LJ Magazine. Жар птица картина васнецова


Жар- птица, или похищение счастья.Часть первая.

11:58 am - Жар- птица, или похищение счастья.Часть первая.

Почти в каждой волшебной сказке героя ожидает награда- любовь девицы-красавицы, богатство и многое многое другое...Но сачстье надо заслужить...Вот как-то так в русском эпосе и русском сознании сложилось. Заслужить или завоевать счастье  может далеко не каждый-на это способен только  человек смелый, сильный, а главное-добрый.Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну.   Жар-птица-это  олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым..Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.

Если ты нашел перо, выпавшее  из хвоста Жар - птицы, со временем  оно превратится в золотое.Для ловли Жар - птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.Файл:Firebird.jpgИван Билибин, Иван царевич и жар-птица

Картинка 2 из 11Виктор Васнецов. Ковёр самолет (фрагмент с Жар- птицей)

Картинка 1 из 11

Жар-птица - Леонид Кошевойhttp://www.sweezar.2s.ru/Картинка 1 из 2Антропов, роспись на шкатулке.Файл:Zharptitsa.jpgЛеон Бакст, костюм жар-птицы к балету И.Стравинского Можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов...но Феникс заслуживает отдельного поста...

отсюда

pheonae.livejournal.com

Образ Жар-птицы в искусстве – Ярмарка Мастеров

В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. В разных культурах ее образ  обрастал своими подробностями и оттенками. У славян она Жар-Птица, у чехов и словаков — рыжезлатый Огнивак, у египтян и греков Феникс, у арабов Симург, у китайцев Фэн-хуан, у евреев Мильхам.

история

В.Васнецов «Ковер-самолет»

Но при этом описание ее весьма сходно. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах...» — так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. — Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» — говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, — говорили славяне о Жар-птице, — об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом, а глаза ее напоминали блестящие кристаллы.

жар-птица

Л.Вертинская — «Птица-Феникс»

Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как Феникс пройду я через области потустороннего мира». Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца. Иранцы считали, что Симург обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки. В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть. Евреи, называющие чудо-птицу Мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие. В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами..  Ну а славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и тогда именно ее сияние принимают за цветок папоротника.

искусство

Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина. Перья ее обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, они блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. А по ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. Ее золотая окраска связана именно с местом ее пребывания, так как считалось, что в «тридесятом» царстве всё окрашено в золотой цвет. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, и, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. А вот поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об огненное оперение. Надо сказать, что выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло, а когда потухнет, то превращается в золото. Перо Жар-птицы — предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами, оно способно указывать клады. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки (достаточно редкие, даже в старину), которые дают ей красоту и бессмертие. Их можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.Пение Жар-птицы исцеляет болезни и недуги и возвращает зрение слепым, а когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.

иллюстрации

Л. Бакст. Эскиз к балету «Жар-птица» 

Считается, что добыча Жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть ее удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли Жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца.Говорят, что поймать ее можно только на приманку — клетку с золотыми яблоками внутри. Также по легендам Жар-птица стережет цветок папоротника в ночь на Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добродушным праздным нравом и на людей не нападает, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия — пения. А если в природе наступал мрак, и черные дождевые тучи надолго затягивали голубое небо, прилетала Жар-птица. Мало того, что она сама светилась, как маленькое солнышко, она еще мощными взмахами крыльев разрывала пелену туч, давая доступ лучам солнца. Точно также она разгоняла черное колдовство и грусть в сердцах людей.

И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

хохлома

И.Билибин

Трудно определить, с какого века сущест­вовала эта сказка в русском фольклоре, несколько поколений передавало ее из уст в уста и запечатлелась в лубочных картинках. В середине XIX века А.Н. Афанасьев включил лубочный вариант «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» в свое знаменитое многотомное собрание, окончательно закрепив в качестве «канонического» первоначальный, восходящий к русской фольклорной традиции сюжет этой сказки.Однако популярность сказки о Жар-птице обусловлена не столько ее сюжетной увлекательностью, сколько глубоким смыслом, кроющемся в содержании. Сказка о Жар-птице в данном смысле — особая. Выражаясь современным научным языком, она является метасказкой, поскольку здесь говорится о смыслообразующем значении мечты в жизни человека. «Жар-птица» — это символ прекрасной, высокой и светлой мечты и преданность ей, готовность к подвигу во имя ее исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван-царевич обрел жизненную цель, которая стала ему дороже золотых яблок и даваемого статусом царского сына земного благополучия. Ради этой цели-мечты он готов преодолеть любые трудности и опасности.

В XIX веке сказка о Жар-птице выходила в России многотысячными тиражами. По­явились и разнообразные ее стилизованные обработки и переделки. Но гораздо больше для постижения глубинного смысла и неисчерпаемого символизма этого фольклорного шедевра сделали русские поэты. Так в 1907 году К.Д. Бальмонт назвал свой стихотворный сборник «Жар-птица».

огонь

Жар-птица — основной образ, к которому обратились художники хохломской росписи. Ее огненные яркие перья сияют на посуде.

А вот первой из профессиональных художников к образу Жар-птицы обратилась Елена Дмитриевна Поленова (1850 - 1898), сестра В.Д. Поленова. В письме к критику В. В. Стасову от 29 января 1896 года она сообщала, что ей предложили исполнить эскиз большого панно для вышивки на русскую тему. Сюжетом художница выбрала Жар-птицу. Она изобразила ночь и дерево с золотыми плодами, на вершине которого дремлет огненная птица. Панно было выполнено в вышивальных мастерских М. Ф. Якунчиковой и экспонировалось на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом 1896 года. В том же году она начала серию иллюстраций к сказке о Жар-птице.

И. Билибин с воодушевлением последовал по стопам Поленовой. Первые акварельные иллюстрации он выполнил к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Жар-птица помогла обрести свое подлинное призвание тогда еще молодому художнику.

Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к ко­торому создал Леон Бакст. Позд­нее Жар-птица дарила надежду и российским эмигрантам, изда­вавшим в 1920-е годы одноимен­ный журнал о литературе и ис­кусстве. Сегодня многие предприниматели, по-видимому счи­тая, что имя волшебной пти­цы принесет им удачу, используют его в названиях своих компаний. А в 2009 году стала символом Конкурса Песни Евровидение 2009, проходившего в Москве.

К. Сомов «Жар-птица»

Обложка журнала «Жар-птица»

Камин

Фасад банка в Нижнем Новгороде

Украинская вытынанка

Оформление сцены

Иллюстрации:

Н. Кочергин 

Г. Спирин

В. Корольков

Н. Гипиус

Н. Кочергин

Е. Горохова

В. Милашевский

Фигурка ЛФЗ

Лаковая миниатюра:

И, напоследок, пасхальная открытка

www.livemaster.ru

«Ковёр-самолёт». Сочинение по картине В. М. Васнецова.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт».

Картина «Ковёр-самолёт» написана В. М. Васнецовым в 1880 году. Жанр русской сказки, русского фольклора был излюбленным жанром художника. Этот жанр раскрывает внутренний мир и внешний облик народа. Картину художнику заказал промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов, покровительствующий ему. Предполагалось, что висеть полотно будет в кабинете директора правления строящейся Донецкой железной дороги, как символ нового скоростного средства передвижения. К сожалению, правление не одобрило картины, и её купил для себя С. И. Мамонтов. Сюжет картины взят из русской сказки «Иван-царевич и Жар-птица», когда Иван, добыв в Тридевятом царстве Жар-птицу и ковёр-самолёт, возвращается домой. В центральной части картины изображён летящий высоко в небе сказочный ковёр-самолёт и стоящий на нём Иван-царевич. Ковёр не просто величаво парит в воздухе, а летит с большой скоростью. Это видно по развевающимся волосам Ивана, полам и рукавам его кафтана. На щеках молодого человека играет румянец от холодного ветра. Сам ковёр по форме напоминает летящую птицу с огромными крыльями и современный самолёт военного типа. Хотя изобразил художник обыкновенный ковёр ручной работы. Автор красочно прорисовал узоры рисунка. Рисунок виден даже с изнаночной стороны ковра. На рисунке можно различить человечка, геометрические фигуры, фигуры каких-то сказочных существ, возможно, одно из них — дракон. Бахрома ковра трепещется на ветру. Ковёр мягкий, подвижный, извивается в полёте, непонятно, как на нём удерживается и не падает человек? Стоит Иван-царевич твёрдо, гордо и решительно смотрит вдаль. Одет он в царские богатые одежды. Шапка, зелёный кафтан, сорочка, красный кушак пошиты из дорогих материалов. Под кафтаном поддет расшитый халат. На шапке блестят дорогие каменья, кафтан украшен позолотой, сорочка — вышивкой. Рукава кафтаны длинные. Такие кафтаны шили для богатых и знатных людей в старину на Руси. На поясе висит меч в золочёных блестящих ножнах. Рукоять меча тоже позолочена. Наверное, это сказочный меч-кладенец. Рука царевича уверенно лежит на нём. Через шею молодого человека переброшена толстая цепь с кольцом, к которому прикреплена золотая клетка с Жар-птицей. На поясе висит вышитый мешочек с ключом от клетки. Молодой человек рукой в рукавице крепко сжал кольцо. Клетка от жара нагрелась, поэтому Иван надел рукавицу, чтобы не обжечься. Клетка ажурная, вверху решётка заканчивается фигурками драконов, держащих в зубах колокольчики, издающие мелодичный звон при покачивании. От сидящей на жёрдочке Жар-птицы исходит необыкновенный свет, бликующий на щеке Ивана и его кафтане. Васнецов схематично нарисовал птицу белыми красками на фоне жёлтого сияния, заполняющего всю клетку. Чувствуется, что чудесной пленнице тесно в темнице, в которую она заключена. Клюв от нехватки воздуха приоткрыт, крылья слегка раскинуты в стороны, она готова улететь, как только получит свободу. Полёт происходит на закате дня. За тучками слабо виден восходящий серп луны. На землю опускается туман, он закрыл уже весь горизонт. На панораме внизу видны лес, луга и речки. Вода в реке гладкая, спокойная, слабо освещённая лунным светом. Многие деревья в лесу без листьев, они какие-то сказочно корявые. Ночной вид на землю с высоты птичьего полёта написан Васнецовым тёмными, мрачными красками. В нижнем левом углу картины три летящих птицы. Это совы или филины, которые ночью не спят, а охотятся. Полёт ковра-самолёта встревожил их, поэтому они вспорхнули с веток и кружат в воздухе, сопровождая летящих. Контрастность красок в изображении сказочного летящего ковра-самолёта с Иваном-царевичем и вечернего вида земли подчёркивает разницу между обычной, повседневной жизнью и сказочной. В сказке всё фантастически выдумано, поэтому краски сочные, яркие. В то же время образ Ивана и ковёр убедительно материальны, так реалистично выписаны, что поневоле веришь в возможность существования ковра-самолёта. Давнее воплощение человеческой мечты о покорении неба, способности летать и побеждать отражены в русской сказке, подхвачены и воплощены в картине «Ковёр-самолёт» Васнецовым. Художник предполагал, что картина будет символизировать скоростное передвижение и покорение пространства. Жар-птица в клетке символизирует обладание человеческим счастьем, пойманной удачей. Недаром, в народе сложилась поговорка «поймал свою Жар- птицу» про удачливого, счастливого человека. Иван-царевич крепко стоит на ногах, уверенно вглядывается вдаль, олицетворяя победителя. Ему удалось, благодаря своей ловкости и умению, поймать Жар-птицу, летать по небу, выполнить успешно все задания и возвращаться домой. Картина не понравилась руководству Донецкой железной дороги, но получила одобрение публики, после выставки картин художников передвижников приобрела всеобщее признание и популярность. Хранится картина в Нижегородском государственном художественном музее.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

gdzplus.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта