Святая княгиня Ольга (житие, изображения, памятники). Картина княгиня ольга васнецов


Святая княгиня Ольга (житие, изображения, памятники)

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

24 июля Православная Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги.

 Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

 Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1927)

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть триптиха «Святая Русь»

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть триптиха Святая Русь

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

 Святая княгиня Ольга

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

 Святослав Рерих. Розы сердца. Княгиня Ольга

Святослав Рерих. Розы сердца. Княгиня Ольга

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям.Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.

 Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

 Святая княгиня Ольга. Икона

Святая княгиня Ольга. Икона

Святая княгиня Ольга. Икона

Иоанн Креститель и святая Ольга

Иоанн Креститель и святая Ольга

Памятник княгине Ольге в Киеве

Памятник княгине Ольге в Киеве

Еще один памятник княгине Ольге в Киеве 

Памятник княгине Ольге в Киеве

Памятник княгине Ольге во Пскове

Памятник княгине Ольге во Пскове

Примечательно, что жители украинского города Коростень (современное название Искоростеня) давным-давно простили княгине Ольге, что она сожгла их город. Сейчас в Коростене стоит памятник святой княгине Ольге.

Памятник святой княгине Ольге в Коростене

 При подготовке статьи использованы материалы сайта pravoslavie.ru

top-antropos.com

Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Св. Князь Владимир и Св. Княгиня Ольга

Святой Владимир изображен в богатых княжеских одеждах, удивительно красивых по сочетанию красок. Красная благородно-тусклого оттенка порфира, жемчуг короны, цветная эмаль на кресте, снежная белизна бороды и матовые прозрачные краски лица удивительно гармонируют между собой.

Властная уверенность, с какой он держить крест, выдает в нем бывшего воинственного языч­ника и привыкшего повелевать князя. Но в глазах его уже видна святость христианской думы.

Св. князь Владимир, внук Св. Ольги, жестокий и мсти­тельный, молодость свою провел в ссорах и в войне с братьями. Умертвив брата Ярополка, князя киевского, он сделался единодержавным Государем и с 980-го года начал княжить в Киеве. Св. князь Владимир, крестился в Херсоне (Корсуне) в 988 году.

Владимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Св. Князь Владимир

Святая Ольга изображена в великолепном костюме византийской царицы. Лицо ее выражает всеисторическиекачества ее натуры, просла­вившие ее, как женщину мстительную, бесстрашную, неумевшую прощать и щадить. В ее христианстве эти черты отразились неуклонным фанатизмом. Это праматерь тех раскольниц, которые сжигали себя живыми за двуперстное сложение. О принадлежности ее к християнству говорить крест в правой руке и модель Вышгородской церкви - в левой.

Владимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Св. Княгиня Ольга

Святой Владимир изображен в богатых княжеских одеждах, удивительно красивых по сочетанию красок. Красная благородно-тусклого оттенка порфира, жемчуг короны, цветная эмаль на кресте, снежная белизна бороды и матовые прозрачные краски лица удивительно гармонируют между собой.

Властная уверенность, с какой он держить крест, выдает в нем бывшего воинственного языч­ника и привыкшего повелевать князя. Но в глазах его уже видна святость христианской думы.

Св. князь Владимир, внук Св. Ольги, жестокий и мсти­тельный, молодость свою провел в ссорах и в войне с братьями. Умертвив брата Ярополка, князя киевского, он сделался единодержавным Государем и с 980-го года начал княжить в Киеве. Св. князь Владимир, крестился в Херсоне (Корсуне) в 988 году.

Владимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Св. Князь Владимир

Святая Ольга изображена в великолепном костюме византийской царицы. Лицо ее выражает всеисторическиекачества ее натуры, просла­вившие ее, как женщину мстительную, бесстрашную, неумевшую прощать и щадить. В ее христианстве эти черты отразились неуклонным фанатизмом. Это праматерь тех раскольниц, которые сжигали себя живыми за двуперстное сложение. О принадлежности ее к християнству говорить крест в правой руке и модель Вышгородской церкви - в левой.

Владимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Св. Княгиня Ольга

profidom.com.ua

Святая равноапостольная княгиня Ольга -

Васнецов В. М. Портрет худ. Нестерова М. В.

     Виктор Михайлович Васнецов, наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение нее, давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами, его портретами и, наконец, сравнительно недавно пришедшей к нам его религиозной живописью.      Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Михаила Васильевича Васнецова. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябово, где и прошли детские годы будущего художника.      «Я жил в селе среди мужиков и баб, – вспоминал впоследствии художник, – и любил их не "народнически", а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины».       Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника, именно здесь у него проявился интерес к народному творчеству.       С 1858 по 1862 год мальчик учится в духовном училище в Вятке. После этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Учась в семинарии, Виктор одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева, с увлечением рисовал с литографий и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э. Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора.       В 1866 году он подготовил шестьдесят рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицына. Васнецов не стал священником, как мечтал отец: в 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса. Он решает ехать в столицу и поступать в Академию художеств.       Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» (1867), разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. Не попав сразу в академию, он год занимался в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И. Н. Крамской, поддержавший талантливого юношу. В 1868 году Виктор становится учеником академии. Здесь он будет заниматься (с перерывами) до 1876 года. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания, сотрудничает в иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. Большое влияние оказал на молодого Васнецова в академии П.П. Чистяков. Здесь же он сближается с И. Е. Репиным.       С 1874 года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках. Ранние произведения художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным. Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей: «Нищие певцы» (1873), «В чайной» (1874),«Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876).       23 ноября 1876 года Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался счастливым: у Васнецовых родились четыре сына. В том же году художник отправляется за границу в Париж. Результатом наблюдений в столице Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877). На события Русско-турецкой войны 1877–1878 годов на Балканах художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878). Мастерски написаны фигуры и передана средствами тональной живописи дождливая погода, пейзаж города.       В 1878 году Васнецов возвращается на родину. «Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».     Мастером занимательного живописного «рассказа», сложившимся художником-жанристом выступает Васнецов в картине «Преферанс» (1879). Эта картина вызвала восторженные похвалы И.Н. Крамского.       В это время Васнецов обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории: «Противоположения жанра и истории в душе моей никогда не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило… Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».       В 1880 году художник завершает первую историческую картину – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), которая экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Эта картина была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Рецензент в «Московские ведомостях» писал: «Картина производит с первого раза отталкивающее впечатление, зрителю нужно преодолеть себя, чтобы путем рассудка и анализа открыть полотну некоторый доступ к чувству. Это потому, что в нем слишком много места отведено "кадаверизму" (то есть воспеванию трупов)».       Только самые проницательные из друзей разгадали, что представляло собой новое искусство Васнецова. «Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник. Таким далеким, таким грандиозным, – по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня», – писал Чистяков. «…Для меня – это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких еще не бывало в русской школе», – писал о той же картине Репин. Нестеров, поначалу жалевший об отказе Васнецова от жанровой живописи, спустя некоторое время сказал: «...Узнав и полюбив Васнецова, я стал душевно богаче, увидел обширное поле красоты. Мне стали понятны помыслы художника-мечтателя… весь тот мир, в коем столь радостно, так полно, неограниченно жил и творил тогда Виктор Михайлович, несмотря ни на нападки на него, ни на материальную нужду…»      Очень значительна была в то время поддержка С.И. Мамонтова. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картины-панно для зала заседания правления Донецкой железной дороги. В этих трех картинах – «Ковре-самолете» (1880), «Битве славян со скифами», «Трех царевнах подземного царства» (1884) – Васнецов и начал осуществлять новую программу своего творчества.

