Николай Рерих создаёт немало картин, связанных данной темой, одной из которых по праву можно считать полотно «Святой Сергий Радонежский», написанное им в 1932 году. Нелёгкая задача стояла перед художником – воплотить образ святого. В данной работе художник намеренно отходит от вековых традиций и религиозных канонов изображения. Кроткое спокойствие читается в облике Сергия Радонежского. Это истинный символ великой духовности и нравственности. Создавая подобные великие полотна, художник помогает нам более вдумчиво и с трепетом относится к образам великих исторических личностей, обратиться к описаниям жизни и дел святых, во имя просветления собственной жизни и поиска истины.

Рерих особенно ценил явление такого святого, как Сергий Радонежский. Этому образу художник посвятил не один картинный сюжет. Полотно «Святой Сергий Радонежский» написано в 1932 году и в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Художник изобразил Святого Сергия как центральный персонаж, крупно, объёмно и во весь рост. Рерих лишь отчасти соблюдает традиционную для иконописи манеру изображения. За тонкой, высокой фигурой святого выписан русский монастырь. Яркий образ монастыря выписан открытыми, нетрадиционными для ортодоксальной, канонической живописи цветами с использованием оттенков розового и жёлтого. Монастырь символизирует радость прославления учения святого, светлое ликование учеников, прославляющих великое слово Сергия Радонежского. Фрагментарно изображёны идущие воины с образом святого. Этот образ напоминает нам об исторической встрече святого Сергия и Дмитрия Донского перед Донским побоищем. Чуть позже Куликовская битва оказалась великой победой, ярким примером силы духовного начала русского народа и его веры. Изображение Всевидящего Ока на самом верху полотна являет собой древний божественный знак. Вся картина точно подчинена этому великому божьему миропорядку, устройству всего мира подобно святилищу. А сам Сергий Радонежский держит перед собой храм – символ духовного возрождения России. Россия заключает в себе этот великий образ храма, а знак святой троицы на материи святого призван оберегать и направлять Россию к свету в трёх временных измерениях.

В нижней части холста выведена красивым старинным орнаментально-декоративным видом письма надпись, смысл которой показывает силу предчувствия Рерихом приближающихся неизбежных и страшных испытаний для России. Несмотря ни на что художник верил в свою страну, которая не принимала творчество Рериха вплоть до самой смерти художника в 1947 году. Однако он до конца верил в будущее величие России, ценил великое прошлое родной земли.

Смотрите также

painteropedia.ru

Описание картины Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»

Описание картины Михаила Нестерова «Преподобный Сергий Радонежский»

«Преподобный Сергий Радонежский» – одна из картин религиозного цикла Михаила Нестерова, посвященного этому святому. Художник начал работать над полотном в 1891 году, еще не закончив другие картины цикла. Однако, несмотря на кажущуюся простоту композиции, написание образа Сергия Радонежского заняло более 7 лет, и завершил работу Нестеров только в 1899 г.

Композиция действительно проста: на фоне увядающей, осенней русской природы изображена иконоподобная фигура святого. Но это только первое впечатление. Картина привлекает внимание. Такое же ощущение вызывает еле слышный звук, который все усиливаясь и усиливаясь, заставляет остановиться и прислушаться.

В самом деле, благодаря грамотно выстроенной композиции, картина будто звучит. Возвышающиеся друг над другом планы придали полотну необычайную глубину и доминирующая над ними фигура Преподобного Сергия, практически поднимается над всеми этими просторами. Этот эффект придает полотну некоторую монументальность. Сразу становится понятен и символизм, с помощью которого художник хотел донести до зрителя весь свой эмоциональный порыв, вызванный образом великого человека.

Образ Святого Сергия прописан Нестеровым также в необычной манере. Святой не изображен седобородым старцем. С полотна смотрит на зрителя волне молодой, полный сил человек. Именно таким хотел показать художник Сергия Радонежского, тем самым утверждая, что святость – это не возраст, а деяния людские.

Полотно «Преподобный Сергий Радонежский» несколько отличается от остальных работ цикла, являясь его апофеозом. И, может быть, поэтому не так страшно, что вопреки желаниям художника, увидеть все картины цикла вместе – невозможно. Три из них находятся в Третьяковской галерее, и только финальное полотно «Преподобный Сергий Радонежский» экспонируется в Русском музее.

opisanie-kartin.com

История в художественных образах: Сергий Радонежский. Дмитрий Донской

М.Нестеров.Христос благословляет Варфоломея

Нестеров М. В. «Святое видение отроку Варфоломею», 1890

Нестеров Михаил Васильевич.Отрок Варфоломей 1889

Михаил НЕСТЕРОВ.

Нестеров Михаил Васильевич.Юность преподобного Сергия Радонежского 1892-1897

Троице-Сергиева Лавра. Главный вход. Клеймо с житием Св. Сергия Радонежского.г. Сергиев Посад.

Нестеров М. В.«Труды Сергия Радонежского (триптих, левая сторона)»,«Труды Сергия Радонежского (триптих, правая сторона)».

Нестеров М.В. Преподобный Сергий Радонежский. 1899(Государственный Русский музей)

С.Кириллов. Преподобный Сергий Радонежский.

Александр Простев.

Александр Простев.

Александр Простев.

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.

Рерих Н. К. «Сергий Строитель», 1940.

Чикуньчиков С. Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским 1999

Рекуненко Александр Иванович

Мария Николаевна Соколоваю (Матушка Иулиания.)Преподобный Сергий Радонежский

Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

Кулеша В. Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец

Гурьянов В. Святой Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

Челышев Вадим Алексеевич.Благославение Сергия Радонежского Дмитрию Донскому(1997; холст, масло; 70х98)

Сушенок И. Не уступим земли Русской: Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского.

Кившенко А.Д. Преподобный Сергий благословляет Д. Донского

Намеровский А. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

В. Соковнин.Храм Христа Спасителя.«Благославление преподобным Сергием Радонежским Великого князя Дмитрия Донского на брань». Ниша

В. Соковнин.«Благославление преподобным Сергием Радонежским Великого князя Дмитрия Донского на брань»,

Илья Глазунов. Канун.1977. Из цикла Поле Куликово

Орест Кипренский.Дмитрий Донской на Куликовом поле.1805

Борис Артемьевич Чориков.Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Ивановича и посылает монахов Ослябю и Пересвета на помощь в битве

тут,тут,тут

Stephanya

alindomik.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта