Анализ картины «Алёнушка» В. М. Васнецова. Анализ картины аленушка васнецова
История одного шедевра: «Аленушка» Васнецова
Новости
Фестиваль «Летние вечера в Елабуге» С 12 по 16 июля Международный фольклорный фестиваль Бориса Березовского в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» проведёт выдающийся пианист современности, пригласивший выступить своих друзей-музыкантов. Юрий Башмет, Никита Борисоглебский, Александр Князев, солистка оперной труппы Мариинского театра Айгуль Хисматуллина, Татьяна и Сергей Никитины – звёздный состав солистов приедет в Елабугу впервые! И, конечно, пять дней подряд будет радовать публику художественный руководитель фестиваля Борис Березовский. Проект «Открытая библиотека» представлен в РГДБ 15 июня 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоялось мероприятие в рамках проекта Ресурсный центр «Открытая библиотека», на которой выступили президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский и участник проектов «Викимедиа» Анатолий Цапенко. «Открытая библиотека» в Астрахани 14 июня в Астраханской областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской состоялась презентация Ресурсного центра «Открытая библиотека», в рамках которой исполнительный директор НП «Викимедиа РУ» и координатор проекта Наталия Трищенко рассказали присутствующим о том, как можно организовать взаимодействие между библиотечным и вики-сообществами, как библиотекари могут использовать вики-проекты, а также о возможностях участия в конкурсе, который проводит «Викимедиа РУ».
Мнения
Николай Подосокорский
Виртуальная дружба
Тенденции коммуникации в Facebook
Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).
Марат Гельман
Пособие по материализму
«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»
Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия
О том, почему мы боимся реальных действий
Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.
facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь
«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».
Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня
Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.
Лев Симкин
Человек из наградного листа
На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.
Календарь
Олег Давыдов
Колесо Екатерины
Ток страданий, текущий сквозь время
7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.
Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии
Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.
Молот ведьм. Существует ли колдовство?
5 декабря 1484 года началась охота на ведьм
5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.
Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд
190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год
Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.
Интервью
«Музыка Земли» нашей
Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.
Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»
Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.
«Каждая собака – личность»
Интервью со специалистом по поведению собак
Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.
Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»
Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.
www.chaskor.ru
Анализ картины «Алёнушка» В. М. Васнецова — реферат
Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» - так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Елёнушка» написана маслом, в 1881 году.
В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.
На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето. Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень.
Картина «Алёнушка» навивает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро. Критики того времени называли эту работу В. М. Васнецова одной из лучших картин русской школы.
Передо мной картина В. Васнецова «Алёнушка». Художник написал её по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Но воодушевила его к написанию этой картины реальная девушка. Её он увидел в усадьбе Ахтырка, где художник рисовал пейзажи. На картине я вижу грустную девушку. Она сидит на камне возле пруда и грустит. У Алёнушки порван сарафан и растрёпаны волосы. Наверно она долго бегала по дремучему лесу в поисках братца Иванушки. Колючие ветки цеплялись за её волосы и одежду, мешая ей в поисках. Уставшая, она присела отдохнуть на берегу пруда. Я не вижу на картине солнышка. А вода в пруду такая тёмная! По воде плавают жёлтые листочки, значит, наступила осень. Сама природа грустит вместе с Алёнушкой. Девушка нарисована как живая! И вся природа как настоящая, не хватает только звуков леса. Но мне не очень понравилась эта картина, потому что она грустная, жалко Алёнушку. А ведь сама сказка заканчивается хорошо!
referat911.ru
Урок развития связной речи "Размышляя над картиной художника В.М. Васнецова «Алёнушка»…
Урок развития связной речи в 6 классе
Размышляя над картиной художника
В.М. Васнецова «Алёнушка»…
Цель: формировать навыки написания сочинения по жанровой картине, приобщая учащихся к прекрасному миру живописи.
Задачи урока:
расширить искусствоведческий кругозор учащихся, их представление о творческом наследии великого русского художника В.М. Васнецова;
научить школьников вдумчиво рассматривать картину, используя яркие, живые жизненные впечатления;
пополнить словарный запас учащихся, совершенствовать их устную и письменную речь, формировать коммуникативные навыки, выработать «чувство фразы»;
развивать творческое воображение и фантазию, ассоциативное, образное мышление, познавательные интересы и активное внимание;
воспитывать эстетическое чувство прекрасного, художественный вкус, любовь к искусству живописи и слова.
Тип урока: интегративный урок развития речевой деятельности учащихся.
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка», портрет художника, галерея собственных рисунков учащихся, электронные презентации «Родина
В.М. Васнецова – русская глубинка», «Из бабушкиного сундучка», аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года», ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
О светло светлая и красно украшенная земля
Русская! Многими красотами ты нас дивишь:
озерами, реками и источниками местночтимыми,
дубравами чистыми, полями чудными...
Всего ты исполнена, земля Русская!..
Неизвестный поэт ХIII века
План урока
I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний учащихся, определение цели и задач урока
1. Как звучит тема нашего урока? Вдумаемся, осмыслим еще раз.
2. Что значит размышлять? (Подбор учащимися синонимического ряда к слову «размышлять»).
3. О чем же мы будем размышлять сегодня?
4. А для чего это нам необходимо?
5. В ваших ответах прозвучали слова «художник», «картина», «палитра». Объясните лексическое значение данных слов, затем сравните с искусствоведческими понятиями, записанными на обороте доски:
художник - автор картин, мастер кисти, живописец;
нарисовать – изобразить, запечатлеть, создать, показать, написать;
краски - живые, спокойные, печальные, грустные, яркие;
цвет - жёлтый, золотой, зеленый, чёрный, серый, синий, красный;
картина - произведение живописи, полотно, холст;
пейзаж - описание картин и явлений природы, фон;
палитра – сочетание цветов и их оттенков; выразительные средства художника; небольшая дощечка, на которой живописец во время своей работы смешивает краски;
колорит – система цветовых сочетаний в произведении искусства, соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета;
фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; задний план картины;
тон – характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту;
Алёнушка - героиня картины, сирота, простая девушка.
Рекомендация: используйте данный активный словарь в своих устных высказываниях.
6. Можно ли назвать картину собеседником? Почему?
7. Как вы понимаете значение выражения «прекрасное в жизни и живописи»?
8. Созвучен ли эпиграф нашего урока с этим высказыванием?
9. Видите ли вы связь поэтических строк, рождённых в глубокой древности, с темой нашего урока?
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Интерактивный приём «Шкатулка ожиданий» (учащиеся опускают в шкатулку листочки с записью ожидаемых результатов, затем учитель вслух зачитывает пожелания учащихся).
2. Слово учителя. Картина «Алёнушка» - самое задушевное, лирическое произведение В.М. Васнецова, в котором счастливо соединились поэзия сказки и красота родной природы, любовь к родине. Сегодня, прикоснувшись к чистому, светлому роднику живописи В.М. Васнецова, мы попытаемся понять чарующую мелодию красок картины «Алёнушка», нежность, одухотворённость внутреннего мира героини, безмерную любовь художника к родной земле. (Звучит музыка П.И .Чайковского). Слышите звуки мелодии... Тихая, плавная, легкая. Не разберёшь ее слов, да и есть ли в ней слова? Это поёт душа человека. А ведь картина - частичка души художника, особенная симфония красок, его песня. И родилась она не сразу.
III. Проверка опережающего домашнего задания. Афиширование
выполненных в группах творческих работ учащихся
1 гр. «Библиографы». Представление электронных презентаций «Родина В.М. Васнецова – русская глубинка», «Из бабушкиного сундучка».
2 гр. «Литераторы». Виртуальное интервью со знаменитым художником, или предполагаемая встреча в мастерской Васнецова; поэтические этюды «Родные напевы».
3 гр. «Живописцы». Вернисаж детских рисунков «Моя Алёнушка», «Как не любить мне эту землю!..»
4 гр. «Актёры». Инсценизация «Сказочка старинная, не хорошая и
не длинная».
IV. Восприятие и усвоение нового материала
Анализ содержания и композиции картины В.М. Васнецова «Алёнушка»
1) Блиц-опрос.
По мотивам какой русской народной сказки В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка»? В каком году?
О чем говорится в этой сказке?
Кого автор изобразил на переднем плане картины?
Какой момент из жизни героини показал художник? (Алёнушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей. Тоска, грусть, печаль лежат у неё на сердце).
2) Работа над описанием образа Алёнушки:
Какой изобразил художник Алёнушку? Что говорит о бедности и сиротской доле Алёнушки? (Алёнушка — бедная крестьянская девушка. У нее тонкие, выразительные руки. Пришла сюда Алёнушка босиком. Одета она просто, по-деревенски: тёмная с цветочками юбка, старая, вылинявшая голубая кофта, порванная на локтях. Роскошные каштановые волосы небрежно падают на плечи, голову она склонила на руки. Светлым розовым пятнышком на темном фоне выделяется Алёнушка. Сразу видишь ее грустное лицо и большие, бездонные глаза).
Почему она сюда пришла? (Алёнушка, видимо, много работала. В лес, на берег озера, она пришла отдохнуть, побыть наедине с природой, послушать пение птиц, помечтать)
Как вы думаете, о чём грустит героиня? (Алёнушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её поза выражает несчастье, горе).
Какими словами можно охарактеризовать горе девушки?
(Безутешное, великое, безысходное, большое, тяжёлое)
(Тоска, печаль, грусть, душевная боль).
"глаза", «волосы», «голова», «руки», «одежда».
выполняют в предложении?
Какая красота важна в человеке: внешняя или внутренняя, духовная?
Как вы понимаете изречение «свет души человека»?
Чем привлекательна Алёнушка? Составление «киноленты видения» к
образу Алёнушки.
3) Лингвистический практикум. Работа в группах.
Решение проблемного вопроса. Как связана природа с состоянием девушки? Почему именно сюда пришла Алёнушка?
1 гр. Используя средства художественной выразительности, опишите лес, озеро, небо. Докажите, что природа сочувствует горю Алёнушки.
(На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое. Осенью умирает природа, это навевает грусть. Художник показал, что природа созвучна настроению Алёнушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девушки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые берёзки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Алёнушки. И Алёнушка понимает, любит природу, только ей одной доверяет свое безутешное горе. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Алёнушке состояние природы с чувствами героини. Алёнушке, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней жёлтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и тёмная глубокая зелень ёлочек).
2 гр. Составьте коллаж «Палитра красок художника», обоснуйте свой выбор, охарактеризуйте колорит и общий фон картины.
(Главное в картине - цвет. С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный — это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти. В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Тёплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на юбке. Больше тёмно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление. Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают тёмно-зелёные и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчёркивают общий коричнево-зелёный тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на тёмной юбке Алёнушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).
3 гр. Определите микротемы картины, подберите к ним эпитеты; отредактируйте данный текст.
1) Микротемы и эпитеты к ним.
Небо — осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое,
тоскливое, пасмурное.
Листья — опавшие, жёлтые, красные.
Озеро — глубокое, спокойное, притихшее.
Вода — тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти чёрная, неподвижная,
застывшая.
Осинки — тоненькие, задумчивые, трепетные.
Лес — дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый.
2) Текст для редактирования. Задание: распространить предложения художественными определениями.
На сером камне около лесного озера одиноко сидит Алёнушка и печально смотрит в воду. Её (…) глаза широко открыты. Одежда (…), (…) ноги говоря о бедности девушки. (…) волосы в беспорядке рассыпались по плечам. (…) взгляд Алёнушки прикован к озеру, по которому плавают (…) листья. Лучи солнца слабо освещают верхушки елей на фоне (…) неба. Природа бережно охраняет Алёнушку, разделяя с ней горе. Вокруг Алёнушки встали хороводом (…) осинки. Золотая осень вступила в свои права.
4 гр. Составьте сказку «Заколдованная тайна леса», используя палитру красок и образы картины В.М.Васнецова «Алёнушка».
5 гр. Назовите приметы осени, изображённые на картине (цвет падающих листьев, дуновение ветра, грустное вечернее солнце, низкое небо и т.д.). Мелодекламация отрывков из стихотворений, подтверждающих это впечатление (Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», С. А. Есенин «Закружилась листва золотая», Н. Греков «Мелькает жёлтый лист...» и др.)
6 гр. Составьте сенкан к образу Алёнушки или «букет из слов» главной героине картины, которые приободрили бы её, вселили в душу свет надежды.
4) Реклама и защита творческих работ учащихся
5) Промежуточная рефлексия
Все ли так грустно и печально в этом осеннем пейзаже?
Кого мы видим на ветке осины? (Ласточек, которые дружной стайкой сидят на одной ветке).
Какое настроение это создает?
Согласны ли вы с утверждением, что «живопись - это искусство говорящих красок»?
Устный комментарий: объясните, какая связь существует между стихами Ф.И. Тютчева и картиной В.М.Васнецова «Алёнушка»?
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
VI. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа
1) Используя данные слова и выражения, ответить на вопрос: о чём заставила задуматься картина, какое настроение она создала? ( Слова для справок: полотно, произведение искусства, волшебная кисть художника, колорит, первозданная красота, духовное богатство героини, чувство безграничной любви к Родине, грусть и печаль осени).
2) Приём «Мозаика»: из разрозненных поэтических строк составить связный текст, проанализировать изобразительные средства, использованные в нём. 3) Составление и редактирование плана к картине
В.М. Васнецова «Алёнушка».
Примерный план
1. Одухотворенная красота Алёнушки.
2. Природа, окружающая героиню:
а) неподвижное озеро;
б) таинственный лес;
в) приметы осени;
г) вечно молодые ели и сосны.
3. Песня ласточек.
4. Настроение, создаваемое картиной.
5. Отношение художника к Алёнушке.
6. О чем меня заставила задуматься картина Васнецова «Алёнушка»?
4) Устные высказывания учащихся по составленному плану (приём «Цепочка»). Коррекция ответов, предупреждение и исправление речевых недочётов.
VII. Рефлексия.
1. Метод «Микрофон». Оправдалась ли ваша «шкатулка ожиданий»?
2. Метод «Продолжи фразу»:
Картина В.М.Васнецова – самое проникновенное произведение
художника, потому что…
При встрече я бы рассказал (а) великому живописцу о том, что…
Я бы хотел (а), чтобы в этом мире…
VIII. Подведение итогов урока
1. О чем поведал нам В.М. Васнецов?
2. Как вы думаете, какие чувства волновали художника, когда он рисовал картину «Алёнушка»?
3. Что общего в сказке и картине? Чем они отличаются?
4. Почему автор таким ласковым, исконно русским именем назвал свою героиню?
5. О чём вас заставила задуматься картина?
IX. Оценивание результатов деятельности учащихся на уроке
X. Домашнее задание
Написать сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» или письмо-отзыв автору (на выбор).
Составить тестовые задания по теме урока или кроссворд (по желанию учащихся).
infourok.ru