   В 1881 году Васнецов создает свое наиболее проникновенное и целостное в поэтичности и искренности чувства произведение – картину «Аленушка». Художник долго не мог найти модель для нее. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой. И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.       А. Жданова пишет: «В слиянии настроения человека с состоянием природы и заключается сказочное очарование "Аленушки". Ритм и цветовой узор, пронизывающие картину, вызывают в памяти узорочье русских вышивок, звонкие присказки и ритмичные приговорки русских сказок. Поет, как песня, как расписные хоромы, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались. Учит нас картина понимать, близко принимать к сердцу печаль русской осины и горе обиженной девочки».      В 1883–1884 годах Васнецов пишет большое панно «Каменный век» для украшения зала открывавшегося в Москве Исторического музея. В изображении сцен охоты на мамонта и последующего пиршества Васнецов создает впечатляющие образы и картины реконструируемого далекого прошлого. «Впечатление, произведенное на современников "Каменным веком", – писал И. Грабарь, – пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то "Помпеей" К. Брюллова».       Высокое профессиональное художественное мастерство проявил художник в грандиозных росписях Владимирского собора в Киеве. Здесь Васнецов работал с 1885 по 1896 год.     В 1891 году работы во Владимирском соборе в основном были закончены, и художник с семьей возвращается в Москву. К этому времени его материальное положение позволило осуществить давнюю мечту – приобрести небольшую усадьбу близ Абрамцева и построить в Москве скромный дом с просторной и светлой мастерской.       В 1897 году художник пишет картину «Иван Грозный». Иван Грозный у Васнецова не деспот-мученик, но личность убежденная и сильная. Именно так – с уважением к уму, силе  – изображался Грозный в народных преданиях о нем.   Близость к фольклору ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения картины. Нетрудно заметить, как много внимания уделено в ней орнаменту.        Еще через год был завершены «Богатыри» – центральное, наиболее известное и прославленное произведение Васнецова. Картина «Богатыри» была почти готова в 1882 году. «Как это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, – сказал однажды художник, – но натолкнули меня приняться за "Богатырей" мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в "Богатырей", объяснить не могу, должно быть, приснилось!»       В одном из писем он выразил идею картины, назвав ее «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович – на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого».       В 1899 году «Богатырями» Васнецов открывает в Москве свою первую персональную выставку. Высокую оценку картине дал В.В. Стасов. «Эти "Богатыри"… – писал он, – выходят словно pendant, дружка, к "Бурлакам" Репина. И тут и там – вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там – угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную или машинную, а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».       В начале века имя Васнецова приобрело широкую известность. Росло количество его подражателей, и создался так называемый «васнецовский стиль», мало имеющий общего с истинным направлением художника и глубоко его огорчавший.       С 1898 по 1911 год Васнецов работает над эскизами мозаик и росписей церквей городов Гусь-Хрустальный, Петербург, Варшава, Дармштадт и других.       «В последний период жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок, – пишет А. Амшинская. – Одновременно он продолжал писать портреты. Портреты всегда занимали особое место в творчестве художника, он не был в строгом смысле портретистом и писал только близких ему людей. Очень скромные, без малейшей аффектации портреты эти поражают сходством с оригиналом. Портреты Е. Мамонтовой, М. Антокольского, В. Полетаевой, детей художника и многие другие всегда предельно просты, однако решение их никогда не повторяется – поза, посадка фигуры, выражение лица, живописный строй их вытекают из характера самой натуры, они объективны в самом хорошем смысле этого слова, они глубоко реалистичны».       После революции 1917 года семья художника оказалась разрозненной, он тяжело это переживал. Народное искусство остается для Васнецова источником вдохновения. Он продолжает разрабатывать сюжеты народных сказок и в картинах, написанных уже после Октябрьской революции: «Царевна-лягушка» (1918–1926), «Змей Горыныч» (1918–1926), «Сказка о спящей царевне» (1900–1926), «Кащей Бессмертный» (1917–1926) и «Бой Ивана-царевича со змием» (1917–1926).       Художник продолжал неустанно работать вплоть до самой смерти 23 июля 1926 года.

ТЕМЫ И СЕРИИ - Жанровые зарисовки - Портреты - "Снегурочка" - "Каменный век"

- Владимирский собор в Киеве

- Храм Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге - Архитектурные проекты - "Песнь о вещем Олеге" - Сказка - Богатыри - Поэма семи сказок

 

znanie.pravorg.ru

ИЛЛЮСТРАЦИИ . Княгиня Ольга

Святая равноапостольная княгиня Ольга. М.В. Нестеров. Роспись Владимирского собора в Киеве. 1892

Житие княгини Ольги в редакции Степенной книги царского родословия, Томский список Степенной книги. 60-е гг. XVI в.

«Ольгин камень» в селе Выбуты. Фото Н.А. Алексеева

Река Великая в окрестностях Выбут. Фото Н.А. Алексеева

Великий князь Рюрик. Миниатюра из «Титулярника» 1672 г.

Церковь Святого Ильи в Выбутах. XV в. Фото Н.А. Алексеева

Великие князья Игорь (слева) и Святослав (справа). Миниатюры из «Титулярника» 1672 г. Можно предположить, что портреты князей в «Титулярнике» перепутаны

«Ольгины ворота» и «Ольгины слуды» на реке Великой. Гравюра с наброска Г. Пиватто. 1883

Великая княгиня Ольга. Миниатюра из рукописи Степенной книги, 1670

Ожерелье с подвесками и крестик из кургана в Гнездове близ Смоленска. Третья четверть X в.

Бронзовый перстень-печатка с изображением Христа из кургана у села Шестовицы близ Чернигова. Х в.

Фундамент Ольгиного дворца в Киеве. Раскопки 1907— 1908 гг. Макет

Византийское войско. Миниатюра Мадридского списка «Хроники» Иоанна Скилицы. XII в. Фрагмент

Корабль викингов. Изображение на скандинавской монете. IX в.

Стены Константинополя

Меч и шлем из черниговских курганов. Х в.

Клятва Игоря и его «мужей»: христиане присягают в соборной церкви Святого Ильи, язычники приносят клятву идолу. Миниатюра Радзивиловской летописи. XV в.

Княгиня Ольга. Мозаика В. А. Фролова по оригиналу И. К. Рериха. 1916

Первая месть Ольги древлянам, Миниатюра Радзивиловской летописи

Княгиня Ольга принимает древлянских послов. Миниатюра Радзивиловской летописи

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра Радзивиловской летописи

Плач Ольги нал гробом Игоря. Миниатюра Радзивиловской летописи

Битва с древлянами. Миниатюра Радзивиловской летописи

Вид на современный город Коростень со стороны реки Уж. Памятник княгине Ольге. Скульптор И. Заречный

Сожжение Искоростеня. Миниатюра Радзивиловской летописи

Троицкий собор в Псковском кремле. Фото Н.А. Алексеева

Псковский крест и шапка святой Ольги. Со старинной открытки

Ольга и Святослав. Миниатюра Радзивиловской летописи

Житие княгини Ольги по списку Великих миней четьих митрополита Макария. Царский комплект. Государственный исторический музей Сын. № 182, Л. 184

Святая равноапстольная княгиня Ольга, В.М. Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885—1893

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Фреска Архангельского собора Московского Кремля, XVII в.

Княгиня Ольга на приеме у императора Константина Багрянородного. Миниатюра Мадридского списка «Хроники» Иоанна Скилицы. ХII в.

Собор Святой Софии в Константинополе. Современный вид

Внутреннее пространство собора Святой Софии в Константинополе

Княгиня Ольга и император Константин Багрянородный. Фреска киевского Софийского собора. XI в.

Княгиня Ольга беседуете императором Константином Багрянородным. Крещение княгини Ольги. Миниатюра Радзивиловской летописи

Святые Константин и Елена. Фреска новгородского Софийского собора. XI — начало XII в.

Предположительные изображения императора Романа II и императрицы Елены. Прориси с фресок киевского Софийского собора Ф.Г. Солнцева. XIX в.

Княгиня Ольга и император Константин Багрянородный. Подношение Ольге императорских даров., Миниатюра Радзивиловской летописи

Княгиня Ольга на приеме у императора Константина Багрянородного. Реконструкция фрески киевского Софийского собора С.А. Высоцкого и Ю.А. Коренюка

Святая Ольга, великая княгиня Русская. Греческая икона Нового времени

Зрители на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора

«Слово о том, как крестилась Ольга» по списку XIV—XV веков. Российская национальная библиотека. Соф. № 1365, Л. 136

Крещение княгини Ольги. A.M. Иванов. Рельеф Тронного зала Большого Петергофского дворца. 1769

Император Константин VII Багрянородный. Изображение на византийской монете

Император Отгон I Великий. Изображение на печати

Константинопольский патриарх благословляет княгиню Ольгу. Миниатюра Радзивиловской летописи

Крест святой Ольги в Пскове. Фото Н. А. Алексеева

Часовня Святой Ольги в Пскове. Фото Н. А. Алексеева

Успение княгини Ольги. Миниатюра Радзивиловской летописи

Великий князь Владимир Святославич. Миниатюра из «Титулярника» 1672 г.

Великий князь Ярослав Владимирович. Миниатюра из «Титулярника» 1672 г.

Шиферный саркофаг из киевской Десятинной церкви. Предположительно, в нем была похоронена княгиня Ольга

Памятник княгине Ольге в Пскове. Скульптор В.М. Клыков

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Святая валькирия княгиня Ольга - Любовь к жизни

       Историкам образ княгини Ольги доставил немало головной боли. Многие свидетельства порождают больше загадок, чем открывают достоверных фактов. Само ее происхождение окутано дымкой недосказанности.Николай Бруни"Святая великая княгиня Ольга", 1901 г.:

    У Николая Гумилева есть стихотворение "Ольга", 1920 года - поэтическая медитация на тему женского имени:

  "Эльга, Эльга! - звучало над полями,    Где ломали друг другу крестцы    С голубыми, свирепыми глазами    И жилистыми руками молодцы.

    Ольга, Ольга! - вопили древляне    С волосами желтыми, как мед,    Выцарапывая в раскаленной бане    Окровавленными ногтями ход.

    И за дальними морями чужими    Не уставала звенеть,    То же звонкое вызванивая имя,    Варяжская сталь в византийскую медь.

    Все забыл я, что помнил ране,    Христианские имена,    И твое лишь имя, Ольга, для моей гортани    Слаще самого старого вина.

    ...Вижу череп с брагою хмельною,    Бычьи розовые хребты,    И валькирией надо мною,    Ольга, Ольга, кружишь ты".

    Это о княгине Ольге, одной из самых известных и загадочных женщин Древней Руси. Первая женщина у кормила власти, выросшая из "любезной сельской девицы" (Карамзин) в "архонтиссу России", вершительницу судеб Восточной Европы. Безжалостная "валькирия", мстящая за убитого мужа; "матерая вдова, крепко держащая в руках бразды правления над семьей и над страной" (архимандрит Константин). И - христианка-неофитка, смиренно слушащая наставления патриарха...

    В "Повести временных лет" Ольга впервые появляется под 903 годом: молодому князю Игорю, постигающему государственную науку под началом Олега-правителя, "приведоша жену от Плескова, именем Ольгу". Плесков (Пльсков) обычно отождествляется с Псковом.    Более поздние сказания из "Степенной книги" XVI века уточняют: происходила Ольга "от веси именуемыя Выбутцкая". А была Ольга "от языка варяжска, от рода же не княжеска, ни велможеска, но от простых людей".

Василий Сазонов"Первая встреча князя Игоря с Ольгой", 1824 г.:

    Повествование о первом знакомстве Игоря с будущей супругой воплощает известный в средневековой литературе сюжет: мудрая дева своими рассудительными речами образумливает юношу, воспытавшего к ней нечистой страстью. Согласно сказанию, Игорь, переправляясь в лодке через реку, обратил внимание на гребца: перед ним была девица, "велми юна сущи, доброзрачна и мужественна". Разгоревшись желанием, он обращается к ней с бесстыдными речами и непристойным предложением.    Ольга обличает "глумления коварство": будущий властитель не может творить беззаконие; она же готова броситься в реку, чтобы избавить юного князя от соблазна, а себя от поругания и позора...  Игорь устыдился. Спустя же несколько лет, когда пришла пора ему вступать в брак, он вспомнил красоту и отвагу псковитянки, послал за ней и взял ее в жены с подобающей честью. Уже этот первый житийный эпизод оправдывает закрепившееся за Ольгой прозвание "мудрая" (в "Повести временных лет" о ней даже говорится: "мудрейшая из людей"!).

    Впрочем, уже Карамзин скептически отзывался об этом сюжете: "Мы не можем ручаться за истину предания". Маловероятно, чтобы стратегически мыслящий Олег одобрил бы брак своего воспитанника с девушкой низкого рода. Чтобы стать супругой великого князя, она должна была иметь знатное происхождение.    Варяжское или славянское? Имя "Ольга" (в греческой передачи Эльга) точно соответствует скандинавскому "Хельга". Но было ли это имя изначальным для нее?

    Иоакимовская летопись, в передаче Василия Татищева, говорит, что Олег выдал за Игоря "жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее". Вроде бы получается логично - расчетливый правитель хотел соединить варяжский род Рюриковичей со старой славянской знатью, потомками старейшины, призвавшего Рюрика. Вот только подлинность пересказанных Татищевым сведений большинство историков отвергает...

    Откуда же появился пасторальный образ отроковицы-паромщицы?    Историк церкви Антон Карташев считал, что здесь мы имеем дело с "легендарным искажением признака высокого социального положения Ольги-варяжки": она действительно выросла при переправе через реку Великую, только была дочерью не простолюдина-лодочника, а знатного варяга, отвечавшего за важный стратегический пункт на пути "из Варяг в Греки".

    Однако была ли родиной Ольги Псковщина?    Некоторые поздние летописи называют ее дочерью самого могущественного регента - Вещего Олега.    Еще более оригинальную версию обосновал церковный историк XIX века архимандрит Леонид. В собрании графа Уварова от обнаружил исторический сборник XV века, в котором расказывалось, что Олег женил Игоря "в Болгарех" и взял за него княжну по имекни Ольга, "иже бе мудра зело". По гипотезе архимандрита, родина Ольги (Плесков) - это не Псков, а Плиска, столица Болгарии в 681 - 893 годах. Такая версия объясняет многое - например, настойчивый интерес сына Ольги Святослава к болгарским делам и его желание перенести свою столицу на Дунай ("ибо там - середина земли моей", - говорил князь). Против этого вроде бы свидетельствует тот факт, что супруга Игоря была язычницей. Но все сходится, если предположить, что Ольга была дочерью болгарского князя Владимира Расате (правил в 889 - 893 годах), отступника, вернувшегося к язычеству.

    Будучи замужем за Игорем, Ольга не стремилась выходить на первый план политики, хотя, согласно житию, на Руси ее считали "премудрой". Вновь она проявляет себя в истории после убийства племенем древлян ее мужа в 945 году (летописец бесстрастно свидетельствует, что князь увеличил поборы, "желая большего богатства").

Казнь древлянами князя Игоря(рисунок Федора Бруни, 1839 г.):

    Рассказ о мести Ольги - один из самых запоминающихся эпизодов "Повести временных лет". Она карает племя четырежды! Причем каждый раз вводит в заблуждение наивных древлян (они даже хотели предложить ей в мужья своего князя Мала!), заявляя, что не гневается на них.    Первое посольство, искавшее примирения, она погребает заживо в ладье, второе более знатное, сжигает во время мытья в бане. Затем, придя "в землю Деревскую", во время тризны по Игорю приказывает перебить 5000 древлян. И, наконец, Ольга открывает военные действия, осаждает древлянскую столицу Искоростень. В ходе переговоров притворно соглашается простить горожан, взяв с них легкую дань - по три голубя и три воробья с каждого двора. По ее приказу воины привязывают каждой птице тлеющий трут и отпускают. Пернатые возвращаются на родные дворы - и весь город охватывает пламя.Так мести княгини Ольги древлянам изображенына миниатюрах Радзивилловской летописи XV века:

  То, что летопись столь подробно живописует жестокость ее действий, Сергей Соловьев объясняет так: "Женщина отличается благочестием в религиозном и семейном смысле; обязанность же мести за родного человека была тогда обязанностью религиозной, обязанностью благочестия".

    Почему же суровые воины дружины приняли руководство слабой женщины? Ольга приняла правление как регентша при трехлетнем сыне Святославе. Рядом с ней мы видим воеводу Свенельда - авторитетного в войске. Высказывались умозрительные предположения, что мужрую княгиню и отважного викинга связывало нечто большее, чем политическое партнерство...

     То немногое, что мы знаем о внутренней политике Ольги из летописей, подтверждает ее статус мудрой правительницы. Игорь заплатил жизнью не только за собственную жадность, но и за хаос в налоговой системе ("полюдье"). Ольга занялась установлением твердых "правил игры": определила "уроки" (фиксированный размер дани) и установила "погосты" (опорные пункты, где останавливались княжеские дружинники во время сбора дани). Княжеское "полюдье", превратившееся в "повоз", утратило при ней характер произвола.

    Вершина политической биографии Ольги и ее духовной судьбы - путешествие в Константинополь и принятие крещения. И здесь опять возникает разноголосица мнений - сколько раз совершала Ольга свой непростой вояж, ведь на днепровских порогах "пошаливали" печенеги. Летопись сообщает о поездке княгини под 955 годом. А по "Обряднику" императора Константина Багрянородного можно предположить два варианта - 946 и 957 годы.

Крещение Ольги в Константинополе(миниатюра Радзивилловской летописи):

    Но зачем отправилась уже пожилая княгиня (в конце 950-х годов ей было не менее 65 - 67 лет) в далекий Царьград? Ведь придя к христианской вере - а она, судя по всему, имела наставника, попа Георгия - креститься она могла и на родине. Ряд историков предполагает, что русская "архонтисса" искала династических связей с константинопольским императорским домом. Могли вестись переговоры о браке византийской принцессы со Святославом Игоревичем, а ему тогда, конечно, пришлось бы принимать христианство.    Однако гордые ромеи не откликнулись на инициативу. Караван судов Ольги проболтался весь летний сезон на водах Золотого Рога, но кроме торжественных церемоний и казенных даров в актив посольства записать было нечего.

    Отголосок ольгиной обиды звучит в летописи. Повествование там ведется в двух регистрах. Благочестивым тоном рассказывается о приобщении Ольги к Христовой вере, о ее встречах с патриархом. Контакты же с императором подаются в ерническом ключе.

  "Народным баснословием" считал Карамзин летописную историю о том, что царь Константин, пленившись красотой и умом княгини, предложил ей выйти за него замуж: "В 955 году было ей уже 64 года: одна Нинон Лакло прельщала в такой старости!", - с возмущением писал историограф.

    Примечание: Нинон де Ланкло (1615 - 1705) - знаменитая французская куртизанка, писательница и хозяйка литературного салона, прославившаяся тем, что каким-то непостижимым образом умудрялась сохранять свою необыкновенную привлекательность практически до самой смерти, постигшей ее на девятом десятке.

Нинон де Ланкло:

    Согласно "Повести временных лет", Ольга, не желавшая такой партии, заявила императору, что не крестится, если он сам не будет ее восприемником. После же совершения таинства она, торжествуя, заявила Багрянородному, что теперь она его нареченная дочь и не может выйти за него замуж - "у христиан нет такого закона".  "Переклюкала (т. е. перехитрила) ты меня, Ольга", - будто бы сказал раздосадованный император.

    Реальная же досада самой Ольги на не слишком теплый прием в Константинополе отражена на другой странице летописи. Вскоре послее ее возвращения на Русь туда прибывают царьградские послы и напоминают, что Ольга обещала послать императору дары и воинов в помощь. Ответ княгини звучал едко: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду (бухта Золотой Рог), то тогда дам тебе".

    По данным немецких источников, в 959 году Елена (так стала зваться Ольга после крещения) пошла на антивизантийский демарш, отправив послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. Однако новый византийский император Роман II (959 - 963) поспешил уладить отношения с Русью. Миссия отправленного из Германии епископа Адальберта завершилась ничем, сам он едва унес из Руси ноги, написав в своей хронике, что русы звали к себе представителей латинской церкви "притворно".    Вскоре русский воинский корпус поехал крепить дружбу с Византией. Свой "интернациональный долг" язычники-русы исполнили с честью: в 960-961 годах отбили у мусульман-арабов остров Крит.

    За всеми этими перипетиями большой политики может как-то потеряться главный итог жизни Ольги-Елены, с которым она вошла в память потомков. Княгиня была причислена к лику святых как равноапостольная, то есть уподобившаяся в своих трудах апостолам. Помимо нее, православная церковь почитает лишь пять равноапостольных жен (Марию Магдалину, царицу Елену, мучениц Феклу и Апфию, просветительницу Грузии Нину).

    И это, видимо, последняя загадка Ольги: ни летопись, ни житие не рассказывают о ее миссионерской деятельности. Она не смогла обратить к Христу даже сына - Святослав остался язычником, хотя и вполне веротерпимым. Внуки Олег и Ярополк под влиянием бабушки склонялись к христианству, но принять крещение не успели, были убиты. Лишь в 1044 году Ярослав Мудрый приказал окрестить их кости...

    Антон Карташев считал замечательным то, что Ольга "не превратила своих христианских убеждений в программу политического переворота и захвата власти", оставаясь любящей матерью и подлинной христианкой. Можно только догадываться, чего это стоило пожилой православной княгине, жившей в языческой стране.

    Но, видимо, сам пример личного благочестия княгини действовал вдохновляюще, и народ почитал ее святой задолго до официальной канонизации в 1547 году. Недаром так много по Руси было "Ольгиных крестов", от которых "знамения и чудеса содевахуся".

    Ольга скончалась 11 июля 969 года.    По словам летописца, она "первой вниде в цесарство небесное от Руси"...

    Впрочем, интересно, что большинство художников изображают княгиню Ольгу вовсе не благостной, хотя и с крестом в руках (все-таки, "равноапостольная", как же без креста!).

    Смотрите сами:

"Княгиня Ольга" Виктора Васнецова(1885 - 1893 гг.):

"Святая Ольга" Николая Рериха(1915 г.):

Современный художник Сергей Кириллов изобразил княгиню Ольгу в момент крещенияявно омолодив ее, но выражение лица княгини также мало похоже на благочестивое("Княгиня Ольга (Крещение)", 2009 г.):

И только в изображении Михаила Нестерова (1892 г.) княгиня Ольгапредстает перед нами именно святой, но при этом почему-тос латинским крестом в руках:

  Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Святая Ольга в творчестве художника Виктора Васнецова

Святая Ольга в творчестве художника Виктора Васнецова - Невыдуманные рассказы

> Recent Entries> Archive> Friends> Profile

July 24th, 2017

12:06 am - Святая Ольга в творчестве художника Виктора Васнецова0_e33bd_53f42797_orig        В конце 19-го века мастер исторической и фольклорной живописи В.М. Васнецов (годы жизни 1848 - 1926) создал картину (икону) "Великая княгиня Ольга" в качестве стенной росписи Владимирского собора в Киеве.       Одну из версий происхождении княгини Ольги смотрите в моей вывеске http://g-egorov.livejournal.com/8074.html
[User Picture]

Спасибо! Очень люблю творчество Васнецова, женские портреты и в ликах святых и в ликах Богоматери, у него остаются всегда живыми портретами...мне это очень нравится!

[User Picture]

Святую Ольгу рисовали многие художники, в том числе современные. Картину Васнецова считаю лучшей! Святая Ольга - покровительница Пскова: там сегодня в окрестностях будет что-то типа крестного хода ...

LiveJournal.com

g-egorov.livejournal.com

Равноапостольная княгиня Ольга - nedovolnay

nedovolnay0_458e9_9df8be8a_orig0_755f7_e55c8998_origПамятники равноапостольной княгине Ольге в Киеве. ( фото из интернета)Странно. что не сохранилось древних изображений первой русской святой. Самые старые изображения равноапостольной княгини Ольги находятся в Радзивиловской летописи, где она изображена с вдовьим платком на голове.0_75605_2ffbdcaf_XL0_75607_720bb1e9_origМиниатюры 15 века из Радзивиловской летописи.

 Следующий образ равноапостольной княгини Ольги присутствует во фресках Архангельского собора Московского Кремля.  Здесь она изображается по типу иконографии равноапостольной царицы ЕленыРавноапостольная княгиня Ольга 1 1652-66 гг.Изображение принятия крещения княгиней Ольгой присутствует во фресках Преображенского собора Новоспасского монастыря 1688 г., выполненных художественной артелью под руководством Гурия Никитина.

В 18 веке изображение равноапостольной княгини Ольги встречается в иконах Собор Киево-Печерских святых. (В интернете нашла украинскую икону конца 18 нач 19 вв, но в Оптиной пустыни видела икону более увереннного 18 века).107033107033 (1)Здесь мы видим княгиню Ольгу в царской мантии с хвостами горностая.В такой же пышной царской мантии, императорской короне, а так же со скипетром и державой мы видим княгиню Ольгу и на иконе кон 18-нач 19 в. из ГИМа:

Есть шикарная золотофонная невьянская икона 1836 г.

Большинство же икон равноапостольной княгини Ольги относятся уже ко 2-й половине 19 в.2435654AABE23

___20110723_1346600635

Некоторые явно связаны с царским заказом. т.к. избранные святые, среди которых изображается княгиня Ольга соименны царской семье.0_6ba64_6b9898bb_XL

К 1885-96 гг относится икона равноапостольной княгини Ольги, написанная Виктором Васнецовым для иконостаса Владимирского собора в Киеве.1248530596__AZZ2216-Olga-fs Этот образ любили копировать и до революции, и после возрождения церковной жизни в конце 20-го века.Совсем другая по характеру получилась княгиня Ольга в эскизе для росписи Владимирского собора у Михаила Нестерова.iCBvS3CqOCk 1896 г 000238 1927 г

А вот какой старицей представлена княгиня Ольга в мозаике Спаса на крови в Петербурге.

Спас на крови. Храм Воскресения Христова.Святые равноапостольные благоверные князь Владимир и княгиня Ольга. Фото взято на Яндекс-фотках у dimart7

А вот этот складень 1895 г. был написан в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны. «»

nedovolnay.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта