Песня вещих птиц. Третьяковская галерея картины васнецова


Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.

Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея. Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков. Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых. Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора. Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн». Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации. Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году. 

www.tretyakovgallery.ru

Коллекция

А

Айвазовский Иван Константинович

Айтиев Гапар Айтиевич

Альтман Натан Исаевич

Андреев Николай Андреевич

Андронов Николай Иванович

Антропов Алексей Петрович

Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович

Б

Бакшеев Василий Николаевич

Басин Петр Васильевич

Беггров Карл (Карл-Иоахим) Петрович

Богданов-Бельский Николай Петрович

Боголюбов Алексей Петрович

Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих)

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) Эммануилович (Менделович)

Бродский Исаак Израилевич

Бруни Федор (Феделе-Джиованни) Антонович

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович

Булаковский Сергей Федорович

Булатов Эрик Владимирович

Булгакова Ольга Васильевна

В

Варнек (Варник) Александр Григорьевич

Васильев Олег Владимирович

Васильев Федор Александрович

Васнецов Юрий Алексеевич

Васнецов Андрей Владимирович

Васнецов Аполлинарий Михайлович

Васнецов Виктор Михайлович

Вейсберг Владимир Григорьевич

Венецианов Алексей Гаврилович

Верещагин Василий Васильевич

Вильямс Петр Владимирович

Виноградов Сергей Арсеньевич

Волков

Волков Александр Николаевич

Волнухин Сергей Михайлович

Врубель Михаил Александрович

Г

Гаврилов Владимир Николаевич

Ге Николай Николаевич

Герасимов Сергей Васильевич

Глазунов Илья Сергеевич

Головин Александр Яковлевич

Голополосов Борис Александрович

Голубкина Анна Семеновна

Гончарова Наталья Сергеевна

Гороховский Эдуард Семенович

Грабарь (до 1891 – Храбров) Игорь Эммануилович

Григорьев Борис Дмитриевич

Гун Карл (Карлис) Федорович (Фридрихович)

Д

Дейнека Александр Александрович

Демидов Василий Кузьмич

Дубовской Николай Никанорович

Е

Егоров Алексей Егорович

Егоршина Наталья Алексеевна

Ефанов Василий Прокофьевич (Прокопьевич)

Ж

Жуковский Станислав Юлианович

З

Заболотский (Заболотской, Заболоцкий) Петр Ефимович

Зарянко Сергей Константинович

Захаров (Захаров-Чеченец) Петр Захарович

Зверев Анатолий Тимофеевич

Зеленцов Капитон Алексеевич

Златовратский (Златоврацкий) Александр Николаевич

Злотников Юрий Савельевич

И

Иванов Александр Андреевич

Иванов Андрей Иванович

Иванов Сергей Васильевич

К

Каменский Алексей Васильевич

Кившенко Алексей Даниилович

Кипренский Орест Адамович

Киселев Александр Александрович

Коненков Сергей Тимофеевич

Корзухин Алексей Иванович

Коровин Константин Алексеевич

Королев Борис Данилович

Крамской Иван Николаевич

Крендовский Евграф Федорович

Кропивницкий Лев Евгеньевич

Крымов Николай Петрович

Кузнецов Николай Дмитриевич

Кузнецов Павел Варфоломеевич

Куинджи Архип Иванович

Кустодиев Борис Михайлович

Л

Лагорио Лев Феликсович

Ладюрнер (Ладурнер) Адольф Игнатьевич

Лебедев Михаил Иванович

Лебедева Сарра Дмитриевна

Левитан Исаак Ильич

М

Маковский Владимир Егорович

Маковский Константин Егорович

Максимов Василий Максимович

Малютин Сергей Васильевич

Мастеркова Лидия Алексеевна

Милиоти (Миллиоти, Миллиотти) Николай Дмитриевич

Михайлов Григорий Карпович

Моллер Федор (Отто Фридрих Теодор) Антонович

Морозов Александр Иванович

Мухина Вера Игнатьевна

Мясоедов Григорий Григорьевич

Н

Неврев Николай Васильевич

Неизвестный художник второй четверти XIX века

Неизвестный художник середины XIX века

Нестеров Михаил Васильевич

Нефф Тимофей (Тимолеон Карл) Андреевич

О

Орлов Пимен Никитич

Остроухов Илья Семенович

П

Перов Василий Григорьевич

Петровский Петр Степанович

Поленов Василий Дмитриевич

Похитонов Иван Павлович

Прянишников Илларион Михайлович

Пукирев Василий Владимирович

Р

Репин Илья Ефимович

Рерих Николай Константинович

С

Савицкий Константин Аполлонович

Саврасов Алексей Кондратьевич

Сазонов Василий Кондратьевич

Сандомирская Беатриса Юрьевна

Сапунов Николай Николаевич

Сарьян Мартирос Сергеевич

Светославский (Свэтославський, Свiтославський) Сергей Иванович

Серебряков Василий Алексеевич

Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Серов Валентин Александрович

Скотти Михаил Иванович

Славянский Федор Михайлович

Славянский Федор Михайлович

Соломаткин Леонид Иванович

Сорока (Васильев) Григорий Васильевич

Сорокин Евграф Семенович

Степанов Алексей Степанович

Судейкин Сергей Юрьевич

Суриков Василий Иванович

Сухово-Кобылина Софья Васильевна

Т

Тимм Василий (Вильгельм) (Георг Вильгельм) Федорович (Фридрихович)

Тропинин Василий Андреевич

Трутовский Константин Александрович

Тыранов (Тыронов) Алексей Васильевич

У

Уткин Петр Саввич

Ф

Федотов Павел Андреевич

Флавицкий Константин Дмитриевич

Х

Хруцкий (Chrucki) Иван (Jan) Фомич

Худяков Василий Григорьевич

Ч

Чернецов Григорий Григорьевич

Чернышев Алексей Филиппович

Ш

Шварц Вячеслав Григорьевич

Шишкин Иван Иванович

Щ

Щедрин Сильвестр Феодосиевич

Э

Эриксен Вигилиус

Ю

Юшанов Алексей Лукич

Я

Якоби (Якобий) Валерий Иванович

Ярошенко Николай Александрович

www.tretyakovgallery.ru

Третьяковка. Эскизы Васнецова - Крымофилия

    Принять участие в оформлении интерьера только что отстроенного Владимирского собора в Киеве — храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, — Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор А.В.Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал «дело по значению и величию... чрезвычайно серьёзным», живописец посвятил ему десять лет жизни.

«Радость праведных о Господе». По клику — на весь экран.

    Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошёл к выполнению росписей с глубокой верой в то, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма», и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем. «Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства», — писал он В.Д.Поленову.    Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства, затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.

    Во Владимирском соборе Васнецов при участии помощников выполнил основную работу — расписал весь центральный неф храма, три стороны столпов, отделяющих центральную часть собора от двух боковых нефов, и среднюю часть хор. Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост. Среди них «Радость праведных о Господе» в барабане главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Бог Саваоф» и «Распятый Иисус Христос» — на плафонах главного нефа…

«Распятый Иисус Христос» «Бог Саваоф» «Страшный суд»

    П.М.Третьяков высоко ценил творчество Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе. Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.     И хорошо, что выставка расположена в залах, завершающих экспозицию главного здания — очень яркая точка от посещения музея остаётся, так сказать, с сильным послевкусием… Хотя не показать самые знаменитые работы художника, собирающие просто толпы зрителей, было бы неправильно. Тем более, что на официальном сайте Третьековской галерее представлены далеко не все и, по какой-то печальной традиции, с отвратительной цветопередачей. Не скажу, что наши фотографии — идеальные репродукции, но, даже снятые обычной «мыльницей», выглядят лучше, чем во многих дорогих альбомах, не говоря уж об Интернете… Но лучше, конечно, один раз увидеть — своими глазами!

«Богатыри» «Три царевны подземного царства» «Алёнушка» «Витязь на распутье» «Иван Царевич на Сером волке»

    P.S.Васнецов Виктор Михайлович. Обучался с перерывами в Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1868–1874. Посетил Францию (1876–1877) и Италию (1885). Действительный член ИАХ (1893–1905). Почётный член многих российских и иностранных учебных и художественных учреждений. Принимал участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка С.И.Мамонтова (с 1880-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878), художественного союза «Изограф» (1917), Союза русских художников (с 1918) и других объединений. Васнецов занимает особое место в русской исторической живописи второй половины ХIХ века, он является основоположником национально-романтического направления. С 1880-х обратился к национальному эпосу – былинам, сказкам. Начав творческий путь с реализма, в дальнейшем пришёл к декоративно-монументальному неорусскому стилю. В 1885–1896 гг. исполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве.

crimeaphile.livejournal.com

Картинные галереи и художники - Третьяковская галерея

TretВ Государственной Третьяковской галерее, входящей в состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» и основанной в 1856 г. купцом Павлом Третьяковым, хранится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.К 1917 г. коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений.В 1918 г. Третьяковская галерея была национализирована и стала именоваться Государственной Третьяковской галереей.В 1927 г. Галерее передали соседнее здание по Малому Толмачевскому переулку, где разместилась администрация, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.В 1932 г. запасники живописи и скульптуры переместили в здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах, также переданной Галерее.С началом Великой Отечественной войны вся экспозиция была демонтирована и коллекцию эвакуировали в Новосибирск.Открытие картинной Галереи в Москве состоялось лишь 17 мая 1945 г.В 1986 г. началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи., а в 1989 г. с южной стороны был сооружен новый корпус, получивший название «Инженерного», в котором разместили конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детскую студию и выставочные залы.С 1986 г. по 1995 г. Галерея была закрыта для посетителей, т.к. выполнялась капитальная реконструкция здания в Лаврушинском переулке.В настоящее время коллекция Третьяковской Галереи насчитывает более ста тридцати тысяч экспонатов, включающих собрание древнерусских икон, русской живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства.Дата основания: 1856Адрес: пер. Лаврушинский, 10, Москва, РоссияТранспорт: ст. метро ТретьяковскаяРаботает: вторник, среда, суббота, воскресенье 10:00-18:00, четверг, пятница 10:00-21:00, понедельник выходнойВход: платныйОфициальный сайт Государственной Третьяковской галереи

В четырех разделах данной коллекции представлено 231 картина из собрания Государственной Третьяковской галереи.В Разделе 1 можно увидеть 56 картин выдающихся русских портретистов Ивана Никитича Никитина, Алексея Петровича Антропова, Ивана Петровича Аргунова, Дмитрия Григорьевича Левицкого, Фёдора Степановича Рокотова, Владимира Лукича Боровиковского, Василия Андреевича ТропининаРаздел 2 (63 картины) и Раздел 3 (77 картин) содержат произведения знаменитых русских живописцев Василия Григорьевича Перова, Карла Павловича Брюллова, Константина Егоровича Маковского, Владимира Егоровича Маковского, Василия Васильевича Верещагина, Василия Дмитриевича Поленова, Ильи Ефимовича Репина, Василия Ивановича Сурикова, Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля, Константина Алексеевича Коровина, Михаила Васильевича Нестерова, Валентина Александровича Серова, Константина Андреевича Сомова, Бориса Михайловича Кустодиева.Раздел 4 (35 картин) посвящен работам представителей русского авангарда Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Бориса Дмитриевича Григорьев, Ильи Ивановича Машкова, Казимира Севериновича Малевича, Василия Васильевича Кандинского, Павла Николаевича Филонова.

Коллекция картин из собрания Государственной Третьяковской галереи. Раздел 1

Cмотреть дальше>>>

gallart.by


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта